нальных корпораций, университеты объединяются в структуру, определяемую как сетевая структура взаимодействия. Она основывается на интернационализации высшего образования, но находит свое воплощение только с развитием процесса глобализации.
Габитус университетов служит своеобразной маркой системы высшего образования в глобальном веке. С одной стороны, это проявление конформизма в условиях всеобщих глобальных тенденций, с другой - знак отличия, «революционный» момент национальной политики государств в отношении высшего образования.
Библиографический список
1. Левашов, В. К. Глобализация и социальная безопасность / В. К. Левашов // http:// ihtik.lib.rusociology.ru.
2. Бурдъе, П. Начала [Текст] / П. Бурдье ; пер. с фр. Н. А. Шматко. - М., 1994.
3. Бурдъе, П. Поле науки / П. Бурдье // http://ihtik.lib.rusociology.ru.
УДК 342.075 ББК 67.400
К.С. Смирнова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ГОДА СЕМЬИ
соответствии с Основным Законом в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи (ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). Закрепление этих положений на конституционном уровне свидетельствует о том, что государство уделяет особое значение институту семьи, признает ее ценность для жизни и развития человека, важность ее роли в обществе. Данные конституционные положения-принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, для обеспечения действия правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, формирования здоровой семьи как основы общества и государства в целом. Именно семья служит фундаментом для реализации государством демографической политики.
В 1990-х годах Россия вступила в глубокий демографический кризис, причиной которого стало чрезвычайное обострение экономических и социальных проблем, негативно сказавшееся на положении большинства семей. В послед-
нее десятилетие Российская Федерация стала осуществлять активную социально-демографическую политику.
В целях привлечения внимания органов власти и гражданского общества к проблемам семьи и демографии 2008 год объявлен Годом семьи в Российской Федерации [1]. Правительством России утвержден план его проведения, который включает разделы «Семья и общество», «Семья и устойчивое развитие», «Семья и культура», «Семья и здоровье», «Семья и бизнес».
Важным направлением является совершенствование законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2007 г. № 233-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [2] с 1 января 2008 г. устанавливаются два пособия, направленные на помощь беременным женам и детям военнослужащих, которые проходят срочную службу. С 1 января 2009 г. будет проведена индексация этих пособий. Указанные выплаты происходят независимо от других пособий, таких, как пособие по беременности и родам, пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Это новый элемент материальной поддержки, которая в последние годы реализуется в нашей стране в рамках демографической программы. Кроме того, Правительство приняло решение об увеличении размера «материнского капитала» с 267,5 тыс. до 271,25 тыс. руб. в 2008 г. [3].
В то же время остается такая серьезная проблема дальнейшего развития государственной поддержки семьи, как отсутствие базового федерального закона, развивающего и конкретизирующего соответствующие конституционные нормы. Это особенно актуально в условиях начавшейся реализации мер демографической политики и провозглашения Года семьи в Российской Федерации. Цели, принципы, приоритетные направления и механизмы осуществления государственной семейной политики до настоящего времени регламентируются не федеральным законом, а Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» [4].
Действующие нормативные правовые акты социального, трудового, жилищного, налогового права и других отраслей законодательства не в полной мере учитывают интересы семьи как социального института. Законодательные нормы, как правило, устанавливают формы социальной поддержки, предоставления льгот и гарантий отдельным категориям граждан. Безусловно, наибольшее внимание уделяется гражданам, имеющим детей. Тем не менее единого законодательного акта, регулирующего вопросы государственной поддержки семьи, содержащего нормы, направленные на сохранение и укрепление семьи, решение демографических проблем, в настоящее время нет.
Разработанный проект Федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации» [5] регулирует отношения государства и семьи как социального института. Цель проекта заключается в конкретизации конституционных положений и систематизации норм федерального законодательства, регулирующих отношения по государственной поддержке семьи. Проект Закона призван стать основополагающим нормативным правовым актом в данной сфере. В рамках реализации статей 72 и 76 Конституции РФ,
в соответствии с которыми защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (п. «ж» ч. 1 ст. 72), а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76), законопроект предполагает разработку соответствующих законов субъектов РФ, хотя отдельные регионы уже имеют их.
В настоящее время в субъектах РФ приняты либо находятся на завершающей стадии региональные целевые программы, направленные на повышение качества жизни населения и улучшение демографической ситуации. В большинстве субъектов Федерации успешно реализуются комплексные и целевые программы по поддержке семьи, материнства и детства. Реализация данных программ проходит особо активно в рамках Года семьи.
