ТРУДОВОЕ ПРАВО
И.О. Снигирева
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ В ПРОФСОЮЗЫ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИИ
В статье на основе международных, региональных и российских актов рассматриваются важнейшие для профсоюзов (и других общественных организаций) вопросы свободы объединения и право на объединение, предпринята попытка выявить их соотношение. Формулируется вывод, согласно которому практическая реализация свободы объединения невозможно без права на объединение. Предлагается их понимать и обозначать как «право на свободу объединения».
Ключевые слова: Конституция РФ, право на объединение, профсоюзы, право на свободу объединения, Международная организация труда, международные акты, конвенции, рекомендации.
I.O. Snigireva
CONSTITUTIONAL RIGHT TO FORM TRADE UNIONS AS THE BASIC RIGHT FOR CITIZENS OF RUSSIA
The article deals with the questions concerning the item of freedom of uniting and the item of the right for uniting trade unions on the basis of the most important international and regional acts and the acts of the RF.The author also makes an attempt to elicit their correlation. The author also suggests the conclusion according to which the realization of the principle of the freedom of uniting is impossible without enjoying the right to form such unions.They should be considered and defined as " the right to form unions"
Keywords: Constitution of the Russian federation, the right for uniting, trade unions, enjoying the right for freedom of uniting, International Labour Organization. international act, convention, recommendation.
Свобода объединения и право на объединение в профсоюзы — тесно связанные категории. Их исследованию посвящены работы представителей разных гуманитарных отраслей науки, в т.ч. — правовой. Однако остается немало общих проблем и конкретных вопросов, которые ставит современная практика создания и деятельности профсоюзов как в России, так и за рубежом. Среди весьма актуальных проблем современности — соотношение самих понятий «свобода объединения» и «право на объединение в профсоюзы» и их содержание. В данной статье предпринята попытка найти ответ на эти вопросы путем обращения к российскому законодательству и международным нормам.
© Снигирева Ирина Олеговна,2015
Доктор юридических наук, профессор, профессор-консультант кафедры трудового права юридического факультета ОУП ВПО (Академия труда и социальных отношений), Заслуженный юрист Российской Федерации 189
В гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» содержится ст. 30, в которой предусмотрено: «1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».
Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Осуществление права на объединение, как и других прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, не должно нарушать прав и свобод иных лиц (ч. 3 п. 17 Конституции РФ).
Свобода объединения и право на нее могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Тем самым Конституция РФ не просто провозглашает свободу объединения (хотя и не употребляет такого словосочетания), но закрепляет право каждого на объединение, устанавливает гарантии защиты этого права. Эти общие конституционные положения распространяются на все общественные объединения, создаваемые и действующие на законных основаниях, в т.ч. на профсоюзы.
Свобода объединения и право на объединение тесно связаны между собой. а Свободу объединения затруднительно осуществить без соответствующего права. ? Наличие права на объединение должно гарантировать реальность свободы объе-з динения. Поскольку это так, представляется, что в соответствии с Конституцией | РФ каждый имеет право на свободу объединения в различные общественные I объединения, в т.ч. — в профсоюзы.
| Специальное указание в Основном Законе России — ее Конституции на право
! объединения в профсоюзы — показатель учета и государственной оценки особой § роли и значения именно этой общественной организации в жизни страны и, пре-| жде всего, в сфере труда, а значит, как в социальной, так и в экономической сфере. | В правовую основу создания и деятельности профсоюзов, помимо приведенных
'I норм Конституции РФ, входят нормы Трудового кодекса РФ (а их немало), Фе-| дерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» | (с изм. и доп.)1. Он направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданских прав на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объедине-§ ний. Действие его норм распространяются на все общественные объединения, § созданные по инициативе граждан (за некоторыми исключениями, указанными | в ст. 2). Данный Закон делит общественные объединения на виды, среди которых | указаны общественные организации. В соответствии с этим Законом общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено этим Законом и 190 законами об отдельных видах общественных объединений.
Специфика профсоюзов как общественной организации заключается в том, что на первоначальном уровне (на предприятиях, в учреждениях, организациях, где они создаются) в них объединяются работники, связанные общими интересами в силу трудовой общности. Особенности, сопряженные с участием профсоюзов в регулировании трудовых отношений (чем не занимаются другие общественные объединения), потребовали особого подхода к решению ряда весьма важных правовых вопросов: определения круга членов профсоюза, особого — уведомительного порядка государственной регистрации профсоюзов с целью приобретения прав юридического лица и освобождения от регистрации профсоюзов именно в качестве общественного объединения для осуществления ими представительства и защиты трудовых прав и интересов работников; особого порядка приостановления деятельности профсоюзов, их ликвидации и др. Эти вопросы решаются не на основе Закона «Об общественных объединениях» и непосредственно адресованного профсоюзам Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп.)2 (далее — Закон о профсоюзах). Возможность установления особенностей регулирования создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации профсоюзов другими (специальными) законами (что и сделано Федеральным законом от 12 января 1996 г.) предусмотрена в ч. 2 ст. 4 Закона «Об общественных объединениях».
