25. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе: В 2 т. Т. 2. М., 1890. С. 161.
26. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. XIX вв. Махачкала, 1959. С. 21.
27. Османов Г.Г. Указ. соч. С. 161-162.
28. Полевой материал, собранный в сел. Кандик.
29. ЦГАРД. Ф. 90. Оп. 2. Д. 21. Л. 2; Ф. 126. Оп. 2. Д. 72 "г". Л. 2.
30. ЦГАРД, Ф. 150. Оп. 1. д. 46. Л. 4.
31. Магомедов P.M. Указ. соч. С. 214.
32. ЦГАРД. Ф. 126. Оп. 2. Д. 71 "а". Л. 3.
33. Рамазанов Х.Х. К вопросу о рабстве в Дагестане // У3 ИИЯЛ. Т. 9. 1961. С. 157.
34. ЦГАРД. Ф. 126. Оп. 2. Д. 72 "г". Л. 1.
35. ЦГАРД. Ф. 90. Оп. 2. Д. 21. Л. 1.
3 сентября 2006 г.
КОНСТАНТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА И МЕНТАЛИТЕТА
ИНГУШЕЙ
З.М.-Т. Дзарахова
Константы национального характера и менталитета народа формируются издревле, на протяжении длительного времени.
Каждый народ имеет передающиеся из поколения в поколение представления о том, какие события в его истории были наиболее существенными, какие факторы более значимыми, какие ситуации наиболее типичными. Передаваясь из поколения в поколение, они концентрируют в себе пережитый народом исторический опыт, выражают устойчивые представления народа о себе, своей исторической судьбе. Устойчивые социально-психические качества и черты характера народа представляют менталитет. Он выработался исторически и генетически.
Менталитет - это конкретное, культурно обусловленное проявление национального мышления. Складывается он во взаимодействии с традициями, обычаями и культурой определенного социума [1]. На менталитет могут оказывать влияние эпоха, географические факторы, социальные отношения. Это и «своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся "коду" в любых обстоятельствах, не исключая катастрофические» [2], - говорит И.К. Пантин.
Дзарахова Зейнеп Магомет-Тагировна - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии Ингушского государственного университета, докторант ДНЦ РАН, заместитель министра по связям с общественностью и межнациональным отношениям Республики Ингушетия.
В последнее время понятие "менталитет" стало наиболее употребляемым в исследованиях философов, психологов, культурологов. Использование термина "менталитет" Р. Эмерсоном датируется 1856 г. [3]. В. Понамарева считает, что "менталитет - это те духовно-нравственные, культурные и мировоззренческие ценности, которые следует понимать и уважать" [4], И. Дубов уточняет, что: "... менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, выражаясь, прежде всего, в стереотипах поведения, к которым тесно примыкают стереотипы принятия решений, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив" [5]. В философской литературе существует мнение, согласно которому менталитет "отражает определенный образ мышления, общую духовную настроенность человека, группы на соответствующие ценностно-нормативные ориентации" [1, с. 10].
Часто понятия "менталитет" и "мен-тальность" используют без каких-либо оговорок, но некоторые авторы считают, что "под ментальностью следует понимать частичное, аспектное проявление менталитета, не столько в умонастроении субъекта, сколько в его деятельности." [6]. В утверждении понятия "ментальность" в научной лексике сыграли роль М. Блок, Л. Февр [7] и др.
национальный менталитет является частью национальной культуры. Важным источником изучения ментальности этноса является духовный опыт народа, который выражается в традициях и обычаях. Основным источником изучения ментальности является
их культура. А.Б. Есин считает, что в каждой культурологической системе есть ценности и характеристики, которые являются ключевыми в национальном характере [8]. Так, у ингушей есть издревле сложившаяся культура нравственности - эздел ("благородство"), определяющая мотивы действий и вырабатывающая оценки деятельности индивидов. Составляющими эздел являются - денал, эхь, яхь, сабар (сила воли, скромность, доброе соперничество, внутреннее спокойствие) и другие категории. Наличие у ингушей хаьша ц1а (отдельное помещения для гостей) - энак, выражающий гостеприимство. Есть этикетные знаки возрастного старшинства - за столом, во время приветствия, во время передвижения, общения... От своего народа человек получает все: язык, социализацию, культуру, цивилизацию, обустроенное пространство и конкретную эпоху. Через знание родного языка становится возможным включение человека в мир национальной культуры, усвоение им опыта и знаний предшествующих поколений, освоения присущего культуре миропонимания и поведения.
