A.A. КУЗНЕЦОВ
Александр Алексеевич КУЗНЕЦОВ — аспирант кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГЭУ.
В 2009 г. окончил Военный университет Министерства обороны РФ по специальности перевод и переводоведение; в 2010 г. — Финансовую академию при Правительстве РФ по специальности «финансы и кредит».
Автор 4 публикаций.
Область научной специализации — экономика и управление консалтинговыми услугами.
^ ^ ^
КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*
Развитие современной рыночной экономики требует постоянной инновационной деятельности любой организации, стремящейся к достижению конкурентных преимуществ. В свою очередь развитие рынка деловых услуг позволяет достигать конкурентных преимуществ, базирующихся на овладении актуальной рыночной информацией и производстве нового знания не только за счет усилий сотрудников, но и с помощью сторонних консультантов, специализирующихся в тех или иных областях знания и практической деятельности.
Консалтинг как специфический вид экономической деятельности начал развиваться в первой трети XX в., когда технологический прогресс в промышленном производстве потребовал убыстрения получения информации, освоения новых знаний, навыков, компетенций. Только использование новых знаний и информации могло помочь «вписаться» в новые условия рыночной «игры» и добиваться необходимых конкурентных преимуществ. Однако внутренние резервы большинства промышленных предприятий не позволяли быстро получать необходимые сведения, генерировать новые знания, быстро формировать необходимые навыки у сотрудников. В ответ на подобный запрос стали создаваться и функционировать первые консалтинговые фирмы. Так, в 1914 г. была организована служба деловых исследований Э. Буза, — впоследствии компания Booz Allen Hamilton, один из лидеров мирового консалтинга. Считается, что консалтинг как отдельная специфическая деятельность окончательно сформировался к 30-м годам XX столетия. В это время стало понятно, что без внедрения в управление таких видов планирования, как стратегическое, маркетинговое и кадровое, невозможно продуктивно развивать бизнес. При этом интерес к подобным вопросам проявлял не только бизнес: для государственного, а также военного руководства большинства стран стало очевидным, что без использования знаний консультантов в определенных отраслях трудно добиться успеха. В 1926 г. была образована крупнейшая современная консалтинговая компания McKinsey & Company, основателями которой были Дж. МакКинси и Э.Т. Карни.
К базовым причинам формирования консалтинга как специфической сферы деятельности следует отнести: появление простых технологических подходов предоставления услуг констатирования в сфере развития бизнеса экспертами; возникновение и распространение эффективных методов внешнего консультирования и экспертизы; нарастание потребности в привлечении внешних экспертов (консультантов) ввиду невозможности быстро самостоятельно реагировать на возникающие рыночные ситуации или внутренние сложности компании.
ГРНТИ 06.81.12 © А.А. Кузнецов, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. ГА. Карповой.
В России консультационная деятельность начала постепенно развиваться во второй половине 1980-х гг., однако исследование современного российского рынка консалтинговых услуг показало, что по данному вопросу до сих пор не существует официальной релевантной статистики [1]. Консалтинговые компании могут значительно различаться по таким параметрам, как виды консалтинговых услуг, совокупность дополнительных услуг, размер, рынки, на которых они работают, степень открытости информации и т. д. Сегодня ситуация такова, что в публикуемых рейтингах консалтинговых компаний отсутствуют крупнейшие из них. Например, данные рейтингового агентства «Эксперт РА», которые аккумулируют информацию о 150 крупных консалтинговых компаниях, не учитывают результаты консалтинговой деятельности «большой аудиторской четверки» и крупнейших международных консалтинговых групп: Boston Consulting Group, McKinsey, Bain, A.T. Kearny, Roland Berger и др. Однако для определения основных тенденций и закономерностей анализ допустимо проводить и по данным, имеющимся в открытых источниках.
