УДК 34 (091) (470) ББК 67.3
Овчинников Алексей Игоревич Ovchinnikov Alexey Igorevich
профессор кафедры теории государства и права Ростовского юридического института МВД России, профессор кафедры конституционного и административного права Института сервиса, туризма и дизайна Северо-Кавказского федерального университета, профессор кафедры теории и истории государства и права Дагестанского государственного института народного хозяйства доктор юридических наук, профессор.
Professor, Department of Theory of State and Law, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Institute of Service, Tourism and Design, North-Caucasian Federal University, Professor, Department of Theory and History of State and Law, Dagestan State Institute of National Economy, Doctor of Law, Professor. E-mail: k_fp3@mail.ru.
Бойко Наталья Александровна Boyko Natalia Aleksandrovna
заведующий кафедрой конституционного и административного права Института сервиса, туризма и дизайна Северо-Кавказского федерального университета кандидат юридических наук, доцент.
Head of the Department of Constitutional and Administrative Law, Institute of Service, Tourism and Design, North-Caucasian Federal University, PhD in Law, Associate Professor. Тел.: 8 (928) 373-68-24.
Гасанова Замира Гаджимурадовна Hasanova Zamira Gadzhimuradovna
доцент кафедры теории и истории государства и права Дагестанского государственного института народного хозяйства кандидат юридических наук, доцент.
Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Dagestan State Institute of National Economy, PhD in Law, Associate Professor. E-mail: tigp@dginh.ru.
КОНСЕРВАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
РОССИИ В XX ВЕКЕ
Conservative projects of the state development of Russia in the XX century
В статье раскрываются отдельные консервативные идеи развития государственного и конституционного права в России. Выделяются исторические и социокультурные аспекты появления и распространения идей и концепций консерваторов XX века. Авторы показывают разнообразие подходов и интерпретаций государственной власти в контексте ее правовой, политической, религиозной и нравственной природы в русской консервативной философии государства и права, теории конституционного права, общественно-политической мысли.
Ключевые слова: государственно-правовой консерватизм, русская философия права, самобытность русской государственности, учение о праве и государстве России.
The article describes a separate conservative ideas for the development of public and constitutional law in Russia. There can be historical and socio-cultural aspects of the emergence and spread of ideas and concepts of the conservatives of the twentieth century. The authors show the diversity of approaches and interpretations of state power in the context of its legal, political, religious and moral nature in the Russian conservative philosophy of state and law, theory of constitutional law, social and political thought.
Keywords: State legal conservatism, the Russian philosophy of law, the identity of Russian state, theory of law and state in Russia.
В рамках консервативных теорий о государстве, разрабатываемых представителями русской эмиграции XX века, получили развитие идеи отечественной консервативной госу-
дарственно-правовой мысли и юриспруденции XIX столетия, связанные с отрицанием правового индивидуализма в пользу солидаристских государственно-правовых моделей, органично
вписавшихся, по мнению ученых, в национальную государственно-правовую традицию. Среди них нередко встречались и откровенно национал-социалистические и национал-большевистские идеи, в которых доказывается прямая зависимость права в государстве от народного духа и национальной идеи. Одним из представителей данного течения был известный русский правовед Н. В. Устрялов, утверждавший, что «.. .национальный эрос - великая разрушительная и вместе с тем творческая сила, мощный стимул всемирно-исторического бытия и развития!» [10, с. 247]. Автор считал, что нация, государство и идеология не разделимы, но при этом находятся в постоянном контакте и движении. Национальная идея не должна быть статична, ее нельзя провозгласить раз и навсегда. Она нуждается в постоянном идеологическом сопровождении, новом идейном наполнении как по линии внутренней, так и внешней политики. Проникновение государства во все сферы общественно-политической жизни ученый считал необходимым условием развития национальной идеи. При этом подъем национально-патриотических чувств мог происходить как за счет фактического присоединения новых территорий, так и посредством существенного расширения зоны внешнеполитической геополитической активности. По мнению автора, «... перед каждым государством встает практический императив: стремись к расширению, будь могучим, если хочешь быть великим. Здесь -не только голос биологически естественного и ценного инстинкта; здесь веление нравственного разума, завет и требование исторического духа... международная политика России должна быть великодержавной политикой, политикой империализма» [10, с. 254]. Судьба русского ученого, никогда не терявшего связи со своей родиной и в итоге вернув-шегомся в СССР, сложилась трагично. В июне 1937 года он был обвинен в «шпионаже, контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации» и расстрелян. Однако Н. В. Устря-лов успел оставить после себя значительное научное, как его называют, национал-патриотическое наследие.
