Научная статья на тему 'Композиционно-графический анализ сайтов органов власти (на материале Алтайского края)'

Композиционно-графический анализ сайтов органов власти (на материале Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2676
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ВЛАСТИ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ / ВЕБ-ДИЗАЙН / ЮЗАБИЛИТИ / ОПТИМИЗАЦИЯ САЙТА / INFORMATION POLICY / INFORMATION TRANSPARENCY IN GOVERNMENT / THE OFFICIAL WEBSITE / WEB DESIGN / USABILITY / WEBSITE OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сидорова Анна Геннадьевна

Цель. Рассмотреть композиционно-графическую модель сайтов органов государственного и муниципального управления Алтайского края, по результатам скорректировать теоретическую модель, определить особенности сайтов разных органов власти (отличие дизайна, контента, технологических параметров сайтов муниципальных и федеральных органов власти). Метод или методология проведения работы. Для достижения цели используются методы контент-анализа и экспертной оценки пилотной выборки сайтов. Результаты. Проведенное исследование демонстрирует применимость предлагаемой композиционно-графической модели для сайтов государственных органов власти. Анализ композиционно-графических параметров госсайтов показывает частотные ошибки определения ключевых аудиторий, дизайна, контента, навигации, юзабилити. Область применения результатов. Результаты могут быть использованы в сфере государственного и муниципального управления в деятельности региональных управлений федеральных ведомств, администраций субъектов Российской Федерации, а также муниципалитетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сидорова Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITIONAL AND GRAPHICAL ANALYSIS OF THE GOVERNMENT WEBSITES BY THE EXAMPLE OF THE ALTAI REGION

Purpose. Consider a graphical model of composition-sites of state and municipal government in the Altai region, according to the correct theoretical model to determine the features of sites of different authorities (unlike the design, content, process parameters sites municipal and federal governments). Methodology. To achieve the goal are used methods of content analysis and expert evaluation of the pilot sample sai-ing. Results. This study shows the feasibility of the proposed composition-graph model for sites of public authorities. The analysis of these parameters of the official government websites shows the frequency errors of the target audience, design, content, navigation and usability. Practical implications. Results can be used in the state and municipal management in the regional offices of federal agencies, local administrations of the Russian Federation, and municipalities.

Текст научной работы на тему «Композиционно-графический анализ сайтов органов власти (на материале Алтайского края)»

УДК 332.13 КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САЙТОВ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Сидорова А.Г.

Цель. Рассмотреть композиционно-графическую модель сайтов органов государственного и муниципального управления Алтайского края, по результатам скорректировать теоретическую модель, определить особенности сайтов разных органов власти (отличие дизайна, контента, технологических параметров сайтов муниципальных и федеральных органов власти).

Метод или методология проведения работы. Для достижения цели используются методы контент-анализа и экспертной оценки пилотной выборки сайтов.

Результаты. Проведенное исследование демонстрирует применимость предлагаемой композиционно-графической модели для сайтов государственных органов власти. Анализ композиционно-графических параметров госсайтов показывает частотные ошибки определения ключевых аудиторий, дизайна, контента, навигации, юзабилити.

Область применения результатов. Результаты могут быть использованы в сфере государственного и муниципального управления в деятельности региональных управлений федеральных ведомств, администраций субъектов Российской Федерации, а также муниципалитетов.

Ключевые слова: информационная политика, информационная

открытость власти, интернет-коммуникации, официальный сайт, веб-дизайн, юзабилити, оптимизация сайта.

COMPOSITIONAL AND GRAPHICAL ANALYSIS OF THE GOVERNMENT WEBSITES BY THE EXAMPLE OF THE ALTAI REGION

Sidorova A.G.

Purpose. Consider a graphical model of composition-sites of state and municipal government in the Altai region, according to the correct theoretical model to determine the features of sites of different authorities (unlike the design, content, process parameters sites municipal and federal governments).

Methodology. To achieve the goal are used methods of content analysis and expert evaluation of the pilot sample sai-ing.

