ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Суанова Зарема Сергеевна, доцент кафедры экономической теории Северо-Осетинского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент.
Аннотаиия. Хозяйственные идеи просветительской интеллигенции представляют исторически новую, буржуазную форму экономического мышления, включают особое понимание базовых ценностей хозяйственной культуры: труда, собственности, богатства, практицизма, предприимчивости.
Ключевые слова: интеллигенция, этика труда, хозяйственный менталитет.
ETHNIC ASPECTS OF ECONOMIC CULTURE OF NORTHERN CAUCASUS
Suanova Zarema Sergeevna, the senior lecturer of faculty of the economic theory of the North-Osetiya state university, Cand.Econ.Sci., the senior lecturer.
Annotation. The economic ideas of the mountain peoples' intelligentsia of XlXth c. include the particular comprehension of the fundamental values of economic culture: labor, ownership, richness, practicism, enterprise. Upon their opinion an integration of the peoples of the North Caucasus in Russian economic and cultural space hasn't been possible without radical reformation of labor ethic.
Keywords: Intelligentsia, labor ethic, economic mentality.
Выбор способа реформирования экономической системы требует внимания к историческим основам и традициям хозяйствования в России и ее регионах, предполагает изучение различных пластов экономической культуры, сформированных народами страны. В этой связи определенный интерес вызывает общественная мысль горских народов в XVIII-XIX вв., ее сосредоточенность на теме судьбы Северного Кавказа в составе России, его экономическом устройстве. Исторические условия столкновения народов Северного Кавказа с капитализирующейся Россией поставили горские общества перед необходимостью модернизации, обновления экономики, социальных отношений, повседневного быта широких народных масс.
На протяжении длительного исторического периода в регионе господствовали натуральнохозяйственные отношения. Основу хозяйства составляли земледелие и скотоводство, заметное место занимали различные отрасли домашнего ремесла, часть из которых обнаруживала тенденцию к отделению от сельскохозяйственного производства (металлургия, каменное зодчество, ювелирное дело и т.п.).
Дефицит регулярных и широких торгово-экономических контактов с развитыми странами сдерживал процесс формирования социальной верхушки и сосредоточения в ее руках нитей управления. Система вооруженных набегов за добычей, элементы военной «горской экспансии» не компенсировали иных форм взаимоотношений. Эти и другие причины питали у большинства северокавказских народов цепкость патриархально-застойных форм экономики и общественного быта.
С XVIII века открываются важные перспективы для дальнейшей жизни северокавказских народов. Огромное значение имело освоение в XVI-XVIII вв. житницы региона - плоскостной территории, проходившее в тесной связи с процессом вхождения народов региона в состав России.
При разной степени развитости общественных отношений у народов Северного Кавказа наличествовал некий общий культурно-экономический тип, присущий как горным обществам с их «архаичными» военнодемократическими институтами, так и равнинным регионам, где существовали феодальные отношения. В основе такого типа - переплетение исторического опыта хозяйствования, сопоставимость орудий труда, родство институтов социальной жизни.
Одним из социальных институтов, характерных для всех народов Северного Кавказа, был институт набега. Наряду со скотоводством и земледелием, важным средством экономического выживания являлось насилие в форме вооруженного набега с целью захвата людей, скота, имущества и других ценностей. На протяжении всей гряды гор Большого Кавказа, от побережья Каспийского и до Черного морей не было уголка, где бы не занимались набегами в виде особого ремесла - вполне сложившийся и устойчиво развивающийся отрасли экономики [1]. Военное дело, военное ремесло, «индустрия» набега по своей доходности превосходили другие формы деятельности .
Таким образом, хозяйственная этика Северного Кавказа приобрела свою специфику. Ее можно определить как своеобразный культ добычи. Общественная идеология была пронизана культом героя-добытчика. Огромную роль в идеологическом воспитании горской молодежи в соответствующем духе играл народный, прежде всего, песенный фольклор, прославлявший набеги и добычу.
Историческое «увядание» института набега связано с окончанием Кавказской войны и ее драматическими последствиями - экономическим кризисом, голодом, эпидемиями - и трагическим эпилогом - переселением части горского населения в Турцию.
Включение Дагестана, Чечни, Черкесии в имперскую систему России после окончания Кавказской войны (1859, 1864 гг.) открыло новую страницу в политической, культурной и хозяйственно-экономической истории горских народов.
Реформы 60-70-х гг. XIX в. осуществлялись на Северном Кавказе после завершения Кавказской войны и оказали мощное модернизирующее воздействие на традиционно сложившуюся социально-политическую и хозяйственную систему северокавказских народов. Аграрнокрестьянская и административная реформы преследовали цель устойчивой интеграции северокавказских обществ в социально-политический и экономический организм Российской империи, переживавшей период обновления политической и общественной жизни.
Начиная с 60-х гг. XIX в. происходит заселение и освоение равнинных земель, начинается производство продуктов на продажу. Владикавказская железная дорога соединила Северный Кавказ с Центральной Россией и
Бизнес в законе
4'2009
содействовала ее включению во всероссийский рынок. Северный Кавказ медленно начал менять свой хозяйственный облик. Первые представители региональной интеллигенции ясно видели социальноэкономическую отсталость своих народов, отсутствие в регионе необходимых начатков цивилизации и культуры - национальной письменности, светских школ и др.
