Несомненные успехи обсуждались в июне 1979 г на встрече женщин-механизаторов Саратовской области. Решались насущные вопросы: что мешает работе, какая требуется помощь в деле подготовки женщин-ме-ханизаторов и др. Выступающие отметили, что использование труда женщин в сельском хозяйстве имеет далеко идущие перспективы [8]. Поэтому необходимо создать благоприятную обстановку для учебы, труда и отдыха женщин; гарантировать места для детей в садах и яслях; обеспечить кормами скот, имеющийся в ЛПХ; не допускать нарушений трудового кодекса - т.е. организовать работу таким образом, чтобы женщины чувствовали заботу о себе со стороны местного хозяйствен -ного руководства. Но как ни старались партия и правительство, широко привлечь девушек к механизаторской профессии не удалось, так как эта сфера приложения труда все-таки больше предназначена для мужчин, а не для представительниц слабого пола.
1. Бычков Ю.И. Родина рассветная моя. Саратов: Приволжское книжное издательство, 2000.
2. Валеев В., Кузнецов С. Город Ершов. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984.
3. Волохов В. Анка была первой // Строитель коммунизма. 1966. 24 авг.
4. Ганичев В. Рождение инициативы // Волгоградская правда. 1970 . 21 янв.
5. Государственный архив новейшей истории Волгоградской области (ГАНИВО). Ф. 113.
6. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 594.
7. Злобин О. Вышли в поле мастера // Комсомольская правда. 1985. 23 мая.
8. Зуева Г. Как не любить мне землю эту // Новая жизнь. 1979. 5 июня.
9. Очерки истории Саратовской областной организации КПСС. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1982.
Ч. 3. 1938 - 1980.
10. Тюрина А.П. Аграрная политика КПСС на современном этапе. М.: Знание, 1975.
11. Чернышов Г. Сельская перспектива // Волгоградская правда. 1975. 1 апр.
12. Чижов С. Женщины в авангарде // Волгоградская правда. 1970. 3 мар.
УДК 94(470) Я.в. Шабанов
ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Предметом исследования в данной статье является политика российского государства в сфере семейных отношений. Современная семейная политика в России находится на стадии формирования, произошедшие в последние годы изменения в концепции политики в сфере семейных отношений позволяют скорее наметить вектор изменения позиции и действий государства в отношении семьи, чем оценивать ее эффективность и конечные результаты, поэтому в статье в большей степени сосредоточено внимание на описании концепции семейной политики в современной России и контекста ее формирования.
Ключевые слова: социальная политика, семья, демография, реформы, женщины.
Ya.V. Shabanov
FAMILY SUPPORT AS AN AREA OF SOCIAL POLICY OF THE RUSSIAN STATE
The paper studies the policy of the Russian state in the sphere of family. Modern family policy in Russia is being developed. Changes that have occurred in recent years transformed the concept of family policy and now it is possible to mark the vector of its development and state policy with respect to family rather than to evaluate its efficiency and outcome. Therefore, the paper focuses mostly on describing the concept of family policy in contemporary Russia and the context of its formation.
Key words: social policy, family, demography, reforms, women.
Основы семейной политики Российской Федерации были заложены в начале 1990-х гг. Руководством РФ был разработан ряд законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения в области социальной защиты семьи. Были утверждены важные программные документы, в том числе Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». В этом документе семейная политика определяется как составная часть социальной политики РФ и получает государственный статус [13, с. 121]. К настоящему времени права семьи
отражены в более чем 140 законодательных и нормативно-правовых актах [1, с. 17].
Важным направлением современной семейной политики в Российской Федерации является смещение центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплат, финансовой и материальной помощи на оказание прямых социальных услуг [9, с. 79]. Положение России пока таково, что она может гарантировать своим малообеспеченным семьям лишь выживание; они обеспечиваются небольшим, но систематическим содержанием (детские пособия, социальные пен-
сии, пособия по беременности и т.д). Такие семьи делятся на несколько групп в зависимости от имеющихся у них проблем или факторов риска [12, с. 8 - 28], что предполагает дифференцированный подход к их социальной защите, помощи в адаптации к условиям кризиса. Необходимо сочетать рыночную экономику и государственную систему социальной защиты семей с детьми, активизировать демографическую политику.
