УДК 342:323:316.614
ВАСЮТИН Ю.С. Конституционные основы
социализации и самореализации в обществе: приоритеты и особенности
В статье рассматриваются и анализируются основные положения Конституции РФ, направленные на раскрытие сущности процесса социализации и самореализации в современном обществе. Обращается внимание на наличие позитивного опыта и проблем.
Ключевые слова: Конституция РФ, социализация, самореализация, институты государства и гражданского общества, идеология, опыт.
Актуальность процесса самореализации, самоорганизации в условиях модернизации российского общества, социализации индивидуумов, различных социальных групп и, наконец, всего российского общества, на наш взгляд, - одна из важнейших проблем государства и гражданского общества и, естественно, всех нас.
Именно в этих процессах в современных условиях формируются социальные и политические качества личности, усваиваются идеи и идеалы, ценности, нормы и правила поведения, социальные роли, социально-политические и морально-нравственные установки, традиции. Причём происходит это практически на протяжении всей жизни индивидуума: и на начальной его стадии, т.е. в детстве; на среднем этапе жизни, когда активно идёт процесс обучения и воспитания; и особенно на этапе
"Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны".
В.В. Путин1
сложившейся взрослой жизни, когда человек несёт ответственность не только за себя, семью, производственные отношения и общество в целом и, как подчёркивал К. Маркс, всецело выражает совокупность всех общественных отношений.
Хорошо, когда индивидуумы, целые поколения и общество в целом на всех этапах развиваются на основе преемственности, адекватности, что предполагает определённую предсказуемость, гармоничность, удовлетворённость самим процессом. А если этого нет, если происходит кризис социальной и политической идентичности, возникает разрыв преемственности, разрыв между периодами и этапами социализации? Несмотря на то, что жизнь течёт и продолжается, но и индивидуумы, и целые поколения, и само общество просто вынуждены неустранимыми
обстоятельствами оставаться на коренном переломе?
Философская ли это проблема? С одной стороны, да, но и философы говорят: не дай бог родиться на этом переломном этапе. А если к тому же приходится ещё и работать, учить и растить детей? Тогда эта проблема становится, безусловно, актуальной и в политическом, и в методологическом отношениях.
Возьмите Германию 30-40-х. Все индивидуумы, целые поколения, социальные группы и само общество Германии проходили в общем-то нормальную социализацию, а жить и работать, воевать и истреблять другие народы пришлось уже в другой - в условиях фашистского режима.
Но немецким индивидуумам и социальным группам, вооруженным силам и самому государству Германии противостояла в годы Великой Отечественной войны другая социализация: социального всеобуча, патриотизма, духовности, всеобщего труда, всесторонней готовности к защите Родины. Благодаря социализации, самореализации, самоорганизации старшего поколения и молодёжи, государства и советского общества мы не только выстояли, но и победили, освободили не только свой народ, но и народы Европы.
Сложность международного положения и вызовы, бросаемые нашей стране, необходимость укрепления обороноспособности страны, о чём так убедительно говорил Президент России в своём Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 года, указывают нам на необходимость творческого изучения и использования опыта социализации предвоенных и военных лет. На наш взгляд, опыт Воронежа, Брянска, Орла, как и других субъектов, в этом плане бесценен. В частности, в этих и других регионах в рамках общественно-патриотической социализации разработаны программы "воспитания гражданственности и патриотизма как важнейшей духовно-нравственной ценности", которые включают в себя такие направления, как военно-патриотическое, гражданское и духовно-нравственное воспитание2.
Не только войны, кризисы, но и другие коренные переломы, особенно если они связаны с реформированием политической
системы, политических, экономических, организационных и идеологических основ общества, даже если они направлены в качественно лучшую сторону(подчеркиваем это), предполагают огромную научно-теоретическую, методологическую и организационно-практическую деятельность институтов государства и общества, различных социальных групп и, естественно, индивидуумов по разработке и осуществлению целенаправленной социализации.
