наваемых явлений и событий. «Путь познания состоит в том, чтобы вскрыть сущность... явлений... Путь к этому — выделение главных понятий... и нахождение функциональной связи между ними... Такая связь носит название эмпирического закона».5
В конце 1960-х гг. Р.С. Белкин, формулируя свое определение предмета криминалистики, указывает на круг познаваемых наукой закономерностей: «Криминалистика — наука о закономерностях возникновения, собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений»6.
Впоследствии развитие криминалистики неизменно сопровождалось разработкой учения о предмете криминалистики и с анализом определения, предложенного Р.С. Белкиным. Позже Белкин с учетом взглядов других авторов на предмет криминалистики формулирует определение в окончательном виде: «Криминалистика — наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его
участниках, собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений»7.
Разнообразие взглядов на определение предмета криминалистики свидетельствует о разнообразии мнений не о предмете, а о том «существенном в предмете», что должно раскрывать понятие науки. Вот о существенном для формулировок определения предмета криминалистики и спорят много лет ученые, понимая каждый по-своему ту составляющую «сущности», которая должна в этих формулировках присутствовать. Во взглядах ученых на существенное в явлениях объективной действительности, относимых к предметной области криминалистики, отражена и вся история развития науки8.
И если Г. Гросс считал «существенным» в предмете криминалистики конца XIX в. способы совершения и способы исследования преступлений, то А.И. Винберг — технические средства, тактические приемы и методики раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Начиная с Р.С. Бел-
кина, наиболее существенным в изучаемых криминалистикой явлениях признаются закономерности совершения и исследования преступления. «Понятие предмета науки, — точно заметил Р.С. Белкин, — должно отражать его сущность, а не только наблюдаемого явления. Такой сущностью становится закон...»9
1 Эксархопуло А.А. Предмет и система криминалистики: Проблемы развития на рубеже XX-XXI веков. СПб., С. 7.
2 Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система кримналис-тики; 4-е изд. СПб., 1908. С. VIII.
3 Криминалистика: Техника и тактика расследования преступлений / под ред. А.Я. Вышинского. М., 1938. С.3.
4 Винберг А.И., Шавер Б.М. Криминалистика. М., 1950. Ч. 1. С. 4.
5 Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. М., 1972.С. 126.
6 Криминалистика / под ред. РС. Белкина, Г.Г. Зуйкова . М., 1968. С. 9.
7 Белкин Р. С. Общая теория советской криминалистики. Саратов, 1986.С. 54; Его же. Курс кримналистики:: в 3 т. М., 1997. Т. 1. С. 112; Криминалистическая энциклопедия. М., 2000. С. 7.
8 Эксархопуло А.А. Указ. соч. С.19.
9 Белкин Р.С. Курс криминалистики. С. 82.
КОНСТИТУЦИИ ШТАТОВ США: ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТОВ ПО ВОПРОСАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Б.В. НИКОЛАЕВ,
кандидат юридических наук, соискатель МосУ МВД России,
Е.Н. ХАЗОВ,
кандидат юридических наук, профессор МосУ МВД России,
ОЮ. ПЕТРОВ, адъюнкт МосУ МВД России 12.00.00 - юридические науки [email protected]
Аннотация. Авторами проанализированы конституции различных штатов Соединенных Штатов Америки, выявлены нормы регулирующие отношения в сфере высшего профессионального образования.
Ключевые слова: конституция США, высшее профессиональное образование, совет по вопросам высшего образования.
CONSTITUTIONS OF THE USA: THE LEGAL REGULATION OF ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF COUNCIL FOR HIGHER EDUCATION
B.V. NIKOLAEV, candidate of law sciences, aspirant of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
E.N. HAZOV, candidate of law sciences, professor of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
O.YU. PETROV,
aspirant of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The authors analyze the constitution of different states of the United States of America, identified the rules governing relations in the field of higher education. Key words: U.S. constitution, higher vocational education, council on higher education.
