Toshkent davlat transport universiteti Tashkent State
Konstitutsiya — inson qadri uchun The Constitution — for Human Dignity
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СВОБОДЫ СЛОВА
Ким Игорь Александрович
Студент Ташкентского государственного Транспортного Университета
Научный руководитель доктор философии (PhD) по юридическим наукам, доцент Инагамова Мафура
Мухтархоновна
В работе рассматривается значение обеспечения свободы слова, свободы информatsiи. Проводится анализ основных международных и нatsюнальных нормативно-правовых документов в сфере обеспечения свободы слова и информatsiи. Рассматриваются современные тенденции обеспечения свободы слова в контексте развития цифровых информatsiонных ресурсов.
Ключевые слова: свобода слова, Основной закон, право, СМИ, международный акт, цифровые информatsiонные платформы.
Annotation. The paper examines the importance of ensuring freedom of speech and freedom of information. The analysis of the main international and national normative legal documents in the field of ensuring freedom of speech and information is carried out. The article examines the current trends in ensuring freedom of speech in the context of the development of digital information resources.
Keywords: freedom of speech, Basic Law, law, mass media, international act, digital information platforms.
Xulosa. Ushbu maqolada so'z va axborot erkinligini ta'minlashning ahamiyati uning ta'minlash sohasidagi asosiy xalqaro va milliy huquqiy hujjatlar tahlili bayon etilgan. Raqamli axborot resurslarini rivojlantirish sharoitida so'z erkinligini ta'minlashning hozirgi tendensiyalari yoritilgan
АННОТАЦИЯ
CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF SECURITY FREEDOM OF SPEECH
KONSTITUTSIYAVIY KAFOLATLAR SO'Z ERKINLIKLARI
503
2024-yil, 7-dekabr
Toshkent davlat transport universiteti Konstitutsiya — inson qadri uchun
^Tashkent—шшшшТшшшшРшшш^^
Kalit so'zlar: so'z erkinligi, asosiy qonun, huquq, ommaviy axborot vositalari, xalqaro hujjat, raqamli axborot platformalari.
Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений.
Статья 33 Конституции Республики Узбекистан
Цель 83 Стратегии «Узбекистан-2030» предусматривает такие задачи, как совершенствование системы защиты прав средств массовой информatsiи, усиление ответственности за воспрепятствование их профессиональной деятельности, а также последовательное продолжение политики открытости, гарантированное обеспечение реализaция прав граждан на получение, использование и распространение информaции.
Должны отметить, что в течение восьми лет общее количество СМИ увеличилось почти в 1,5 раза. С 2016 по 2024 годы количество СМИ в Узбекистане увеличилось с 1514 до 2349. Количество журналов возросло с 309 до 866, телеканалов — с 65 до 89, интернет-изданий — с 395 до 738. Было открыто 6 новых информaцонных агентств.
При этом, количество интернет-пользователей за указанный период выросло с 14,7 миллиона в 2017 году до 31 миллиона, или более чем вдвое. Число «активных блогеров» увеличилось с 50 до 1200 (на 2400%).
Вышеуказанное свидетельствует о том, что за последние несколько лет в Узбекистане произошли довольно значимые изменения в области общественных отношений, сформирована стабильная и перспективная основа для осуществления реформы в сфере общественного сознания, направленного на развитие в обществе свободы слова и убеждений, неотъемлемым для любого демократического государства.
Свобода слова представляет собой право беспрепятственно распространять свою позицию, без какого-либо негативного влияния или последствий от официального правительства.
В частности, по мнению А.А. Царика, право человека на свободу массовой информatsiи, базирующееся на свободе слова и печати, должно обеспечиваться государством, в том числе, через систему соответствующих (уполномоченных) государственных органов, а также заявленных гарантий и принципов.
С одной стороны, свобода мысли и слова обеспечивает реальное действие принципов многопартийности и идеологического многообразия и позволяет гражданам, реализуя свои политические права (в частности, право избирать и быть избранным), опираться на достоверную и полную информatsiю и делать
504
2024-yil, 7-dekabr
выбор исходя из собственного убеждения. Свобода мысли и слова защищает членов государства и общества от произвола со стороны государственных органов и их должностных лиц: гласность и свобода в оценке действий органов государственной власти стимулирует их действовать в соответствии с интересами населения. С другой стороны, не менее важный аспект свободы мысли и слова заключается в том, что она лежит в основе развития и самовыражения каждого человека как личности, а также имеет исключительное значение для установления истины.
Право на свободу слова и информatsiи закреплено в общепризнанных международных стандартах. Преамбула Всеобщей декларatsiи прав человека, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, декларирует свободу слова и убеждений личности. Конвенция о правах человека определяет, что каждый человек имеет право свободу мнений.
В Республике Узбекистан свобода слова закреплена во множестве документов и нормативно-правовых актов. Например, это фундаментальное право определено в статье 33 обновленной Конституции Республики Узбекистан. Таким образом, Основной закон государства напрямую поддерживает каждого в праве выражать свои мысли и мнение.
Еще одним примером официального подтверждения права на свободу слова является Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информация», статья 3 которого постановляет, что каждый имеет право выступать в средствах массовой информatsiи, открыто высказывать свои мнения и убеждения. Из этого следует, что с обретением Независимости Республика Узбекистан официально вступила на путь построения демократического государства и общества.
Кроме того, важное значение имеет Закон Республики Узбекистан № 439-II «О принципах и гарантиях свободы информatsiи» от 12.12.2002 г., который устанавливает ограничение доступа к информatsiи только в соответствии с законом и в целях защиты прав и свобод человека, основ конституционного строя, нравственных ценностей общества, духовного, культурного и научного потенциала, обеспечения безопасности страны.
