Научная статья на тему 'Исследование коннотации в междисциплинарной научной парадигме'

Исследование коннотации в междисциплинарной научной парадигме Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
270
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОННОТАЦИЯ / НОВАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ УНИВЕРСАЛИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КОННОТАТИВНОЕ ПОЛЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бурукина Ольга Алексеевна

Cтатья посвящена анализу традиционных и современных подходов к исследованию коннотации не как сугубо стилистического, но как общелингвистического и психолингвистического явления. Автор предлагает и обосновывает новый подход к исследованию коннотации в рамках складывающейся междисциплинарной научной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF CONNOTATION IN THE INTERDISCIPLINARY SCIENTIFIC PARADIGM

The article analyses traditional and contemporary approaches to researching connotation as a general linguistic and psychological phenomenon rather than a purely stylistic one. The author suggests and substantiates a new approach to studying connotation within the contemporary forming scientific paradigm.

Текст научной работы на тему «Исследование коннотации в междисциплинарной научной парадигме»

УДК 800

БУРУКИНА Ольга Алексеевна, кандидат филологических наук, профессор кафедры перевода английского языка Московского государственного лингвистического университета. Автор 150 научных публикаций, в т.ч. одной монографии и двух учебно-методических пособий

ИССЛЕДОВАНИЕ КОННОТАЦИИ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЕ

Статья посвящена анализу традиционных и современных подходов к исследованию коннотации не как сугубо стилистического, но как общелингвистического и психолингвистического явления. Автор предлагает и обосновывает новый подход к исследованию коннотации в рамках складывающейся междисциплинарной научной парадигмы.

Коннотация, новая научная парадигма, синергетический подход, гносеологическая универсалия, лингвистическая модель, коннотативное поле

Явление коннотации, зародившееся в недрах логики как инструмент логической структуризации и референции к существенным свойствам множества предметов, обозначаемым одним термином (Дунс Скотт), и заимствованное лингвистами для описания многообразных явлений языка и речи, стало объектом изучения и других смежных наук. Исследования коннотации в течение семи столетий ведутся в рамках разных научных парадигм, поскольку коннотация -явление, имеющее значимость для целого ряда смежных и несоположенных наук: лингвистики, психолингвистики, этнопсихолингвистики, когни-тологии, герменевтики, психологии, логики, философии. Внутри самой лингвистической науки явление коннотации традиционно изучается в рамках стилистики, а также лексической семантики, теории текста, теории выразительности, теории интертекстуальности, теории интер-дискурсивности.

Как справедливо указывает О.Г. Ревзина, «коннотация в явном или в скрытом виде при-

сутствует в концепт-анализе, в исследовании архетипов и мифологем обыденного сознания»1.

При этом каждая из научных дисциплин, занимающихся изучением коннотации, внесла свой значительный вклад в понимание этого явления, расширив границы первоначального понимания и заложив основу неоднозначного толкования и междисциплинарного исследования в будущем.

В последние годы в связи с усилившимся вниманием к коннотации специалистов разных областей знания становится все более очевидно, что данное явление не может быть ограничено рамками логики, стилистики, психологии или даже психолингвистики.

Мы согласны с выводом О.Г. Ревзиной, что с коннотацией, так или иначе, связывается сегодня широкий круг разнотипных явлений. Термину «коннотация» придаются разные значения: добавочное значение, коннотативная сема, совокупность коннотативных сем, коннотативное значение, а также (на наш взгляд, неправомер-

но) ряд исследователей использует его в качестве синонима терминов «ассоциация», «аллюзия», «импликация», так что «можно говорить об омонимии терминов или о постепенном размывании понятия»2.

Значение термина «коннотация» как «добавочное, дополнительное» было воспринято из логики XIII века. Современное понимание коннотации вышло за рамки классического определения.

Таким образом, с одной стороны, назрела необходимость уточнения явления (а точнее, комплекса явлений), обозначаемого сегодня термином «коннотация», а с другой - значения (точнее, совокупности значений или значений ряда омонимов) самого термина «коннотация».

О.Г. Ревзина предлагает попытаться увидеть то общее, что присутствует во всех явлениях, обозначаемых как коннотация, и именно это общее сделать значением термина3.

Мы видим в коннотации более сложное явление, которое трудно, если не невозможно, ограничить рамками одного термина и изучение которого возможно лишь в рамках нового - интегративного - подхода, формирующегося в лингвистике в настоящее время. Новое интегративное направление, зародившееся в конце прошлого века на стыке филологических и смежных с ними наук, соединяет в себе подходы и методологию различных лингвистических дисциплин и формирует свой собственный исследовательский инструментарий, подходящий для исследования коннотации.

