УДК 342.7
Е. В. Курицына
магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация. В статье рассматриваются различные научные подходы к определению понятия и содержания конституционного права на образование. Отмечается, что в юридической литературе существует множество трактовок данного понятия. При этом наиболее устоявшимся и признанным большинством современных отечественных исследователей в области права является определение конституционного права на образование как субъективного права, то есть как реально существующей, гарантированной государством и международным сообществом фактической возможности лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего культурного уровня в личных интересах и в интересах всего общества. Указывается, что в содержательном плане конституционное право на образование представляет собой довольно сложную правовую конструкцию, состоящую из многих элементов, к числу которых относятся следующие: право на получение образования каждым; право на получение различных уровней образования; обязанность получения основного общего образования; право на получение образования в различных формах; свобода выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования; свобода преподавания; право на свободный выбор языка обучения; приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Ключевые слова: образование, конституционное право на образование, субъективное право, содержание права на образование.
E. V. Kuritsyna
master student Penza State University, Penza, Russia
CONSTITUTIONAL RIGHT TO EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONCEPT AND CONTENT
Abstract. The article deals with various scientific approaches to the definition of concept and content of the constitutional right to education. The author draws attention to the
fact that in legal literature there are many interpretations of this concept. The definition of the constitutional right to education as a subjective right, that is as really existing, guaranteed by the state and the international community actual possibility of the person to possess and use knowledge and skills for acculturation in personal interests and in interests of all society is the most established and recognized by the majority of modern domestic researchers. The author notes, that the constitutional right to education is rather complex legal structure, consisting of many elements, which include: the right to receive education by each person; the right to receive different levels of education; the obligation to receive basic general education; the right to receive education in various forms; freedom of choice of forms of education, modes of study, organization, carrying out educational activities, orientation of education; academic freedom; the right to free choice of language of instruction; the priority right parents to choose the kind of education for their children.
Key words: education, constitutional right to education, subjective right, content of right to education.
Право на образование является одним из основных и фундаментальных прав человека. Оно закреплено в таких важнейших международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 26), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 13, 14), Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ст. 28, 29), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (Протокол № 1 от 20 марта 1952 г. - ст. 2), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г. [1, с. 13]. Право на образование получило закрепление и в Конституции Российской Федерации 1993 г. В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый, то есть любой человек независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств [2, с. 28], имеет право на образование, которое согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ относится к неотчуждаемым правам и свободам человека и принадлежит ему от рождения [3].
Необходимо отметить, что российский законодатель не дает определения понятия «право на образование». Отсутствие в отечественном законодательстве об образовании единого понятийно-терминологического обозначения права на образование обу-
словило неоднозначность трактовки данного понятия в юридической литературе, множественность подходов к его определению. Так, например, А. Ф. Ноздрачев под правом на образование понимает «право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества» [4, с. 37]. Более широко данное понятие трактует В. И. Шкатулла, определяющий право на образование как «основное и естественное право, имеющее своей целью удовлетворение потребностей человека в информации и непосредственно в самом образовании» [5, с. 5].
Е. Д. Волохова считает, что право на образование есть свобода получения образования «в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями» [6, с. 11].
По мнению Д. А. Ягофарова, право на образование - это совокупность прав и обязанностей, то есть «правообязанность» [7, с. 54]. В подтверждение своей точки зрения он приводит следующие аргументы: «В самом понятии «право на образование» имманентно присутствуют элементы долженствования (юридической обязанности), а не только возможности. Другими словами, право на образование является также и обязанностью получать (иметь) образование» [7, с. 52].
Т. В. Жукова определяет право на образование с позиций науки гражданского права как одно из неимущественных прав участников гражданского правоотношения, реализация которого основана на принципах равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности субъектов [8, с. 47]. Данная точка зрения, бесспорно, заслуживает внимания. Однако она не дает представления о сущностных характеристиках права на образование как конституционного права.