Results. This study shows the feasibility of the proposed composition-graph model for sites of public authorities. The analysis of these parameters of the official government websites shows the frequency errors of the target audience, design, content, navigation and usability.

Practical implications. Results can be used in the state and municipal management in the regional offices of federal agencies, local administrations of the Russian Federation, and municipalities.

Keywords: information policy, information transparency in government, the official website, web design, usability, website optimization.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №1213-22004 а(р)

В настоящее время для органов власти является актуальной проблема информационной открытости. Задача повышения информационной открытости решается при помощи взаимодействия со СМИ, проведения специальных мероприятий для жителей региона, инвесторов, журналистов. Одним из

главных инструментов повышения информационной открытости государственной организации становится официальный сайт.

Проект «Оценка эффективности коммуникации органов государственной власти Алтайского края с населением: стратегии и технологии» выполняется коллективом отделения связей с общественностью Алтайского государственного университета в 2012-2013 гг. и представляет собой комплексное (междисциплинарное) исследование информационной открытости органов государственной власти Алтайского края на основе изучения эффективности информационной политики официальных сайтов органов государственной власти региона в социологическом, лингвистическом и коммуникативном аспектах. На основе анализа регионального материала будет разработана модель эффективности коммуникативных стратегий и технологий сайта государственного органа власти, которая может использоваться в деятельности администраций субъектов РФ.

Исследование осуществляется с использованием

социопсихолингвистического, коммуникативно-дискурсивного,

композиционно-графического видов анализа, а также опросов и фокус-групп, сформированных на основе параметров целевой аудитории сайтов.

Важнейшим аспектом функциональности сайта является простота и удобство его использования. Именно это необходимо оценить в рамках анализа композиционно-графической модели сайта. В данной статье мы остановимся на особенностях оценки сайта в этом аспекте.

Композиционно-графическую модель сайта составляют такие элементы, как дизайн и юзабилити, контент сайта, его структура и навигация, статистика посещаемости, поисковой аудит и некоторые другие.

Принципами дизайна являются простота, полезность и понятность. Главным показателем дизайна является его эргономичность, т.е. то, насколько удобно пользоваться сайтом. Вопрос дизайна - это всегда вопрос удобства пользования функционалом сайта.

Как определяется в стандарте КО 9241-11, «юзабилити является степенью эффективности, продуктивности и удовлетворенности, с которой продукт может использоваться определенными пользователями для достижения определенных задач в определенном контексте» [9]. Оценка юзабилити сайта предполагает его оценку по ряду критериев, в частности, следующих: информационная архитектура и навигация, структура страниц и дизайн, содержание (контент), формы и диалоги, графика, цвета, оформление текста, устойчивость к ошибкам, браузерная совместимость.

Оптимизация композиционно-графической модели сайта органа государственной власти влияет на повышение информационной открытости власти.

Предметом нашего анализа являются композиционно-графическая модель сайтов органов государственного и муниципального управления Алтайского края.

Мы будем опираться на описание композиционно-графических элементов сайта, которое содержится в книгах Я. Нильсена [13], Г. Джесс [4], Д. Кирсанова [8], П. Макнейла [11], Ю.А. Сырых [14] о веб-дизайне, в работах И.С. Ашманова, А.А. Иванова [1], Д. Брекенридж [2], А.Кошика [10], М.Б. Зуева, П.А. Маурус [6], А.И. Калиновского [7], Н.С. Мациевского и др. [12] о технологиях SEO-оптимизации и продвижения в интернете. Также для нас релевантны работы о дизайне печатных изданий В.В. Волковой, С.Г. Газанджиева, С.И. Галкина, В.П. Ситникова [3], Э.А. Лазаревич [5], Яна В. Уайта [15].

Цели

Нам необходимо проанализировать и оценить элементы композиционнографической модели на материале определенной выборки сайтов и по результатам скорректировать теоретическую модель. Предварительное исследование поможет определить особенности сайтов разных органов власти

(отличие дизайна, контента, технологических параметров сайтов муниципальных и федеральных органов власти).