Вопрос о необходимости принятия Закона о профсоюзах, их правах ставился задолго до того, как он был принят. Ставился он и автором данной статьи3. Следует напомнить, что первым законом, в котором кодифицированы основные нормы об организационно-правовом положении профсоюзов был Закон СССР от в 10 декабря 1990 г. «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их дея- и тельности»4, ставший прообразом Федерального закона 1996 г., который взял п из Закона 1990 г. все, что может быть применимо в современных российских о условиях. Необходимо подчеркнуть, что Закон о профсоюзах 1996 г. сохраняет к стабильность в основных (имеющих преемственный характер) нормах при вне- о
с
сении в него соответствующих изменений. |
Конституционное право на объединение в профсоюзы и нормы Закона о про- в фсоюзах опираются на международные нормы, предусматривающие соответ- о ствующее право. Среди них — акты ООН и МОТ. ю
Т5
Всеобщая декларация прав человека 1948 г.5 провозглашает право каждого на |
вступление в профсоюзы для защиты своих интересов, запрещает принуждение к
к вступлению в какую-либо ассоциацию. а
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. преду- |
сматривает право на свободу ассоциации, включая право на создание и вступле- и
ние в профсоюзы, недопустимость каких-либо ограничений в отношении этого №
права, кроме предусмотренных законом и необходимых в демократическом 1
о
обществе в интересах государственной или общественной безопасности, обще- ) ственного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав | и свобод других лиц. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.6 детализирует положения вышеназванного Пакта по этому вопросу. В Конституции РФ и в Законе о профсоюзах эти международные нормы отражены.
Международная организация труда (МОТ) как специализированная организация ООН много внимания уделяет праву на свободу объединения работников 191
(особенно) и предпринимателей (работодателей) с целью обеспечения надлежащих контактов и диалога между ними, их объединениями. Так, Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (Женева, 18 июня 1998 г.)7 к таким правам относит, прежде всего, свободу ассоциации и реальное признание права на ведение коллективных переговоров, обязывает все государства — члены, даже те из них, которые не ратифицировали соответствующие конвенции, соблюдать, укреплять и реализовывать в духе доброй воли и в соответствии с Уставом МОТ принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются субъектом и объектом этих Конвенций, а значит — и права на ассоциацию.
Важно, что уже в 1921 г. (а МОТ создана в 1919 г.) была принята Конвенция № 11 о праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве8. Это — первая Конвенция МОТ по этому важнейшему вопросу. И хотя она относилась лишь к одной отрасли — сельскому хозяйству, несомненно, послужила началом разработки, а затем и принятия актов МОТ более общего значения. Следует отметить и то, что в 1975 г. МОТ вернулась к данной отрасли и приняла Конвенцию № 141 «Об организациях сельских трудящихся и их роли в экономическом и социальном развитии»9.
По крайней мере две конвенции МОТ, посвященные праву на свободу объединения — № 87 (Женева, 9 июля 1948 г.) «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию»10 и № 98 (Женева, 1 июля 1949 г.) «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных до-говоров»11, являются основополагающими. а На свободу объединения и право на ведение коллективных переговоров ука-
? зано в Декларации МОТ о социальной справедливости в целях справедливой з глобализации (Женева, 10 июня 2008 г.)12. Необходимо подчеркнуть, что свобода | объединения и право на ведение коллективных переговоров в актах МОТ нераз-I рывно связаны. Эта позиция четко выражена и в заключениях Комитета МОТ | по свободе объединения.
! Конвенция МОТ № 87 предусматривает, что трудящиеся и предприниматели
§ без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору | организации без предварительного на то разрешения, а также вступать в такие | организации на единственном условии подчинения уставам этих последних.
В Конвенцим МОТ № 98 предусматривается защита свободы объединения, | устанавливая общую для взаимоотношений между объединениями работников | и объединениями предпринимателей (работодателей) норму, а также защита объединений работников. В соответствии с этой Конвенцией организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любых ё актов вмешательства (п. 1 ст. 2). Трудящиеся пользуются надлежащей защитой § против любых криминальных действий, направленных на ущемление свободы | объединения в области труда (п. 1. ст. 1).
| Конвенция предусматривает защиту трудящихся от действий предпринима-
телей (работодателей) при приеме на работу, сохранении работы, увольнении в связи с их членством в профсоюзе или участием в профсоюзной деятельности (п. 2 ст. 1).
