Научная статья на тему 'Конституционное право на жилище и роль субъектов Российской Федерации в его реализации'

Конституционное право на жилище и роль субъектов Российской Федерации в его реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
437
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / ИПОТЕЧНОЕ ЖИЛИЩНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / СТРОИТЕЛЬНЫЕ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ / CONSTITUTIONAL RIGHT TO HOUSING / REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC PROGRAMS / MORTGAGE HOUSING CREDITING / CONSTRUCTION SAVING BANKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов С. Н.

Формирование действенного механизма реализации конституционного права на жилище в современных экономических условиях является одной из первостепенных задач социально ориентированного государства. В статье обосновываются предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства субъектов Российской Федерации в анализируемой сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional right to housing and the role of the subjects of the Russian Federation in its realization

Forming an effective mechanism to implement the constitutional right to housing under existing economic conditions is one of the primary goals of the socially oriented state. The article substantiates the proposals to further improving the legislation of the federal subjects in the field under consideration.

Текст научной работы на тему «Конституционное право на жилище и роль субъектов Российской Федерации в его реализации»

26

Раздел 2. Проблемы государственного и муниципального строительства

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ И РОЛЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

С.Н. Попов

(аспирант кафедры конституционного и муниципального права Института права, экономики и управления Тюменского государственного университета;

[email protected])

Формирование действенного механизма реализации конституционного права на жилище в современных экономических условиях является одной из первостепенных задач социально ориентированного государства. В статье обосновываются предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства субъектов Российской Федерации в анализируемой сфере.

Ключевые слова: право на жилище, региональные социально-экономические программы, ипотечное жилищное кредитование, строительные сберегательные кассы.

Комплексный характер конститу- в субъектах Российской Федерации про-ционного права на жилище, взаимосвязь должает оставаться обеспечение жильем

с другими конституционными правами, а также существенное влияние его реализации на степень обеспеченности в Российской Федерации достойного уровня жизни побуждают к изучению региональной практики реализации конституционного права на жилище в субъектах Российской Федерации и внесению предложений по законодательному закреплению полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обозначенной сфере.

Каждый, как установлено в Конституции Российской Федерации, имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1 ст. 40). В то же время жилищная проблема сегодня стоит перед 60 % российских семей. Каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1 млн 570 тыс. кв. м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46 % [1].

Согласно Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40). Вместе с тем одной из острейших социальных проблем

таких категорий граждан, как ветераны, инвалиды, дети-сироты, малообеспеченные работники бюджетной сферы и т.д. Среднее время ожидания предоставления указанным лицам жилых помещений составляет 15-20 лет.

Конституция Российской Федерации относит к исключительному ведению Российской Федерации регулирование прав и свобод человека и гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита установленных прав и свобод человека и гражданина.

На практике при распределении полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, в частности по вопросам предоставления жилья отдельным категориям граждан, происходит передача расходных финансовых обязательств субъектам Российской Федерации в порядке софинансирования. При такой практике деньги из федерального бюджета получают только те регионы, которые могут выполнить обязательства по софинансированию.

Региональные социально-экономические программы входят составной частью в федеральные программы, и средства на их реализацию предусматриваются в бюджетах всех уровней. При этом одним из условий эффективной реализации региональной программы является ее включение в аналогичную федеральную про-

Юридическая наука и правоохранительная практика

грамму [2, с. 89]. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральных программах (в сфере жилищных отношений) является обязательным, так как в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В субъектах Российской Федерации на основании федеральной целевой программы «Жилище» принимаются собственные социально-экономические программы, направленные на улучшение жилищных условий жителей региона.

В зависимости от категорий граждан, чьи жилищные проблемы должны быть решены, эти программы можно классифицировать на два вида:

1. Программы, предусматривающие решение жилищной проблемы всех категорий граждан, проживающих на территории определенного региона, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке, установленном законом [3].

2. Программы, предусматривающие решение проблемы обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан:

а) обеспечение жильем молодых семей [4];

б) обеспечение жильем государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации [5];

в) обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера [6];

г) обеспечение жильем семей граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей [7] и др.

В зависимости от механизма обеспечения граждан жилыми помещениями региональные программы по обеспечению граждан жильем можно классифицировать следующим образом:

1) программы, предусматривающие строительство жилых помещений [8];

2) программы, предусматривающие предоставление кредитов на приобретение

_ 27

или строительство жилья (ипотечные программы) [9];

3) программы, предусматривающие предоставление субсидий (социальных выплат) на приобретение жилья [3];

4) программы, сочетающие различные механизмы решения жилищных проблем.

Так, в Тюменской области действует программа по предоставлению молодым семьям социальных выплат (субсидий) и социального займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также при рождении (усыновлении) одного ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств областного бюджета или местного бюджета в размере не менее 5 % расчетной (средней) стоимости жилья [10; 11].

Практически во всех программах приоритетным способом решения жилищных проблем является ипотечное жилищное кредитование (предоставление льготных кредитов, субсидирование первоначального взноса и т.д.).

Однако сегодня ипотечное жилищное кредитование доступно лишь незначительной части населения России. Так, людей, имеющих более 30 % финансовых средств от стоимости жилья и, следовательно, право на ипотечный кредит, в стране в 2008 году было 5-7 % [12, с. 208], а в 2010 - 20 % [13, с. 72].

С учетом этого все большую актуальность приобретает вопрос о развитии альтернативных механизмов обеспечения жильем малообеспеченных работающих граждан. Одной из таких альтернатив, по нашему мнению, является развитие жилищного кредитования на основе строительных сберегательных касс. К настоящему времени такой опыт накоплен в странах Европы.