В определениях менталитета и национального характера встречаются одни и те же составляющие в различных сочетаниях. в национальном характере проявляются такие психологические особенности нации, как склад ума, характер реакции на внешний мир, эмоциональные и другие признаки. Каждый народ формирует собственный круг идей, который определяет содержание его культуры.
Изучение национального характера -сложный процесс.
национальный характер любого народа представляет собой целостную систему со свойственными чертами, доминирующими в побуждениях, образе мыслей и действий, в культуре, стереотипах поведения, свойственных данной нации. национальный характер достаточно устойчив. Преемственность его обеспечивается социальными средствами передачи общественно-исторического опыта поколениями.
национальный характер называют и психическим складом этноса. Это представление народа о самом себе, и складывается оно не по отдельным личностям, а по специфическим для этнической общности социально-психологические чертам. Проявляется характер в традициях и обычаях, в повседневной практике.
Изучение древних пластов культуры позволят многое объяснить в современной жизни народа и в его реакциях на те или иные социокультурные преобразования. Первым предпринял попытку исследования национального характера ингушей чах Ахриев. в последующем не было исследований по этой теме. Но, так или иначе, не ставя такой цели, кавказоведы касались национальных особенностей характера. описывая традиции, обычаи и нравы горских народов, исследователи пытались уловить национально характерное и отличающее народы друг от друга.
Ингушский народ не утратил своих основополагающих принципов этнической культуры, что дает ему возможность понять необходимость воспринимать как гарант стабильности единство всех слоев общества, независимо от интересов и взглядов. только следуя принципам единства и солидарности, ингуши могли обеспечить историческое выживание своего этноса в сложнейших катаклизмах их исторической судьбы. общество подтягивает индивидуальное, призывая его к жизни более достойной, с тем чтобы это индивидуальное могло приобщиться к существующим в нем нормам социального поведения и в конечном счете получить признание этого общества. стремление к постоянному единству было главной идеей, сохранявшей народ, без которого эта социальная общность не мыслила своего существования. "Адамий барт кхерийла ч1оаг1аг1а ба" (Единство народа крепче камня), - говорят в народе. Предостережением служат слова: "Барт бехача дезалах вай лорадолда" (сохрани нас от не знающих согласия потомков). эти слова актуальны всегда. только в условиях единства становится возможным сохранение "национального лица".
высокий уровень этнической консолидации обеспечивал народу сохранение его этнокультурной самобытности и этнического самосознания. К этому предки ингушей пришли еще в домонгольский период, и уже в последующей истории ни условия крайнего малоземелья, ни попытки политического и духовного порабощения не могли разрушить их культуру.
По мнению первого ингушского этнографа ч. Ахриева, консолидации ингушского общества, поддержанию в нем самобытности способствовало уважение к старейшинам ингушских тейпов. тейповые отношения в
ингушском обществе строятся на уважении, доверии и почитании старейшин. Отношения как внутри рода, так и между родами регламентировал институт старейшин. Патриархальные традиции ингушей, сложившиеся еще в древности, обязывали к дисциплине. Существовал институт "Мехк-Кхел" ("Совет страны"), являвшийся высшим органом управления. Собирался совет, как правило, в окрестностях почитаемого храма Тхаба-Ерды... "В уездах их есть по старшине, которых сами выбирают, и сии старшины вместе с кадием или духовным главой все ссоры прекращают. Ежели старшины им не нравятся, то они опять их низвергают. Они не находятся ни под чьим владением, не платят никому подати, и понеже от такой гористой земли прибыли надеяться не можно, то никто и не старается учинить их своими подданными", - писал русский офицер немецкого происхождения Иоганн Густав Гербер [9]. Находясь в окружении "сильных, различных, неродственных народов.. ингушам необходимо было усиленнее обращать внимание на самозащиту, а с нею - на состояние своей военно-оборонной мощи, выразившейся позже культивированием в нравах храбрости." [10], - пишет М. Ба-зоркин.
Особенностью ингушского сознания является убеждение в том, что себя, свою культуру он создал сам, и она быть иной не может. Каждый народ живет на определенной географической территории, оказывающей непременное влияние на развитие этноса, и его функционирования. Приметы воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда и предметов быта. Климат во многом определял особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур. От природных условий зависят и средства транспорта. Состав местной растительности определяет материал, из которого строят жилища, и его виды. Природно-климатические условия, безземелье требовали больших затрат на проживание (одежду, питание, утепление жилища). И в то же время, как писал Чах Ахриев, "климатические и вообще физические условия местности, занимаемой ингушами, были весьма благоприятны для развития крепкого телом и духом" [11] человека.
