Научная статья на тему '«Консервативный поворот» в богословии священства Э. Даллеса'

«Консервативный поворот» в богословии священства Э. Даллеса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
112
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экклесиология / богословие священства / Католическая Церковь в США / кардинал Эвери Даллес / консервативный поворот / ecclesiology / theology of priesthood / Catholic Church of America / Avery Cardinal Dulles / conservative shift

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Палачев Илья Александрович

Католическая Церковь в США со второй половины XX века переживает процессы, глубоко затрагивающие практически все стороны ее жизни. Особенным образом это проявляется в дискуссии о священстве, ставшем одним из центральных предметов богословских споров и дискуссий в мировом католицизме. В настоящей статье исследуется один из аспектов этих дискуссий в среде американских католиков, а именно так называемый «консервативный поворот» — эволюция взглядов на богословскую природу служебного священства. Будучи выявленным в результате социологических исследований 2000-х гг. среди священников, феномен «консервативного поворота» до сих пор не рассматривался применительно к сообществу теологов. Деятельность Католического теологического общества Америки, способствующая внедрению либеральных ценностей и проявляющаяся, в частности, в движении за «женское священство», и вовсе входит в противоречие как с консервативно настроенными священниками, так и с политикой папы Иоанна Павла II, продвигавшего традиционное католическое богословие священства. В данном исследовании выявляется существование активного консервативного движения среди американских католических теологов. В качестве репрезентативного представителя американской католической теологии выбран кардинал Эвери Даллес, один из известных и влиятельных католических экклесиологов данного периода. На примере его работ выявляется своего рода «консервативный поворот» в богословии священства, заключающийся в изменении риторики о священстве: от изложенного в ранних работах плюралистичного подхода, допускающего полную десакрализацию этого служения, в частности — в книге «Модели Церкви», — к традиционному для католицизма пониманию священника как действующего in persona Christi в Евхаристии, развитому в более поздних публикациях 1990–2000-х гг. Данное явление примечательно тем, что оно происходит на общем фоне секуляризации и либерализации католической теологии в США. В статье также исследуются контекст и мотивация данного автора к повороту в своей риторике относительно священства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Conservative shift” in the Discussion on Priesthood of E. Dulles

Since the second half of the 20th century the Catholic Church in America experiences the processes that deeply involve all aspects of its existence. It is manifested in a special way in the discussion on priesthood that has become one of the central subjects of theological disputes and discussions in the world Catholicism. In this paper one of the aspects of these discussions is investigated, the so-called “conservative shift”, the evolution of visions of the theological essence of ministerial priesthood. Being revealed as a result of sociological research among priests in 2000s, the phenomenon of “conservative shift” has not been considered with respect to the community of theologians. The activity of Catholic Theological Society of America, advancing introduction of liberal values, such as “woman priesthood”, makes a controversy both with priests having a conservative attitude and with the policy of Pope John Paul II, who promoted traditional Catholic theology of priesthood. This research reveals an existence of the active conservative movement among American Catholic theologians. Avery Cardinal Dulles, one of the popular and authoritative ecclesiologists of this period, is selected as a representative member of American Catholic theology. On the example of his works some “conservative shift” is revealed in the theology of priesthood: starting from the pluralistic approach, which accepts even full desacralization of this ministry (as described in his early works, in particular in the “Models of the Church”), towards the traditional Catholic understanding of priest as acting in persona Christi in the Eucharist developed in 1990–2000s. This phenomenon is notable as it occurs in the general context of secularization and liberalization of Catholic theology in the United States. The article also explores the context and motivation of this author to turn in his rhetoric regarding the priesthood.

Текст научной работы на тему ««Консервативный поворот» в богословии священства Э. Даллеса»

УДК 272-46(73)

Б01: 10.24411/2224-5391-2020-10305

И. А. Палачев

«КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПОВОРОТ» В БОГОСЛОВИИ СВЯЩЕНСТВА Э. ДАЛЛЕСА*

Аннотация. Католическая Церковь в США со второй половины XX века переживает процессы, глубоко затрагивающие практически все стороны ее жизни. Особенным образом это проявляется в дискуссии о священстве, ставшем одним из центральных предметов богословских споров и дискуссий в мировом католицизме. В настоящей статье исследуется один из аспектов этих дискуссий в среде американских католиков, а именно так называемый «консервативный поворот» — эволюция взглядов на богословскую природу служебного священства. Будучи выявленным в результате социологических исследований 2000-х гг. среди священников, феномен «консервативного поворота» до сих пор не рассматривался применительно к сообществу теологов. Деятельность Католического теологического общества Америки, способствующая внедрению либеральных ценностей и проявляющаяся, в частности, в движении за «женское священство», и вовсе входит в противоречие как с консервативно настроенными священниками, так и с политикой папы Иоанна Павла II, продвигавшего традиционное католическое богословие священства.

В данном исследовании выявляется существование активного консервативного движения среди американских католических теологов. В качестве репрезентативного представителя американской католической теологии выбран кардинал Эвери Даллес, один из известных и влиятельных католических экклесиологов данного периода. На примере его работ выявляется своего рода «консервативный поворот» в богословии священства, заключающийся в изменении риторики о священстве: от изложенного в ранних работах плюралистичного подхода, допускающего полную десакрализацию этого служения, в частности — в книге

* Исследование проведено в рамках проекта Лаборатории исследований церковных институций «Парадигма христианского священства и ее трансформации в истории и современности» при финансовой поддержке Фонда развития ПСТГУ

118

© И. А. Палачев, 2020

«Модели Церкви», — к традиционному для католицизма пониманию священника как действующего in persona Christi в Евхаристии, развитому в более поздних публикациях 1990-2000-х гг. Данное явление примечательно тем, что оно происходит на общем фоне секуляризации и либерализации католической теологии в США. В статье также исследуются контекст и мотивация данного автора к повороту в своей риторике относительно священства.

Ключевые слова: экклесиология, богословие священства, Католическая Церковь в США, кардинал Эвери Даллес, консервативный поворот.

цитирование. Палачев И. А. «Консервативный поворот» в богословии священства Э. Даллеса // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 3 (31). С. 118-140. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10305

Сведения об авторе. Палачев Илья Александрович — студент Православного Свято-Тихоновского богословского института (Россия, г. Москва). E-mail: palachev.ilya@yandex.ru

Благодарности. Автор выражает признательность сотрудникам Лаборатории исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: свящ. Алексию Черному, Сергею Воронцову, прот. Николаю Емельянову, диак. Евгению Лютько, Михаилу Биркину и всем, кто высказал конструктивные замечания и предложения в процессе проведения исследования.

Поступила в редакцию 08.01.2020 Принята к публикации 28.04.2020

Введение

Дискуссия о священническом служении в Католической Церкви, его составляющих и богословской сущности, начавшись перед Вторым Ватиканским Собором, не завершилась до сих пор. В то же время эта дискуссия носит не только теоретический характер. «С 1956 по 1973 год около 10 тысяч священников оставили служение — это 18 % от общего числа, а еще 40 % заявляли, что хотели бы снять сан»1. По оценке очевидца тех событий, итальянского теолога Б. Мондина, в это время «Церковь

1 Черный А. И., свящ. Анализ причин оставления сана: опыт Католической Церкви // Сайт «Пастырь». URL: https://priest.today/news/prichini_ostavlenitya_sana_v_katoliches-koj_cerkvi (дата обращения: 02.01.2020).

