Научная статья на тему 'Конституционные права граждан Российской Федерации и Азербайджана'

Конституционные права граждан Российской Федерации и Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
904
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА / КОНСТИТУЦИЯ УЗБЕКИСТАНА / ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азимова Эльмира Борисовна

В статье анализируются конституционные права граждан в странах СНГ. Особое внимание уделено конституциям Российской Федерации, Республики Азербайджан и Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционные права граждан Российской Федерации и Азербайджана»

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ КОНСТИТУЦИОНАЛИСТОВ

УДК 347.6

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И АЗЕРБАЙДЖАНА

Азимова Эльмира Борисовна,

магистрант Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: elmirochka208@rambler.ru

В статье анализируются конституционные права граждан в странах СНГ. Особое внимание уделено конституциям Российской Федерации, Республики Азербайджан и Республики Узбекистан.

Ключевые слова: конституционные права граждан, конституционное право, Конституция Азербайджана, Конституция Узбекистана, личные права и свободы.

Конституционные права, свободы и обязанности отражают наиболее принципиальные связи между личностью, обществом и государством. Права человека образуют ядро, самую сущность того среза жизни общества, который охватывается конституцией.

Цель провозглашения конституционных прав и свобод - определить границы самостоятельности гражданина, сферу его свободного выбора того или иного варианта поведения, ограничить сферу вмешательства государственных органов, должностных лиц, иных граждан в частную жизнь человека.

Являясь важным институтом конституционного права, фундаментом демократии и правового государства, права и свободы обладают рядом юридических свойств, отличающих их от других элементов правового статуса гражданина. Они

1) составляют ядро правового статуса человека и гражданина, лежат в основе всех других прав, свобод и обязанностей, регламентируемых отраслевым законодательством;

2) выражают общие, наиболее принципиальные связи человека и гражданина с обществом и государством, которые опосредуются в конкретных правах, свободах и обязанностях;

3) не приобретаются и не отчуждаются по воле индивида, а являются естественными и неотчуждаемыми. Они прекращаются со смертью человека или утратой гражданства;

4) имеют одинаковый объем для каждого гражданина государства;

5) характеризуются конституционной формой закрепления;

6) реализуются в конкретных правоотношениях и находятся под защитой государства.

72

Страны СНГ в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.) и Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), а также актами общего права СНГ закрепляют комплекс личных прав человека и гражданина, характерных для демократического государства: право на жизнь, личную свободу и неприкосновенность; невмешательство в частную жизнь; право на личную и семейную тайну; неприкосновенность жилища; свободное определение национальности; свобода передвижения, выезда за рубеж и возвращения на Родину; свобода вероисповедания; тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений; право на защиту чести и достоинства. Ограничение этих прав и свобод допускается только в условиях режима чрезвычайного положения, в период войны или на основании судебного решения. Приведем пример Конституции страны бывшего СССР - Азербайджана, отличить которую от Конституции РФ практически невозможно.

Азербайджанская Республика - государство, расположенное на юго-востоке Закавказья, граничащее с Россией, Грузией, Арменией, Турцией и Ираном. На востоке омывается Каспийским морем.

На всенародном референдуме 12 ноября 1995 г. была принята Конституция Азербайджана, воплотившая идеи национальной государственности и провозгласившая в преамбуле цель утверждения в стране справедливости, свободы и безопасности. Разработка и принятие Конституции вызваны рядом факторов, возникших после распада Союза ССР: прежде всего это необходимость оформить суверенитет новой республики, ее место в мировом сообществе, затем -обозначить новые принципы построения экономики, расширенные права человека и гражданина, закрепить

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

Азимова Э. Б.

конституционную позицию государства в политической жизни.

Следует указать, что важной определяющей чертой азербайджанской Конституции является обширный раздел, в котором закреплены основные права, свободы и обязанности гражданина республики. Естественность и неотчуждаемость прав и свобод, всеобщее равенство перед законом и судом, равенство женщины и мужчины независимо от расы, национальности, религии, языка, происхождения и положения, убеждений призваны создать правовой статус азербайджанского гражданина в его полноте и конкретности.

Важнейшим естественным и неотъемлемым правом каждого человека является право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Посягательство на жизнь является тягчайшим преступлением, как гласит и Конституция РФ, и Конституция Азербайджана.