Вместе с тем, в соответствии с общепризнанными международными стандартами, государство гарантирует доступ к всемирной сети связи и нескончаемому источнику информatsiи - интернету. Это закреплено в статье 33 обновленной Конституции Республики Узбекистан, что значит, что на всей территории Республики обеспечивается доступ к выходу в сеть Интернет. Говоря о доступе к интернету, начиная с 3 июня 2011 года ООН официально признало
505
2024-yil, 7-dekabr
право на доступ в интернет одним из базовых прав человека, что лишь подтверждает что Узбекистан вступил на путь демократизatsiи наряду с самыми развитыми странами мира.
Суммируя все вышеуказанное, можно также обратиться к Постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по поддержке средств массовой информatsiи и развитию сферы журналистики», принятому 28 июня 2022 года. Это постановление наглядно продемонстрировало отношение Президента Шавката Мирзиёева к свободе слова и информatsiи в Узбекистане. Первоочередной целью этого постановления является реализatsiя Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы, обеспечение стабильности и параллельного прогресса в области деятельности средств массовой информatsiи, повышения квалификatsiй кадров и улучшения отдела журналистики. В нем предусмотрены преимущества, оказываемые средствам массовой информatsiи, зачастую финансовые льготы, упрощающие ведение их деятельности.
В эту цифровую эру начинают вести свою деятельность все больше негосударственных СМИ, использующих для своей деятельности различные платформы, такие как Instagram, YouTube, Telegram, X, Facebook, TikTok и подобные. В отличие от официальных СМИ, данные компании не всегда могут вести фильтрatsiю предоставляемой ими информatsiи, что, на наш взгляд, может вылиться некоторое недоверие к данным источникам информatsiи либо к конкретному поставщику непроверенной информatsiи, но даже при таком факторе государство не ограничивает работу частных источников информatsiи, что лишь в очередной раз доказывает реализованность права на свободу выражения.
Однако же, у свободы слова есть свои ограничения и пределы. Любые права и свободы человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека. Из этого следует, что свобода слова не может использоваться для нарушения прав и свобод других. Определенные люди путают свободу слова со свободой оскорблений. Эта путаница возникает из-за неправильной трактовки термина. И все же, в нормативно-правовых документах определено формулировка указанных терминов.
Обеспечение свободы слова предполагает беспрепятственное обеспечение такого права, но только в той мере и по тем вопросам, которые необходимы субъекту. Однако международными правовыми актами предусмотрено право на ограничение информatsiи в сети Интернет в целях установления защиты отдельных интересов, нatsiональной безопасности, обороны и личной жизни.
506
2024-yil, 7-dekabr
Toshkent davlat transport universiteti Tashkent State
Konstitutsiya — inson qadri uchun The Constitution — for Human Dignity
Подводя итог, необходимо отметить важность свободы мысли и слова как одной из важнейших свобод в демократическом государстве, а также обязательным условием и гарантией функционирования всех органов власти. При этом, нормы обновленной Конституции являются основополагающей базой для формирования новой информatsiонной политики Узбекистана, направленной на расширение свободы слова, мысли и убеждений.
1. Указ Президента Республики Узбекистан№ УП-158 «О Стратегии «Узбекистан - 2030»» от 11 сентября 2023 г. № УП-158 // Нatsiональная база данных законодательства, 12.09.2023 г., № 06/23/158/0694; 29.12.2023 г., № 06/23/214/0984.
2. «Не выдерживают конкуренции». С 2016 года количество газет в Узбекистане сократилось на 15%. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2024/10/25/media/ (Дата доступа:02.11.2024)
3. Царик А.А. Международно-правовые основы реализatsiи права на свободу массовой информatsiи // Общество и право. - 2009. - №1(23). - С. 95-99.
4. Трунтаева К. Правовое содержание свободы мысли и слова: вопросы конституционно-правовой теории и практики // Сравнительное конституционное обозрение. - 2010. - № 1 (74). - С. 20-28.
5. сеобщая декларatsiя прав человека от 10 декабря 1948 года // https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // http: //hrlibrary.umn.edu/russian/euro/Rz17euroco .html
7. Закон Республики Узбекистан № ЗРУ-78 «О средствах массовой информatsiи» от 15 января 2007 г. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 3, ст. 20; Нatsiональная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087; 07.02.2024 г., № 03/24/905/0106; 21.09.2024 г., № 03/24/963/0735
8. Закон Республики Узбекистан № 439-II «О принципах и гарантиях свободы информatsiи» от 12.12.2002 г. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 1, ст. 2; 2015 г., № 52, ст. 645; Нatsiональная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087
9. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-294 «О мерах по поддержке средств массовой информatsiи и развитию сферы журналистики» от 27 июня 2022 г. // Нatsiональная база данных законодательства, 28.06.2022 г., № 07/22/294/0567
REFERENCES
507
2024-yil, 7-dekabr
10. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-60 «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы» от 28 января 2022 г. // Нatsiональная база данных законодательства, 29.01.2022 г., № 06/22/60/0082, 18.03.2022 г., № 06/22/89/0227; 10.02.2023 г., № 06/23/21/0085; 03.01.2024 г., № 06/24/221/0003
11. Хрулева В.В. Конституционное право на свободу слова и информatsiю в Российской Федерatsiи // Территория науки. - 2021. - № 1. - С. 55-60.
508
2024-yil, 7-dekabr