Анализ показал, что государственной семейной политике 1990-х гг был присущ ряд существенных недостатков . В законодательных и нормативных документах не конкретизировались многие принципиально значимые «семейные» вопросы. Предлагаемые меры (развитие системы семейных пособий, увеличение размеров ежемесячного пособия на детей, а также пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов и т.д.) были нацелены на развитие системы социальной поддержки семьи, смягчение последствий семейного кризиса, а не на борьбу с его причинами [7; 14; 17]. В условиях кризиса семьи в 1990-е гг необходимо было направить усилия государства на укрепление социальной ценности семьи и брака. Властные структуры ограничились «благими намерениями» и ориентировались на полумеры, не предлагая принципиально новых мероприятий, направленных на борьбу с сущностным кризисом семьи [2]. В документах того периода отсутствует регламентация ответственности государства; нет четкой дифференциации понятий «семейная» и «социальная» политика; не определяются конкретные меры социальной защиты семьи, развития семейной экономики, семейного движения, создания семейных союзов и объединений; нет четких критериев эффективности семейной политики [8, с. 2].
Факты свидетельствуют о том, что в 1990-е гг. условия жизни российских семей ухудшились из-за резкого сокращения государственных дотаций за детские сады, летние лагеря отдыха, из-за введения платы за образование и медицинское обслуживание и т.д. Проводившиеся в 1990-е гг. реформы (политика приватизации, практика кредитования малого бизнеса и предпринимательства, политика индексации сбережений и т.д.) привели к резкому снижению уровня жизни семей, обесцениванию всех социальных выплат и пособий, росту цен, ускоренной социальной дифференциации и массовому обнищанию. При этом действовавшая система социальных гарантий и компенсационных выплат оказалась крайне неэффективной. Установленные пособия индексировались со значительным отставанием от темпов инфляции и не соответствовали росту стоимости жизни. Так, например, если в июне 1992 г. рост прожиточного минимума был в 1,4 раза больше роста зарплаты, а пропорция между ростом цен и пособий на детей была 2:1, то в декабре 1994 г. уже в 3,2 раза рост прожиточного минимума превалировал над ростом зарплаты, а соотношение роста цен и пособий составило уже 5:1 [15, с. 84].
Таким образом, в ходе реформ 1990-х гг. многие семьи оказались в трудном положении, поскольку отсутствовали реальные механизмы защиты семьи. Государство, лишившеесемью экономического статуса, приучившее ее к зависимости от социальной поддержки, отказавшись от опеки семьи, обрекло ее на самовыжива-ние в условиях отсутствия механизмов социальной защиты. Меры помощи семьям неоднократно модифицировались, при этом менялись не только методические
принципы и критерии, но и масштаб различных видов поддержки семьям с детьми. В январе 1994 г. стала действовать усовершенствованная система социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, существенно сократившая количество видов помощи и упростившая порядок их назначения. Также было введено единое ежемесячное пособие на каждого ребенка, дифференцированное по двум возрастным группам (до 6 лет - в размере 70% минимального размера оплаты труда; в возрасте 6 - 16 лет - 60%). Матерям-одиночкам и некоторым другим категориям пособие на детей стало выплачиваться в полуторном размере [15, с. 84].