Говоря о консервативной доктрине государственного права, нельзя не обратить внимание на государственно-правовые взгляды И. Л. Солоневича. Мыслитель был убежден в
том, что каждый народ мира стремится развить собственную культуру, государственность и создать свою империю. При этом И. Л. Солоневич повторяет идею немецкого государствоведа К. Шмитта, который считал автаркию признаком свободного государства. Эту же мысль мы находим и у Н. Н. Алексеева. Исходя из того, что каждый народ имеет свои неповторимые пути в истории мира, особенность России он видел в том, что ни одна нация не создала такой государственности, при которой все участвующие в имперском строительстве народы чувствовали бы себя так же комфортно, как и государствообразующий этнос - русский народ [14, с. 15].
Многие исследователи отмечают, что на волне ностальгических чувств по ушедшей жизни монархический строй в трудах представителей консервативного крыла представлялся не всегда сообразно реальным обстоятельствам. Небезосновательное желание вернуться к монархическому строю было зачастую лишено анализа многочисленных его недостатков, которые, возможно, и явились катализатором всех драматических событий. Это, однако, не исключало определенной переоценки ценностей, что стало очевидным с появлением исследователей, которые вели полемику как со сторонниками демократических и парламентских преобразований, так и с откровенно реставраторским крылом монархизма. Так, например, И. Л. Солоневич, оставаясь на монархических позициях, имел свое собственное видение возможного будущего монархии в России. По мнению известного русского публициста, парламентские методы управления демонстрируют свою полную несостоятельность, и охарактеризовать их можно как политический, экономический и моральный маразм, что закономерно предполагает стремление к авторитарному правительству [13]. Однако и планы реставрации самодержавия не вызывали у него безоговорочного одобрения, так как грозили очередной гражданской войной против дворянско-помещичьей монархии и новым витком возмущения данной формой правления в целом. Автор предлагал свой альтернативный путь развития идеи монархии в России, основанный на порядках Московской Руси. Суть идеальной формы правления, по мнению автора, сводилась к единению царя, церкви и народа. Общность
национального, государственного и религиозного сознания населения предполагала единоначалие как в государственной, так и в религиозной власти.
Такая форма государственного устройства, предполагающая учет как религиозных, так и народно-представительских аспектов управления, получила название «народно-монархическая государственность». Фундамент, на котором, по мнению автора, должны были основываться принципы устройства Российского государства, составляет сильная царская власть и сильное народное представительство, предполагающее обустройство системы земского самоуправления, закрепление основных гражданских и хозяйственных свобод.
Однако в целом подход к представительной власти был далек от традиционных западноевропейских образцов и предполагал выработку собственных сценариев ее формирования. Главный представительный орган должен был состоять из представителей «государевой и земской службы» [14]. Именно в сочетании монархических, представительских и религиозных начал при абсолютном главенстве Русской православной церкви видел автор основу политического устройства возрожденной России, когда каждый выполняет возложенные на него функции, а не занимается бесконечной конфронтацией.
Его идеалом государства была, во-первых, законная «наследственная, нравственно и юридически бесспорная единоличная монархическая власть», стоящая над интересами партий, различных социальных групп, регионов и играющая главную роль в решении важных для страны вопросов. Во-вторых, России необходимо народное представительство, отстаивающее интересы государства и общества в целом, а не отдельных политиков и олигархов: «Народу - сила мнения, царю - сила власти». Это необходимо для защиты от любых форм «эксплуатации человека», хоть «дворянской, хоть капиталистической», а также обеспечения права на свободу, труд, жизнь, инициативу и творчество многонационального народа империи и каждого человека.
По мнению мыслителя, самодержавие противоречит самоуправлению народа только тогда, когда оно превращается в партию, а самодержавие - в диктатуру. Это касается и национального самоуправления - каждый гражда-
нин и этнос имеют право на свой язык, культуру, политическое самоуправление.
И. Л. Солоневич также обосновывал существование различных форм частной собственности как: свободную конкуренцию между государственным, земским, частным, кооперативным и прочим хозяйствами. Поэтому ученый выступал против социалистов-солидари-стов, которые не могли бы обеспечить устойчивость государства: ни один хозяйственник или собственник не будет знать, что с ним случится завтра.
