рецензии. хроники научных событий
DOI 10.22394/1682-2358-2019-1-123-132
N.A. Evdokimov, Candidate of Sciences (Politics), Head of the Research and Information Center of the Bashkir Academy of Public Administration and Management under the Head of the Republic of Bashkortostan
A.M. Shayakhmetov,
researcher at Research and Information Center of the Bashkir Academy of Public Administration and Management under the Head of the Republic of Bashkortostan
25 YEARS OF THE
CONSTITUTION
OF THE REPUBLIC
OF BASHKORTOSTAN:
HISTORICAL
AND POLITICAL
DISCOURSE
(Russian Nationwide Research-to-Practice Conference, the City of Ufa, December 20-21, 2018)
The article presents various positions and points of view that were voiced at the Conference "25 years of the Constitution of the Republic of Bashkortostan: Results and Development Prospects". Political scientists, historians, lawyers and public figures recall the events of 1993, assess the political leaders of that time, analyze the history of the adoption of the Constitution, the main stages of its formation and the political future of the Republic of Bashkortostan.
Key words and word-combinations: Constitution of the Republic of Bashkortostan, Constitution of the Russian Federation, Republic of Bashkortostan, political leadership, political system.
Н.А. Евдокимов, кандидат политических наук, руководитель Научно-исследовательского и информационного центра Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (email: [email protected])
А.М. Шаяхметов, научный сотрудник Научно-исследовательского и информационного центра Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (email: [email protected])
конституции
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 25 ЛЕТ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
(Всероссийская научно-практическая конференция, 20—21 декабря 2018 года, г. Уфа)
Аннотация. Представлены различные позиции и точки зрения, прозвучавшие в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Конституции Республики Башкортостан 25 лет: итоги и перспективы развития». Политологи, историки, юристы и общественные деятели вспоминая события 1993 г, дают оценку политическим лидерам того времени, анализируют историю принятия Конституции, основные этапы её становления и политическое будущее Республики Башкортостан.
Ключевые слова и словосочетания: Конституция Республики Башкортостан, Конституция Российской Федерации, Республика Башкортостан, политическое лидерство, политическая система.
Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 1
123
В 2018 г. отпразднована 25 -я годовщина со дня принятия Конституции РФ. Основной Закон способствовал созданию государства, основанного на совершенно новых принципах, отличных от советского строя. Без сомнения, Конституция РФ 1993 г. — наиболее демократическая, правовая и гуманная из всех принятых в России основных законов. За прошедшие годы законодатель иногда менял те или иные конституциональные положения, однако действующая редакция Конституции РФ все еще несет в себе дух того времени, в котором она формировалась, со всеми его достоинствами и недостатками. Неизменными остаются и важнейшие принципы, заложенные в Основной Закон: демократия и уважение прав и свобод личности.
Ярчайшим примером того времени явилось принятие собственных конституций в национальных субъектах Федерации. Республика Башкортостан стала одной из ведущих сил данного движения, формируя собственный базис государственного строительства в соответствии с принятой 24 декабря 1993 г. Конституцией Республики Башкортостан. Несмотря на то что многие ее принципы и положения повторяли федеральную Конституцию, само наличие республиканской Конституции придавало мощный толчок региональному развитию.
20—21 декабря 2018 г. в Уфе состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Конституции Республики Башкортостан 25 лет: итоги и перспективы развития», в числе организаторов которой — Конституционный суд Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Академия наук Республики Башкортостан, Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан. Форум собрал ученых, государственных и общественно-политических деятелей из Москвы, Самары, Тюмени, Уфы и других городов. В рамках пленарных заседаний и круглых столов обсуждались история принятия Конституции Башкортостана, ее общественное и правовое значение, а также уже внесенные и возможные будущие изменения.
Конференцию открыл председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан, доктор юридических наук, профессор Зуфар Иргалиевич Еникеев. По его мнению, республиканская Конституция уникальна тем, что впервые в истории страны разрабатывалась с учетом местных особенностей и традиций: «Мы многое успели сделать, опираясь на наш Закон. После приведения Конституции в соответствие с федеральным Основным Законом, мы внесли в нее существенные изменения, но и они были сделаны в интересах жителей региона. За соблюдением правовых, демократических и социальных принципов Конституции пристально следит Конституционный Суд», — подчеркнул Зуфар Иргалиевич. Председатель Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики Абдуллах Сагитович Геляхов высказал солидарную позицию, отметив, что башкирская Конституция являлась примером для других республик.
