www.volsu.ru
DOI: https://doi.org/ 10.15688/jvolsu5.2016.3.7
УДК 342.7+377 ББК 67.400.3;74.47
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мария Андреевна Задорина
Соискатель кафедры конституционного права, Уральский государственный юридический университет zadorina@bk.ru
ул. Комсомольская, 21, 620137 г. Екатеринбург, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена изучению структуры, особенностей и содержания конституционного права на среднее профессиональное образование. На основе анализа новелл федерального законодательства в сфере образования раскрыты цели реализации права на среднее профессиональное образование. Выделены признаки права на среднее профессиональное образование исходя из его конституционно-правовой природы. Особое внимание уделено структуре конституционного права на среднее профессиональное образование как субъективного права. Сделан вывод о том, что право на среднее профессиональное образование имеет сложносоставной характер, включает в себя права, раскрывающие и конкретизирующие особенности реализации данного конституционного права (например, право на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, право на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена и иные).
Ключевые слова: право на образование, среднее профессиональное образование, субъективное право, квалифицированные рабочие, служащие, специалисты среднего звена.
Право на среднее профессиональное образование впервые было закреплено в 1993 г. в Конституции Российской Федерации и с тех пор претерпело значительные изменения. Реализация права на среднее профессиональное образование на протяжении 20 лет с момента провозглашения данного права на конституционном уровне была направлена на подготовку специалистов среднего звена, а также на удовлетворение по-чо требности личности в повышении образова-® тельного уровня [4]. Между тем реформы ^ отечественной системы образования, связанные, в том числе, и с принятием Феде-§ рального закона «Об образовании в Россий-
Я
ской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Л № 273-Ф3 (далее - Федеральный закон об © образовании), существенно обновили и рас-
ширили содержание права на среднее профессиональное образование.
Осмысляя новеллы Федерального закона об образовании [13], можно отметить, что в настоящее время реализация права на среднее профессиональное образование нацелена:
- на удовлетворение потребности личности в углублении знаний, расширении умений и навыков в той или иной профессиональной сфере;
- удовлетворение потребности общества в реализации права на труд и осуществлении общественно полезной деятельности в соответствии с полученной квалификацией;
- удовлетворение потребности государства в подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, обеспечивающих рынок труда необходи-
мой рабочей силой с соответствующими компетенциями;
- интеллектуальное, культурное и профессиональное развитие каждого человека.
Исходя из того, что среднее профессиональное образование, наряду с высшим образованием, является уровнем профессионального образования (ч. 5 ст. 10 Федерального закона об образовании), можно заключить, что право на среднее профессиональное образование является относительно самостоятельной частью права на профессиональное образование, которое, как отмечает И.В. Тяпкина, представляет собой «предусмотренные нормами объективного права поведенческие установки, закрепляющие юридически значимые возможности человека и гражданина в практической реализации своего права на образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях» [12, с. 11].
В свою очередь, будучи закрепленным в ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации [5], право на среднее профессиональное образование относится к основным правам человека и гражданина, которые содержат исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений и предопределяют наиболее существенные связи, образующиеся при формировании положения личности в обществе и государстве [2, с. 47]. В связи с этим можно выделить признаки права на среднее профессиональное образование как конституционного права:
- является высшей ценностью, обладает наивысшей юридической силой (ст. 2, ч. 1 ст. 15 Конституции РФ);
- является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ);
- является непосредственно действующим (ст. 18 Конституции РФ);
- одинаково действует на всей территории Российской Федерации, независимо от места жительства (ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 19 Конституции РФ);
- гарантируется государством (ст. 2, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ);
- конкретизируется в нормах действующего законодательства с учетом общепризнанных принципов и норм международного
права, международных договоров Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ);
- может быть в определенных случаях ограничено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государств (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Применительно к праву на среднее профессиональное образование можно выделить специальные конституционные принципы, характеризующие содержание данного права [11, с. 9]:
- общей доступности профессионального образования (включая территориальную и иную доступность);
- бесплатности среднего профессионального образования;
- многообразия форм образования (включая и самообразование);
- направленности образования на развитие личности (в культурном, духовно-нравственном, профессиональном и иных аспектах);
- преемственности образования, когда освоение следующего уровня образования базируется на результатах обучения, сформированных при получении образования предыдущего уровня.