В 1998 г. на федеральном уровне было начато реформирование системы государственных пособий гражданам, имеющим детей. Первый этап этой работы состоял в передаче функций назначения и выплаты ежемесячных пособий на детей органам социальной защиты населения (ранее пособия на ребенка назначались работающим женщинам по месту работы/учебы). Был принят Федеральный закон от 29 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”», в соответствии с которым установлено право на ежемесячное пособие на ребенка в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим 200% прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации [10, с. 164]. В 1999 г эта позиция была изменена и в качестве цели было названо повышение уровня рождаемости и темпов роста населения. В 1999 - 2000 гг. стала использоваться новая модель назначения и выплаты пособий (адресный принцип) - только на детей в семьях с низкими доходами, не более 200% прожиточного минимума (с августа 2000 г - не более 100%) [3, с. 85]. Был принят Федеральный закон от 17 июля 1999 г «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”», в соответствии с которым установлено ежемесячное пособие на ребенка в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим 100% прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации [5, с. 14]. Такая мера должна была обеспечить перераспределение ограниченных финансовых ресурсов в интересах наиболее бедных семей с детьми.
После избрания в 2000 г. Президентом России В.В. Путина властным структурам необходимо было одновременно решать острейшие каждодневные проблемы и работать над тем, чтобы обеспечить новые долгосрочные тенденции роста. В Посланиях Президента России В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации за 2000 - 2007 гг. были сформулированы основные приоритеты социальной политики на бли -жайшее десятилетие. Следует отметить, что многое из намеченного удалось воплотить в жизнь.
В декабре 2001 г. был принят Федеральный закон от 28 декабря 2001 г. № 181-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”». В соответствии с этим законом единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка повышается с 1 500 до 4 500 руб. (в 3 раза); ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - с 200 до 500 руб. (в 2,5 раза); единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях на раннем сроке беременности, - со 100 до 300 руб. (в 3 раза); пособие по беременности и родам, выплачиваемое женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, - со 100 до 300 руб. (в 3 раза). Закон вступил в силу с 1 января 2002 г. [6]. Кроме того, в ряде субъектов РФ введены дополнительные выплаты и пособия семьям, имеющим детей.
По мнению большинства экспертов, к 2003 г в России с точки зрения возможности проведения качественно новых реформ сложилась довольно благоприятная ситуация. Во-первых, у государства появились финансовые ресурсы. Они в значительном объеме могли быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции. Во-вторых, система избрания руководителей субъектов федерации создала новые административные возможности: теперь легче обеспечивать согласованные действия всех ветвей и уровней государственной власти, что абсолютно необходимо для успеха таких масштабных проектов. В-третьих, государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Социально-экономические программы получили необходимые гарантии, масштабные задачи - большую четкость и детализацию.
В соответствии с законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» каждая женщина, родившая второго, а также последующего ребенка, с 1 января 2007 г. получает право на материальную господдержку. Материнский капитал
- форма государственной поддержки, со временем индексирующейся, в размере 250 000 руб. - с 1 января 2007 г, 267 500 руб. - с 1 января 2008 г., 299 731 руб.
- с 1 января 2009 г., которая с 2007 г. оказывается при рождении (усыновлении) второго, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство. Воспользоваться этим правом женщина может только один раз. В законе отмечено, что в отдельных случаях материнский капитал может быть получен усыновителем, отцом или даже самими детьми. Закон распространяется только на детей, родившихся после 1 января 2007 г.