МОТ приняла и другие конвенции и рекомендации, непосредственно связанные с правом на объединение и его обеспечением. К ним относятся, например, 192 Конвенции № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению
международных трудовых норм» (Женева, 2 июня 1976 г.)13, № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» (Женева, 7 июня 1978 г.)14, № 154 «О содействии коллективным переговорам» (Женева, 19 июня 1981 г.)15 и одноименная Рекомендация к ней № 16316.
В актах МОТ последовательно прослеживается акцент на защиту, прежде всего, прав трудящихся, в частности на свободу объединения.
В круг нормативных правовых актов о свободе и праве на объединение, помимо актов ООН и МОТ, входят региональные акты. Так, Европейская социальная хартия (Страсбург, 3 мая 1996 г.)17 (пересмотренная) предусматривает, что «все работники и предприниматели имеют право на свободу объединения в национальные и международные организации для защиты экономических и социальных интересов» (ч. I п. 7).
Среди актов, имеющих значение для регулирования отношений по реализации свободы и права на объединение в России, следует выделить Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренную Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств 28 октября 1994 г.18 В ст. 48 предусмотрено, что трудящиеся без какого бы то ни было различия имеют право добровольно создавать по своему выбору и без предварительного разрешения профсоюзы и беспрепятственно вступать в них. Трудящиеся вправе создавать профсоюзные организации на предприятиях и в других местах работы. Все профсоюзы пользуются равными правами, независимы в своей деятельности от органов государственного управления, хозяйственных органов, политических и других общественных е организаций, им не подотчетны и неподконтрольны. Запрещается всякое вме- и шательство, способное ограничить права профсоюзов или воспрепятствовать а их осуществлению. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не о влечет за собой какого-либо ограничения трудовых, социально-экономических, к политических, личных прав и свобод трудящихся. о
с
В значительной мере «предтечей» для последующего российского законода- а тельства, закрепляющего права человека и гражданина, а среди них — права на е объединение, стала Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая о Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.19 Она содержит норму о том, что ю
Т5
граждане РСФСР имеют право на объединение. Ограничение этого права может |
быть установлено только решением суда на основании закона. к
Анализ совокупности актов, посвященных рассматриваемому вопросу, по- а
зволяет сделать вывод о наличии системы нормативных правовых актов, на- |
правленных на регулирование отношений, возникающих в связи с реализацией ии
права на свободу объединения в профсоюзы, что в эту систему входят три группы №
(блока) актов: 1) международные, 2) региональные (межгосударственные), 3) 1
о
российские (национальные). Их объединение в систему основано на общности ) предмета регулирования, общности цели и задач регулирования, взаимодействии | актов на основе иерархии. Эта система в качестве неотъемлемого элемента входит в общую систему трудового законодательства и трудового права. Здесь уместно привести текст ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные 193
законом, то применяются правила международного договора». Современное российское законодательство и практика последовательно придерживаются этого конституционного правила. Закон о профсоюзах прямо указывает, что если международными договорами Российской Федерации, конвенциями МОТ, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные этим Законом, то применяются правила международных договоров и конвенций (ч. 3 ст. 6).
Это положение Закона о профсоюзах нуждается в уточнении. Дело в том, что конвенции МОТ № 87 и 98 ратифицированы СССР и действуют на территории Российской Федерации. Конвенции МОТ № 135, 144 и 154 ратифицированы уже Российской Федерацией, а Декларация МОТ № 98 действует в Российской Федерации в силу ее членства в МОТ.
Закон о профсоюзах 1996 г. непосредственно направлена на обеспечение права работников на свободу объединения в профсоюзы. Он конкретизирует конституционную норму о праве каждого на объединение, в т.ч. на объединение в профессиональные союзы, применительно именно к этой общественной организации, устанавливая минимальный возраст, необходимый для реализации этого права, — 14 лет. Такое условие предопределяется необходимостью сознательности выбора поведения человека при выражении своего волеизъявления, наличием способности своими действиями приобретать права и нести обязанности члена профсоюза. Помимо условия о минимальном возрасте членства в профсоюзе, этот Закон предусматривает и другое условие — непременную связь лица, желающего стать членом профсоюза, с осуществлением трудовой (профессиональ-а ной) деятельности. Данное условие вызвано тем, что профсоюзы создаются для ? защиты именно производственных (профессиональных) интересов работников, з их социально-трудовых интересов, неразрывно связанных (обусловленных) | трудовой связью работников и работодателей. В ч. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах I содержится легальное понятие профсоюза, позволяющее отличать его от других | общественных объединений: «Профсоюз — добровольное общественное объеди-! нение граждан, связанных общими производственными, профессиональными § интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и | защиты их социально-трудовых прав и интересов».
| На членов профсоюза защита с помощью этой организации распространя-
'I ется не только когда они состоят в трудовых отношениях с работодателем, но и | до (при необоснованном отказе при приеме на работу) и после (при незаконном | увольнении).