Ингушское общество осознанно создавало такую систему культурных ценностей,
которая не приемлет неличностей, задавало определенный тон созидательной роли индивидов. В горах человек не мог позволить себе не считаться с нормами установленного порядка. "В горах - вендетта. Никуда не девается добро и зло, действует их накопленная энергия" [12]. Негде спрятаться и некуда переселиться. Изгнанный из своей общности мог быть принят другой фамилией, но и через поколение за ним оставался статус принятого на поселение человека. Аккумулированная энергия мыслей и дел каждого человека эхом отдается через поколения в ингушском обществе и сегодня. Здесь каждый шаг человека на виду, поэтому здесь действуют такие "правила поведения людей, которые учитывают особенности этого необычного их Космоса" [13].
Характерные особенности географической среды оказывают определенное влияние и на формирование духовной культуры этноса, его психический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения, привычках, обычаях, в которых проявляется быт народов. Географическая среда находит отражение и в этническом самоназвании. Именно ландшафты этнической территории ассоциируются в сознании людей с родной землей. Некоторые элементы ландшафта в сочетании с топонимикой* становятся своего рода символами этнической принадлежности.
Природные условия влияют и на историческую судьбу народа. Под влиянием географической среды формируются отличные от других мировосприятие и менталитет. Столетиями получаемая информация о среде своего обитания закладывается в генетической памяти народа. В народе отражена его национально-образующая связь с географической территорией, историей, культурой и особенно с традициями почитания. Так, к примеру, историческое событие - вхождение Ингушетии в состав России происходило вблизи крупного населенного пункта ингушей в селении Ангушт в марте 1770 г. Топонимика засвидетельствовала это событие: поляна, на которой собирался народ на это важное событие получила название "Барт босе" (поляна согласия).
Влияние географической среды наглядно проявилось на менталитете во времена депортации народов в Среднюю Азию и Казахстан в середине ХХ в. В новых географических и
* Например от названия селения Ангушт ингуши имеют русское название.
природно-климатических условиях, исторически отличающихся от тех, в которых формировалась их культура, менялись акценты в проявлении характера и поведения народа. На генетическом уровне срабатывал инстинкт самосохранения, и в критической ситуации люди черпали свои силы в прошлом, в традициях и обычаях, сложившихся тысячелетиями. в условиях общественного самоконтроля "природная оригинальность и мощь народного характера обеспечивают ему хранение своеобразного национального лица." [14]. Как справедливо заметил В.Д. Попов, "у каждого народа есть свой особый духовный внутренний мир, отражающий его социальные, географические, этнические, языковые и другие особенности. чем лучше психологическое здоровье народа, тем он сильнее духом" [15].
Жизнеутверждающие начала и здоровый дух нации проявились в том, что, пройдя через многие лишения и унижения, ингушский народ через свою этническую культуру продолжал жить по принципу "не озлобиться". "Денал дола сага къахетамег1а ва, зовза сага къиза ва" (Мужественный человек благороден и жалостлив, трусливый - жесток) - такова философия жизни народа, призывающая быть всегда выше обстоятельств и сохраняющая человеческое в человеке.
обладая горским нравом, имея собственную форму управления, ингуши никогда не были в рабстве. "Храбрость воодушевляет их крепкие и энергичные тела; здравомыслие направляет их чувства" [16], - писал кавказовед И. Бларамберг. в этих словах - характер горцев традиционного общества, связанного военизированной организацией общественной жизни. модель специфических особенностей национального характера ингушей образно передал Д.Д. Мальсагов в поэме "Поток Арм-хи":
Мчится поток в ущельях;
Как и он сам - свободными,
(парадигма свободы в сознании ингушей)
Как и он сам - могучими,
(стремление достижения стойкости духа
подстать духу природы)
Как и он сам - в несчастье
(общая тревожность)
Гордыми, непреклонными,
С пламенными сердцами
(готовность к защите)
Вынянчил горных соколов,
Быстрых в решеньях - соколов,
(указывается на решительность в момент опасности)
Грозных в сраженьях - соколов, (опасность психологически снимается) Наших джигитов - соколов! [17]. (стереотип закрепляется, задается алгоритм достойного поведения) (выделено мной. - З.Д.).