К примеру, в Саратовской области меры по повышению рождаемости и укреплению института семьи реализуются с использованием программно-целевых методов, в том числе через национальные проекты в сфере здравоохранения, жилищной политики, образования, федеральные целевые программы «Жилище» на 2002-2010 годы [6], «Дети России» на 2007-2010 гг. [7], областные целевые программы: «Охрана репродуктивного здоровья населения» на 20062008 гг., «Развитие образования» на 2006-2008 гг. [8].
В ноябре 2007 г. принята «Областная целевая (комплексная) программа дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области на 2008-2010 гг.» [9]. Особое внимание в программе уделено увеличению объемов высококвалифицированной медицинской помощи детям и беременным женщинам, созданию современных условий рождения и выхаживания новорожденных, предусмотрено строительство нового перинатального центра, детских дошкольных учреждений. Дополнительно к мерам социальной поддержки, реализуемым в рамках Закона Саратовской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области» [10], с 1 января 2008 г. добавилась ежегодная выплата (в размере 1000 руб.) на каждого посещающего занятия в физкультурно-спортивных сооружениях ребенка из семьи, в которой среднедушевой доход не превышает величины прожиточного минимума, установленного в области.
Помимо материальной составляющей зачастую семьи могут нуждаться и в психолого-педагогической и социальной помощи. Такую помощь оказывают в специализированных учреждениях. Сейчас в области действуют 11 социальнореабилитационных центров и приютов, 17 центров социальной помощи семье и детям «Семья», 30 отделений социальной помощи семье и детям в структуре центров социального обслуживания населения. Подобные структуры существуют не только в Саратовской области, но и в других субъектах. К примеру, в Воронежской области работают 36 центров социального обслуживания семьи и детей, 5 центров социальной помощи семье и детям, 27 социально-реабилитационных центров, а также 5 центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. Ежегодно они оказывают помощь 15 тысячам семей [11].
Акцент в работе учреждений социальной защиты делается на раннем выявлении семейного неблагополучия и социальном сопровождении семей, развитии их внутреннего потенциала в целях достижения состояния самообеспечения. В данных учреждениях реализуются программы по реабилитации несовершеннолетних беременных матерей, женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Совместно с медицинскими учреждениями реализуются новые формы сотрудничества по формированию сознательного родительства, по обеспечению условий для рождения желанных и здоровых детей у социально незащищенных беременных женщин.
Интересна практика реализации демографических программ в рамках Года семьи в Санкт-Петербурге. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17 ноября 2004 г. № 578-80 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге» [12] с 1 января 2008 г. семьи, в которых подрастают трое и более детей, могут рассчитывать на помощь города в оплате коммунальных услуг, причем размер льготы зависит от того, сколько в семье несовершеннолетних детей. В том случае, если многодетная семья нуждается в улучшении жилищных условий, она в первоочередном порядке будет включаться в действующие региональные жилищные программы; родители, у которых родится тройня, получат от города отдельную квартиру.
Демографическая политика включает в себя не только мероприятия по повышению рождаемости, но и по поддержке пожилого населения. В этом отношении интересен опыт Пермского края, где реализуется необычный проект «Семья для пожилого» [13]. В качестве подопечных здесь выступают не дети, а пожилые люди, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию. Семьи, которые «усыновили» пенсионеров, получают выплаты из краевого бюджета (в размере 3 тыс. руб. в месяц), причем в семьи принимают не только одиноких престарелых граждан, но и супругов. Основной целью проекта стала помощь пенсионерам и инвалидам в преодолении чувства одиночества, а также обеспечение их необходимым уходом и поддержкой. Региональные власти помогают и семьям, усыновляющим детей, - выплачивают единовременные и ежемесячные пособия, награждают дипломами и выдают премии.
Что касается пособий, то в этом плане интересен опыт Пензенской области. Законом Пензенской области от 21 апреля 2005 г. № 795-ЗПО «О пособиях семьям, имеющим детей» [14] введено дополнительное единовременное пособие трем категориям граждан: при рождении одновременно двух и более детей семья получает 10 тыс. руб. на каждого; если в семье родится ребенок в течение 15 месяцев после заключения брака, то размер пособия составляет 20 тыс. руб.; единовременное пособие при усыновлении (удочерении) равно 200 тыс. руб. (это самое значительное единовременное пособие на усыновление в России). Следует отметить, что по размерам душевого ВВП область находится среди пятнадцати самых бедных регионов России.
