Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБЫХ РЕЖИМОВ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБЫХ РЕЖИМОВ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ОСОБЫЙ РЕЖИМ / РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН / ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ И ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ / SPECIAL REGIME / STATE OF EMERGENCY / SAFETY OF CITIZENS / RESTRICTION OF CITIZENS ' RIGHTS / NATURAL FIRES AND MAN-MADE DISASTERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семичева Анастасия Сергеевна, Мамина Оксана Ивановна

Введение режима чрезвычайного положения и особого режимов существенно ограничивают права и свободы граждан, а также деятельность государственных учреждений, однако благодаря этому специальные службы могут беспрепятственно ликвидировать вредные для общества, населения и органов власти последствия. Без оперативного реагирования либо промедления принятия решений со стороны уполномоченных органов могут привести к человеческим жертвам среди населения зоны чрезвычайной ситуации. В настоящее время угроза безопасности для России весьма актуальна, так как наше государство стоит на передовой линии в вопросе борьбы с международным терроризмом, бандитизмом и иных криминальных проявлений. Также важно помнить о происшествиях техногенного характера, катастрофах, пожарах, авариях и иных стихийных бедствиях, наносящих значительный ущерб государству и обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional regulation of special regimes and state of emergency in modern Russia

The introduction of a state of emergency and special regimes significantly restrict the rights and freedoms of citizens, as well as the activities of state institutions, but through this special services can easily eliminate harmful consequences for society, the population and the authorities. Without prompt response or delayed decision-making by the authorized bodies, they can lead to human casualties among the population of the emergency zone. At present, the security threat for Russia is very relevant as our state is at the forefront in the fight against international terrorism, banditry and other criminal manifestations. It is also important to remember about man-made incidents, disasters, fires, accidents and other natural disasters that cause significant damage to the state and society.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБЫХ РЕЖИМОВ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБЫХ РЕЖИМОВ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

СЕМИЧЕВА Анастасия Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теории права, истории права и международного права» Российского университета транспорта (МИИТ). E-mail: [email protected];

МАМИНА Оксана Ивановна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Российского университета транспорта (МИИТ). E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Введение режима чрезвычайного положения и особого режимов существенно ограничивают права и свободы граждан, а также деятельность государственных учреждений, однако благодаря этому специальные службы могут беспрепятственно ликвидировать вредные для общества, населения и органов власти последствия. Без оперативного реагирования либо промедления принятия решений со стороны уполномоченных органов могут привести к человеческим жертвам среди населения зоны чрезвычайной ситуации. В настоящее время угроза безопасности для России весьма актуальна, так как наше государство стоит на передовой линии в вопросе борьбы с международным терроризмом, бандитизмом и иных криминальных проявлений. Также важно помнить о происшествиях техногенного характера, катастрофах, пожарах, авариях и иных стихийных бедствиях, наносящих значительный ущерб государству и обществу.

Abstract: The introduction of a state of emergency and special regimes significantly restrict the rights and freedoms of citizens, as well as the activities of state institutions, but through this special services can easily eliminate harmful consequences for society, the population and the authorities. Without prompt response or delayed decision-making by the authorized bodies, they can lead to human casualties among the population of the emergency zone. At present, the security threat for Russia is very relevant as our state is at the forefront in the fight against international terrorism, banditry and other criminal manifestations. It is also important to remember about man-made incidents, disasters, fires, accidents and other natural disasters that cause significant damage to the state and society.

Ключевые слова: конституционное право, административное право, особый режим, режим чрезвычайного положения, безопасность граждан, ограничение прав граждан, природные пожары и техногенные катастрофы.

Keywords: special regime, state of emergency, safety of citizens, restriction of citizens ' rights, natural fires and man-made disasters.

Актуальность проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций всегда высока, так как успех аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций определяется оперативностью реагирования на их возникновение и оптимальностью принимаемых управленческих решений по их ликвидации.

Без оперативного реагирования либо промедления принятия решений со стороны уполномоченных органов могут привести к человеческим жертвам среди населения зоны чрезвычайной ситуации.

