Научная статья на тему 'Конкурентоспособность выпускника профессионального лицея как важный показатель качественного образования'

Конкурентоспособность выпускника профессионального лицея как важный показатель качественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ РАБОЧИЙ / COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS OF THE WORKER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прашкевич Юлия Александровна

В статье рассмотрены условия подготовки конкурентоспособного выпускника профессионального лицея. Представлены характеристики, составляющие фундамент конкурентоспособности будущего закройщика.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause conditions of preparation of the competitive graduate of professional lyceum are considered. The characteristics making the base of competitiveness of the future cutter are presented.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность выпускника профессионального лицея как важный показатель качественного образования»

Конкурентоспособность выпускника профессионального лицея как важный показатель качественного образования

Прашкевич Ю.А.

В статье рассмотрены условия подготовки конкурентоспособного выпускника профессионального лицея. Представлены характеристики, составляющие фундамент конкурентоспособности будущего закройщика.

In clause conditions of preparation of the competitive graduate of professional lyceum are considered. The characteristics making the base of competitiveness of the future cutter are presented.

Российская система начального профессионального образования переживает очень важный период своего развития. Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособного выпускника, его соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства.

В «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» подчеркивается, что главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, который определяется образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны, а одной из ведущих задач образования в обеспечении социально-экономического развития России является «создание условий для повышения конкурентоспособности личности». Основные направления образовательной политики нашей страны и новый социальный заказ общества образованию отражены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В ней отмечается, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного рабочего соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Категория конкурентоспособность и конкурентоспособная личность, наиболее исследованные экономической наукой, приобретают все большее значение как термины реальной педагогической жизни в рамках профессионального лицея.

Понятие конкурентоспособности в экономической теории связывают с понятием конкурентных преимуществ и конкурентными стратегиями. Современная концепция конкурентоспособности основывается на продуктивном использовании ресурсов. Пути, которые при этом выбираются, обозначаются как стратегии. Успех при этом определяется не столько самими ресурсами, сколько тем, насколько, продуктивно они используются (Карлоф Б., Портер М., Ансофф И.).

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Она определяет способность объекта выдерживать конкуренцию.

Современные педагоги-исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимают «способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личности профессионально, социально, нравственно».

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и непрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром (Андреев В.И.).

Формируя конкурентоспособность личности, мы развиваем систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности; профессиональную направленность личности; систему целеполагания; самосознание личности как представителя

определенной профессиональной общности.

Конкурентоспособную личность, прежде всего, отличает умение самоопределяться в окружающей действительности, включающие следующие виды самоопределения: профессиональное (определяет себя как профессионала), личностное (определяет себя как личность), семейное (определяет себя как член семьи).

Конкурентоспособность рабочего есть такая профессиональная характеристика субъекта в условиях рыночных отношений, которая определяется не только объективными обстоятельствами, но и, прежде всего субъективными личностными особенностями человека и его поведения на рынке труда (Емельянова Л.А.).

По мнению Батышева С.Я. конкурентоспособность рабочего, с одной стороны понимается как интегральное личное качество, с другой - как показатель соответствия рабочей силы. При этом конкурентоспособность рабочего определяется не узкопрофессиональными характеристиками, а уровнем его культуры и интеллектуального развития. Конкурентоспособный рабочий - это человек, способный достигать поставленных целей в разных быстро меняющихся образовательных ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач.

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность рабочего выступает одним из важных условий удовлетворения потребностей рабочего в качестве его жизнедеятельности и развития, а также в средствах самореализации. Конкурентоспособность рабочего предполагает его соответствия требованиям работодателя. Рассмотрим это понятие применительно к профессии «Закройщик».

