КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ И КАК ИНСТИТУТ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Николаева Елена Евгеньевна
доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории и региональной экономики, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Азарова Татьяна Валерьевна
выпускница аспирантуры по направлению 38.06.01 «Экономика» («Экономическая теория»),
ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»,
старший юрист «Юридической фирмы «Консалт» Сорокин и партнеры»,
г. Иваново, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
JEL B400; H100
КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ И КАК ИНСТИТУТ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация: Статья посвящена актуальной теме, поскольку в современных условиях каждый участник рынка действует в конкурентной среде. Авторами предложена расширительная трактовка категории конкуренции в рамках взаимосвязи политэкономического и институционального подходов с учетом системного подхода. В статье проанализирована сущность конкуренции на основе методологии классической политэкономии, а в русле институциональной теории показана форма проявления этой категории. В рамках системного подхода конкуренция представлена в структурном и функциональном аспектах. При этом выделена социальная функция конкуренции, заключающаяся в реализации общественных интересов. Авторами уточнен набор объективных условий, при наличии которых мы можем говорить о существовании конкуренции. Таким образом, в статье конкуренция определена не только как экономическая категория (понимание конкуренции как объективных экономических отношений с учетом функциональной составляющей), но и как институт (как экономическое поведение субъектов с учетом механизмов, обеспечивающих тот или иной тип поведения). Это позволяет представить конкуренцию как феномен экономической науки в единстве объективного и субъективного аспектов.
Ключевые слова: конкуренция, полиметодология, методология классической политэкономии, институциональный подход, системный подход, инструментальный подход, конкуренция как экономическое отношение, конкуренция как институт, взаимосвязь объективного и субъективного.
COMPETITION AS AN ECONOMIC RELATIONSHIP AND AS AN INSTITUTION: METHODOLOGICAL ASPECT
Abstract: The article is devoted to the subject, because in modern conditions each market participant operates in a competitive environment. The authors propose an expansion of the interpretation of the category of competition in the relationship political economy and institutional approaches based on the systemic approach. The article analyzes the essence of competition on the basis of the methodology of classical political economy, and in line with institutional theory shows a form of manifestation of this category. In this approach, competition is presented in the structural and functional aspects. Highlighting the social function of competition, concluding in the realization of public interests. The authors have elaborated a set of objective conditions under which we can speak about the existence of competition. Thus, in the article, competition is defined not only as an economic category (the understanding of competition as an objective of economic relations based on functional component), but also as an institution (as economic in the conduct of the entities subject to mechanisms that ensure a particular type of behavior). This allows to introduce competition as a phenomenon of economic science in the unity lens alternative and subjective aspects.
Keywords: competition, polymethodology, methodology of classical political economy, institutional approach, system approach, tool approach, competition as an economic relation, competition as an institution, the relationship of the objective and the subjective.
Современные экономические условия ставят нас перед фактом ведения деятельности в условиях рынка. При этом в рамках рыночного пространства между субъектами рынка складываются экономические отношения, которые приводят к установлению рыночного равновесия как на отдельно взятом товарном рынке (рыночных нишах), так и в рыночной экономике в целом. Рыночный способ хозяйствования, как известно, неразрывно связан с феноменом конкуренции, который, с одной стороны, является неотъемлемым условием возникновения и развития самих рыночных отношений; а с другой - своим существованием определяет результат конкурентного взаимодействия, выражающийся в повышении эффективности производства товаров, работ и услуг; качественного удовлетворения потребностей конечных потребителей; снижения издержек производства и уровня цен. Конкуренция является неотъемлемым элементом рыночного механизма, наряду с законом спроса и предложения, а также механизмом ценообразования.
Конкуренцию принято называть «двигателем» прогресса и новаторства. Подобная характеристика происходит из трактовки конкуренции как средства саморегулирования экономики в рамках рыночного механизма. Прибегнув именно к конкуренции, становится возможным объяснить эффективность производства у изготовителя товара, производителя услуги, восприимчивость экономического субъекта к новациям и достижениям научно-технического прогресса.
Вместе с тем пространство конкуренции в настоящее время значительно сократилось, уступив место кооперационным формам экономического взаимодействия через развитие договорных контрактных (отношений), что не могло не привести к изменению действия конкурентного механизма.
Все это объясняет актуальность исследования конкуренции в современных условиях.
Кроме того, осознавая ценность и действенность конкуренции как элемента рыночного механизма, государство реализует положения антимонопольной политики, определяя организационные и правовые основы конкуренции в современной России, то есть формирует институциональную среду развития конкуренции.
