ТРУДОВОЕ ПРАВО,
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УДК 349.2
Б01: 10.19073/2306-1340-2019-16-1-36-42
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ОБЪЕДИНЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ: _ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
КОРОБЧЕНКО Виктория Валерьевна*
Университетская набережная, 7/9, Санкт-Петербург,
199034, Россия
САФОНОВ Валерий Анатольевич*
Университетская набережная, 7/9, Санкт-Петербург,
199034, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема ограничения возможности членства иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, в российских профсоюзах. На основе исследования законодательства и практики его применения авторы отмечают, что защита прав работников профсоюзами призвана дополнить государственные механизмы защиты прав граждан и является факультативной. Реализация же интересов работников практически невозможна в отсутствие их действенного объединения, поэтому ограничения, которые установлены для временно пребывающих в России иностранных граждан и лиц без гражданства применительно к членству в профсоюзах, необходимо оценивать с точки зрения обеспечения их интересов в сфере труда. Объективным обоснованием запрета на вступление в российский профсоюз иностранного гражданина и лица без гражданства, временно пребывающего на территории России, выступает отсутствие у данных лиц длительной связи с Российской Федерацией, сиюминутный характер их интересов в сфере труда. Вместе с тем, учитывая возможность длительного осуществления трудовой деятельности на территории России, авторы предлагают признать право на вступление в профсоюз за иностранными гражданами -квалифицированными работниками, осуществляющими трудовую деятельность на основании разрешения на работу.
Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, профессиональный союз, право на объединение, права и интересы работников, высококвалифицированные специалисты, социальное партнерство.
* Доцент кафедры трудового права и охраны труда Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
* Доцент кафедры трудового права и охраны труда Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
The Realization by Foreign Citizens of the Right to Unite in Labor Unions:
Problems and Solutions
Korobchenko Viktoriya V.**
7/9 Universitetskaya emb., St. Petersburg, 199034, Russia Safonov Valerii A.AA
7/9 Universitetskaya emb., St. Petersburg, 199034, Russia
Abstract. The article deals with the problem of limiting the possibility of membership of foreign citizens and stateless persons which temporarily staying in the territory of the Russian Federation in the Russian labor unions. Based on the study of legislation and practice of its application the authors note that the protection of the rights of workers by labor unions is called upon to supplement state mechanisms for the protection of citizens' rights and is optional. Realization of the workers' interests is practically impossible in the absence of their effective association therefore the restrictions that are establishedfor foreign citizens temporarily staying in Russia and stateless persons with regard to membership in labor unions must be assessed from the point of view of ensuring their interests in the field of labor. Objective justification of the ban for the participation to the Russian labor union for a foreign citizen and a stateless person which temporarily staying in the Russia is the absence of long term communication with the Russian Federation for these persons and the short term nature of their interests in the field of labor. At the same time taking into account the possibility of long time employment to these persons in Russia the authors propose to recognize the right to the participation in the labor union for foreign citizens which are skilled workers and work on the basis of a work permit.
Keywords: foreign citizens, stateless persons, labor union, right to associate, rights and interests of employees, highly qualified specialists, social partnership.
Широкое применение иностранной рабочей силы неизбежно ставит проблему защиты прав иностранных работников. Одним из аспектов данной проблемы является ограничение возможности членства иностранных граждан и лиц без гражданства в российских профсоюзах.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»1 (далее - Закон о профсоюзах) в российских профессиональных союзах могут состоять иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Исключение из данного правила установлено ч. 5 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе2,
гарантирующей право всех трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза на вступление в профессиональные союзы наравне с гражданами государства трудоустройства. Участниками данного договора являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика.
В законодательстве указанных стран вопрос об участии иностранных граждан в профессиональных союзах разрешается по-разному. В частности, в Беларуси в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-ХИ «О профессиональных союзах»3 иностранные граждане не имеют права создавать профсоюзы для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов (таким правом обладают исключительно граждане Республики
** Docent of the Department of Labor Law and Labor Protection at St. Petersburg State University, Candidate of Legal Sciences, Docent.