Одной из констант конституционного регулирования в штатах США в сфере высшего образования является регламентация деятельности органов, управля -ющих или координирующих деятельность институтов высшего образования. Подобные положения отсутствуют в конституциях штатов Айдахо (упоминается лишь Совет земельных комиссаров штата, который обладает некоторыми полномочиями в отношении земель, предназначенных для нужд образования), Айова (упоминается лишь Совет образования), Вашингтон, Вермонт, Висконсин, Делавэр, Западная Виргиния, Иллинойс (упоминается лишь Совет образования штата), Индиана, Кентукки, Массачусетс, Миннесота, Мэн, Мериленд, Нью-Гемпшир, Нью-Джерси, Огайо (Совет штата по образованию), Орегон, Пенсильвания, Род-Айленд, Теннеси, Южная Дакота, Южная Каролина, Юта.
Существенно различаются наименования соответствующих органов руководства и координации институтов высшего образования. Наиболее распространен совет регентов: Аляска, Аризона (регенты университета и другие управляющие советы), Гавайи, Джорджия, Канзас (Совет регентов штата), Монтана (Совет регентов высшего образования), Небраска (отдельно упоминается Совет по управлению колледжами штата), Невада, Нью-Йорк (регенты университета), Нью-Мексико, Оклахома.
Встречаются и другие наименования: советы попечителей (штаты Вайоминг, Северная Каролина), советы и комиссии, управляющие штатными институтами (Арканзас), советы инспекторов (Виргиния), управляющие советы и совет регентов университета (Колорадо), советы регентов и совет наблюдателей (Луизиана), совет попечителей институтов высшего образования штата (Миссисипи), координирующий
совет по высшему образованию и совет кураторов университета штата (Миссури), контролирующие советы (Мичиган).
Конституция штата Флорида предусматривает советы попечителей, которые управляют отдельными университетами штата, совет управляющих, который руководит штатной университетской системой, а также локальные советы попечителей, управляющие местными университетами.
Конституции ряда штатов ограничиваются общей констатацией наличия таких руководящих органов. Так, Конституция штата Виргиния устанавливает, что «управление такими институтами и статус и полномочия их советов инспекторов и других управляющих советов устанавливается законом» (ст. 8 § 9). В соответствии с Конституцией штата Коннектикут «Генеральная ассамблея будет определять размер, число членов, срок полномочий и порядок назначения управляющих советов Университета Коннектикута и других устанавливаемых составных единиц или координирующих советов в данной системе». Конституция штата Северная Каролина гласит: «Генеральная ассамблея обеспечивает выбор попечителей Университета Северной Каролины и других высших учебных заведений».
В то же время значительное число конституций штатов содержит более или менее развернутые положения относительно порядка формирования этих советов, их состава, срока полномочий и порядка их прекращения. Как правило, такие советы формируются губернатором с одобрения сената (Вайоминг, Гавайи, Джорджия, Калифорния, Канзас, Луизиана, Оклахома, Миссисипи, Миссури, Аризона, Мичиган) или законодательного органа (Аляска). Некоторые конституции содержат дополнительные
положения: «в соответствии с законом» (Аризона, Мичиган, Монтана), включают некоторых лиц ex officio — губернатора (Аризона), президента университета и суперинтенданта публичного образования (Вайоминг).
Конституция штата Мичиган предусматривает подобную процедуру формирования советов трех университетов штата, но члены советов общинных и младших колледжей назначаются Советом образования штата. В штате Колорадо советы избираются «в соответствии с законом». При этом «Совет регентов избирает из своих членов председателя для ведения заседаний и вице-председателя, выполняющего в случае отсутствия председателя его функции». В штате Небраска члены совета избираются от округов и студенческого совета (последние без права участия в голосовании при принятии решений).
В соответствии с положениями Конституции штата Нью-Мексико «губернатор номинирует и с согласия сената назначает членов каждого такого совета для каждого института. Губернатор будет выбирать с согласия и совета сената представителя студенчества из списка, предоставленного президентом института. Составляя список, президент будет отдавать должное внимание рекомендациям президента студенческого совета института».