В новой России на основе новой Конституции РФ разработана и осуществляется качественно новая демократическая социализация. В чём состоят качественно новые сущностные моменты социализации?
Первое. В Конституции РФ в ст. 3, п. 1, 2 установлены основы конституционного строя РФ и среди них важнейшее положение: единственным источником власти в нашем обществе является её многонациональный народ. Именно народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления на всей территории РФ3.
Кроме того, Конституция РФ:
- объявила человека высшей ценностью и поручила государству соблюдать это неукоснительно (ст. 2 КРФ);
- предоставила широкие права: в главе 2 около 50 статей4 посвящено правам и свободам человека и гражданина;
- определила важнейшие конституционные обязанности, которые также являются составной частью социализации.
Таким образом, Конституция РФ, возлагая на народ право и обязанность быть единственным источником власти, одновременно предоставила все права и обязанности государству, обществу, каждому из нас осуществлять необходимую социализацию индивидуумов, социальных групп и всего общества для исполнения этих поистине великих обязанностей.
Второе. Конституционно-легитимные ветви власти, государственные институты и все политические системы осуществляют социализацию прежде всего через образование и воспитание (в дошкольных учреждениях, школах и вузах), непрерывную подготовку и переподготовку государственных и муниципальных служащих, бизнеса,
гражданского общества и т. д. Разумеется, здесь есть определённые достижения, но и немало трудностей, проблем, откровенных недостатков и упущений, на которые обращает внимание Президент РФ В.В. Путин.
Как известно, за это время дважды принимались законы об образовании, неоднократно корректируется реформирование системы школьного и вузовского образования.
Третье. Исключительно важные место и роль в социализации отводится семье. Именно через институт семьи, основанной на браке или кровном родстве, осуществляются воспроизводство потенциала страны,за-бота о развитии, воспитании, организации досуга и отдыха детей, утверждение личностных качеств подрастающего поколения, его духовно-нравственное отношение к власти, интересам Родины. Поэтому так велика роль социального контроля в деле повышения авторитета семьи, взаимодействия в этих вопросах власти и общественности.
Разумеется, на этом пути сделано и делается немало, вместе с тем в процессе участия семьи в социализации детей и молодёжи немало противоречий, проблем, упущений, в том числе в формировании отношения к труду, социальной ответственности, общественно-политической активности, духовно-нравственных и патриотических качеств подрастающего поколения. Тревожное состояние с проявлениями алкоголизации и наркотизации, правонарушениями, недостаточной подготовленностью к браку и семейной жизни. Отношение к семье, детству в отдельных регионах и странах мира ставит вообще под сомнение дальнейшее существование семьи. Этой тенденции не лишено и наше общество.
Четвёртое. Возрастающее влияние на социализацию индивидуумов, социальных групп населения и всего общества оказывает четвёртая власть, т.е. средства массовой информации как совокупность различных каналов массового оперативного информирования населения и всего общества5, а с другой стороны - целенаправленной политической социализации, включающей в том числе:
- артикулирование общественных и социальных интересов;
- формирование политической культуры, воспитание гражданственности и патриотизма;
- поддержание политической стабильности в обществе путём формирования позитивных оценок, мнений и перспектив.
Разумеется, демократические СМИ - это великое завоевание, особенно как фактор свободного обмена мнениями. Но где границы этой демократии, особенно в условиях кризисных и посткризисных явлений:
- когда отдельные средства массовой информации превращаются в рынки сбыта идей, мнений, далёких от потребностей социализации;
- когда в зависимости от социального заказа отдельные СМИ выдают продукцию, далёкую от интересов индивидуумов и всего общества;
- когда включается манипулирование общественным сознанием индивидуумов и целых социальных групп, особенно это было заметно в деятельности отдельных СМИ на первом этапе реформирования российского общества.