Т. В. Грачева, формулируя определение понятия «право на образование», исходит из того, что данное право является неотъемлемым, субъективным правом человека. Конституционное право на образование, по ее мнению, - это реально существующая, гарантированная государством и международным сообществом фактическая возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего культурного уровня в личных интересах и в интересах всего общества [9, с. 8]. Данный подход к определению понятия «право на образование» является довольно распространенным [2, с. 27; 10, с. 7; 11, с. 9] и наиболее верным, на наш взгляд.
По поводу содержания конституционного права на образование в юридической литературе также нет единого мнения.
Так, например, Ю. П. Орловский рассматривает право на образование как самодостаточное неделимое конституционно -правовое явление, реализуемое в общем порядке. По его мнению, конституционное право на образование представляет собой не сумму «отдельных возможностей, а возможность постоянно совершенствовать свои знания во всех существующих формах обучения... если реализация права на образование в определенной форме обучения зависит от дополнительных юридических фактов, то конституционное право на образование носит всеобщий характер» [12, с. 14]. Данный подход отражает цельность юридической сущности права на образование, его качественное единство, основополагающий и всеобъемлющий характер.
Л. А. Дольникова, подобно Ю. П. Орловскому, рассматривает право на образование как единую возможность овладения знаниями. Отличие же ее позиции состоит в том, что она раскрывает содержание данного права не через формы обучения, а посредством видов образовательных учреждений, ставя при этом возможность овладения знаниями в прямую зависимость от видов учебных заведений. Конституционное право на образование, по ее мнению, «это возможность получения общего среднего образования, среднего специального и высшего образования». Суть данного права, как считает Л. А. Дольникова, заключается «в возможности постоянно овладевать знаниями, используя для этого как систему общеобразовательных школ, так и все другие существующие в стране виды обучения» [13].
Следует отметить, что рассмотренный выше подход к определению содержания права на образование подвергся жесткой критике со стороны Т. С. Румянцевой. По ее мнению, позиция Л. А. Дольниковой является ошибочной в силу того, что «не учебные заведения определяют содержание права на образование, а, напротив, содержание права на образование, в частности его элементы, обуславливает необходимость создания тех или иных учебных заведений» [14, с. 33].
Т. С. Румянцева придерживается и принципиально иного подхода к определению содержания права на образование. По ее мнению, содержание данного права «составляют правовые возможности, предоставляемые гражданам для удовлетворения их личных интересов в сфере народного образования» [14, с. 32]. К их числу Т. С. Румянцева относит право на дошкольное и внешкольное воспитание; право на получение среднего образования; право на поступление в средние специальные и высшие учебные заведения; право на использование различных форм
повышения квалификации, а также предоставляемых государством возможностей для самообразования.
Определенный интерес представляет точка зрения Л. А. Резвановой. В содержании права человека на образование она выделяет следующие элементы: право доступа, минимальное право, право на развитие и право участия. При этом под правом доступа понимается равное право на свободный доступ во все образовательные учреждения и организации; под минимальным правом - право на получение знаний, умений и навыков, необходимых для достойного существования человека в обществе; под правом на развитие - право на свободное развитие творческих способностей и интересов индивида; под правом участия -право всех работников учреждений и организаций системы образования на выражение собственной воли в вопросах образования и на участие в принятии решений в этих учреждениях [15, с. 19-20]. С данной точкой зрения довольно трудно согласиться. Как справедливо отмечает Н. В. Третьяк, «в рамках этой концепции содержание права на образование остается не раскрытым, а выделяемые Л. А. Резвановой элементы не выдерживают критики» [13].
В юридической литературе существуют и иные подходы к определению содержания права на образование. Так В. И. Шка-тулла считает, что содержание права человека на образование составляет ряд «полномочий», закрепленных в Конституции РФ (ст. 43) [16, с. 203]. К их числу он относит право на дошкольное образование, право на основное общее образование, право на среднее профессиональное образование и право на высшее образование [16, с. 204]. При этом В. И. Шкатулла подчеркивает, что, вытекая из конституционных положений, содержание права на образование получает свое дальнейшее развитие в отраслевом законодательстве и именно в нем наиболее полно раскрывается. На основе анализа законодательства об образовании он выделяет следующие структурные элементы права на образование: право на дошкольное образование; право на начальное общее образование; право на основное общее образование; право на среднее (полное) общее образование; право на профессиональную подготовку; право на начальное профессиональное образование; право на среднее профессиональное образование; право на неполное высшее образование; право на высшее профессиональное образование с квалификацией «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр»; право на второе высшее профессиональное образование; право на послевузовское про-
фессиональное образование; право на дополнительное образование [16, с. 210-211].