Затраченный закройщиком при изготовлении изделия физический труд (подготовка оборудования к работе, проверка точности их действия, устранение отдельных неполадок и др.) выступает в совершенно ином качестве. Ручные работы здесь приобретают иное значение, ибо этот труд требует применения высоких профессиональных знаний и умений, носит творческий характер. Такой рабочий свободно ориентируется во взаимодействии узлов и деталей изделий, может читать сложные чертежи, схемы узлов изделий, выполнять эскизы, составлять инструкционные и технологические карты. Профессионализм его проявляется в том, что он умеет быстро выполнять математические вычисления, делать расчеты с применением математики, технологии изготовления одежды, выбирать наиболее рациональные способы для достижения наилучших результатов в работе.

Трудовые навыки его многообразны, что дает возможность включаться в случае необходимости в любое звено производственного процесса, переходить от одного вида производственной деятельности к другому в соответствии с быстро меняющимися условиями и потребностями производства. Конкурентоспособный закройщик -творец, достигший вершин мастерства швейного дела, активно участвующий в совершенствовании производства. Из этой категории рабочих на предприятиях обычно вырастают бригадиры, мастера участков, мастера и инструкторы производственного обучения.

Важную роль в формировании конкурентоспособного будущего рабочего играют учреждения начального профессионального образования, в частности профессиональный лицей. Именно в стенах профессионального лицея формируется личности творческие, мыслящие и действующие нестандартно. Профессиональный лицей представляет собой учреждение начального профессионального образования, способствующее интеллектуальному развитию личности, личности знающий процесс производственного обучения и серьезную подготовку по теоретическим предметам общеобразовательного и специального цикла.

В контексте данной статьи хочется отметить то, что качественное профессиональное образование становится одним из главных критериев, определяющих как конкурентоспособность выпускника профессионального лицея, так и самого учебного заведения. Конкурентоспособный выпускник профессионального лицея оценивается по следующим критериям:

- направленность на профессию (наличие интереса к профессии, наличие устойчивой цели

овладеть профессией, стремление к профессиональному росту);

- профессиональная компетентность (профессиональные знания, умения, навыки);

- социально- и профессионально-значимые качества (коммуникативные качества,

организаторские способности, предприимчивость (включая и способность к разумному риску);

- личностные качества (креативность — способность к творческому решению задач, способность

к рефлексии, способность к самореализации, работоспособность;

- духовно-нравственные ценности (чувства, мысли, желания, поступки, поведение, отношение к

ближнему).

В 2008 - 2009 учебном году на базе Профессионального лицея № 18 г. Оренбурга нами было проведено анкетирование выпускников третьего и четвертого курсов с целью оценки уровня конкурентоспособности выпускника профессионального лицея по профессии «Закройщик» и пониманию значимости данной характеристики для самореализации личности. В процессе нашего анкетирования выделены признаки конкурентоспособности будущих закройщиков: владение

ключевыми и базовыми компетентностями в своей профессиональной области: абстрактное мышление, знания, умения и навыки; коммуникативная компетенция; психологическая готовность конкурентоспособному поведению: потребность в успешной деятельности; стартовые возможности: творческий потенциал; способность саморегуляции, самоорганизации, самооценки своей профессиональных и личностных качеств; самостоятельность.

В соответствии с выделенными признаками конкурентоспособности в нашем анкетирование были определены уровни сформированности конкурентоспособности будущего рабочего. Низкий уровень: не мобилен; узкий кругозор; отсутствие собственных идей; тяжело переключается на другие виды деятельности; плохо адаптируется в непривычной ситуации; владеет минимумом информационнотехнологических знаний в своей области; не осознаёт важность самообразования и саморазвития для профессионального роста; не всегда доводит начатое дело до конца, часто требуется посторонняя помощь.

Средний уровень: мобилен; достаточно широкий кругозор; выдаёт большое количество идей, но «оригинальных» мало; достаточно быстро переключается на другие виды деятельности; не всегда хорошо адаптируется в непривычной ситуации; имеет фундаментальные знания в своей профессиональной деятельности; осознает важность и необходимость самообразования и саморазвития для профессионального роста; активен и инициативен в зависимости от ситуации; стремится довести начатое дело до конца, в не стандартных ситуациях требуется помощь.