Существует широкий спектр консалтинговых услуг, а также различные способы их группировки. Можно выделить два основных подхода к классификации консалтинговых услуг: во-первых, предметный, акцентирующий внимание на содержании предоставляемых услуг; во-вторых, методический, связанный с технологией предоставления услуги. В целом предметный подход является более распространенным, поскольку он учитывает, прежде всего, потребительские предпочтения в консультировании. Согласно классификации видов профессионального консалтинга, которые сформулированы Европейской федерацией ассоциаций консультантов по организации производства (FEACO / ФЕАКО) [3], выделяются восемь основных групп консалтинговых услуг: общее управление; администрирование; финансовое управление; управление кадрами; маркетинг; производство; информационные технологии; отдельные специализированные услуги.
Обобщение различных классификаций консалтинговых услуг представлено в ряде работ российских и зарубежных авторов. Однако мы считаем, что необходимо дальнейшее уточнение данной классификации, поскольку требуется адаптация видов консалтинговых услуг к современной действительности с учетом появления новых отраслей в условиях развития экономики знаний. На основе анализа точек зрения, существующих в научной литературе, мы считаем возможным предложить принципиальную схему, позволяющую более детально описывать отдельные виды консалтинга с учетом предметного и методического критериев. В схему включены перечень видов консалтинговых услуг, расширенный автором, и основные методы консалтинговой деятельности (экспертное консультирование, процессный консалтинг, проектный консалтинг и обучающий консалтинг), систематизирующие поле консалтинговой деятельности, а также ряд дополнительных критериев (см. рис.).
В предложенной схеме выделен ряд видов консалтинга, требующих комментариев. Уточним, что к экспертному консультированию обычно относят вид консалтинга, представляющий собой единовременное или систематическое предоставление услуг консультанта по анализу ситуации и поиску путей решения проблемы клиента. Обычно он не предполагает стадии внедрения предложенных вариантов решения и контроля за их исполнением.
Процессный консалтинг характеризуется тем, что консультанты и сотрудники компании, включая руководство, совместно работают над оптимизацией деятельности фирмы. Как правило, это долгосрочный вид консультирования. Здесь не предлагается решения конкретных текущих задач, стоящих перед клиентом, а скорее, имеется в виду долгосрочный процесс изменений.
Проектный консалтинг связан с разработкой рекомендаций для обеспечения наиболее эффективного функционирования компании как в целом, так и в рамках отдельных проектов, ею реализуемых. И последний вид консалтинга, на котором в рамках данной статьи мы хотели бы остановить внимание, — это обучающий консалтинг, основанный на методологии использования реальных бизнес-ситуаций для обучения сотрудников, а также позволяющий развить и закрепить навыки обучения внутреннего персонала компании, решая те или иные конкретные задачи. Преимуществами обучающего консалтинга является то, что сотрудники учатся решать задачи, типичные для конкретного вида бизнес-деятельности. Обучение может проходить в рамках реализации профессиональных функций конкретного работника, но с использованием новых правил, методов, инструментов, технологий, что расширяет общую компетенцию сотрудника и дает импульс к его дальнейшему самостоятельному обучению.
Целевая установка консалтинговой деятельности (устранение или смягчение проблемной ситуации)
П
Рекомендации
Решение проблемы
Самообучающаяся организация
V
Внешний консалтинг
Внутренний консалтинг
Ситуацион-
Оперативный
Тактический
_/\
■ ▼
Стратегический
Экспертный консалтинг
Обучающий консалтинг
Проектный консалтинг
Процессный консалтинг
Больничные учреждения
и
и ^ и и
"V-V-V-V-
тг
Управленческая
Информационная
Кадровая
Рыночная
Логистическая
Ресурсная
Правовая
Имиджевая
Рис. Схема классификации консалтинговых услуг
Отметим, что фирмы, предоставляющие разнообразные консалтинговые услуги, являются составной частью общей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование бизнеса в условиях экономики, основанной на знаниях. Такие фирмы, наряду с прочими институтами, составляющими рыночную инфраструктуру, нацелены на обеспечение движения информации, товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы. В условиях глобализации и информационной экономики консалтинговые услуги становятся все более значимыми для развития как отдельной фирмы, так и экономики в целом. В частном случае фирмы, работающие в сфере управленческого консультирования, могут быть охарактеризованы как основа управленческой инфраструктуры [4]. По данным агентства «Эксперт РА», можно выделить виды консалтинга, лидирующие на российском рынке [1]. Стабильно высокий спрос наблюдается на услуги в области ИТ-управленческого консалтинга. На долю этого вида консалтинга приходится от 27 % (в 2006 г.) до 23 % (в 2010 г.). Развитие рынка консалтинговых услуг оказывается связано, в первую очередь, со спросом на создание и развитие специфических телекоммуникационных и информационных услуг, что, соответственно, перекликается со сделанными ранее выводами о стремительном росте данного сектора в условиях современной экономики.
