Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы доступа к публичной информации в Украине'

Конституционно-правовые основы доступа к публичной информации в Украине Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
288
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / ПУБЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ДОСТУП К ПУБЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синячов А. П.

В статье осуществлено комплексное исследование нормативно-правовой базы обеспечения доступа граждан к публичной информации в Украине. Автором обоснованы утверждения о том, что право на доступ к информации состоит из правомочий: права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, права на получение сведений о себе, права получать общественно значимую информацию о деятельности частноправовых юридических лиц; право на доступ к информации не является абсолютным, но ограничение доступа к информации возможно только на основании закона; конституционно-правовое обеспечение права доступа к публичной информации в Украине отвечает международным стандартам в этой области прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Синячов А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы доступа к публичной информации в Украине»

УДК [342.7:001.102](477)

Синячов А.П.,

Национальная академия государственного управления при Президенте Украины; соискатель кафедры информационной политики и технологий (Украина, г. Киев);

научный руководитель - Грицяк Н.В., заведующий кафедрой информационной политики и технологий Национальной академии государственного управления при Президенте Украины; доктор наук по государственному управлению; профессор (Украина, г. Киев)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОСТУПА К ПУБЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ В УКРАИНЕ

В статье осуществлено комплексное исследование нормативно-правовой базы обеспечения доступа граждан к публичной информации в Украине. Автором обоснованы утверждения о том, что право на доступ к информации состоит из правомочий: права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, права на получение сведений о себе, права получать общественно значимую информацию о деятельности частноправовых юридических лиц; право на доступ к информации не является абсолютным, но ограничение доступа к информации возможно только на основании закона; конституционно-правовое обеспечение права доступа к публичной информации в Украине отвечает международным стандартам в этой области прав человека.

Ключевые слова: Конституция, право на информацию, публичная информация, доступ к публичной информации, органы государственной власти.

В

ведение. Право на доступ к публичной информации, находящейся во владении органов государственной власти, занимает особое место в системе прав человека и гражданина и является гарантией демократического развития государства. Отсутствие информации о действиях власти создает угрозу узурпации власти или злоупотребления ею. Доступность информации о деятельности власти является одним из главных средств, позволяющим осуществлять общественный контроль за действиями власти. Обеспечение представителям средств массовой информации и общественности права на доступ к официальным и другим документам органов власти является гарантией политической свободы, а также стимулирует граждан к исполнению своих обязанностей. Таким образом, право на доступ к публичной информации является фундаментом демократического, правового государства.

В условиях обновлённого в 2011 году информационного законодательства в Украине актуализируется задача комплексного исследования состояния нормативно-право-

вой базы обеспечения доступа граждан к публичной информации.

Основная часть. Конституция Украины 1996 года закрепила право человека на свободу информации [3]. Статья 34 гарантирует каждому право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным способом и по своему выбору. Понятие «свобода информации» охватывает целую группу прав и свобод: свободу слова (свободу выражения мнений), свободу печати и других средств массовой информации, право на получение информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом. Свобода информации гарантируется запретом цензуры.

Вместе с тем Конституция Украины содержит ограничения свободы информации. Главным ограничением является запрет любой пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, национальную, расовую, религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Конституцией также предусмотрено, что свобода информации может быть ограничена только законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия. Свобода информации не является абсолютным правом и не может быть ограничена в период действия чрезвычайного или военного положения.

Из вышеприведенного следует, что право на доступ к информации является составной частью закрепленного Конституцией Украины права на свободу информации. Данная норма Конституции основывается на положениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 10), Международного пакта о гражданских и политических правах (статьи 18, 19) и других.

Сфера информационных отношений государства и граждан Украины кроме национального законодательства регламентирована также рядом межгосударственных нормативно-правовых актов по обеспечению участия граждан в управлении государственными делами и доступа к публичной информации, которые ратифицированы Украиной [1, 2, 5, 6].

В ст. 9 Конституции Украины отмечается, что «действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины».

Основные международные акты по взаимодействию власти с общественностью, участию общественности в управлении государственными делами и доступу к публичной информации, которые были ратифицированы Украиной, такие:

Международный пакт ООН о гражданских и политических правах (ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР 19 октября 1973);

Европейская Хартия местного самоуправления (ратифицирована Верховной Радой Украины 15 июля 1997);

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция по правам человека, ратифицированная Верховной Радой Украины 17 июля 1997);

Всеобщая декларация прав человека (ратифицирована Верховной Радой Украины в 1950 году);

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (ратифицирована Верховной Радой Украины 6 июля 1999);

Окинавская хартия глобального информационного общества.