У ингушей сильно развито чувство собственного достоинства, аристократической гордости, переходящей порой в самовлюбленность. в устном народном творчестве народа эта национальная особенность характера находит свое отражение, в призывах не возгордиться во время успехов, и не быть пессимистом во время беды: "дика деча сонта ма вала, во деча воха ма воха". чувство собственного достоинства - это взвешенность поступков в самых различных обстоятельствах. это отнюдь не горделивость, а повышенное требование человека к самому себе, не позволяющее ему быть сторонним наблюдателем жизни общества. оно дает человеку возможность сохранять способность критически оценивать каждый свой шаг и трезво смотреть на совершаемые им действия. это помогает избегать самости и гордыни.
этнограф и публицист чах Ахриев придавал большое значение этническим формам бытия ингушей, и с этой целью изучал этно-генетические предания, праздники и нормы обычного права. с большим уважением и тактом относился он к старейшинам ингушских тейпов. в своих работах "Ингуши. Их предания, верования и поверья", "о характере ингушей", "Присяга у ингушей", "об ингушских женщинах" [11] этнограф попытался зафиксировать особенности ингушской самобытности для истории. "Ингуши, по природе своей, как и большая часть кавказских народов, очень общительны, доверчивы и гостеприимны" [11].
Национальный характер и менталитет ингушей нельзя рассматривать в отрыве от северокавказской культуры, ибо совместное проживание на одном этнокультурном пространстве интегрировало многие черты характера горских народов. северокавказские исследователи - этнографы, историки, филологи так или иначе описывали характерные черты своего народа. Адыгский писатель и просветитель А.-Г. Кешев [18] в своих размышлениях ставил вопрос о влиянии религии (ислама) на традиционное адыгское общество и их нацио-
нальный менталитет. О народных обычаях и традициях кабардинцев и балкарцев пишут А.И. Мусукаев, А.И. Першиц [19], дух народной культуры показала М.Б. Гуртуева в своей работе "Этнопедагогика карачаево-балкарского народа" [20], о национальном самосознании пишет Ф.С. Эфендиев [21], о традициях и обычаях осетин - Б.А. Калоев [22], о традиционной культуре чеченцев - И.Ю. Алироев [23], значение культа камня в народном сознании ингушей и его отражение в национальном характере исследовал М.М. Зязиков в работе "Традиционная культура ингушей: история и современность" [24] и др. Культ камня проходит красной линией через нарсткие сказания, как свидетельство необычайной физической силы и крепости духа горцев.
Наряду с общими чертами характера горцев, отраженными в менталитете народа в нем есть черты неизменные, постоянные, исчезновение которых означало бы попросту исчезновение этого этноса. Определить суть менталитета народа может помочь, в первую очередь, фольклор, как объективное свидетельство народа о самом себе и непосредственное выражение его духа. Произведения устного народного творчества представляют собой коллективное творчество народа, прошедшее через века, из поколения в поколение. Фольклор демонстрирует социальный, этико-философский опыт народа. В каждом фольклорном тексте, в благопожеланиях можно обнаружить эти знания. В пословицах и поговорках сконцентрирован национальный опыт моральной оценки поступков и действия на основе этой оценки.
Значительным памятником устно-поэтического творчества северокавказских народов являются нартские сказания. В образы нартов вкладывались идеальные черты и этнографические особенности породивших их народов. В одном ряду с лучшими образцами мирового героического эпоса стоят нартские сказания ингушей. Одним их таких идеальных образов у ингушей является Калой-кант. В сказаниях о Калой-канте Л. Семенов обнаруживает параллели с древневавилонской (идущей от шумер) поэмой о Гильгамеше. Одновременно с этим обобщенным образом Калой-канта Л. Семенов сближает его с другим древним героем - библейским Самсоном. Также прослеживается связь этого ингушского мотива со средневековым романом "Тристан и Изольда" [25].
Этническая культура ингушей имеет отношение к самым разным культурным и конфессиональным традициям: языческой, христианской, малоазийской, евразийской, мусульманской. Религия вызывала изменения индивидуальных мировоззрений и мироощущений. До сих пор не вполне ясны некоторые аспекты исламизации народов Северного Кавказа. Исламизация ингушского народа проходила в середине XIX в., но "еще до возникновения здесь ислама социальный порядок уже регулировался особым кодексом, то есть интернализированной системой ценностей, вершиной которого является понятие чести..." [26]. Культура народа, выработанная тысячелетиями, явилась основанием для освоения ислама. Ислам так и не смог изменить национальный характер ингушей, преобразовать их ментальность и стать единственным регулятором общественного порядка. Многое из того, что сформулировано в исламе, уже имелось в народном сознании и явилось дополнением, сакрализующим этику и мораль [21, с. 89].
