Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы социальной защиты молодых семей в Российской Федерации: анализ путей реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»'

Конституционно-правовые основы социальной защиты молодых семей в Российской Федерации: анализ путей реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
546
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ" / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / THE PRIORITY NATIONAL PROJECT "HEALTH" / STATE-LEGAL BASIS / STATE POLITICS / YOUNG FAMILY / SOCIAL SECURITY / DEMOGRAPHIC SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазарева Елена Витальевна

На примере некоторых регионов проанализированы правовые механизмы реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Рассмотрено законодательство субъектов Российской Федерации в данной сфере. Высказаны предложения о совершенствовании законодательства, действующего в сфере здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State-Legal Basis of Young Families Social Security in the Russian Federation: Priority National Project Health Implementation Analysis

The legal mechanisms of the priority national project Health implementation in some regions are analyzed. The article examines the legislation practice in this sphere in the Russian Federation subjects. The author proposes several ways of health legislation improvement in Russia.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы социальной защиты молодых семей в Российской Федерации: анализ путей реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»»

11. В Воронежской области наступил Год семьи // www.asi.org.ru/

12. www.gov.spb.ru

13. Ребров, Д. Год в кругу семьи / Д. Ребров // www.rosbalt.ru

14. Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области. - 2005. - № 25, 27 (ч. 2).

15. Сычева, Л. Большой стране - большие семьи [Текст] / Л. Сычева // Российская Федерация сегодня. - 2007. - № 2.

16. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. - 2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1; 2008. - № 20. - Ст. 2251.

УДК [342.743:347.61-053.81](470+571)

ББК 67.400.32

Е.В. Лазарева

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

АНАЛИЗ ПУТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»

I I ровозглашение Российской Федерации социальным государством (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ [1]), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также утверждение в ст. 38 Основного Закона положения о государственной охране, поддержке и защите семьи свидетельствуют о том, что государство заботится о социальной справедливости и благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Закрепление на конституционном уровне правовых основ социальной защиты семей означает, что российское общество заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших функций.

Особую заботу общество и государство должны проявлять о молодых семьях, поскольку именно с ними связано улучшение демографической ситуации в современной России. В настоящее время молодая семья более всего неустойчива и подвержена влиянию негативных факторов, которые воздействуют как изнутри, так и извне, ввиду отсутствия прочной экономической базы и достаточного опыта построения семейных отношений.

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ перечислены основные обязанности государства, среди которых видное место занимает забота о семье, охрана репродуктивного здоровья населения. В свою очередь, ст. 41 Конституции РФ регламентирует право граждан на охрану своего здоровья, а также гарантирует реализацию этого права. Наличие данных положений в Основном Законе РФ свидетельству-

ет о том, что социальная поддержка молодых семей со стороны государства является одним из приоритетных направлений государственной политики.

В стране в течение последних трех лет идет реализация приоритетных национальных проектов в сферах образования, здравоохранения, в агропромышленном комплексе и жилищном строительстве. Президентом РФ Д.А. Медведевым и премьер-министром В.В. Путиным неоднократно подчеркивалось, что необходимо учитывать огромную разницу в уровне жизни не только разных слоев населения, но и регионов и, исходя из этих реалий, строить свою деятельность [2, с. 6]. На региональном уровне данные указания должны строго выполняться.

Реализацией конституционной обязанности, закрепленной в ст. 7 и 41 Конституции РФ, является разработка и внедрение в жизнь национального приоритетного проекта «Здоровье», который называют ключевым. Действительно, его роль несомненна в жизни молодых семей, ведь их здоровье и социальное благополучие в эпоху ухудшения экологической обстановки, техногенной революции, напряженности, динамизма и сложности социальных отношений превращаются в базовую публично-правовую ценность. Охрана здоровья матери и ребенка, снижение младенческой смертности - приоритетные направления и региональной социальной политики.

Доступность и надлежащее качество благ здравоохранения являются составляющими достойного уровня жизни россиян. Исследования политики и идеологии Российского государства относительно охраны здоровья выявили необходимость проведения научной работы, направленной на изучение потребностей населения и разработку специальных проектов (программ), способствующих повышению и укреплению здоровья населения.