Решаемые задачи и применяемые методы

Для достижения цели мы используем семикомпонентный анализ сайта, позволяющий произвести аудит его композиционно-графических особенностей. Перечислим основные компоненты анализа.

1. АНАЛИЗ ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП САЙТА

• целевые группы пользователей, на которые ориентирован сайт;

• разделы сайта / контент, предназначенный для данных групп.

2. АНАЛИЗ ДИЗАЙНА

• соответствие замыслу (сразу ли понятно, куда пользователь попал);

• единый стиль для всех страниц;

• графика, существенно дополняющая содержание, подходящая, с

«превью»1, качественно обработанная;

• цветовая палитра, соответствующая идеологии;

• отсутствие назойливой анимации, мигания;

• наличие «всплывающих подсказок» под изображениями;

• наличие баннеров, их «неназойливость», «вписанность» в дизайн, соответствие теме;

• читабельность шрифтов, соответствие шрифта цвету фона.

3. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ

• достаточная наполненность всего сайта;

• информативность, адекватность представления информации;

• оригинальность замысла;

• удобочитаемые блоки текста;

• отсутствие ошибок (грамматических, синтаксических и др.);

• соблюдение авторских прав;

1 «Превью», или «превьюшка» - (проф., с англ. prewiew images) - изображение небольшого размера, предназначенные для предварительного просмотра соответствующих больших изображений.

• наличие новостей на сайте;

• отсутствие информационной перегруженности;

• наличие языковых версий.

4. АНАЛИЗ НАВИГАЦИИ

• с главной страницы понятна основная структура сайта;

• гиперссылки легко определяются (цвет, подчеркивание);

• однотипная смысловая организация страниц;

• наличие ссылки на меню на каждой странице;

• наличие карты сайта;

• реализованность принципа «трех кликов»2;

• наличие системы поиска, ее удобство;

• наличие заголовков/подзаголовков;

3

• отсутствие «тупиковых страниц» .

5. АНАЛИЗ ЮЗАБИЛИТИ

- 4

• скорость загрузки сайта ;

• длина страницы (не должна превышать 3-4 размера экрана монитора с разрешением 1024х768 пикселей);

• адекватное отображение через различные версии браузеров

(«Internet Explorer», «Firefox», «Opera», «Chrome»);

• адекватное отображение при различных разрешениях монитора;

• при наличии флэша5 - наличие html-версии;

6

• наличие rss-лент ;

• наличие форм заявок/вопросов.

6. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

2 Согласно правилу трех кликов, пользователь должен найти всю необходимую информацию на сайте за три клика компьютерной мышью.

3 «Тупиковые страницы» - страницы сайта, на которых нет исходящих ссылок.

4 Среднее время загрузки страниц должно быть не более 30 сек. при скорости соединения 28.8 Кбит/сек; не более 1-2 сек. при подключении к интернету по высокоскоростной линии связи (512Кбит/сек).

5 Флэш - flash-технологии, или технологии интерактивной веб-анимации.

6 RSS — семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п.

• интерактивность (наличие и адекватность работы): тесты,

голосования (с просмотром результатов), дополнительные модули;

• наличие обратной связи: адреса электронной почты, гостевая книга, форум (с модерированием);

• наличие флэш- , видео- , аудио- роликов;

• дополнительные сервисы (wap-версия, версия для слабовидящих).

7. АНАЛИЗ ПОИСКОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

Определение и анализ статических показателей сайта:

• ТИЦ сайта (тематический индекс цитируемости Yandex);

• PageRank главной и других страниц сайта, изучение ссылочной массы, рейтингов посещаемости Alexa и других);

• анализ видимости сайта в поисковых системах Интернета (индексация страниц, корректность файла robots.txt и другое);

• анализ основных тегов страницы (анализ заголовка страницы, тегов h1-h6, strong, b, i, p и других), оптимизация которых влияет на ранжирование сайта в поиске;

• анализ ссылочной массы, проверка качества простановок ссылок на странице, советы по оптимизации внутренних ссылок для поисковых систем;

• определение качества оптимизации страницы по ключевым словам (в том числе и анализ плотности ключевых слов на странице);

• анализ эффективности расположения баннерной и контекстной рекламы;

• проверка на соответствие критериям сайта различных поисковых систем;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• анализ и выявление проблем индексации сайта (склейка страниц8, причины банов, корректность robots.txt, файлов Sitemaps, метатегов, HTTP-заголовков, редиректов 301 и 302, ошибок сервера 404, 505 и другое).