В генах ингушского народа заложен выработанный тысячелетиями код взаимопомощи, терпимости, добра, совести, долга. Не возникало в сознании горцев желания призвать на помощь других. У ингушей не было и нет нищенства, бродяжничества и попрошайничества, что отмечали многие ученые-краеведы. Характер немещанской мен-тальности обуславливал готовность ингушей в любое время прийти на помощь к тому, кто оказался в беде, не требуя вознаграждения. Элементы стоицизма прослеживаются в содержании культуры ингушей, в том, как заложенные в ней основы помогают человеку преодолевать пассивность, превращают его в активного участника традиционных действий, не терпящего созерцательности. Последующие поколения перенимают эти культурные образцы.
В прошлом "каждый старался быть образцом в знании обычаев, поведении, умении сказать слово, встретить и проводить гостя" [19, с. 166]. Не приходилось задумываться над тем, что является основным в жизнедеятельности. Требования установленного порядка действовали во всем. Благопристойные характеристики в адрес человека одновременно адресовались и семье и фамилии. Поэтому, в прошлом сильнее, но и сегодня как предупреждение и напутствие пожелание: "Тха юхь
ма йага ела хьа", т. е. "сохрани лицо". Аналогичные традиции встречаются в китайской, японской культурах.
в некоторой степени ушли в небытие времена, когда за поступки человека отвечала фамилия, но и ныне с семьи не снимается ответственность за нравственные поступки ее членов.
следование всем требованиям национальной культуры столь значительно, что человека характеризуют "эздий саг", т. е. "благородный человек". эту же характеристику могут заменить словами: "г1алг1а ва" (букв. ингуш он), "саг ва" (человек), т. е. "человек", "ингуш", "благородный человек", которые понимаются как равносильные понятия. Аналогичные явления встречаются и в культуре народов Северного Кавказа, и мира в целом. так, у адыгов понятие "адыгаге" понимается как "человечный", что означает "высоконравственный человек, следующий требованиям адыгского этикета". И если хотят пристыдить человека, то обращаются к нарушителю адыгского этикета: «"Разве ты не адыг", т. е. здесь обращение переводится так: "Разве ты не человек?"» [13]. Быть человеком - главное требование, объединяющее народы независимо от национальности и вероисповедания.
Мудрость народа гласит: "Къонах во-ацачун ди дац, ди доацачун дош даца, дош доацара саг вац" (Силу духа имеет мужчина; волевой мужчина держит слово; умеющий держать слово есть человек). "Деша да хила ди деце, дош ма ле" (Не давай слова, если нет духа его сдержать), - считают ингуши. через призму достоинства понимается верность данному слову. ответственность, верность слову как безусловность не бывают напоказ, эти черты сокровенны. "Ший деша да ва из", - говорят в народе, что в переводе означает "он хозяин своего слова", в значении "надежный", "человек чести". Для человека благовоспитанного "общественное мнение" является "пружиной чести". Не показное, а внутренне высокое чувство светскости придавали особый лоск поведению.
Ингушское общество можно назвать во многом патриархальным. Слово "патриархальность" понимается как добрые взаимоотношения между людьми. Уважительное отношение к родителям и забота о них являются святым долгом. все члены семьи - сыновья, дочери, снохи, внуки с почтительностью относятся к старикам. "Боккхинах чу бола цьа - д1аха ц1а
да", т. е. дом, в котором есть старики, - богатый дом.
Уважение к старшим людям проявляется, прежде всего, в том, что самые значительные вопросы в жизни семьи, общества ингуши не решают без их непосредственного участия. общество, считаясь с самой старшей по возрасту социальной общностью, активизируя их социальную роль, тем самым способствует их комфортному чувствованию в обществе, содействует долголетию.
во взаимоотношениях ингуши стараются избегать острых конфликтов, неприятных сцен, шумных споров и резких слов. С детства они обучены тому, что нельзя оскорбить, унизить человека, умалить его в собственных глазах. Изучавший нравы народов Кавказа в 1830-1832 гг. исследователь И. Бларамберг писал: "Ингуши считают оскорбление словом самым чувствительным из оскорблений." [16]. они знают цену уместному, обдуманному слову, не употребляют оскорбительных и непристойных выражений.