Украина имеет свою историю развития базовых основ информационного общества. За период независимости сформированы определенные правовые основы построения такого общества: принят ряд нормативно-правовых актов, в частности общественные отношения по созданию информационных электронных ресурсов, защите прав интеллектуальной собственности на эти ресурсы, внедрение электронного документооборота,

защита информации. Поэтому важны действующие законодательные акты, принятые до 2011 года.

Так, в Законе «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007 — 2015 годы» [17] указано, что уровень информационной представленности Украины в Интернет-пространстве является низким, а присутствие украиноязычных информационных ресурсов — недостаточным. Среди основных направлений развития информационного общества в Украине следует отметить обеспечение свободного доступа населения к телекоммуникационным услугам, в том числе в сети Интернет, информационно-коммуникационных технологий и информационных ресурсов, создание общедоступных электронных информационных ресурсов на основе учета национальных, мировоззренческих, политических, экономических, культурных и других аспектов развития Украины [17].

Национальная политика развития информационного общества в Украине основывается, в частности, на основе всестороннего развития общедоступной информационной инфраструктуры, информационных ресурсов и обеспечения повсеместного доступа к телекоммуникационным услугам и информационно-коммуникационным технологиям, содействие увеличению разнообразия и количества электронных услуг, обеспечению создания общедоступных электронных информационных ресурсов, которые должны использоваться в информационном обмене.

Общедоступная информационная инфраструктура государства формируется путем развития национальной, отраслевых и региональных информационных систем, сетей и электронных ресурсов, информационно-аналитических систем органов государственного управления и местного самоуправления.

При создании общедоступных электронных информационных ресурсов предусмотрены содействие демократическим преобразованиям в обществе путем обеспечения доступа населения к информационным ресурсам и системам предоставления информационных услуг органами государственного управления и местного самоуправления с применением сети Интернет, в том числе путем опубликования проектов соответ-

ствующих нормативно-правовых актов, внедрение новых форм взаимодействия с общественностью с использованием информационно-коммуникационных технологий (относительно опросов, консультаций, общественных экспертиз и т.п.), создание необходимой технической и технологической инфраструктур государства, формирование благоприятных условий сотрудничества государства и частного сектора при создании общедоступных электронных информационных ресурсов.

Распоряжением Кабинета Министров Украины «Об утверждении плана мероприятий по выполнению задач, предусмотренных Законом Украины "Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007 — 2015 годы"» предусмотрен ряд мер, направленных на выполнение этого закона [14]. Им, в частности, на целый ряд центральных органов исполнительной власти возложена обязанность по разработке проекта Информационного кодекса Украины, пересмотру и внесению изменений в нормативно-правовые акты по обращениям граждан, которые подаются с использованием Интернет и цифровой подписи, внедрению в органах исполнительной власти систем электронного документооборота и электронной цифровой подписи, внедрению механизмов и регламентов предоставления органами исполнительной власти и органами местного самоуправления информационных услуг юридическим и физическим лицам через Интернет, обеспечению информационной безопасности, в частности защиты информационных ресурсов, порядку выявления, предупреждения, оценки и прогнозирования угроз безопасности государственных информационных ресурсов. Кроме того, на веб-сайтах органов исполнительной власти должна быть размещена информация о перечне, условиях и порядке предоставления ими административных услуг.

Постановлением Кабинета Министров Украины «О Порядке обнародования в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти» с целью интеграции информационных ресурсов органов исполнительной власти, размещенных в сети Интернет, возложена обязанность на соответствующие органы исполнительной власти обеспечить разработку и реализа-

цию проекта Единого веб-портала Кабинета Министров Украины [19]. Такой веб-портал предназначен для интеграции веб-сайтов органов исполнительной власти и размещения информационных ресурсов в соответствии с потребностями граждан. На веб-сайте органа исполнительной власти должна, в частности, содержаться информация о государственных информационных ресурсах по вопросам, относящимся к компетенции соответствующего органа.

