О.В. КАРЯГИНА, И.В. БУРОВ
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСТРЕМИЗМА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Теоретический анализ понятия «экстремизм» в современных академических исследованиях является одной из ключевых и в то же время неоднозначных проблем не только юридической науки, но и практического применения данного
Экстремизм, международное право, уголовная терроризм, противодействие экстремизму.
С понятием экстремизма тесно связана юридическая ответственность, не только административная, но и уголовная, равно как и основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти России по профилактике, предупреждению и пресечению соответствующих правонарушений и преступлений.
Общеизвестно, что слово «экстремизм» происходит от латинского «ехавший» - «крайний», т.е. что-то, выходящее за определенные нормы, либо приверженность к крайним взглядам. Аналогично экстремизм толкуется во многих словарях.
Так, согласно энциклопедическому словарю под редакцией И.А. Васюкова, экстремизм - это «приверженность к крайним мерам, взглядам (как правило, в политике)» [1]. Словарь С.И. Ожегова трактует экстремизм (политический) «как приверженность к крайним взглядам, к использованию крайних мер (включая теракты и взятие заложников) для достижения своих целей» [2]. Вместе с тем, в Большом энциклопедическом словаре под экстремизмом понимается «идеология, теория и практика крайне фанатичных и радикальных представлений разнообразных конфессий, политических организаций и экстравагантных социальных групп» [3]. В Политической энциклопедии Г.Ю. Семигина экстремизм трактуется как «приверженность в идеях и политике к крайним взглядам идействиям» [4].
Таким образом, в современной лингвистической литературе определение понятия «экстремизм» даётся односторонне и связывается исключительно с по -литикой. Кроме того, эти толкования не являются правовыми, т.е. порождающими правовые последствия или какую-либо юридическую ответственность.
В юридической литературе термин «экстремизм» определяется шире. Данный факт обусловлен тем что экстремизм необходимо трактовать не только как идеологию приверженности к крайним взглядам, но и к действиям, практическому их применению. Помимо этого в юридической литературе действует свой, особенный, понятийный аппарат, который не позволяет опираться только на формально-лингвистическое толкование слов. При этом в настоящее время современная юридическая литература характеризуется отсутствием какого-либо единого, общего концептуального подхода к определению экстремизма.
Так, В.В. Устинов под экстремизмом понимает «агрессивное поведение (настрой) личности, наибо-
понятия. В статье рассмотрены трактовки понятия «экстремизм» не только в российском законодательстве, но и в законодательстве государств-членов СНГ, а также в международных правовых актах.
ответственность, экстремистская деятельность,
лее существенными внешними проявлениями которого служат нетерпимость к мнению оппонента, ориентированному на общепринятые в обществе нормы; склонность к крайним (силовым) вариантам решения проблемы; неприятие консенсуса как ценного, делового инструмента в каждодневной деятельности; и, наконец, неприятие прав личности и ее самоценности. Таким образом, как социально-политическое явление экстремизм представляет собой одну из форм политической борьбы. Ее характеризуют отрицание сложившихся государственных, общественных институтов и структур, стремление подорвать стабильность, уничтожить сложившийся порядок для достижения собственных властных устремлений» [5]. Подобной интерпретации экстремизма придерживаются Питер Т. Коулман и АндреаБартоли, характеризуя экстремизм как «деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далекую от обычной, общепринятой. В обстановке конфликта - демонстрация жесткой формы разрешения конфликта» [6].
Другая группа авторитетных исследователей трактует экстремизм как действия, за которые Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность. Как утверждает А.Г. Хлебушкин, «экстремизм есть противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений» [7]. Шире с правовой точки зрения определяет экстремизм Е.П.Сергун: это «приверженность к определенной системе взглядов и идей, основанной на нетерпимости к основополагающим принципам конституционного строя Российской Федерации и охраняемым государством демократическим правам и свободам человека и гражданина, характеризующуюся внутренней готовностью к активной деятельности, направленной на претворение в действительность таких воззрений уголовно наказуемыми способами» [8].