в Америке разваливалась на части»2. Противостояние среди самих католиков выражается в оппозиции, с одной стороны, либеральных теологов, католических университетов, членов феминистического и харизматического движения и, с другой стороны, американской католической иерархии, консервативно настроенных клириков и мирян3. В общенациональном масштабе американские католики вступают в противостояние со всем обществом: начинают движение за запрет абортов и оказываются ввергнутыми в последовавший за тем скандал относительно полового насилия католических клириков над несовершеннолетними.

В близкую к этому времени эпоху, в конце 1990-2000-х гг., социологические исследования, проводившиеся в США и Ирландии, обнаруживают «консервативный поворот» (conservative shift) в представлениях священников о своем служении4. Молодое поколение смотрит на священство гораздо более консервативно, чем их старшие собратья, в том числе и в вопросе отношения к целибату. Несложно заметить, что такого рода изменение в умах клириков являлось одной из главных целей церковной политики, проводившейся при папе Иоанне Павле II. Было бы логичным предположить, что эта политика сопровождается и сходными тенденциями собственно в американском богословии, пусть и исторически слабо зависимом от Римского папы5.

многие процессы, происходившие в американской католической теологии этого периода, нельзя назвать «консервативным поворотом». Так,

2 Цит. по: Dulles A. Models of the Church. New York; London; Toronto; Sydney; Auckland, 2002. P. 7.

3 См.: Черный А. и., свящ. Новое богословие священства или богословский антиклерикализм // Вестник ПСТГУ Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 80. С. 52-63.

4 Hoge D. г., Wenger J. е. Evolving Visions of the Priesthood: Changes from Vatican II to the Turn of the New Century. Minnesota, 2003. P. 47-60; Weafer J. a. Thirty-Three Good Men. Celibacy, Obedience and Identity. A Sociological Study of the Lived Experience of Irish Diocesan Priests in Modern Ireland, 1960-2010. Dublin, 2014. P. 219. Строго говоря, слово «shift» переводится на русский язык как «сдвиг», но более благозвучным и подходящим по смыслу здесь кажется слово «поворот», которое будет использоваться здесь и далее.

5 Так, «в 1967 г. руководители католических колледжей и университетов страны, собравшись на конгресс, приняли так называемый «Манифест Лэнд-о-Лэйк», провозгласивший полную независимость от церковных властей как в административных, так и в вероучительных вопросах» (саракаева а. а. Католическая Церковь США в 1960-е — 1990-е гг.: дисс. ... канд. ист. наук. М.: МПГУ, 2003. С. 71).

еще в 1990-е гг. Католическое теологическое общество Америки выпустило петицию в поддержку легализации «женского священства». Тем не менее, нельзя утверждать, что американская католическая теология исчерпывается лишь подобными движениями. Одним из влиятельнейших и интереснейших6 ее представителей во второй половине XX в. является Эвери Даллес7. Биограф Э. Даллеса П. Кэри отмечает динамику в его наследии от «развития в преемственности» к «преемственности в развитии», от подчеркивания необходимости реформ к акценту на сохранении преемственности8.

Целью настоящей работы является выявление динамики взглядов Э. Даллеса на священство и исследование причин этой динамики: можно ли ее вписать в русло «консервативного поворота», наделен ли этот поворот самостоятельной логикой или лишь преданно следует учению Иоанна Павла II? Анализ будет выстроен следующим образом: сначала будет рассмотрено основное сочинение Э. Даллеса «Модели Церкви» и в особенности то, как в нем освещается священство, затем будут исследованы более поздние работы. На основе сопоставления ранних и поздних работ будут основываться выводы об эволюции в теологии этого автора.

6 В отечественной историографии работы Э. Даллеса рассматриваются, например, в статье: Шохин В. К. Самоочевидно ли «откровение»? Размышляя над типологией Эйвери Даллеса // Философия религии: аналитические исследования. 2018. Т. 2, № 2. С. 5-24.

7 Эвери Роберт Даллес (1918-2008) происходит из знаменитой семьи Даллесов: его отец, Джон Фостер Даллес, при президенте Д. Эйзенхауэре в 1953-1959 гг. занимал пост государственного секретаря США, а дядя Аллен Уэлш Даллес — пост директора ЦРУ в 1953-1961 гг. Несмотря на то, что его семья имела протестантские корни, Эвери Даллес после периода религиозно-философского поиска самостоятельно обращается в католичество во время учебы в Гарварде. Через несколько лет Э. Даллес получает богословские образование, становится иезуитом, принимает священство и получает место профессора в иезуитском колледже Вудсток. В дальнейшем Э. Даллес работал в Католическом университете Америки, Университете Фордхэм, выступал с лекциями во многих других католических учебных заведениях Америки и других стран. Э. Даллес принимал участие во многих теологических спорах в современных США: о непогрешимости папы, природе Церкви и священства, о власти и авторитете магистериума, авторитете теологов и их праве на диссидентство, религиозной свободе, богословии откровения, апологетике. Также Э. Даллес участвовал в экуменическом диалоге, был членом и президентом Американского теологического общества и Католического теологического общества Америки, работал в различных богословских комиссиях. Написал большое количество книг и статей по теологии. В 2001 г. получил звание кардинала-диакона.

8 Carey P. W. Avery Cardinal Dulles, SJ: A Model Theologian, 1918-2008. Paulist Press, 2010. P. xiii.

«Модельное» богословие Э. Даллеса

Наибольшую известность Э. Даллесу принесли работы, написанные в начале его деятельности как теолога. Написанные им введение и комментарий к английскому переводу Догматической конституции II Ватиканского Собора о Церкви «Lumen Gentium» 1966 г.9 и книга «Измерения Церкви»10 принесли ему репутацию разработчика «точного представления богословия II Ватикана»11. Самой же известной и цитируемой работой Даллеса стала книга «Модели Церкви» 1974 г.12, выдержавшая множество переизданий и переводов. Для рассмотрения дальнейшего развития мысли этого автора необходимо отдельно остановиться на данной работе.

Основной методологической концепцией, использующейся в этой книге, является понятие «модели». Цель его применения состоит в том, чтобы подчеркнуть возможность существования богословского плюрализма в Католической Церкви. «Метод моделей <...> может иметь большое значение в том, чтобы помочь людям преодолеть ограничения их собственного мировоззрения и войти в плодотворный диалог с теми, кто имеет совершенно иную ментальность»13. Цель теологического плюрализма состоит в объединении разобщенных групп внутри Католической Церкви, излечении существующих раздоров и призыве католиков к толерантности и принятию текущего состояния Церкви14.

Э. Даллес приводит в пример католикам англикан, которые, по его словам, смогли построить плюралистичное и толерантное религиозное общество. «Англикане, с их принципом полноты, подошли гораздо ближе, чем большинство римо-католиков, к пониманию легитимности в существовании абсолютно разных теологий внутри одного церковного сообщества»15.

