УДК 101.1 : 316 ББК 60.028
Григоров Евгений Валентинович Grigorov Yevgeny Valentinovich
доцент кафедры истории и философии Барнаульского юридического института МВД России кандидат исторических наук, доцент.
Associate Professor, Department of History and Philosophy, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in History, Associate Professor. E-mail: grigorovev@mail.ru
КОНСЕРВАТИЗМ: ВЫБОР ОНТОЛОГИИ Conservatism: choice of ontology
В статье рассматривается проблема соответствия политических идеологий определенным онтологическим концепциям. Автор показывает, что консерватизм, ориентирующийся на реальные ценности объективного реализма, представляет собой стратегию отбора онтологических, аксиологических, гносеологических идей.
Ключевые слова: идеология, консерватизм, онтология, идеал, ценность, идеализм, материализм, философия жизни.
Любая политическая дискуссия начинается с вопроса о том, соответствует ли реальное положение дел такому, которое оценивалось бы как необходимое. Отсюда следует, что каждая идеология есть концепция приведения существующего к должному. Должное в таких дискуссиях, как правило, приобретает значение идеала. Поэтому актуальными становятся следующие вопросы: существует ли идеал объективно или только умозрительно? Можно ли реализовать идеал в эмпирической реальности или он имеет значение только как недостижимый образ? Может ли идеал преобразовать мир или не имеет такой силы? Ответы на такие вопросы не могут быть найдены в рамках политического дискурса, они требуют онтологического исследования. Из этого следует, что всякая идеология реализуется в соотнесении с определенной онтологией. На эту онтологию автор может указывать осознанно или же оставаться в определенных рамках, специально не рефлексируя их [9, с. 28]. Однако без знания такой онтологии выяснить сущность идеологии нельзя. В то же время весь опыт критической философии говорит о том, что аподиктического знания по онтологическим вопросам получить не удастся, что в рамках знания проблематического позволяет различным идеологи-
In the article it is concerned the question of correspondence political ideologies to certain ontologi-cal concepts. The author shows that conservatism, guided to real values and objective realism,represents the strategy of selection of the ontologic, axiologi-cal, ghoseological ideas.
Keywords: ideology, conservatism, .ontology, ideal, value, idealism, materialism, philosophy of life.
ям чувствовать себя довольно свободно при ориентации на ту или иную онтологическую систему.
Выяснение онтологических истоков приобретает особую значимость для идеологий, разделенных на парадигмальном уровне. Примером таких идеологий выступает консерватизм и идеологии эпохи модерна, наиболее аутентичной из которых является либерализм. Наша задача состоит в том, чтобы выяснить какие представления об устройстве и сущности мира близки консерваторам.
Поиск консерватизмом истинной онтологии не беспристрастен. Ориентация на реальные ценности заставляет консерваторов выбирать определенные онтологические идеи. В основе этого выбора лежит предпочтение существующего всем умозрительным схемам. В то же время нужно понимать, что таким способом не создается специальная «консервативная философия», так как это было бы равносильно изображению одноцветной радуги. Любая развернутая философская система богаче консервативной теории, которая представляет собой лишь стратегию отбора онтологических, аксиологических, гносеологических идей.
В рамках объективного идеализма возможно утверждать, что «все действительное разумно», поскольку для Г. В. Ф. Гегеля Бытие, Абсо-
лют, Мысль тождественны. Мир чувственный, эмпирический, в том числе и социально-политический, производен от Мысли, вторичен, является частью процесса самопознания Абсолютного Духа. Политические институты могут быть действительными, то есть соответствующими своему понятию, а значит, совершенными [1; 2, с. 312]. Здесь у консерватора возникает сомнение в том, могут ли такие институты развиваться. Возможно ли вообще развитие совершенного? С другой стороны, абстрактные понятия в такой концепции, хотя и представлены как некие Абсолюты, но претендуют на роль эталонов, согласно которым нужно конструировать жизнь. Однако их совершенство превращает погоню за ними в бесконечный процесс.