Анализируя юридическую литературу, представляется возможным утверждать, что современный экстремизм - не формально-лингвистическая категория, а совокупность определенного рода проявлений (негативных, враждебных), направленных на нарушение стабильности в государстве, основанном на принципах демократии, уважения гражданина, его
прав и свобод. В тоже время в данных определениях не отражена субъективная сущность экстремизма, в качестве которой выступают цели и мотивы, в связи с чем под них можно подвести иные преступления, которые посягают на основы конституционного строя Российской Федерации, но к экстремизму отношения не имеют (государственная измена, шпионаж и т.д.).
Учитывая цели и мотивы противоправного деяния, В.В. Бирюков отмечает, что «экстремизм является своеобразной идеологией, обосновывающей правильность и необходимость совершения различных преступных деяний (совершение насильственных преступлений по мотивам расовой, национальной или религиозной вражды и ненависти) для достижения лицом или группой лиц определенной цели, в том числе политической, оправдывающей совершение таких преступлений» [9]. Схожего мнения придерживается В.И. Власов, полагая, что «экстремизм - это негативное явление, исходящее из крайних взглядов, приверженности к крайним мерам, проявляющееся в деятельности радикальных субъектов по планированию, организации, подготовке к совершению запрещенных законом общественно опасных действий или в деяниях аморальных, совершаемых с политическими, националистическими целями, или на почве расовой, религиозной вражды (ненависти)» [10].
Иными словами, представляется возможным утверждать, что одной из наиболее важных отличительных черт экстремизма от иных противоправных нарушений являются цели и мотивы по признакам расы, религии, национальности, этносу и т.д. Помимо этого отличительной особенностью экстремизма является и тот факт, что объектом преступления могут выступать не только государственный строй и государственное управление, но и человек, его права и свободы, общественная безопасность.
Учитывая многообразие лингвистических и научных трактовок экстремизма, можно говорить об особой сложности законодательного определения данного термина. В настоящее время существует несколько трактовок экстремизма, закрепленных иностранным и российским законодательством.
В п. 3 ч. 1 ст. 1 Шанхайской конвенции от 15 июля 2001 г. о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, ратифицированной Российской Федерацией, под экстремизмом понимаются деяние, которое направлено на захват власти или ее удержание насильственными методами, на изменение конституционного строя государства посредством насилия, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формиро-ваний или участие в них, которые преследуются в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством. Однако указанная Конвенция не относит к преступлениям экстремистской направленности противоправные деяния, совершаемые по мотивам расовой, национальной либо религиозной неприязни, но с целью изменения конституционного строя государства. Иными словами, в Конвенции акцентировано внимание на насильственные действия, направленные на нарушение общественной безопасности, конституционного строя государства,
при этом не учтено, что данные деяния могут быть совершены против личности и гражданина.
Шире понятие «экстремизм» закреплено в законодательстве стран Союза Независимых Государств, при этом с учетом своих особенностей.
Так, Закон Республики Беларусь от 04.01.2007 №203-3 «О противодействии экстремизму» под экстремизмом (экстремистской деятельностью) в числе прочего понимает также «унижение национальной чести и достоинства», «организацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды». Также экстремистская деятельность в данном нормативном акте трактуется как «публичные призывы к указанным деятельности и действиям, их финансирование либо иное содействие в их осуществлении...» [11].
Отличительной особенностью юридической трактовки экстремизма в казахском национальном зако -нодательстве в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.02.2005 №31-П ЗРК «О противодействии экстремизму» является тот факт, что понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность» законодателем не отождествлены. В указанном акте «экстремистские действия - это непосредственная реализация действий в экстремистских целях, включая публичные призывы к совершению таких действий, пропаганду, агитацию и публичное демонстрирование символики экстремистских организаций». А «экстремизм» - это, в первую очередь, организация и (или) совершение не только действий, признанных данным законом экстремистскими, но и действий, преследующих общепринятые экстремистские цели:
- насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета Республики Казахстан, целостности и т.д.;
- разжигание расовой, национальной и родовой розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию (здесь отдельно выделяется «национальный экстремизм»);
- разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм) [12].
В отличие от стран СНГ в законодательстве Российской Федерации понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность» отождествляются. В связи с этим ряд ученых считают необходимым выработку четкой формулировки термина «экстремизм» в правовом смысле [13].
Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [14], «экстремистской деятельностью (экстремизмом)» также является (помимо указанных деяний в законодательстве Республик Беларусь и Казахстан):
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в рефе-
рендуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением.
