УДК 81'371
О.А. Бурукина
КОННОТАЦИЯ КАК КРЕАТИВНЫЙ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ
В СОЗНАНИИ ИНДИВИДА
В статье предлагается авторская концепция коннотации как сложного полифункционального психического феномена, заключающего в себе креативный психолингвистический механизм, функционирующий в сознании индивида, а также высказывается гипотеза об интегральной связи феномена коннотации с явлениями полисемии, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии и эвфемии и значимости феномена коннотации для человеческого сознания и его основных характеристик, в том числе креативности. Автор подчеркивает взаимосвязь механизмов коннотативности и концептуализации, непосредственно связанных с индивидуальным чувственным опытом.
Ключевые слова: коннотация, коннотативность, коннотирование, психолингвистический механизм.
В рамках современных психологических и психолингвистических гипотез основными путями развития значения слова традиционно считаются механизм генерализации, дифференциации, категоризации / типизации и характеризующе-определительного сдвига. Однако указанные механизмы не дают возможности исчерпывающим образом объяснить работу человеческого сознания и даже развитие значения слова в онтогенезе.
Л.С. Выготский стал одним из первых, кто сопоставил, а затем объединил факт развития значения слова с фактом развития сознания [Лурия 1979: 53]. Однако нельзя полностью согласиться с тезисом, что «для него слово является аппаратом, отражающим внешний мир в его связях и отношениях» [Лурия 1979: 53].
Согласно определению, аппарат (от лат. apparatus - оборудование): 1) прибор, техническое устройство, приспособление (например, телефонный аппарат); 2) учреждение или ряд учреждений, обслуживающих какую-либо область управления или хозяйства; 3) совокупность работников какой-либо организации; штатный состав учреждения; 4) примечания, указатели и другие вспомогательные сведения к научному труду, собранию сочинений (научный аппарат); 5) метод, способ исследования (математический аппарат). Назвать слово аппаратом невозможно ни в одном из приведенных словарных значений слова аппарат.
Ниже в своей книге «Язык и сознание», обсуждая положение о смысловом и системном развитии значения слова в онтогенезе, которое вместе с тем является положением о смысловом и системном развитии сознания, отражающим внешний мир через посредство слова, Л.Р. Лурия исправляет возникшее выше недоразумение и приписывает отра-
жающие свойства сознанию [Лурия 1979: 62]. И действительно, именно сознание является аппаратом, отражающим внешний мир через посредство слова.
Слово - знак, медиатор, посредник, но посредник не только и не столько между внешним миром и сознанием, а между психическими процессами, протекающими в сознании беспрестанно, поскольку развитие значения слова в онтогенезе обусловлено поступательным развитием сознания ребенка, а затем - непрерывной работой сознания взрослого человека, направленной, в том числе и на саморазвитие. Вслед за А. А. Залевской мы понимаем слово как медиатор, обеспечивающий выход индивида на его образ мира, формирующийся в многомерном и разностороннем личностном опыте, без которого никакой знак не может функционировать как достояние человека [Залевская 1990].
Как справедливо указывает Л.Р. Лурия, значение слова меняется по мере развития ребенка. На ранних этапах за словом в сознании ребенка кроются аффективные связи, и по сути, это еще не объективное значение слова, это, скорее, аффективный смысл, который имеет в его жизни некий, возможно, и не виданный им никогда референт [Лурия 1979: 62].
Как верно отмечает Н. Козлова, «значение слова в сознании младшего школьника бывает наполнено несущественными, но значимыми для ребенка компонентами: «пятиться - идти со страха назад; брести - идти медленно и угрюмо» [URL: http://kna4.ucoz.ru/publ/leksikon_mladshego_ shkolnika_i_ego_razvitie_na_urokakh_russkogoJazy ka/1-1-0-6].