Так, в Германии за время существования системы стройсбережений были мобилизованы и предоставлены в форме кредитов около 800 млрд евро. Каждый третий житель Германии и 45 % всех семей имеют договор строительного вклада. Через систему стройсбережений было профинансировано 45 % приобретаемого жилья или 13 млн квартир [14].

Раздел 2. Проблемы государственного и муниципального строительства

28

Жилищный кредит может получить только вкладчик стройсберкассы по истечении определенного времени (обычно пять-шесть лет), в течение которого он ежемесячно делал вклады на установленную в контракте сумму. Процентные ставки (как на вклад, так и на кредит) фиксированы на все время действия контракта. Погашение жилищного займа осуществляется в течение срока, определенного в контракте о стройсбережениях. Максимальный срок погашения займа - 12 лет. Процентные ставки обычно составляют 5-6 % годовых (в среднем на 4 % ниже рыночных) [15, с. 31-40].

В Словакии к настоящему времени вкладчиками системы стройсбережения стали более 1 млн граждан, или 20 % жителей. Каждый год заключается около 150 тыс. новых договоров стройсбережений. В Чехии насчитывается около 4,5 млн клиентов системы стройсбережений, или 43 % населения, а уровень жилищных кредитов в ВВП страны к 2002 г. составил 20 % [16].

Источником ресурсов для целевых жилищных займов в стройсберкассе являются вклады граждан, проценты за пользование жилищным займом, а также государственная премия за счет бюджетных средств. Прямая бюджетная поддержка в виде выплаты премий используется в качестве дополнительного стимула, например, для отдельных социальных категорий граждан (врачей, учителей и других малообеспеченных работников бюджетной сферы) или отдельных регионов. Данная программа может стать востребованной и в регионах Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание на такой вид государственной поддержки, как уплата премии, пропорциональной размеру накопленной суммы, которая осуществляется за счет бюджетных средств. Прямая бюджетная поддержка в виде выплаты премий допустима в качестве дополнительного стимула, например, для отдельных социальных категорий граждан (врачей, учителей и других малообеспеченных работников бюджетной сферы) или отдельных субъектов Российской Федерации (при наличии поддержки из средств регионального бюджета).

Сегодня такой вид поддержки предусмотрен, например, в Тюменской области в рамках Закона Тюменской области от 28 апреля 2011 года № 20 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета» [17]. Однако данные меры в большей степени направлены на поддержку отдельных категорий работников бюджетной сферы Тюменской области и не касаются работников, получающих заработную плату из федерального бюджета.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что принятие федерального закона о сберегательных кассах, рассчитанного на всех малообеспеченных работающих граждан, в большей степени соответствует содержанию части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем до принятия указанного федерального закона субъекты Российской Федерации вправе использовать опыт Тюменской области по законодательному регулированию предоставления субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств областного бюджета.

1. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 5. Ст. 739.

2. Вильчинская О. Роль муниципальных образований в социально-экономическом развитии государства и регионов // Муниципальная власть. 2006. № 2. С. 87-89.

3. О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета: закон Тюменской области от 03.08.1999 № 128: ред. от 08.07.2011 № 39 // Тюменские известия. 1999. № 138.

4. Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе: постановление Правительства ЯНАО

Юридическая наука и правоохранительная практика

от 27.12.2010 № 535-П: ред. от 27.04.2011 № 230-П // Красный Север (спецвыпуск). 2010. № 168/5.

5. О предоставлении государственным гражданским служащим Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения [Электронный ресурс]: постановление Правительства Челябинской области от 17.09.2009 № 227-П: ред. от 29.06.2011 № 208-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О Порядке реализации и финансирования подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: постановление Правительства ХМАО - Югры от 02.05.2006 № 95-п: ред. от 09.04.2010 № 99-п // Собр. законодательства ХМАО - Югры. 2006. № 5. Ст. 433.

7. Об утверждении Порядка регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, постоянно проживающих в Свердловской области и имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья: постановление Правительства Свердловской области от 02.10.2007 № 986-ПП: ред. от 15.10.2009 № 1235-ПП // Собр. законодательства Свердловской области. 2008. № 10-2 (2007). Ст. 1720.

8. Об утверждении окружной целевой программы «Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе на 20102012 годы: постановление Администрации ЯНАО от 24.09.2009 № 507-А // Красный Север. Спецвыпуск. 2009. № 111/2.

9. Об утверждении областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 20112015 годы: постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1487-ПП: ред. от 27.05.2011 № 634-ПП // Областная газета. 2010. № 422-423/св.

_ 29

10. Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома: постановление Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 78-п: ред. от 03.05.2011 № 154-п // Тюменская область сегодня. 2011. № 51.

11. Об утверждении Положения о порядке предоставления займов молодым семьям на строительство (приобретение) жилья: постановление Правительства Тюменской области от 08.08.2006 № 190-п: ред. от 28.12.2010 № 390-п // Тюменская область сегодня. 2006. № 150.

12. Калякина Е.А. Реализация современной государственной жилищной политики: региональный аспект // Регионология. 2008. № 3. С. 204-209.

13. Хуснетдинова Л.М. Ипотека жилых помещений // Жилищное право. 2010. № 5.С. 71-87.

14. О строительных сберегательных кассах [Электронный ресурс]: проект федер. закона от 09.10.2002 № 246390-3 (Пояснительная записка к проекту Федер. закона «О строительных сберегательных кассах»). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Грудцына Л.Ю. Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в России // Законодательство и экономика. 2005. № 10. С. 31-40.

16. Смирнов Е.Е. Какой быть системе жилищного кредитования (интервью с О.Г. Дмитриевой, депутатом Государственной Думы) [Электронный ресурс] // Управление в кредитной организации. 2007. № 2. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

17. О внесении изменений в Закон Тюменской области «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета: закон Тюменской области от 08.07.2011 № 39 // Тюменская область сегодня. 2011. № 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.