В рамках конференции к участникам, членам Правительства Республики Башкортостан, депутатам Государственного собрания — Курултая и гла-
124
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 1
вам муниципальных образований обратился председатель Государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан Константин Борисович Толкачев. Особую благодарность он выразил создателям Конституции Башкортостана, поскольку в сложных переходных условиях требуется немало мужества и компетентности для создания подобного рода документа: «Республиканская Конституция, можно сказать, выросла из российской. Взяв за основу ключевые положения, она дополнила и раскрыла их с учетом региональных особенностей. Башкортостан сегодня делает важные шаги вперед, сверяя, как по компасу, свою жизнь с Конституцией».
Ректор Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (БАГСУ) Ильгиз Раянович Кызыргулов определил ключевую роль Конституции Башкортостана в формировании системы республиканского законодательства, выстраивании действенной модели органов государственной власти и местного самоуправления. «Такой прочный базис позволяет Башкортостану развиваться в экономической, социальной и духовно-культурной сферах, сохранять общественно-политическую стабильность» — заключил спикер.
Проректор по учебной и научной работе БАГСУ Альберт Сафуатович Курманов обратил внимание на региональные полномочия по законодательной инициативе в Государственной Думе Федерального Собрания РФ. В соответствии со ст. 71 Конституции Республики Башкортостан, Государственное собрание — Курултай обладает таким правом. Спикер обозначил направления законотворческих инициатив, которые, по его мнению, могут быть внесены как в федеральное, так и в региональное законодательство с целью более эффективной реализации и охраны прав и свобод человека, защиты интересов общества и государства.
Заведующий кафедрой конституционного и административного права БАГСУ, кандидат юридических наук светлана Борисовна сафина рассмотрела республиканский Основной Закон в контексте конституциональной теории: «Нынешняя конституция Республики имеет свои особенности, несмотря на то что полностью соответствует федеральной. Она учитывает особенности нашего национального характера, дополняет федеральные нормы. Конституция построена по канонам конституционной теории, имеет классическую структуру. Это достойный учредительный документ». Традиционно в юридической науке конституция трактуется как атрибут государства, основной закон, устанавливающий основы государственного устройства, порядок и принципы образования органов государственной власти. Конституция республики в соответствии с федеральной конституцией определяет статус республики как субъекта федерации и регулирует основы публично-правовых отношений в республике.
В рамках конференции состоялся представительный круглый стол историков и политологов, а также свидетелей тех событий и экспертов, стоявших у истоков принятия Конституции Республики Башкортостан. Дискуссионно-ностальгический формат объединил политических, общественных деятелей и журналистов республики начала 1990-х годов, действующих депутатов Госу-
Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 1 125
дарственного собрания — Курултая Республики Башкортостан, представителей научного сообщества и практикующих юристов.
Проректор по учебной и научной работе БАГСУ Альберт Сафуатович Курманов назвал круглый стол «вишенкой на торте» конференции: «Мы пригласили сегодня видных общественных и политических деятелей, всех тех, кто не понаслышке знает о том, как происходил процесс становления Конституции, в том числе в нашей Республике, как он сейчас реализуется, и естественно, о том, какие перспективы нас ждут в среднесрочной и отдаленной перспектив».
Доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, кандидат исторических наук Сергей Николаевич Лаврентьев выступал модератором дискуссии. Описывая обстановку «горячего» 1993 г., он акцентировал внимание на множестве различных течений и общественно-политических процессах, которые «бурлили» как в Москве, так и в Башкирии. Необходимо было, с одной стороны, аккумулировать основные положения федеральной Конституции, а с другой — определить свое место на политической карте России. При сравнении текущей редакции Основного Закона Башкортостана с редакцией 1993 г. отмечается более сотни изменений, что свидетельствует о «живом» характере документа.