Следующим по значимости видом консалтинга является оценочная деятельность. Рынок консалтинговых услуг в данной области, начиная с 2006 г., вырос почти в 2,5 раза и в 2010 г. составлял око-
ло 8 % от общего объема выручки консалтинговых компаний, вошедших в рейтинг. Заметим, что в кризисные годы (2008-2009 гг.) спрос на оценочные услуги существенно увеличился. Также стабильно развиваются налоговый и финансовый консалтинг. Однако их доля в общем объеме выручки незначительно сокращается. Консалтинговые услуги в этих сферах направлены на изучение финансовой политики компаний, налоговые выплаты, проведение аудита с целью устранения и предотвращения ошибок.
Консалтинг в области управления персоналом в России также пользуется спросом, причем прогнозируется увеличение спроса в будущем. Однако за период 2006-2010 гг. доля выручки от этого вида консалтинга не превышала 3 %.
По оценкам, в мире насчитывается примерно 1720 фирм, предоставляющих услуги в области управленческого консультирования. По количеству специалистов и объему годового оборота услуг 40 фирм из них считаются крупными, остальные — мелкими и средними. Наиболее влиятельными и известными являются следующие фирмы: Ernst & Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers, Deloitte & Touche, McKinsey, Bain & Company. Достоверную и актуальную статистику о доходности бизнеса этих фирм, как отмечалось выше, получить достаточно сложно, но, согласно оценочным суждениям, «около 80 центов из каждого доллара, заработанного в отрасли, приходится именно на эти компании» [5]. Так, согласно отчетности за 2012 г., появившейся в открытой печати, выручка компании Deloitte & Touche составила 31,3 млрд долл. США, совокупный доход увеличился на 8,6 % в долл., таким образом, компания получила самые высокие доходы за всю историю своего существования [2].
Сегодня происходит дальнейшая специализация консалтинговых услуг, что связано с диверсификацией как практической деятельности, так и расширения знаний в области экономики и управления бизнес-процессами. Однако, с нашей точки зрения, наиболее универсальным подходом, позволяющим комплексно решать задачи функционирующего предприятия, является именно управленческий консалтинг, использующийся как базовый проектный метод. В управленческом консультировании возможно создать такую ситуацию для персонала и руководителей компании, прибегнувшей к услугам внешних консультантов, при которой персонал сам выявит основные «болевые точки» фирмы и найдет варианты их нейтрализации. Иными словами, использование управленческого консалтинга позволяет создавать условия для развития обучения персонала, формирования самообучающейся организации и, тем самым, создания наиболее эффективной базы для взаимодействия консультантов и сотрудников фирмы, обладающих необходимыми навыками для получения требуемого результата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бушуееа Л.И., Шайхлисламое В.А. Статистический анализ российского консалтингового рынка: оценка текущего состояния и перспективы развития // Проблемы современной экономики. 2012. № 2 (42). С. 395^4-00.
2. «Делойт» объявляет о получении выручки в размере 31,3 млрд долларов США. URL: http://www.deloitte. com/print/en_RU
3. Европейская федерация ассоциаций консультантов по организации производства объединяет ассоциации консультантов по экономике и управлению 21 европейской страны по принципу «одна страна — одна ассоциация», представляет более 3600 консультационных компаний.
4. Румянцева 3., Алешникова В. Становление рынка управленческого консультирования // Российский экономический журнал. 1993. № 3. С. 44-53.
5. Сенько В. Мировой рынок управленческого консультирования. Консалтинговый клуб МГИМО. URL: http://www.cfin.ru/consulting/senko.shtml