Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы противодействия экстремизму в Российской Федерации'

Конституционно-правовые основы противодействия экстремизму в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
627
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Апанасенко Е. А.

В статье характеризуются международные правовые акты, российские нормативные правовые акты, образующие правовую основу противодействия экстремизму, обосновывается необходимость законодательного определения дефиниций «экстремизм» и «противодействие экстремизму».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы противодействия экстремизму в Российской Федерации»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Апанасенко Е.А.*

Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России, г. Владивосток

В статье характеризуются международные правовые акты, российские нормативные правовые акты, образующие правовую основу противодействия экстремизму, обосновывается необходимость законодательного определения дефиниций «экстремизм» и «противодействие экстремизму».

Ключевые слова национальная безопасность, экстремизм, конституционно-правовые основы, противодействие экстремизму.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [1] определено, что одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности выступает экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.

Сегодня проблема экстремизма касается всех без исключения современных государств, в том числе, последние двадцать лет экстремизм - это постоянный источник угроз безопасности России.

В политической сфере экстремизм выступает против сложившихся государственных, общественных институтов и структур, стремясь подорвать их стабильность, расшатать и низвергнуть ради достижения определенных целей, как правило, силовыми методами [2, с. 234].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации также отмечено: «Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации» [1].

Данную деятельность российское государство осуществляет, прежде всего, на основе международно-правовых актов в сфере противодействия экстремизму.

* Старший преподаватель кафедры Общеправовых дисциплин.

В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г. определяется, что «экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» [3].

Шанхайская конвенция закрепляет, что экстремизм представляют угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, а также осуществлению основных прав и свобод человека, угрожают территориальной целостности и безопасности государств, а также их политической, экономической и социальной стабильности. Государства, подписавшие и ратифицировавшие данную конвенцию согласились с тем, «... что терроризм, сепаратизм и экстремизм ... не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законом» [3].

В резолюции 1344 (2003) Парламентской ассамблеи Совета Европы «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе» определяется: «Независимо от своей природы экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма» [4].

Предложенная формулировка характеризует экстремизм как форму политической деятельности, по сути, направленную против основ конституционного строя демократического, правового государства, которые закреплены в Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. в России признается идеологическое и политическое многообразие (ст.13), гарантируется свобода мысли и слова, запрещается цензура (ст. 29) [5].

При этом Основной закон прямо указывает, что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13).

Ст. 29 Конституции России запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

В ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено обеспечение безопасности государства, защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств; ст. 72 Конституции РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации защиту прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности.

Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации на Российскую Федерацию и субъекты Российской Федерации возложена задача обеспечения безопасности государства и общества, в том числе, борьба с экстремизмом.

Базисным нормативным правовым актом, в соответствии с которым осуществляется противодействие экстремизму в Российской Федерации является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [6].

В данном законе определены виды экстремистской деятельности, принципы, субъекты противодействия экстремизму, определены основные направления противодействия экстремизму, установлена ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности, ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности, установлены основы международного сотрудничества в области борьбы с экстремизмом.

В частности, статья 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», объединяя понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность», перечисляет и раскрывает виды экстремистской деятельности, к сожалению, не определяя, что такое экстремизм и каковы его признаки.

Данным законом к экстремистской деятельности (экстремизму) отнесено: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соеди-

ненные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

В ст. 3 данного закона закрепляются два основных направления противодействия экстремистской деятельности:

1. принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

2. выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Осуществлять указанную деятельность, в пределах своей компетенции, должны субъекты противодействия экстремистской деятельности, к которым закон относит федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В целом, несмотря на то, что в данном законе понятие «экстремизм» определяется через виды экстремистской деятельности, а понятие «противодействие экстремизму» не определено вообще, закон выполняет свои функции и регулирует правоотношения в сфере противодействия экстремизму.

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельно-

сти (ст. 280 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ), организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ) [7].

Несомненным положительным моментом для правоприменительной практики является определение в примечании к ст. 282.1 Уголовного кодекса РФ «Организация экстремистского сообщества» понятия «преступления экстремистской направленности»: «Под преступлениями экстремистской направленности ... понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы...».

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2013) в ст. 20.29. прямо запрещает производство и распространение экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения) [8].

Президент РФ, как глава государства, в чьи функции входит обеспечение независимости и государственной целостности России также регулирует вопросы противодействия экстремизму.

Принципиально важное значение для организации противодействия экстремизму имеет Указ Президента РФ от 23.03.1995 № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». Именно в названии данного Указа впервые официально использовано понятие «экстремизм», была обозначена крайняя общественная опасность данного деяния, определены первостепенные задачи в противодействии экстремизму [9].

Так же Указом Президента РФ от 26.07.2011 № 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» была создана Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Российской Федерации, которая является межведомственным органом, образованным в целях обеспечения реализации государственной политики в области противодействия экстремизму, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в противодействии экстремизму, а также организационно-методического руководства этой деятельностью [10].

Отдельные вопросы противодействия экстремизму регламентируют правовые акты Правительства РФ [11], Генеральной Прокуратуры РФ [12], Следственного комитета РФ [13], МВД РФ [14], Министерства юстиции [15], иных органов государственной власти РФ.

Немаловажное значение для регулирования правовых отношений в данной сфере имеют решения высших федеральных судов. В частности, вопро-

сы экстремистской деятельности, сущности, признаков экстремистских материалов рассмотрены в определениях Конституционного Суда РФ [16].

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» характеризуются такие понятия как публичные призывы и действия, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе и т.д. [17].

