УДК 349.41
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
л
© В.Т. Григоров1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Представлены результаты исследования современной нормативно-правовой базы Российской Федерации в сфере землепользования. Выделены основные проблемы, которые сводятся к нехватке земель поселений, нецелевому использованию земель сельскохозяйственного назначения, необходимости их переучета, а также к вопросам, связанным с оформлением права собственности и права пользования земельными участками, с оборотом земельных участков и охраной земель от деградации и загрязнения. Приведены конкретные правовые положения, регулирующие земельные отношения. Библиогр. 16 назв.
Ключевые слова: земельные отношения; землепользование; правовые положения; проблемы; регулирование.
CONSTITUTIONAL BASES AND MODERN PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF LAND RELATIONS IN RUSSIA V.T. Grigorov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article presents the results of studying modern legal and regulatory framework of the Russian Federation in the field of land tenure. It identifies the key problems associated with the shortage of settlement lands, improper use of agricultural lands, need for land inventory. It also treats the issues relating to the registration of property rights and the right to use land plots, the circulation of land plots and protection of lands from degradation and pollution. Particular legal provisions regulating land relations are provided. 16 sources.
Key words: land relations; land tenure; legal regulations; problems; control.
Конституция Российской Федерации [1] выступает в качестве основополагающего правового акта, регулирующего как земельные отношения, так и отношения других отраслей права. Известно, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны, а наряду с ней в пределах России действуют конституции республик и приравненные к ним по юридической силе уставы других субъектов Российской Федерации.
Конституция РФ содержит ряд статей (8, 9 и 36), прямо или косвенно определяющих основы земельного строя России - формы собственности на землю и основы землепользования. В части 2 ст. 8 Конституции РФ утверждается, что «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». С положениями этой статьи прямо связана часть 2 ст. 9, которая распространяет перечень форм собственности на землю и другие природные ресурсы: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
Конституция не уточняет перечень иных форм собственности на землю, они дополняются другими правовыми актами Российской Федерации. Так,
например, собственность общественных организаций, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» [2], определяется при их регистрации как общественная.
Ст. 36 Конституции РФ указывает на право граждан России и их объединений иметь в частной собственности землю: «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю». На этом основании правомочно утверждать о наличии в России двух видов частной собственности - собственности физических и юридических лиц. В части 2 ст. 36 Конституции РФ провозглашено: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Эти положения дополняются диспозицией части 3 ст. 36, которая гласит: «Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона». Этим законом является Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) [3].
Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субъекты РФ принимают законы о земле на ос-
1Григоров Владимир Тихонович, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, тел. 89149151929, e-mail: [email protected]
Grigorov Vladimir, Candidate of Geological and Mineralogical sciences, Associate Professor of the Department of Civil and Legal Disciplines, tel.: 89149151929, e-mail: [email protected]
нове Конституции РФ и федеральных законов с учетом местных условий и сложившихся традиций землепользования. Так, основы землепользования устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами, а предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков и право бесплатного предоставления земельных участков отдельным категориям граждан устанавливаются законодательством субъектов РФ.
Основными правовыми проблемами, связанными с применением современного земельного законодательства, являются: целевое назначение земель; право собственности и оформление прав собственности; права пользования земельными участками; оборот земельных участков и охрана земель от деградации и загрязнения.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности; земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли в Российской Федерации должны использоваться строго в соответствии с установленным для них целевым назначением. Однако из-за роста населенных пунктов (в том числе в связи с индивидуальным строительством) повсеместно наблюдается нецелевое использование земель, «наступление» земель поселений на лесные и особенно земли сельскохозяйственного назначения.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий населенных пунктов, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую производится в соответствии со ст. 8 ЗК РФ. Категория земель обязательно
указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) документах государственного кадастра недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Одна из проблем современного землепользования - это отсутствие юридического определения понятия земельный участок и его соотношения с понятием земля. До настоящего времени нет полного четкого юридического определения понятия земельный участок, отвечающего требованиям земельного и гражданского законодательства одновременно.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельному участку для его индивидуализации присваивается кадастровый номер при его государственной регистрации.
Согласно гражданскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ - ГК РФ) [4] земельный участок - это недвижимая вещь, и он может выступать в качестве объекта гражданских прав и быть предметом гражданско-правовых и земельных правоотношений. Это создает определенные проблемы при обороте земельных участков. Проблемы возникают и при образовании новых земельных участков. В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Значительные проблемы землепользования возникают в связи с оформлением права собственности и права пользования земельными участками гражданами и юридическими лицами.