7 PageRank (PR) — показатель продвижения сайта, один из алгоритмов ссылочного ранжирования Google.

Композиционно-графический анализ сайтов органов власти Алтайского края

Генеральная совокупность изучаемого нами материала составляет 120 сайтов (официальные интернет-страницы федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти на территории Алтайского края). Для пилотного исследования мы отобрали шесть сайтов, представляющих органы власти разного уровня:

1. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края (ТФОМС), http://www.tfoms22.ru;

2. Алтайский краевой суд, http://kraevoy.alt.sudrf.ru;

3. Управление Алтайского края по физической культуре и спорту, http ://www.altaisport.ru/;

4. Инспекция АК по надзору в строительстве, http://www.gsn22.ru;

5. Администрация Солонешенского района, http://www.admsln.narod.ru/;

6. Администрация г. Камень-на-Оби, http://www.kamen-na-obi.org.

1. АНАЛИЗ ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП САЙТА

Рассмотрим, на какие целевые группы пользователей ориентированы эти сайты и какие разделы сайтов / какой контент предназначены для данных групп.

Основные целевые аудитории сайтов - журналисты, жители Алтайского края /муниципалитета, целевые организации, с которыми взаимодействует данный орган власти (страховые компании, медицинские организации, застройщики, предприниматели района, коммунальные организации), органы власти (контролирующие, подведомственные). На меньшем количестве сайтов

8 Склейка страниц - процесс дублирования в индексе страниц с полным или частичным одинаковым содержанием. В результатах выдачи по соответствующим запросам будет показываться только одна страница, которую поисковая система посчитала основной. Остальные дублированные, "склеенные" страницы сайтов будут удалены из индекса. Подробнее: http://www.arisfera.ru/glossary/web/Sklejka-stranic.html

можно определить такие аудитории, как соискатели вакансий. Туристы как целевая аудитория коммуникаций веб-сайта специфична для муниципалитетов.

Отметим, что контент, создаваемый для данных целевых аудиторий, (особенно это касается сайтов муниципалитетов и аудиторий «местное население» и «туристы») далеко не всегда соответствует потребностям целевых аудиторий. Сайты в большей степени ориентированы на самопрезентацию органов власти, а не презентацию возможностей города, района для жителей, инвесторов, туристов.

На рассмотренных сайтах территориальных подразделений федеральных органов власти недостаточно информации представлено по правовому просвещению населения.

На сайтах муниципалитетов (в особенности это касается районов) отсутствует (или нерегулярно обновляется) лента новостей. Возможно, это связано с тем, что параллельно развиваются сайты местных печатных изданий (районных газет), в то время как перед редакцией сайта администрации района не ставится задача оперативно информировать о происходящем в районе. Например, в г. Камень-на-Оби издается газета «Каменские известия», сайт которой регулярно обновляется (http://izvestiy-kamen.ru/), ссылка на этот сайт есть на веб-ресурсе администрации города. В целом, по данным нашего мониторинга, из 69 районных газет Алтайского края интернет-версии имеют 39 изданий. Из них регулярно обновляются сайты 32 газет.