Противоположный объективизму субъективизм понимает мир как совокупность психических актов. Существование их обусловлено сознанием, которое по своей природе конструирует мир абстрактных категорий. Но для консерватора, который отстаивает реализованные ценности, мир политических реалий должен иметь собственное самостоятельное существование.
Взгляды И. Канта, отличаются от этих позиций. Он признает и трансцендентный мир и эмпирический [8]. Однако Бытием здесь является именно эмпирический мир, который строится благодаря априорным способностям трансцендентального субъекта (чувственности, рассудку, разуму). Противоречивость кан-товской концепции заключается, во-первых, в том, что Абсолют как вещь-в-себе выходит за пределы бытия, становится небытием, а во-вторых, в том, что трансцендентное и трансцендентальное разделены границей, которая непреодолима только со стороны трансцендентального. Существующее не ведет к должному. Трансцендентное же проникает в мир эмпирического бытия, аффицирует, то есть небытие определяет бытие.
В XX веке ряд философов пытались преодолеть дуализм классической философии, и их наследие оказалось востребованным консерватизмом.
Э. Гуссерль выстраивает концепцию единого феноменального мира, в котором представление о действительном и фантазии (действительности «как бы») проходит «через всю сферу сознания и коррелятивно через все бытийные модальности» [4, с. 393]. Э. Гуссерль
пишет: «С последней (с фантазией. - Авт.) связано возникающее здесь новое всеобщее понятие возможности, которое в модифицированном виде дублирует все бытийные модусы, начиная с простой достоверности бытия, как вообразимые (существующие в воображении). Это совершается в модусах недействительности, производимых чисто фантазией в противоположность модусам действительности (действительное бытие, действительно вероятное, действительно сомнительное бытие или действительное небытие и так далее). Модусы сознания коррелятивно разделяются, таким образом, на модусы положительности и квазиположительности (модусы сознания «как бы»; фантазирование - это, конечно, слишком неопределенное выражение), а их особым модусом соответствуют как собственные модусы очевидности полагаемых в них предметов, в их бытийных модусах, так и потенциальные возможности достижения очевидности» [4, с. 393-394]. Речь идет о существование различных уровней бытия и возможности их взаимодействия, что позволяет отказаться от идеи влияния ничто на мир.
Ученик Гуссерля М. Хайдеггер также утверждал, что существует только один мир -мир человеческих значимостей, трансцендентальный мир, где культура - это матрица «жизненного мира», действительности как таковой. Вопрос в том, можно ли называть мир трансцендентальным, если трансцендентный мир не существует. Трансцендентальный мир Хайдег-гера и трансцендентальный мир Канта не сопоставимы. То, что у Канта изымается из эмпирического бытия и становится вещью-в-себе, у Хайдеггера остается в области трансцендентального и представляет особый вид бытия. Иными словами, трансцендентное Канта у Хайдеггера вид трансцендентального бытия, которое является многоуровневым.
Исследуя проблему бытия человека, М. Хай-деггер, понимающий бытие как присутствие, выделяет три его вида: настоящее присутствие, наступающее и осуществившееся [16, с. 397-399]. Но, несмотря на единство данных способов бытия, мыслитель вводит и определенные различия: «... человек всегда оказывается захвачен присутствием того или иного присутствующего... Однако ровно так же часто, то есть постоянно, нас задевает и отсутствие. Во-первых, так, что многое уже не при-
сутствует тем способом, каким мы знаем присутствие в смысле настоящего. И все равно это уже-не настоящее тоже непосредственно присутствует в своем отсутствии, именно по способу затрагивающего нас осуществившегося... Осуществившееся скорее присутствует, однако своим особенным образом. В осуществившемся нас достает присутствие. Отсутствие задевает нас, однако, также еще и в смысле еще-не настоящего, по способу присутствия в смысле на нас наступающего... В будущем, в наступающем нас достает присутствие» [16, с. 398-399]. Способ существования наступающего и осуществившегося, однако, серьезно отличается от присутствия настоящего: «Взглянув еще осмотрительнее на сказанное, мы найдем в отсутствии, будь оно осуществившееся, будь оно будущее, способ присутствия и задействования, который никоим образом не совпадает с присутствием в смысле непосредственного настоящего» [16, с. 399]. Поскольку эти способы присутствия равным способом задевают человека, достают его, дотягиваются до него, постольку любые ценности для него значимы, определяют его поведение, в мире ценностей отсутствует трансцендентные человеку иллюзии. Любая абстрактная идея, став ценностью, приобретает значимость и в материальном мире. Тем не менее принципиальное различие существования непосредственного присутствия настоящего и отсутствия наступающего и осуществившегося вызывает принципиальное различие способов существования ценностей, что, в свою очередь, обусловливает принципиальное различие опирающихся на них типов мировоззрения и мышления, идеологий и теорий.
