Киреев Валерий Витальевич, Маркина Алена Юрьевна КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕТЕЙ ..
УДК 342.72/.73
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕТЕЙ, ОСТАВЛЕННЫХ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ
© 2017
Киреев Валерий Витальевич, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры «Конституционное право и муниципального право» Маркина Алена Юрьевна, кандидат медицинских наук, аспирант кафедры «Конституционное право и муниципального право» Челябинский государственный университет (454001, Россия, Челябинск, улица Братьев Кашириных, 129, e-mail: markina_alenka@mail.ru)
Аннотация. В настоящей статье рассмотрены конституционные гарантии права на жизнь совершенно особенной, по мнению авторов настоящей статьи, категории лиц. В частности, речь идет о детях, оставшихся без попечения родителей в учреждениях родовспоможения. В результате проведенного анализа нормативных правовых актов нами выявлено, что законодательно закреплены понятия: дети-сироты, дети, оставленные без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Бесспорно, надлежащее соблюдение их прав является важным и значимым. Но, по нашему мнению, новорожденные дети, лишившиеся попечения родителей уже в учреждениях родовспоможения (родильных домах, перинатальных центрах и т.д.) являются особо беззащитной группой общества, поскольку их правовое положение в специальном законодательстве не определено. Вследствие чего сложно провести классификацию их конституционных гарантий права на жизнь. Вместе с тем, в настоящей статье предложено определение, отражающее и закрепляющее их особенный конституционно - правовой статус, а также предложена система конституционных гарантий права на жизнь детей, оставленных без попечения родителей в учреждениях родовспоможения. Не претендуя на единственно правильное мнение, тем не менее, считаем важным закрепление данных положений в законодательстве РФ.
Ключевые слова: дети, учреждения родовспоможения, права, жизнь, родители, попечение, конституционно-правовой статус, ребенок, правовые гарантии, экономические гарантии, социальные гарантии, идеологические гарантии, Конституция РФ, закон.
THE CONCEPT AND CLASSIFICATION OF CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF THE RIGHT TO LIFE OF CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN THE MATERNITY SERVICES
© 2017
Kireev Valery Vitalievich, doctor of legal Sciences, associate Professor, Professor of "Constitutional law and municipal law" Markina Alyona Yuryevna, candidate of medical Sciences, postgraduate Department of "Constitutional law and municipal law" Chelyabinsk State University (454001, Russia, Moscow, Street Brothers Kashirinykh 129, e-mail: markina_alenka@mail.ru)
Abstract. This article considers the constitutional guarantee of the right to life is very special, according to the author of this article. In particular, we are talking about children, left without parental care in maternity services. As a result of analysis of normative legal acts we identified that the legally enshrined concepts: children-orphans, children left without parental care, persons from among children-orphans and children left without parental care. Undoubtedly, proper rights is important and meaningful. But, in our opinion, newborn children deprived of parental care are already in the maternity services (maternity homes, etc.) are a particularly vulnerable category, at least insofar as there is no term (definition) characterizing them. Consequently it is difficult to make the classification of their constitutional guarantees of the right to life. However, in this article the proposed definition, reflecting and perpetuating their special constitutional status and the proposed system of constitutional guarantees for right to life of children left without parental care in maternity services. Without claiming to be the only correct opinion, however, believe it is important to consolidate these provisions in the legislation of the Russian Federation.
Keywords: children, institutions of obstetric aid, law, life, parents, care, legal status, child, legal safeguards and economic guarantees, social guarantees, ideological guarantee, the Constitution, the law, life.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время, как отмечается многими исследователями (С. В. Доржиева [1], О. В. Фетисова [2], Е. А. Горбунова [3]), все актуальнее становится проблема необходимости особой правовой защиты детей, в особенности, оставленных без попечения родителей в родильных домах, перинатальных центрах и др.
Значимыми стали такие направления как законодательное регулирование правового статуса детей и укрепление их правовой защиты, в том числе на конституционно-правовом уровне.
Россия, закрепив в Конституции РФ [4] обеспечение таких ценностей как права и свободы человека и гражданина, создав систему их защиты, гарантировала государственную поддержку такой наименее защищенной группе общества, как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Положение детей в современной России зависит от социальной поддержки семей с детьми, защиты прав и интересов детей в целом, и в особенности оставшихся без попечения родителей. Нестабильность в обществе отрицательно воздействует на семейные отношения.
Резкое расслоение российских семей по имущественному признаку, где значительная часть населения имеет уровень дохода даже ниже черты бедности, приводит к крайне негативным моральным и психологическим последствиям. Экономические проблемы, которые являются наиболее актуальными и повседневными для значительной части населения России, приводит к резкому росту алкоголизма, наркомании, что в свою очередь отражается на увеличении числа отказов от детей и приводит к проблеме социального сиротства.
Количество детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях родовспоможения, выявленных в течение 2015 года, сократилась на 5,6 % по сравнению с предыдущим, но их по прежнему много - 58 168 детей [5].