В таком контексте актуальным является выявление сути конкуренции как экономического отношения и как института, который определяет поведение экономических субъектов. Указанные государственные управленческие решения должны соответствовать объективной природе регулируемых экономических отношений. Подобное соответствие может быть достигнуто только при условии понимания сущности, характера и специфики последних.
На наш взгляд, рассмотрение конкуренции как экономического отношения и как института требует адекватной методологии.
Методология в узком смысле слова - совокупность процедур, приемов и методов науки, объединённых в единую конструктивную программу и служащих средствами для постижения того или иного объекта научного знания. В широком смысле слова - это совокупность методов, используемых в той или иной области деятельности для достижения определенных целей [см.: 19, с. 135].
Различные методологические принципы исследования конкуренции и их познавательные возможности, составляют полиметодологию исследования, включающую политэкономический [см.: 12, с. 42-55], институциональный, системный и инструментальный подходы.
Политико-экономическая методология предполагает соотнесение исследуемой категории с такими диалектически взаимосвязанными понятиями, как производительные силы и производственные отношения, а также идеологическая, духовная надстройка. Здесь правомерно рассматривать конкуренцию как компонент объективных производственных отношений, хотя на поверхности явлений она проявляется через субъективную деятельность людей, через надстройку, в
первую очередь, правовую ее составляющую. Известно, что предметом исследования марксистской политэкономии являются производственные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ, и экономические законы, регулирующие общественное производство, распределение, обмен и потребление, имеющие объективную природу. Эти объективные отношения и законы проявляются в хозяйственной деятельности людей, то есть осуществляются в определенных условиях и при наличии необходимых предпосылок их реализации и использования.
В рамках политэкономического подхода конкуренция имеет объективную основу и выступает как экономические отношения и экономические интересы [см.: 15]. Сквозное присутствие конкуренции во всем спектре рыночных отношений позволяет относиться к ней, как к экономическому закону, выступающему движущей силой общественного производства. «Экономические отношения в любом обществе ярко и убедительно демонстрируют диалектическое единство противоположностей интересов, связанное с общественным характером процессов производства, распределения, обмена и потребления. В этих процессах неизбежно возникают, проявляются и развиваются противоречия интересов работников и работодателей, конкуренция между производителями благ по поводу максимизации прибыли, конкуренция среди покупателей по поводу цены...» [13, с. 35]. Диалектическое единство противоположностей интересов само по себе уже содержит способ разрешения этой конфликтной ситуации путем прохождения такого отношения через призму закона конкуренции.
Таким образом, действие закона конкуренции проявляется в разрешении противоречия интересов. Результатом этого процесса является распределение между участниками конкурентного отношения экономического блага (по поводу которого складывалось отношение) в той или иной пропорции.
В конкуренции как объективном механизме действия экономических законов рынка можно выделить две стороны.
Во-первых, решающей его стороной является материальный интерес отдельного капиталиста в ведении производства и его развитии, т. е. производстве прибавочной стоимости и ее реализации в виде прибыли. Именно получение прибыли является для капиталиста первостепенной задачей при осуществлении деятельности.
Во-вторых, специфическая форма конкурентно-стихийного воздействия потребностей (производственных и непроизводственных) на процесс капиталистического воспроизводства. Через платежеспособный спрос, его структуру и динамику система общественных потребностей, складывающихся в обществе в соответствии с характером и уровнем развития производительных сил и отвечающих им характером и уровнем развития производственных отношений, определяет рамки и условия конкурентной борьбы, необходимость распределения труда и капиталов в определенных пропорциях [см.: 16, с. 218-219].
Рассмотрение конкуренции с точки зрения экономического закона является предметом исследований в рамках политической экономии, ареал методологии которой имеет целью постижение сущности конкуренции как конкретно-исторической формы экономического соревнования между владельцами средств производства за увеличение прибыли на основе увеличения объема труда наемных работников [см.: 9].