Депутат Государственной Думы РФ, кандидат экономических наук Михаил Евгеньевич Бугера (в 1993 г. — секретарь конституционной комиссии, председатель постоянной комиссии Верховного Совета Республики Башкортостан по вопросам социального и экономического развития республики, городов и районов) отметил роль Венира Калимулловича Самигуллина, Зуфара Иргалиевича Еникеева, Ирека Шарифовича Муксинова — авторов башкирской Конституции: «Роль членов редакционной комиссии сводилась к тому, что мы периодически собирались, очень внимательно читали подготовленные упомянутыми авторами проекты, вносили свои замечания. Председатель редакционной комиссии либо соглашался с этими замечаниями, либо нет. Далее творческое ядро редакционной комиссии вырабатывало очередной текст. Первое бурное обсуждение состоялось еще в 1992 г., после подписания Федеративного договора. До того, как появился Федеративный договор и подпись Республики Башкортостан под ним, проект башкортостанской Конституции был одновременно и параллельным, и перпендикулярным тем наработкам, которые были подготовлены на федеральном уровне. Тогда был самый широкий простор для творчества для нас. После подписания Федеративного договора появились первые рамки — за его пределы мы не выходили. Конституция Республики Башкортостан — это осознанное решение. Она принята 24 декабря 1993 г. — на один день раньше вступления в силу Конституции Российской Федерации. В каком-то смысле республиканская Конституция носила конкурирующий характер по отношению к российской. В то время был на слуху принцип конкурирующего законодательства: если какая-либо сфера правового регулирования не была охвачена союзным или федеральным законом, то субъекты вправе в этой сфере устанавливать свои нормы. Это была
126 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 1
одна из причин, почему республика принимала свою Конституцию раньше, чем вступала в силу российская», — вспоминает М.Е. Бугера.
Один из соавторов Конституции Республики Башкортостан, доктор юридических наук Венир Калимуллович Самигуллин, с 1990 по 1995 г. возглавлял отдел по вопросам законодательства и правопорядка в Секретариате Верховного Совета Башкирской АССР и являлся заместителем начальника Секретариата республиканского парламента по правовым вопросам. Он вспоминает, что в начале 1990-х годов все были увлечены идеей суверенизации, которую объявил Борис Ельцин в своей знаменитой речи, произнесенной в 1990 г. в Казани, а затем в Уфе у здания Верховного Совета БАССР. Существовала вера в то, что национальные республики в составе РСФСР смогут обрести статус союзных республик наравне с Грузией, Украиной, Белоруссией и другими. В связи с этим была создана специальная комиссия с целью написания Декларации о государственном суверенитете в следующем составе: Владимир Андреевич Поделякин (председатель КГБ БАССР), Людмила Александровна Дольникова (доцент Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук) и Венир Калимуллович Самигуллин. В результате, в связи с занятостью на работе первых двух членов комиссии, проект был подготовлен Вениром Калимул-ловичем в двухдневный срок. Получив одобрение различных комиссий и Муртазы Губайдулловича Рахимова, документ было решено принять 10 октября 1990 г., однако в этот день разгорелась дискуссия о том, кто должен самоопределяться: башкирский народ или народ Башкортостана? После долгих дискуссий М.Г. Рахимов предложил перенести обсуждение на следующий день. В результате 11 октября Декларацию приняли всеми голосами «за» при четырех воздержавшихся. Конституция Республики Башкортостан была привязана к Декларации о государственном суверенитете, и проект Основного Закона готовился с ориентацией на то, что Республика Башкортостан обретет суверенитет. Однако четкого понимания границ суверенитета не было, предполагалось создать суверенную республику по образу Казахстана. Существовала идея заключения межгосударственного договора между Республикой Башкортостан и Российской Федерацией, ее отстаивал З.И. Еникеев.
Первый вариант будущей Конституции Башкортостана, опубликованный 15 июня 1992 г., был сильно раскритикован, так как предполагал главу о гражданском обществе, хотя на федеральном уровне уходили от этого понятия. По завершении итогового проекта встал вопрос: принимать республиканскую Конституцию до федеральной или после? По мнению г-на Самигуллина, принятие башкирской Конституции раньше российской стало бы сильным политическим ходом из-за неясного будущего Российской Федерации. Однако Муртаза Губайдуллович решил выждать. По итогам референдума о принятии Конституции РФ оказалось, что на территории Республики Башкортостан большинство населения проголосовало «против». Эта ситуация позволила обосновать принятие республиканской Конституции, более полно учитывающей интересы народов Республики и дополнявшей федеральную. Таким
Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 1 12.1
образом, идея о государственном суверенитете оказалась нереализованной, а Республика Башкортостан вошла в состав Российской Федерации в качестве автономии, но с более широкими полномочиями и несколько иными принципами, чем БАССР. В период «парада суверенитетов» руководство Башкирии с политической и юридической точек зрения действовало более корректно и грамотно, нежели коллеги из Татарстана и Чечни. В Казани не стали включаться в данный процесс, мотивируя тем, что в Россию добровольно не вступали, а были завоеваны, потому хотели развиваться как суверенное государство. Руководство Чеченской республики прибегло к вооруженному сценарию, а не правовому, что в корне неправильно. Республика Башкортостан обошла и ту, и другую позиции и правильно вписалась структуру федеративных отношений России.