В штате Северная Дакота семь членов совета назначаются губернатором с утверждения сената из числа избирателей и налогоплательщиков штата, проживающих в нем не менее пяти лет, восьмой участник назначается губернатором из числа студентов очной формы, находящихся на хорошем академическом счету в соответствующем образовательном институте. «Губернатор назначает из списков по три кандидата на каждую должность, представляемых по решению четырех из следующих пяти лиц: президента образовательной ассоциации Северной Дакоты, главного судьи Верховного суда штата, суперинтенданта публичной инструкции, временного президента сената, спикера палаты представителей с согласия большинства избранных членов сената».
Особый порядок формирования управляющего совета определяет Конституция штата Алабама (разд. 264): «По истечении срока полномочий члена совета оставшиеся члены тайным голосованием избирают преемника, кандидатура которого может быть утверждена или отклонена сенатом, в последнем случае сенат самостоятельно избирает попечителей».
Пожалуй, наиболее подробно порядок формирования советов определяет Конституция штата Флорида: «Каждый совет попечителей будет состоять из шести членов, назначаемых губернатором, и пяти, назначаемых управляющим советом. Назначенные члены совета будут утверждаться сенатом и осуществлять полномочия в течение пятилетнего срока в порядке, установленном законом. Глава сената преподавателей или другое эквивалентное лицо и президент студен-
ческого совета также являются членами совета... совет управляющих состоит из 17-ти членов. ... Губернатор назначает 14 граждан, служащих выполнению целей штатной университетской системы. Назначенные члены совета утверждаются сенатом и осуществляют полномочия в течение 7-летнего срока. Комиссар образования, глава консультативного совета сенатов преподавателей или эквивалентное лицо и президент студенческой ассоциации Флориды или эквивалентное лицо также входят в состав совета».
Конституции штатов включают разные положения относительно состава советов, определяющих как количественные, так и качественные характеристики. Состав советов может включать семь (Конституции штатов Вайоминг, Монтана, Калифорния, Нью-Мексико, Оклахома), восемь (Конституции штатов Мичиган, Северная Дакота), девять (Конституции штатов Канзас, Миссури, Невада, Нью-Йорк 10), 12 (Конституция штата Миссисипи) членов. В двух конституциях штатов устанавливается альтернативная численность: штат Арканзас (пять, семь, 10 членов и устанавливается запрет на увеличение или сокращение числа членов совета), Конституция штата Небраска (от шести до восьми членов).
Другие штаты, не определяя численность совета, устанавливают общий принцип определения его состава обычно по числу представителей от избирательных округов по выборам в конгресс: Конституция штата Алабама (два представителя от того округа по выборам в конгресс, где находится университет, по одному от иных избирательных округов штата), Конституция штата Джорджия (по одному члену от каждого округа по выборам в конгресс и пять других членов от штата в целом; губернатор не будет являться членом такого совета), Конституция штата Луизиана (по два члена от каждого избирательного округа и один от штата).
Конституция штата Гавайи более мягко определяет, что «по крайней мере часть членов совета должна представлять географические регионы штата». Некоторые советы включают в свой состав, должностных лиц в силу занимаемого положения: штат Монтана (губернатор и суперинтендант публичного образования без права участия в голосовании), штат Аризона (губернатор), штат Вайоминг (президент университета и суперинтендант публичного образования), штат Калифорния (губернатор, лейтенант-губернатор, спикер ассамблеи, суперинтендант публичного образования, президент и вице-президент ассоциации выпускников университетов и действующий президент университета), штат Алабама (суперинтендант образования и губернатор, который ех оШсю является президентом совета). Многие советы включают в свой состав представителей студенчества, в частности советы в штате Небраска включают трех студентов без права решающего голоса, в том числе президента студенческого совета.
Конституции штатов устанавливают обязательные требования партийного представительства (Миссури, Невада, Нью-Мексико), расы и пола (Луизиана) и даже институционального представительства (согласно Конституции штата Северная Дакота «не более двух членов совета могут иметь бакалаврскую степень одного института»). Конституция штата Миссисипи предусматривает наличие значительных квалификаций в отношении членов советов: «из числа квалифицированных избирателей, проживающих в соответствующем округе, достигших 25-летнего возраста и обладающих высоким уровнем интеллекта, широтой знаний, характером и подготовкой, необходимых для выполнения соответствующих обязанностей при исполнении советом своих высоких и благородных задач во имя прогресса и процветания населения штата и образовательных институтов, не подверженных политическим соображениям».