В рамках политической экономии нами сформулированы следующие основные признаки конкуренции как экономической категории:
- конкуренция может быть охарактеризована как неотъемлемый конститутивный внутренний элемент рыночного типа хозяйствования. Рыночная ситуация заведомо предполагает наличие конкурентных процессов, причем не только на этапе реализации готовой продукции, но и на всех стадиях воспроизводственного процесса;
- конкуренция объективно возникает (не может не возникнуть) и существует при наличии ряда
определенных условий, которые формируются еще на этапе возникновения простого товарного производства, имевшего место много ранее эпохи капиталистических отношений. Наряду с общепризнанными в литературе (наличие двух и более экономических субъектов, стремящихся получить то или иное благо, обладающее определенной ценностью для каждого из субъектов; конфликтная природа рассматриваемых отношений, в основе которых лежит борьба за некое благо) нами предложено следующее условие: для констатации наличия конкурентных отношений необходимо определиться с тем, что конкурирующие субъекты равны между собой или, по крайней мере, находятся в равном положении относительно друг друга. В теоретическом плане это дополнительное условие расширяет характеристику черт конкуренции. В прикладном аспекте введение в хозяйственную практику выдвинутого нами условия может использоваться при выработке более адекватных государственных мер по поддержанию и развитию конкуренции в экономике России. Таким образом, конкуренция возникает как минимум в условиях существования двух и более экономических субъектов, стремящихся получить то или иное благо, обладающее определенной ценностью для каждого из субъектов; конфликтной ситуации взаимодействия субъектов, в основе которых лежит борьба за некое благо; равенства субъектов, при котором ни один из них своими действиями не может повлиять на рыночные условия [см.: 4, с. 9-13];
- конкуренция способна конструктивно и деструктивно воздействовать на те или иные экономические процессы;
- конкурентная ситуация сама по себе создает определенную конкурентную среду.
Политэкономический подход как методологический принцип предполагает рассмотрение
конкуренции как отношения, объективно возникшего под влиянием развития производительных сил; а также причин его возникновения, развития, экономических последствий для участников (выгоды, потери). Одной из содержательно-функциональных характеристик конкуренции выступает ее понимание именно как борьбы за ограниченный ресурс. Руководствуясь изложенным, мы считаем, что причиной возникновения конкурентного экономического отношения всегда выступает конфликт интересов экономических субъектов. Конфликтная природа конкурентных отношений наводит на мысль о том, что в основе взаимодействия субъектов экономических отношений, так или иначе, лежит конфликт, порождающий борьбу за ограниченный ресурс.
Таким образом, конкуренция представляет собой конфликтное отношение, складывающееся по поводу ограниченного блага, к которому у всех участников такого отношения есть собственный интерес. Именно удовлетворение такого интереса выступает целью участия субъектов в конкурентных отношениях. Состояние конфликта интересов выступает первопричиной начала действия закона конкуренции [см.: 2].
Анализ обозначенных проблем с позиций определения и сравнения интересов экономических субъектов может способствовать их разрешению на основе разграничения интересов крупных и мелких игроков рынка и исключения тем самым их конфликта между собой.
Рассмотрение конкурентного отношения с точки зрения наличия конфликта интересов может способствовать снижению неопределенности при анализе экономического поведения субъектов и выступить основой для прогнозирования такого поведения.
Любой экономический закон, в том числе и закон конкуренции, носит объективный характер, то есть он абсолютно не зависит от воли и сознания людей. Однако проявляются экономические законы только в процессе хозяйственной деятельности, иначе говоря, вне хозяйственной деятельности они не существуют.
Субъекты экономики могут познавать и использовать экономические законы в своих интересах, тем самым снимать в действии экономических законов стихийность, разрушительность и вносить элементы сознательного регулирования. Особенно это свойственно для современной экономики. Сознательные воздействия на экономические законы проявляются в хозяйственной политике, в
планировании социально-экономических процессов, программировании, прогнозировании и т.д. Здесь обнаруживаются субъективные аспекты экономики, которые изучаются институциональной теорией.
Политическая экономия изучает экономическую деятельность (общественное производство и воспроизводство), институциональная экономика занимается изучением институциональной среды как общих правовых и иных условий функционирования агентов экономической деятельности. Институциональная экономика «определяет условия, в которых идет реализация экономических законов. Люди могут воздействовать на эти условия и через них менять характер протекающих процессов и определяющих их законов» [8, с. 47].
В рамках политической экономии возможно изучить сущностные характеристики конкуренции, определив участников конкурентного общественного отношения, экономические сферы распространения таких отношений (процессы производства, распределения, обмена и потребления), жизненные блага, по поводу которых участники вступают в конкурентные отношения.
Постоянно повторяющееся экономическое отношение, требует оформления и закрепления, во-первых, в целях его унификации, во-вторых, в целях его социального окрашивания (о позитивном либо негативном явлении идет речь), в-третьих в виде его оформления и обнародования для дальнейшего использования.
Речь идет об институционализации экономических отношений, об их внешнем оформлении.