Понятие модели в теологии Э. Р. Даллеса призвано, с одной стороны, подчеркнуть трансцендентность теологии Церкви, ее «тайну», с

9 Dulles A. Introduction and Commentary to Lumen Gentium // Documents of Vatican II / ed. W. M. Abbot. New York, 1966. P. 9-13.

10 dulles a. The Dimensions of the Church. Westminster, Md., 1967.

11 Carey p. W. Avery Cardinal Dulles. P. 235.

12 dulles A. Models of the Church. New York; London; Toronto; Sydney; Auckland, 2002.

13 Ibid. P. 5.

14 Carey p. W. Avery Cardinal Dulles. P. 253-254.

15 dulles A. Models of the Church. P. 5.

другой — призвать читателя допустить возможность сосуществования нескольких различных экклесиологий. Их сосуществование, по учению Э. Даллеса, основано не на конкуренции, а на «диалектической связи», дополнении друг друга16.

В книге «Модели Церкви» Э. Даллес выделяет пять моделей Церкви: институциональную, общинную, сакраментальную, проповедническую и служебную:

1. В институциональной модели Церковь — человеческий институт, общество людей, «собранных вместе путем исповедания единой христианской веры и соединенных в общении в единых таинствах, под управлением легитимных пастырей и особенно единого наместника Христа на земле, Римского понтифика»17. Священник в институциональной модели входит в «правящую элиту», члены различаются по уровню положения в иерархии. Священство описывается в терминах власти, при этом епископ обладает полнотой власти, а пресвитер соучаствует в иерархической власти епископа. Все функции священника и епископа кодифицированы и описаны в юридических терминах.

2. В общинной модели Церковь — братство, сообщество, «община людей, преимущественно внутренняя, но также выражающаяся во внешней связи вероучения, богослужения и церковного товарищества»18. Наиболее подходящие наименования для Церкви — Тело Христово и народ Божий, а для священника — служитель, «содействующий товариществу» членов народа Божия, «воодушевитель, ведущий, аниматор»19, роль которого состоит в «интеграции и координации харизм»20 верующих.

3. В сакраментальной модели Церковь есть таинство Христово, представляющее Его, дающее Ему реальное присутствие в мире, не просто исполняющее Его волю, но являющееся Его непрерывным продол-жением21. Если Церковь понимается как таинство, то само слово «священник» как «сакральный посредник» наиболее соответствует именно этой модели Церкви. Подобно ветхозаветному священству, в данной мо-

16 Carey P. W. Avery Cardinal Dulles... P. 253.

17 Ibid. P. 8.

18 Ibid. P. 48.

19 Küng H. Why Priests? Garden City. N. Y., 1972. P. 114.

20 Dulles A. Models of the Church. P. 155.

21 Ibid. P. 56.

дели священник — «культовая фигура, посредствующая между Богом и другими людьми»22.

4. В проповеднической (или, иначе, керигматической) модели Церковь есть «конгрегация людей, собранных вместе словом» Божиим23, задача которых — правильно понимать слово Божие и проповедовать его миру. В керигматической Церкви главной формой служения является проповедь, поэтому «посвященного служителя прежде всего нужно рассматривать как проповедника», а совершаемые им таинства — как формы проповеди, «слово явленное», говоря на языке протестантской теологии24.

5. Наконец, в служебной модели Церковь — «страдающий слуга» мира, «служебная» Церковь, сострадающая миру в его скорбях и сораду-ющаяся в его радостях. Церковь не осмысляется здесь точным образом ни как собрание верующих, ни как институт. Единственно возможная метафора Церкви — Тело Христово, поскольку Христос принимает на себя скорби мира и сострадает ему. В «служебной модели» у Э. Р. Даллеса главным является действие Церкви, направленное вовне служение миру: как Христос явился Страдающим Слугой мира, так и Церковь должна быть служительницей мира25. В свою очередь, священство является по существу служебным, поскольку его основное дело — служение Богу.

несмотря на то, что две традиционные для католицизма модели Церкви — институциональная и сакраментальная — в этот период подвергались в американском католицизме ожесточенной критике, а другие, напротив, поддерживались, Э. Даллес, тем не менее, помещает те и другие в корпус своих «моделей». В этом можно увидеть реализм Э. Даллеса: составляя «модельную» экклесиологию, содержащую прогрессистские элементы, он, тем не менее, учитывает существование в Церкви сильного консервативного движения и не собирается порывать с ним. В этом состоит «умеренность» экклесиологии Э. Даллеса, отмечаемая и его критиками.

Богословие священства не является центральной темой в «Моделях Церкви». Эта работа освещает более широкую экклесиологическую проблематику; обсуждению же роли священника отведена лишь скромная по объему глава «Экклесиология и служение». Между тем, здесь

22 Dulles A. Models of the Church. P. 158.

23 Ibid. P. 70.

24 Ibid. P. 160.

25 Ibid. P. 85.

можно увидеть следующие особенности богословия священства, получившие развитие в постсоборном периоде:

1) наиболее проблемные черты каждой модели связаны со священническим служением: в институциональной и сакраментальной моделях — это клерикализм, возможный при их доминировании; в остальных трех моделях — напротив, антиклерикализм, «ненужность» священника как сакрального персонажа в жизни Церкви.

2) Так называемый «кризис призваний» связывается Э. Даллесом с «общим восстанием» против сакраментальной модели священства. Тем не менее, Э. Даллес настаивает на особой миссии католиков, состоящей в сохранении сакраментального характера священнического служения.

3) В документах II Ватиканского Собора не делается явного предпочтения как для сакраментальной модели, так и для какой-либо противоположной, что делает учение Католической Церкви о священстве неопределенным, а положение священника шатким.

Таким образом, в работе «Модели Церкви» священство является значимой производной общих экклезиологических моделей Э. Даллеса и оказывается встроенным в его единый плюралистический подход, призванный объединить консервативные и прогрессивные модели, исходя из относительности каждой из них. Благодаря этому теология Э. Даллеса оказывается «над схваткой», носит промежуточный, умеренный характер.

Поиск «онтологии священства»

В 1990-2000-е гг. Э. Даллес начинает высказываться в более консервативном ключе. Впрочем, биограф Э. Даллеса П. Кэри отмечает определенное развитие этой тенденции с самого начала его деятельности в качестве теолога. Например, в экклесиологической работе «Устойчивая Церковь» 1978 г. Э. Даллес, критикуя наиболее радикальных реформаторов католицизма, пишет: «Исключить священство в традиционном смысле и заменить его служением, понимаемом исключительно в функциональных терминах, едва ли является достижением»26. Исходя из этого, Э. Даллес долгое время, до конца 1980-х гг., продолжает настаивать на сосуществовании нескольких моделей Церкви. Его критику прогрес-

26 Dulles A. The Resilient Church. Garden City; N. Y., 1977; Dublin: Gill & Macmillan, 1978. P. 41.

систских взглядов на священство можно связать не столько с консерватизмом, сколько со стремлением найти общее пространство для сосуществования разных позиций.