AA Docent of the Department of Labor Law and Labor Protection at St. Petersburg State University, Candidate of Legal Sciences, Docent.
1 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 148.
2 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
3 URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2016/
Беларусь), однако могут вступать в уже созданные и действующие на территории Республики Беларусь профсоюзы, если это предусмотрено их уставами (ст. 2). Аналогичное регулирование предусмотрено Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. N° 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»4, который одновременно устанавливает запрет членства иностранцев в политических партиях и общественных объединениях, преследующих политические цели (ст. 9). Таким образом, при отсутствии в уставе того или иного профессионального союза положений, непосредственно разрешающих иностранным гражданам членство в этом профсоюзе, они не могут вступать в него, что можно рассматривать как предоставление профессиональным союзам достаточно широких правомочий в части регулирования отношений корпоративного членства.
В Республике Казахстан и Кыргызской Республике, напротив, иностранные граждане имеют право участвовать в профессиональных союзах. Закон Республики Казахстан от 27 июня 2014 г. № 211-У «О профессиональных союзах»5 фактически устанавливает одинаковый правовой режим в отношениях, связанных с членством в профессиональных союзах, для граждан Казахстана и иностранных граждан, проживающих и работающих в Казахстане (ст. 3). Закон Кыргызской Республики от 16 октября 1998 г. № 130 «О профессиональных союзах»6 также не содержит ограничений права иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Кыргызской Республике, на объединение в профсоюзы. В Армении же Закон от 31 декабря 2000 г. № ЗР-135 «О профессиональных союзах»7 прямо предусматривает возможность участия (членства) в профессиональной организации8 лиц, работающих на территории Республики Армения или за ее пределами, в том числе иностранных граждан, причем независимо от статуса их пребывания на территории Армении, который согласно ст. 14 Закона Республики Армения от 16
января 2007 г. № ЗР-47 «Об иностранных ли-цах»9 может быть временным, постоянным либо специальным; при этом уставом профессиональной организации определяется лишь порядок участия (членства) в ней (ст. 6). Такое регулирование, как представляется, не предполагает установления корпоративными актами какого-либо ограничения права иностранных граждан на участие (членство) в соответствующей профессиональной организации.
Как же следует оценить законодательство Российской Федерации, которое исключает членство в профсоюзах иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих на территории Российской Федерации? Является ли это неоправданным ограничением прав иностранных граждан и лиц без гражданства либо оправдано защитой конституционно значимых ценностей?
Существуют различные подходы к толкованию п. 4 ст. 2 Закона о профсоюзах. Так, М. Да-шян [1, с. 11-14] считает, что право на участие в профессиональных союзах распространяется исключительно на лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации. Расширительный вариант толкования данной нормы предложен Г. А. Кузнецовым, предполагающим, что она направлена на распространение на иностранных граждан и лиц без гражданства, включая временно пребывающих в Российской Федерации, прав, предусмотренных п. 2 ст. 2 Закона о профсоюзах [2, с. 448-449]. Однако и сам автор признает расширительный характер данного толкования.
Наиболее же аутентичным воле законодателя представляется вывод о том, что юридически значимым обстоятельством для возникновения у иностранного гражданина или лица без гражданства права состоять в российских профсоюзах выступает проживание на территории Российской Федерации вне зависимости от того, является ли такое проживание постоянным или временным [3]. Поскольку временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства не отвечают критерию проживания в Российской Федерации,
4 URL: https://base.spmform.ru/show_doc.fwx?rgn=30108/
5 URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31571953/
6 URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=298/
7 URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1504&lang=rus/
8 Под профессиональной организацией названный Закон понимает общественное объединение, которое на принципе добровольности объединяет работников для представления и защиты их трудовых и связанных с ними социальных и иных интересов и прав; понятием же «профессиональный союз» в данном Законе охватываются как профессиональные организации, так и союзы профессиональных организаций (ст. 2).
9 URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=26545/
данные лица, составляющие большинство работающих в Российской Федерации иностранных работников, не имеют права на участие в профессиональных союзах.