Одной из наиболее детализированных в этом отношении является Конституция штата Калифорния (ст. 9, разд. 9), согласно которой совет состоит из семи членов ex officio: губернатора, лейтенант-губернатора, спикера ассамблеи, суперинтенданта публичного образования, президента и вице-президента ассоциации выпускников университетов, действующего президента университета и 18 назначаемых губернатором и одобряемых сенатом большинством голосов членов; при условии, однако, что в настоящее время назначенные члены продолжают занимать должность до истечения их срока полномочий.
Члены совета могут после консультаций с представителями преподавателей и студентов университета, включая членов академического сената и студенческого правления, назначить в состав совета преподавателя университета или другого института высшего образования и представителя студентов (на каждый академический период) на срок не менее одного года с 1 июля.
Регентами должны быть лица, отражающие экономическое, культурное и социальное разнообразие штата, включая этнические меньшинства и женщин. Это не означает, однако, применение специальной формулы или квот при отборе регентов. При отборе кандидатов в совет регентов губернатор консультируется с консультативным советом, в состав которого входят: спикер ассамблеи и два публичных члена, назначаемых спикером, временный президент сената и два публичных члена, назначаемых комитетом сената по правилам процедуры, два публичных члена, назначаемых губернатором, глава регентов университета, представитель выпускников, избранный ассоциацией выпускников университета, студент университета, избранный советом студенческих президентов, преподаватель, избранный академическим сенатом университета. Срок полномочий членов такого совета составляет четыре, два и один год.
Конституции устанавливают разный срок полномочий членов общештатных советов, как правило, предусматривая принцип ротации: четыре года (Невада), шесть лет (Конституции штатов Небраска, Колорадо, Луизиана, Техас, округ Колумбия, Нью-Мексико), семь лет (Конституции штатов Джорджия, Оклахома), восемь (Конституция штата Мичиган), девять (Конституция штата Миссисипи), двенадцать лет (Конституции штатов Алабама, Калифорния), при этом срок полномочий специальных представителей преподавателей и студентов может быть значительно меньшим (один-два года). Штат Арканзас связывает продолжительность полномочий с составом совета (пять лет при составе в пять членов, семь лет при семи членах совета, 10 лет при 10 членах совета соответственно).
Согласно Конституции штата Арканзас отставка членов осуществляется губернатором после утверждения большинством голосов членов легислатуры, а «квалификации, денежное вознаграждение и отставка членов совета регентов регулируется законом». В штате Нью-Мексико члены совета «не подвергаются отставке за исключением случаев некомпетентности, пренебрежения обязанностями или должностного преступления при условии, однако, что такая отставка возможна лишь при условии предоставления ответного слова такому члену. Высший суд штата осуществляет исключительную первоначальную юрисдикцию в отношении отставки членов совета в соответствии с правилами, принятыми Судом, и его решения в связи с такими вопросами будут окончательными (поправки 1949, 1986, 1994 г.)».
В штате Оклахома отставка членов «возможна только в соответствии с законом об отставке избранных должностных лиц, не подлежащих импичменту», напротив, в штате Северная Дакота в отношении таких лиц предусмотрена процедура импичмента. В соответствии с Конституцией округа Колумбия члены совета «не будут получать жалование, но им могут быть компенсированы расходы, связанные с осуществлением своих обязанностей»; «они могут быть отрешены от должности только по основаниям и в порядке, установленном законом». Конституция штата Вайоминг делегирует определение обязанностей и прав попечителей закону.
Более лаконичными являются конституционные положения относительно порядка и оснований упразднения, роспуска и реорганизации советов, а также порядка их работы. «Отмена или передача полномочий совета... не допускается, если такой совет не упраздняется или консолидируется с другим штатным институтом» (Конституция штата Арканзас); генеральная ассамблея полномочна определять упразднение или реорганизацию совета (Конституция штата Айова); «заседания регентов являются публичными, за исключением случаев, предусмотренных законом» (Конституция штата Калифорния), «формальные
сессии управляющих советов будут открыты для публики» (Конституция штата Мичиган).