Надо сказать, манипулирование общественным мнением происходит и сегодня в условиях социально-экономического кризиса, конфронтации отдельных индивидуумов, социальных групп, политических партий.
Пятое. Социализацию индивидуумов, социальных групп и всего общества в различных её видах, как мы уже говорили, осуществляет государство через различные государственные институты и ведомства. Но есть ещё один субъект политической системы, который в такой же степени в ответе за этот процесс, - это гражданское общество, которое активно участвует в образовательной, трудовой и политической социализации, всемерно способствуя самореализации, самооценке, самоидентификации, реализации жизненной позиции.
Миллионы людей участвуют сегодня в Общероссийском народном фронте (ОНФ), Общественной палате РФ и региональных Общественных палатах, общественных советах министерств и ведомств, общественных и самодеятельных объединениях и некоммерческих организациях или самостоятельно выражают общественные интересы в различных государственных органах, в бизнес-структурах и в самих институтах гражданского общества.
Имея легитимный мандат на власть от народа и придерживаясь табу на недопустимость
политического и властного вмешательства в органы власти и госуправления, институты гражданского общества активно участвуют во всех видах социализации, проявляя понимание долга, осознание своих прав и обязанностей. Они дают оценку организациям и ведомствам, которые в ответе за осуществление социализации, добиваются устранения различных ограничений, т.е. осуществляют общественный контроль над процессом социализации.
Есть ли противоречия, проблемы, недостатки конституционного характера в различных видах социализации, в том числе и общественно-политической?
Частично автор уже писал об этом6. Продолжая разговор, хотелось бы подчеркнуть, что в системе социализации сегодня ставится акцент в основном на социально-экономических и материальных потребностях, на получении прибыли во всем. С детства, в юности и молодости, и тем более в солидном возрасте акцентируется внимание в основном на зарплате, прибыли, материальных вознаграждениях "чем быстрее, тем лучше", и всем понятно, что это важно, необходимо. Но где же тогда общественно-политический, духовный, нравственный, ценностный аспект смысла и цели жизни человека, тем более молодого? Ведь что будет заложено на входе, тот же результат мы, безусловно, получим на выходе.
Отмечается также, что все виды социализации, особенно общественно-политическая социализация всех категорий индивидуумов, социальных групп и самого общества на региональном уровне, почему-то востребованы в основном на острие призывов к реформированию и прихода к власти новых сил. Однако забывается о том, что потребность эта ещё более возрастает при осуществлении новой политики, переустройстве общества, формировании новой государственности, т.е. при повседневном сочетании объективного и субъективного, представляющих собой две стороны единого процесса социализации.
Многочисленные исследования показывают, что широкие массы населения, местное сообщество муниципалов, представители регионального управления слабо знают сущность Основного закона нашего государства - Конституцию РФ, а представители регионов и местного самоуправления
- своих Уставов (Основного закона) областей, субъектов РФ, а отсюда - слабое знание их населением. Повсеместно ощущается смутное представление о политической системе, основополагающих законах, исполнительных общественно-политических решениях, концепциях гражданского общества, программах и проектах социально-экономического развития, что снижает эффективность общественно-политической социализации, направленной на формирование массовой политической грамотности, духовно-нравственных качеств и патриотизма, социальной активности, социально-политического участия в управлении делами государства.
Надо отдать должное, что празднование в декабре 2013 года 20-летия принятия Конституции РФ, по которой мы все живем, содержало в себе мощный пропагандистский потенциал. Предпраздничные обсуждения конституционных положений под руководством Президента РФ В.В. Путина, его встречи с представителями ОНФ, отдельных институтов гражданского общества, конституционными судьями, заведующими кафедрами конституционного права, членами правительства, Совета Безопасности, на обучающем семинаре с мэрами и, наконец, выступления с Посланием к Федеральному Собранию РФ и на самих юбилейных торжествах подняли на должный уровень Основной закон нашего государства. Произошла, если хотите, реабилитация Конституции после недостаточного внимания в прошлом. Региональные государственные и общественные руководители, научная общественность и всё интересующееся население задумались о месте и роли Конституции в жизни общества.
