ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
пустимости в современном правовом государстве применения вооруженных сил внутри страны вне их прямого предназначения — защите государства от внешнего нападения со стороны любого агрессора.
На самом деле любое современное государство, имеющее в своем аппарате вооруженные силы, в серьезных кризисных ситуациях внутри страны их немедленно применяет.
Принципиальная разница лишь в том, что, в отличие от тоталитарного, в демократическом государстве применение вооруженных сил при решении внутригосударственных задач носит чрезвычайный характер и детально регламентировано в законах страны, что практически исключает возможность захвата власти со стороны военных или иных политических сил антиконституционным путем.
1 См.: Конституция США. М., 1993; Конституция Великобритании. Конституции государств Европы. Т. 1. М., «Норма», 2001. С. 491—522; Конституция Испании. Конституции государств Европы. Т. 2. М., Норма, 2001. С. 35—94; Кон-
ституция Италии. Конституции государств Европы. Норма, Т. 2. М., 2001. С. 97—132; Конституция Французской Республики. Конституции государств Европы. Т. 3. М., Норма, 2001. С. 403—434; Конституция Австрийской Республики. Конституции государств Европы. Т. 1. М., Норма, 2001, С. 13—124; Основной закон Федеративной Республики Германия. Конституции государств Европы. Т. 1. М., Норма, 2001. С. 566—636.
2 См.: Федеральный конституционный закон «О Чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ от 30 мая 2001г. в редакции Федеральных конституционных законов от 30 июля 2003 г. № 2-ФКЗ, от 7 марта 2005 г. № 1-ФКЗ; Федеральный конституционный закон «О военном положении» № 1-ФКЗ от 30 января 2002 г.
3 См.: Д.А. Бондяев, Т.В. Кикоть-Глуходедова. Основы организации и деятельности вооруженных сил США во внутригосударственных операциях. М., 2012. С. 82.
4 См.: Конституция США. М., 1993. С. 3—16.
5 Конституция США. М., 1993. С. 17.
6 National Security Act of 1947. 50 USC.
7 И.М. Попов, А.В. Быков. А.В. Губанов. А.В. Капкин. Внутренние войска (структуры им подобные) в системе обеспечения внутренней безопасности зарубежных государств (1945—1997 г.г.). М., 1998. С. 60.
8 См.: И.А. Смородинскова, А.В. Быков. Национальная Гвардия США: организационно-правовой аспект деятельности. М., ВНИИ МВД России. 2004. С. 56.
9 См.: Конституция США. М., 1993. С. 17.
10 См.: И.А. Смородинскова, А.В. Быков. Национальная Гвардия США: организационно-правовой аспект деятельности. М., ВНИИ МВД России. 2004. С. 15—16.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
С.О. ХАРЛАМОВ
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России
В.В. ЛОМАКИН
кандидат юридических наук, доцент кафедры противодействия терроризму и экстремизму Всероссийского ВИПКМВД России
Аннотация. Рассматриваются вопросы регулирования правового статуса соотечественников в Российской Федерации, а так же их адаптации на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: гражданин, соотечественник, согражданее, ближнее зарубежье.
STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN RESPECT OF COMPATRIOTS ABROAD
S.O. KHARLAMOV
Professor of the chair of constitutional and municipal law of the Moscow State University Russian Interior Ministry,
candidate of legal Sciences, associate Professor
V.V. LOMAKIN
Associate Professor of counter-terrorism Extremism and All-Russian Interior Ministry VIPK candidate ofLaw.
Annotation. This article deals with the regulation of the legal status of compatriots in the Russian Federation, as well as their adaptation to the Russian Federation.
Key words: citizen, national, fellow former Soviet republics.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
За последнее десятилетие произошли глобальные изменения в политической географии мира. В результате распада социалистического лагеря на постсоветском пространстве появились новые (в современном понимании) независимые суверенные государства. В этих условиях судьба русских и русскоязычного населения за рубежом России складывается сложно и противоречиво. Президент Российской Федерации неоднократно в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации обращал внимание на проблемы миграционных процессов, происходящих в России, СНГ и мире.
Так, 12 декабря 2012 г. в очередном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации говорится «Россия нуждается в притоке новых сил. Безусловно, нуждается в умах, образованных, трудолюбивых людях, которые не просто хотят здесь подработать и уехать, а хотят переехать, обосноваться в России, считают Россию своей Родиной. Однако, действующие правила не способствуют этому процессу. Скорее наоборот. Процесс получения гражданства для наших соотечественников, для тех кто культурно и духовно близок к России затруднен и до безобразия забюрократизирован. Поручаю разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямыми потомками тех, кто родился и в Российской империи и в Советском Союзе».
