11. В Воронежской области наступил Год семьи // www.asi.org.ru/
12. www.gov.spb.ru
13. Ребров, Д. Год в кругу семьи / Д. Ребров // www.rosbalt.ru
14. Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области. - 2005. - № 25, 27 (ч. 2).
15. Сычева, Л. Большой стране - большие семьи [Текст] / Л. Сычева // Российская Федерация сегодня. - 2007. - № 2.
16. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. - 2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1; 2008. - № 20. - Ст. 2251.
УДК [342.743:347.61-053.81](470+571)
ББК 67.400.32
Е.В. Лазарева
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
АНАЛИЗ ПУТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»
I I ровозглашение Российской Федерации социальным государством (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ [1]), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также утверждение в ст. 38 Основного Закона положения о государственной охране, поддержке и защите семьи свидетельствуют о том, что государство заботится о социальной справедливости и благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Закрепление на конституционном уровне правовых основ социальной защиты семей означает, что российское общество заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших функций.
Особую заботу общество и государство должны проявлять о молодых семьях, поскольку именно с ними связано улучшение демографической ситуации в современной России. В настоящее время молодая семья более всего неустойчива и подвержена влиянию негативных факторов, которые воздействуют как изнутри, так и извне, ввиду отсутствия прочной экономической базы и достаточного опыта построения семейных отношений.
В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ перечислены основные обязанности государства, среди которых видное место занимает забота о семье, охрана репродуктивного здоровья населения. В свою очередь, ст. 41 Конституции РФ регламентирует право граждан на охрану своего здоровья, а также гарантирует реализацию этого права. Наличие данных положений в Основном Законе РФ свидетельству-
ет о том, что социальная поддержка молодых семей со стороны государства является одним из приоритетных направлений государственной политики.
В стране в течение последних трех лет идет реализация приоритетных национальных проектов в сферах образования, здравоохранения, в агропромышленном комплексе и жилищном строительстве. Президентом РФ Д.А. Медведевым и премьер-министром В.В. Путиным неоднократно подчеркивалось, что необходимо учитывать огромную разницу в уровне жизни не только разных слоев населения, но и регионов и, исходя из этих реалий, строить свою деятельность [2, с. 6]. На региональном уровне данные указания должны строго выполняться.
Реализацией конституционной обязанности, закрепленной в ст. 7 и 41 Конституции РФ, является разработка и внедрение в жизнь национального приоритетного проекта «Здоровье», который называют ключевым. Действительно, его роль несомненна в жизни молодых семей, ведь их здоровье и социальное благополучие в эпоху ухудшения экологической обстановки, техногенной революции, напряженности, динамизма и сложности социальных отношений превращаются в базовую публично-правовую ценность. Охрана здоровья матери и ребенка, снижение младенческой смертности - приоритетные направления и региональной социальной политики.
Доступность и надлежащее качество благ здравоохранения являются составляющими достойного уровня жизни россиян. Исследования политики и идеологии Российского государства относительно охраны здоровья выявили необходимость проведения научной работы, направленной на изучение потребностей населения и разработку специальных проектов (программ), способствующих повышению и укреплению здоровья населения.
Сегодня во многих регионах России наметились положительные тенденции в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье», и это напрямую касается молодых семей. В сфере охраны здоровья населения во всех субъектах РФ разработаны и получили юридическое сопровождение специальные программы, которые направлены на укрепление здоровья граждан, в том числе и молодых семей. Например, в Екатеринбурге - «Сбережение населения Свердловской области», «Мать и дитя» [3]; в Кемеровской области - «Здоровый ребенок» [4]; в Омской области - «Здоровая женщина - здоровый ребенок» [5], в Саратовской области - «Здоровый ребенок», «Дети Саратовской области» [6].
Охрана материнства и детства, работа по улучшению демографической ситуации определены в качестве ведущих направлений национального приоритетного проекта «Здоровье» во всех субъектах РФ. Так, в Оренбургской области принят и разрабатывается целый комплекс мер по поддержке института семьи, охране здоровья и прав матери и ребенка, улучшению демографической ситуации. В данном субъекте Федерации действует Концепция семейной демографической политики и в целях комплексного оздоровления демографической ситуации губернатором А. Чернышевым издано распоряжение «О мерах по реализации демографической политики в Оренбургской области на 2007-2015 годы» [7]. Демографическая ситуация в Оренбургской области в 2007 г. характеризо-
валась положительной динамикой: отмечен прирост населения в 14 районах области, его естественная убыль уменьшилась на 41,2%, а рождаемость выросла на 11,8%. Служба родовспоможения Оренбургской области по программе родовых сертификатов получила более 320 млн руб., а отделение Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области с начала 2008 г. уже приняло 4780 заявлений на получение сертификата на материнский (семейный) капитал. Из них 3743 заявления подано в связи с рождением второго ребенка, 1025 - в связи с рождением третьего или последующего ребенка и 12 - в связи с усыновлением. Всего в 2007 г. в Оренбургской области родилось 19 139 детей [8].
В Саратовской области с момента осуществления национального приоритетного проекта «Здоровье» и издания постановления Правительства Саратовской области от 30 января 2007 г. № 9-П «О Концепции развития здравоохранения в Саратовской области на 2007-2009 годы» [9] также наблюдаются в целом положительные результаты. Министерством здравоохранения и социальной поддержки области проведена юридическая экспертиза в рамках разработки проекта программы «О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации» - комплекса дополнительных мероприятий в сфере демографической политики. Финансирование программы из областного бюджета составит 289 млн руб. Из них в 2008 г. - 125 млн руб. [10, с. 3].