Субъекты РФ демонстрируют примеры положительной практики в области региональной социально-демографической политики. Реализация региональных программ демографического развития в рамках Года семьи имеет положитель-
ную динамику, и во всех субъектах Федерации отмечен рост рождаемости. Вместе с тем демографическую ситуацию страны пока нельзя охарактеризовать как стабильную. В настоящее время около пятидесяти процентов российских семей не имеют детей [15, с. 30], а для простого поддержания в ближайшие годы численности населения страны потребуется минимум три ребенка в каждой семье. Безусловно, количество детей в семье зависит от потребности в них, но для реализации данных потребностей необходимо создание соответствующих условий со стороны государства. Учитывая то, что многие регионы наработали положительный опыт в области демографической политики, представляется целесообразным тщательное изучение и распространение данной практики в общенациональном масштабе.
Поскольку государственная политика облекается в форму нормативно-правовых актов, то в первую очередь следует усовершенствовать законодательство, действующее в социально-демографической сфере. В частности, в области жилищной политики в Жилищный кодекс РФ [16] необходимо включить статью
о приоритетном предоставлении жилых помещений многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, требуется внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», направленных на увеличение размера единовременных пособий при рождении (усыновлении) детей. На наш взгляд, данные изменения могут способствовать стимулированию рождаемости и стабилизации демографической обстановки в стране.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 14 июня 2007 г. № 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» [Текст] // СЗ РФ. - 2007. - № 25. - Ст. 3009.
2. СЗ РФ. - 2007. - № 44. - Ст. 5281.
3. Повышение отдельных видов социальных выплат, денежного довольствия, пенсий военнослужащих и зарплат бюджетников // www.mzsrrf.ru
4. СЗ РФ. - 1996. - № 21. - Ст. 2460; 2002. - № 40. - Ст. 3905.
5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 октября 2007 г. № 425-СФ «О проекте Федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации» // www.council.gov.ru
6. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» [Текст] // СЗ РФ. - 2001. - № 39. - Ст. 3770; 2008. -№ 15. - Ст. 1564.
7. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы» [Текст] // СЗ РФ. - 2007. - № 14. - Ст. 1688; 2008. - № 8. - Ст. 730.
8. Закон Саратовской области от 29 декабря 2006 г. № 152-ЗСО «Об областных целевых программах» [Текст] // Саратовская областная газета, официальное приложение. - 2007. - № 39.
9. Закон Саратовской области от 9 ноября 2007 г. № 230-ЗС0 «Об областной целевой (комплексной) программе дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области на 2008-2010 годы» [Текст] // Там же. - № 67.
10. Закон Саратовской области от 1 августа 2005 г. № 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области» (с изм. от 29 марта, 8 декабря 2006 г., 30 марта, 2 августа 2007 г.) // www.mzsr.saratov.gov.ru
11. В Воронежской области наступил Год семьи // www.asi.org.ru/
12. www.gov.spb.ru
13. Ребров, Д. Год в кругу семьи / Д. Ребров // www.rosbalt.ru
14. Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области. - 2005. - № 25, 27 (ч. 2).
15. Сычева, Л. Большой стране - большие семьи [Текст] / Л. Сычева // Российская Федерация сегодня. - 2007. - № 2.
16. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. - 2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1; 2008. - № 20. - Ст. 2251.
УДК [342.743:347.61-053.81](470+571)
ББК 67.400.32
Е.В. Лазарева
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
АНАЛИЗ ПУТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»
I I ровозглашение Российской Федерации социальным государством (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ [1]), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также утверждение в ст. 38 Основного Закона положения о государственной охране, поддержке и защите семьи свидетельствуют о том, что государство заботится о социальной справедливости и благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Закрепление на конституционном уровне правовых основ социальной защиты семей означает, что российское общество заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших функций.
Особую заботу общество и государство должны проявлять о молодых семьях, поскольку именно с ними связано улучшение демографической ситуации в современной России. В настоящее время молодая семья более всего неустойчива и подвержена влиянию негативных факторов, которые воздействуют как изнутри, так и извне, ввиду отсутствия прочной экономической базы и достаточного опыта построения семейных отношений.
В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ перечислены основные обязанности государства, среди которых видное место занимает забота о семье, охрана репродуктивного здоровья населения. В свою очередь, ст. 41 Конституции РФ регламентирует право граждан на охрану своего здоровья, а также гарантирует реализацию этого права. Наличие данных положений в Основном Законе РФ свидетельству-