Институциональный анализ позволяет изучить правила и принципы поведения («правила игры»), которым следуют люди при определении состава и мотивов своих действий. Любой институт как внешняя оболочка того или иного отношения, может быть интерпретирован как средство достижения поставленных в рамках такого отношения целей. При этом данное средство всегда может быть оценено или промаркировано как эффективное-неэффективное, добросовестное-недобросовестное, доступное-недоступное и т. д.
Институт как набор правил начинает оформляться и закрепляться чаще всего тогда, когда те же самые правила, но в неписаной форме, начинают нарушаться.
Начинаясь с точечных, разовых, прецедентных проявлений на этапе простого товарного производства, конкуренция достигла расцвета в капиталистическую эпоху и столкнулась с необходимостью институционализации к середине XIX века (Закон Шермана, 1890 г.). Особенностью развития исследуемого явления конкуренции можно назвать то обстоятельство, что институт конкуренции начал формироваться в ответ на экспансию монопольных тенденций в экономической жизни общества, начиная с XIX века по сегодняшний день.
Именно конкурентной практикой и вырабатывались некие общие правила, безусловно признаваемые большей частью того сообщества, которое их использует. С другой стороны, такое сообщество (либонадобщественнаяструктура, например, государство) становится заинтересованными в том, чтобы такие правила:
- существовали,
- исполнялись,
- были известны неопределенному кругу лиц, в том числе потенциальным членам данного сообщества.
Институт конкуренции, с этих позиций, можно определить, как формализованный общественный интерес в сфере конкуренции, как форму взаимодействия субъектов конкурентных отношений. В рамках института конкуренции можно однозначно идентифицировать участников конкурентного отношения, «правила игры» между ними, пределы и способы конкурентного поведения. Все вышеназванное позволяет в той или иной степени упорядочить разрозненные конкурентные отношения, и что самое главное, - спрогнозировать их развитие.
Осознавая ценность и действенность конкуренции как элемента рыночного механизма,
государство реализует положения антимонопольной политики, определяя организационные и правовые основы конкуренции в современной России, чем предопределяется необходимость рассмотрения институционального оформления закона конкуренции.
С точки зрения институционального подхода конкуренцию, по нашему мнению, можно рассматривать и как совокупность нормативных и организационных методов воздействия на участников экономической деятельности [см.: 17, с. 133-134]. При таком подходе процесс институционализации наиболее ярко высвечивает не столько сущностную, сколько инструментальную ценность конкуренции как координатора социальных взаимодействий в рамках конкурентного отношения. Логичным следствием подобного подхода принято определять два типа институтов конкуренции по способу их функционирования:
- ограничительные - непосредственно ограничивающие действие монополистических образований в экономике,
- стимулирующие - помогающие развитию конкурентных отношений опосредованно, путем принятия законодательных актов, которые содержат отдельные нормы конкурентной направленности [см.: 11, с. 43].
Конкуренция всегда предполагает осознанность экономического поведения субъектов -экономические агенты намеренно избирают стратегию своего поведения по отношению к той институциональной среде, в которой они находятся (приспособление, борьба, самоустранение, нейтралитет), то есть рассматривают вопросы выбора между альтернативами вариантов собственного поведения с целью приобретения конкурентных преимуществ.
Процесс институционализации экономического закона конкуренции можно рассматривать в единстве нормативных и организационных методов.
В последние годы государство активно поощряет развитие конкурентных отношений. Вместе с тем такое направление государственной политики довольно часто негативно воспринимается участниками рынка, поскольку налагаемая на них обязанность вести деятельность в рамках конкурентного поля расценивается в качестве одного из дополнительных барьеров ведения предпринимательской деятельности. Полагая такое мнение ошибочным, считаем, что с точки зрения общественной полезности институционализация конкуренции обеспечивает устойчивость рыночной ситуации, поскольку удовлетворение потребностей участников рынка в наибольшей степени достигается именно в конкурентных условиях.
В свою очередь, государство выступает созидателем институциональной среды, легитимизирующей формальные нормы и правила конкурентного взаимодействия. Однако степень и характер государственного участия в процессах институционализации конкуренции в разных отраслях хозяйствования могут отличаться.
На основании изложенного можно сделать вывод, что институционализация закона конкуренции в полной мере выступает фактором социального развития, способствующим снижению неопределенности и выступающим основой для прогнозирования поведения субъектов, подлежащего анализу и моделированию.