Данный список можно дополнить такими принципами, как: равенство в образовании -возможность получения среднего профессионального образования каждым (независимо от гражданства, пола, религии, имущественного положения и иных обстоятельств); равноправие языков народов Российской Федерации в образовании - возможность свободного выбора языка обучения и использования родного языка в процессе получения среднего профессионального образования.
Вышеобозначенные конституционные принципы не только учитывают социокультурные особенности функционирования права, но и создают определенные гарантии реализации и защиты права на среднее профессиональное образование, очерчивая рамки нормативного регулирования [1, с. 70]. В связи с этим в содержании права на среднее профессиональное образование, как элементе права на образование, можно выделить право на формирование содержания образовательных программ (обучение по индивидуальному учеб-
ному плану, изучение дисциплин по выбору и т. д.), право на качество образования, право на мобильность в образовании, право на направленность получаемого образования на интеграцию личности в общество [8, с. 9].
Важно отметить, что в теории права право на среднее профессиональное образование является субъективным правом - «правом, принадлежащим лицу, гарантированным законом и всеми социально-экономическими условиями, позволяющим его обладателю совершать в рамках закона определенные действия, пользоваться определенными благами, требовать определенного поведения от других (обязанных) лиц и обращаться в случае необходимости за защитой к органам государства» [6, с. 45-46]. Как и любое субъективное право, право на среднее профессиональное образование имеет сложную структуру, состоит из взаимосвязанных частей (правомочий). Рассмотрим их подробнее.
Право совершать определенные поступки, или право-поведение, которое включает «право субъекта на собственные или с согласия родителей (или законных представителей) действия, которые направлены на использование полезных свойств объекта права, на принятие юридических решений» [7, с. 17]. В отношении права на среднее профессиональное образование молодежь вправе выбирать: обучаться в профессиональной образовательной организации или в образовательной организации высшего образования, которая реализует образовательные программы среднего профессионального образования; обучаться по очной, очно-заочной или заочной форме обучения; осваивать программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программы подготовки специалистов среднего звена и т. д. Право-поведение активно реализуется и в самом процессе обучения, например, студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы. Кроме того, обучающийся вправе предложить свою тематику выпускной работы, обосновав ее целесообразность для практического применения [9].
Право требовать от обязанного лица определенного поведения (право-требование), которое включает право требовать от лиц, осуществляющих образовательную деятель-
ность, реализации образовательных программ в полном объеме, предоставления образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, соблюдения прав и свобод обучающихся, создания особых условий для обучения и реализации иных гарантий права на среднее профессиональное образование, предусмотренных законодательством. Так, например, выпускники (либо родители или законные представители несовершеннолетних выпускников) с ограниченными возможностями здоровья вправе подать письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации [9], а образовательная организация обязана данные условия обеспечить.
Право-притязание, которое позволяет прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения лицом своей обязанности, обратиться к компетентному государственному органу за защитой нарушенного права с целью обжалования незаконных, нарушающих права обучающихся действий (бездействий) [7, с. 17]. Так, например, в Российской Федерации имеют место случаи обращения в суд за защитой нарушенного права на полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обучаются по образовательным программам среднего профессионального образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов, а также обучающихся, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя [10].
Право управомоченного лица пользоваться общественным благом (право-пользование), то есть приобретать и использовать полученные в процессе обучения знания, умения и навыки. Например, в период обучения у студентов есть возможность проявить свои способности и принять участие в чемпионате рабочих профессий WorldSkills 1, применить полученные знания во время прохождения производственной практики. По окончании обучения выпускники реализуют право-пользование уже на рабочем месте, демонстрируя свои профессиональные компетенции.