Профессор кафедры экономической теории и социально-экономической политики БАГСУ, доктор экономических наук Миннираис Минигалиевич Ишмуратов (в 1991—1993 гг. депутат Верховного Совета Башкирии) отметил, что ему приятно выступать сразу после авторов Конституции, поскольку депутаты читали, анализировали эти проекты, голосовали за них. Положения о местном самоуправлении горячо обсуждались примерно двадцатью депутатами, поскольку это понятие впервые вводилось в законодательство и не все четко представляли его суть. Принимая Конституцию Республики Башкортостан, законодатели хотели повысить роль представительных органов власти, поскольку значение их принижалось, и сегодня, хотя позиция депутата является статусной, она особого практического значения не имеет.
При принятии республиканской Конституции законодатели ориентировались на Декларацию о государственном суверенитете Башкортостана, пытаясь создать в России реальный федерализм. Благодаря настойчивости, упорству и осторожности М.Г. Рахимова удалось избежать острой конфронтации с федеральным центром. Проблема заключается в том, что многие моменты, прописанные в Конституции 1993 г., выхолощены изменениями 2000-х годов, когда проходил процесс унификации республиканского и федерального законодательства. Из федеральных правовых актов также исключены многие социальные гарантии в сферах здравоохранения, образования, культуры, а органы местного самоуправления не имеют достаточных средств для реализации данных полномочий. На примере города-милионника Уфы заметно, что глава городского совета, как и депутаты, работает на неосвобожденной основе, и на решение глубинных городских проблем у него нет времени, поэтому по инициативе З.И. Еникеева прописывались положения о том, что главы представительных органов должны быть освобожденными, вести полноценную деятельность.
Своими воспоминаниями поделился журналист радиостанции «Эхо Москвы» в Уфе Азамат файзиевич Саитов, активно освещавший события тех лет. С 1991 по 1997 г. он возглавлял корреспондентский пункт ВГТРК по Башкирии. Азамат Файзиевич выразил мысль о необходимости смотреть на историю принятия Конституции Башкирии не только через призму философских догм, но и оживлять ее мемуарами свидетелей тех событий. Так, он был единствен-
128 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 1
ным журналистом, допущенным освещать визит Президента РФ Б.Н. Ельцина в Башкирию. В момент знаменитой речи Бориса Николаевича, о которой упоминалось в обсуждении, А.Ф. Саитов стоял между ним и М.Г. Рахимовым, фиксируя на радиомикрофон их выступления.
Вспоминая события 1993 г., г-н Саитов подчеркивает, что обе Конституции (федеральная и республиканская) принимались сердцем. Даже такой опытный управленец, как М.Г. Рахимов, в те годы учился политике вместе со всеми. Слово «сепаратизм» вообще не звучало в общественном дискурсе, народ жаждал лишь экономической свободы, поэтому поддерживал Рахимова, независимо от национальности и вероисповедания. Как обычно, движущей силой стало желание видеть «колбасу на прилавках». Правильность пути Башкортостана отмечал и Виктор Черномырдин в 1996 г., приводя Республику в качестве примера для идеальной России будущего. Сегодня при обсуждении Конституции Башкортостана исчезла некая душевность, об Основном Законе все чаще говорят цинично и прагматично, что вызывает неприятный осадок.
