Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования и наш опыт, наиболее слабым звеном у обучающих в медицинском вузе является их практическая подготовка. Прежде всего, это относится к формированию мануальных навыков (МН).
Проведенные нами экспериментальные исследования позволили выявить преимущества формирования МН, достоверное улучшение усвоения учебного материала у студентов, которые использовали пособия управляющего типа со схемами ООД. Последние позволяют студентам достаточно правильно выполнять те или иные экспертные приемы при исследовании трупа, создавать условия для формирования МН и доведения их до требуемого уровня.
Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что интерес у студентов к изучаемому предмету является мощным стимулом повышения качества их познавательной деятельности. Познавательный интерес представляет собой пристрастное внимание, которое избирательно ориентирует личность для выполнения определенного вида деятельности, порождает стремление овладеть им как чем-то жизненно ценным, важным и необходимым. Наличие интереса у студентов к изучению дисциплин сказывается на качестве формирования знаний, умений, навыков и на выборе будущей профессии.
Учитывая тот факт, что учебная деятельность студентов в основном ориентирована на социальную значимость специальности врача без четкого знания о характере будущей профессиональной деятельности, мы использовали методику по формированию познавательных интересов, разработанную Н.Н. Костюковым (1991). Исследование состояло из двух этапов: констатирующего эксперимента (КЭ) и формирующего эксперимента (ФЭ). В задачу их входила проверка значимости для создания у студентов предмета судебной медицины в их будущей профессиональной деятельности, а также степени интереса к нему.
• Полученные результаты исследования подтверждают эффективность предлагаемых способов направленного и планомерного формирования познавательных интересов у студентов, что в конечном счете дает возможность управления их профессиональной деятельностью.
Таким образом, нашими исследованиями убедительно показано, что одним из основных моментов повышения эффективности учебного процесса и качества выпускаемого специалиста-медика, улучшения его практической подготовки является создание педагогически обоснованных управляющих средств и условий организации учебно-воспитательного процесса, а также создание положительной мотивации обучающихся и условий ее формирования.
SOME PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF ORGANIZATION, MANAGEMENT OF INDEPENDENT WORK BOTH FORMATION OF COGNITIVE INTEREST AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS
N.F. Nedelko, J.S. Isaev, I. V. Alekseev (The Department ofthe forensic medicine oflSMU)
In the article are presented psychological and pedagogical principles of management of independent work of students, forming in them cognitive interest and professional orientation taking into account requirements of Higher Medical School pedagogy..
© Я НОВ СКИП Л.М.
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛЕКЦИЙ - ВАЖНЫЙ ПРОЦЕСС САМООРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Л.М. Яновский (Факультет стоматологический ИГМУ, декан
проф. Л. Вяземский)
Резюме. Приводятся доводы о необходимости конспектирования студентами лекций, а также предлагаются новые подходы к решению этого вопроса.
Ключевые слова. Лекция, конспектирование, технологии.
Процесс краткого письменного изложения содержания лекции, составление ее в сжатой форме, конспектирование имеет давнюю историю. Конспектирование это знания, дисциплинированность в их освоении, приучение к определенному образу мышления, это признак трудолюбия студента, его самоорганизо-ванности, это навыки самостоятельной работы, хорошая оценка на экзамене и, в конечном счете, интерес к будущей профессии. Многие из тех студентов, которые не приучили себя к конспектированию, считают это занятие скучным и трудным. Однако конспектирование воспитывает внимательность, развивает критическое мышление, дает возможность сравни-
вать и анализировать. Студент вместе с лектором следит за ходом мысли и развитием сюжета лекции. При конспектировании обычно используются более краткие формулировки, с более простой структурой, чем в лекции.
Настоящее время это век высоких технологий, информационных компьютерных систем, интернета... Л мы попрежнему все конспектируем лекции? Возможно пришла пора переосмыслить формы педагогической деятельности, организации методической и учебной работы? Современное образование должно, наконец-то, стать компьютеризованным. Без сомнения, необходимо разрабатывать и внедрять новые методы
обучения. К сожалению, этому мешает недостаточное финансирование образовательной деятельности и потому ВУЗы вынуждены заниматься поиском внебюджетных средств для организации учебного процесса. И пока в большинстве ВУЗов «компьютерная мечта» все еще виртуальна, в реальности студенты продолжают методично писать лекции от руки. Добросовестные учащиеся еще со школьной скамьи привыкли кратко конспектировать то, что говорит педагог. Став студентами, онн пользуются конспектами для подготовки к семинарам, практическим занятиям, зачетам и экзаменам. Содержание многих учебников безнадежно устаревает. К тому же живое слово лектора воспринимается студентами лучше, чем учебник, и в конце лекции есть возможность задать вопросы, услышать на них ответы. Многие студенты лучше запоминают и усваивают материал, если записывают его за преподавателем. Потому и вести конспекты просто необходимо. Не мало среди слушателей и таких, которые механически фиксируют лекции, даже не пытаясь осмыслить те или иные их положения. Понимание сути лекции они оставляют на потом. И зачастую не потому, что не хотят размышлять над проблемой, просто времени на раздумье не хватает надо успеть записать то, что говорит лектор. Совмещать то и другое удается далеко не всем.