Высокий уровень: мобилен; широкий кругозор; выдаёт большое количество «оригинальных» идей; быстро переключается с одного вида деятельности на другую; быстро адаптируется в непривычной ситуации; глубокие познания в своей профессиональной области; потребность в углублении и расширении приобретённых знаний; коммуникабелен в профессиональном и межличностном общении; творчески осмысливает и преодолевает проблемные ситуации; активен и инициативен.

Анализируя ситуацию развития конкурентоспособности мы выделяем совокупность педагогических условий, которые обеспечивают становление этого качества: использование вариативного подхода при обучении для доступности образования учащимся, имеющим разные стартовые возможности; моделирование конкурентоспособных ситуаций формирующих у учащихся мобильность, широкий кругозор и способность подчинить любые профессиональные творения; ситуации позволяющие ориентироваться в рыночной ситуации, в которой развёртывается его профессиональная деятельность; ситуации, которые формируют готовность конкурентоспособному поведению (действие в ситуациях предполагающих соперничество, прогноз действий конкурента, способность выделять приоритеты, профессиональная интуиция и т.д.); ситуации, способствующие формированию адекватной самооценки своих профессионально-личностных и социальных качеств. Реализация педагогических условий осуществлялась через модель процесса формирования конкурентоспособности будущих закройщиков.

Целью первого этапа является определение первоначального уровня конкурентоспособности будущих закройщиков, мотивация необходимости формирования и повышения уровня данного качества. Задачи первого этапа - определить первоначальный уровень сформированности конкурентоспособности; выявить барьеры, препятствующие формированию данного качества; показать необходимость формирования конкурентоспособности как стратегической ценности на рынке труду.

Формирование ценностного отношения к процессу обучения, как средству освоения будущей профессией, возможно при раскрытии перед учащимися основных перспектив данной деятельности, таких как социальная значимость будущей профессии и возможные перспективы личностного роста и самореализации в профессии. На этом этапе учащиеся знакомятся с информацией о конкурентоспособности закройщика, условиях, признаках и процессом ее развития. На этом этапе

проводилась диагностика первоначального уровня конкурентоспособности, направленная на выявление сформированности потребности успешной профессиональной деятельности, самостоятельности, ответственности, а также барьеров и препятствий, мешающих успешному самоопределению.

Исходя из вышесказанного в качестве средств на этом этапе выбраны: психологические тесты, беседы, дискуссии. Опыт реализации данного подхода в рамках изучения предметов теоретического цикла на начальном этапе профессиональной подготовки, позволяет выстроить следующие этапы деятельности: овладение способами профессионально-личностного роста и самообразования; определение своей программы профессионально-личностного самоопределения; определение роли изучаемых дисциплин в профессионально личностном росте и становлении учащегося.

Второй этап направлен на достижение основной массы среднего и системного высокого уровня конкурентоспособности. Задачи второго этапа - формирование информационной и коммуникативной компетенций.

На данной стадии требуется корректный контроль над учащимися мастером производственного обучения, не лишая самостоятельности учащихся при выполнении работы. Перед каждым учащимся ставятся важные вопросы: каков их уровень компетентности; какие у них сильные и слабые личностные качества необходимые для осуществления работы; хватает ли знаний для осуществления проекта; какие затруднения могут возникнуть в процессе работы. Каждому из учащихся, на этом этапе, требуются применение активных форм знаний, требующие специальные умения и навыки (использование возможностей современного оборудования, использование прогрессивных методов обработки изделий, соблюдение правил безопасности труда, умение анализировать полученные результаты). Прежде всего, такие задания, запускают у учащихся механизм поисковой активности.

Третий этап - направленность у учащихся на формирование высокого уровня конкурентоспособности и развитие профессиональных и профессионально-личностных качеств (творческий потенциал, абстрактное мышление, применение теоретических знаний на практике). Задачи третьего этапа - формирование абстрактного мышления и творческого потенциала.

