ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ПРИ ПРЕСЕЧЕНИИ МАССОВЫХ
БЕСПОРЯДКОВ В США
Т.В. КИКОТЬ-ГЛУХОДЕДОВА
докторант Московского Университета МВД России, кандидат юридических наук
Аннотация. Представлены результаты конституционно-правового анализа деятельности органов государственной власти США по пресечению массовых беспорядков в стране с помощью вооруженных сил.
Ключевые слова: вооруженные силы, Национальная гвардия, полиция, массовые (гражданские) беспорядки.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS FOR THE USE
OF ARMED FORCES IN RIOT CONTROL IN THE USA
T. V. KIKOT-GLUHODEDOVA
doctoral student at the University of Moscow Russian Interior Ministry, candidate of jurisprudence
Annotation. The results of the analysis of the constitutional and legal activities of the U.S. government to stop the riots in the country with the help of the armed forces.
Key words: armed forces, the National Guard, police, mass (civil) unrest.
Вооруженные силы демократического государства в его повседневной жизни в охране правопорядка практически не используются (исключением из этого правила являются страны, имеющие в структуре своих полицейских систем жандармерию — Франция, Италия, Испания, Португалия и др.). Но при осложнении оперативной обстановки в сфере охраны правопорядка внутри государства картина резко меняется.
В кризисных ситуациях любое самое демократическое государство (не говоря уже о тоталитарных) немедленно использует вооруженные силы для нормализации обстановки в стране, но только делает это строго в рамках подробнейшим образом регламентированного законодательства, исключающего узурпацию власти со стороны военных.
Анализ законодательства США (а также иных развитых стран — Великобритании, Франции, Италии, Испании, ФРГ и Австрии) позволяет любому специалисту сделать объективный вывод о подробной регламентации деятельности вооруженных сил по обеспечению внутренней безопасности в вышеупомянутых ведущих демократических державах мира в многочисленных законах и подзаконных нормативных правовых актах, а в Германии и Австрийской Республике еще и в конституциях этих государств1.
Все вышесказанное имеет для нашей страны особое значение. Задача создания на демократических принципах эффективной правовой базы для успешного применения в условиях российских реалий частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и иных войсковых формирований по прежнему актуальна и заставляет нас в современных условиях обращаться к опыту ведущих демократических держав мира с целью ознакомления с их практикой использования вооруженных сил государства для эффективного решения похожих или даже аналогичных внутренних проблем2.
При этом следует иметь ввиду, что во многих странах мира с федеративной формой государственного устройства (а Россия, как известно, именно такое государство!) своевременное, конституционно-предусмотренное вмешательство федеральных властей в дела субъектов федерации, в том числе с широким использованием вооруженных сил, является чрезвычайным, но необходимым инструментом, обеспечивающим эффективное функционирование всего государственного механизма в условиях политического, экономического или социального кризиса, важнейшим фактором сохранения территориальной целостности страны.
Даже в таком богатом и политически стабильном государстве, как США, за последние 68 лет (с
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
1945 г. по 2013 г.) федеральные власти 11 раз прибегали к масштабному вмешательству с использованием вооруженных сил: из них 5 раз по просьбе глав исполнительной власти субъектов федерации — губернаторов штатов, 6 раз — по инициативе Президента США3.
По форме государственного устройства США — федеративное государство, причем это относительно централизованная федерация. Страна состоит из 50 субъектов федерации — штатов и федерального округа Колумбия. Конституция США принята в 1787 г. Это одна из самых «жестких» конституций в мире: за 225 лет в нее было внесено всего 27 поправок, 10 из которых (Билль о правах) вступили в силу в 1791 г.. В настоящее время, с точки зрения американских юристов, существует «живая конституция», т.е. Конституция США 1787 г. действует в наши дни с многочисленными дополнениями в виде судебных прецедентов, законов Конгресса (парламента страны) и подзаконных нормативных правовых актов — например исполнительных приказов Президента США. Она содержит четкий перечень вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов власти (ст. 1—3)4. Вопросы, не включенные в этот перечень, в том числе и организации полицейской деятельности, штаты правомочны решать самостоятельно. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, свои законодательные органы (легислатуры), принимающие законы штата, свою исполнительную власть (во главе с губернатором), а также свою судебную систему.
По форме государственного правления США — президентская республика. Компетенция Президента, который сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства, главы правительства и Верховного Главнокомандующего вооруженными силами США, чрезвычайно велика. В настоящее время наблюдается явная тенденция к расширению фактического объема его полномочий. Большое число подзаконных актов Президент издает самостоятельно, причем, часть их по своему значению приравнивается к законам, изданным Конгрессом.