В диалектическом материализме и философии жизни различие субъекта и объекта не радикально и не принципиально.
Для материализма в мире не существует только движущаяся материя, поэтому субъектная сфера объективна для конкретной личности, субъективные переживания которой также зависят от социального, исторического мира [13].
Диалектический материализм, рассматривающий мир как объективно существующую реальность, близок к консервативному миропониманию (диалектика и принцип историчности), за исключением идеи прогресса и его рационализма. Но эти его особенности характерны для советского диамата, а сам по себе
он может признавать и иррациональные компоненты бытия (Э. Фромм) и не быть прогрессивным. Например, Маркс при характеристике принципа историчности говорит о том, что человек, вступая в априорный мир, изменяет его, превращает в апостериорный для себя и новый априорный для вновь родившихся людей, но при сравнение этих двух априорных миров необязательно считать их различие качественным с точки зрения прогресса [12, с. 17-18].
Марксисты и консерваторы верят в инерцию бытия, в то, что события связаны с реальными условиями. Марксисты настаивают на причинно-следственной связи, а консерваторы - на конкретности, и при этом представители обоих течений - на принципе историзма.
Для философии жизни и близких к ней концепций, например, внутреннего реализма Х. Патнэма, Umwelt-концепции Якоба фон Ик-скюля, энактивизма Ф. Варелы, существует только один вид реальности - человеческая реальность. Соответственно, нет никакого объекта за пределами субъективной сферы, даже в виде ничто.
В материализме и философии жизни существует только эмпирическая реальность, а трансцендентность только мыслится. Но, в отличие от идеализма, это человеческая мысль, а не мысль как нечто объективное. Данный признак может сближать диалектический материализм и философию жизни [15, с. 127], определять их как реализм. «Именно Маркс первым представил социальное бытие как тотальную, все-пронизывающую историчность, механизмы и закономерности которой имманентны самому этому бытию» [12, с. 5].
Этот небольшой экскурс в онтологию показывает возможность широкого выбора онтологической базы адептами различных аксиологических теорий и политических концепций.