Указанная позиция подтверждается и судебной практикой: например, согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 г. № 50Г04-1510 одним из оснований приостановления деятельности Омской областной профсоюзной организации «Союз предпринимателей, объединяющих граждан КНР, осуществляющих деятельность на территории г. Омска и Омской области» послужило нарушение указанной организацией требований Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», выразившееся в том, что членами организации являются в числе прочих и иностранные граждане КНР, временно пребывающие на территории Российской Федерации, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. При этом согласно ч. 3 ст. 62 иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Право на свободу мирных собраний и ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в них, предусмотрено ч. 1 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах11 и ч. 1 ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах12. Право на объединение в профессиональные союзы предусмотрено ч. 1 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод13, где оно выступает как составная часть свободы собраний и объединений. При этом в соответствии с перечисленными международными договорами в отношении указанного пра-
ва могут устанавливаться ограничения, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, предотвращения беспорядков и преступлений, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Вопрос о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства права на членство в профессиональных союзах решается в п. Ь ч. 4 ст. 19 Европейской социальной хартии (пере-смотренной)14, в соответствии с которым указанное право реализуется работниками-мигрантами на основании правового режима, не менее благоприятного, чем тот, что предоставляется гражданам принимающего государства.
Однако в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года»15 при ратификации данного акта обязательство по обеспечению рассматриваемого права иностранных граждан не было принято Российской Федерацией, что еще раз подтверждает осознанность решения российского законодателя, ограничившего право на объединение в профсоюзы для временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Поскольку ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено требование обоснованности ограничения права, т. е. права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, необходимо разобраться в характере указанного права и установить, защитой каких интересов могут быть обоснованы ограничения, налагаемые на иностранных граждан и лиц без гражданства.
Право работников на объединение предполагает организацию защиты прав и реализацию их
10 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11 Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 дек. 1966 г. // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 1994. № 12.
12 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 дек. 1966 г. // Там же.
13 Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 нояб. 1950 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 163.
14 Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г. // Бюл. междунар. договоров. 2010. № 4.
15 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 23, ст. 2756.
интересов. Защита прав со стороны профсоюзов, безусловно, важна, но она призвана дополнить государственные механизмы защиты прав граждан и надзора за соблюдением законодательства, т. е. является факультативной. Реализация же интересов работников практически невозможна в отсутствие их действенного объединения, поэтому ограничения, которые установлены для рассматриваемой категории лиц применительно к членству в профсоюзах, необходимо оценивать с точки зрения обеспечения их интересов в сфере труда.
Первым аспектом, который необходимо исследовать, являются ограничения, связанные с возможностью ведения профсоюзами политической деятельности. Право на объединение предполагает возможность на основе общих идей и взглядов совместными усилиями добиваться тех или иных, в том числе политических, целей. В то же время политическая деятельность объединений может сопровождаться наложением ограничений на иностранных граждан в связи с необходимостью обеспечения защиты основ конституционного строя и безопасности государства.
Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах), из чего следует преимущественно социально-экономический характер деятельности профессиональных союзов. Может ли их деятельность носить политический характер? Права профсоюзов, указанные в Законе о профсоюзах, предполагают их взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления, учет указанными органами мнения профсоюзов при принятии решений и осуществление профсоюзами общественного контроля за соблюдением трудовых прав членов профсоюза. Сказанное означает, что профсоюзы могут оказывать влияние на политическую сферу жизни общества.
Комитет по свободе объединения Административного совета Международной организации труда отмечает, что положения, налагающие общий запрет на политическую деятельность профсоюзов, осуществляемую ими для достижения их собственных целей, противоречат
принципам свободы объединения [4, с. 116], т. е. фактически признает возможность ведения профсоюзами политической деятельности. Запрет на такую деятельность был бы не только несовместим с принципами свободы объединений, но и нереален, поскольку профсоюзные организации могут пожелать, например, выразить публично свое мнение об экономической и социальной политике правительства.