Детализацией отличаются положения конституций полутора десятка штатов относительно функций и полномочий советов. В Конституции штата Аляска к ведению совета относится «управление университетом, формирование политики вуза и назначение президента университета». В Конституции штата Вайоминг — «управление университетом, его землями и собственностью». Конституция штата Гавайи определяет следующие полномочия совета: формулирование политики, ее осуществление в университете через свое исполнительное должностное лицо (президента университета, назначаемого советом), исключительная юрисдикция в отношении структуры, управления и деятельности университета, что не исключает права легислатуры издавать общештатные законы.
В Конституции штата Мичиган к полномочиям совета отнесены общее руководство институтом, контроль над его расходами, назначение по мере необходимости президента соответствующего института; в конституции штата Монтана — надзор, координация, управление, контроль над университетской системой штата и другими публичными образовательными системами в соответствии с законом, при этом совет назначает комиссара высшего образования и определяет его обязанности, а фонды и ассигнования под контролем совета регентов подчиняются тем же условиям аудита, что и другие штатные фонды; в Конституции штата Невада — контроль и управление делами и фондами университета, незамедлительная организация горнорудного факультета, факультетов сельского хозяйства, механики, военного дела; в Конституции штата Техас — «совет регентов университета Техаса может инвестировать постоянный университетский фонд в другие ценные бумаги».
В соответствии с Конституцией штата Колорадо (Ст. 8 «Институты штата» § 5 (2) «управляющие советы штатных институтов высшего образования, установленные Конституцией или законом, будут иметь общий надзор в отношении соответствующих институтов и исключительный контроль и управление всеми фондами и ассигнованиями в отношении таких институтов, если иное не установлено законом. Регенты университета избирают президента университета и принимают решение о его отставке. Он является главным исполнительным должностным лицом университета, членом его факультета и осуществляет политику и программы, устанавливаемые советом регентов».
В штате Миссисипи «совет имеет полномочия выбирать глав различных институтов высшего образования и заключать контракты с деканами, профессорами и другими преподавателями и административными работниками институтов на срок, не превышающий четыре года». Совет может аннулировать такой контракт в связи с правонарушением, неэффективностью профессиональной деятельности или неподобающим
поведением, но только не по политическим причинам. Это не ограничивает полномочий легислатуры принимать поправки, консолидировать, упразднять или изменять статус любых таких институтов».
Координирующий совет штата Миссури провозглашается «преемником комиссии по высшему образованию со всеми ее полномочиями и обязанностями и будет иметь такие полномочия и обязанности в соответствии с законом».
Наиболее развернутыми являются положения о компетенции советов в Конституциях штатов Джорджия, Калифорния, Луизиана, Северная Дакота, округа Колумбия. Так, совет регентов штата Джорджия обладает в соответствии с Конституцией «исключительными полномочиями по созданию новых публичных колледжей, младших колледжей и университетов штата Джорджия с одобрения палаты представителей и сената. Такое голосование не требуется для изменения статуса колледжа, института или университета, существующего на дату вступления в силу данной Конституции. Руководство, контроль и управление университетской системой Джорджии осуществляется советом регентов университетской системы штата Джорджия ... Все ассигнования для институтов университетской системы штата будут направляться совету регентов, который полномочен размещать и распределять их среди соответствующих институтов в целях обеспечения эффективного экономичного управления университетской системой». «Совет регентов владеет, приобретает, арендует, продает, передает правовой титул и иным образом распоряжается публичной собственностью, может осуществлять право на принудительное отчуждение частной собственности в соответствии с законом, осуществляет иные полномочия в соответствии с законом», а также «принимает пожертвования, предоставляет гранты, осуществляет передачу земли, зданий и другой собственности для использования университетской системой Джорджии».