В рамках площадки выступили также ученые-политологи. Кандидат политических наук Владимир Леонидович Савичев вспоминает, как в ходе проведения исследований Научно-исследовательским центром БАГСУ ему доводилось читать стенограммы заседаний Верховного Совета Башкирии. Формат и содержание проходивших в то время дискуссий значительно отличается от распространенных стереотипов. Действительно, в начале 1990-х годов существовали в Верховном Совете и различные фракции, и жесткие дебаты, и избрание председателя Совета в несколько туров, хотя у многих складывается картина, будто там все было предопределено. На самом деле это было время большой неопределенности. Никто не знал, чем закончится ситуация в Москве в 1991—1993 гг., как и куда дальше пойдет страна. Поэтому механизмы, заложенные в Конституцию Республики Башкортостан, нацелены на то, что, если на федеральном уровне случится что-то катастрофическое, в регионе все равно сохранится стабильность, безопасность, возможность для дальнейшего развития. Особенность Республики Башкортостан заключается в отсутствии какой-либо этнической или национальной доминанты. Успешность людей зависит в первую очередь от умения договариваться, находить компромиссы, баланс интересов и этим жить дальше. Конституция — это баланс интересов, определенная договоренность среди электората, политиков, общественности. То, что принятие документов проходило при широких дискуссиях, но принималось практически единогласно — это показатель умения находить баланс интересов, понимания, что в чем-то нужно себя ограничивать, где-то сделать шаг в неизведанное. Отметим, что все Конституции, принимавшиеся в СССР, также основаны на поиске компромисса, баланса разных групп влияния. Например, в середине 1930-х годов активно обсуждалась идея всеобщих выборов на альтернативной основе, а в 1970-е годы Грузия смогла добиться выделения особого статуса для грузинского языка, что в будущем стало одной из причин конфликта с Абхазией и Южной Осетией. Напомним, что рассматривались четыре проекта башкирской Конституции, и принятый вариант является по-
Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 1 | 2.9
настоящему компромиссным во имя созидания и развития страны. Это показатель менталитета, духа и настроений, которые сложились в Башкортостане.
Заведующий кафедрой политологии, социологии и философии БАГСУ, доктор философских наук Юрий Николаевич Дорожкин подчеркнул, что 25 лет — время не только для празднования, но и подведения итогов. В этой связи предлагается три концепта касающиеся и Конституции Республики Башкортостан, и федерализма.
1. Конституции Республики Башкортостан удалось решить основные задачи развития региона и России в целом. Во-первых, определены структура и организация власти на территории нового Башкортостана, реализована функция стабилизатора общественно-властных отношений. Во-вторых, в гл. 7 и 8 зафиксированы рамки новой политико-государственной и экономической субъектности Башкортостана. В-третьих, Конституция Башкортостана стала основой новой республиканской правовой системы, заложив принципы взаимоотношений регион — федеральный центр, выступив фактором укрепления и преодоления нарастающего распада России, что позволило оформить новую модель российского федерализма. В результате случился прорыв к следующему этапу развития государственного развития России, как его понимали на тот момент.
2. Конституция Башкортостана создавалась в условиях угрозы территориального разрушения целостности единого государства, глубокого политического кризиса, стремления национальных автономий получить максимум самостоятельности на волне национального и регионального возрождения, вплоть до статуса субъекта международного права. В итоге документ образца 1993 г. стал государственно-конституционным прыжком от редуцированной автономии к суверенной государственности. Политический маятник резко отклонился в сторону особого статуса Башкортостана, поскольку закладывались реальные положения под возможный статус суверенного государства. В 2000-х годах маятник ушел уже в сторону редуцирования самостоятельности регионов, Республика Башкортостан вписалась в систему гибридного федерализма в рамках «вертикали власти», что сильно отразилось на содержании республиканской Конституции. Поправки и изменения вносились восемь раз.
Путь, который прошла Конституция Республики Башкортостан, сопоставим с развитием Российской Федерации — от конфедерации сильнейших субъектов до унитарного федерализма.
3. Конституция должна отражать реалии и запросы времени, должна адаптироваться к ним, иначе это мертвый документ. Основная ее цель — обеспечивать, а не замедлять естественный ход развития и прогресса, поэтому к любым изменениям нужно подходить очень обстоятельно. Например, необходимо продумать статус Главы Республики, характер его взаимоотношений с исполнительной властью и Государственным собранием — Курултаем. Необходимо процедурно обеспечить систему разделения властей, создать эффективную систему «сдержек и противовесов».
В целом 1990-е годы охарактеризовались не сепаратизмом, а желанием регионов обрести большую самостоятельность. Поиск оптимальных моделей
130 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 1
федерализма и Конституции Республики Башкортостан еще не завершен, продолжаются попытки адаптироваться и правильно реализовывать своеобразие региона.