Уроки производственного обучения показывают, какие преимущества получает учащийся, овладевший творческим подходом при решении задач, например: возможность адаптации к новым видам деятельности в коллективе; помогает успешно разрешить противоречия, возникающие в процессе решения профессиональных и теоретических задач (вариативность методов обработки изделий); формируются профессионально-личностные качества способствующие формировании конкурентоспособности будущих закройщиков: самостоятельность, ответственность за конечный результат, потребность успеха, трудолюбие, упорство. В результате учащиеся при работе над заданием должен охватывать социальные, экономические, воздействия своей работы при представлении технологического решения, показывать уровень своей профессиональной компетенции, нести ответственность за внедрение новейших методов обработки, а также при работе с оборудованием. Оптимальное сочетание профессионализма и мобильности обеспечит учащемуся и будущему рабочему конкурентоспособность. Инструкционные и технологические карты и схемы, помогают в более глубоком осмыслении и понимании изучаемой темы. При составлении технологических карт и схем необходимо производить глубокое сжатие текста, чем на теоретических занятиях или при написании реферата, учиться пользоваться символами, схемами (схемы швов, узлов).

Конкурентоспособность выпускника профессионального лицея, можно отнести к числу стратегических ценностей, которые наряду с ориентацией на собственные силы, предприимчивостью способствуют преодолению индивидуального психологического барьера, подавленности, пессимизма, неопределённости в жизненной перспективе, помогают упорядочить всю систему жизнедеятельности в условиях перехода к новым рыночным отношениям и, в конечном счёте, выйти социуму из тупиковой ситуации.

Достижение нового качественного уровня — конкурентоспособности выпускника в профессиональном лицее невозможно на основе традиционных подходов и методики оценки качества профессиональной и общеобразовательной подготовки.

Правильно выстроенная система диагностических методик оценивания, комплексный мониторинг обучения позволяют повысить качество и эффективность подготовки конкурентоспособного выпускника

учреждения начального профессионального образования, пользующегося повышенным спросом у общества, свободомыслящего, самостоятельно управляющего собственным выбором действия и сферы применения, с высокой степенью адаптивности и выживания в процессе изменения профессиональной пригодности и жизненных планов.

Таким образом, для повышения качества начального профессионального образования и формирования конкурентоспособного выпускника образовательного учреждения необходимо обеспечить будущего рабочего такой системой знаний умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего самообразования, формирования способности применять знания в нестандартных профессиональных ситуациях.

Стратегия жизнедеятельности профессионального лицея и управление им нацелено на обеспечение такого уровня функционирования профессионального лицея, который позволит достичь заданное стандартами качество и соответствующий профессиональный уровень образования будущих рабочих.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Мой профсоюз. -2002. - №4.

2. Батышев С.Я. Энциклопедии профессионального образования.- М. : Профессиональное

образование, 1999.

3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение [Текст] / под ред. Л.М.Митиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336с.

4. 4.Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития.

- М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

5. Якуба Ю.А. Производственное обучение в бригадах. М., 1996.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие для вузов.- 2008, 336 с.

7. Ковалев, А.В. Развитие конкурентоспособности рабочих в регионе: проблемы и противоречия, концептуальные основы. — М.: Логос, 2006 — 184 с.

8. Профессиональное образование и формирование личности специалиста // ИПР СП0.-2002. - 175с.

9. Губарев В.В. Системное представление качества образования // Стандарты и качество. - 2002.-№ 4.- С. 30-34.

10. Российское образование в переходный период. Программа стабилизации и развития /Под ред.Э.Д. Днепрова. - М., 1991. - 197 с.

Ключевые слова: Конкурентоспособность, конкурентоспособная личность, конкурентоспособный рабочий.

Keywords: Competitiveness, competitiveness of the worker.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.