Каждый имеет право на честь и достоинство (ст. 35 Конституции Азербайджана). Конституция Азербайджана устанавливает, что ничто не может быть основанием для умаления достоинства человека. Каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь, доброе имя и достоинство, от вмешательства государства, общества и частных лиц в личную жизнь человека. Государственная власть обязуется уважать и защищать личность.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 28 Конституции Азербайджана). Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию или другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению. Подобные действия рассматриваются как нарушение прав человека и основных свобод согласно Декларации Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г. о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Как Конституция РФ, так и Конституция Азербайджана не могут разрешать или терпимо относиться к пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство человека видам обращения и наказания. Исключительные обстоятельства, такие, как состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или чрезвычайное положение, не могут служить оправданием для пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет установлена в законном порядке, т. е. путем гласного судебного разбирательства, при котором обвиняемому обеспечиваются условия для защиты.

Конституционно закрепляется право на неприкосновенность жилища (ст. 33 Конституции Азербайджана, ст. 25 Конституции РФ). Никто не вправе вой-

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

ти в жилище гражданина, производить обыск или досмотр, иначе как в случае и порядке, предусмотренном законом.

Конституция Азербайджана закрепляет свободу национального самоопределения, т. е. право каждого свободно определять свою национальную принадлежность исходя из этнического самосознания, а также право сообщать о своей национальной принадлежности или воздерживаться от этого (ст. 5 Конституции Азербайджана). Всем гражданам СНГ гарантируется право пользования родным языком (ст. 54 Конституции Азербайджана).

Каждый имеет право на свободу мысли, слова, убеждений и свободное их выражение (ст. 29 Конституции Азербайджана). Как и Конституция РФ, свобода слова предполагает право человека в любой допускаемой законом форме распространять свое мнение и свободно получать объективную информацию о событиях в стране и за рубежом через средства массовой информации, если это не государственная, военная, коммерческая или этическая тайна.

Конституция Азербайджана возводит в абсолют право на ознакомление с документами, решениями и материалами государственных органов, затрагивающих интересы граждан. Каждому предоставляется возможность получать, распространять и хранить любую информацию, свободную от цензуры.

Одной из характерных индивидуальных свобод Конституции Азербайджана является свобода совести, т. е. право каждого самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию, распространять убеждения, связанные с отношением к религии, и действовать в соответствии с ними.

В конституционном законодательстве Азербайджана прослеживаются два основных направления регулирования свободы вероисповедания:

1) закрепление свободы совести как естественного права человека;

2) признание религиозных организаций элементом гражданского общества, установление конституционных основ взаимоотношений государства и церкви, процедуры регистрации и запрета на их деятельность.

Формой регулирования этих отношений являются конституции и специальные законы.

Конституция Азербайджана закрепляет право каждого:

1) исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой;

2) свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов;

3) свободно менять религиозные воззрения.

Запрещается принудительное насаждение религиозных взглядов, ограничение прав человека по при-

73

Конституция Республики Марий Эл: взгляд молодых конституционалистов

знакам религиозной принадлежности. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религиозные убеждения по своему выбору. Все эти принципы детализированы в Законе Азербайджанской Республики «О свободе вероисповедания в Азербайджанской Республике» от 20 августа 1992 г.

Гражданин не может быть лишен права на выезд из страны и въезд в нее. Это право может быть временно ограничено только в случаях:

1) если в силе обязательство гражданина по сведениям, содержащим государственную или военную тайну, - до утраты этого обязательства в соответствии с законом;

2) если в отношении гражданина возбуждено уголовное дело или он осужден - соответственно до окончания производства по делу или отбытия либо освобождения от наказания;

3) при призыве гражданина на действительную срочную воинскую службу - до ее прохождения или освобождения в соответствии с законом.

За гражданами, выезжающими за пределы республики, сохраняется право собственности на движимое и недвижимое имущество, денежные средства и прочие ценности (даже если они выехали за рубеж на постоянное жительство). Нелегальное пересечение границы и нелегальный въезд в страну, выезд из нее преследуются по закону. Так, согласно законодательству Азербайджана незаконный выезд за границу и незаконный въезд в республику или переход границы без установленного паспорта или разрешения законных властей наказываются лишением свободы на срок от одного года до пяти лет. Те же действия, совершенные повторно, наказываются лишением свободы на срок от двух до десяти лет. Эти ограничения не распространяются на случаи прибытия в республику иностранных граждан для использования права убежища.

Таким образом, очевидно, что личные права и свободы - это преимущественно естественные права человека. Они напрямую не связаны с принадлежностью к гражданству государства.