В заключение отметим, что среднее профессиональное образование в настоящее вре-
мя стало более гибким. Как известно, «общая норма конституции действительно может оказаться недействующей при отсутствии конкретизирующей ее нормы закона» [3, с. 54]. Многочисленные изменения законодательства об образовании привели к обновлению содержания права на среднее профессиональное образование. В связи с этим на основе анализа норм Конституции РФ, а также норм Федерального закона об образовании можно сделать вывод о сложносоставном характере конституционного права на среднее профессиональное образование, которое включает в себя права, раскрывающие и конкретизирующие содержание и особенности реализации данного конституционного права:
- право на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и по программам подготовки специалистов среднего звена;
- право на получение среднего профессионального образования в профессиональной образовательной организации, в образовательной организации высшего образования или вне данных организаций;
- право на получение среднего профессионального образования в очной, очно-заочной, заочной формах обучения в вышеуказанных организациях;
- право на получение среднего профессионального образования в форме семейного образования или самообразования с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестаций в вышеуказанных организациях;
- право на получение среднего профессионального образования по той или иной профессии, специальности или направлению подготовки среднего профессионального образования.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) - самые масштабные в России соревнования профессионального мастерства по стандартам WorldSkills International, в которых принимают участие молодые представители рабочих специальностей. Соревнования способствуют профессиональной ориентации молодежи, внедрению в систему отечественного обра-
зования лучших международных практик, а также положительно влияют на будущую карьеру молодых специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Боков, Ю. А. Принципы аксиологического подхода и проблема совершенствования конституционного законодательства / Ю. А. Боков, Е. Г. Васильева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2014. -№ 2 (23). - С. 69-74.
2. Воеводин, Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан / Л. Д. Воеводин. -М. : Моск. гос. ун-т, 1972. - 230 с.
3. Давтян, В. Р. Некоторые аспекты реализации конституционных положений Конституции СССР 1977 года / В. Р. Давтян // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруценция. - 2015. - № 2 (27). - С. 53-57.
4. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №2 3266-1 : (с изм. и доп.) // Российская газета. - 1992. - 31 июля (№ 172).
5. Конституция Российской Федерации : (принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - 4 авг. - №2 31. -Ст. 4398.
6. Матузов, Н. И. Субъективные права граждан СССР / Н. И. Матузов. - Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1966. - 188 с.
7. Матюшева, Т. Н. Конституционное право на образование и гарантии его реализации детьми со специальным социальным статусом в Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Матюшева Татьяна Николаевна. - М., 2012. - 47 с.
8. Петросян, Т. Э. Конституционное право на образование в России и зарубежных странах: сравнительно-правовое исследование : автореф. дис. . канд. юрид. наук / Петросян Том Эдвардович. - М., 2014. - 25 с.
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» от 16 авг. 2013 г. № 968 // Российская газета. - 2013. - 13 нояб. (№ 255).
10. Решение Долинского городского суда Сахалинской области от 21 дек. 2011 г. № 2-523/2011. -Доступ из информ.-правового портала «ГАРАНТ».
11. Третьяк, Н. В. Конституционное право на образование в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Третьяк Наталья Владимировна. - М., 2011. - 31 с.
12. Тяпкина, И. В. Правовой механизм реализации конституционного права на образование в
средних и высших профессиональных учебных заведениях в России : дис. ... канд. юрид. наук / Тяпки-на Ирина Вадимовна. - М., 2009. - 238 с.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 дек. 2012 г. №2 273-ФЗ : (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. -2012. - 31 дек. - №> 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
REFERENCES
1. Bokov Yu.A., Vasilyeva E.G. Printsipy aksiologicheskogo podkhoda i problema sover-shenstvovaniya konstitutsionnogo zakonodatelstva [The Principles of Axiological Approach and the Problem of Improving the Constitutional Legislation]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5, Yurisprudentsiya [Science Journal of Volgograd State University. Jurisprudence], 2014, no. 2 (23), pp. 69-74.
2. Voevodin L.D. Konstitutsionnye prava i obyazannosti sovetskikh grazhdan [Constitutional Rights and Responsibilities of Soviet Citizens]. Moscow, Moskovskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 1972. 230 p.
3. Davtyan V.R. Nekotorye aspekty realizatsii konstitutsionnykh polozheniy Konstitutsii SSSR 1977 goda [Some Aspects of the Implementation of Constitutional Provisions on the Example of the USSR Constitution of 1977]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5, Yurisprudentsiya [Science Journal of Volgograd State University. Jurisprudence], 2015, no. 2 (27), pp. 53-57.