Для ведения хорошего конспекта студентам требуются короткие и четкие формулировки основных положений каждой темы, невысокий темп изложения материала. Во время лекции учащиеся иногда просят повторить отдельные положения, вследствие чего педагог не всегда укладывается в отведенные временные рамки и не успевает объяснить весь необходимый материал. В этом, пожалуй, главный недостаток интенсивного конспектирования: времени недостает ни преподавателям для объяснения, ни студентам для понимания. Приходится отрываться от текста лекции на показ слайдов, обращать внимание студентов на таблицы и изображать схемы на доске. Такая «гонка» приводит к тому, что в результате конспекты получаются неточными: в них содержится много искажений подлинных мыслей лектора, сокращений и аббревиатур, порою непонятных даже самому автору конспекта. Готовиться по таким записям затруднительно, а иногда и бесполезно, поэтому, чем ближе подходит время сессии, тем студенты активнее начинают искать полноценные конспекты, ксерокопируют их и тиражируют. Так что у конспектирования, как и у медали есть оборотная сторона. Записи лекций необходимы, но другие точные, выверенные, понятные студентам. К сожалению, готовых конспектов не существует.
Если бы преподаватели сами взялись готовить краткие изложения своих лекций? Кто может сделать это лучше педагога, прекрасно владеющего материалом? Есть отдельные примеры создания собственных лекций. Например, «Лекции по иммунологии» проф. Е.Г. Кирдея. Нужно ли преподавателю писать конспект за студента? Если согласиться с подобными доводами, то все должно оставаться как прежде. Л если не согласиться?
Каждый преподаватель затрачивает немало времени на подготовку своих лекций и семинаров и при
этом непременно разрабатывает небольшой конспект. Причем, чем опытнее и ответственнее педагог, тем серьезнее и кропотливее он готовится к каждому занятию: тщательно ищет наиболее четкие формулировки определений всех болезней и методов их лечения, выделяет существенные симптомы, подбирает иллюстративный материал, составляет четкие и доходчивые задания для самостоятельной работы студентов. Особое внимание уделяется разработке новых или обновленных курсов, без которых невозможно современное образование. В то же время у преподавателей есть уже готовые конспекты всех тем занятий по их предмету. Хорошие это конспекты, отвечающие всем методическим требованиям: четкое и точное сформулированное изложение основных положений лекции, включающее определение, классификацию заболеваний, клинику, диагностику, методы лечения, иллюстрации и несколько практических примеров, подтверждающих изучаемый материал.
По объему конспект не должен занимать более 2-3 страниц текста. Если он будет больше этого объема, то может потерять свою привлекательность для студентов, предпочитающих короткие, простые формы, которые легки и удобны для запоминания, что очень важно в медицинском образовании. Известно, что студенту-медику приходится заучивать сотни терминов и названий в курсах анатомии, физиологии, гистологии, химии, фармакологии, стоматологии и др. Конспекты призваны облегчить эту задачу. Поэтому желательно, чтобы формулировки в них не изобиловали сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями и были бы понятны с первого прочтения. Бесспорно, что работа над подобным конспектом для преподавателя не менее сложна, чем подготовка к лекции. Более того, зачастую после подготовки конспекта для студентов педагогу приходится вносить изменения в содержание своих лекций. У противников «студенческих конспектов» есть и такие аргументы: если учащиеся не будут сами вести конспекты, они никогда не научатся искусству конспектирования, а это повлияет на их знания. Однако, согласитесь, что связь между конспектированием и уровнем знаний весьма сомнительна. Есть и другие возражения, касающиеся непосредственно материально-технической оснащенности кафедр и чисто организационных проблем. Не у каждого преподавателя есть домашний компьютер, не все умеют им пользоваться. Да и на кафедре порой не хватает не только компьютеров и ксероксов, но даже бумаги. Кто должен заниматься распространением конспектов? Сами студенты или лаборанты? Вопросов очень много. Важно, чтобы в этих вопросах не утонули бы не только идея необходимости разработки студенческих конспектов, но и суть совершенствование образовательного процесса в целом. Выход, по всей вероятности, необходимо искать, прежде всего, в новой организационно-методической работе кафедр.