Конституционно закрепляются общественно-

политические права и свободы, в частности право граждан на участие в политической жизни страны, т. е. управление общественными и государственными делами; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, выдвигать кандидатов, быть членами инициативных групп по сбору подписей в поддержку кандидатов, быть доверенными лицами кандидатов, участвовать в работе избирательных комиссий, поддерживать кандидатов своими личными средствами, следить за ходом голосования на избирательных участках, обжаловать решения избирательных комиссий и нарушения избирательного законодательства. К этой группе прав

74

относится также право инициировать референдум, участвовать в его подготовке и проведении, агитации за или против референдума, контролировать ход голосования и подсчета голосов по вопросам референдума.

К политическим правам также относится право на доступ к государственной службе и участие в отправлении правосудия.

Все конституции стран СНГ закрепляют право граждан на участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. В Конституции Узбекистана, например, закреплено, что право граждан на участие в управлении делами общества и государства «осуществляется посредством самоуправления, референдумов и демократического формирования органов власти» (ст. 32).

Субъективное право граждан на референдум предполагает: а) право требовать вынесения вопросов на всенародное голосование; б) право на участие в референдуме; в) право требовать учета результатов консультативного референдума при вынесении государственных решений.

В Узбекистане действует Закон «Об обращениях граждан» от 6 мая 1994 г. Согласно этому Закону граждане имеют право на обращение в защиту своих законных прав и интересов, на восстановление компетентными органами государства и общественными объединениями их нарушенных прав. Запрещается преследование граждан и членов их семьи в связи с обращениями и принуждение их к участию в действиях в защиту обращений. Обращения граждан могут иметь форму предложений, заявлений и жалоб. Каждый имеет право обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в компетентные органы государства, учреждения или к народным представителям как индивидуально, так и коллективно, в защиту своих конституционных прав и в пользу других лиц и организаций.

Граждане в странах СНГ имеют право осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний, шествий, демонстраций, пикетирования в соответствии с национальным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 33 Конституции Узбекистана). Как в РФ, так и в Узбекистане собрания должны проводиться только мирно, без какого бы то ни было оружия, с обеспечением охраны их участников и окружающей среды, без нарушения нормальной эксплуатации дорог общественного пользования, транспортного движения, функционирования предприятий, учреждений и организаций, без перехода к насильственным действиям, ставящим под угрозу общественный порядок, жизнь людей, а также сохранность их имущества. Собрания могут проводиться на площадях, улицах, в парках, скверах и других обществен-

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

Азимова Э. Б.

ных местах, а также в клубах, кинотеатрах, на стадионах.

Органы государственной власти могут приостанавливать или запрещать проведение этих мероприятий только по обоснованным соображениям безопасности.

Граждане имеют право объединяться в политические партии, профессиональные союзы и другие организации, участвовать в массовых народных движениях. Никто не может ущемлять права, свободы и достоинство лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных объединениях, массовых движениях, а также в представительных органах власти.

Каждый имеет право на благоприятные условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда, а также на социальную защиту от безработицы (ст. 42 Конституции Азербайджана). Защита трудовых прав, безопасные здоровые условия труда несовершеннолетних и женщин определяются законом. Работающие по найму имеют право на оплачиваемый отдых (ст. 44 Конституции Азербайджана). Каждому гарантируется право на социальную защиту (ст. 45 Конституции Азербайджана). Это - государственная пенсия по старости, инвалидности, потере кормильца; социальное пособие в случае болезни, на детей, по безработице и в иных случаях, установленных законом. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума.

Важным элементом демократического конституционного статуса личности являются обязанности граждан. Каждый гражданин имеет обязанности перед государством и обществом, непосредственно вытекающие из гарантированных ему прав и свобод. Обязанность - это мера должного поведения гражданина. Признание правовой необходимости позволяет гражданам предвидеть результаты своих действий. Обязанность неразрывно связана с ответственностью.

Конституции стран СНГ предусматривают следующие обязанности граждан:

1) соблюдать конституцию и законы;

2) хранить верность Родине;

3) уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;

4) уважать государственные символы;

5) платить налоги и сборы;

6) охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

7) защищать Отечество;

8) заботиться о детях и воспитывать их;

9) заботиться о сохранности исторического и культурного наследия народа, беречь памятники истории и культуры.