Не вдаваясь в определение политической деятельности, сформулированное в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»16, отметим, что права профсоюзов не дают им возможности оказывать основное влияние на принятие политических решений и направлены исключительно на достижение общественного согласия и законности в социально-экономической сфере. Более того, и для некоммерческих организаций, даже получающих иностранное финансирование, политическая деятельность не запрещена, они должны лишь объявить о своем особом статусе. И, наконец, самое главное: проживающие в Российской Федерации иностранцы не лишены права быть членами российских профсоюзов. Таким образом, нельзя обосновать ограничение прав иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в России, на участие в профсоюзах необходимостью ведения профсоюзами политической деятельности.
Второй аспект, требующий рассмотрения, касается собственно деятельности профсоюзов по защите интересов своих членов, которая осуществляется посредством ведения коллективных переговоров, обсуждения проектов управленческих решений работодателя. В рамках этой деятельности профсоюзы обладают правом на получение информации, в том числе и конфиденциального характера. Впрочем, право на получение такой информации гарантировано не всем членам профсоюза, а лишь участникам коллективных переговоров. Поэтому для защиты информации конфиденциального характера было бы достаточно исключить рассматриваемую категорию иностранных граждан и лиц без гражданства из числа потенциальных участников коллективных переговоров как со стороны работников, так и со стороны работодателя.
В качестве возможных причин введения ограничений на участие в профсоюзах иностранных
16 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145.
граждан и лиц без гражданства можно усмотреть угрозу дестабилизации социально-экономической обстановки, в первую очередь в связи с проведением временно пребывающими в России трудовыми мигрантами забастовок. Однако необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 410 Трудового кодекса Российской Федерации забастовка объявляется собранием (конференцией) работников по предложению представительного органа работников, что не предполагает обязательного участия в этой процедуре профсоюзов. Более того, даже в случае объявления забастовки профсоюзом решение об участии в такой забастовке работников конкретного работодателя принимается собранием (конференцией) работников. Ограничений же на участие в забастовке иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, законодательство не устанавливает.
Следует также иметь в виду, что рассматриваемая категория лиц входит в общее число работников, учитывается при определении кворума проведения общего собрания (конференции) работников. Данные лица вправе голосовать при выборе представителя работников на общем собрании (конференции) работников организации, но быть членами профсоюза, чтобы обеспечить профсоюзу возможность объединять более половины работников и стать представительным, - не могут. Данное противоречие оказывает существенное влияние на отношение к таким работникам со стороны профсоюза, поскольку защита лиц, которые не станут членами профсоюза ни при каких условиях, для профсоюза представляется излишней. Это способно создать значительные барьеры для ведения коллективных переговоров и является основанием для отчуждения мигрантов от российских работников.
Между тем нельзя не учитывать и тот факт, что процедура расторжения трудового договора (пусть и по ограниченному числу оснований) с временно пребывающими в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, вступившими в профсоюз, была бы усложнена, даже если для такого расторжения имеются достаточные основания. Мы можем допустить возникновение ситуации, когда работник вступает в профсоюз только в целях увеличения срока увольнения в связи с проведением процедуры учета мнения профсоюза, что
противоречит смыслу миграционного регулирования, согласно которому цель пребывания иностранных граждан - трудовая деятельность, ограниченная по сроку, необходимому для ее осуществления. Еще более трудной представлялась бы проблема обоснованного прекращения трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства, избранным в состав коллегиального профсоюзного органа, в отношении которого установлена усложненная процедура увольнения.
Серьезным обоснованием запрета на вступление в российский профсоюз иностранного гражданина и лица без гражданства, временно пребывающего на территории Российской Федерации, служит тот факт, что такие работники находятся в России короткий промежуток времени, в связи с чем у них не устанавливается длительная связь с Российской Федерацией, их интересы в сфере труда носят не долгосрочный, а сиюминутный характер, и потому у них отсутствует заинтересованность в обсуждении вопросов, требующих долгосрочного решения и направленных на развитие трудовых отношений в перспективе. Кроме того, при ограниченном времени членства работников в профсоюзе, постоянном изменении персонального состава членов профсоюза его стабильная работа может быть нарушена.