Вместе с тем, с методологической точки зрения, отношение к конкуренции только как к рычагу противодействия тенденциям монополии является поверхностным, поскольку не учитывает истинного предназначения конкуренции как явления. Руководствуясь принципами методологического достоверности, на наш взгляд, более обоснованным является выявление объективных сущностных черт исследуемого явления, действительных потребностей общества в институционализации конкуренции, а также анализ адекватности уже созданных институциональных форм конкурентным экономическим отношениям.
Использование общественного интереса в качестве критерия для принятия экономических решений является обоснованием для вмешательства государства в действие конкурентного
механизма, что позволяет судить о регулируемой конкуренции, преобладающей на сегодняшний день в Российской Федерации. Институт конкуренции в РФ в современных условиях представляет собой разрозненный набор правовых норм, представляющих собой совокупность понятий и терминов: конкуренция; недобросовестная конкуренция; естественная монополия; доминирующее положение; монопольно высокая (низкая) цена. Отсутствуют механизмы формирования конкурентной среды на товарных рынках; институционально закрепленная цель поощрения конкуренции в виде реализации общественных интересов, а не только интересов частных лиц.
Анализ правоприменительной практики позволяет отметить две существующие, на наш взгляд, стратегии государственного поведения по отношению к конкуренции: «культивирование конкуренции» и «избегание конкуренции».
Сущность стратегии «культивирования конкуренции» заключается в заинтересованности государства в развитии тех или иных сфер в конкурентных условиях. При этом государство подкрепляет заинтересованность в развитии конкурентной среды активными действиями со своей стороны: совершенствуя правовую базу, предоставляя финансирование; создавая необходимые условия; сокращая административные барьеры. Мы можем наблюдать такую стратегию российского государства во всех отраслях предпринимательства.
Стратегия «избегания конкуренции» характерна для так называемых «социальных» сфер, когда не все участники отношений объективно могут удовлетворять конкурентным условиям на равных началах. Избегание конкуренции в данном случае способствует лучшему, более качественному удовлетворению потребностей людей, общества в целом, поскольку и субъекты, неспособные получить доступ к благу посредством конкурентной борьбы, получают такой доступ вне конкурентных рамок в преимущественном порядке (сами сферы при этом остаются в конкурентном поле, как например, сфера здравоохранения). Положительным эффектом такой стратегии выступает обеспечение общего равного доступа к ограниченному благу на основе принципа справедливости.
При этом процесс развития конкурентных отношений в РФ имеет свои особенности, которые, в частности, предопределяют высокую степень государственного вмешательства в конкурентные процессы, что мы и можем наблюдать в последние годы. Российское государство понимает конкуренцию как абстрактное состояние, как процесс, характеризующийся определенными признаками. На сегодняшний день антимонопольное законодательство РФ построено таким образом, что оно вступает в действие только в том случае, если поведение хозяйствующего субъекта (даже в рамках обычной двусторонней сделки) тем или иным образом затрагивает интересы третьих лиц, а не только участников данного конкретного хозяйственного отношения. В данной связи, пределами вмешательства государства в дела частных лиц могут выступать интересы неопределенного круга лиц (публичные интересы). При этом государственное участие в развитии конкуренции не должно способствовать созданию механизма разрешения хозяйственных споров между частными субъектами посредством антимонопольного регулирования, задачей государственного вмешательства должна выступать защита общественного интереса неопределенного круга лиц.
Процессы институционализации конкуренции через ее идеализацию на фоне выявления негативных последствий монопольных процессов приводят к тому, что конкуренция предстает перед нами в качестве идеального «светлого будущего», к которому необходимо стремиться.
Вместе с тем повсеместное государственное поощрение конкурентных отношений влечет за собой переключение на конкурентные «рельсы» практически всех сфер хозяйствования и всех без исключения экономических субъектов, в том числе и регионов Российской Федерации. Однако насколько обоснованно и возможно допускать борьбу между субъектами федерации в условиях конституционного принципа единства экономического пространства и безусловной заинтересованности в сохранении территориальной целостности нашей страны? Не приводит ли такая борьба к концентрации всех ресурсов в ограниченных зонах экономического роста, приобретающих
статус реципиентов второстепенных донорских регионов? Насколько корректно в целом говорить о конкуренции регионов, заведомо обладающих разным экономическим потенциалом в силу объективных причин: географическое расположение, обладание теми или иными природными ресурсами, плотность населения, исторически сложившийся уровень развития производительных сил.