Вместе с тем в постановлении Кабинета Министров Украины «О мерах по созданию электронной информационной системы "Электронное Правительство"» сказано, что «Единый веб-портал органов исполнительной власти является центральной частью электронной информационной системы «Электронное Правительство», предназначенной для интеграции веб-сайтов, электронных информационных систем и ресурсов органов исполнительной власти и предоставления информационных и других услуг с использованием сети Интернет» [16].

Распоряжение Кабинета Министров Украины «Об утверждении Концепции формирования системы национальных электронных информационных ресурсов» направлено на определение стратегии формирования системы национальных электронных информационных ресурсов, основных принципов и направлений формирования, использования и защиты ресурсов [13]. Отдельным пунктом в Концепции выделены государственные ресурсы. Стратегия формирования системы ресурсов органов государственного управления заключается в систематизации и интеграции ресурсов в целях обеспечения прозрачности, открытости, повышения оперативности и эффективности работы органов государственного управления, а также широкого доступа граждан к государственным ресурсам. Одной из основных задач в реализации государственной политики в сфере государственных ресурсов является создание и ведение Национального реестра электронных информационных ресурсов.

Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о Национальном реестре электронных информационных ресурсов» определен порядок формирования и пользования реестром [15]. Такой реестр ведется с целью внедре-

ния единой системы учета информационных ресурсов государства. Его назначение — регистрация, учет, накопление, обработка и хранение сведений о составе, содержании, размещение, условия доступа к электронным информационным ресурсам и удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в информационных услугах. Наполнение реестра происходит за счет реестров в электронной форме, баз данных и веб-сайтов (так называемых е-ресурсов). В Реестр включаются е-ресурсы органов государственного управления и местного самоуправления, других юридических лиц публичного права, а включение частных е-ресурсов происходит добровольно по согласованию с их владельцами.

В 2011 году информационное законодательство Украины было существенно обновлено путем принятия Закона Украины «О доступе к публичной информации» [12] и новой редакции Закона Украины «Об информации» [10], которые были приняты 13 января 2011 года Верховной Радой Украины и вступили в силу 10 мая 2011 года, и ряда подзаконных актов, определяющих механизмы реализации этих законов.

С 12 мая 2011 года также вступили в силу Указы Президента от 5 мая 2011 года № 547 «Вопросы обеспечения органами исполнительной власти доступа к публичной информации» [8] и от 5 мая 2011 года № 548 «О первоочередных мерах по обеспечению доступа к публичной информации в вспомогательных органах, созданных Президентом Украины» [18], которые были приняты для безусловного выполнения органами исполнительной власти Закона Украины «О доступе к публичной информации» и реализации конституционного права человека свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию.

Так, в Законе Украины «О внесении изменений в Закон Украины "Об информации"» указано, что право на информацию обеспечивается созданием возможностей для свободного доступа к статистическим данным, архивным, библиотечным и музейным фондам, другим информационным банкам, базам данных, информационным ресурсам. Под субъектами властных полномочий он понимает органы государственной власти, органы местного самоуправления, дру-

гие субъекты, осуществляющие властные управленческие функции в соответствии с законодательством, в том числе на выполнение делегированных полномочий. Закон предусматривает обеспечение открытости и прозрачности их деятельности в контексте основных направлений государственной информационной политики и возлагает на них обязанность информировать общественность и средства массовой информации о своей деятельности и принятых решениях, а также определять специальные подразделения или ответственных лиц для обеспечения доступа спрашивающих к информации. Он четко регламентирует отношения между субъектами властных полномочий и журналистами, средствами массовой информации, их работниками по обнародованию информации о своей профессиональной деятельности [10].

Законом Украины «О доступе к публичной информации» определен порядок осуществления и обеспечения права каждого на доступ к информации, представляющей общественный интерес и находящейся во владении субъектов властных полномочий и других распорядителей публичной информации. Публичной считается отраженная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей и находится в их владении. Закон призван обеспечить прозрачность и открытость деятельности субъектов властных полномочий, создав механизм реализации права каждого на доступ к публичной информации путем предоставления информационных запросов [12].

Статьей 12 Закона предусмотрено, что субъектами отношений в сфере доступа к публичной информации являются: спрашивающие информацию — физические, юридические лица, объединения граждан без статуса юридического лица, кроме субъектов властных полномочий; распорядители информации — структурное подразделение или ответственное лицо по вопросам запросов на информацию распорядителей информации.