Как видно, отечественный законодатель к экстремизму относит не только насильственные методы экстремистской направленности, но и «публичное оправдание терроризма», равно как и «обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением». Помимо того в указанном Федеральном законе к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики» (что не соответствует положениям Шанхайской конвенции, ратифицированной Российской Федерацией).
Подобный подход к сущности экстремизма в законодательстве Российской Федерации в настоящее время порождает непрекращающиеся научные дискуссии и противоречия в правоприменительной практике. Немаловажным является и тот факт, что в российском законодательстве в области противодействия экстремизму отсутствует отождествление экстремизма именно с идеологией, основанной на крайних взглядах и идеях, которая ставит своей целью смену конституционного строя государства путем радикальных и насильственных действий либо навязывания своей программы. Подобного рода подход к определению экстремизма отражен в Законе Республики Молдова от 21.02.2003 №54-ХУ «О противодействии экстремистской деятельности». Однако неоспоримой положительной стороной Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» является наличие обязательного признака экстремизма (в том числе экстремистских материалов) - явное или завуалированное противоречие действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, что отмечено Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1053-0.
Таким образом, понятийно-терминологический анализ юридической литературы и законодательства в сфере противодействия экстремизму позволяет сформулировать определенные признаки экстремизма.
Во-первых, экстремизм подразумевает под собой использование не только насильственных (как правило, радикальных), но и ненасильственных методов: распространение материалов экстремистской направ-
ленности, возбуждение национальной, религиозной либо этнической вражды и розни.
Во-вторых, экстремизм является системным социальным явлением, которое объединяетв себе идеологические убеждения (которые выступают мотивами и целями экстремистских преступлений и право -нарушений), основанные на превосходстве по расовым, национальным, религиозным, половым, языковым либо политическим признакам [15]. Данный признак характерен для правовой практики.
В-третьих, экстремизм подразумевает под собой деяния, запрещенные законом (нормами административного либо уголовного права).
В-четвертых, экстремизм - это, прежде всего, действия, направленные на достижение целей, нарушающих права и свободы граждан, демократические устои государства.
В-пятых, понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность» тесно связаны между собой и могут быть либо отождествлены, либо взаимосвязаны в зависимости от правоприменительной практики того или иного государства.
Иными словами, в каждом отдельном случае сущность экстремизма может проявляться различными способами и методами, что порождает необходимость использования различного юридического инструментария с учетом исторически сложившихся особенностейразвития того или иного государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Словарь иностранных слов. М., 2001. С. 622.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л.И. Скворцова. М., 2009. С. 1340.
3. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / главн. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. Минск, 2002. С.967.
4. Политическая энциклопедия / под. ред. Г.Ю. Се-мигина. М., 2000. Т. 2.
5. Устинов В.В. Обвиняется терроризм. М, 2002. С. 16.
6. Coleman P.T., Bartoli A. Addressing Extremism. The International Center for Cooperation and Conflict Resolution (ICCCR), Teachers College, Columbia University / The Institute for Conflict Analysis and Resolution (ICAR), George Mason University, 2002. P. 2.
7. Хлебушкин А.Г. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации. М., 2010. С. 2.
8. Сергун Е.П. Экстремизм в российском уголовном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009. С. 8.
9. Бирюков В.В. В отношении изменений, внесенных в Федеральный закон №114-Фз «О противодействии экстремисткой деятельности» // Военно-юридическийжурнал. 2007. №12. С. 22.
10.Власов В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика: учеб.-метод. пособие. М., 2003. С. 8.
11. Закон Республики Беларусь от 04.01.2007 №203-3 «О противодействии экстремизму» [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://www.pravo.by
12. Закон Республики Казахстан от 18.02.2005 №31-П ЗРК «О противодействии экстремизму» [Электрон-ныйресурс]. Режимдоступа: http://online.zakon.kz
13. Козлов A.A. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики. СПб., 2003. С. 15.
14.Федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12127578.
15.Карягина A.B. Межнациональные конфликты как фактор распространения экстремизма в Южном федеральном округе: проблемы и пути преодоления // Актуальные проблемы уголовной и уголовно-процессуальной политики Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2014. С. 93-97.