Творческая активность просветителей была ориентирована на преобразование хозяйственной деятельности своих народов, утверждение новых взглядов на труд, собственность, богатство, предприимчивость. Одним из крупных военных деятелей и просветителей Северного Кавказа Федором (Те-мир-Булатом) Александровичем Бековичем-Черкасским был выдвинут целый ряд проектов по обновлению хозяйственной деятельности и социально-экономическому устройству адыгских народов.
В записке «Замечания касательно просьбы кабардинского народа и средств к улучшению благосостояния оного» [2] для прекращения набеговой практики и ослабления «духа удальства», предлагается наделить кабардинских дворян землей на основе права частной собственности, а также ввести государственные повинности для всех сословий и классов. Комплекс мероприятий, предложенных Бекови-чем-Черкасским, должен был сблизить общественный строй Кабарды с помещичьим строем Российской империи и заложить основы соответствующего хозяйственного уклада.
Важным условием подъема культуры и хозяйственной жизни Северного Кавказа Бекович-Черкасский считал образование и воспитание, которые являются первой и главной «пружиной» к утверждению благосостояния народа. С этой целью предлагалось построить город около Нальчикской крепости, который станет экономическим, политическим и культурным центром адыгов, центром приобщения к оседлости, с которой неразлучны трудолюбие и стремление к пользе собственной и общественной.
Ш. Ногмов, анализируя хозяйственную жизнь адыгских народов, пытается понять причины невысокого уровня экономического развития народов Кавказа. Высокая адыгская этика труда в прошлом, по мнению Ногмова, - это не только продукт национальной жизни, но и результат интенсивных межнациональных контактов, цивилизующего влияния средневековой византийской культуры. Но византийские ремесла, развитые формы урбанистической и сельскохозяйственной деятельности не закрепились в суровом кавказском крае. Отсутствие единой государственности, национального единения и сплоченности сделали адыгов беззащитными перед ударами многочисленных могущественных врагов, повели к экономической деградации, падению трудовой этики.
Хозяйственные проблемы и экономические перспективы адыгских народов - в центре внимания труда Султана Хан-Гирея «Записки о Черкесии», где одна из частей книги называется «Промышленность» [3]. Здесь Хан-Гирей дает интересные сведения об уровне развития земледелия и скотоводства, крестьянских промыслов и ремесел.
Главным препятствием в деле укрепления экономического благосостояния адыгских (и всех северокавказских народов) Хан-Гирей считает отсутствие
гражданского правопорядка, господство феодальной междоусобицы и анархии. Не могла в условиях войны и постоянных набегов развиваться и торговля. Нужно создать в регионе свои сословия купцов и ремесленников, для чего подойдут свободные крестьяне. Но для того, чтобы торговля набрала обороты, ей необходима правительственная финансовая поддержка. Особые надежды -на просвещение, открытие светских школ и училищ.
В период проведения модернизации социальноэкономических основ жизни горских народов возникает необходимость формирования новой хозяйственной культуры. Горское свободное крестьянство должно было стать социальной основой нового, современного хозяйственного уклада.
Культурные основы «набеговой экономики» коренились в неизмеримо более высоком общественном статусе военной добычи по сравнению с тем, что добыто трудом крестьянина. Труд пахаря, скотовода, труд вообще как социальная ценность занимал более низкое положение в ценностной иерархии горца, чем высшие социальные ценности, связанные с воинскими добродетелями. Поэтому требовалась поддержка всего, что представляло духовно-культурную ценность труда. Это определило общественную позицию председателя Терской сословнопоземельной комиссии Д. Кодзокова, в период проведения земельной реформы отказывавшего горскому дворянству в земельных участках.
Д. Кодзоков был успешным предпринимателем, устроившим несколько опытно-показательных хозяйств [4]. В противовес уходящей в прошлое «набеговой экономике» его опытные хозяйства, школы и училища наглядно демонстрировали преимущества продуктивного, динамичного, основанного на современных технологиях производства, строили новую реальность.
У. Лаудаев и Ч. Ахриев исследовали хозяйственную культуру чеченского и ингушского народов, придя к выводу о необходимости изменения традиционной хозяйственной психологии [5]. Застой, лень, рутина в хозяйственных занятиях связаны с «праздно-воинственным» образом жизни мужской части населения, возлагающих значительную часть полевой и домашней работы на женщин [6]. В условиях пореформенного развития такое пренебрежительное отношение к производительному труду могло стать причиной хозяйственной деградации целого этноса, лишало его возможности приспособиться к новым экономическим реалиям.
Импульсы к обновлению хозяйственных навыков могли прийти только из России. Благодаря постепенному проникновению элементов российской экономической культуры происходили позитивные сдвиги, формировалось новое отношение к труду и хозяйству, более цивилизованные формы мышления и поведения, шло отторжение всего, что связано с героикой набега и захвата добычи. Старый уклад «культуры набегов»постепенно оттесняется и уступает место новому» [7].