Изначальная предпосылка «Моделей Церкви» состоит в том, что Церковь есть тайна, и всякое человеческой суждение о ней неизбежно носит лишь предположительный характер и неспособно полностью и исчерпывающе описать ее с богословской точки зрения. Следовательно, само понятие «модели» возникает благодаря признанию сакраментального характера Церкви, что делает сакраментальную модель обладающей «наибольшей силой в объединении сильных сторон остальных» моделей27. Исходя из этого, Э. Даллес отдавал предпочтение сакраментальной модели.

Недостаток, делающий сакраментальную модель несродной американскому католицизму, состоял в ее «абстрактности и безличност-ности»28. Общая для всего постсоборного католицизма тенденция к отвержению сакраментальной, «культовой» модели священника (одной из составляющих которой является обязательный целибат), приобретает в США характер массового протеста29. Кроме этого, противоречия между сакраментальной моделью и двумя другим — проповеднической и служебной — делают затруднительным их деятельное совмещение. Принцип, который закладывался Э. Даллесом в «модельном» богословии Церкви, состоял в стремлении не вывести все модели из какой-либо одной, а, напротив, представить модели равноправными, указывая на необходимость их одновременного сосуществования.

Следует отметить, что с годами богословие священства начинает занимать все более значимое место в теологии Э. Даллеса: если в 19701980-х гг. оно не является центральным, то в 1990-е гг. он начинает писать статьи, целиком посвященные богословскому осмыслению священнического служения. Соответственно, если раньше «модели» Э. Даллеса

27 Carey p. W. Avery Cardinal Dulles. P. 255.

28 Ibid. P. 326.

29 В литературе существует точка зрения, что многие массовые выступления священнических «сообществ» начинаются в ответ на публикацию энциклики папы Павла VI о целибате (1967), после которой многие из них осознали невозможность скорой отмены целибата, которую они ожидали увидеть в числе решений Второго Ватиканского Собора. Так, А. А. Саракаева приводит ряд случаев общественного протеста священников, а также мнения Д. Райса, X. Ю. Фогельса и др. исследователей. См.: саракаева а. А. Католическая Церковь США. С. 69-71.

относились к Церкви и лишь опосредованно — к священству, то теперь предпринимается попытка построить «модели священства».

Так, в брошюре «Священническое служение»30 1997 г. приводится описание пяти таких моделей, определяемых с помощью трех основных функций священника: проповеди, служения таинств и пастырства. Сакраментальная модель выводит все функции священника из совершения таинств, керигматическая — из проповеди, а три остальные (институциональная, общинная и служебная) — из пастырских задач. Различие между последними тремя функциями состоит в понимании пастырства и его объекта: в институциональной модели пастырскую функцию правильнее называть царственной, т. е. функцией управления, в общинной — пастырской, лидерской, а в служебной священник представляет собой «слугу-лидера» по отношению к окружающему его миру.

Рассматривая все пять моделей с позиций функционального подхода, Э. Даллес усматривает недостаток всех перечисленных моделей в том, что они делают акцент на какой-либо одной из трех функций священника и выводят из нее все прочие. Так, для проповеднической модели свойственно выводить таинства как кульминацию служения слова — Слово воплощенное, а пастырство — как управление словом. Аналогично можно утверждать и относительно других моделей. Однако ни одна из «функциональных» моделей священства не может прояснить сущности священника, ни одна из функций священника, в силу самой возможности плюралистичного сосуществования моделей, не может считаться первичной, поскольку иначе одна из моделей может обрести преимущество перед прочими.

Возможное решение данной проблемы Э. Даллес описывает в статье «Модели служебного священства» 1990 г.31, в которой развивается особенная модель, отличающаяся от предыдущих тем, что в качестве первичного свойства священника в ней выделяется прерогатива представлять Христа в мире.

Необходимость выявления «онтологии священства»32 Э. Даллес объясняет тем, что часть функций (в частности, управление и проповедь), очевидно, может исполняться и не-священниками, и отсюда видно, что такие функции не являются первичными. С точки зрения Э. Дал-

30 Dulles A. R. The Priestly Office: A Theological Reflection. New York; Mahwah, 1997.

31 Dulles A. Models for Ministerial Priesthood // Origins. 1990. Vol. 20, no. 18. P. 284-289.

32 Ibid. P. 289.

леса, «необходимо преодолеть дифференцирование» между функциями священника «и открыть общий источник или корень, из которого все они проистекают»33.

«Как таинство, Церковь есть представитель (representative) Христа в мире»34. Христос присутствует в мире, согласно Его обетованиям, «но для того, чтобы Церковь была общественной и публичной реальностью, также необходимо, чтобы Христос был представляем (represented) официальными действиями Церкви как таковой»35.

Современных церковных деятелей Э. Р. Даллес уподобляет ученикам, которых Христос посылал на проповедь, и утверждает, что Христос «дает священникам власть представлять Его — говорить и действовать от Его имени»36, in persona Christi (лат. «от Лица Христа»).

Тем не менее, священник не всегда представляет Христа. «За исключением случаев строго сакраментального служения и в учении, гарантируемом непогрешимостью, не может считаться самим собой разумеющимся, что священник действует за Христа»37. Лишь постоянно воз-гревая в себе дар Божий, священник может приближаться к тому, чтобы быть «прозрачным для Христа», чтобы в некотором смысле называться alter Christus38 (лат. «другой Христос»).

Таким образом, в период с 1978 по 1990 гг. теология священства Э. Даллеса эволюционирует от модельного «функционального» подхода, к «онтологическому». Чем можно объяснить такое изменение риторики? Для ответа на этот вопрос мы рассмотрим влияние на Э. Даллеса идей папы Иоанна Павла II.

«Консервативный поворот» в Католической церкви и в теологии Даллеса

Папа Иоанн Павел II — ключевая фигура в истории католической теологии священства XX века. Уже через полгода после своего избрания Иоанн Павел II обращается к богословию священства в «Послании ко всем свя-

33 dulles A. Models for Ministerial Priesthood. P 289.

34 Ibid.

35 Ibid.

36 Ibid.

37 Ibid.

38 Ibid.

щенникам Церкви по случаю Великого Четверга 1979 года» и подчеркивает обязательность целибата. Заметим, что, говоря о проблемах, существующих в католическом духовенстве, Иоанн Павел II не употребляет термин «кризис священства», вместо этого упоминая о «кризисе отдельных священников». Также в послании говорится о том, что священство не берет свое начало в общине, как говорили тогда многие теологи, и что не община рукополагает священника39.

В последующие годы Иоанн Павел II продолжил традицию и всегда обращался со словом ко всем католическим священникам в Великий Четверг — день, когда, по учению католиков, Господом Иисусом Христом было установлено священство40. Следует отметить, что Иоанн Павел II с самого начала своей деятельности как папы активно утверждает традиционное католическое учение о священстве. Так, в 1983 г. было утверждено учение о вечном священническом «характере», в 1994 г. в апостольском послании Ordinatio Sacerdotalis41 было указано на невозможность рукоположения женщин. Иоанн Павел II подчеркивает, что рукоположение является таинством: «Точно так же, как во время Мессы Дух Святой вызывает пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, так и в таинстве Рукоположения Он вызывает священническое или епископское посвящение»42.