Материнский капитал может быть потрачен только на следующие цели: получение образования ребенком; улучшение жилищных условий; формирование накопительной части трудовой пенсии матери. Учет получателей и выдачу соответствующих сертификатов осуществляет Пенсионный фонд России. Сумма капитала ежегодно пересматривается с учетом инфляции и не будет облагаться налогом на доходы физических лиц. Для того чтобы улучшить материальное положение матерей, были предприняты следующие меры: увеличение размера пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет для первого ребенка до 1 500 руб., для второго - до 3 000 руб. ежемесячно; предоставление работающим женщинам пособий по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в размере не менее 40% от прежнего заработка; компенсация затрат на детское дошкольное воспитание для первого ребенка в размере 20% оплаты, для второго - 50% и третьего - 70%; увеличение стоимости родовых сертификатов, а также введение самой действенной, по мнению В.В. Путина, меры материальной поддержки - материнского капитала. Мате-
ринский капитал направлен на то, чтобы предоставить женщине финансовую независимость, а также повысить социальный статус матери. Безусловно важным является то, что капитал не «родительский», а «материнский», и то, что распоряжаться им может именно женщина, в частности имеет возможность положить деньги на накопительную часть своей собственной пенсии. Данная мера сама по себе является, на наш взгляд, очень показательной для характеристики современной российской семейной политики. Во-первых, четко обозначена роль государства в вопросах регулирования воспроизводства, которое заинтересовано в увеличении рождаемости. Во-вторых, именно экономические стимулы со стороны государства должны быть задействованы для того, чтобы поднять социальный престиж материнства и повысить рождаемость, поскольку материальные причины являются ведущими для женщин при принятии решения о рождении второго ребенка. В-третьих, государство взяло на себя обязательства по материальной поддержке женщин, которая напрямую связана с количеством и очередностью детей. Все это позволяет говорить о направленности современной модели семейной политики России на решение демографических проблем общества с помощью материальной поддержки и стимулирование рождения нескольких детей в семье. Государству, материально обеспечивающему и поддерживающему матерей с двумя детьми, отводится ведущая роль при формулировании принципов семейной политики.
Согласно официальным данным были отмечены определенные положительные результаты предпринятых государством мер в области повышения уровня рождаемости. Так, например, на заседании Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, состоявшемся 7 марта 2007 г., Д.А. Медведев отметил, что «в январе этого года родилось детей на 14,7% больше, чем в январе предыдущего года: это 16 тысяч человек. Причем в ряде регионов этот показатель существенно выше среднероссийского. К примеру, в Липецкой области рост рождаемости в январе составил 25%, в Ивановской - 23%, в Воронежской - 18%» [16, с. 17].
Основные направления государственной семейной политики, утвержденные Указом Президента России, содержат следующие меры: предоставление отцам прав на льготы в связи с воспитанием детей; усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи - мужчин, женщин и подростков - в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случаях безработицы, приема на работу женщин и несовершеннолетних, прекращения трудового договора (контракта); введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего дня, по гибкому графику или на дому
С января 2010 г. вступил в действие новый механизм выплаты государственных пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию , в соответствии с которым упразднены прямые ограничения максимальных размеров пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за
ребенком. В результате максимальные суммы выплат составляют: пособие по беременности и родам -34 583 руб. за полный календарный месяц (в 2009 г. -25 390 руб.); пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет -13 833 руб. в месяц (в 2009 г - 7 492 руб.) [16, с. 11]. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также размер данного пособия неработающим гражданам с 1 января 2010 г. составляет 2 060 руб. (первый ребенок) и 4 120 руб. (второй и последующие дети). Единовременное пособие при рождении ребенка составляет 10 989 руб. В целях сохранения покупательной способности государственных по -собий предусмотрена их ежегодная индексация. Так, с января 2010 г пособия гражданам, имеющим детей, проиндексированы на 10%. В 2010 г. государственное пособие по уходу за ребенком было выплачено 2,7 млн граждан [16, с. 11].
Дополнительно к мерам государственной поддержки, оказываемой семьям с детьми на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации осуществляется выплата ежемесячного пособия на ребенка; ежемесячного пособия на ребенка одинокой матери; пособий на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо проходят военную службу по призыву; пособий на детей из многодетных семей, де-тей-инвалидов, а также семьям, в которых родители являются инвалидами. Размер ежемесячного пособия на ребенка колеблется от 70 руб. в Пермском крае до 1 000 руб. в Московской области и составляет в среднем 200 - 300 руб. Так, в Амурской области размер ежемесячного пособия на ребенка в полной семье - 198,51 руб. (с учетом районного коэффициента - 258,06 руб.), на детей одиноких матерей - 674,93 руб. В Алтайском крае размер ежемесячного пособия на ребенка составляет 120 руб.; на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву - 240 руб.; на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, - 180 руб. [16, с. 12]. В ряде субъектов Российской Федерации (Калининградская, Кемеровская, Курская, Московская, Смоленская и другие области) применяются сложные схемы назначения пособий, учитывающие очередность рождения и число детей в семье.