И. Ф. Никитина полагает, что содержание права на образование составляют правовые возможности, которые должны быть предоставлены государством своим гражданам, а именно: обязательность получения начального образования, право на получение среднего образования в различных его формах, право на получение профессионально-технического образования, право на получение высшего образования [17, с. 35-36].
По мнению И. В. Сухаревой, право на образование может быть структурировано в зависимости от уровня образования, на базе которого оно реализуется. Руководствуясь данным критерием, в содержании права на образование она выделяет следующие элементы: право на среднее образование; право на среднее профессиональное образование; право на высшее профессиональное образование; право на послевузовское образование [18, с. 5]. При этом И. В. Сухарева особо подчеркивает, что все элементы права на образование имеют различную внутреннюю структурную организацию. Так если право на среднее профессиональное образование или право на среднее (полное) образование характеризуется внутренним единством, то право на высшее профессиональное образование имеет сложную ступенчатую организацию [18, с. 6].
Наиболее верным в плане определения содержания права на образование, на наш взгляд, является подход, согласно которому конституционное право на образование в структурном отношении состоит из ряда элементов - правовых возможностей, правомочий, вытекающих из статей Конституции РФ (ст. 26, 43, 44), Всеобщей декларации прав человека (ст. 26), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13, 14) и закона об образовании [9, с. 8; 11, с. 10] (в настоящее время это Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Анализ положений этих статей позволяет выделить следующие элементы конституционного права человека и гражданина на образование:
- право на получение образования каждым (ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ч. 1 ст. 43 Конституции РФ) [3, 19, 20];
- право на получение различных уровней образования: дошкольного, основного общего, среднего профессионального и высшего образования (ч. 2, 3 ст. 43 Конституции РФ);
- установление не только права, но и обязанности получения основного общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ)
[3];
- право на получение образования в различных формах (ч. 5 ст. 43 Конституции РФ) [3]: в очной, очно-заочной и заочной формах в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне таких организаций - в форме семейного образования и самообразования (ч. 1, 2 ст. 17 ФЗ № 273) [21];
- свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, включая право выбора форм получения образования; форм обучения; организации, осуществляющей образовательную деятельность; направленности образования (п. 7 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 273) [21];
- право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ);
- свобода преподавания (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ) [3];
- приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей (ч. 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека) [19].
Указанные правомочия, на наш взгляд, в полной мере выражают все возможности личности в сфере образования.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что право на образование относится к числу основных прав человека, предусмотренных в международно-правовых актах и закрепленных в конституционном порядке.
Конституционное право на образование по своей природе является субъективным правом личности, поскольку представляет собой реально существующую, гарантированную государством и международным сообществом фактическую возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего культурного уровня в личных интересах и в интересах всего общества.
Содержание конституционного права на образование вытекает из положений Конституции РФ, международных правовых актов по правам человека, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и включает в себя следующие элементы: право на получение образования каждым; право на получение различных уровней образования; обязанность получения основного общего образования; право на получение образования в различных формах; свободу выбора получения образования; приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей; свобода преподавания; право на свободный выбор языка обучения.
Библиографический список
1. Ожиганова М.В., Козуля А. В. К определению понятий права на образование и свободы образования // Право и образование. -2009. - № 12. - С. 13-17.
2. Куртапова Т.П. Конституционные основы права человека и гражданина на образование в Российской Федерации / / Социальное и пенсионное право. - 2009. - № 2. - С. 27-29.
3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30.12.2008) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/ 1_1.html#p24 (дата обращения: 14.01.2014)
4. Матюшева Т.Н. Право на образование - конституционно защищаемая духовная ценность // Современное право. - 2008. -№ 12. - С. 33-38.