Распорядитель информации отвечает за определение задач и обеспечение деятельности структурного подразделения или от-

ветственного лица по вопросам запросов на информацию распорядителей информации, ответственных за обработку, систематизацию, анализ и контроль по удовлетворению запроса на информацию и консультирование при оформлении запроса (статья 16 Закона).

Статья 17 Закона устанавливает, что парламентский контроль за соблюдением прав человека на доступ к информации осуществляется Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека, временными следственными комиссиями Верховной Рады Украины, народными депутатами Украины.

Запрос на информацию — это просьба лица к распорядителю информации предоставить публичную информацию, находящуюся в его владении. Спрашивающий имеет право обратиться к распорядителю информации с запросом на информацию независимо от того, касается эта информация его лично или нет, без объяснения причины подачи запроса (статья 19 Закона).

В соответствии со статьей 20 Закона распорядитель информации должен предоставить ответ на запрос на информацию не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса.

Статья 21 Закона устанавливает, что информация на запрос предоставляется бесплатно. В случае, если удовлетворение запроса на информацию предусматривает изготовление копий документов объемом более 10 страниц, запрашивающий обязан возместить фактические расходы на копирование и печать.

Согласно статье 22 Закона, распорядитель информации имеет право отказать в удовлетворении запроса в таких случаях, когда: распорядитель информации не владеет и не обязан в соответствии с его компетенцией, предусмотренной законодательством, владеть информацией, относительно которой сделан запрос; информация, которая запрашивается, относится к категории информации с ограниченным доступом; лицом, подавшим запрос на информацию, не были оплачены фактические расходы, связанные с копированием или печатью; не соблюдены требования к запросу на информацию.

Статьей 23 Закона предусмотрено, что решения, действия или бездействие распорядителей информации могут быть обжало-

ваны к руководителю распорядителя, высшего органа или суда.

С целью внедрения Закона Украины «О доступе к публичной информации» Кабинетом Министров Украины был принят ряд подзаконных актов.

В частности, Постановлением от 25 мая 2011 № 583 «Вопросы исполнения Закона Украины "О доступе к публичной информации"» в Секретариате Кабинета Министров Украины, центральных и местных органах исполнительной власти [7] частично урегулированы определенные Законом процедуры во всех органах исполнительной власти.

Эксперты отмечают, что положение этого Постановления не совсем точно воспроизводят нормы Закона. Речь идет о ее пункте 1, где приведено громоздкое определение того, по какой информации является распорядителем Секретариат КМУ, ведь, исходя из норм Закона, он является распорядителем по всей информации, которой владеет. Кроме того, признание Секретариата КМУ распорядителем информации других государственных органов Украины (пп. 2 п. 1; если она находится в его владении) явно противоречит статьям 13 и 22 Закона. Что касается информации органов власти других государств, международных организаций, то Секретариат КМУ также является распорядителем по ней, если ею владеет, но эта информация, вероятно, может получить статус ограниченного доступа, как тайная, конфиденциальная или служебная [4].

Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 июля 2011 № 740 утверждены предельные нормы расходов на копирование или печать документов, предоставляемых по запросу на информацию. Нормы расходов, установленных распорядителями информации, не могут превышать предельных норм [11].

7 сентября 2011 Кабинет Министров Украины принял Постановление № 938 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины по вопросам доступа к информации». Соответствующие изменения касались приведения в соответствие с Законом терминологии постановлений КМУ, не затрагивая их содержательного наполнения. Поэтому подзаконные акты, регулирующие вопросы работы с информацией с ограниченным доступом, нельзя считать вполне приведенными в со-

ответствие с Законом. В частности, важным в этом аспекте является Инструкция о порядке учета, хранения и использования документов, дел, изданий и других материальных носителей информации, содержащих служебную информацию, которая была утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины № 1893 от 27 ноября 1998. В последнем Постановлении еще отражены нормы части 1 статьи 9 Закона о том, какая информация может быть служебной, а также нормы его статьи 6 относительно оснований ограничения доступа к информации. Поэтому при применении указанной Инструкции необходимо также непосредственно применять указанные нормы Закона [4].

Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 ноября 2011 № 1277 Кабинет Министров Украины утвердил Положение о системе учета публичной информации, о которой говорится в статье 18 Закона [9].