Эту же мысль развивает С.А. Минюрова: «Для ребенка используемые слова - это слова-представления. Скажем, слово "цветок" может в
сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, розы), и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается. На протяжении дошкольного возраста ребенок постепенно переходит от единичных понятий к общим» [Минюрова 2003].
Справедливо утверждение Е.И. Грищук о том, что системное значение слова, представленное в дефинициях толковых словарей, не совпадает по объему со значением слова в языковом сознании, и что значения как компоненты языкового сознания имеют выраженную возрастную и ген-дерную специфику [Грищук 2002: 2-3].
С возрастом, в процессе изменения значения слова меняется не только его смысловая структура, меняется и та система психологических процессов, которая стоит за этим словом: если у маленького ребенка ведущую роль здесь занимает аффект, ощущение чего-то приятного, то для старшего дошкольника и младшего школьника ведущую роль играет наглядный опыт, его память, воспроизводящая определенную ситуацию, а для взрослого человека, тем более для ученого-экономиста ведущую роль играет система логических связей, которая стоит за этим словом [Лурия 1979: 92].
С одной стороны, как известно, система словесных значений составляет пласт общественного сознания, существующий независимо от сознания индивида, - это система конвенциональных значений. С другой стороны, значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Языковая картина мира имеет определенную эмоционально-психологическую основу, закладывающуюся в младенчестве. Поскольку первоначальное знакомство с неизвестным объектом действительности (название которого еще неизвестно индивиду и, в первую очередь, ребенку) происходит посредством эмоций, которые каждый новый объект вызывает как непосредственную реакцию органов чувств и разума. Эта эмоционально-психологическая основа в совокупности с основополагающей характеристикой мышления - ассоциативностью - и составляет тот феномен, который обусловливает постижение значения и назначения предметов и явлений окружающей действительности, а также слов, их обозначающих, - феномен коннотации.
Но возникает вопрос, каковы психические, точнее психолингвистические механизмы, способствующие развитию значения слова в сознании человека в онтогенезе?
Интересные данные были получены С.Г. Абабковой в результате серии ассоциатив-
ных экспериментов. Исследователь выявила, что представленность значительного количества разнообразных эмоционально-оценочных и сенсорно-перцептивных реакций в материалах эксперимента с одаренными детьми-испытуемыми двух типов - математически и музыкально / художественно одаренных детей - указывает на универсальность и в то же время различие процесса развития значения слова в их сознании. С одной стороны, опознаваемое слово включается в богатый семантический контекст, в составе которого значимо представлен эмоционально-оценочный и чувственно-сенсорный опыт. С другой, - количественное преимущество этих ассоциатов у музыкально / художественно одаренных испытуемых над реакциями той же подгруппы у математически одаренных испытуемых свидетельствует о большей включенности эмоционально-оценочных и сенсорно-перцептивных впечатлений в процесс семантического развития музыкантов и художников, чем в аналогичный процесс у математиков [Абабкова 2007].
Данные, полученные С.Г. Абабковой, свидетельствуют о том, что, во-первых, эмоционально-оценочные и сенсорно-перцептивные впечатления не только включены в процесс семантического развития индивида, но имеют непосредственное отношение к феномену психического развития индивида в целом и к феномену одаренности в частности, а также процессу развития одаренности. На основании этих данных можно сделать вывод о том, что феномен коннотации, имеющий непосредственное отношение к эмоционально-оценочным и сенсорно-перцептивным реакциям индивидов, полученным в процессе ассоциирования, является феноменом, обусловливающим этот процесс, а, следовательно, и эмоционально-оценочный и чувственно-сенсорный опыт индивида. То есть феномен коннотации, по сути, включает в себя креативный психолингвистических механизм, детерминирующий эмоционально-оценочные и сенсорно-перцептивные впечатления в процесс семантического развития индивидов.