Характерной особенностью американской системы обеспечения внутренней безопасности (СОВБ) государства, является традиционное использование частей и соединений вооруженных сил (главным образом Национальной гвардии, а также
сухопутных войск и морской пехоты) для подавления массовых беспорядков — по американской терминологии «гражданских беспорядков» (ст. 4, разд. 4 Конституции США гарантирует каждому штату федеральную помощь от внутреннего и внешнего насилия)5.
В частности, при подавлении массовых беспорядков в городе Лос — Анджелесе в 1992 г. (тогда было убито более 50 человек и 2116 ранено, общий ущерб от погромов и мародерства превысил 6 млрд. долл.), кроме сил полиции, которых явно не хватало, самым активным образом использовалась полнокровная, заранее отмобилизованная дивизия Национальной Гвардии. Когда стало ясно, что и этих сил не хватает — Президент США приказал отправить для пресечения массовых беспорядков, охвативших город, еще и бригаду морской пехоты — элитное соединение вооруженных сил США. В результате в течение нескольких суток порядок в городе был восстановлен и по настоящее время в стране подобных ситуаций больше не возникало.
Исполнительным аппаратом при Президенте США по вопросам национальной безопасности является специальный орган — Совет Национальной Безопасности. Этот совещательный орган при Президенте США создан в соответствии с законом « О национальной безопасности» 1947 г.6. Его главной задачей является анализ представляемых различными федеральными ведомствами документов по вопросам национальной безопасности и выдача рекомендаций Президенту для принятия им окончательного решения. Возглавляет его лично Президент. Все решения СНБ (его работу организует помощник Президента США по вопросам национальной безопасности) оформляются директивой за подписью Президента страны и являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации.
Одно из важнейших мест в системе обеспечения внутренней безопасности Соединенных Штатов занимает Министерство обороны. Как уже упоминалось, законодательство США прямо предусматривает в мирное время, в случае необходимости, применение армейских частей и соединений для урегулирования внутригосударственных конфликтов. Все военнослужащие вооруженных сил США,
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
принимая присягу, обязуются защищать Конституцию страны, как от внутренних, так и от внешних врагов. По мнению американских специалистов, наиболее подходящей для решения подобных весьма специфических задач армейской структурой является организованный резерв вооруженных сил страны — Национальная Гвардия (НГ) США.
Ее формирования являются важнейшим компонентом как вооруженных сил, так и полицейской системы США. Вот как о ее значении в обеспечении внутренней безопасности страны отзывался бывший министр юстиции США Рамсей Кларк: «Если мы хотим, чтобы у нас продолжала существовать наша федеративная система, именно Национальной Гвардии предстоит подавлять внутренние беспорядки, не дожидаясь, пока будут вызваны федеральные
" 7
войска»'.
В мирное время все формирования Национальной гвардии (сухопутные войска и ВВС) являются частями вооруженных сил штатов, на территории которых они дислоцируются. Все части и соединения Национальной гвардии по месту дислокации находятся в прямом подчинении губернаторов штатов и немедленно используются ими при необходимости как для поддержания общественного порядка, так и для ликвидации последствий стихийных бедствий и решения других задач (например, для прикрытия границы с Мексикой от проникновения наркотиков).
Численность Национальной гвардии для каждого штата устанавливается пропорционально общей численности его населения. Финансирование содержания Национальной гвардии осуществляется на 90% за счет федерального бюджета, 10% — средств штатов8.
В случаях, когда органы государственной власти штатов не могут самостоятельно справиться с возникшими чрезвычайными обстоятельствами, парламент или губернатор штата (на основании ст. 4 разд. 4 Конституции США) вправе запросить федеральную помощь, а Президент США обязан ее предоставить9.
Кроме того, Президент США имеет право вмешаться и самостоятельно, если по его мнению обстановка в конкретном штате угрожает национальной безопасности всей страны (именно так и поступил несмотря на возражения губернатора Калифорнии в 1992 г. президент Дж.Буш-старший).
Части и соединения НГ, в первую очередь, используются при чрезвычайных обстоятельствах губернаторами штатов (в пределах своей юрисдикции) и Президентом страны. В отличие от губернаторов, Президент, в случае необходимости, имеет право использовать части НГ любого штата для поддержания правопорядка и защиты населения в любой точке страны10.
Национальная Гвардия представляет собой бо-еготовые, укомплектованные приписным личным составом, оснащенные оружием и боевой техникой, организованные по структуре регулярных войск соединения, части и подразделения сухопутных войск и военно-воздушных сил. Их личный состав привлекается к мероприятиям боевой подготовки (еженедельные тренировки и ежегодные месячные лагерные сборы).