Анализируя степень сформированное™ новой научной парадигмы, Е.С. Кубрякова приходит к выводу, что формирование парадигмы этого направления уже вполне отвечает трем составляющим, характерным для любой научной парадигмы или дисциплинарной матрицы, а именно: установочно-предпосылочной, предметно-познавательной и процедурной, или «технической»4 .

По мнению Е.И. Горошко, развитие лингвистической парадигмы XXI века наряду с экспансионизмом, антропоцентризм, функционализмом и экспланатарностью5 отличает также высокая междисциплинарность (или даже

трансдисциплинарность6), что свойственно всей современной науке в целом с размыванием и диффузией предметных областей частных наук7.

Р.К. Потапова отмечает усиление интеграционных процессов в науке, составляющее, по ее мнению, одну из наиболее характерных особенностей современного научного прогресса. При этом проблема синтеза научного знания, междисциплинарного взаимодействия наук выдвигается на одно из первых мест8.

Мы разделяем мнение Е.И. Горошко, утверждающей, что современная лингвистическая наука осознает тот факт, что «основная функция языка состоит не столько в передаче информации и осуществлении референции к независимой от него реальности, сколько в ориентации личности в ее собственной познавательной области, то есть язык стал больше рассматриваться как система ориентирующего поведения, где коннотация играет решающую роль»9.

Мы считаем, что явление коннотации настолько многогранно и многоуровнево, что его изучение невозможно более ограничивать рамками одной науки и в первую очередь стилистики. Данное явление необходимо изучать в синергетической парадигме как ряд самоорганизующихся нелинейных систем, характеризующихся когерентностью, открытостью и нерав-новесностью элементов.

На основе проведенного нами анализа научного дискурса мы можем утверждать, что термином «коннотация» в настоящее время обозначаются три явления, изучаемые, соответственно, психологией, психолингвистикой, лингвистикой и теорией интертекстуальности: коннотация как перманентное свойство человеческой психики; дискретный психолингвистический процесс, основанный на креативном механизме ассоциирования; и неотъемлемое свойство всех значимых слов человеческого языка. В связи с этим мы полагаем возможным говорить о коннотативности человеческого языка как его неотъемлемом свойстве.

Явление коннотации можно представить как тринитарную структуру: коннотация как гносеологическая универсалия; коннотация как пси-

холингвистический механизм индивидуального восприятия и мышления; коннотация как система функционирования слова в сознании индивида и этноса (коннотативное поле слова, со стилистической коннотацией как его дискретной компонентой).

Таким образом, в изучении явления коннотации, на наш взгляд, необходимо, опираясь на системный подход и его принципы - элемент-ность-связанность-целостность, двигаться, руководствуясь синергетическими принципами нелинейности-когерентности-открытости, где нелинейность определяется как способность системы развиваться не в заранее заданном (как в стилистическом понимании коннотации), а в произвольном порядке, т.е. в нарушение одномерной упорядоченности; когерентность понимается как согласованность взаимодействия элементов, проявляющаяся в масштабе всей системы, а открытость - как способность обмениваться составляющими со средой - с однопорядковыми и разнопорядковыми явлениями.

Анализируя труды отечественных ученых, Р.Г. Баранцев приходит к выводу, что они выделяют разные основания синергетики. Так, Г.А. Котельников видит в синергетике триаду -нелинейность-неравновесность-самоорганиза-цию10, Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов определяют синергетику тремя ключевыми идеями: нелинейность, самоорганизация, открытость11 и др. Как отмечает Р.Г. Баранцев, геометрический образ системной триады в виде правильного горизонтального треугольника - двумерный. Однако в динамике жизни каждая компонента может меняться самостоятельно по своей оси, так что проявленная триада имеет три измерения12.

В рамках синергетической парадигмы основным инструментом нелинейно мыслящего лингвиста являются лингвистические модели, описывающие явления и даже целые классы явлений, объединенных по какому-то признаку. В рамках синергетического подхода мы предлагаем лингвистическую модель коннотативно-го поля, понимаемого нами как совокупность ассоциаций, ассоциативных и коннотативных

представлений, эмоций, чувств, штампов-стереотипов, арт-штампов и арт-клише, импликаций, а также элементов подсознательного, возникающих в сознании индивида (по отдельности или в некоторой комбинации) при восприятии им слова и объединенных коннотативными связями на основе единого общего коннотативного ядра, имеющего определенный коннотативный заряд13.