Одновременно с постановлением о системе учета были внесены изменения в Постановление № 3 «О порядке обнародования в сети Интернет информации о деятельности исполнительных органов власти». В частности, были добавлены ссылки на статью 15 Закона «О доступе к публичной информации» относительно информации, которую обязательно должны обнародовать распорядители.

Типовая инструкция по делопроизводству в центральных органах исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 ноября 2011 № 1242, в п. 2 говорит, что порядок осуществления делопроизводства по запросам на информацию определяется отдельным нормативно-правовым актом. Однако такого порядка, определенного на уровне акта правительства, не существует, поэтому его необходимо принять как типовую инструкцию на уровне постановления правительства или индивидуальной инструкции для каждого органа власти [4].

С учетом вышеуказанных подзаконных актов другие органы исполнительной власти (а относительно расходов на копирование и печать — все остальные субъекты властных полномочий) должны внести изменения в свои подзаконные акты и принять необходимые в случае их отсутствия.

Правовое регулирование общественных отношений, возникающих в связи с поиском, получением, передачей, производством, распространением, обработкой и хранением информации, осуществляется, в частности, при условии соблюдения принципов презумпции открытости (свободного доступа и обязательного предоставления) информации о деятельности органов государственного управления и местного самоуправления, своевременности предоставления, объективности, полноты и достоверности такой информации, обеспечения безопасности общества и государства при ее использовании и применении информационных технологий.

Особенности использования официальной информации органов государственного управления и местного самоуправления могут устанавливаться соответствующими органами, такую информацию предоставляют (собственно, она предоставляется теми же органами государственного управления или местного самоуправления). Доступ к нормативно-правовым актам, регламентирующим правовой статус органов государственного управления и местного самоуправления, в официальной информации о деятельности таких органов к информации, в том числе документированной, накапливаемой в информационных системах этих органов, ограничиваться не может. Информация о деятельности органов государственного управления и местного самоуправления относится к предоставляемой публично, является открытой и доступной для ознакомления.

Выводы. Следовательно, право на доступ к информации состоит из правомочий: права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти, органов власти автономии и местного самоуправления, права на получение сведений о себе, права получать общественно значимую информацию о деятельности частноправовых юридических лиц. Право на доступ к информации не является абсолютным, но ограничение доступа к информации возможно только на основании законов, и они должны быть ясными, описываться узко и отвечать требованиям, т.е. информация должна касаться легитимной цели, определенной законом; разглашение этой информации могло бы нанести существенный вред этой цели; вред от разглашения этой информации должен быть

весомее, чем общественный интерес в получении этой информации. Анализ законодательства Украины, регулирующего доступ к публичной информации, позволяет сделать вывод о том, что конституционно-правовое обеспечение права доступа к публичной информации в Украине отвечает международным стандартам в этой области прав человека.

Библиографический список

1. Загальна декларац1я прав людини Прийнята i проголошена в Резолюцп 217 A (III) Генеральноï Ассамблеï ООН в]д 10 груд-няя 1948 року / [Електронний ресурс] Режим доступу: http://zakon.rada. gov. ua/cgi-bin/ laws/main.cgi?nreg = 995_015

2. Конвенцш про захист прав людини i основоположних свобод: Учинено в Рим1 4 листопада 1950 року / [Електронний ресурс] Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg = 995_004

3. Конституция Украши в]д 28 червня 1996 р. // В^домоси Верховноï Ради Украши. - 23 липня. - 1996. - № 30. - Ст. 141.

4. Методичт рекомендаци щодо практичного впровадження Закону Украши «Про доступ до публiчноï шформацп» / [М.В. Лаци-ба, О.С. Хмара, В.В. Андруав [та ш.]; Укр. не-залеж. центр пол1т. дослщж., 2-е вид. допов. -К.: [Агентство «Украша»], 2012. - 164 с.

5. Модельний закон про шформати-защю, шформацдю та захист шформацп: закон в]д 18.11.2005 [Електронний ресурс] // Законодавство Украши. - Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main. cgi. - Назва з екрана.

6. Окинавская хартия глобального информационного общества: хартия от 22.07.2000 // Дипломатический вестник. -2000. - № 8. - С. 51-56.