Соблюдение этих условий дает возможность реализовать «право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, за-§ ниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право § реализуется свободно, без предварительного разрешения» (ч. 2 ст. 2). Данный 1 Закон решает и вопросы о членстве в российских профсоюзах граждан Россий-| ской Федерации, проживающих вне ее территории — они могут состоять в них (ч. 3 указанной статьи), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации — они могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (ч. 4 ст. 2).
Право на объединение в профсоюзы защищено их независимостью. В своей 194 деятельности они независимы от органов исполнительной власти, органов мест-
ного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).
Независимость профсоюзов — правовой принцип, обеспечивающий свободу объединения в эту общественную организацию. Она выражается не только в запрещении вмешательства в их законную деятельность, но и вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образовывать профсоюзные органы, организовывать свою деятельность, проводить собрания, конференции, съезды и другие мероприятия (ч. 1 ст. 7 Закона о профсоюзах).
Самостоятельно (на основе самоуправления) принятые профсоюзами уставы определяют цели и задачи их деятельности по защите интересов и прав объединившихся в них работников, уставные (общественные) полномочия. Это предопределяет содержание прав, предоставляемых им государством. В сфере труда профсоюзы располагают законодательно закрепленными за ними (юридическими) правами, необходимыми им для достижения целей, во имя которых они созданы, для решения стоящих перед ними в связи с этим задач. В соответствии с уставами профсоюзы должны реализовывать предоставленные им права. Наличие в статусе профсоюзов в сфере труда (трудо-правовом статусе) юридических прав и соответствующих им уставных обязанностей (категории «права — обязанности») обосновано в науке трудового права. Обосновано также наличие совокупного (общего) правового статуса профсоюзов, включающего права-обязанности в сфере труда, юридические права и юридические обязанности в других сферах (в гражданско-правовых и иных отношениях)20. При этом права и обязанности, установленные для профсоюзов законодательством, не могут выходить за рамки целей, задач и полномочий, предусмотренных их уставами.
Независимость профсоюзов гарантируется отсутствием их государственной регистрации в качестве общественного объединения, нацеленного на защиту прав и интересов работников. Государственная регистрация профсоюзов проводится лишь когда им необходимо наличие прав юридического лица для участия в гражданско-правовых отношениях (по поводу имущества, уплаты налогов и др.), а также в качестве работодателя для работников, состоящих с ними в трудовых отношениях. Причем эта регистрация проводится в уведомительном порядке, а федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах РФ, уполномоченный регистрационный орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать в регистрации (ч. 1 ст. 8 Закона о профсоюзах). Главное здесь в том, что реализация профсоюзами полномочий по представительству работников, защите их интересов и прав в сфере труда не зависит от их регистрации как юридических лиц. Эти полномочия вправе осуществлять любой профсоюз. Отсутствие его регистрации в качестве юридического лица не позволяет им только быть участниками гражданско-правовых отношений и выступать в качестве работодателя как стороны трудовых отношений.