Суммируя изложенное выше, можно утверждать, что в развитии современной лингвистики наметились определенные тенденции.

Мы согласны с мнением Е.С. Кубряковой и Е.И. Горошко, полагающими, что в настоящее время формируется новое научное направление - направление интегративного типа, призванное соединять в себе подходы и методологию различных лингвистических дисциплин: социолингвистики, психолингвистики, лингвистики текста, при этом формируя и свой собственный исследовательский инструментарий14. Именно в рамках интегративного научного направления, на наш взгляд, должна изучаться коннотация -многомерное когнитивное и психолингвистическое явление, осознание которого возможно лить на основе комплексного подхода.

Вслед за О.Г. Ревзиной мы полагаем, что всестороннее исследование коннотации предполагает объединение разных проявлений коннотации в поле зрения одной дисциплины - конно-тативной лингвистики15.

Таким образом, на основании изложенного выше мы можем сделать следующие выводы:

1. Под термином «коннотация» в современной лингвистике и смежных науках понимается не один, а целый ряд психических, психолингвистических и собственно лингвистических явлений.

2. Исследование коннотации требует интегративного подхода в рамках междисциплинарной научной парадигмы.

3. Коннотация - комплексное когнитивное и психолингвистическое явление, всестороннее осознание которого возможно лишь в рамках синергетической научной парадигмы.

4. Исследование коннотации может эффективно осуществляться на основе принципов

синергетики - нелинейности, когерентности и открытости.

5. Явление коннотации необходимо изучать в синергетической парадигме как ряд самоорганизующихся нелинейных систем, характеризующихся когерентностью, открытостью и не-равновесностью элементов.

6. Явление коннотации можно представить как тринитарную структуру: 1) коннотация как гносеологическая универсалия, 2) коннотация

как психолингвистический механизм индивидуального восприятия и мышления, 3) коннотация слова как система, функционирующая в сознании индивида и этноса, - коннотативное поле слова.

7. Междисциплинарное исследование коннотации на основе интегративного подхода может послужить основанием для формирования новой перспективной научной дисциплины - кон-нотативной лингвистики.

Примечания

1 Реезина О.Г. О понятии коннотации II Языковая система и ее развитие во времени и пространстве: сб. науч. ст. к 80-летию профессора Клавдии Васильевны Горшковой. М., 2001. С. 436.

2 Там же.

3 Там же. С. 437.

4КубряковаЕ.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) //Язык и наука конца 20 века. М., 1995. С. 167-169.

5 Там же. С. 207.

6HunsingerJ. Toward a Transdisciplinary Internet Research //The Information Society. 2005. №21.

7Горошко Е.И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы II Текстология.ги. URL: http://www.textology.ru/article.aspx7aKN76 (дата обращения: 18.04.2009).

8 Потапова Р.К. Лингвистические знания и новые технологии (к решению некоторых практических задач специального назначения) II Материалы международной конференции «Диалог-2002». URL: http://www.dialog-21.ru/ materials/archive.asp?id=7641 &y=2002&vol=6078 (дата обращения: 06.04.2009).

9Горошко Е.И. Языковое сознание: гендерная парадигма II Методология современной психолингвистики: сб. науч. тр. М.; Барнаул, 2003. С. 7.

10КотельниковГ.А. Теоретическая и прикладная синергетика. Белгород, 2000. С. 78.

11 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М., 2007.

12БаранцевР.Г. Тринитарная методология в Синергетике II «Академия Тринитаризма». URL: http://www.trinitas.ru/ rus/doc/0016/001a/00160064.htm (дата обращения: 18.10.2009).

13Бурукина О.А. Коннотативное поле слова: моногр. М., 2005. С. 150.

14Горошко Е.И. Указ. соч.

15Реезина О.Г. Указ. соч. С.439.

Burukina Olga

RESEARCH OF CONNOTATION IN THE INTERDISCIPLINARY SCIENTIFIC PARADIGM

The article analyses traditional and contemporary approaches to researching connotation as a general linguistic and psychological phenomenon rather than a purely stylistic one. The author suggests and substantiates a new approach to studying connotation within the contemporary forming scientific paradigm.

Контактная информация: e-mail\ [email protected]

Рецензент- Федичева O.B., кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.