Возможность формирования гражданского общества в условиях монархии Солоневич оценивал положительно: в правильно сконструированной монархической государственности общественное мнение играет важную роль, даже большую, чем в республике. В Московской Руси общественное мнение складывалось с учетом позиции церкви, Боярской думы, соборов, земских органов власти и самоуправления, всероссийских съездов городов.
Ученый полагает, что понятие «конституция» имеет два значения: основной закон страны и основной закон, ограничивающий власть монарха или президента. До 1905 года основные законы определяли полномочия монарха в престолонаследии и вероисповедании, а также в законодательной области. Неписаная конституция Московской Руси ограничивала власть московского самодержавия. Ученый обращает внимание на то, что, по мнению императора Александра III, самодержавие существует для охраны закона, а не для его нарушения. Российская империя управляется «на твердом основании законов, от самодержавной власти исходящих». В результате Николай II своим решением даже П. Милюкова не мог выслать из Петербурга. Следовательно, власть русских монархов была ограниченной, так как после подписания Павлом I закона о престолонаследии самодержавие стало подзаконным: история европейских конституций есть история борьбы за власть, история русских конституций - история самоограничения власти монархов. Русская конституция - симфония власти царской, церковной и земской.
Указанные три вида власти ограничивали сами себя и не вторгались в юрисдикцию друг друга. Поэтому в России конституционная монархия - значит соборная монархия, духовной основой которой Солоневич считал пра-
вославие, признающее личную свободу каждого и не принуждающее к вере.
Следует отметить, что учения о государстве и праве, противоречащие идеям социалистического общества, формировались не только в эмиграции, но и непосредственно в России, поэтому могли обладать достаточным своеобразием. Так, например, священник Павел Флоренский, в отличие от большинства представителей эмиграции, не видел возможности возвращения к исходной предреволюционной государственной системе управления страной. В таких суждениях он усматривал серьезную угрозу анархии и гибель России [12]. Флоренский отмечал, что опоры, на которых долгое время держались самодержавие и религиозность в России, уже исчерпали себя в ходе естественного исторического процесса, поэтому не следует их возрождать. При этом священник обращал внимание на существенные достижения молодой советской власти, такие как увеличивающийся престиж страны на международной арене, развитие военной промышленности, высокий уровень подготовки в армии и государственной дисциплины. Положительным моментом он считал способность советской власти обеспечивать общественно-политический порядок. Признав прежние государственные и духовные идеалы отмершими, в определенной степени П. Флоренский встал на защиту советского строя, за что был часто порицаем в эмиграционном сообществе. Однако данный факт не означает, что он являлся апологетом советского строя. Так, например, он выступил против советской власти в вопросе определения статуса Троице-Сергиевой лавры, и за что в итоге признан идеологическим врагом и лишен жизни [4, с. 18 -21].
Критикуя слабые и уязвимые места большевистской концепции мира и государственного устройства, священник в то же время отмечал, что в будущем советский строй должен будет серьезно обновиться, однако не путем кровавых революционных потрясения, а постепенно, посредством эволюционных изменений. Священник надеялся на некий духовно-нравственный переворот в умах руководителей советской власти. Результат, к которому должна была прийти Россия, автор находил в идеологии традиционализма. Национальными идеалами России, прочно обосновавшимися в
сознании народа, традиционно выступали авторитарный правитель, пользующийся непререкаемым авторитетом, сочетание централизации и широкой автономии в государственно-территориальном устройстве и другие. Именно централизация и сосредоточение власти в руках верховного правителя - «человека-гения», обладающего неоспоримыми созидательными достоинствами, необходимыми для управления государством, должны были стать противовесом традиционным либеральным институтам власти, ведущим к социальным катастрофам и потрясениям. В целом мировоззрение П. Флоренского основывается на идеях славянофилов и консерваторов, не видящих будущее России вне сакрального единовластия. Отношение русского народа к власти автор характеризовал следующим образом: только сакральная фигура творца-гения, поддержанная божественной волей и возвышающаяся над личными и коллективными интересами, может получить поддержку у населения. При этом сам факт безоговорочного подчинения основан не на силе государственного принуждения, а на безоговорочном одобрении и христианской любви, проистекающих из преклонения перед даром, данным Богом [12, с. 11-12].