В Московской области при рождении первого ребенка дополнительно единовременно выплачивается 10 000 руб., второго - 20 000 руб., третьего и последующих детей - 30 000 руб. Подобные выплаты при рождении детей также установлены в Республиках Карелия, Адыгея, Удмуртской Республике, в г. Санкт-Петербурге, Красноярском и Хабаровском краях, Брянской, Владимирской, Калужской, Липецкой, Тверской, Рязанской областях и ряде других субъектов Российской Федерации. В Белгородской области новорожденному открывается именной накопительный счет «Совершеннолетие», в Республике Северная Осетия - Алания на детей, родившихся в 2009 г, открыты именные счета новорожденных «Фарн» [16, с. 12].
Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет мониторинг региональных программ демографического развития, разработку и реализацию планов мероприятий по осуществлению демографической политики. Региональная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создать условия для ее функционирования. В период социаль-
ного кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семей. Однако в вопросах разработки и воплощения демографической политики в стране царит неразбериха. Этой темой в регионах либо не занимается никто, либо многие ведомства. Так, в регионах создаются свои целевые программы и даже концепции социальной политики (Кировская, Смоленская, Новосибирская, Пермская области). Анализ более 50 региональных программ показал, что все они направлены на под -держку остронуждающихся семей, им оказывается дополнительная адресная поддержка. Во всех регионах приоритетной является социальная поддержка беременных женщин и женщин, имеющих детей, в форме продажи товаров широкого потребления и предоставлении различных коммунальных, бытовых, транспортных и других услуг по льготным ценам, натуральной помощи (питание, одежда, обувь) [11, с. 25 - 40].
Получили распространение компенсационные выплаты семьям с детьми, не посещающими дошкольные учреждения. В Саратовской области компенсация на дошкольные учреждения выдается семьям безработных в объеме 70% минимальной зарплаты. В Ярославской области ежемесячное пособие положено детям, не посещающим дошкольные учреждения по медицинским показаниям [11, с. 25 - 40].
Во многих регионах осуществляется помощь студенческим семьям. В Белгородской области обязательно выделение отдельных комнат в студенческих общежитиях. В Тамбовской области семьям студентов, имеющих ребенка, предоставляется денежное пособие в размере 50% от минимальной зарплаты, в Новгородской - в размере двух минимальных зарплат [11, с. 25 - 40].
Усилия региональных властей направлены на повышение конкурентоспособности женщин, молодежи, инвалидов, создание рабочих мест для социально не защищенных категорий населения, формирование но -вых моделей занятости (неполный рабочий день, временный найм, краткосрочный контракт, самозанятость), позволяющих совмещать профессиональные и семейные функции (Белгородская область). Организуются различные формы надомного труда, курсы профессионального обучения для многодетных матерей, безработных родителей (Калужская, Орловская, Псковская, Пензенская области, Республика Мордовия) [11, с. 25 - 40].
Необходимо отметить, что по-прежнему семейная политика в большей степени рассматривается как демографическая, которая, по сути, является ответом государства на сложившуюся проблему низкой рождаемости - тенденции, сформировавшейся в поздний советский период. Несмотря на то что существуют различные точки зрения на демографические проблемы и пути их преодоления, действия, предпринятые правительством в последние годы, позволяют говорить о том, что современная российская семейная политика все больше принимает консервативные очертания. Традиционалистский характер прослеживается и в идеологических кампаниях, направленных на возрождение авторитета семьи в российском обществе. Президент РФ Д. А. Медведев сказал: «Наша главная задача - вернуть российской семье тот авторитет, который она имела в начале прошлого века» [5, с. 17].