По различным экспертным оценкам на территории бывших союзных республик (республик входивших в состав СССР) проживает свыше 20— 25 млн. человек россиян без российского гражданства в результате внезапного (по их мнению) воздвижения границ. Они не успели сориентироваться в выборе гражданства (оптации) и остались за пределами России. В соответствии с законодательством России начала 90-х годов XX в. многие из них могли получить гражданство в порядке регистрации1, но по некоторым объективным и субъективным причинам этого не сделали. В нормальных условиях этого, возможно, было бы достаточно, но не в эпоху острых политических событий второй половины 90-х годов XX в..
Получение российского гражданства для соотечественников, проживающих за рубежом, означало
бы однозначный переезд в Российскую Федерацию в силу того, что некоторые страны достаточно жестоко проводят политику в отношении русскоязычного населения, а тем более русских, имеющих еще и гражданство России.
Необходимо так же ориентироваться на то, что многие соотечественники в странах «ближнего зарубежья» имеют глубокие связи с государствами постоянного проживания и в случае переезда это обстоятельство может привести к психологической (семейной, родственной) травме. Все вышеназванные обстоятельства нельзя не учитывать для их адаптации; в тоже время политика Российской Федерации должна быть удобной как для самого государства, так и для россиян — соотечественников.
Все эти вопросы требуют выработки единой доктрины в области поддержки соотечественников за рубежом России. В этой связи представляется интересной точка зрения К. Любарского об определении понятия «россиян» в «ближнем зарубежье»; «зарубежными россиянами», признается каждое лицо, родившееся на территории Российской Федерации в границах, существовавших на день его рождения, а также того у кого родители (или один из них), а может даже дед или бабка, родились на территории Российской Федерации2. Действующий федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», с нашей точки зрения, объективно и обосновано имеет не только политическую направленность, но и огромное значение для признания «зарубежных россиян» по принципам «почвы» и «крови».
В одной из публикаций «Российской газеты» от 14 марта 2006 г. под названием «Мигрантов зарегистрируют без посредников» делается попытка ввести новые нормы в действующее законодательство о правовом положении иностранцев в России, в частности уведомительный порядок миграционного учета. На наш взгляд, данное новшество действительно позволит соотечественникам почувствовать себя таковым и будет толчком для переселения их в Россию.
Однако, контроль за миграционными процессами нельзя ослаблять до уведомительного характера, поскольку это ведет не только к положительным, но и отрицательным последствиям. Необходимо привлекать на территорию Российской Федерации
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
только русскоговорящих мигрантов, но к сожалению их возраст (в большинстве своем) за 40 лет, а «молодые» мигранты к сожалению русским языком владеют плохо или вообще его не знают.
Отмена квот на въезд иностранцев в Россию также не оправдана; их необходимо сохранить, но поставить разумные пределы для того, чтобы добросовестные сограждане могли спокойно жить и успешно работать в Российской Федерации.
За последний год численность населения в России уменьшилась на 96,0 тыс. человек; в результате международной миграции было компенсировано почти 13 процентов наших демографических потерь. Известно, что одномоментно на территорию России могут въехать около 1.5 млн. соотечественников, но не делают этого только из-за боязни социально-экономической неустойчивости своего положения после переезда.
За последнее время Федеральной миграционной службой проделана большая работа по урегулированию миграционных процессов в Российской Федерации и оказанию помощи соотечественникам за рубежом. За 2005 г. 760 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства приняты в Российское гражданство.
Проводятся мероприятия в области межгосударственного сотрудничества с Казахстаном, Киргизией, Белоруссией об упрощении порядка получения Российского гражданства. Обсуждаются проекты соглашений о реадмиссии со странами СНГ и дальнего зарубежья (Индией, Пакистаном, Кореей и другими странами).
Проводится эксперимент по легализации трудовых мигрантов; по последним данным 5—6 млн. иностранных граждан нелегально занимаются трудовой деятельностью на территории России и только 460 тыс. законно. Практически 90% из них владеют русским языком.
Хотелось бы отметить участие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как связующего звена в координации деятельности органов государственной власти, с одной стороны, и общественности, с другой, в защите прав соотечественников. Оказывается практическая помощь по приобретению гражданства Российской Федерации (за последние десять лет российское гражданство приобрели 5.5 млн. человек), с регистрацией
по месту пребывания и жительства. Федеральный Уполномоченный по правам человека не раз выражал серьезную обеспокоенность ситуацией с соблюдением и восстановлением прав соотечественников.