Приватизация земель как одна из основных задач земельной реформы 1990-х годов на сегодняшний день не завершена. По некоторым данным до 40 млн земельных участков, находящихся в пользовании граждан, не получили юридического оформления в соответствии с действующим законодательством. Это касается, прежде всего, земельных участков, находящихся на праве постоянного бессрочного пользования.
Большинство земельных участков, находящихся в пользовании граждан, было предоставлено им до начала земельной реформы по правилам Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 г. [5], когда в законодательстве еще не было предусмотрено право частной собственности на землю. Эти участки были предоставлены гражданам на праве постоянного (бессроч-
ного) пользования и, частично, на праве пожизненного наследуемого владения до принятия действующего Земельного кодекса. Многие из этих земельных участков до настоящего времени не поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [6].
С принятием в 2001 г. ЗК РФ земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение гражданам не предоставляются. Данные права на землю, как не предусмотренные соответствующими статьями Земельного кодекса (ст. 20 и 21 ЗК РФ), подлежат переоформлению или в собственность, или в аренду.
Федеральный закон РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» [7] признал, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введение в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
В ходе земельной реформы многие граждане на основании указанных документов получили решения органов местного самоуправления о переоформлении ранее предоставленных им земельных участков в собственность и имеют на руках соответствующие свидетельства о правах на землю. Однако эти свидетельства хотя и признаются государством, но не дают гражданам права на совершение сделок с земельными участками до их регистрации в ЕГРП. Кроме того, многие граждане до сих пор не получили документы на земельные участки, находящиеся в их пользовании.
На втором месте проблем с точки зрения государственного учета и оформления права собственности стоит проблема с земельными участками - земельными долями, полученными гражданами при передаче земель в собственность реорганизуемых колхозов и совхозов в новые организационно-правовые формы в соответствии с гражданским законодательством. Длительное время земельные доли не получали юридического оформления. Довольно часто собственники земельных долей менялись без соответствующего правового оформления и на сегодняшний день требуется их перерегистрация.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам устанавливаются Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 11,9 ЗК РФ). Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков населенных пунктов (поселений), в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется
или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами РФ [8]. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации [9]. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 28 ЗК РФ.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
Особо стоит вопрос о частной собственности применительно к землям сельскохозяйственного назначения. Несмотря на создание института частной собственности на землю, до сих пор не принят и даже не обсуждается федеральный закон «О частной собственности на землю», и все возникающие проблемы с частной собственностью на землю решаются в регионах исходя из имеющихся условий и сложившихся традиций.
Переоформление прав на земельные участки граждан - членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, осуществляется в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» [10] с учетом положений Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» [11] и в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ.
Значительные проблемы при обороте земельных участков возникают, прежде всего, при сделках купли-продажи земельных участков. Земельные участки могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 129 ГК РФ).
Содержание ограничений права собственности и
права пользования земельными участками устанавливается ЗК РФ (п. 3 ст. 27) и федеральными законами. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе (п. 2 ст. 129 ГК РФ). Изъятие из оборота земельных участков Земельным кодексом РФ предусмотрено в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, и обусловлено спецификой объектов, расположенных на этих участках. В ЗК РФ (п. 4 ст. 27) установлен полный перечень изъятых из оборота земельных участков.
Согласно земельному и гражданскому законодательству субъектами оборота земельных участков являются только собственники земельных участков, а землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, и обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками, субъектами оборота земельных участков не являются.
Проблемы изъятия тех или иных земель из гражданского оборота и ограничение оборота определенных земельных участков предполагают установление особого правового режима соответствующих земель, определяемого ЗК РФ (п. 2 ст. 27). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Изъятие земельного участка из оборота означает лишь, что по поводу такого земельного участка невозможны гражданско-правовые сделки, а его судьбу определяют административные акты соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государство и муниципальные образования как собственники изъятых из оборота земельных участков не вправе передавать такие земельные участки в частную собственность и совершать по поводу них гражданско-правовые сделки: продавать, сдавать в аренду и тому подобное.
Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с земельным и гражданским законодательством (п. 1 ст. 27 ЗК РФ). Земельный кодекс Российской Федерации, исходя из специфики объекта, определяет пределы использования земельных участков в гражданском обороте и, следовательно, возможности приобретения вещных и иных прав на такие участки. Гражданский кодекс РФ определяет общие принципы оборота земельных участков, правила совершения конкретных сделок, предметом которых могут быть земельные участки. В случае коллизии норм права земельного и гражданского законодательств приоритет принадлежит нормам земельного законодательства, что не всегда учитывается при совершении сделок с земельными участками.
Особая проблема землепользования - это проблема использования и охраны земель сельскохозяй-
ственного назначения.
В соответствии с п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в особом режиме, определяемом Федеральным законом РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [12]. Данный закон:
- регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения;
- устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
- определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Эти положения не распространяются на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами и, прежде всего, государственными природными заповедниками и национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ.
Ограничение в пользовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключается, главным образом, в установлении особого порядка предоставления участков и временном характере землепользования лиц, которым эти участки передаются либо на возмездных началах (договор аренды), либо безвозмездно (договор безвозмездного пользования).
Определенные проблемы в оформлении прав граждан на землю возникли с принятием Указа Президента РФ «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» [13], вызвавшего реорганизацию названных служб и создание нового органа исполнительной власти - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) с передачей ей полномочий и функций упраздненных Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федерального агентства геодезии и картографии. Создание новой структуры позволит реализовать поставленную законодателем задачу по оформлению прав граждан на земельные участки в упрощенном порядке.
Особо остро стоят проблемы землепользования, связанные с охраной земель и ростом экологических правонарушений и преступлений земельного характера. Любое экологическое правонарушение и преступление, совершенное «субъектом хозяйственной и иной деятельности» в сфере незаконного землепользования и загрязнения земель, сопровождается ущербом, причиненным природной среде в целом. Эконо-
мическая оценка ущерба осуществляется в денежном выражении «в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды» (ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» [14]).
Причин и условий, побуждающих возникновение административных и уголовных, но по характеру экологических правонарушений, сопровождающихся значительным экономическим ущербом из-за нарушений земельного законодательства, несколько. Среди них в первую очередь следует назвать не столько недостатки действующего законодательства об охране земли, сколько явную недостаточность практики осуществления правосудия. Очень часто причиненный ущерб занижается из-за не применения такс и утвержденных экономических методик причиненного ущерба.
Недостатки действующего законодательства в отношении землепользования заключаются в неполном соответствии правовых норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Ко-АП РФ) [15] и Уголовного кодекса РФ [16].
Действующее административное законодательство предусматривает ответственность только за самовольное, то есть незаконное занятие земли (ст. 7.1 КоАП РФ), а соответствующей статьи с данной диспозицией в Уголовном кодексе нет. И это при наличии Конституции РФ, предусматривающей, что все формы собственности на землю - частная, государственная и муниципальная, защищаются государством равным образом (ст. 8 и 9 Конституции РФ).
Юридическая практика изобилует фактами незаконного занятия, даже захвата земель, в том числе с применением насилия. В административном законодательстве есть только нормы, предусматривающие, как сказано выше, ответственность только за самовольное занятие земли и ответственность за уничтожение межевых знаков (ст. 7.2 КоАП РФ), но нет правовой нормы в уголовном праве, защищающей право собственности на землю и предусматривающей ответственность за неправомочное занятие (захват) земель, которое порождает значительный экономический ущерб одних и незаконное обогащение других физических или юридических лиц. Таким образом, мы
констатируем отсутствие единства законодательной политики государства в таком важном вопросе, как охрана собственности земли при незаконном занятии (захвате) земли.
С другой стороны, статья «Порча земель», имеющаяся в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 8.6 КоАП РФ), соответствует статье «Порча земли» Уголовного кодекса РФ (ст. 254 УК РФ), что позволяет более квалифицированно подходить к оценке совершенного правонарушения при негативном характере воздействия на землю, дифференцируя его как административное или уголовное.
Итак, несмотря на то, что основной массив норм в области земельного законодательства принят, многие нормы оцениваются экспертами критически. Не согласован ряд норм Градостроительного и Земельного кодексов. Несогласованности есть и в самом Земельном кодексе. Например, в ЗК закреплен «принцип единой судьбы двух объектов недвижимости - земельного участка и находящегося на нем объекта». При этом вопрос о том, какая вещь является главной, а какая второстепенной, в самом Кодексе решается по-разному.
Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне не эффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца. Земельный ранок и его инфраструктура требуют совершенствования. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Существующая система гарантий прав на земельные участки приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв, при этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу. Земельные отношения порой политизированы.
Исходя из сказанного, требуется определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию и совершенствованию земельных отношений в Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации. Гарант. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/doc/constitution/
2. Об общественных объединениях: федер. закон от 19.05.195 г. № 82-ФЗ. Консультант плюс. Официальный сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/obob/
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 137-Ф3. Референт. Правовая система нового поколения [Электронный ресурс]. URL: http://www.referent.ru/1/66669
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Гарант. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10164072/
ческии список
5. Земельный кодекс РСФСР от 01.07.1970 г. Независимая экспертно-оценочная организация. [Электронный ресурс]. URL: http://www.neooexpert.ru/node/1646
6. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: федер. закон от 21.07.1997 г. № 122-Фз. Закон прост! Правовая консультационная служба [Электронный ресурс]. URL: http://zakonprost.ru/zakony/o-gos-reg-prav/
7. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: федер. закон от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 // Собр. законодательства Российской Федерации. 2001. № 44. Ст. 4148.
8. Градостроительный кодекс Российской Федерации от
29.12.2004 г. № 190-ФЗ. Консультант плюс. Официальный сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/gskrf/
9. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ. Консультант плюс. Официальный сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/waternew/
10. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: федер. закон от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ. Гарант. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12111288/
11. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества: федер. закон от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ // Российская газета. 2006. 07 июля. Федеральный выпуск № 4112. RG.RU. Российская газета. Документы [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rg.ru/2006/07/07/nedvizhimost-prava-dok.html
12. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения:
федер. закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ. Референт. Правовая система нового поколения [Электронный ресурс]. URL: http://www.referent.ru/1/2270
13. О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии; указ Президента РФ от 25.12.2008 г. № 1847 // Российская газета. 2008. 30 декабря. Федеральный выпуск № 4823. RG.RU. Российская газета. Документы [Электронный ресурс]. URL:
http ://www.rg. ru/2008/12/30/slujba-kadastr-dok.html
14. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. Закон прост! Правовая консультационная служба [Электронный ресурс]. URL: http://zakonprost.ru/zakony/ob-ohrane-sredi/
15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Консультант плюс. Официальный сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/koap/
16. Уголовный кодекс Российской Федерации. Уголовное право РФ. Информационный портал [Электронный ресурс]. URL: http://ug-kodeks.ru/
УДК 711.7
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА DYNED)
1 9
© Е.В. Дворак1, Е.П. Игнатьева2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены особенности тьюторского сопровождения и роль педагога, осуществляющего это сопровождение в учебном процессе с применением программы DynEd. Изучен и описан инновационный метод обучения английскому языку, позволяющий использовать тьюторское сопровождение в условиях урбанизированных и малонаселённых территорий. Доказано положительное влияние мультимедийных технологий на развитие мыслительных процессов человека: памяти, внимания, воображения, восприятия, а также логического мышления и творческого потенциала обучающихся. Ил. 1. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: тьюторское сопровождение; фасилитация; личность педагога; инновационный метод; мультимедийные технологии; урбанизированные территории.
TUTORING SUPPORT IN URBANIZED TERRITORIES AS A METHODOLOGICAL ELEMENT OF TEACHING ENGLISH (BY EXAMPLE OF DynEd SOFTWARE APPLICATION) E.V. Dvorak, E.P. Ignatyeva
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article deals with the features of tutoring support and the role of a tutor in the educational process with the application of DynEd software. It examines and describes the innovative method of teaching English that allows tutor support in urbanized and sparsely populated territories; proves the positive effect of multimedia technologies on human mental processes development including memory, attention, imagination, perception, as well as logical thinking and the creative potential of students. 1 figure. 8 sources.
Key words: tutoring support; facilitation; teacher's personality; innovative method; multimedia technologies; urbanized territories.
1Дворак Екатерина Валерьевна, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 2, тел.: 89148732401, e-mail: [email protected]
Dvorak Ekaterina, Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for technical specialities no. 2, tel.:89148732401, e-mail: [email protected]
2Игнатьева Елена Павловна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для технических специальностей № 2, тел.: 89086622507, e-mail: [email protected]
Ignatyeva Elena, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for technical specialities no.2, tel.: 89086622507, e-mail: [email protected]