Таблица 1

Анализ целевых групп сайтов

Журналисты жители Алтайского края Целевые организации (бизнес, НКО) Органы власти (контролирующие, Туристы - физ. лица Соискатели на рабочие места

http ://www.tfoms22.ru 1 1 1 1 0 0

http ://kraevoy.alt. sudrf.ru 1 1 0 0 0 1

http://www.altaisport.ru/ 1 1 0 1 0 1

http://www.gsn22.ru 1 1 1 1 0 0

http://www.admsln.narod.ru/ 0 1 1 1 1 0

http ://www.kamen-na-obi.org 1 1 0 1 0 1

Условные обозначения в таблицах: «1» - удовлетворительное значение параметра; «0» - неудовлетворительное значение параметра.

2. АНАЛИЗ ДИЗАЙНА

Большинство рассмотренных сайтов соответствуют замыслу (пользователю понятно, куда он попал, на всех страницах есть указание на название органа власти). У большинства данных сайтов используется единый стиль для всех страниц, шрифты читабельные, цвет шрифта соответствует фону. Слабыми сторонами большинства рассмотренных сайтов являются некачественная и несодержательная графика, несоответствие цветовой палитры сайта идеологии. На большинстве сайтов (кроме г. Камень-на-Оби) есть баннеры со ссылками на другие органы власти. На сайте http://www.admsln.narod.ru/ встречается назойливая анимация (что не рекомендуется на сайтах, особенно государственных и муниципальных) и

всплывающие (pop-up) окна, их наличие снижает позицию сайта в поисковых системах.

Таблица 2

Анализ дизайна сайтов

соответствие замыслу единый стиль страниц графика дополняет содержание соответствующая идеологии цветовая палитра графика нет назойливой анимации д о п w о 3 а к с д о п X и щ ю а в '"Я ► ы л п с 5 1 ^ с е ие 4 ил на баннеры читабельность шрифтов а н о ф у т е и ц а т ф и р рш е и в т с т е в т о о с

http ://www.tfoms22.ru І І о І о І о І І І

http ://kraevoy.alt. sudrf.ru І І о о о І о І І І

http://www.altaisport.ru/ І І І І І І о І І І

http://www.gsn22.ru І І о І о І о І І І

http://www.admsln.narod.ru/ І о о о о о о І І І

http://www.kamen-na-obi.org І І о о о І о о І І

3. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ

Не все сайты достаточно наполнены. Например, пустые разделы встречаются на сайтах Солонешенского района и г. Камень-на-Оби. Слабым местом данных госсайтов является адекватность представления информации: редакторы представляют информацию в виде «сухих» нормативных актов, документов, используется официально-деловой канцелярский стиль, в том числе в новостях. В новостных разделах размещаются преимущественно анонсы и официальные уведомления. Встречаются сайты, на которых не

представлена новостная лента данного органа власти / территории, а есть ссылки либо виджеты федеральных новостных порталов (lenta.ru, rbc.ru). При размещении на сайте текстов новостей из других источников отсутствует гиперссылка и указание этого источника информации. Лента новостей есть на пяти из шести исследуемых сайтах, только в трех случаях она вынесена на главную страницу.

Не всегда текст представляется удобочитаемым с точки зрения разбиения на блоки, абзацного членения, на сайтах муниципалитетов текст зачастую дается без разбиения на абзацы. На сайтах встречаются орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки. На сайте г. Камень-на-Оби не соблюдаются авторские права при размещении фотографий.

Отсутствие версий сайта на других языках мы не квалифицируем как недостаток сайта. Это оправдано тем, что органы власти являются территориальными, региональными подразделениями организаций и не имеют достаточной иноязычной аудитории. Вместе с тем, развитие туризма и привлечение зарубежных инвесторов может потребовать развитие иноязычных версий веб-ресурсов.