Сложившаяся практика применения формирований НГ для решения внутригосударственных задач позволяет оперативно и гибко использовать их в чрезвычайных обстоятельствах для получения эффективного результата. В тех редких случаях, когда сил и средств частей и соединений НГ недостаточно — по решению Президента используются регулярные части и даже соединения сухопутных войск и морской пехоты. Но в практической деятельности подобное случается достаточно редко. Обычно вполне достаточно сил и средств имеющихся у полицейских формирований округа (графства) и штата.
Автор специально достаточно подробно продемонстрировал пример применения вооруженных сил в рамках национальной системы обеспечения внутренней безопасности при решении внутригосударственных проблем в достаточно благополучной в экономическом отношении и известной своей «приверженностью принципам демократии» стране — Соединенных Штатах Америки.
Дело в том, что в массовом российском общественном сознании (в значительной степени благодаря почти полностью подконтрольным олигархам в 1990-е годы средствам массовой информации, а именно олигархи были как никто заинтересованы в слабом государстве — иначе нельзя было бы безнаказанно воровать!) достаточно прочно утвердился в корне неверный и поэтому крайне опасный, в случае его непосредственной реализации в практической деятельности, тезис об абсолютной недо-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
пустимости в современном правовом государстве применения вооруженных сил внутри страны вне их прямого предназначения — защите государства от внешнего нападения со стороны любого агрессора.
На самом деле любое современное государство, имеющее в своем аппарате вооруженные силы, в серьезных кризисных ситуациях внутри страны их немедленно применяет.
Принципиальная разница лишь в том, что, в отличие от тоталитарного, в демократическом государстве применение вооруженных сил при решении внутригосударственных задач носит чрезвычайный характер и детально регламентировано в законах страны, что практически исключает возможность захвата власти со стороны военных или иных политических сил антиконституционным путем.
1 См.: Конституция США. М., 1993; Конституция Великобритании. Конституции государств Европы. Т. 1. М., «Норма», 2001. С. 491—522; Конституция Испании. Конституции государств Европы. Т. 2. М., Норма, 2001. С. 35—94; Кон-
ституция Италии. Конституции государств Европы. Норма, Т. 2. М., 2001. С. 97—132; Конституция Французской Республики. Конституции государств Европы. Т. 3. М., Норма, 2001. С. 403—434; Конституция Австрийской Республики. Конституции государств Европы. Т. 1. М., Норма, 2001, С. 13—124; Основной закон Федеративной Республики Германия. Конституции государств Европы. Т. 1. М., Норма, 2001. С. 566—636.
2 См.: Федеральный конституционный закон «О Чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ от 30 мая 2001г. в редакции Федеральных конституционных законов от 30 июля 2003 г. № 2-ФКЗ, от 7 марта 2005 г. № 1-ФКЗ; Федеральный конституционный закон «О военном положении» № 1-ФКЗ от 30 января 2002 г.
3 См.: Д.А. Бондяев, Т.В. Кикоть-Глуходедова. Основы организации и деятельности вооруженных сил США во внутригосударственных операциях. М., 2012. С. 82.
4 См.: Конституция США. М., 1993. С. 3—16.
5 Конституция США. М., 1993. С. 17.
6 National Security Act of 1947. 50 USC.
7 И.М. Попов, А.В. Быков. А.В. Губанов. А.В. Капкин. Внутренние войска (структуры им подобные) в системе обеспечения внутренней безопасности зарубежных государств (1945—1997 г.г.). М., 1998. С. 60.
8 См.: И.А. Смородинскова, А.В. Быков. Национальная Гвардия США: организационно-правовой аспект деятельности. М., ВНИИ МВД России. 2004. С. 56.
9 См.: Конституция США. М., 1993. С. 17.
10 См.: И.А. Смородинскова, А.В. Быков. Национальная Гвардия США: организационно-правовой аспект деятельности. М., ВНИИ МВД России. 2004. С. 15—16.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
С.О. ХАРЛАМОВ
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России
В.В. ЛОМАКИН
кандидат юридических наук, доцент кафедры противодействия терроризму и экстремизму Всероссийского ВИПКМВД России
Аннотация. Рассматриваются вопросы регулирования правового статуса соотечественников в Российской Федерации, а так же их адаптации на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: гражданин, соотечественник, согражданее, ближнее зарубежье.
STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN RESPECT OF COMPATRIOTS ABROAD
S.O. KHARLAMOV
Professor of the chair of constitutional and municipal law of the Moscow State University Russian Interior Ministry,
candidate of legal Sciences, associate Professor
V.V. LOMAKIN
Associate Professor of counter-terrorism Extremism and All-Russian Interior Ministry VIPK candidate ofLaw.
Annotation. This article deals with the regulation of the legal status of compatriots in the Russian Federation, as well as their adaptation to the Russian Federation.
Key words: citizen, national, fellow former Soviet republics.