Одним из наиболее значимых официальных документов Римской курии о священстве этого периода является опубликованное в 1992 г. апостольское послание «Я дам вам пастырей» (в оригинале: «Pastores dabo vobis»)43. Иоанн Павел II пишет не о разнообразных «кризисах»: упоминается «кризис самосознания священника», «кризис призваний к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39 John Paul II. Letter of the Supreme Pontiff John Paul II to All the Priests of the Church on the Occasion of Holy Thursday 1979 // The Furrow. 1979. P. 322-336. URL: http://w2.vatican. va/content/john-paul-ii/en/letters/1979/documents/hf_jp-ii_let_19790409_sacerdoti-giove-di-santo.html (дата обращения: 02.01.2020).

40 John Paul II. Letters to My Brother Priests 1979-2001. 4th ed. Princeton, NJ, 2001.

41 John Paul II. Apostolic Letter on Ordination and Women, Ordinatio Sacerdotalis // Origins. 1994. Vol. 24. P. 49-52.

42 John Paul II. Gift and Mystery: On the Fifth Anniversary of My Priestly Ordination. New York, 1996. P. 44.

43 Иоанн Павел II. Pastores dabo vobis. Постсинодальное Апостольское послание Его Святейшества Папы Иоанна Павла II духовенству и верным о воспитании и подготовке пресвитеров в современных условиях / пер. Ю. Куркина. СПб., 2011.

священству», а также нехватка священников во многих регионах44. Послание не предлагает каких-либо революционных по сравнению со II Ватиканским Собором нововведений; говорится о необходимости молитвы о призваниях к священству, о более тщательной подготовке к нему45.

Новый папа меняет и практику, применяемую по отношению к священникам, оставляющим свой сан: если раньше «епископы <...> приветствовали возможность выхода, когда священники желали оставить сан»46, то при новом папе отношение к таким священникам ужесточается. «Со вступлением на папский престол Иоанна Павла II разрешения от обетов практически перестали выдаваться»47. В послании к священникам по случаю Великого Четверга 1995 г.48 говорится о том, что следует увещевать оставивших свой сан священников вернуться к служению: «Опыт моего собственного служения подтверждает, что такие возвращения случаются, и что даже сегодня они нередки. Бог остается верен Своему завету с человеком в таинстве священства»49.

В 1990-е гг. Э. Даллес становится активным комментатором и систематизатором трудов папы Иоанна Павла II. Практически по всем вопросам, занимавшим теологов в то время, Э. Даллес становится на сторону папы и его последователей: в вопросе о папском догмате и практике, вытекающей из него, в споре о первичности Вселенской Церкви или же Поместных (local) Церквей, в теологии священства и, в частности, по вопросу о «рукоположении» женщин.

Такое последовательное содействие папе было бы довольно неестественным для американского теолога, но было естественным для Э. Даллеса. Еще в 1940 г., при принятии католического крещения, Эвери Даллес избрал себе второе имя Роберт в честь средневекового католического богослова Роберто Беллармина. Э. Даллес писал о Р. Беллармине

44 иоанн Павел II. Pastores dabo vobis. Постсинодальное Апостольское послание. С. 3-19.

45 Там же. С. 132.

46 seidler J. Priest Resignations in a Lazy Monopoly // American Sociological Review. 1979. Vol. 44, no. 5. P. 763-783.

47 саракаева А. А. Католическая Церковь США. С. 71.

48 John paul Ii. Letter to Priests for Holy Thursday 1995 // Site "The Holy See". URL: https:// w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/letters/1995/documents/hf_jp-ii_let_25031995_ priests.html (дата обращения: 02.01.2020).

49 Цит. по: саракаева а. а. Католическая Церковь США. С. 72.

следующее: «...он делал то, что ему сказано было делать, говорил честно, когда советовал, но никогда не настаивал на своих мнениях в ущерб самой Церкви. Он был лоялен своему религиозному ордену [иезуитов], лоялен Святому Престолу, лоялен Церкви и особенно лоялен Богу, на Которого он возлагал всю свою надежду и уверенность»50. По замечанию П. Кэри, эти слова можно было приложить и к самому Э. Даллесу, который всегда призывал своих американских собратьев-иезуитов оказывать послушание папе, причем видеть в этом не «интеллектуальное рабство» (каковым для многих из них оно казалось), а вовлеченное, творческое послушание51.

В богословии священства Э. Даллеса также происходит «консервативный поворот»: если в «Моделях Церкви» глава, посвященная священству называется «Экклезиология и служение», то в работах 19902000-х гг. термин «служение» заменяется на «священство». «Даллес верил, что кто-то в Церкви неправильно прочел или прочел вне контекста то, что Второй Ватиканский собор провозгласил относительно священства». Хотя Собор «подчеркнул множество функций священника <...> вместо того, чтобы акцентировать только культовую функцию», многие католические теологи восприняли это как отвержение культовой модели священства и как повод для переписывания теологии священства в соответствии с запросом времени52. Э. Даллес решил воспротивиться этой тенденции.

Противление Э. Даллеса тому взгляду на священство, которое проповедовали Х. Кюнг в книге «Зачем священники?»53 и Э. Схиллебеекс в книге «Служение»54, объясняет его переход к поиску «онтологии священства» в 1990 г., который мы рассматривали выше. «Даллес желал вновь подчеркнуть, в преемственности с Тридентским и Вторым Ватиканским Соборами, природу священнического характера, получаемого при орди-нации. По ординации священник действовал in persona Christi, онтологи-

50 Dulles A. Saint Robert Bellarmine: A Moderate in a Disputatious Age // Crisis. 1994. Vol. 12. P 44. URL: https://www.crisismagazine.com/1994/saint-robert-bellarmine-a-moder-ate-in-a-disputatious-age (дата обращения: 02.01.2020).

51 Carey P. W. Avery Cardinal Dulles. P. 491.

52 Ibid. P. 502-503.

53 Küng H. Wozu Priester? Zürich; Einsiedeln; Köln, 1971.

54 Schillebeeckx E. Ministry: A Case for Change. London, 1981.

чески участвуя в священстве Христа», причем это участие отличается от всеобщего священства верующих «по природе, а не только по степени»55.

Более того, если в статье «Модели служебного священства» 1990 г. Э. Даллес пишет о «репрезентационной» модели священства, не указывая напрямую, что по сути она и есть та же самая «культовая» модель, то в статье «Священник и Евхаристия» 2000 г. он уже напрямую утверждает, что культовая функция священника, как предстоятеля на Евхаристии, является для него центральной: «Даллес доказывал, что Собор ясно выразился о центральности служения Евхаристии в церковной жизни, и, следовательно, "в своей сердцевине" роль священника является культовой, и она не является лишь одной из многих функций; по факту, прочие функции священника приобретают свое полное признание лишь там, где признается первичность Евхаристии и культа»56.