5. Шкатулла В. И. Право на образование // Государство и право. - 1997. - № 7. - С. 5-13.
6. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. - М.: Готика, 2004. - 240 с.
7. Ягофаров Д.А. Образовательное право: опыт теоретического осмысления // Образование и наука. - 2000. - № 4. - С. 54-61.
8. Жукова Т.В. О праве на образование как о личном неимущественном праве // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. -№ 4. - С. 42-47.
9. Грачева Т.В. Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на образование: на примере города Москвы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2004. - 24 с.
10. Давтян Г.А. Право граждан Российской Федерации на образование: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2012. - 26 с.
11. Стульникова О.В. Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Пенза, 2008. - 25 с.
12. Орловский Ю.П. Конституционные гарантии права на образование в СССР. - М.: Наука, 1986. - 176 с.
13. Третьяк Н.В. О некоторых вопросах определения содержания конституционного права на образование [Электронный ресурс] // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2010. -Т. 5. - Вып. 2. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/pravo/ theory/ezegod52/?tre.html (дата обращения: 16.01.2014)
14. Румянцева Т.С. Конституционное право на образование в социалистических странах. - М.: Наука, 1987. - 126 с.
15. Резванова Л.А. Сущность социального государства и ее проявление в сфере образования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2004. - 22 с.
16.Шкатулла В.И. Образовательное право. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. - 688 с.
17. Никитина И.Ф. Конституционная характеристика права на образование // Право и образование. - 2003. - № 1. - С. 29-36.
18. Сухарева И. В. К вопросу о содержании конституционного права на образование // Право и образование. - 2010. - № 7. -С. 4-15.
19. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций: [сайт]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/declhr.shtml (дата обращения: 16.01.2014)
20. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций: [сайт]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pactecon. shtml (дата обращения: 16.01.2014)
21. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=147353 (дата обращения: 20.01.14)
Referenses
1. Ozhiganova M. V., Kozulia A. V. K opredeleniiu poniatii prava na obrazovanie i svobody obrazovaniia [To the definition of the right to education and freedom of education]. Pravo i obrazovanie - Law and education, 2009, no. 12, pp. 13-17.
2. Kurtapova T. P. Konstitutsionnye osnovy prava cheloveka i gra-zhdanina na obrazovanie v Rossiiskoi Federatsii [The constitutional basis of the right of man and citizen to education in the Russian Federation]. Sotsial'noe i pensionnoe pravo - Social and pension law, 2009, no. 2, pp. 27-29.
3. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii. Priniata vsenarodnym goloso-vaniem 12 dekabria 1993 g. (s popravkami ot 30.12.2008) [Constitution of the Russian Federation. Adopted by national vote on 12 December 2013 (amended on 30.12.2008)]. Spravochno-pravovaia sistema «Kon-sul'tantPlius» - Reference legal system «Consultant plus». Available at: http://www.consultant.ru/popular/cons/ 1_1.html#p24
4. Matiusheva T. N. Pravo na obrazovanie - konstitutsionno zash-chishchaemaia dukhovnaia tsennost' [The right to education is constitutionally protected spiritual value]. Sovremennoe pravo - Modern law, 2008, no. 12, pp. 33-38.
5. Shkatulla V. I. Pravo na obrazovanie [Right to education]. Gosu-darstvo ipravo - State and law, 1997, no. 7, pp. 5-13.
6. Volokhova E. D. Zakonodatel'noe obespechenie prava na obra-zovanie v Rossiiskoi Federatsii [Legislative support of the right to education in the Russian Federation]. Moscow, Gotika Publ., 2004, 240 p.
7. Iagofarov D. A. Obrazovatel'noe pravo: opyt teoreticheskogo os-mysleniia [Educational law: experience of theoretical understanding]. Obrazovanie i nauka -Education and science, 2000, no. 4, pp. 54-61.
8. Zhukova T. V. O prave na obrazovanie kak o lichnom neimush-chestvennom prave [About the right to education as about the personal non-property right]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika - Laws of Russia: experience, analysis, practice, 2012, no. 4, pp. 42-47.