В контексте консервативной традиции автор предлагал не смешивать государственные и индивидуальные сферы жизни. Первые требовали безоговорочного подчинения и централизации, вторые же допускали элементы автономии, самостоятельности, самоуправления и развития человеческой индивидуальности. Однако полностью разделять данные сферы также не следует, так как необходимо найти баланс, который бы не позволил скатиться в крайности, такие как гипертрофированная централизация и анархическая демократия. Задачу власти П. Флоренский видел в актуализации коллективных интересов. Беспрепятственное потворствование индивидуальным интересам, по мнению автора, как и насаждение неестественного равенства, выступает явным недостатком демократических режимов, в которых власть со временем разрушается под гнетом неоправданной децентрализации и излишней автономии. Всеобщее избирательное право, как и в целом идею представительного управления, ученый считал мифом. Он полагал, что политика не нуждается в доступе к ней
всех и каждого, так как является прерогативой исключительно достойных и «героических» людей. Задача государственной власти состоит не в том, чтобы допустить всех к управлению страной, а в том, чтобы получить от каждого индивида то, на что он действительно способен. Нет никакой необходимости насильно вовлекать людей в политику, в которой они ничего не понимают, так как это искусство избранных.
Следует отметить, что отечественная консервативная мысль достаточно критично относилась к идее разделения властей [6]. По мнению исследователей, буквальное и формальное разделение власти естественным образом ведет к потере ее единства, что может спровоцировать противостояние, конфликты, политический кризис. Кроме того, разделение власти происходит тогда, когда люди не доверяют и вынуждены контролировать друг друга. Такая ситуация взаимного перманентного недоверия свидетельствует о полной потере духовно-нравственных основ и отсутствии единого объединяющего народ начала. Юридическое закрепление такого шаткого равновесия как следствия общественного договора подчеркивает исключительно формальный характер власте-отношений, не имеющих достаточных нравственных основ. Известный общественный деятель Л. А. Тихомиров писал в этой связи о том, что «на самом деле разделение властей и их взаимная независимость имеют разумное место только в области чисто упра-вительной... Но специализированные и независимые одна от другой эти области управления все одинаково истекают из верховной власти, одинаково являются орудиями ее, подчиняются ей и исполняют только ее волю. Они все облечены властью только передаточной, а потому подлежат одинаково непосредственному контролю и направлению со стороны власти верховной» [15]. Другими словами, государственную власть в принципе невозможно разделить.
По прошествии определенного времени, в течение которого можно было убедиться в том, что новый режим несет в себя целый ряд неоспоримых достоинств, в конце 1920-х годов прошлого столетия в среде отечественной консервативной эмиграции получила развитие идея использования элементов со-
ветской государственной системы в процессе государственно-правового моделирования. Неожиданно обнаружилось большое количество точек соприкосновения у консерваторов русского зарубежья и молодого Советского государства. Сочетание системы советов с жесткой верховной властью формально укладывалось в концепции консервативного характера. Именно сильная власть должна была выступать гарантом стабильности и средством защиты от революционных потрясений. Если дореволюционная консервативная монархическая концепция однозначно противопоставляла себя как капиталистической, так и социалистической системам, то в эмиграционной публицистике заимствования из этих систем уже допускались. Речь идет о том, что революционные перемены, в том числе и в сознании населения, какие бы они ни были, уже произошли и игнорировать их было нельзя. Таким образом, происходила адаптация новой модели монархической государственности к существующим политическим реалиям [3].
Известный русский философ и богослов В. Н. Ильин рассматривал право как систему, которая отражает всю полноту взаимоотношений людей и государства «исходя из представлений о должном как абсолютной правде». В основе права лежит феномен «правды» как внеэмпирического начала христианского религиозного характера, которое присутствует не только в праве, но и нравственности, а естественное право - это отражение сверхнравственного начала. Право, оставаясь нейтральным, не должно стремиться к моральной квалификации деяния. Мораль должна санкционировать право, а право - защищать мораль. При этом излишнее их смешение, как и разделение, ведет к различным деформациям - к морализации права и юридизации морали. Власть не должна стремиться к утверждению нравственных норм путем правового регулирования, так как право, реализующее себя как максимум нравственности, оборачивается насилием. Одновременно догматизация права, отделение его от правды и морали приводят к юри-дизации последней, когда она уже не воспринимается как самоценность, а поведение людей преследует исключительно эгоистическую выгоду. В такой ситуации индивида уже не беспокоит морально-нравственная со-
ставляющая его поступков, главное, чтобы его поведение укладывалось в правовые рамки. То общее, что объединяет право и мораль, автор видел в феномене «правда», который имеет религиозное происхождение и, выступая частью христианского учения, не может быть подвергнут рациональному изучению [8, с. 306].