Вышесказанное позволяет прийти к выводу, что у российского законодателя имелись достаточные основания для ограничения права на вступление в профсоюзы иностранных граждан и лиц без гражданства, временного пребывающих на территории Российской Федерации. Вместе с тем применительно к условиям осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации данные лица не составляют единую категорию и на основании Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»17 могут быть подразделены на две группы: 1) высококвалифицированные специалисты, осуществляющие трудовую деятельность на основании разрешения на работу, и 2) иные лица, работающие на основании патента.
Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с привлекающим его
17 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3032.
работодателем или заказчиком работ (услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на период действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления.
Патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок его действия может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня его выдачи.
Мы видим, что связь названных категорий лиц как со своим работодателем, так и с Российской Федерацией в целом существенно различается. Первая категория работников может иметь интересы в сфере труда, реализация которых предполагается не только в конкретный период ведения коллективных переговоров, но и в долгосрочной перспективе. Срок трудового договора, заключаемого с такими работниками, может совпадать со сроком действия коллективного договора, а с учетом возможности продления трудового договора их интересы простираются и на более отдаленную перспективу. Количество таких квалифицированных работников вряд ли будет превышать количество российских работников, занятых в соответствующей организации, а следовательно, отсутствует опасность превалирования этих работников в общем количестве членов профсоюза и реализации исключительно их интересов.
У лиц, относящихся ко второй категории, долгосрочных интересов на территории Российской Федерации не имеется. Даже при наличии у некоторых из них заинтересованности в более длительном или постоянном пребывании в России, они не могут не осознавать существенного ограничения времени их пребывания в России, что приводит к отсутствию потребности в обсуждении перспективных проектов развития деятельности работодателя и совершенствовании проблем организации процесса труда, имеющих положительный эффект через определенный промежуток времени.
Таким образом, право на вступление в профсоюз вполне могло бы быть признано за иностранными гражданами - квалифицированными работниками, осуществляющими трудовую деятельность на основании разрешения на работу. Кроме того, было бы логичным не учитывать остальных временно пребывающих в России иностранных граждан и лиц без гражданства при определении представительности первичной профсоюзной организации, а также отказать им в праве избирать иного представителя работников в социальном партнерстве. При этом они должны иметь право на получение помощи в защите своих прав от профсоюза, действующего у работодателя, который использует их труд. Это необходимо для защиты не только иностранных, но и российских работников, поскольку именно в отношении мигрантов часто первоначально используются технологии ограничения прав трудящихся.
Список литературы
1. Дашян М. Без страха жалуйте к нам, гости! // Бизнес-адвокат. 2002. № 7. С. 11-14.
2. Кузнецов Г. А. Права временно пребывающих иностранных граждан на участие в российских профессиональных союзах // Российский ежегодник трудового права. 2014. № 9. С. 446-454.
3. Сафаралеев М. Р., Шаронов С. А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (постатейный). Специально для СПС «КонсультантПлюс», 2012.
4. Свобода объединения : сб. решений, принятых Комитетом по свободе объединения Административного совета МОТ, и выработанных им принципов. 5-е изд. Женева : МБТ, 2016. 300 с.
References
1. Dashyan M. Bez strakha zhaluite k nam, gosti! [Welcome to Us Without Fear, Dear Guests]. Biznes-advokat - Business-Advocate,, 2002, no. 7, pp. 11-14.
2. Kuznetsov G. A. Prava vremenno prebyvayushchikh inostrannykh grazhdan na uchastie v rossiiskikh professional'nykh soyuzakh [Rights of Temporarily staying Foreign Citizens to Participate in the Russian Trade Unions]. Rossiiskii ezhegodnik trudovogo prava - Russian Yearbook of Labor Law, 2014, no. 9, pp. 446-454.
3. Safaraleev M. R., Sharonov S. A. Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 12 yanvarya 1996 goda № 10-FZ "O professional'nykh soyuzakh, ikh pravakh i garantiyakh deyatel'nosti" (postateinyi) [Commentary to the Federal Law of January 12, 1996 No. 10-FZ "On Labor Unions, Their Rights and Guarantees of Activities" (article by article)]. Konsul'tantPlius -ConsultantPlus, 2012.
4. Svoboda ob"edineniya [Freedom of Association]. 5th ed. Geneva, MBT Publ., 2016. 300 p.