В штате Калифорния совет обладает полномочиями в сфере «организации и управления и подлежит только такому законодательному контролю, который необходим для обеспечения безопасности его фондов в соответствии с условиями капиталовложений в университет и такими конкурентными процедурами, которые могут быть применимыми к университету в соответствии с законом для обеспечения строительных контрактов, продаж недвижимости, покупки материалов, товаров и услуг». Совет «управляет и распоряжается собственностью университета, находящейся в его владении, при условии, что продажа реальной собственности университета будет осуществляться на основе обязательной конкурентной процедуры в соответствии с законом. Кроме того, совет обладает полномочиями по эффективному управлению таким трастом, в том числе полномочен выступать в роли истца и ответчика в судебном процессе, использовать
печать, передавать соответствующие полномочия комитетам, профессорско-преподавательскому составу университета, иным подразделениям. Регенты будут получать все фонды от продажи земель в соответствии с актом Конгресса от 2 июля 1862 г. и иными актами, вносящими соответствующие поправки».
Совет регентов в соответствии с Конституцией штата Луизиана (ст. 8 разд. 5) «планирует, координирует и несет бюджетную ответственность за все публичное высшее образование», полномочен пересматривать или отменять существующие программы департамента образования или сходного подразделения штата по присуждению академических степеней, одобрять, отклонять или изменять предложенную академическую программу, исследовать возможности учреждения нового высшего учебного заведения, принимать решения по созданию нового образовательного совета или переходу существующего института от одного совета к другому. «При этом совет должен представить легислатуре отчет в течение года после отчета или по истечении года с момента получения просьбы об отчете от легислатуры штата, при этом последняя может предпринять аффирмативное действие по такому предложению в форме закона, принятого 2/3 избранных членов каждой палаты. Совет вправе формулировать и пересматривать мастер-план для высшего образования штата (как минимум такой план включает формулу для справедливого распределения фондов между институтами высшего образования), требовать ежегодного бюджетного предложения от каждого совета высшего образования для обеспечения операционных и капитальных нужд соответствующего института. Совет направляет свои бюджетные рекомендации всем институтам высшего образования и указывает на приоритетные направления в капитальном строительстве и улучшении инфраструктуры университетских кампусов».
Совет высшего образования штата Северная Дакота создается для контроля и управления перечисляемых Конституцией этого штат штатных образовательных институтов и обладает полной властью над такими институтами, в том числе правом «предписывать, ограничивать или изменять академические курсы, предлагаемые в институтах высшего образования . передавать их работникам детали управления данными институтами . организовывать и реорганизовывать в конституционных и законодательных рамках работу контролируемых институтов и делать все не-
обходимое для эффективного экономичного управления институтами высшего образования».
Совет предписывает им «стандартные системы отчетов» и раз в два года и за шесть месяцев до начала очередной сессии легислатуры предоставляет отчет губернатору о работе контролируемых институтов. Главы вузов направляют бюджетные предложения совету, который рассматривает их и подает единый унифицированный бюджет бюджетному совету штата и легислатуре (вся процедура проводится 2 раза в год, при этом сельскохозяйственные вузы могут иметь отдельный бюджет). Совет контролирует расходы институтов высшего образования и назначает на срок не более трех лет комиссара высшего образования с офисом в г. Бисмарк, который должен быть выпускником колледжа или университета с хорошей репутацией и должен иметь навыки работы в системе высшего образования. Комиссар является главным исполнительным должностным лицом совета и будет исполнять предписанные ему советом обязанности. При этом Конституция подчеркивает прямой характер соответствующего положения, не требующего законодательного действия.
Конституция округа Колумбия подробно определяет бюджетные полномочия и полномочия совета высшего образования по распоряжению и управлению собственностью штата, а также устанавливает, что совет «осуществляет общий надзор за всеми штатными институтами высшего образования, направляет и контролирует все фонды и ассигнования и обладает другими полномочиями и обязанностями в соответствии с законом».
Таким образом, наиболее распространенными полномочиями советов являются руководство (надзор, контроль, управление) институтами высшего образования (как прямо перечисленными, так и определяемыми лишь категориально), назначение президента университета, контроль в отношении академических программ, а в некоторых случаях внутренней структуры (в Конституциях штатов Гавайи, Невада) и контрактов с преподавателями (в Конституции штата Миссисипи), финансовые и бюджетные полномочия, полномочия управления и распоряжения собственностью университетов (в частности землями), принятия решений по вопросу о создании, реорганизации и ликвидации институтов высшего образования.