По нашему мнению, требуется серьезная модернизация семейного законодательства. Семейный кодекс регулирует только внутрисемейные отношения; требуется разработка второй части кодекса, в которой будут оформлены отношения между семьей и государством, семьей и государственными институтами, семьей и системами здравоохранения, образования и др. Необходимо также создать концепцию семейной политики, системы государственных документов и формирования органов власти по работе с семьями. При этом нужно отчетливо разграничивать две основные цели:
1) защищать от жесткого воздействия рынка социально уязвимые слои населения, которым не обойтись без социальной поддержки государства;
2) способствовать средствами социальной политики экономической активизации различных слоев населения, развитию их способности адаптироваться к рынку; реализовать те преимущества, которые формируются новыми социально-экономическими условиями и выражаются в возможности увеличения трудового вклада и дохода.
В этой связи необходимо решение следующих актуальных задач:
- поддержка самообеспечения, а не иждивенчества семьи. Семья не должна зависеть от государства. Для этого нужно создать условия, в которых семья с работоспособными родителями имела бы от своей экономической деятельности доход, достаточный для нормального развития детей (это предполагает совершенствование оплаты труда, занятости и подготовки кад -ров, налогообложения, кредитования и т.п.);
- поддержка семей с детьми, оказавшихся в особо трудных условиях (многодетные, неполные семьи, семьи беженцев, безработных, семьи с инвалидами и т.п.);
- совершенствование системы семейных пособий, а также минимальных (бесплатных) социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развитие социального страхования и частичной компенсации расходов в сфере платных услуг;
- содействие семье в реализации воспитательных функций (льготные режимы занятости для родителей, сохранение и развитие системы дошкольного воспитания, не подменяющей семью, а помогающей ей воспитывать детей, педагогическое просвещение родителей и т.п.;
- сохранение семейной среды и воссоздание ее для детей, лишившихся родительского попечения (про-
филактика распада семьи, работа с семьями групп риска, профилактика отказа от родившихся детей, правовая и экономическая поддержка опеки и усыновления и т.п.).
Главным критерием развития государства должен быть уровень жизни и защищенность семьи, материнства и детства. Выполнение этой программы - забота не только Президента и Правительства, но и каждого гражданина страны. Лишь при объединении всех социально-политических сил можно достичь поэтапного выполнения вышеуказанных целей семейной политики.
1. Антология социальной работы. М., 2010. Т. 3.
2. Ельцин Б.Н. Россия: человек, семья, общество, государство. М., 1996.
3. Здоровая семья - здоровое поколение // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2001. № 13 (144).
4. Международный год семьи в Российской Федерации: информационный бюллетень. М., 2008. № 2.
5. Население и общество: информационный бюллетень. М., 1999. № 34.
6. Климантова И. Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 11 (167).
7. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации. М., 1993.
8. Кузьмин А.И. Предложения к тексту Концепции государственной семейной политики Российской Федерации. М., 1994.
9. Мацковский М.С. Основные тенденции в сфере брачносемейных отношений и возможные пути их регулирования на современном этапе. М., 2004.
10. Нормативно-правовые основы социального обслуживания семьи, женщин и детей: сб. мат. и норматив. док. М., 1999.
11. О мерах демографической политики в регионах России. М., 2006.
12. Римашевская Н.М. Исследование жизнедеятельности семьи как теоретическая основа семейной политики // Семья в России. 1998. № 2.
13. Сборник федеральных конституционных законов. М., 1996. Вып. 7 - 12.
14. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 1995.
15. Статистический бюллетень. М., 1998.
16. Заседание Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. 17.04.2007 // Текущий архив Президента Российской Федерации.
17. Указ Президента РФ от 14 мая 1996. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1996 - 1998. Вып.11.
удк 821.161.1.09 "1917/1920" н.В. Шалаева
ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВЛАСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1917 - начала 1920-х годов
В статье рассматриваются вопросы восприятия советской власти деятелями русской литературы. Сложные революционные процессы 1917 - начала 1920-х гг, свержение монархии и Временного правительства, приход к власти большевиков вызвали в обществе социокультурный раскол и, как следствие, полемику в литературных кругах. Предметом исследования является неоднозначная реакция представителей творческой интеллигенции на факт утверждения советской власти и мероприятия в период ее становления.