Обеспечение безопасности страны во все времена было приоритетной и актуальной задачей российского государства. Жизнь и здоровье человека и гражданина признаются в России наивысшей ценностью. Для этого органы власти обязаны принимать все меры, включающие и временное ограничение прав и свобод граждан с целью сохранения их жизни и здоровья. В современной ситуации задача по обеспечению государственной безопасности может быть успешно реализована только с использованием всех имеющихся в распоряжении государства и общества средств и методов: социально-экономических, культурных, политических и правовых. [7, 196-201]

В настоящее время угроза безопасности для России актуальна как никогда, так как наше государство стоит на передовой линии в вопросе борьбы с международным терроризмом, бандитизмом и иных криминальных проявлений. Также важно помнить о происшествиях техногенного характера, катастрофах, пожарах, авариях и иных стихийных бедствиях, наносящих значительный ущерб государству и обществу.

Так, 2017 год в России был объявлен Годом гражданской обороны, что позволило сформировать нормативно-правовую и нормативно-техническую базы в сфере гражданской обороны, реализовать действенный подход по защите граждан от чрезвычайных ситуаций. В этом ключе Президентом РФ В.Путиным был издан Указ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года». [4]

Реализация мероприятий, отражённых в указе Президента, позволит сформировать единую, отвечающую современным требованиям нормативно-правовую и методическую базу в сфере гражданской обороны. Для успешного разрешения негативных изменений с области жизнедеятельности граждан, которые не могут быть нейтрализованы стандартными мерами, органы государственной власти обязаны применять специфические меры государственно-управленческого реагирования, что в совокупности определяется как особые государственно-правовые режимы. [5, 411-417]

Стоит провести разграничение государственно-правовых режимов на режим чрезвычайной ситуации и режим военного положения.

Такие специальные административно-политические функционально-деятельностные режимы, как режим военного положения, режим чрезвычайного положения, режим чрезвычайной ситуации, пограничные режимы и др., рассматриваются обычно в качестве институтов административного права. Однако одновременно каждый из перечисленных режимов является и составным элементом национальной безопасности Россий-

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ской Федерации. Можно поддержать точку зрения О.Б. Нигма-туллина, который говорит о том, что государство, вводя в действие режим чрезвычайного положения, опирается на действующее международное законодательство, в частности Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.4). [8, 280-283] Стоит дополнить, что международное законодательство имеет приоритет над отечественным, является в некоторой степени базисом, однако в каждой конкретной ситуации органы МЧС руководствуются ведомственными нормативными актами и федеральным законодательством.

В отечественном законодательстве предусмотрена возможность существования такого вида особого государственно-правового режима, как чрезвычайное положение (статьи 56, 88, 102, 109 Конституции РФ).

Для совершенствования мер государственного реагирования необходимо учитывать опыт, накопленный за прошедшие годы, так как институт чрезвычайного режима не является новым для России. Применение данного института объясняется тем, что действующие нормативно-правовые акты, которые реализуются в стандартном режиме при охране общественного порядка, при определенных обстоятельствах (катастрофах, терактах) могут признаваться недостаточными и должны дополняться временными исключительными мерами, ограничивающими права и свободы граждан. Такие исключительные меры существенно расширяют полномочия органов государственной, муниципальной власти и административных учреждений, что в свою очередь существенно снижает конституционные права и свободы людей.

Однако необходимо отметить, что, несмотря на ограничение прав и свобод, это сводится к минимизации, для того, чтобы избежать общественно-опасных последствий для населения и скорейшей ликвидации чрезвычайной ситуации.

Законодательно режим чрезвычайного положения определён в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» [2] как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Режим чрезвычайного положения вводится в соответствии указом главы государства на основании Конституции и закона «О чрезвычайном положении» на всей территории России либо определённой её территории.

Кроме этого, законодательно установлено, что режим ЧС является временной мерой, которая применяется исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя государства.[6, 200-202] С данной точкой зрения можно не согласиться, так как режим ЧС решает вопросы, связанные исключительно с обеспечением безопасности граж-

дан, а режим военного положения призван решать обе проблемы.

Исходя из требований действующего законодательства, следует ответить на вопрос: «Достаточен ли правовой механизм реализации действующих положений на практике? Позволяет ли он соблюдать реализацию конституционных норм, закрепляющих соблюдение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения?».

Основной закон нашей страны, а именно его статья 56 не допускает ограничения основополагающих прав и свобод человека при объявлении режима чрезвычайного положения и особого режима. Как известно, Конституции РФ имеет высшую юридическую силу, это означает, что ни один нормативно-правовой акт, не должен противоречить Основному Закону нашей страны.

Однако на практике реальные права и свободы граждан даже в обычных условиях обеспечиваются не всегда и не на должном уровне. В условиях чрезвычайного положения данный вопрос приобретает особую актуальность, так как от действий государственных органов зависит соблюдение конституционных прав и свобод граждан, поэтому конституционно-правовое урегулирование подобного института показывает, насколько эффективно и реально действуют государственные и общественные институты.

