26
Раздел 2. Проблемы государственного и муниципального строительства
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ И РОЛЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
С.Н. Попов
(аспирант кафедры конституционного и муниципального права Института права, экономики и управления Тюменского государственного университета;
Формирование действенного механизма реализации конституционного права на жилище в современных экономических условиях является одной из первостепенных задач социально ориентированного государства. В статье обосновываются предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства субъектов Российской Федерации в анализируемой сфере.
Ключевые слова: право на жилище, региональные социально-экономические программы, ипотечное жилищное кредитование, строительные сберегательные кассы.
Комплексный характер конститу- в субъектах Российской Федерации про-ционного права на жилище, взаимосвязь должает оставаться обеспечение жильем
с другими конституционными правами, а также существенное влияние его реализации на степень обеспеченности в Российской Федерации достойного уровня жизни побуждают к изучению региональной практики реализации конституционного права на жилище в субъектах Российской Федерации и внесению предложений по законодательному закреплению полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обозначенной сфере.
Каждый, как установлено в Конституции Российской Федерации, имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1 ст. 40). В то же время жилищная проблема сегодня стоит перед 60 % российских семей. Каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1 млн 570 тыс. кв. м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46 % [1].
Согласно Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40). Вместе с тем одной из острейших социальных проблем
таких категорий граждан, как ветераны, инвалиды, дети-сироты, малообеспеченные работники бюджетной сферы и т.д. Среднее время ожидания предоставления указанным лицам жилых помещений составляет 15-20 лет.
Конституция Российской Федерации относит к исключительному ведению Российской Федерации регулирование прав и свобод человека и гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита установленных прав и свобод человека и гражданина.
На практике при распределении полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, в частности по вопросам предоставления жилья отдельным категориям граждан, происходит передача расходных финансовых обязательств субъектам Российской Федерации в порядке софинансирования. При такой практике деньги из федерального бюджета получают только те регионы, которые могут выполнить обязательства по софинансированию.
Региональные социально-экономические программы входят составной частью в федеральные программы, и средства на их реализацию предусматриваются в бюджетах всех уровней. При этом одним из условий эффективной реализации региональной программы является ее включение в аналогичную федеральную про-
Юридическая наука и правоохранительная практика
грамму [2, с. 89]. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральных программах (в сфере жилищных отношений) является обязательным, так как в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В субъектах Российской Федерации на основании федеральной целевой программы «Жилище» принимаются собственные социально-экономические программы, направленные на улучшение жилищных условий жителей региона.
В зависимости от категорий граждан, чьи жилищные проблемы должны быть решены, эти программы можно классифицировать на два вида:
1. Программы, предусматривающие решение жилищной проблемы всех категорий граждан, проживающих на территории определенного региона, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке, установленном законом [3].
2. Программы, предусматривающие решение проблемы обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан:
а) обеспечение жильем молодых семей [4];
б) обеспечение жильем государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации [5];
в) обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера [6];
г) обеспечение жильем семей граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей [7] и др.
В зависимости от механизма обеспечения граждан жилыми помещениями региональные программы по обеспечению граждан жильем можно классифицировать следующим образом:
1) программы, предусматривающие строительство жилых помещений [8];
2) программы, предусматривающие предоставление кредитов на приобретение
_ 27
или строительство жилья (ипотечные программы) [9];
3) программы, предусматривающие предоставление субсидий (социальных выплат) на приобретение жилья [3];
4) программы, сочетающие различные механизмы решения жилищных проблем.
Так, в Тюменской области действует программа по предоставлению молодым семьям социальных выплат (субсидий) и социального займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также при рождении (усыновлении) одного ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств областного бюджета или местного бюджета в размере не менее 5 % расчетной (средней) стоимости жилья [10; 11].
Практически во всех программах приоритетным способом решения жилищных проблем является ипотечное жилищное кредитование (предоставление льготных кредитов, субсидирование первоначального взноса и т.д.).
Однако сегодня ипотечное жилищное кредитование доступно лишь незначительной части населения России. Так, людей, имеющих более 30 % финансовых средств от стоимости жилья и, следовательно, право на ипотечный кредит, в стране в 2008 году было 5-7 % [12, с. 208], а в 2010 - 20 % [13, с. 72].
С учетом этого все большую актуальность приобретает вопрос о развитии альтернативных механизмов обеспечения жильем малообеспеченных работающих граждан. Одной из таких альтернатив, по нашему мнению, является развитие жилищного кредитования на основе строительных сберегательных касс. К настоящему времени такой опыт накоплен в странах Европы.
Так, в Германии за время существования системы стройсбережений были мобилизованы и предоставлены в форме кредитов около 800 млрд евро. Каждый третий житель Германии и 45 % всех семей имеют договор строительного вклада. Через систему стройсбережений было профинансировано 45 % приобретаемого жилья или 13 млн квартир [14].
Раздел 2. Проблемы государственного и муниципального строительства
28
Жилищный кредит может получить только вкладчик стройсберкассы по истечении определенного времени (обычно пять-шесть лет), в течение которого он ежемесячно делал вклады на установленную в контракте сумму. Процентные ставки (как на вклад, так и на кредит) фиксированы на все время действия контракта. Погашение жилищного займа осуществляется в течение срока, определенного в контракте о стройсбережениях. Максимальный срок погашения займа - 12 лет. Процентные ставки обычно составляют 5-6 % годовых (в среднем на 4 % ниже рыночных) [15, с. 31-40].