Как Конституция Азербайджана (ст. 83), так и Конституция РФ (ст. 59) в числе основных конституционных обязанностей предусматривают верность Родине. Она священна. Лица, которым доверены государственные должности, которые работают в органах законодательной, исполнительной или судебной власти путем избрания или назначения на должность, а также военнослужащие, ответственные за исполнение своих обязанностей, в установленных законом случаях приносят присягу. Лицо, работающее в органах законодательной, исполнительной или судебной власти путем избрания или назначения на должность, принесшее присягу на верность Конституции, считается ушедшим с этой должности и не может больше занимать ее, если оно обвинено в преступлении против независимости государства, его конституционного строя и осуждено на основании этого обвинения (ст. 83 Конституции Азербайджана). За неисполнение конституционных обязанностей предусматриваются различные формы юридической ответственности. Так, уклонение от очередного призыва на действительную военную службу в ряды Вооруженных Сил Азербайджанской Республики наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет. То же деяние, совершенное посредством причинения себе телесного повреждения или путем симуляции болезни, подлога документов или иного обмана, а равно совершенное при других отягчающих обстоятельствах, наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет (ст. 73 УК Азербайджанской Республики).

Как видим, Конституция Республики Азербайджан и Конституция РФ - это современные правовые документы, включающие в себя достижения всего человечества в области демократии. Народ в них заявляет о намерениях защищать независимость, суверенитет и территориальную целостность государств. Только в рамках Конституции можно гарантировать демократический строй, достичь утверждения гражданского общества и построить правовое светское государство. Новые философские гуманные идеи нашли свое закрепление в Конституции. Выделен и творец государства и общества - человек с его правами, свободами, возможностями.

Стабильность государства и общества может развиваться лишь на подлинно демократической основе и правовых гарантиях, основываться только на конституционных началах, ясных и доступных каждому человеку, применяемых всеми членами общества. Среди них - приоритетная защита наиболее уязвимых и необеспеченных слоев населения, женщин, детей, инвалидов и, естественно, развитие социальных институтов, важных для жизнеобеспечения людей.

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

75

Конституция Республики Марий Эл: взгляд молодых конституционалистов

E. B. Azimova

CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION

AND OF AZERBAIJAN

In the article the constitutional rights of citizens are analyzed in the countries of the CIS. Special attention is paid to the Constitution of the Russian Federation, the Republic of Azerbaijan and the Republic of Uzbekistan.

Key words: Constitutional rights, Constitutional law, the Constitution of Azerbaijan, the Uzbek Constitution, individual rights and freedoms.

ASIMOVA Elmira Borisovna - Master of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: elmirochka208@rambler.ru

УДК 342.56

ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ И КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Богданова Ольга Михайловна,

магистрант Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: obogdanova@lenta.ru

В статье поставлен вопрос о необходимости разграничения полномочий Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ по вопросам их ведения в связи со схожестью положений Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов Федерации.

Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, Конституционный (уставной) суд субъекта РФ, полномочия Конституционного суда, компетенция Конституционного (уставного) суда.

В последнее десятилетие в российском правосудии возросла роль конституционной юстиции как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов. Согласно статистике на официальных сайтах конституционных судов, с 2000 по 2013 гг. Конституционным Судом РФ было принято 223 947 жалоб [2] на нарушение конституционных прав и свобод судами субъектов РФ, в т. ч. в общей сложности около 5 000 обращений на нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных конституциями (уставами) субъектов. Такая колоссальная разница может быть объяснена тем, что конституции (уставы) субъектов в большой степени копируют положения Конституции РФ, и более распространенным способом защиты своих конституционных прав и свобод для граждан является обращение в Конституционный Суд РФ, а не субъекта Федерации даже при условии его наличия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, наряду с общими положениями о защите прав и свобод человека и гражданина, конституции (уставы) субъектов федерации содержат статьи, несколько расширяющие правовой статус жителей этих субъектов. Таким образом, основанием для жалобы в

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 14-23-23001.

Конституционный Суд РФ и в конституционные (уставные) суды субъектов РФ являются нарушения правовых норм, находящихся на разных уровнях системы права России.

Говоря о полномочиях Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, можно выделить целый ряд особенностей отправления конституционного правосудия на федеральном и региональном уровне.

Полномочия Конституционного Суда РФ перечислены в статье 125 Конституции РФ [1] и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года [3]. К ним относятся:

- по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной Думы или одной пятой ее депутатов, Правительства РФ, Верховного Суда России, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации,

76

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.