Выделяя пути и этапы формирования концепта в сознании человека, З.Д. Попова и И.А. Стернин указывают непосредственный чувственный опыт - восприятие мира органами чувств как основу формирующегося когнитивного концепта в человеческом сознании [Попова, Стернин: 40]. Н.И. Жинкин указывает на необходимость формирования чувственного образа для закрепления концепта в универсальном предметном коде, поскольку единицы универсального предметного кода сами являются индивидуаль-
ными чувственными образами, формирующимися на базе личного чувственного опыта [Жинкин 1964].
Наша концепция заключается в том, что в сознании человека, помимо уже известных и апробированных механизмов дифференциации, генерализации, категоризации / типизации, концептуализации и характеризующе-определительного сдвига ассоциаций функционирует креативный психолингвистический механизм, ответственный за возникновение и закрепление ассоциативных связей в сознании индивида, а именно механизм коннотирования, обусловленный сложным, многоуровневым психолингвистическим феноменом коннотации, неотделимым от эмоциональности, как основного свойства человеческой психики.
Главное отличие механизма коннотирова-ния от механизма ассоциирования в том, что механизм ассоциирования - способ установления временной непроизвольной связи, по образному выражению А.П. Клименко, - «нервный субстрат условного рефлекса» [Клименко 2005: 23], в то время как механизм коннотирования многофункционален: он ответственен за установление целой совокупности как непроизвольных вероятностных, так и закрепленных в сознании индивида связей, включающих в себя не только ассоциации, но и, прежде всего, эмоции, чувства, коннотатив-ные представления и многие другие элементы, вызываемые в сознании индивида воспринимаемым им словом. На этом основании можно выдвинуть тезис о том, что недостаточно изученный еще механизм ассоциирования является частью механизма коннотирования, который, по сути, не подвергался пока хоть сколько-нибудь значимому исследованию. Механизм коннотирования не ограничивается созданием ассоциативных, а, по сути, коннотативных связей в рамках фразового или сверхфразового единства, о чем писали Ю. Крис-тева, Ж. Деррида, Р. Барт и другие создатели теории текста и интертекста.
Со сменой научной парадигмы явление коннотации стали изучать в рамках нового, ан-тропоценрического подхода, и новой, психолингвистической концепции слова и концепции знания А.А. Залевской. Именно это научное направление дает, на наш взгляд, возможность создания интегрального подхода к изучению коннотации -одного из самых сложных и полифункциональных лингвистических, психических и культурных феноменов, обусловливающих развитие сознания индивида в целом и языковое сознание индивида в частности. Именно это направление позволяет идентифицировать интегральную связь феномена
коннотации с явлениями полисемии, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии и эвфемии. Психолингвистическая концепция слова дает возможность более широкого трактования указанных явлений, позволяя рассматривать полисемичес-кие, омонимические, синонимические, антонимические, паронимические и эвфемистические номинации как способы эмоционально-оценочного отношения человека к окружающему миру.
Так, проведенное Е.О. Милоенко исследование показывает, что эвфемизм, как и любая вербальная структура, обеспечивает выход, с одной стороны, на образ мира индивида - сложный, многоуровневый, полимодальный, динамичный психический феномен [Милоенко 2009], а с другой, - не менее сложный универсальный полифункциональный психический феномен - феномен коннотации.
По мнению Р. Барта, с семиологической точки зрения, коннотативный смысл - это первоэлемент некоего кода (не поддающегося реконструкции), звучание голоса, вплетающегося в текст [Барт 1994: 18]. Но само построение этого кода определяется феноменом коннотации, открывающей доступ к полисемии художественного текста. Мы согласны с мнением Р. Барта, вскрывшим второстепенную природу денотации: «не будучи первичным, денотативный смысл прикидывается таковым, - в результате денотация оказывается лишь последней из возможных коннотаций» [Барт 1994: 19].