В Словакии к настоящему времени вкладчиками системы стройсбережения стали более 1 млн граждан, или 20 % жителей. Каждый год заключается около 150 тыс. новых договоров стройсбережений. В Чехии насчитывается около 4,5 млн клиентов системы стройсбережений, или 43 % населения, а уровень жилищных кредитов в ВВП страны к 2002 г. составил 20 % [16].
Источником ресурсов для целевых жилищных займов в стройсберкассе являются вклады граждан, проценты за пользование жилищным займом, а также государственная премия за счет бюджетных средств. Прямая бюджетная поддержка в виде выплаты премий используется в качестве дополнительного стимула, например, для отдельных социальных категорий граждан (врачей, учителей и других малообеспеченных работников бюджетной сферы) или отдельных регионов. Данная программа может стать востребованной и в регионах Российской Федерации.
Необходимо обратить внимание на такой вид государственной поддержки, как уплата премии, пропорциональной размеру накопленной суммы, которая осуществляется за счет бюджетных средств. Прямая бюджетная поддержка в виде выплаты премий допустима в качестве дополнительного стимула, например, для отдельных социальных категорий граждан (врачей, учителей и других малообеспеченных работников бюджетной сферы) или отдельных субъектов Российской Федерации (при наличии поддержки из средств регионального бюджета).
Сегодня такой вид поддержки предусмотрен, например, в Тюменской области в рамках Закона Тюменской области от 28 апреля 2011 года № 20 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета» [17]. Однако данные меры в большей степени направлены на поддержку отдельных категорий работников бюджетной сферы Тюменской области и не касаются работников, получающих заработную плату из федерального бюджета.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что принятие федерального закона о сберегательных кассах, рассчитанного на всех малообеспеченных работающих граждан, в большей степени соответствует содержанию части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем до принятия указанного федерального закона субъекты Российской Федерации вправе использовать опыт Тюменской области по законодательному регулированию предоставления субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств областного бюджета.
1. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 5. Ст. 739.
2. Вильчинская О. Роль муниципальных образований в социально-экономическом развитии государства и регионов // Муниципальная власть. 2006. № 2. С. 87-89.
3. О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета: закон Тюменской области от 03.08.1999 № 128: ред. от 08.07.2011 № 39 // Тюменские известия. 1999. № 138.
4. Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе: постановление Правительства ЯНАО
Юридическая наука и правоохранительная практика
от 27.12.2010 № 535-П: ред. от 27.04.2011 № 230-П // Красный Север (спецвыпуск). 2010. № 168/5.
5. О предоставлении государственным гражданским служащим Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения [Электронный ресурс]: постановление Правительства Челябинской области от 17.09.2009 № 227-П: ред. от 29.06.2011 № 208-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О Порядке реализации и финансирования подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: постановление Правительства ХМАО - Югры от 02.05.2006 № 95-п: ред. от 09.04.2010 № 99-п // Собр. законодательства ХМАО - Югры. 2006. № 5. Ст. 433.
7. Об утверждении Порядка регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, постоянно проживающих в Свердловской области и имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья: постановление Правительства Свердловской области от 02.10.2007 № 986-ПП: ред. от 15.10.2009 № 1235-ПП // Собр. законодательства Свердловской области. 2008. № 10-2 (2007). Ст. 1720.
8. Об утверждении окружной целевой программы «Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе на 20102012 годы: постановление Администрации ЯНАО от 24.09.2009 № 507-А // Красный Север. Спецвыпуск. 2009. № 111/2.
9. Об утверждении областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 20112015 годы: постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1487-ПП: ред. от 27.05.2011 № 634-ПП // Областная газета. 2010. № 422-423/св.
_ 29
10. Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома: постановление Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 78-п: ред. от 03.05.2011 № 154-п // Тюменская область сегодня. 2011. № 51.
11. Об утверждении Положения о порядке предоставления займов молодым семьям на строительство (приобретение) жилья: постановление Правительства Тюменской области от 08.08.2006 № 190-п: ред. от 28.12.2010 № 390-п // Тюменская область сегодня. 2006. № 150.
12. Калякина Е.А. Реализация современной государственной жилищной политики: региональный аспект // Регионология. 2008. № 3. С. 204-209.
13. Хуснетдинова Л.М. Ипотека жилых помещений // Жилищное право. 2010. № 5.С. 71-87.
14. О строительных сберегательных кассах [Электронный ресурс]: проект федер. закона от 09.10.2002 № 246390-3 (Пояснительная записка к проекту Федер. закона «О строительных сберегательных кассах»). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Грудцына Л.Ю. Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в России // Законодательство и экономика. 2005. № 10. С. 31-40.
16. Смирнов Е.Е. Какой быть системе жилищного кредитования (интервью с О.Г. Дмитриевой, депутатом Государственной Думы) [Электронный ресурс] // Управление в кредитной организации. 2007. № 2. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
17. О внесении изменений в Закон Тюменской области «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета: закон Тюменской области от 08.07.2011 № 39 // Тюменская область сегодня. 2011. № 123.