Эволюция взглядов Э. Даллеса относительно «женского священства»

Параллельно с эволюцией взглядов Э. Даллеса на священство происходит изменение его риторики в высказываниях по поводу возможности рукоположения женщин. На наш взгляд, это изменение оказывается наиболее ярким примером «консервативного поворота» в теологии Э. Даллеса. Следует, однако, разъяснить остроту вопроса «женского священства» в среде американских католиков.

Снижение численности католических священников в Америке привело к довольно массовому распространению практики совершения несакраментального богослужения на приходах, где нет священника или где он бывает нерегулярно. Сакраментальная практика приближается к протестантской, возникает институт «пасторальных администраторов» — мирян, становящихся руководителями таких приходов57. Во многих местах роль пасторальных администраторов исполняют католические монахини, традиционно являющиеся преподавателями

55 Carey p. W. Avery Cardinal Dulles. P. 505.

56 Ibid. P. 504.

57 В 1997 г. количество католических «пасторальных администраторов» в США составляло около 24 тыс. человек, из которых 82 % были женщинами, в то время как численность штатных священников составляла около 27 тыс. (Hoge D. г., Wenger J. е. Evolving Visions of the Priesthood: Changes from Vatican II to the Turn of the New Century. Minnesota, 2003. P. 14).

в широко распространенных католических школах. Многие из таких администраторов-женщин испытывают желание служить мессу, то есть стать «священниками». В соответствии с традиционной католической доктриной это невозможно, и если часть таких женщин смиряется с этим, то часть переходит к активному протесту и даже проведению харизматических «евхаристических» собраний58.

На основании эпистолярного наследия Э. Даллеса можно утверждать, что в 1970-1980-е гг. он занимает позицию, лояльную к «женскому священству». Так, в 1979 г. в одном из своих личных писем он пишет, что причины, препятствующие рукоположению женщин, «социологические и психологические», но не богословские59. В 1983 г., также в личной переписке, Э. Даллес говорит, что «сегодняшняя ситуация настолько напряженная, что защита любого [из двух взглядов (за рукоположение женщин и против)] <...> может сделать ситуацию хуже»60. Десятью годами позже, в 1993 г., Э. Даллес вновь заявляет, что «никаких догматических деклараций относительно невозможности рукоположения женщин не было сделано»61.

Взгляды Э. Даллеса на эту проблему меняются в 1994 г., после публикации послания Иоанна Павла II «Ordinatio sacerdotalis». Так, в последующие годы им было написано около 7-ми статей против рукоположения женщин. После послания «ordinatio sacerdotalis» Э. Даллес считал вопрос возможности рукоположения женщин закрытым.

Более того, когда Католическое теологическое общество Америки приняло документ в пользу женского священства «Церковное предание и рукоположение женщин»62, вступивший в противоречие с «Ordinatio sacerdotalis», Э. Даллес решился на открытое противостояние. название

58 А. А. Саракаева приводит факты существования в американском католицизме таких движений, как «Женская церковь», «Национальная ассамблея верующих женщин», «Конференция за рукоположение женщин», «Женский альянс теологии, этики и обряда». Цитаты из записей собраний этих движений просто поражают: «Мы утверждаем, что нашими собственными силами этот хлеб свят!», «В глубине моей души — ярость. Я не всегда буду жить на коленях. Волны ненависти захлестывают меня и очищают меня от страха» (саракаева а. А. Католическая Церковь США. С. 84).

59 Careyp. W. Avery Cardinal Dulles... P. 50.

60 Ibid.

61 Ibid.

62 Tradition and the Ordination of Women // Catholic Theological Society of America Bulletin. 1997. Vol. 8, no. 2. P. 208-222.

его статьи «Насколько католично Католическое теологическое общество Америки?»63, указывает на невиданный ранее градус его полемики с господствующим трендом. При этом Э. Даллес всегда был защитником диссидентов, доказывал теологическую возможность существования диссидентства в Католической Церкви по вопросам, не подтвержденным непогрешимостью магистериума.

После публикации этой статьи Э. Даллес испытал на себе огромную критику со стороны коллег-теологов. Его ответ на нее был сформулирован во время публичной лекции «Священство и пол» («Priesthood and Gender») в Фордхэме осенью 1996 г.64 Э. Даллес впоследствии остался верным принятым им решениям и указывал своим собеседникам на необходимостью «следовать за Церковью» в этом вопросе, хотя и признавал, что аргументы сторонников «женского священства» также сильны и убедительны.

Заключение

В целом в теологии Э. Даллеса можно проследить определенный поворот к консерватизму. Если в 1970-1980-х гг. в его работах прослеживается тенденция к модернизму, стремлению сделать священство и Церковь «толерантными» и «плюралистичными», то в 1990-2000-х гг. происходит, напротив, смещение к традиционной доктрине практически по всем актуальным вопросам католической теологии того времени. Так, если в 1960-е гг. Э. Даллес участвует в экуменических сослужениях с лютеранами, то позже он забывает про это и указывает на необходимость прежде всего признания папского примата, прежде чем такое сослуже-ние будет возможно.

Это относится и к взглядам Э. Даллеса на священство. Так, в «Моделях Церкви» представлены несколько возможных пониманий священнического служения, противоположных друг другу, когда все воспринимаются как допустимые и необходимые. В поздних работах Э. Даллес акцентирует существенность отличия священника от мирянина, и суть этого отличия заключается в центральной роли служения Евхаристии в

63 Dulles A., Donovan M. A., Steinfels P. Disputed questions: How Catholic is the CTSA?: Three Views // Commonweal. 1998. Vol. 125, no. 6. P. 13-17.

64 Dulles A. Church and Society. The Laurence McGinley lectures, 1988-2007. New York, 2008. P. 205-220.

общем служении священника. Позже всего Э. Даллес поменял свою точку зрения относительно «женского священства», аргументы сторонников которого он признавал вплоть до 1993 г., однако начиная с 1994 г. он полностью меняет свою точку зрения и становится активным борцом против движения за рукоположение женщин.

Чем можно объяснить такое изменение в богословии Э. Даллеса? Можно было бы указать на его верность папскому престолу. Действительно, в 2001 г. Э. Даллес получает кардинальское достоинство, по мнению П. Кэри, «за свою работу как известного американского католического теолога и за ортодоксальную поддержку церковного учения и евангельской миссии»65. Однако Э. Даллеса нельзя рассматривать как заурядного «функционера», слепо копирующего папскую позицию. Он находил возможным спорить с Римом. Так, в 1984 г., Комиссия по делам вероучения вынесла решение против американского католического теолога Ч. Куррана. Американские теологи издали петицию в его поддержку, и Э. Даллес, хотя и не подписал петицию, направил главе Комиссии кардиналу Й. Ратцингеру личное письмо в защиту Ч. Куррана66.

Такого рода поддержка консервативной позиции Иоанна Павла II, как представляется возможным заключить, происходит из общей для всей богословской деятельности Э. Даллеса позиции «богословского прагматизма». В его работах прослеживается стремление разработать теологию, исходя из критерия полезности для Церкви. Эта тенденция приводит «раннего» Э. Даллеса к плюрализму в экклезиологии, стремящемуся примирить враждующие стороны и призвать их уважать другие точки зрения. Исходя из этого же прагматизма «поздний» Э. Даллес 1990-2000-х гг. разрабатывает культовое, сакраментальное, евхаристическое богословие священства.