Причинами отказа от ребенка в учреждениях родовспоможения является не только материальное и неблагоприятное социальное положение родителей, но также наличие неизлечимой болезни у ребенка, страх молодой матери перед наказанием за рождение внебрачного ребенка, и многие другие причины. Есть дети, от которых не только «отказались», но и брошенные в учреждениях родовспоможения, оставленные без заявлений и доку-
Киреев Валерий Витальевич, Маркина Алена Юрьевна КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОИ СТАТУС ДЕТЕЙ ...
ментов. Роженицы таких детей просто сбегают из больницы в буквальном смысле этого слова. Сотрудники больницы, а затем и дом ребенка, дает детям имя, отчество и фамилию, составляется свидетельство о рождении.
Государство стремится по мере возможности не вмешиваться в сугубо личные отношения граждан, устанавливая ограничения, которые необходимы для защиты прав и законных интересов детей, являющихся наиболее уязвимой частью общества [6].
Специфика правосубъектности детей, особенно новорожденных, находится в прямой зависимости от родителей или иных законных представителей, а соответственно эффективность правовой защиты их прав и интересов значительно снижается, особенно у детей, оставленных без попечения родителей. Поэтому конституционные гарантии права на жизнь и реализация права на социальное обеспечение детей, оставленных без попечения родителей в учреждениях родовспоможения приобретают все большую актуальность.
Вместе с тем законодатель, защищая ребенка, вынужден использовать либо международное право или общие правовые нормы, которые не отражают особенности правового статуса ребенка. Причина этого отчасти заключается в специфике законодательства о правовом статусе ребенка, потому что в определенное время, этот статус был рассмотрен лишь в контексте семейных отношений, где он частично поглощается правовым статусом родителей ребенка [7].
Для права на жизнь существенным является рождение ребенка, поскольку с ним связано возникновение правоспособности. Именно с данного момента государство предоставляет конституционные гарантии права на жизнь и возможность реализации права на социальное обеспечение детей.
Кроме того, ребенка, оставшегося без родительского попечения, нельзя рассматривать вкупе с семьей или родителями (одним из родителей), на что указывается в Конституции РФ (ч. 2 ст. 38).
В своем большинстве нормы Конституции РФ рассматривают статус ребенка подразумевая его как элемент статуса любого гражданина России.
Конституционные нормы имеют целью универсальную регламентацию статуса личности ребенка, а конституционные гарантии прав ребенка обеспечивают его равной защитой независимо от возраста. Однако, в силу возраста ребенка, который свидетельствует о специфике его конституционного статуса, данное обстоятельство представляется упущением, которое свидетельствует о недостаточной гарантированности прав, а соответственно и недостаточной их защищенности, особенно детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, требуют пристального внимания со стороны государства, поскольку нуждаются и в организационных усилиях по обеспечению их благополучия, здоровья и воспитания, и в финансовых средствах на это направляемых.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Существующая проблема определения конституционно-правового статуса детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях родовспоможения уже рассматривалась Е. Кустовой [8], Э. Н. Сабитовой [9]. Необходимость и значимость рассмотрения проблематики конституционного статуса, как приоритетной цели деятельности Российской Федерации исследовалась в диссертационном исследовании Ж. А. Бикситовой. В частности, Ж. А. Бикситова отмечает, что проблемы детства в настоящее время имеют глобальные масштабы, сфера детства - в глубоком кризисе, а обществом и государством не используются имеющиеся возможности по разрешению ситуации в полном объеме [10]. Э.М. Исхакова, в рамках рассмотрения вопроса конституционно-правового статуса детей,
оставшихся без попечения родителей, указывала, что именно категория правового статуса личности, субъекта конкретного правоотношения составляет суть защиты его прав в целом. Ею аргументировалась позиция о том, что общим, объединяющим правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, является то, что эти дети живут без родителей и фактически лишены отдельных прав, следовательно, необходимо предпринять комплекс мер для их защиты. [11].
Формирование целей статьи (постановка задания). В настоящей статье выделим понятие детей, оставленных без попечения родителей в учреждениях родовспоможения, дадим классификацию их прав.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Предусмотренная Конституцией РФ обязанность государства гарантировать обеспечение конституционных гарантий граждан при наступлении социальных рисков обусловливает выработку законодателем оптимальных механизмов регулирования отношений в данной области.
При этом, по нашему мнению, первичны в этом балансе потребности человека, которые не могут удовлетворяться на уровне, не обеспечивающем его выживание. Соответственно, задача государства - изыскивать все необходимые для этого возможности.
В юридической литературе нередко говорится, что Россию считать социальным государством пока нельзя. С.М. Шахрай, участвовавший в подготовке текста российской Конституции, отмечает, что она была написана как ориентир, модель будущего. В ней есть модели желаемого состояния экономики, социального государства, местного самоуправления и т.д. Это все - план. Далеко не все модели, заложенные в Основном Законе, полностью воплощены. Например, модель социального государства реализована лишь на четверть [12, с. 366]. Если исходить из приведенного оценочного утверждения, Россия может стать подлинно социальным государством лишь через десятки лет, к тому же при условии, что «мы растем» в соответствующем направлении.