Итак, если идеал - это конструкция человеческого разума как что-то недостижимое, то стремление к нему есть движение к небытию. Если идеал существует объективно, то основой такого его существования может быть только Абсолют, Бог. Следовательно, достижимость идеала есть конец истории и изменение онтологического статуса человека. Так, если идеал объективен, но недостижим, то любая актуальность есть неподлинность, то есть то, что должно быть преодолено при невозмож-
ности сделать это. Для светского мышления это тупик и абсурд. Нужно заметить, что без понятия Абсолюта решить проблему абсолютных ценностей невозможно: «без Абсолютного критерия блага (как абсолютной ценности бытия) человек не способен создавать вневременные положительные ценности и нормы, которые были бы приняты не только им самим, но и другими людьми» [7, с. 147]. Для религиозного взгляда стремление к идеалу -это путь к спасению, которое понимается как духовное деяние, а не как социальное строительство. Анализ религиозного идеала в контексте светского, социального дискурса является большой ошибкой и основой утопизма. У Гегеля идеал существует до наличного мира, он и формирует его. Действительное - это соединение понятия (идеала) и существующего, то есть настоящая реальность, для которой и понятие, и существующее есть инобытие, небытие. Следовательно, при соединении двух форм инобытия (небытия) возникает бытие, которое не может быть идеалом, так как включает в себя противоположное ему начало - существующее. В материализме идеал - это абсолютизация человеческих качеств, воспринимаемых как должное, но реальный человек не обладает таковыми, поэтому абстрагируются какие-то несуществующие свойства, а идеал понимается как недостаток бытия. Х. Патнэм формулирует понятие объективности «для нас» как единственно возможное [14, с. 89]. В современной философии такой точки зрения придерживаются представители энактивизма, Umwelt-концепции [10; 11]. Идеал они трактуют как свойство особой человеческой реальности, не идею, а факт человеческого бытия. Он не зависит от желаний, субъективности и в этом смысле является объективным. Факт является ценностью в силу того, что он есть. Эти ценности-факты и следует рассматривать как признаки реальности.
Консервативность идеологии склоняет ее сторонников к объективистской реалистической онтологии, в рамках которой ценность воспринимается как нечто отличное от абстрактно сформулированных идей. Ценности, в отличие от абстракций, имеют не только духовное бытие, они связаны с чувствами, эмоциями, практикой, и в то же время действительны и как элементы человеческой деятельности, и как тождество идеи сущего в гегелевском смысле. Для
консерватизма, который выступает оппонентом рациональной методологии, естественно формировать собственное содержание именно из ценностей, а не из чистых понятий [3]. Такие ценности должны быть адекватны человеческому миру, соответствовать двойственной человеческой природе и сильнее насыщены бытием, чем идеи и идеалы.
Сложность бытия человека часто связывают с его одновременным существованием в двух разных мирах. В человеке соединяются протяженная и мыслящая субстанции [5]. В качестве биологического организма он принадлежит миру природы, но как существо, наделенное сознанием, человек встроен в мир идеальных сущностей. Такая двойственность является причиной трагичности человеческого существования, поскольку идеальный мир, к которому он стремится, не соответствует объективной реальности. В своей деятельности человек может руководствоваться биологическими потребностями, но вряд ли такую жизнь можно назвать «человеческой», или же он может опираться на идеалы, рациональное представление о должном. Однако разум человека создает только схему, а не «живую» реальность, поскольку он, по определению, оперирует абстракциями. Такой мир-схема никогда не будет адекватно соответствовать полноте жизни. Невозможность полного совмещения схемы и жизни есть основа трагедии человеческого существования, а также фундамент неискоренимых проблем в реальной политике.
В то же время ценность как философская категория объединяет два мира - объективный материальный и идеальный. Любые объекты в мире оцениваются человеком, превращаясь в «очеловеченные» предметы, становятся значимыми для него, покидают сферу трансцендентного, трансформируясь в ценности. С другой стороны, субъективные идеи рационального мира, также становясь ценностями, перестают быть только продуктами разума, абстракциями и «насыщаются» бытием. Ценность, как и человек, имеет двойственную онтологическую природу. Мир человека - это мир ценностей, и только через них он может попытаться принять собственную двойственность.
И. И. Докучаев дает следующую характеристику ценности, вполне приемлемую для
консерватора: «Ценность, культура, человек, общество и их история - явления, обладающие одним онтологическим статусом, а именно - они есть такой регион бытия, который можно определить в совокупности его субстанциально-процессуальных модификаций термином "экзистенция"; это есть бытие человека, понятого во всей радикальной специфичности его места в космосе как уникальное и свободное сущее, которому открыт мир во всем своем многообразии; а ценность, в свою очередь, есть интеграл всех явлений (модификаций) его бытия и ключевой предмет социально-гуманитарного знания, направленного человеком на самого себя» [6, с. 15]. Далее, раскрывая со-
Литература
1. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
2. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. М., 1975.