Таким образом, можно заключить, что Э. Даллес, как прагматик, в свой поздний период находил более верным противодействовать радикальным либеральным теологическим программам в Католической Церкви, хотя в предыдущие годы сочувствовал многим представителям либерального направления.

Возможно, «консервативный поворот» во взглядах современных католических священников происходит из сходных опасений резких и

65 dulles A. Church and Society. P. 513.

66 Ibid. P. 344.

все более радикальных изменений, к которым призывают либеральные теологи. И динамика во взглядах Э. Даллеса становится рефлексией настроений67 американского клира, к которому он принадлежал. Насколько «консервативно» это движение по отношению к более широкой католической традиции, заключить трудно, но по отношению к самому себе в 1960-1970-е гг. оно может называться консервативным.

Возникновение «консервативного поворота», как было показано, происходит в связи со стремлением сохранить Церковь, предотвратить ее секуляризацию в условиях агрессивных нападок как светских, так и католических деятелей. Консерватизм (возможно, даже вынужденный консерватизм) становится условием выживания. От того, удастся ли этому движению выдержать испытание временем, зависит, каким будет католицизм в ближайшем будущем, поскольку в противном случае «с переменой священства необходимо быть и перемене закона» (Евр 7. 12), то есть всей полноты церковного вероучения.

Источники

1. Иоанн Павел II. Pastores dabo vobis. Постсинодальное Апостольское послание Его Святейшества Папы Иоанна Павла II духовенству и верным о воспитании и подготовке пресвитеров в современных условиях / пер. Ю. Куркина. СПб., 2011.

2. Dulles A. Church and Society. The Laurence McGinley lectures, 1988-2007. New York, 2008.

3. Dulles A. Introduction and Commentary to Lumen Gentium // Documents of Vatican II / ed. W. M. Abbot. New York, 1966. P. 9-13.

4. Dulles A. Models for Ministerial Priesthood // Origins. 1990. Vol. 20, no. 18. P. 284-289.

5. Dulles A. Models of the Church. New York; London; Toronto; Sydney; Auckland, 2002.

6. Dulles A. R. The Priestly Office: A Theological Reflection. New York; Mahwah, 1997.

7. Dulles A. Saint Robert Bellarmine: A Moderate in a Disputatious Age // Crisis. 1994. Vol. 12. P. 39-44. URL: https://www.crisismagazine.com/1994/saint-robert-bellarmine-a-moderate-in-a-disputatious-age (дата обращения: 02.01.2020).

8. Dulles A. The Dimensions of the Church. Westminster, Md., 1967.

9. Dulles A. The Resilient Church. Garden City, N. Y.: Doubleday, 1977; Dublin, 1978.

10. Dulles A., Donovan M. A., Steinfels P. Disputed questions: How Catholic is the CTSA?: Three Views // Commonweal. 1998. Vol. 125, no. 6. P. 13-17.

11. John Paul II. Apostolic Letter on Ordination and Women, Ordinatio Sacerdotalis // Origins. 1994. Vol. 24. P. 49-52.

67 В смысле Ф. Рингера. См.: Рингер Ф. Закат немецких мандаринов. Академическое сообщество в Германии, 1890-1933 / пер. с англ. Е. Канищевой и П. Гольдина. М., 2008. С. 7.

12. John paul ii. Gift and Mystery: On the Fifth Anniversary of My Priestly Ordination. New York, 1996.

13. John paul ii. Letter of the Supreme Pontiff John Paul II to All the Priests of the Church on the Occasion of Holy Thursday 1979 // The Furrow. 1979. P. 322-336. URL: http://w2.vatican. va/content/john-paul-ii/en/letters/1979/documents/hf_jp-ii_let_19790409_sacerdoti-giovedi-santo.html (дата обращения: 02.01.2020).

14. John paul ii. Letter to Priests for Holy Thursday 1995 // Site "The Holy See". URL: https:// w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/letters/1995/documents/hf_jp-ii_let_25031995_ priests.html (дата обращения: 02.01.2020).

15. John paul ii. Letters to My Brother Priests 1979-2001. 4th ed. Princeton, NJ, 2001.

Литература

1. рингер ф. Закат немецких мандаринов. Академическое сообщество в Германии, 1890-1933 / пер. с англ. Е. Канищевой и П. Гольдина. М., 2008.

2. саракаева А. А. Католическая Церковь США в 1960-е — 1990-е гг.: дисс. ... канд. ист. наук. М.: МПГУ, 2003.

3. Черный а. и., свящ. Анализ причин оставления сана: опыт Католической Церкви // Сайт «Пастырь». URL: https://priest.today/news/prichini_ostavlenitya_sana_v_ katolicheskoj_cerkvi (дата обращения: 02.01.2020).

4. Черный А. и., свящ. Новое богословие священства или богословский антиклерикализм // Вестник ПСТГУ Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 80. С. 52-63. DOI: 10.15382/sturI201880.52-63

5. Шохин в. к. Самоочевидно ли «откровение»? Размышляя над типологией Эйвери Даллеса // Философия религии: аналитические исследования. 2018. Т. 2, № 2. С. 5-24. DOI: 10.21146/2587-683X-2018-2-2-5-24.

6. Carey p. W Avery Cardinal Dulles, SJ: A Model Theologian, 1918-2008. Paulist Press, 2010.

7. Hoge D. г., Wenger J. E. Evolving Visions of the Priesthood: Changes from Vatican II to the Turn of the New Century. Minnesota, 2003.

8. Küng H. Why Priests? Garden City. N. Y., 1972.

9. Küng H. Wozu Priester? Zürich; Einsiedeln; Köln, 1971.

10. schillebeeckx е. Ministry: A Case for Change. London, 1981.

11. seidler J. Priest Resignations in a Lazy Monopoly // American Sociological Review. 1979. Vol. 44, no. 5. P. 763-783.

12. Tradition and the Ordination of Women // Catholic Theological Society of America Bulletin. 1997. Vol. 8, no. 2. P. 208-222.

13. Weafer J. A. Thirty-Three Good Men. Celibacy, Obedience and Identity. A Sociological Study of the Lived Experience of Irish Diocesan Priests in Modern Ireland, 1960-2010. Dublin, 2014.

Ilia A. Palachev

"CONSERVATIVE SHIFT" IN THE DISCUSSION ON PRIESTHOOD OF E. DULLES

Abstract. Since the second half of the 20th century the Catholic Church in America experiences the processes that deeply involve all aspects of its existence. It is manifested in a special way in the discussion on priesthood that has become one of the central subjects of theological disputes and discussions in the world Catholicism. In this paper one of the aspects of these discussions is investigated, the so-called "conservative shift", the evolution of visions of the theological essence of ministerial priesthood. Being revealed as a result of sociological research among priests in 2000s, the phenomenon of "conservative shift" has not been considered with respect to the community of theologians. The activity of Catholic Theological Society of America, advancing introduction of liberal values, such as "woman priesthood", makes a controversy both with priests having a conservative attitude and with the policy of Pope John Paul II, who promoted traditional Catholic theology of priesthood. This research reveals an existence of the active conservative movement among American Catholic theologians. Avery Cardinal Dulles, one of the popular and authoritative ecclesiolo-gists of this period, is selected as a representative member of American Catholic theology. On the example of his works some "conservative shift" is revealed in the theology of priesthood: starting from the pluralistic approach, which accepts even full desacralization of this ministry (as described in his early works, in particular in the "Models of the Church"), towards the traditional Catholic understanding of priest as acting in persona Christi in the Eucharist developed in 1990-2000s. This phenomenon is notable as it occurs in the general context of secularization and liberalization of Catholic theology in the United States. The article also explores the context and motivation of this author to turn in his rhetoric regarding the priesthood.