Руководитель Научно-исследовательского и информационного центра БАГСУ, кандидат политических наук Николай Анатольевич Евдокимов отметил, что у Республики Башкортостан отсутствовал собственный опыт подготовки и принятия документов такого уровня, что привело к появлению в Конституции Башкортостана положений, которые впоследствии будут устранены по требованию федерального центра в период выстраивания так называемой «вертикали власти». Это ни в коей мере не умаляет достоинств этого, безусловно, исторического для Башкортостана документа, который не только заложил основы современной башкирской государственности в составе России, но и определил механизмы взаимодействия основных политических субъектов в этом многонациональном и многоконфессиональном регионе. Потенциал, заложенный Конституцией Башкортостана, впоследствии сыграл важную роль в становлении и трансформации региональной политической системы.
Научный сотрудник Научно-исследовательского и информационного центра БАГСУ Арсен Маратович шаяхметов обратил внимание на решающую роль лидерских и волевых качеств, проявленных политиками в те сложные и неопределенные времена: «Согласен с Азаматом Файзиевичем в той части, что отношение к Конституции в наши дни стало очень циничным. Люди часто забывают о существовании краеугольного для нашей жизни документа, политики изменяют его в угоду личным интересам, а государство пренебрегает основополагающими положениями. Хотя это основа нашей жизни, наше достояние, защита, инструмент развития. Общественность часто судит о тех политиках, событиях, процессах с точки зрения современности, как о чем-то безальтернативном, предопределенном. В какой-то степени утрачен романтизм возможностей и дух новаторства, присущий той эпохе. Вместе с тем невозможно представить, сколько мужества, мудрости и выдержки требовалось для того, чтобы писать историю с чистого листа, принимать абсолютно новые нормы и идеалы, грамотно реализовывать возможности и не допускать катастрофических сценариев. Очевидно, что и Конституция России, и Конституция Республики произросли «снизу», но были оформлены и претворены в жизнь именно политическими лидерами своего времени. В условиях резкого слома политической системы, перехода от тоталитарной модели к демократической, лидерам необходимо было сочетать в себе целый набор качеств и стратегий принятия решения, присущих разным стилям политического лидерства, балансировать между множеством групп влияния, на ходу учиться принципиально новым смыслам и проецировать их на жизнь миллионов людей. Лидерам той эпохи приходилось играть все политические роли одновременно: они были вождями и демократами; консерваторами, реформатами и революционерами; «героями» «предателями»; идеологами и вдохновителями; популистами, теоретиками и практиками. Это было время сильных людей и судьбоносных решений.
На мой взгляд, и Б.Н. Ельцин, и М.Г. Рахимов, и лидеры других субъек-
Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 1 131
тов РФ, конечно, совершили немало ошибок: где-то сознательно, где-то из-за отсутствия опыта. Вместе с тем ими заложен беспрецедентный базис для быстрого развития новой России на демократических, федеративных началах. За минувшие 25 лет многое от этого наследия, к сожалению, растрачено, в том числе, этими же политиками. Но для того времени они были настоящими лидерами, а не безликими технократам», — заключил спикер.
Таким образом, абсолютное большинство участников обсуждения сошлись во мнении, что принятие Конституции Республики Башкортостан 24 декабря 1993 г. определялось совокупностью сложных политических и социальных процессов, происходивших как в Российской Федерации вообще, так и в Республике Башкортостан в частности. Эти процессы были детерминированы ростом национального самосознания народов России, в том числе башкирского, непростыми экономическими условиями, вызванными реформами конца 1980-х — начала 1990-х годов и совокупностью других факторов. Поэтому при оценке этого документа необходимо исходить из той исторической ситуации, в которой он принимался. Тем не менее, Конституция Башкортостана и спустя четверть века показывает, что ее потенциал еще не исчерпан, оставаясь ключевым политико-правовым документом, определяющим жизнь одного из крупнейших регионов России. Сейчас идет широкое обсуждение о необходимости внесения изменений в конституции различных уровней. Кто-то предлагает значительно изменить политическую систему России, некоторые отстаивают принцип неприкосновенности Основного Закона. Однако, прежде чем говорить об изменениях, необходимо заставить работать уже имеющиеся положения Конституции. К этим темам важно возвращаться вновь и вновь, поскольку Конституция РФ и Конституция Республики Башкортостан — это не просто абстрактные документы, положения которых могут меняться в угоду конъюнктурам времени, это наша жизнь, наша общая ответственность.
132
ВиПейп о£ Ае Яе^оп о£ АЛтг^^айоп • 2019. V)!. 19. № 1