7. Питання виконання Закону Украши «Про доступ до публiчноï шформацп» в Секретарiатi Кабшету Мшкстрш Украши, центральних та мiсцевих органах виконавчо1 влади: Постанова Кабiнету Мiнiстрiв Украг-ни вiд 25 травня 2011 р. № 583. [Електронний ресурс] // Законодавство Украши. - Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua/

8. Питання забезпечення органами виконавчоï влади доступу до публiчноï ш-формаци: Указ Президента Украши вщ 5 травня 2011 р. № 547. [Електронний ресурс]

// Законодавство Украгни. — Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua/

9. Питання системи облжу публчно! шформацп: постанова КМУ вщ 21 листопада 2011 р. № 1277 // Офщшний в1сник Украгни.

- 2011. - 23 грудня. - № 97. - ст. 3537. -С. 137.

10. Про внесення змш до Закону Украгни "Про шформацдю": закон Украши вщ 13.01.2011 № 2938-У1 // Голос Украши. -2011. - № 24. - 9 лютого. - С. 14.

11. Про граничн витрат за кошювання та друк документ1в, що надаються за запитом на шформацдю: Постанова Каб1нету Мш-стрiв Украгни вщ 13 липня 2011 р. № 740.

12. Про доступ до публ1чно! шформацп: закон Украши в1д 13.01.2011 № 2939-У1 // Голос Украши. - 2011. - № 24. - 9 лютого. - С. 15.

13. Про затвердження Концепцп фор-мування системи нац1ональних електронних шформацшних ресурс1в: розпорядження Каб1нету Мш1стр1в Украгни в]д 05.05.2003 № 259-р // Офщшний в1сник Украгни. - 2003.

- № 18. - С. 171.

14. Про затвердження плану заходв з виконання завдань, передбачених Законом Украгни "Про Основт засади розвитку шфор-мацшного суспльства в Украгт на 2007-2015 роки": розпорядження Каб1нету Мiнiстрiв Украгни в]д 15.08.2007 № 653-р [Електронний ресурс] // Законодавство Украгни. - Режим

доступу: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/ laws/main.cgi. — Назва з екрана.

15. Про затвердження Положення про Нащональний реестр електронних шформа-цiйних ресурсiв: постанова Кабшету Mim-стрiв Украгни вщ 17.03.2004 № 326 // Офщшний вк:ник Украгни. — 2004. — № 11. — С. 45.

16. Про заходи щодо створення елек-тронно! iнформацiйноl системи "Електронний Уряд": постанова Кабшету Мiнiстрiв Украгни вщ 24.02.2003 № 208 // Офщшний вкник Украгни. - 2003. - № 9. - С. 112.

17. Про Основт засади розвитку ш-формацшного суспмьства в Украш на 2007-2015 роки: закон УкраГни 09.01.2007 № 537-V // Вщомоси Верховно! Ради Укра!-ни. - 2007. - № 12. - С. 511.

18. Про першочерговi заходи щодо за-безпечення доступу до публчно! iнформацii в допомгжних органах, створених Президентом Украгни: Указ Президента Украгни

5 травня 2011 року № 548. [Електронний ресурс] // Законодавство Украгни. - Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua/

19. Про Порядок оприлюднення у ме-режi 1нтернет iнформацiг про дяльтсть ор-ганiв виконавчог вла,ди: постанова Кабшету Мiнiстрiв Украгни 04.01.2002 № 3: за станом на 01 ачня 2007 р. [Електронний ресурс] // Законодавство Украгни. - Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/ laws/ main.cgi. - Назва з екрана.

Sinyachov A.P., e-mail: [email protected]

National Academy of Public Administration under the President of Ukraine; applicant of the department of information policy and technologies (Ukraine, Kiev); scientific adviser — Gritsyak N.V., head of the department of information policy and technologies of the National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, doctor of sciences in public administration, professor (Ukraine, Kiev).

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES FOR ACCESS TO PUBLIC INFORMATION IN

UKRAINE

In the article a comprehensive study of the legal base of ensuring access of citizens to public information in Ukraine is carried out. The author substantiated the statement that the right of access to information consists of the following rights: the right of access to information about the activities of bodies of state power, bodies of local self-government, the right to information about oneself, the right to receive information of public importance on the activities of private law legal entities; the right of access to information is not absolute, but restricting access to information is possible only on the basis of the law; constitutional and legal support of the right of access to public information in Ukraine meets the international standards in the field of human rights.

Key words: constitution, the right to information, public information, access to public information, public authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.