Особое внимание просветители обращали на человеческий фактор становления новой экономической культуры, к которому справедливо относили не только крестьянское трудолюбие, но и предпринимательский дух бывшей воинской элиты.
От социальных верхов горских обществ новая социально-историческая ситуация потребовала адаптивности и мобильности, понимания неизбежности происходящих перемен. Общественная мысль представляет свидетельство удивительных метаморфоз такого рода: это кавказские повести И. Канукова [8], в которых освещены знаменательные для Осетии процессы - формирование новых ценностных ориентиров в обществе. Представители во-
енной элиты осетинского общества, столкнувшись с новыми требованиями жизни, не только обратились к хозяйственному труду, но и принесли в сферу пореформенной осетинской экономики черты «предпринимательского духа» своих предков - решительность и смелость, отвагу и способность идти на риск.
Интеллигенты рубежа 19-20 веков (А. Ардасенов, К. Хетагуров, Г. Цаголов и др.) акцентировали свое внимание на анализе результатов развития капитализма на Северном Кавказе, последствиях этого процесса для народов Северного Кавказа. А. Ардасенов прослеживает особое качественное «переходное» состояние горской экономики в пореформенный период. Разрыв между торговой сферой и производственной; растущее имущественное неравенство, означающее главным образом массовое обнищание; «разбуженные» материальные потребности при минимальных возможностях их удовлетворения; стремительная ломка устоявшихся жизненных ориентаций и норм - таковы последствия «обуржуазивания» горских обществ [9].
А. Ардасенова интересуют адаптивные возможности северокавказских обществ. Недостаточная земельная обеспеченность, низкий уровень срединной хозяйственной культуры, неразвитость гражданских форм общежития, отсутствие целостности социального космоса - вот факторы, осложнявшие для горских народов переход к капитализму. Выход - во внедрении новых интенсивных методов агрокультуры, культивировании в народной среде установок на производительное, коммерчески ориентированное сельское хозяйство, воспитании ценностей трудолюбия и рационального хозяйствования.
И здесь главная роль отводилась образованию, без которого невозможно выживание этносов. Без помощи интеллигенции, приобщающей горцев к знаниям, осуществляющей глубокую переработку, переориентацию горских культур, северокавказским народам не вырваться из «переходного состояния». Стихийное развитие приведет к дезинтеграции народов, гибели самобытных культур, деморализации и криминализации общества.
Для всех северокавказских просветителей характерно понимание устойчивой значимости социально-культурных, духовных факторов экономического развития. С одной стороны, они подчеркивают, что включение горских народов в цивилизованное развитие невозможно без формирования у них системы ценностей, близкой европейской, то есть ценностей труда, предприимчивости, прагматизма, рационального ведения хозяйства. С другой стороны, для устойчивого развития и стабильности общества необходимо сохранение традиционной культуры, самобытных ценностных систем, в том числе
экономических. Они понимают, что явления хозяйственной жизни имеют определенные культурные предпосылки, основываются на менталитете данного народа и общества. Просветительская мысль ищет равновесие между необходимостью более динамичного развития и сохранением горскими обществами своих национальных ценностей и идентичности .
2. Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК). 1878. Т.7.
3. Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. - Нальчик, 1992.
4. См.: Кодзоков Д. Заметка о скотоводственном хозяйстве Ставропольской губернии //Ставропольские губернские ведомости, 1869, №31; его же. К вопросу о коннозаводстве на Кавказе // Кавказ, 1869, №50; его же. Опыт наемной запашки в Терской области // Терские ведомости, 1869, №9.
5. Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Выпуск 6. Тифлис, 1872.
6. Ахриев Ч. О характере ингуш // Терские ведомости, 1870. №30.
7. Ахриев Ч. Этнографический очерк ингушского народа с приложением его сказок и преданий // Терские ведомости, 1872. №32.
8. Кануков И.Д. В осетинском ауле: рассказы, очерки, публицистика. - Орджоникидзе, 1985.
9. Ардасенов А.Г. Переходное состояние горцев Северного Кавказа. Тифлис, 1896.
РЕЦЕНЗИЯ
Рецензируемая статья написана на весьма актуальную тему. Необходимо выделить инновационную постановку проблемы исследования, а также концентрацию внимания на взаимодействии доминирующих факторов научного поля заявленной проблемы. К анализу привлечены разнообразные теоретические и методологические ресурсы, обеспечившие эффективное решение поставленной проблемы.
Среди полученных в статье научных результатов необходимо выделить новые рекомендации, востребованные на современном этапе развития пространственной экономики России. Все основные научные результаты представляются обоснованными.
Статья написана логически последовательно, хорошим литературным языком, содержит необходимую аргументацию, ссылки на источники. Считаю, что она может быть опубликована в научном журнале, рекомендованном ВАК для публикации материалов диссертационных исследований.
Рецензент, заведующий кафедрой экономики НЧОУ ВПО «Южный институт менеджмента», доктор экономических наук, профессор Ермоленко А.А.
Список литературы:
1. Блиев М. М. Россия и горцы Большого Кавказа. На пути к цивилизации. М.: УРСС, 2004.