Согласно статистике Министерства по чрезвычайным ситуациям России (МЧС РФ), в первом полугодии группировкой сил и средств обеспечивалось прикрытие 146 144 населенных пунктов (96,8 % от общего количества), в которых проживает 143 246 177 человек (97,7 % от общего количества) от возможных пожаров и чрезвычайных ситуаций. [10]

Только по итогам первого полугодия 2019 года почти на 5,9 % уменьшилось количество техногенных пожаров более чем на 11 %, увеличилось количество спасенных на них людей (при этом спасены 78 765 человек), количество происшествий на водных объектах уменьшилось более чем на 43 %.

Однако недавние пожары в Сибири показали, что введение особого противопожарного режима продиктовано необходимостью обезопасить граждан от воздействия лесного пожара. Только благодаря грамотным, профессиональным, слаженным и квалифицированным действиям группировкой сил и средств МЧС России совместно с подразделениями пожарных и спасательных воинских формирований для проведения аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ более 4 тысяч раз (в 2018 году - 3719, увеличение почти 10 %), спасено более 1000 человек.

Говоря об условиях режима чрезвычайного положения, необходимо отметить, что институты конституционного права функционируют с определенными особенностями, они выражаются в правах и обязанностях граждан, в разделении полномочий государственных органов (ограничение полномочий

одних органов и усиления полномочий других) вне от их принадлежности к какой-либо из ветвей власти. [9, 416] Стоит дополнить, что в режиме чрезвычайной ситуации права граждан существенно снижаются, а обязанности, наоборот, возрастают.

Таким образом, важным элементом режима чрезвычайного положения является совокупность правовых норм и административно-организационных действий, которые осуществляются органами государственной власти в целях ограничения прав физических и юридических лиц и возложения на них дополнительных обязанностей и ограничений.

Для полноты понимания ситуации перечислим эти ограничения:

- запрещение или ограничение доступа на территорию чрезвычайной ситуации;

- также может быть организована эвакуация населения.

Таким образом, необходимо подчеркнуть важность существующих ограничений прав и свобод граждан, так как законодатель относит жизнь и здоровье граждан выше времен-Библиография:

1. Конституция РФ от 12.12.1993;

2. Федеральный конституционный закон № 3 «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001;

3. Федеральный закон № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994;

4. Указ Президента РФ № 696 Указ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года» от 20.12.2016;

5. Вербицкая Т.В. К вопросу о режиме чрезвычайного положения - «Сборник: Научные труды. Российская академия юридических наук» - М., 2015, стр.411-417;

6. Казак Б.Б., Омаров О.С. Правовые аспекты обеспечения режима чрезвычайного положения в современных условиях - «Пробелы в российском законодательстве» - № 7, 2016, стр.200-202;

7. Кропачева А.В. О некоторых вопросах процедуры введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации - «Вестник Университета имени О.Е. Кутафина» - № 5, 2016, стр.196-201;

8. Нигматуллин О.Б. Применение законодательства о чрезвычайном положении в современном правовом государстве - «Сборник: Проблемы формирования правового государства в России» - Уфа, 2013, стр.280-283;

9. Ухов В.Ю. Институт чрезвычайного положения в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: диссертация доктора юридических наук - М., 2014, стр.416;

10. Электронный ресурс: сайт Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ: http://www.mchs.gov.ru/document/33343139

ных ограничений. После нейтрализации угроз безопасности, права и свободы граждан восстанавливаются в полном объёме.

Таким образом, следует отметить, что в условии особых режимов и чрезвычайного положения права граждан существенно уменьшаются, однако сохранить им жизнь и здоровье можно только при полноценной правовой регламентации режима ЧС, а также законодательного урегулирования всех нюансов в его правоприменения ещё до наступления чрезвычайных обстоятельств, неукоснительном соблюдении Конституции РФ, прав граждан с установленными ограничениями.

Ко всем лицам, в первую очередь к должностным, в случае нарушения закона должна применяться четко установленная конституционная и иная правовая ответственность.

Учитывая положительный опыт введения чрезвычайного положения и применения необходимых мер для устранения общественно-опасных последствий, следует тщательно рассматривать режим ЧС для дальнейшего совершенствования действующего законодательства и устранения в нём пробелов и анализа возможных ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.