Всё это значительно возвышает нашу Конституцию, а вместе с тем и нашу государственность, и политическую систему, а в рамках нашей темы дает новый импульс для эффективной социализации и самореализации индивидуумов, социальных групп и всего общества.
И в заключение хотелось бы сделать некоторые выводы.
Социализация, и тем более общественно-политическая социализация, на практике затрагивает определенные аспекты современной идеологии: приверженность
демократии, права и свободы человека; политические и социальные идеи и идеалы, интересы различных слоёв общества; цели и программы дальнейшего развития, укрепление и защита Родины, её государственных символов и т.д.
Подобный подход к социализации вполне объясним: во-первых, речь идёт о современной демократической идеологии правового, социального, светского и демократического государства; во-вторых, без национальной демократической идеологии не может существовать ни одно государство, субъект Федерации, важнейшие институты государства и общества, наконец, национальная культура, духовность и нравственность; в-третьих, мы постоянно встречаемся с необходимостью противодействия проявлениям идеологического многообразия западной идеологии типа однополых браков, свободных сексуальных меньшинств, пропаганды детской порнографии, наркотизации и алкоголизации и других сомнительных ценностей.
Таким образом, хотим мы того или нет, но содержание социализации не может не быть отражением определенной государственной идеологии7. Как известно, Конституция РФ несет в себе важнейшие идеи государственности и государственной политики, важнейшие ценности демократизма, правового, социального и светского государства, защищает интересы и права человека, определяет принципы формирования и воспитания индивидуумов различных социальных групп и всего общества. Сама Конституция РФ, являясь важнейшей ценностью государства и общества, прямо предполагает в ст. 13 части I идеологическое многообразие8, которое естественно реализуется в процессе социализации.
События на Украине показали, что если социализацией индивидуумов и целых социальных слоев общества не будут заниматься государственные и общественные институты культуры, образования, воспитания, православия, подготовки к труду и
защите своей Родины, то этим займутся другие, т.е. самостийные националисты и западные идеологи, которые уже сегодня сформировали десятки тысяч боевиков, вооружили их, и теперь они захватывают правительственные здания, совершают недружественные акции по отношению к своему и братским народам9.
В настоящий период новое руководство Украины, члены правительства, региональные органы власти и местного самоуправления пытаются перевести ранее бесконтрольную самостийную прозападную националистическую социализацию отдельных категорий населения на рельсы интересов государства, всего украинского народа, но сделать это чрезвычайно сложно, ибо, с одной стороны, продолжается влияние западных идеологий, а с другой стороны, осуществляется беспрецедентное вмешательство отдельных государств и международных институтов.
1 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/19825
2 Текущий архив Администрации Орловской области. Программа "Воспитание гражданственности и патриотизма у молодежи как важнейшей духовно-нравственной ценности". 2011. С. 1-18.
3 Конституция РФ. М., 2010. Ст. 3, п. 2.
4 Конституция РФ. М., 2010. С. 7-17.
5 Огнева В.В. Приоритетные направления совершенствования механизмов управления сферой информационной открытости органов государственного управления в регионе // Научные ведомости БЕЛГУ. Серия "Политология. История. Экономика. Информатика". 2012. № 2. С. 249-254.
6 Васютин Ю.С. Политическое просвещение как фактор формирования мотивации модернизации страны // Образование и общество. 2013. № 3. С. 4-8.
7 Васютин Ю.С. Партийная идеология: сравнительный анализ // Образование и общество. 2012. №3. (74) Май-Июнь. С. 122-127.
8 Конституция РФ. М., 2010. С. 13.
9 Призрак гражданской войны // Независимая газета. 2014. 3 февр.