Обращаясь к теоретической стороне рассматриваемого вопроса, следует еще раз обратить внимание на то, что в рамках модели совершенной конкуренции ни один экономический субъект своими действиями не может повлиять на рыночные условия. Логичным продолжением данной идеи является, на наш взгляд, вывод о том, что конкурентные отношения изначально основываются на принципе равенства стартовых возможностей конкурирующих субъектов. Невозможно назвать конкурентами экономических субъектов, хотя и функционирующих на одном товарном рынке, которые по объему производства, развитию производственных мощностей, материально-технической базе или иным параметрам не могут быть сопоставимы друг с другом. Если участники конкурентного отношения потенциально не равны между собой (крупное и малое предприятие, продавец с известной торговой маркой или новый производитель; продавец с традиционным продуктом или продавец новинки), то речь корректнее вести о нишах, занимаемых внутри структурированных сегментов рынка и т.д. Такая картина, на наш взгляд, свидетельствует о недопустимости рассмотрения регионов Российской Федерации в качестве конкурентов.
Взаимодействие вышеописанных методологических подходов (политэкономического и институционального) позволяет исследовать любое экономическое отношение на двух уровнях - эндотерическом (глубинном, сущностном) и экзотерическом (внешнем, поверхностном), при этом «эндотерический слой экономических отношений фиксирует генезис, сущность, содержание экономических понятий, а экзотерический подход уже имеет дело с формами проявления, механизмом действия, социально-экономическими последствиями хозяйственных процессов» [7, с. 85].
В подавляющем большинстве известной нам учебной и научной литературы определение конкуренции раскрывается с помощью инструментального подхода и характеризует ее как часть рыночного механизма, использование которого в качестве организационного критерия позволяет выделять рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции (рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, рынок олигополистической конкуренции и рынок чистой монополии) [см.: 4, с. 8].
Что касается инструментов конкуренции, то как отмечает В.А. Гордеев, таковыми являются ценовая и неценовая ее формы. Причем ценовая, наиболее полно раскрытая неоклассиками, была характерна для домонополистического капитализма и преобладает как инструмент на этапе восходящего развития конкуренции. А неценовая форма, связанная с дифференциацией товара, более характерна для экономики ХХ-ХХ1 вв. Она обстоятельно раскрыта Дж. Робинсон, Э. Чемберлином и др. и преобладает в качестве инструмента при «угасании» конкуренции, хотя и сопровождается обострением последней [см.: 10, с. 51].
Экономика представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, то есть систему. Поэтому в рамках методологии экономической науки ключевое положение занимает системный подход к изучению экономических явлений. Как отмечал В.И. Ленин, системный подход предполагает, «...что анализ ведется с точки зрения массовых экономических явлений, всей совокупности общественного хозяйства, а не с точки зрения отдельных казусов или внешней поверхности конкуренции.» [14, с. 67].
Методология системного исследования в экономике развивает и конкретизирует диалектические принципы применительно к определенным типам экономических систем, структур. Системный подход (по другой терминологии - системно-структурный), - это по существу дела один из важнейших приемов абстрактно-логического метода, т. е. метода, используемого для теоретических построений
[см.: 6, с. 15]. В.М. Агеев указывает, что «сохраняя известную самостоятельность, системный подход выступает в качестве вспомогательного элемента методологии политической экономии по отношению к ее основному звену - диалектическому и историческому материализму» [1, с. 6]. Система, как отмечают Т.В. Чечелева и С.А. Ленская, - это саморазвивающаяся структура, имеющая внутренний источник развития. Основные принципы системного анализа состоят:
- в подходе к системе как к органической совокупности взаимодействующих элементов;
- в понимании противоречивости взаимодействия элементов системы, составляющей внутренний источник ее развития;
- в рассмотрении взаимодействия системы с другими системами и внешней противоречивостью в развитии каждой системы;
- в выделении главного элемента в системе, определяющего цель и направленность ее развития [см.: 5, с. 22].
При рассмотрении какого-либо явления или процесса как системы с необходимостью требуется определить содержание его системообразующих признаков. Принято выделять следующие:
- компонентный признак - составные части системы;
- структурный признак - строение системы, внутренняя организация содержания (экономические отношения между элементами системы);
- функциональный признак - функции компонентов, согласование функций по горизонтали и вертикали;
- интегративный признак - механизм управления системой (стихийный или сознательный, иерархичный).
Оценка конкуренции с системных позиций позволяет выявить условия, при которых она возникает; свойства, которыми она обладает; не в статике (как у некоего элемента рыночного механизма), а в динамике, то есть в процессе взаимодействия с иными рыночными элементами. Рассмотрение конкуренции как системы позволяет нам исследовать данный феномен в динамике, то есть не только выявить его компоненты, но и определиться со структурой и функциональными связями между такими компонентами, а равно выявить интегративные аспекты, позволяющие не столько наблюдать за конкуренцией со стороны, сколько придавать ей управляемый характер.