Keywords: ecclesiology, theology of priesthood, Catholic Church of America, Avery Cardinal Dulles, conservative shift.

Citation. Palachev I. A. «Konservativnyi povorot» v bogoslovii sviashchenstva E. Dallesa ["Conservative shift" in the Discussion on Priesthood of E. Dulles]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2020, no. 3 (31), pp. 118-140. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10305

About the author. Palachev Ilia Aleksandrovich — Student at the Saint Tikhon Orthodox Theological Institute (Russia, Moscow). E-mail: palachev.ilya@yandex.ru

Acknowledgements. The author expresses gratitude to the staff of the Laboratory for Research of Church Institutions of the Orthodox St. Tikhon's University for the Humanities: to Priest Alexey Cherny, Sergey Vorontsov, Archpr. Nikolay Yemelyanov, Deac. Evgeny Lyutko, Mikhail Birkin, and all those who made constructive comments and suggestions during the research process.

Submitted on 08 January, 2020 Accepted on 28 April, 2020

References

1. Carey P. W. Avery Cardinal Dulles, SJ: A Model Theologian, 1918-2008. Paulist Press, 2010.

2. Cherny A. I., Priest. Novoe bogoslovie sviashchenstva ili bogoslovskii antiklerikalizm [New Theology of the Priesthood, or Theological Anticlericalism]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiove-denie —St. Tikhon's University Review. Theology. Philosophy. Religious Studies, 2018, no. 80, pp. 52-63. DOI: 10.15382/sturI201880.52-63.

3. Cherny A. I., Priest. Analiz prichin ostavleniia sana: opyt katolicheskoi tserkvi [Analysis of Reasons for Abandonment: The Experience of the Catholic Church]. Available at: https://priest.today/news/prichini_ostavlenitya_sana_v_katolicheskoj_cerkvi (accessed: 02.01.2020).

4. Dulles A. Church and Society. The Laurence McGinley lectures, 1988-2007. New York, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Dulles A. Introduction and Commentary to Lumen Gentium. Documents of Vatican II (ed. W. M. Abbot). New York, 1966, pp. 9-13.

6. Dulles A. Models for Ministerial Priesthood. Origins, 1990, vol. 20, no. 18, pp. 284-289.

7. Dulles A. Models of the Church. New York; London; Toronto; Sydney; Auckland, 2002.

8. Dulles A. Saint Robert Bellarmine: A Moderate in a Disputatious Age. Crisis, 1994, vol. 12, pp. 39-44. Available at: https://www.crisismagazine.com/1994/saint-robert-bellarmine-a-moderate-in-a-disputatious-age (accessed: 02.01.2020).

9. Dulles A. The Dimensions of the Church. Westminster, Md., 1967.

10. Dulles A. The Resilient Church. Garden City, N. Y.: Doubleday, 1977; Dublin, 1978.

11. Dulles A. R. The Priestly Office: A Theological Reflection. New York; Mahwah, 1997.

12. Dulles A., Donovan M. A., Steinfels P. Disputed questions: How Catholic is the CTSA?: Three Views. Commonweal, 1998, vol. 125, no. 6, pp. 13-17.

13. Hoge D. R., Wenger J. E. Evolving Visions of the Priesthood: Changes from Vatican II to the Turn of the New Century. Minnesota, 2003.

14. Ioann Pavel II. Pastores dabo vobis. Postsinodal'noe Apostol'skoe Poslanie Ego Sviateishestva Papy Ioanna Pavla II dukhovenstvu i vernym o vospitanii i podgotovke presviterov v sovremen-nykh usloviiakh [Pastores dabo vobis. Post-Synodal Apostolic Epistle of His Holiness Pope John Paul II to the Clergy and the Faithful on the Education and Training of Presbyters in Modern Conditions]. Saint Petersburg, 2011.

15. John Paul II. Apostolic Letter on Ordination and Women, Ordinatio Sacerdotalis. Origins, 1994, vol. 24, pp. 49-52.

16. John Paul II. Gift and Mystery: On the Fifth Anniversary of My Priestly Ordination. New York, 1996.

17. John Paul II. Letter of the Supreme Pontiff John Paul II to All the Priests of the Church on the Occasion of Holy Thursday 1979. The Furrow, 1979, pp. 322-336. Available at: http:// w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/letters/1979/documents/hf_jp-ii_let_19790409_sac-erdoti-giovedi-santo.html (accessed: 02.01.2020).

18. John Paul II. Letter to Priests for Holy Thursday 1995. Available at: https://w2.vatican. va/content/john-paul-ii/en/letters/1995/documents/hf_jp-ii_let_25031995_priests.html (accessed: 02.01.2020).

19. John Paul II. Letters to My Brother Priests 1979-2001. 4th ed. Princeton, NJ, 2001.

20. Küng H. Why Priests? Garden City. N. Y., 1972.

21. Küng H. Wozu Priester? Zürich; Einsiedeln; Köln, 1971.

22. Ringer F. Zakat nemetskikh mandarinov. Akademicheskoe soobshchestvo v Germanii, 1890-1933 [The German Mandarins Sunset. Academic Community in Germany, 1890-1933]. Transl. by E. Kanishheva and P. Gol'dina. Moscow, 2008.

23. Sarakaeva A. A. Katolicheskaia Tserkov'SShA v 1960-e — 1990-e gg. [The Catholic Church of the USA in the 1960s — 1990s]. PhD-Thesis. Moscow, 2003.

24. Schillebeeckx E. Ministry: A Case for Change. London, 1981.

25. Seidler J. Priest Resignations in a Lazy Monopoly. American Sociological Review, 1979, vol. 44, no. 5, pp. 763-783.

26. Shokhin V. K. Samoochevidno li «otkrovenie»? Razmyshliaia nad tipologiei Eiveri Dallesa [Is Revelation as Self-evident as it Seems? Meditating on Avery Dulles' Typology]. Fi-losofiia religii: analiticheskie issledovaniia — Philosophy of Religion: Analytic Researches, 2018, vol. 2, no. 2, pp. 5-24. DOI: 10.21146/2587-683X-2018-2-2-5-24.

27. Tradition and the Ordination of Women. Catholic Theological Society of America Bulletin, 1997, vol. 8, no. 2, pp. 208-222.

28. Weafer J. A. Thirty-Three Good Men. Celibacy, Obedience and Identity. A Sociological Study of the Lived Experience of Irish Diocesan Priests in Modern Ireland, 1960-2010. Dublin, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.