Подобное «иррациональное» понимание права предлагал и М. В. Шахматов, отмечая, что «право по содержанию сверхсознательно и вытекает... из правды Божией». Исследовать содержание права традиционными научными способами невозможно [16, с. 40]. Как следствие, реальное право существует лишь в «государстве правды», где властители связаны не правовыми рамками, а морально-нравственными и религиозными нормами. В качестве примера автор приводил Московское государство конца XV века и до введения Иваном IV опричнины. Власть правителя ограничивалась законом и «правдой», причем закон трактовался, скорее, в идеалистическом ключе как закон религиозный и государственный, одновременно не будучи привязанным к своему конкретному формально-юридическому воплощению.
Говоря о творческом наследии М. В. Шахматова, следует вспомнить и о его консервативных взглядах на будущность системы государственного устройства России. Именно «государство правды» видел автор в качестве образца идеократической государственности, под которым понимал государство, основанное на принципах добра, любви и справедливости как продолжении религиозных божественных начал. Правовое государство в его европейском понимании не может служить ориентиром для русской просвещенной монархии. Между ними лежит ряд непреодолимых различий, которые сводятся к следующим.
Европейская идея естественного права, являющаяся следствием борьбы сословий за свои права и против неограниченной власти монарха, в конечном счете предусматривала объективизацию обязательного минимума прав и свобод. Западное - продукт конфликта, возникшего между властью и обществом, который не прекращается даже после формального очерчивания круга допустимой свободы индивида. В свою очередь «государство правды» должно строиться на единении
общества, государства и индивида. Идея служения обществу должна овладеть каждым -от царя до рядового гражданина. Если в основе западного права - «раздор», то фундамент «государства правды» составляют согласие и мир. Как отмечал ученый, «самодержавие означало изначально лишь единство власти во всех русских землях, а совещания царя с земскими соборами, Думой и иными совещательными и законодательными учреждениями чрезвычайно высоко оцениваются народом и ставятся ему в обязанность. Но эта обязанность должна исполняться не в виде определенного исходом борьбы ограничения, а во имя взаимной христианской любви царя и народа» [16; 17]. Одновременно русская идея правды стремится к духовному спасению, тогда как концепция естественного права направлена на достижение исключительно материальных благ. Если естественно-правовая теория возможна в ее формально-юридическом воплощении, то в «государстве правды» во главу угла не будет ставиться нормативное правовое регулирование, так как идеал правды нельзя охватить исключите ль-но позитивным законом. Он призван решать гораздо более высокие задачи как в духовном, так и в морально-нравственном плане. И основой для задач духовного развития во всех случаях будет христианская религия.
По мнению М. В. Шахтанова, правовое государство и «государство правды» - это не просто различные подходы к политико-правовой системе государства и общества, это два различных мировоззрения и мировосприятия. Правовое государство - это проводник материалистических устремлений, «маленького ежедневного счастья» и «суеты земной», правление серых и скучных людей. «Государство правды» - это, наоборот, «красота религиозного пафоса», «мистика мученического подвига», государственное строительство, основанное на культе яркой личности, правлении героя-великомученика, который должен выступать таковым хотя бы в представлении народа. Главную ошибку либерально настроенной части русской интеллигенции автор находил в том, что она слишком узко видела особенности русской культуры и менталитета, в большей степени полагалась на «государство неправды» и стремилась свести общее благо к развитию формальных управлен-
ческих процедур, тогда как русский идеал значительно шире и включает в себя так называемый подвиг власти.
Следует также помнить, что М. В. Шахматов не рассматривал «государство правды» как абсолютный идеал человеческого бытия. Ученый видел в нем одну из ступеней на пути к духовному спасению и очищению. В таком аспекте юридическое устройство земной жизни имеет для автора не первоочередное значение, так как власть в таком государстве исходит от Бога, им же устанавливается и форма правления, наиболее подходящая для данного народа, а целью «государства правды» является религиозное спасение. Отделение права от нравственности - это шаг в сторону европейских принципов организации государства, ведущий к противоречию в народном правосознании. Право должно быть религиозно-нравственным, при этом связь права, власти и нравственности должна стать неразрывной. Любое отступление от религиозно-нравственных основ в организации государства и общества ведет к их ослаблению и разрушению. В итоге верховенство религиозно-нравственного диктует следующие требования к процессам государственно-правового строительства. Государство и церковь находятся в неразрывном симфоническом единстве, обязательное наличие государст-
Литература
1. Алексеев Н. Н. К учению об объективном праве // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Париж, 1931.
2. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., 1998.
3. Антоненко Н. В. Эмигрантские консервативные проекты государственного устройства России // История государства и права. 2011. № 8.
4. Васильев А. А. Государственное учение священника Павла Флоренского: диктатура как реставрация монархии // История государства и права. 2015. № 10.
5. Васильев А. А. Концепция государства правды и царя - подвигоположника М. В. Шахматова // Государственная власть и местное самоуправление . 2013. № 5.
6. Васильев А. А. Концепция разделения властей и идея органического единства верхов-
венной церкви не обсуждается, стабильность и устойчивость общественно-государственных отношений обеспечивается религиозным идеалом «правды» [5, с. 6-9].
Яркий след в юриспруденции и истории отечественного государства и права оставил крупный ученый, государствовед и правовед, один из основателей евразийского общественно-политического движения русской эмиграции Н. Н. Алексеев [11]. Большевистский переворот в 1917 году он воспринял как результат допущенных ошибок прежнего режима, не учитывающего особенности правового менталитета русского народа. В будущем, в постсоветский период русской истории, а в том, что таковой наступит, Н. Н. Алексеев еще в первой половине XX века совершенно не сомневался, идеи демократии, диктатуры и социальной справедливости Советского государства должны сохраниться. Это может быть либо монархическое (иосифлянское), либо правовое государство в духе Нила Сорско-го. Московская же монархия невозвратима по целому ряду причин. «Будущее принадлежит православному правовому государству, которое сумеет сочетать твердую власть (начало диктатуры) с народоправством (начало вольницы) и служением социальной правде» [2].
Bibliography
1. Alekseev N. N. The doctrine of objective law // Thirties. The affirmation of the Eurasians. Paris, 1931.
2. Alekseev N. N. Russian people and the state. Moscow, 1998.
3. Antonenko N. V. Emigre conservative projects of the state system of Russia // History of state and law. 2011. № 8.
4. Vasiliev A. A. State the teaching of priest Pavel Florensky: a dictatorship as the restoration of the monarchy // History of state and law. 2015. № 10.
5. Vasiliev A. A. Concept of a state of righteousness and king of podyapolsky M. V. Shakh-matov // State power and local self-government. 2013. № 5.
6. Vasiliev A. A. Concept of separation of powers and the idea of the organic unity of the Supreme power in the conservative legal doctrine
ной власти в консервативной правовой доктрине России // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 8.
7. Гурвич Г. Д. Пророки // Дни. 1925. № 796.
8. Ильин В. Н. К взаимоотношению права и нравственности // Евразийский временник. Берлин, 1925. Кн. IV.
9. Назмутдинов Б. В. Понятие права в трудах классиков евразийства // История государства и права. 2012. № 24.
10. Нация и империя в русской мысли начала XX века. М., 2004.
11. Овчинников А. И., Овчинникова С. П. Евразийское правовое мышление Н. Н. Алексеева. Ростов н/Д, 2002.
12. Священник Павел Флоренский. Предполагаемое государственное устройство в будущем. М., 2009.
13. Солоневич И. Л. Диктатура импотентов. Наша страна. XX век. М., 2001.
1 4. Солоневич И. Л. Народная монархия. М., 2003.
15. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. М., 2004.
16. Шахматов М. В. Государство правды. М., 2008.
of Russia // State power and local self-government. 2015. № 8.
7. Gurvich G. D. The prophets // Days. 1925. № 796.
8. Ilyin V. N. The relationship between law and morality // Eurasian vremennik. Berlin, 1925. Book IV.
9. Nazmutdinov B.V. Concept of law in classical Eurasianism // History of state and law. 2012. № 24.
10. Nation and Empire in Russian thought of the beginning of XX century. Moscow, 2004.
11. Ovchinnikov A. I., Ovchinnikova S. P. Eurasian legal thinking N. N. Alekseev. Rostov-on-Don, 2002.
12. The Priest Pavel Florensky. Estimated polity in the future. Moscow, 2009.
13. Solonevich I. L. Impotent dictatorship. Our country. XX century. Moscow, 2001.
14. Solonevich I. L. National monarchy. Moscow, 2003.
15. Tikhomirov L. A. Monarchic statehood. Moscow, 2004.
16. Shakhmatov M. V. State of truth. Moscow, 2008.