В рамках структурного аспекта системного подхода конкуренцию принято характеризовать как ситуацию на рынке, предопределяющую модель ценообразования [см.: 20, с. 40], в том числе как фактор, определяющий типы рынков: рынки совершенной конкуренции, рынки несовершенной конкуренции, рынки с отсутствием конкуренции (монополия).
Данный подход, с одной стороны, позволяет однозначно определить структуру рыночных взаимодействий и типы поведения участников, однако, с другой стороны, не позволяет исследовать сущностные характеристики конкурентных процессов, а именно природу возникновения и цель конкурентных отношений в первую очередь.
В экономической литературе конкуренцию рассматривают и в поведенческом аспекте как условия хозяйствования, определяющие тип поведения, действия производителей, потребителей в зависимости от сложившейся на рынке ситуации. В этом аспекте конкуренция трактуется как соперничество между экономическими субъектами за более выгодные условия производства, купли и продажи товаров в условиях ограниченных ресурсов, когда разговор о конкуренции, собственно, и имеет смысловое значение.
Соединение структурного аспекта системного подхода с поведенческим взглядом позволяет трактовать конкуренцию тройственно:
- как взаимодействие между массой продавцов и массой покупателей по поводу наиболее выгодных условий реализации их интересов, общественной пользы, происходящее в условиях ограниченных ресурсов, ведущее к выгоде (общественной пользе) покупателей за счет снижения
- в условиях взаимодействия между самими производителями - к выгоде покупателей (рынок покупателя);
- в условиях взаимодействия между самими покупателями - к выгоде производителей (рынок продавцов). В таком ключе в двух случаях из трех конкуренция ведет к выигрышу покупателя. Поэтому при оценке выгод/потерь от конкуренции следует учитывать, что для потребителей (покупателей) конкуренция наиболее предпочтительна, поэтому государство в обязательном порядке должно осуществлять антимонопольную политику в интересах населения как участников рынка [см.: 16, с. 217-218].
Функциональный аспект системного подхода предполагает рассмотрение функций изучаемого явления, компонента более сложной системы, согласование функций по горизонтали и вертикали [см.: 18]. В известной нам литературе выделяется 7 функций конкуренции (регулирующая, размещения ресурсов (аллокационная функция), инновационная (инвестиционная) функция, адаптационная, распределительная, стимулирующая, контролирующая функция). Нами дополнительно выделена социальная функция конкуренции [см.: 3], заключающаяся в реализации общественных интересов, которую можно трактовать как удовлетворение материальных потребностей людей; удовлетворение социальных потребностей людей; формирование культуры конкурентного поведения, удовлетворение региональных общественных потребностей с выделением как положительных, так и отрицательных эффектов ее действия.
В порядке обобщения и анализа литературы по теме конкуренции нами выделены 10 содержательно-функциональных характеристик конкуренции (конкуренция как состояние рынка, конкуренция как отношение, конкуренция как механизм достижения наиболее полного удовлетворения потребностей, конкуренция как абстрактная модель определенного типа рыночной системы, конкуренция как капиталистическая форма соревнования (торговое соревнование), конкуренция как конфликт интересов, конкуренция как борьба за ограниченный ресурс, конкуренция как общественная ценность, конкуренция как объект государственного регулирования, конкуренция как «процедура открытия», конкуренция как институт), которые в то же время можно использовать как линии анализа, касающегося понимания конкуренции как категории экономической науки, что позволяет сделать вывод о многоаспектности категории и констатировать возможные междисциплинарные подходы (например, экономическое поведение конкурентов, социальные, психологические, мотивационные составляющие конкуренции, конкурентные стратегии государства, фирм, населения).
Таким образом, конкуренция как предмет исследования предполагает использование именно палитры методологических принципов и методов исследования. Их сочетание позволяет, на наш взгляд, всесторонне изучить исследуемую проблематику путем послоевого анализа конкурентных отношений с применением диалектических возможностей политической экономии; инструментальной составляющей, институционализма и комплексной оценки предмета исследования как системы.
В рамках взаимосвязи политэкономического и институционального подходов с учетом системного подхода мы даем расширительную трактовку категории конкуренции. Конкуренция определена не только как экономическая категория (понимание конкуренции как объективных экономических отношений с учетом функциональной составляющей), но и как институт (как экономическое поведение субъектов с учетом механизмов, обеспечивающих тот или иной тип поведения), что позволяет представить конкуренцию как феномен экономической науки в единстве объективного и субъективного аспектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агеев В.М. Принцип системности политэкономического исследования / В.М. Агеев. - М.:
Экономика, 1985. - 184 с.