Сегодня во многих регионах России наметились положительные тенденции в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье», и это напрямую касается молодых семей. В сфере охраны здоровья населения во всех субъектах РФ разработаны и получили юридическое сопровождение специальные программы, которые направлены на укрепление здоровья граждан, в том числе и молодых семей. Например, в Екатеринбурге - «Сбережение населения Свердловской области», «Мать и дитя» [3]; в Кемеровской области - «Здоровый ребенок» [4]; в Омской области - «Здоровая женщина - здоровый ребенок» [5], в Саратовской области - «Здоровый ребенок», «Дети Саратовской области» [6].

Охрана материнства и детства, работа по улучшению демографической ситуации определены в качестве ведущих направлений национального приоритетного проекта «Здоровье» во всех субъектах РФ. Так, в Оренбургской области принят и разрабатывается целый комплекс мер по поддержке института семьи, охране здоровья и прав матери и ребенка, улучшению демографической ситуации. В данном субъекте Федерации действует Концепция семейной демографической политики и в целях комплексного оздоровления демографической ситуации губернатором А. Чернышевым издано распоряжение «О мерах по реализации демографической политики в Оренбургской области на 2007-2015 годы» [7]. Демографическая ситуация в Оренбургской области в 2007 г. характеризо-

валась положительной динамикой: отмечен прирост населения в 14 районах области, его естественная убыль уменьшилась на 41,2%, а рождаемость выросла на 11,8%. Служба родовспоможения Оренбургской области по программе родовых сертификатов получила более 320 млн руб., а отделение Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области с начала 2008 г. уже приняло 4780 заявлений на получение сертификата на материнский (семейный) капитал. Из них 3743 заявления подано в связи с рождением второго ребенка, 1025 - в связи с рождением третьего или последующего ребенка и 12 - в связи с усыновлением. Всего в 2007 г. в Оренбургской области родилось 19 139 детей [8].

В Саратовской области с момента осуществления национального приоритетного проекта «Здоровье» и издания постановления Правительства Саратовской области от 30 января 2007 г. № 9-П «О Концепции развития здравоохранения в Саратовской области на 2007-2009 годы» [9] также наблюдаются в целом положительные результаты. Министерством здравоохранения и социальной поддержки области проведена юридическая экспертиза в рамках разработки проекта программы «О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации» - комплекса дополнительных мероприятий в сфере демографической политики. Финансирование программы из областного бюджета составит 289 млн руб. Из них в 2008 г. - 125 млн руб. [10, с. 3].

Правительством Саратовской области одобрена «Комплексная программа дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержки семей на 2008-2010 годы», в ее исполнение разработан и принят Закон Саратовской области «Об областной целевой (комплексной) программе дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области на 2008-2010 годы» [11]. Эта программа призвана стабилизировать численность саратовцев, и для этого, по мнению разработчиков, необходимы определенные меры, в том числе создание условий для повышения рождаемости, обеспечение соцподдержки семей с детьми. По итогам 2007 г. губернатор Саратовской области Павел Ипатов дал положительную оценку демографическим показателям в области: «В целом по Саратовской области в 2007 г. родилось 26,7 тыс. детей, что на 3 тыс. превышает показатель 2006 г. Идет также снижение числа умерших. В прошлом году оно сократилось на три тысячи человек... Кроме того, мы видим улучшение по показателям ранней детской смертности. За последние годы этот показатель уменьшился в три раза» [12, с. 2].

В России выросло количество случаев рождения второго ребенка, что связано с принятием Закона о материнском капитале [13].

С самого начала реализации нацпроекта «Здоровье» усиленное внимание в регионах уделяется и работе службы родовспоможения, программе родовых сертификатов. Наблюдаются положительные демографические подвижки: прирост рождаемости с 2005 по 2007 г. составил почти 10%. Естественный прирост населения был зафиксирован в 21 субъекте РФ [14].

Значение нацпроекта «Здоровье» для семей, и в частности молодых семей, безусловно, велико. Именно на молодые семьи возлагаются надежды по улучшению демографической ситуации в стране. Немаловажную роль в этом играет

здоровье будущих родителей, а также продуманная и целенаправленная политика государства. Как отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, «особенностью приоритетных национальных проектов является ориентация не на количественные показатели, а на повышение качества с учетом имеющихся в регионах ресурсов и возможностей» [8].