в ингушском обществе поражает в высшей степени уважительное отношение к людям знания, к образованным людям. Ничто в человеке так не ценится, как его ум и такт, которые являются критерием оценки человека. "Лоамаш сийрдадоах малхо, саг - хьаь-къало" [27] (горы озаряет солнце, человека украшает ум), - гласит народная мудрость. Если человека характеризуют как "хьаькъало дола саг" (умный человек), то под этим имеют в виду знания, терпение, сдержанность. "1алама саг оамал йолаш веце цунна 1илма дов", "если ученый человек не тактичен с людьми, обесценивается его ум", - говорят в народе. Мысли просвещенных людей должны гармонировать с народом, не отрываясь от него. такие качества, как "рассудительность, спокойствие, умение себя держать и контролировать" [19, с. 215], ценились и ингушами и соседними народами. человек, умеющий мыслить, анализировать сохраняет равновесие духа в любых ситуациях жизни. Значение просвещения и образования поддерживается и религией. Для постижения глубины ислама нужны знания, а по традиции ингушей, день, прошедший без получения нового знания, потерянный день.
в сознании ингуша заложен некий идеальный образ себя, в стремлении к которому он поднимается в самосовершенствовании. Собственное несоответствие идеальному
вызывает массу порицаний в его сознании. Внутренний мир человека сильнее влияет на его поведение, чем внешняя среда. Внешняя культура демонстрирует "внутреннюю дисциплину". "Дисциплина ума дает умственное развитие, дисциплина воли и чувств облагораживает характер" [28].
Ингуши большое значение придают родственным связям. Каждый ингуш - одно целое в близкой системе родственников, в нравственном ответе за взаимоотношения с соседями. Он не замкнут в узком семейном кругу и не видит необходимости что-либо менять. В сознании ингуша отсутствует образ врага в лице соседа, который мог бы иметь какие-либо негативные качества. Следовательно, в его сознании не возникает готовности к самообороне относительно близкого соседа, которую можно было бы назвать борьбой добра со злом. А ведь "именно культура, создаваемая этносом и есть та ценность, относительно которой человек" [29] измеряет действия и поступки людей.
Национальная культура ингушей, подобно роднику, питает человека, формируя в нем черты характера, присущие его представителям. Культурные традиции сохраняют принятые в этнической среде нравственные устои и нормы поведения, чувство национального достоинства и долга по отношению к своему народу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Смирнов Ю.Б. волюция и особенности ценностно-нормативных ориентаций западно-европейской и российской ментальности: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 1995. С. 11.
2. См.: Ханаху Р. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Ростов н/Д, 2001, С. 80.
3. См.: Шкаратан О.И., Коршунов А.М. Технологический переворот и судьбы молодых. М., 1989. С. 177.
4. Понамарева В.В. Современные тенденции языкового образования // Московская междунар. науч.-практ. конф. М., 1999. С. 5.
5. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 22.
6. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. № 3. С. 32.
7. Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М., 1986; Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
8. Есин А.Б. Введение в культурологию: Учеб. пособие для студентов вуза. М., 1999.
9. Гербер И. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря, 1728 // История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв. Архивные материалы / Под ред. М.О. Косвена и Х.-М.О. Хашаева. М., 1958. С. 103.
10. Базоркин М.М. История происхождения ингушей. Нальчик, 2002. С. 66.
11. Ахриев Ч.Э. Избранное. Назрань, 2000. С. 169-170.
12. Гачев Г. Национальные образы. М., 1988. С. 417-418.
13. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997. С. 43.
14. Лосский Н.О. Характер русского народа: В 2 кн. Кн. 2. М., 1990. С. 44.
15. Попов В.Д. Психология и экономика. М., 1989. С. 25.
16. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992. С. 25.
17. Мальсагов Д.Д. Избранное. Нальчик, 1998.
18. Кешев А.Г. Характер адыгских песен // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980.
19. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.
20. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1997.
21. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999.
22. Калоев Б.А. Осетины. М., 1971.
23. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный, 1994.
24. Зязиков М.М. Традиционная культура ингушей: история и современность. Ростов н/Д, 2005.
25. См.: Дахкильгов И. Рукопись "Русские ученые и ингушский фольклор" // 235 лет Ингушетия в составе России. М., 2006.
26. Аркун М. Личность в исламе // Социологические исследования. 1989. № 2. С. 104.
27. Дахкильгов И.А. Мудрые наставления наших предков. Нальчик, 2000. С. 87.
28. См.: Колесов А.В. Нравственная ценность этикета: Дис. ... д-ра философ. наук. М., 1995. С. 4.
29. Алиева Р.М. Мораль и нравственность в этно-культуре. СПб., 1992.
3 сентября 2006 г.