В порядке эксперимента на кафедре госпитальной терапевтической стоматологии Московского государственного медико-стоматологической университета (МГСМУ) преподаватели готовят конспекты своих лекций. Затем они ксерокопируются и предлагаются
студентам по доступной цене. Такая же практика уже используется на стоматологическом факультете Боннского университета (Германия).
Примерный расчет времени таков: подготовка конспекта двухчасовой лекции требует от педагога приблизительно четырех часов работы. Прн отсутствии у преподавателя дома компьютера необходимую оргтехнику должна предоставить кафедра. Здесь же встает вопрос обеспечения кафедр достаточным количеством компьютеров и, соответственно, появляются возражения по поводу того, что подобный учебный процесс будет слишком дорог. Но приходило ли в голову кому-либо подсчитать, во сколько обществу обходится невежество?
Однако и прн новом подходе к проблеме конспектирования лекций нас будут обуревать сомнения не снизится ли познавательная активность студентов, если мы пойдем путем формального усвоения знаний. Последнее уже давно с тревогой и озабоченностью отмечают преподаватели. Необходимо «...передавать студентам науку, а не только знания...» Эти слова Д.И. Менделеева не теряют своей актуальности и сегодня.
Очевидно в становлении личности, в обучении, в воспитании и профессиональной подготовке специалистов необходимо разумное совмещение нетрадиционных методологических подходов, новых научных направлений в педагогике высшей школы и традиционных классических.
MARING ABSTRACT OF LECTURES - AN IMPORTANT PROCESS OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS TRAINING
L.M. Ycmovsky (Irkutsk Medical University)
The present work touches the problem of making abstracts of lectures. New approaches to this problem solution are proposed.
© ГУБИНА Л.П. -
УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ, РОЛЬ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Л. П. Губина
(Кафедра бионео- и биоорганической химии ИГМУ, зав. проф. Л.С. Колесниченко).
Резюме. В рассматриваемом материале показано, что знания могут быть усвоены только в результате самостоятельной работы студентов. Передать знания нельзя, передаётся лишь информация.
Ключевые слова. Практическое занятие, самостоятельная работа студентов, организация, нормирование.
В учебно-воспитательном процессе медицинского вуза главное место занимают практические занятия, основной задачей которых является не столько закрепление теоретических знаний, полученных студентами из лекций, учебников, пособий, сколько выработка у студентов практических навыков, уменья ориентироваться в сложных ситуациях и решать различные задачи, и пользоваться различными приборами.
При построении практического занятия студентам должна быть сообщена конкретная цель занятия, её актуальность, а также чётко сформулированный план работы студентов. Не следует стремиться к тому, чтобы студенты запоминали как можно большее количество изучаемого материала. Важно, чтобы они использовали полученные знания для расширения тех пли иных задач, овладели методами практических работ.
Успешное проведение практического занятия в значительной степени зависит от создания для каждого студента рабочего места, методического пособия, набор необходимых реактивов, посуды, таблиц и т.д. Наличие хорошо оборудованного рабочего места позволяет соблюсти основной принцип обучения- индивидуальную работу студентов в его собственном ритме
Для достижения поставленной цели нужно определить исходный уровень знания студентов, которое
тесно связано с данной темой. Поэтому на нашей кафедре каждое практическое занятие начинается с написания программированного контроля. Если тема занятия оказалась для студентов трудной, непонятной преподаватель объясняет сложные вопросы, непонятные положения.
Знания могут быть усвоены только в результате самостоятельной активной деятельности студентов. Передать знания нельзя, передается лишь информация.
Для того, чтобы цель обучения была достигнута, необходимо каждую тему занятия завершать решением задач. Постановка в учебном процессе задач прежде всего нужна для формирования умений и навыков использования теоретических знаний в практических целях.
Для обучения решению задач студентам необходимо дать ориентиры, опираясь на которые онн смогли бы находить правильный результат. Для этого следует применять схемы, таблицы, обучающие программы и т. п.
Для того чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым студентом в группе, должно занятие быть построено так, чтобы преподаватель мог осуществлять контроль не только исходного, но и конечного уровня усвоения знаний, умений и навыков.