Полученные Р. Н. Гариповой данные сопоставительного исследования ассоциаций здоровых испытуемых и испытуемых, имеющих патологические отклонения от нормы, подтверждают наш тезис о связи феномена коннотации с процессом метафоризации, являющимся еще одним из психолингвистических процессов, обусловленных этим феноменом. Так, при нормальном развитии ребенка для него характерно не только большее количестве обобщенных и абстрактных реакций, что свидетельствует о функционировании в его сознании механизмов, обусловливающих предметно-логическую и грамматическую соотнесенность конкретного слова с остальными компонентами индивидуального лексического массива, но и ассоциациями, выражающими метафоричное, иносказательное понимание значения исходного слова, которые совсем отсутствует у анормального индивида. Р.Н. Гарипова приходит к выводу о неограниченности процесса семантического развития слова в сознании нормального индивида и ограниченности аналогичного процесса в созна-
нии анормального индивида именно в этом, кон-нотативно обусловленном направлении [Гарипова 2007].
Помимо этого, в результате анализа ассоциативных массивов испытуемых Р.Н. Гарипова выяснила, что по мере взросления умственно отсталого ребенка перестройка структуры ассоциативного поля приобретает характер внутренних изменений, выраженный в наличии количественных и качественных семантических трансформаций только внутри доминирующих и вспомогательных лексико-семантических вариантов исследуемого слова, т.е. внутри ассоциативного массива [Гарипова 2007]. То есть, в отличие от сознания нормального человека, слово в сознании умственно отсталого ребенка не формирует новые ассоциативные связи по мере его взросления, что свидетельствует о сбое в работе креативного психолингвистического механизма в его сознании.
Освободившись от редукционистского подхода, современная психология выделила креативность как самостоятельную способность и исследует ее как комплексное свойство личности, включающее личностные, эмоциональные и мотивационные компоненты (В.Н. Дружинин, E.JI. Яковлева, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, A.M. Матюшкин) [Анчукова 2002].
В результате проведенного исследования Н.И. Анчукова приходит к выводу, что образное ассоциирование является основным компонентом креативного процесса в музыкальной деятельности и опосредует создание музыкального образа, творческий характер которого отражает уровень креативности музыканта, и активизация образного ассоциирования в музыкальной деятельности способствует повышению уровня развития когнитивного аспекта креативности музыканта [Анчукова 2002].
Установив гипотетическую связь между механизмами ассоциирования (в том числе образного) и коннотирования, мы можем предположить, что феномен коннотации имеет непосредственное отношение к феномену креативности, определяемой как творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но утрачиваемая большинством под воздействием среды [Психологический словарь].
Поскольку коннотацию можно охарактеризовать как гносеологическую, лингвистическую и
культурную универсалию, можно предположить, что коннотативность - не только универсальное свойство человеческого языка, но и интегральное свойство человеческого сознания. Этим тезисом постулируется связь между коннотативностью -свойством, детерминируемым феноменом коннотации, - и креативностью - свойством человеческой психики, также обусловленным коннотацией.