О.Е. Кутафин, также отмечавший, что Россия находится в самом начале пути к достижению цели построения социального государства, писал, что эта задача решается во многих отношениях неудовлетворительно, в частности постоянно снижается эффективность социального обеспечения [13, с. 836]. Эта характеристика верна и сегодня. То есть не только не достигнут уровень жизни населения советского периода, но и постоянно умаляются социальные права, признанные действующей Конституцией и отраслевым законодательством. Однако реальное положение дел, на наш взгляд, следует считать не нормальным явлением, а прямым нарушением Конституции, поскольку в ней не предусмотрен какой-либо переходный период к социальному государству. Она является юридическим, а не программным документом, соответственно, нарушение ее требований должно влечь ответственность законодателя и правоприменительных органов.
Поскольку нас в первую очередь интересуют конституционные гарантии права на жизнь применительно к новорожденным детям, оставленным в учреждениях родовспоможения, отметим, что не только новорожденных, но и других детей нельзя упрекать в неприспособленности, медлительности, нерешительности, ненадежности, недопустимо предъявлять к ним требование самим о себе заботиться, выживать и развиваться в одиночку. Очевидно, что новорожденные дети не в состоянии отстаивать свои права.
Очень важным, применительно к реализации права на жизнь является закрепление в нормативных правовых актах правового положения детей, оставленных без попечения родителей в учреждениях родовспоможения и определение соответствующей терминологии.
К сожалению, в настоящее время такого определе-
Киреев Валерий Витальевич, Маркина Алена Юрьевна КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕТЕЙ ..
ния как в нормативных правовых актах, так и в научных трудах нет. Законодательно закреплены понятия: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д. [14] Нисколько не умаляя значимость указанных категорий детей, тем не менее, считаем необходимым привлечь внимание законодателей, а также закрепить статус детей, оставленных без попечения родителей в учреждениях родовспоможения в установленном законом порядке.
В частности, считаем, что в положениях федерального законодательства РФ следует урегулировать следующее определение:
-дети, оставленные без попечения родителей в учреждениях родовспоможения - ранние социальные сироты - это дети, которые остались без попечения обоих родителей (или единственного родителя) в связи с уклонением родителей от воспитания своих детей, от защиты их прав и интересов, что выразилось в отказе взять своих детей из учреждений родовспоможения, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны.
Гарантиями, причем в первую очередь, конституционными гарантиями, регулируются общественные отношения. Но это регулирование осуществляется не путем возложения государством обязанностей на некие «известные лица», а принятием государством на себя обязанности по охране прав. В связи с чем под гарантией нами понимается законодательно закрепленное обязательство государства по отношению к его гражданам, что подтверждается положениями ст. 2 Конституции РФ.
В результате анализа системы конституционных гарантий прав несовершеннолетних детей и применительно к правам детей, оставленных без попечения родителей в учреждениях родовспоможения, выделим следующую классификацию гарантий:
- правовые гарантии (например, предусмотренные в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ);
-экономические гарантии (содержащие в себе предпосылки к созданию материальных условий в виде, например, государственных пособий);
-социальные гарантии (например, в области здравоохранения);
-идеологические гарантии (например, в виде поощрения средств массовой информации к распространению информации о воспитании уважения к правам ребенка, пропаганде значимости их соблюдения и защиты).
Вышеуказанные гарантии дополняют друг друга и их раздельное существование невозможно.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В завершение отметим, что вышеприведенным обзором классификации гарантий еще раз демонстрируется, что все гарантии взаимосвязаны между собой, являясь, по сути, системой взаимопроникающих элементов. При этом отсутствие хотя бы одно из элементов делает невозможным функционирование всей системы.
До настоящего времени конституционные гарантии права ребенка на жизнь не являлись предметом отдельного изучения, поскольку в основном внимание уделялось гарантиям прав человека в целом, причем преимущественно юридическим (правовым) гарантиям. Что и является перспективой для дальнейших изысканий тематики настоящей статьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Доржиева С.В. Система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2015. N 6. С. 10 - 13.
2. Фетисова О.В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 34.
3. Горбунова Е.А. Социальная адаптация в замещающей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
5. http://lawru.info/novosti/ (Дата обращения: 06.02.2017).
6. Лазарева Н. Отказ от ребенка законом не предусмотрен // ЭЖ-Юрист. 2012. N 28. Тематическое приложение. С. 2.
7. Борисова Н.Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка. Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. д.ю.н., профессор А.М. Нечаева. М.: Институт государства и права РАН, 2004. С. 16.
8. Кустова Е. Квартиры детям-сиротам // Жилищное право. 2016. N 2. С. 49 - 58.
9. Сабитова Э.Н. Формы и способы защиты семейных прав по законодательству Российской Федерации // Современное право. 2015. N 11. С. 64 - 67.
10. Бикситова Ж. А. Конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации: автореф. дис. ... кандидата юрид. наук. Оренбург, 2006.
11. Исхакова Э.М. Дети, оставшиеся без попечения родителей: понятие и правовой статус // Семейное и жилищное право. 2013. N 6. С. 34 - 37.
12. Конституция Российской Федерации. Доктри-нальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2013. 688 с.
13. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 1008 с.
14. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.
Статья поступила в редакцию 13.05.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.