9. Gracheva T. V. Realizatsiia konstitutsionnogo prava cheloveka i grazhdanina Rossiiskoi Federatsii na obrazovanie: na primere goroda Moskvy: avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk [Realization of constitutional right of man and citizen to education in the Russian Federation: on the example of Moscow: cand. law sci. diss. abstract]. Moscow, 2004, 24 p.
10. Davtian G. A. Pravo grazhdan Rossiiskoi Federatsii na obrazovanie: konstitutsionno-pravovoe issledovanie: avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk [The right of citizens of the Russian Federation to education: constitutional and legal research: cand. law. sci. diss. abstract]. Moscow, 2012, 26 p.
11. Stul'nikova O. V. Konstitutsionnoe pravo grazhdan na obrazovanie i problemy ego realizatsii v sub»ektakh Rossiiskoi Federatsii: avtoref dis. ... kand. iurid. nauk [Constitutional right of citizens to education and problems of its realization in subjects of the Russian Federation: cand. law sci. diss. abstract]. Penza, 2008, 25 p.
12. Orlovskii Iu. P. Konstitutsionnye garantii prava na obrazovanie v SSSR [Constitutional guarantees of the right to education in the USSR]. Moscow, Nauka Publ., 1986, 176 p.
13. Tret'iak N. V. O nekotorykh voprosakh opredeleniia soderzhaniia konstitutsionnogo prava na obrazovanie [About some questions of definition of content of the constitutional right to education]. Ezhegodnik rossi-iskogo obrazovatel'nogo zakonodatel'stva - Yearbook of the Russian educational legislation, 2010, vol. 5, is. 2. Available at: http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod52/ ?tre.html
14. Rumiantseva T. S. Konstitutsionnoe pravo na obrazovanie v sotsi-alisticheskikh stranakh [Constitutional right to education in the socialist countries]. Moscow, Nauka Publ., 1987, 126 p.
15. Rezvanova L. A. Sushchnost' sotsial'nogo gosudarstva i ee pro-iavlenie v sfere obrazovaniia: avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk [The essence of the social state and its manifestation in the education: cand. jur. sci. diss. abstract]. Rostov-on-Don, 2004, 22 p.
16. Shkatulla V. I. Obrazovatel'noe pravo [Educational law]. Moscow, Norma Publ., 2001, 688 p.
17. Nikitina I. F. Konstitutsionnaia kharakteristika prava na obrazovanie [Constitutional characteristic of the right to education]. Pravo i obrazovanie - Law and education, 2003, no. 1, pp. 29-36.
18. Sukhareva I. V. K voprosu o soderzhanii konstitutsionnogo prava na obrazovanie [To the question about the content of constitutional right to education]. Pravo i obrazovanie - Law and education, 2010, no. 7, pp. 4-15.
19. Vseobshchaia deklaratsiia prav cheloveka. Priniata rezoliutsiei 217 A (III) General'noi Assamblei OON ot 10 dekabria 1948 g. (The Universal Declaration of Human Rights. Adopted by resolution 217 A (III) of the General Assembly of the United Nations on 10 December 1948). Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ declhr.shtml
20. Mezhdunarodnyi pakt ob ekonomicheskikh, sotsial'nykh i kul'turnykh pravakh. Priniat rezoliutsiei 2200 A (XXI) General'noi Assamblei OON ot 16 dekabria 1966 g. (International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights. Adopted by resolution 2200 A (XXI) of the General Assembly of the United Nations on 16 December 1966). Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pactecon.shtml
21. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 25.11.2013) «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» [Federal law of 29.12.2012 no. № 273-FZ (amended on 25.11.2013) «About education in the Russian Federation»]. Spravochno-pravovaia sistema «Konsul'tantPlius» - Reference legal system «Consultant plus». Available at: http://base.consultant.ru/ cons /cgi / online. cgi?req= doc;base=LAW; n=147353
Информация об авторе
Курицына Елена Владимировна - магистрант, кафедра государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: e-kuritsyna@mail.ru.
Author
Kuritsyna Elena Vladimirovna - master student, department of State and Legal Subjects, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russia, e-mail: e-kuritsyna@mail.ru.