Обеспечению права на свободу объединения в профсоюзы служат правила их реорганизации, прекращения, приостановки деятельности, ликвидации профсоюза, первичной профсоюзной организации. В соответствии с Законом о профсоюзах реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации. Решение по этим вопросам, принятое на основе профсоюзной демократии, для профсоюзов и первичных профсоюзных организаций, приобретших права юридического лица в результате государственной регистрации, влечет для них последствия, как и для других реорганизованных или ликвидированных юридических лиц (ст. 10), т.е. они могут быть лишены прав юридического лица. Если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, федеральным законам, она может быть приостановлена или запрещена по особым правилам, предусматривающим повышенную защиту профсоюзов. Решение о приостановлении деятельности профсоюза на срок до 6 мес. или ее запрещение допускаются только в указанных выше случаях, только по заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта РФ. Решение может быть принято только Верховным Судом РФ или соответствующим судом субъекта РФ. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается (п. 3 ст. 10 Закона о профсоюзах). Опасность экстремизма потребовала распространения на профсоюзы действия Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 23 ноября 2015 г.)21. а В соответствии с установленным в нем порядком и по предусмотренным в нем
° О О
? основаниям деятельность профсоюза, первичной профсоюзной организации з может быть приостановлена или запрещена (п. 4 указанной статьи). | Необходимо отметить, что все нормативные правовые акты (от международных
I до национальных российских) предусматривают право на объединение именно | физических лиц — «граждан» «каждого». Затем может произойти объединение ! уже созданных физическими лицами объединений. На этом уровне чаще всего § совершается объединение юридических лиц. Так, объединением юридических | лиц является Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР). | Возвращаясь к вышесказанному суждению о неразрывности связи свободы
'I объединения и права на объединение, хочется его уточнить. Свобода объединения | может быть реализована путем активных действий лица, направленных на соз-| дание профсоюза, вступление в существующий профсоюз, участие в его работе. Свободным может быть и пассивное поведение, выражающееся в отсутствии указанных действий. В связи с этим право на объединение рассматривается § в позитивном и негативном планах. И если позитивное (активное) проявление § свободы объединения, несомненно, нуждается в юридическом подкреплении | правом на объединение и ответственностью за его нарушение, то негативное | (пассивное) проявление свободы объединения, как представляется, в России в этом не нуждается.
Добровольность объединения обеспечивается прямым запрещением принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции РФ). Реализация свободы объединения в активной форме даже при наличии правового «сопровождения», к сожалению, нередко затрудняется 196 позицией работодателей. Далеко не все работодатели благосклонно относятся к
профсоюзам, главная цель которых состоит в выражении интересов и отстаивании прав работников во взаимоотношениях с работодателями. Под воздействием профсоюзов работодателям нередко приходится удовлетворять требования работников, выраженные профсоюзами. Правовая защита свободы объединения особенно необходима в случаях воспрепятствования созданию и деятельности профсоюзов, преследования профсоюзных руководителей, членов профсоюза за профсоюзную деятельность.
Неразрывная связь свободы объединения и права на объединение в профсоюзы позволяет считать наиболее точной следующую формулировку: «право на свободу объединения». Именно она включена в ст. 11 Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 г.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 21, ст. 1930; 2015. № 10, ст. 1413.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 3, ст. 148; 2014. № 52, ч. I, ст. 7555.
3 См.: Снигирева И.О., Явич Л.С. Государство и профсоюзы. М.,1967. С. 128; Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право. М., 1983. С. 155-161.
4 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2665/ (дата обращения: 10.01.2015).
5 См.: Российская газета. 1995. 5 апр.
6 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения: 10.01.2015).
7 Российская газета. 1998. 16 дек.
8 URL: http://docs.cntd.ru/document/1900821 (дата обращения: 10.01.2015).
9 URL: http://russia.bestpravo.ru/fed1991/data03/tex15811.htm (дата обращения: 10.01.2015).
10 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121088/ (дата обращения: 10.01.2015).
11 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121089/ (дата обращения: 10.01.2015).
12 URL: http://www.ilo.org/moscow/information-resources/publications/WCMS_100193/lang--ru/index. htm (дата обращения: 10.01.2015).
13 URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/@ed_dialogue/@dialogue/documents/genericdocument/ wcms_182760.pdf (дата обращения: 10.01.2015).
14 URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_568/doc568a391x642.htm (дата обращения: 10.01.2015).
15 URL: http://www.law.edu.ru/centers/labourlaw/norm/norm.asp?normID=1414647 (дата обращения: 10.01.2015).
16 URL: http://www.kadrovik.ru/docs/rmot19.06.81n163.htm (дата обращения: 10.01.2015).
17 См.: Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. С. 17-67.
18 URL: http://www.terralegis.org/terra/act/c475.html (дата обращения: 10.01.2015).
19 URL: http://base.garant.ru/180326/(дата обращения: 10.01.2015).
20 См.: Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право. С. 55-60; Ее же. Правовой статус профсоюзов в сфере труда. Общая характеристика // Труд и социальные отношения. 2013. № 7. С. 102-112.
21 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3031; 2015. № 48, ч. I, ст. 6680.
М.Ю. Федорова
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ: СОЧЕТАНИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ НАЧАЛ
В статье рассматривается социальное страхование как система обязательств, проводится их соотношение с другими видами социальных обязательств. Формулируется вывод о конституционной основе взаимодействия частных и публичных начал.
Ключевые слова: социальное страхование, обязательства по социальному обеспечению, организационно-правовая форма социального обеспечения, публично-правовой компонент; частно-правовой компонент.
© Федорова Марина Юрьевна, 2015
Советник Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор (Конституционный Суд Российской Федерации); e-mail: [email protected]