Действительно, законодательная база в области определения правового статуса соотечественников далека от совершенства. Очевидно, что отношение к беженцам — нашим соотечественникам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств — участников СНГ, не соответствует целям, которые преследуют международные акты по вопросам защиты прав беженцев. Для указанных лиц должна действовать процедура приобретения российского гражданства с одновременным предоставлением гарантий скорейшей социальной адаптации и бытового обустройства данной категории репатриантов. Сроки натурализации соотечественников, проживающих за рубежом, предусмотрены на условиях и в порядке, установленным международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Рассматривая данный порядок можно отметить, что срок натурализации — 9 лет, а на практике он еще дольше, приблизительно 12 лет. Это поистине испытание на любовь к родине. Однако, наметились положительные тенденции, например договор об упрощенном порядке получения гражданства между Россией, Белоруссией, Киргизией и Казахстаном3.
Особое внимание заслуживают рекомендации Комитета по делам СНГ Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О законодательном обеспечении регулирования миграционных процессов в государствах-участниках СНГ» от 21 ноября 2005 г.. Данные рекомендации разработаны с целью создания с Содружестве Независимых Государств благоприятных условий для повышения мобильности населения, в первую очередь трудовой миграции, адаптации соотечественников в современных условиях, на основе совершенствования нормативно-правовой базы регулирования миграционных процессов в государствах Содружества.
Кроме этого, нецелесообразно противопоставлять понятия «сограждане» и «соотечественники». Сограждане — всегда соотечественники. В то же время граждане различных государств не могут
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
считать себя соотечественниками, поскольку принадлежат разным государствам (отечествам), даже если и имеют в частной жизни «признаки общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев». Наконец признание иностранных граждан нашими соотечественниками без их официального волеизлияния некорректно по отношению не только к этим иностранным гражданам, но и к правительствам соответствующих иностранных государств4.
Следовательно, для признания лица соотечественником необходимо, помимо факта его проживания в прошлом на территории России (или факта такого проживания его предков), установить наличие у него намерения стать гражданином России. Для граждан России, постоянно проживающих за рубежом, естественно, это правило не действует. Само признание их соотечественниками излишне, поскольку о принадлежности их к нашему Отечеству свидетельствует российское гражданство.
Лиц, ранее проживавших в едином государстве (Российской империи, Российской республике, РСФСР, СССР) официально заявивших о своем желании стать гражданами России, наше государство, безусловно, обязано поддержать: предусмотреть для них упрощенных порядок предоставления российского гражданства, при необходимости помочь с переездом в страну, устройством на работу. Эта обязанность государства должна быть закреплена законом.
Учет этих обстоятельств имеет значение для эффективного регулирования миграционных вопросов. Государство не может не выделять соотечественников из общей массы иммигрантов, но по-
нятие «соотечественник» должно соответствовать намерениям личности и интересам государства.
Поэтому целесообразно признать, что соотечественники — это иностранные граждане, лица без гражданства, желающие получить гражданство России с целью постоянного проживания в России и являвшиеся в прошлом подданными Российской империи либо гражданами Российской республики, РСФСР, СССР, либо их потомки по прямой нисходящей линии, являющиеся иностранными гражданами, лицами без гражданства, если они желают получить гражданство России с целью постоянного проживания в России.
Соотечественники должны иметь преимущество при решении вопроса о предоставлении им российского гражданства по сравнению с иными категориями иммигрантов. Кроме этого, они должны быть приравнены к переселенцам (российским гражданам, изменяющим место жительства на территории России).
1 Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» «г» ст. 18 разрешал получение гражданства Российской Федерации «в порядке регистрации» для тех, кто живет в других бывших союзных республиках или прибыл в Россию на постоянное жительство после 6 февраля 1992 г, если в течение 3 лет со дня вступления закона в силу они заявят о таком своем желании.
2 Любарский К. «Одно или два гражданства?» Российский бюллетень по правам человека. Вып. 3. М., 1994. С. 55.
3 Федеральный закон от 17 марта 1999 г «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом. «Собрание законодательства Российской Федерации 1999 г. № 22 ст. 2670.
4 Андриченко Л.В. О концепции развития международного законодательства Российской Федерации / Л.В. Андриченко, В.О. Елионский, Т.Я. Хабриева // Журнал Российского права 2003. № 4.
Политология. Схемы, таблицы. Учебно-метод. пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. / Под ред. В.Ю. Бельского, А.И. Сацуты. М.: ЮНИТИ, 2013. 303 с.
В схемах и таблицах в логико-смысловой последовательности раскрывается содержание политологии как науки и учебной дисциплины, характеризуются наиболее важные политические процессы и явления, социальные и институциональные субъекты политических отношений и др. Для студентов и преподавателей вузов, а также тех, кто интересуется политической теорией и общественно-политической практикой.