2. Азарова Т.В. Категория интерес в структуре конкурентного отношения / Т.В. Азарова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». - 2017. - № 1. - С. 197-203
3. Азарова Т.В. О социальной функции конкуренции / Т.В. Азарова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». - 2017. - № 2. - С. 182-187.
4. Азарова Т.В., Николаева Е.Е. К вопросу о конкуренции и этапах ее становления и развития в единстве экономического и правого аспектов / Т.В. Азарова, Е.Е. Николаева // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. - 2015. - Вып. 9 (25). - С. 7-15.
5. Атлас М.С., Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. и др. Основы функционирования экономической системы: учеб. пособие / ред. кол. М.С. Атлас и др. - М.: Высш. шк., 1991. - 231 с.
6. Бабаев Б.Д. Объективные цели развития социалистических производственных предприятий / Б.Д. Бабаев // Экономические законы социализма и эффективность общественного производства: Межвуз. сб. науч. тр. - Иваново, 1986. - С. 13-21.
7. Бабаев Б.Д., Бабаев Д.Б. Взаимосвязь политической экономии и институционализма - важное направление совершенствования экономико-теоретического знания / Б.Д. Бабаев, Д.Б. Бабаев // Журнал экономической теории. - 2013. - №2. - С. 84-92.
8. Бабаев Б.Д., Бабаев Д.Б., Николаева Е.Е. Взаимодействие политической экономии и институционализма как императив // Второй международный политэкономический конгресс «Возвращение политэкономии»: Сб. материалов / под ред. Бузгалина А.В. и Воейкова М.И. В 2-х томах. Т. 2. - М.: Культурная революция, 2015. - С. 44-52.
9. Гордеев В.А. Институционализм как фактор разработки новой теории конкуренции / В.А. Гордеев. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docplayer.ru/31969827-Institucionalizm-kak-faktor-razrabotki-novoy-teorii-konkurencii.html (дата обращения - 18.10.2017).
10. Гордеев В.А. Конкуренция и ее развитие: системный анализ: монография / В.А. Гордеев. -Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2006. - 115 с.
11. Дубровская С.И. Роль института конкуренции в системе рыночных институтов / С.И. Дубровская // Вестник Самарского финансово-экономического института. - 2011. - № 4 (12). - С. 42-46.
12. Иродова Е.Е., Максимов В.Л., Николаева Е.Е. Методология экономической науки: воспроизводственный подход в сочетании с принципом системности и многомерности: монография / Е.Е. Иродова, В.Л. Максимов, Е.Е. Николаева. - Владимир-Иваново-Ярославль: Изд-во ГОУ ВПО «Иван. гос. ун-т», 2008. - 80 с.
13. Кардаш В.А. Системная диалектика экономических отношений / В.А. Кардаш // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2004. - Т. 2. - № 3. - С. 34-43.
14. Ленин В.И. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма) / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. - 5-е изд. - Т. 26. - С. 43-93.
15. Николаева Е.Е. Распределительные отношения и экономические интересы - ключевые категории политической экономии / Е.Е. Николаева // Вестник Ивановского государственного университета. Сер. «Естественные, общественные науки». - 2010. - Вып. 3. - Экономика. - С. 51-52.
16. Николаева Е.Е. Распределительные отношения и их деформации в условиях современной российской экономики: аспект политической экономии: монография / Е.Е. Николаева. - М.: Изд-во МЭСИ, 2011. - 456 с.
17. Николаева Е.Е., Азарова Т.В. К вопросу о конкуренции как институте / Е.Е. Николаева, Т.В. Азарова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2016. - № 3 (47). - С. 132-140.
18. Николаева Е.Е., Азарова Т.В. Функциональный подход к исследованию конкуренции
в условиях современной российской экономики / Е.Е. Николаева, Т.В. Азарова // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. / под ред. Б.Д. Бабаева, Е.Е. Николаевой. - Иваново, ИвГУ, 2016. - Вып. 10 (26). - 196 с. - С. 172-179
19. Огурцов А.П. Методология // Большая Российская энциклопедия: в 30 т./ Председатель науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 20. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. - С. 135.
20. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции / Ю.Б. Рубин // Современная конкуренция. - 2010. - № 3 (21). - С. 38-67.