Таким образом, на основе проведенного выше анализа современных и ставших уже классическими концепций и результатов исследований явления коннотации и развития значения слова в индивидуальном сознании, проведенных отечественными и зарубежными учеными в рамках современной когнитивно-дискурсивной парадигмы, мы делаем следующие выводы:
1) феномен коннотации, по сути, включает в себя креативный психолингвистический механизм, детерминирующий эмоционально-оценочные и сенсорно-перцептивные впечатления в процесс семантического развития индивида;
2) феномен коннотации обусловливает эмоционально-оценочный и чувственно-сенсорный опыт индивида;
3) констатация факта функционирования коннотации, заключающей в себе креативный психолингвистический механизм, функционирующий в сознании индивида, на наш взгляд, является оправданной и при анализе перестройки структуры ассоциативного поля в сознании индивида по мере его взросления;
4) механизм коннотирования обладает многофункциональностью: он ответственен за установление целой совокупности как непроизвольных вероятностных, так и закрепленных в сознании индивида связей, включающих в себя не только ассоциации, но, в первую очредь, эмоции, чувства, коннотативные представления и многие другие элементы, вызываемые в сознании индивида воспринимаемым им словом;
5) механизм ассоциирования является частью механизма коннотирования;
6) коннотирование как креативный психолингвистический механизм лежит в основе процесса концептуализации, отправной точкой которого является непосредственный чувственный опыт - восприятие мира органами чувств как основы формирующегося когнитивного концепта в человеческом сознании;
7) креативный психолингвистический механизм, обусловленный коннотацией, функционирует по-разному в сознании индивидов: слово в сознании умственно отсталого ребенка не форми-
рует новые ассоциативные связи по мере его взросления, в сознании анормального индивида также отсутствуют ассоциации, выражающие метафоричное, иносказательное понимание значения исходного слова, - оба указанных явления свидетельствует о сбое в работе креативного психолингвистического механизма в его сознании;
8) коннотативность - интегральное свойство человеческого сознания, детерминируемое феноменом коннотации;
9) креативность - свойство человеческой психики, также обусловленное феноменом коннотации;
10) креативный психолингвистический механизм в составе феномена коннотации нуждается в масштабном исследовании в рамках междисциплинарной научной парадигмы, с привлечением методов и инструментов психологии, психофизиологии, психолингвистики, общего и сравнительного языкознания, а также зарождающейся научной дисциплины - коннотативной лингвистики.
Список литературы
Абабкова С.Г. Развитие значения слова в индивидуальном сознании в условиях разных типов одаренности: дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2007.
Анчукова Н.И. Образное ассоциирование как психологический механизм развития креативности личности музыканта: дис. ... канд. филол. наук. Хабаровск, 2002.
Барт Р. S/Z. М.: РИК «Культура»; Ad Marginem, 1994.
Гарипова Р.Н. Специфика развития значения слова в индивидуальном сознании в условиях нормы и патологии: дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2007.
Грищук Е.И. Абстрактная лексика в языковом сознании (экспериментальное исследование языкового сознания старшеклассников): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2002.
Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопр. языкознания. 1964. № 6. С.26-38.
Залевская А.А. Слово в лексиконе человека. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990.
Клименко А.П. Третий тип словесных ассоциаций и виды семантической связи между словами в системе // Романское и германское языкознание. Вып. 5. Минск, 2005.
Козлова Н. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка. URL: http://kna4.ucoz.ru/publ/leksikon_mladshego_shkol-nika_i_ego_razvitie_na_urokakh_russkogo_jazyka/ 1-1-0-6 (дата обращения 07.07.2011).
Лурия А.Р. Язык и сознание / под ред. Е.Д. Хомской. М: Изд-во Москов. ун-та, 1979.
Милоенко Е.О. Специфика функционирования эвфемизмов в индивидуальном лексиконе: дис. ... канд. филол. наук. Курск, 2009.
Минюрова С.А. Диагностика развития мышления у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет). URL: http://adalin.mospsy.ru/ l_01a_03.shtml (дата обращения 12.07.2011).
Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия. М.: Восток-Запад, АСТ, 2007.
Психологический словарь. URL: http://psi. webzone.ru/st/050200.htm (дата обращения 16.07.2011).
O.A. Burukina
CONNOTATION AS A CREATIVE PSYCHOLINGUISTIC MECHANISM IN INDIVIDUAL'S CONSCIOUSNESS
The article offers the author's conception of connotation as a complex multifunctional psychic phenomenon stipulating a particular creative psycholinguistic mechanism functioning in individual consciousness. The hypothesis of connection between the phenomenon of connotation and the phenomena of polysemy, homonymy, synonymy, antonymy, paronymy and euphemy and the importance of connotation for human consciousness and its basic characteristics including creativeness are argued. The author underlines the interconnection between the mechanism of connotativity and that of conceptualization, both being integrally connected with individual sensory experience.
Key words: connotation, connotativity, connoting, creativity, psycholinguistic mechanism.