Правительством Саратовской области одобрена «Комплексная программа дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержки семей на 2008-2010 годы», в ее исполнение разработан и принят Закон Саратовской области «Об областной целевой (комплексной) программе дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области на 2008-2010 годы» [11]. Эта программа призвана стабилизировать численность саратовцев, и для этого, по мнению разработчиков, необходимы определенные меры, в том числе создание условий для повышения рождаемости, обеспечение соцподдержки семей с детьми. По итогам 2007 г. губернатор Саратовской области Павел Ипатов дал положительную оценку демографическим показателям в области: «В целом по Саратовской области в 2007 г. родилось 26,7 тыс. детей, что на 3 тыс. превышает показатель 2006 г. Идет также снижение числа умерших. В прошлом году оно сократилось на три тысячи человек... Кроме того, мы видим улучшение по показателям ранней детской смертности. За последние годы этот показатель уменьшился в три раза» [12, с. 2].
В России выросло количество случаев рождения второго ребенка, что связано с принятием Закона о материнском капитале [13].
С самого начала реализации нацпроекта «Здоровье» усиленное внимание в регионах уделяется и работе службы родовспоможения, программе родовых сертификатов. Наблюдаются положительные демографические подвижки: прирост рождаемости с 2005 по 2007 г. составил почти 10%. Естественный прирост населения был зафиксирован в 21 субъекте РФ [14].
Значение нацпроекта «Здоровье» для семей, и в частности молодых семей, безусловно, велико. Именно на молодые семьи возлагаются надежды по улучшению демографической ситуации в стране. Немаловажную роль в этом играет
здоровье будущих родителей, а также продуманная и целенаправленная политика государства. Как отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, «особенностью приоритетных национальных проектов является ориентация не на количественные показатели, а на повышение качества с учетом имеющихся в регионах ресурсов и возможностей» [8].
Нацпроект «Здоровье» является юридическим документом, обязательным для исполнения компетентными органами Российской Федерации и субъектов РФ. Приоритетные национальные проекты, усредненные по характеру, как правило, не учитывают интересы многих регионов, которые весьма различны по своему территориальному и экономическому развитию. В связи с этим необходимо выстроить конкретные, реалистические, сбалансированные программы для каждой территории, эффективно связать их с действующим национальным проектом «Здоровье» и с теми программами, которые в данное время реализуются в самих субъектах РФ.
В целях совершенствования законодательства России о здравоохранении требуется принять ряд мер со стороны государства. Во-первых, коллизии федерального законодательства и законодательства субъектов РФ снижают эффективность национальных проектов. Приоритетным направлением в совершенствовании законодательства должно стать конституционно обоснованное разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов. Во-вторых, нормы финансового, административного законодательства и законодательства о социальном обеспечении должны быть приведены в соответствие с требованиями национального проекта «Здоровье» и законодательства о здравоохранении. В-третьих, следует систематизировать законодательство на всех уровнях правовой системы России.
Развитию национального проекта «Здоровье» послужит внесение изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми» и предоставление женщинам, родившим (усыновившим) второго или последующего ребенка, права на дополнительные меры государственной поддержки в виде возможности получения материнского (семейного) капитала в сумме, установленной законом и проиндексированной с учетом уровня инфляции, по достижении ребенком двух лет; медицинских услуг для матери и ребенка; образования; на приобретение жилья. Целесообразно больше доверять семье, в том числе и молодой семье, и позволить ей тратить материнский капитал на лечение членов семьи, прежде всего матери и детей.
Представляется необходимым в рамках предложенных мер провести кодификацию норм законодательства субъектов, создать социальные кодексы субъектов РФ. Это позволит аккумулировать «разбросанные» нормы отраслевого законодательства, избежать принятия умозрительных, номинальных норм в законе и приблизиться к конституционным стандартам в области социальной защиты молодых семей в Российской Федерации.
Библиографический список
1. Конституция РФ [Текст]. - М., 2005.
2. Солина, С. Новый президент и будущее «Справедливой России» [Текст] / С. Солина // Репортер. - 2008. - 14 мая.
3. http://www. orthomed.ru.
4. http://www.ami-tass.ru.
5. http://www.novoteka.ru.
6. http://www.sarvest.ru.
7. Губернатор Оренбургской области взялся за демографическую политику // http:// www.uralweb.ru.
S. Приоритетные национальные проекты: Здоровье: Ход реализации // http://www.rost.ru.
9. Постановление Правительства Саратовской области от 30 января 2007 г. М 9-П «О Концепции развития здравоохранения в Саратовской области на 2007-2009 годы» [Текст] // Саратовская областная газета. - 2007. - 13 февр.
10. Бесплатная беременность [Текст] // Время. - 2007. - З0 июля.
11. Закон Саратовской области от 9 ноября 2007 г. М 230-ЗСО «Об областной целевой (комплексной) программе дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области на 200S-2010 годы» [Текст] // Саратовская областная газета (официальное приложение). - 2007. - 30 окт.
12. В первый день Нового года в области родилось б4 ребенка [Текст] // Парадный подъезд. - 200S. - ll янв.
13. Федеральный закон от 29 декабря 200б г. М 25б-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеюших детей» [Текст] // СЗ РФ. - 2007. - М l (ч. l). - Ст. l9.
14. Доклад заместителя Председателя Совета Федерации, президента Национального обше-ственного комитета «Российская семья» Михаила Николаева на открытии V Международного конгресса «Российская семья» // http://www.socpolitika.ru.
УДК 316.334.2:796 ББК 60.56+75
И.Н. Шокина
ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями сегодня немыслима без физической реабилитации [1]. Последняя является не только составной частью медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и лежит в их основе.
Первая в России спортивная школа для детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата была открыта 14 лет назад (25 марта 1994 г.). Образом и подобием для нее стали спортивные школы для здоровых детей. Как