Кроме органов государственной власти Российской Федерации противодействие экстремизму осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» прямо возлагает на органы государственной власти субъектов организацию и осуществление на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий [18].

Таким образом, исследуя законодательство Российской Федерации можно сделать вывод, что в российском государстве сформирована правовая основа противодействия экстремизму.

В частности, определены виды противоправной экстремистской деятельности, установлена юридическая ответственность за преступления и административные правонарушения экстремистской направленности, сформированы правовые основы взаимодействия федеральных органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по противодействию экстремизму.

Явным недостатком российского законодательства, как уже отмечалось, является отсутствие в указанных нормативных правовых актах определения важнейших правовых категорий - «экстремизм» и «противодействие экстремистской деятельности».

Российские исследователи проблем экстремизма [19, с. 3-4; 20, с. 4; 21, с. 8] считают, что именно отсутствие общепризнанного обозначения экстремизма, в том числе и законодательно закрепленной дефиниции, порождает определенные проблемы правоприменения, в том числе и в сфере противодействия экстремизму со стороны российского государства.

Очевидно, для того чтобы бороться с экстремизмом, оказывать противодействие этому негативному социально-политическому явлению, четко разграничивать правомерную общественно-политическую деятельность и

неправомерную экстремистскую деятельность государству, правоохранительным органам, должностным лицам необходимо точно знать законодательную дефиницию «экстремизм», «противодействие экстремизму».

Необходимо отметить, что многочисленные попытки сформулировать понятие «экстремизм» были предприняты представителями различных общественных наук (Р.А. Амирокова, Н.Б. Бааль, А.Г. Залужный, В.А. Мальцев, И.Л. Морозов, А.С. Скудин, С.Н. Фридинский и др.). Авторы представляю разнообразные, отражающие различные аспекты экстремизма, несомненно заслуживающие внимания определения, но при этом универсального определения или законодательно закрепленной дефиниции «экстремизм» до сих пор нет.

Что касается понятия «противодействие экстремизму», то примером определения данного понятия является определение представленное в «Модельном законе о противодействии экстремизму»: «... Противодействие экстремизму -деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, направленная на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение целостности и национальной безопасности государства, выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлениям экстремизма, а также на предупреждение, выявление, пресечение экстремистской деятельности и ликвидацию ее последствий...» [22].

Положительным является то, что в этом определении конкретно обозначены субъекты данной деятельности, цель и основные направления экстремистской деятельности.

Таким образом, конституционно-правовые основы противодействия экстремизму в Российской Федерации сформированы. На современном этапе перед российским научным сообществом стоит задача выработки правовых дефиниций «экстремизм», «противодействие экстремизму».

Список литературы:

1. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.

2. Пиджаков А.Ю. Борьба с политическим экстремизмом и терроризмом: проблемы изучения // Правоведение. -2003. -№ 3 (248). - С. 234-244.

3. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 41. - Ст. 3947.

4. Резолюция 1344 «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе» (2003 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coe.ru.

5. Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Россий-

ской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

6. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 № 148-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 10.05.2007 № 71-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 29.04.2008 № 54-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3031.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consul-tant.ru.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2013 № 252-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

9. О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации: указ Президента РФ от 23.03.1995 № 310 (ред. от 03.11.2004) // Собрание законодательства РФ. - 27.03.1995. -№ 13. - Ст. 1127.

10. О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации: указ Президента РФ от 26.07.2011 № 988 // Собрание законодательства РФ. - 01.08.2011. - № 31. - Ст. 4705.

11. Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом: постановление Правительства РФ от 18.01.2003 № 27 (ред. от 24.03.2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru; Об утверждении плана мероприятий по реализации Программы сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005-2007 годы: распоряжение Правительства РФ от 13.12.2006 № 1721-р // Собрание законодательства РФ. -18.12.2006. - № 51. - Ст. 5485.

12. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности: приказ Генпрокуратуры РФ от 19.11.2009 № 362 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru; О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма: распоряжение Генпрокуратуры РФ № 270/27р, МВД РФ № 1/9789, ФСБ РФ № 38 от 16.12.08 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

13. О мерах по противодействию экстремистской деятельности: приказ Следственного комитета РФ от 12.07.2011 № 109 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.consultant.ru.

14. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»): приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. от 30.12.2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.consul-tant.ru; Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»): указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 29.08.2013) // Собрание законодательства РФ. - 07.03.2011. - № 10. - Ст. 1334.

15. О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма: приказ Минюста РФ № 362, МВД РФ № 810, ФСБ РФ № 584 от 25.11.2010 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.12.2010 № 19118) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.consultant.ru.

16. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Глобы Игоря Александровича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и статьей 1 (пункт 2) Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»: определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 91-О [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы компании «New Era Publications International ApS» («Нью Эра Пабликейшенз Международная АпС») на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»: определение Конституционного Суда РФ от 18.10.2012 № 1995-О [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.consultant.ru; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кочемарова Владислава Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 1 и части третьей статьи 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»: определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 № 1053-О [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.gov.ru, 18.07.2013.

17. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 // Российская газета. - 04.07.2011. - № 142.

18. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий-

ской Федерации: федеральный закон от 06.10.99 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.13) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

19. Сенин И.Н. Экстремизм как форма правового нигилизма в современной России (теоретико-правовой аспект): автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2011. - 21 с.

20. Скудин А.С. Правовые меры противодействия экстремизму: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 216 с.

21. Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом (уголовно-правовой и криминологический аспекты): автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Ростов-н/Д, 2003. - 28 с.

22. Модельный закон о противодействии экстремизму (Принят в г. Санкт-Петербурге 14.05.2009 Постановлением 32-9 на 32-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.