Нацпроект «Здоровье» является юридическим документом, обязательным для исполнения компетентными органами Российской Федерации и субъектов РФ. Приоритетные национальные проекты, усредненные по характеру, как правило, не учитывают интересы многих регионов, которые весьма различны по своему территориальному и экономическому развитию. В связи с этим необходимо выстроить конкретные, реалистические, сбалансированные программы для каждой территории, эффективно связать их с действующим национальным проектом «Здоровье» и с теми программами, которые в данное время реализуются в самих субъектах РФ.

В целях совершенствования законодательства России о здравоохранении требуется принять ряд мер со стороны государства. Во-первых, коллизии федерального законодательства и законодательства субъектов РФ снижают эффективность национальных проектов. Приоритетным направлением в совершенствовании законодательства должно стать конституционно обоснованное разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов. Во-вторых, нормы финансового, административного законодательства и законодательства о социальном обеспечении должны быть приведены в соответствие с требованиями национального проекта «Здоровье» и законодательства о здравоохранении. В-третьих, следует систематизировать законодательство на всех уровнях правовой системы России.

Развитию национального проекта «Здоровье» послужит внесение изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми» и предоставление женщинам, родившим (усыновившим) второго или последующего ребенка, права на дополнительные меры государственной поддержки в виде возможности получения материнского (семейного) капитала в сумме, установленной законом и проиндексированной с учетом уровня инфляции, по достижении ребенком двух лет; медицинских услуг для матери и ребенка; образования; на приобретение жилья. Целесообразно больше доверять семье, в том числе и молодой семье, и позволить ей тратить материнский капитал на лечение членов семьи, прежде всего матери и детей.

Представляется необходимым в рамках предложенных мер провести кодификацию норм законодательства субъектов, создать социальные кодексы субъектов РФ. Это позволит аккумулировать «разбросанные» нормы отраслевого законодательства, избежать принятия умозрительных, номинальных норм в законе и приблизиться к конституционным стандартам в области социальной защиты молодых семей в Российской Федерации.

Библиографический список

1. Конституция РФ [Текст]. - М., 2005.

2. Солина, С. Новый президент и будущее «Справедливой России» [Текст] / С. Солина // Репортер. - 2008. - 14 мая.

3. http://www. orthomed.ru.

4. http://www.ami-tass.ru.

5. http://www.novoteka.ru.

6. http://www.sarvest.ru.

7. Губернатор Оренбургской области взялся за демографическую политику // http:// www.uralweb.ru.

S. Приоритетные национальные проекты: Здоровье: Ход реализации // http://www.rost.ru.

9. Постановление Правительства Саратовской области от 30 января 2007 г. М 9-П «О Концепции развития здравоохранения в Саратовской области на 2007-2009 годы» [Текст] // Саратовская областная газета. - 2007. - 13 февр.

10. Бесплатная беременность [Текст] // Время. - 2007. - З0 июля.

11. Закон Саратовской области от 9 ноября 2007 г. М 230-ЗСО «Об областной целевой (комплексной) программе дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области на 200S-2010 годы» [Текст] // Саратовская областная газета (официальное приложение). - 2007. - 30 окт.

12. В первый день Нового года в области родилось б4 ребенка [Текст] // Парадный подъезд. - 200S. - ll янв.

13. Федеральный закон от 29 декабря 200б г. М 25б-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеюших детей» [Текст] // СЗ РФ. - 2007. - М l (ч. l). - Ст. l9.

14. Доклад заместителя Председателя Совета Федерации, президента Национального обше-ственного комитета «Российская семья» Михаила Николаева на открытии V Международного конгресса «Российская семья» // http://www.socpolitika.ru.

УДК 316.334.2:796 ББК 60.56+75

И.Н. Шокина

ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями сегодня немыслима без физической реабилитации [1]. Последняя является не только составной частью медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и лежит в их основе.

Первая в России спортивная школа для детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата была открыта 14 лет назад (25 марта 1994 г.). Образом и подобием для нее стали спортивные школы для здоровых детей. Как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.