4. Zakon Rossiyskoy Federatsii "Ob obra-zovanii" ot 10.07.1992 №№ 3266-1 [The Law of Russian Federation "On Education" of July 10, 1992 no. 32661]. Rossiyskaya gazeta, 1992, July 31, no. 172.
5. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii: (prinyata vsenar. golosovaniem 12.12.1993) [The Constitution of the Russian Federation (Adopted by the Nation-Wide Voting on December 12, 1993)]. Sobranie zakonodatelstva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2014, August 4, no. 31, art. 4398.
6. Matuzov N.I. Subyektivnye prava grazhdan SSSR [Subjective Rights of the USSR Citizens]. Saratov, Privolzh. kn. izd-vo, 1966. 188 p.
7. Matyusheva T.N. Konstitutsionnoe pravo na obrazovanie i garantii ego realizatsii detmi so
spetsialnym sotsialnym statusom v Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk [The Constitutional Right to Education and the Guarantee of Its Realization of Children With Special Social Status in the Russian Federation. Dr. jurid. sci. abs. diss.]. Moscow, 2012. 47 p.
8. Petrosyan T.E. Konstitutsionnoe pravo na obrazovanie v Rossii i zarubezhnykh stranakh: sravnitelno-pravovoe issledovanie: avtoref. dis. . kand. yurid. nauk [The Constitutional Right to Education in Russia and Foreign Countries: a Comparative Legal Research. Cand. jurid. sci. abs. diss.]. Moscow, 2014. 25 p.
9. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii "Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya gosudarstvennoy itogovoy attestatsii po obrazovatelnym programmam srednego professio-nalnogo obrazovaniya" ot 16.08.2013 N° 968 [The Order of the Russian Federation Ministry of Education and Science "On Approval of the State Final Examination for Educational Programs of Secondary Vocational Education" of August 16, 2013 no. 968]. Rossiyskaya gazeta, 2013, November 13, no. 255.
10. Reshenie Dolinskogo gorodskogo suda Sakhalinskoy oblasti ot 21.12.2011 № 2-523/2011 [The Decision of the Dolinsky City Court of Sakhalin Region of December 21, 2011, no. 2-523/2011]. Access from information legal portal "GARANT".
11. Tretyak N.V. Konstitutsionnoe pravo na obrazovanie v Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. . kand. yurid. nauk [The Constitutional Right to Education in the Russian Federation. Cand. jurid. sci. abs. diss.]. Moscow, 2011. 31 p.
12. Tyapkina I.V Pravovoy mekhanizm realizatsii konstitutsionnogo prava na obrazovanie v srednikh i vysshikh professionalnykh uchebnykh zavedeniyakh vRossii: dis. ... kand. yurid. nauk [Legal Mechanism of Realization of the Constitutional Right to Education in Secondary and Higher Professional Educational Institutions in Russia. Cand. jurid. sci. diss.]. Moscow, 2009. 238 p.
13. Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012 №№ 273-FZ: (s izm. i dop.) [The Federal Law "On Education in the Russian Federation" of December 29, 2012, no. 273-FL]. Sobranie zakonodatelstva RF [Collected Legislation ofthe Russian Federation], 2012, December 31, no. 53 (part 1), art. 7598.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL CONTENT OF THE RIGHT TO SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Mariya Andreevna Zadorina
Candidate for a Degree, Department of Constitutional Law,
Ural State Law University
zadorina@bk.ru
Komsomolskaya St., 21, 620137 Ekaterinburg, Russian Federation
Abstract. The paper deals with the study of the structure, particularities and content of the constitutional right to secondary vocational education. Purposes of the right to secondary vocational education are disclosed by analyzing the novels of federal legislation in the sphere of education. Peculiarities of the right to secondary vocational education are identified on the basis of its constitutional and legal nature. Particular attention is paid to the structure of the constitutional right to secondary vocational education as a subjective right. The author concludes, that the right to secondary vocational education has a composite character. It includes a number of rights that disclose and concretize particularities of realization of constitutional right to secondary vocational education (for example, the right to training under the program of skilled workers and employees, the right to training under the program of mid-level professionals, etc.).
Key words: right to education, secondary vocational education, subjective right, skilled workers, office workers, mid-level professionals.