3. Григоров Е. В. Аксиологическое определение консерватизма // Вестник развития науки и образования. 2006. № 6.
4. Гуссерль Э. Картезианские размышления // Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Мн.; М., 2000.
5. Декарт Р. Размышления о первой философии в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Избранные произведения. М., 1950.
6. Докучаев И. И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб., 2009.
7. Инговатов В. Ю. Человек в социально-онтологическом измерении: монография. Барнаул, 2011.
8. Кант И. Критика чистого разума. М., 1999.
9. Кимелев Ю. А. Западная философская антропология на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Обзор / отв. ред. А. И. Панченко. М., 2007.
10. Князева Е. Н. Энактивизм: концептуальный поворот в эпистемологии // Вопросы философии. 2013. №9 10.
11. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем: пер. с англ. Киев; М., 2003.
держание данной категории, автор подчеркивает ее предельную конкретность, невыводимость ее методом научного анализа [6, с. 8283]. «Ценность - синоним человеческой субъективности, ее культурное выражение, а субъективность - сущность человека, отличающая его от животных, растений, неорганической природы, то есть всего того, что не есть человек» [6, с. 251].
Отвечая на вышепоставленные вопросы, консерватор будет исходить из приоритета существующего над умозрительным, для него идеал, взятый как часть идеально-рационального мира, будет лишь формой небытия, ориентацией, которая ввергает мир в состояние хаоса.
Bibliography
1. Hegel G. W. F. Philosophy of law. Moscow, 1990.
2. Hegel G. W. F. Encyclopedia of the Philosophical Sciences. Science of Logic. Moscow, 1975.
3. Grigorov E. V. The axiological definition of conservatism // Bulletin of development of science and education. 2006. Vol. 6.
4. Husserl E. Cartesian Meditations // Logical Investigations. Cartesian Meditations. Crisis of European sciences and transcendental phenomenology. Crisis of European humanity and philosophy. Philosophy as strict science. Minsk, Moscow, 2000.
5. Descartes R. Meditations on First Philosophy. In which the existence of God and the immortality of the soul are demonstrated // Selected works. Moscow, 1950.
6. Dokuchaev I. I. Value and existence. Founding members of historical axiology of culture. St. Petersburg, 2009.
7. Ingovatov V. Yu. Person in socio-ontologi-cal measuring: monograph. Barnaul, 2011.
8. Kant I. Critique of pure reason. Moscow, 1999.
9. Kimelev Yu. A. Western philosophic anthropology in XX-XXI centuries. Reviev / editor-in-chiefA. I. Panchenko. Moscow, 2007.
10. Knyazeva E. N. Enactivism: conceptual change in epistemology // Problems of philosophy. 2013. № 10.
11. Capra F. The web of life: A New scientific understanding of living systems: transl. from the English. Kiev; Moscow, 2003.
12. Кондрашов П. Н., Любутин К. Н. Понятие историчности в философии К. Маркса // Философия и общество. 2012. № 4.
13. Корнфорт М. Диалектический материализм. М., 1956.
14. Макеева Л. Б. Объективность ценностей и проблема реализма // История философии. М., 2000.
15. Перов Ю. В. К вопросу о «метафизических» предпосылках философии ценностей // Историчность и историческая реальность. Серия «Мыслители». СПб., 2000. Вып. 2.
16. Хайдеггер М. Время и бытие // Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993.
12. Kondrashov P. N., Lyubutin K. N. The concept of historicity in philosophy of K. Marks // Philosophy and society. 2012. № 4.
13. Cornforth M. Dialectical Materialism. Moscow, 1956.
14. Makejeva L. B. Objectiveness of values and problem of realism // History of philosophy. Moscow, 2000.
15. Perov Yu. V. On question of metaphysical premises philosophy of values // Historicity and historic reality. Series «Thinkers». St. Petersburg, 2000. Vol. 2.
16. Heidegger M. Time and being // Time and Being: articles and speeches. Moscow, 1993.