Таблица 3

Анализ содержания сайтов

ей н ад ей О о 1-І <и о и л н о о к к <и к п о с ей к 3 к & о 13 н о о информативность, адекватность представления информации оригинальность замысла удобочитаемые блоки текста отсутствие ошибок (грамм., синтаксич. и др.) соблюдение авторских прав е н ад а с а н ад е т с о в о н е и ч ил на и т с о н н е * у р г е р е п ад о н к о и ц а м р о ф н и е и в т с т у с т о наличие языковых версий

://www.tfoms22.m 1 1 0 1 0 0 1 1 0

://kraevoy.alt. sudrf.ru 1 0 0 0 0 1 1 1 0

http://www.altaisport.ru/ 1 1 0 1 1 1 1 1 0

http://www.gsn22.ru 1 0 0 0 1 1 1 1 0

http://www.admsln.narod.ru/ 1 0 0 0 0 0 0 0 0

http://www.kamen-na-obi.org 0 0 0 0 1 0 1 0 0

4. АНАЛИЗ НАВИГАЦИИ

Сайты региональных управлений федеральных органов власти имеют более понятную и логичную структуру. На сайтах муниципалитетов с главной страницы не понятна основная структура сайта.

На некоторых сайтах не соблюдается такое правило, как наличие логотипа (визуального символа) организации в левом верхнем углу со ссылкой на главную страницу сайта. Например, на сайте Солонешенского района здесь находится баннер администрации Алтайского края.

Большинство сайтов отличает разная смысловая организация страниц. Встречается дублирование страниц с одним функционалом в разных разделах. Например, наряду с разделом «Новости», наполняются разделы «Прокуратура информирует», «Полиция информирует», «Налоговая информирует».

На большинстве сайтов отсутствует карта сайта либо она составлена выборочно, без указания всех страниц сайта. На рассматриваемых интернет-сайтах есть система поиска, но не везде она удобна (например, не предлагается поиск с учетом грамматики русского языка).

Таблица 4

Анализ навигации сайтов

с главной страницы понятна основная структура сайта гиперссылки легко определяются ц и н а р т с я и ц а з и к а г р о яа ан вп § § 1 ё мд со на каждой странице есть ссылка на меню есть карта сайта реализованность принципа «трех кликов» система поиска, ее удобство используемость заголовков/подзаголовков

http ://www.tfoms22.ru 1 1 1 1 1 1 0 1

http ://kraevoy.alt. sudrf.ru 1 1 0 1 0 0 0 1

http://www.altaisport.ru/ 1 0 0 1 0 1 1 1

http://www.gsn22.ru 0 1 0 1 1 0 1 1

http://www.admsln.narod.r u/ 0 1 0 0 1 0 1 1

http ://www.kamen-na-obi.org 0 1 0 1 0 0 1 1

5. АНАЛИЗ ЮЗАБИЛИТИ

Скорость загрузки находится в пределах нормы (две секунды) только на сайтах Управления по физической культуре и спорту и Инспекции по надзору в строительстве. Остальные сайты являются «медленными».

По результатам проверки отображения сайтов в браузерах Internet Explorer, Mozilla Firefox и Chrome выявлены ошибки.

На некоторых сайтах используется длинная горизонтальная и вертикальная внутренняя прокрутка на сайте, тогда как сайт обязан помещаться в экран пользователя.

Большинство сайтов не имеют RSS-лент, что затрудняет подписку на новости.

В соответствии с Федеральным законом № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», все сайты имеют формы обратной связи / вопросов посетителей.

Таблица 5

Анализ юзабилити сайтов

скорость загрузки сайта адекватное отображение через различные браузеры адекватное отображение при различных разрешениях монитора наличие rss-лент наличие форм заявок/вопросов

http ://www.tfoms22.ru 0 0 0 1 1

http ://kraevoy.alt. sudrf.ru 0 1 1 0 1

http://www.altaisport.ru/ 1 1 1 0 1

http://www.gsn22.ru 1 1 0 0 1

http://www.admsln.narod.ru/ 0 1 0 0 0

http://www.kamen-na-obi.org 0 1 1 0 0

6. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

Уровень технологичности исследуемых сайтов низкий. Наиболее часто встречается функция приема обращений от граждан (в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»), хотя на двух сайтах она не представлена. На пяти из шести сайтов есть адреса электронной почты, на двух из шести сайтов есть интернет-голосования. Видеоролики размещаются на одном сайте (ТФОМС).

Таблица 6

Анализ технологичности сайтов

тесты голосования адреса электронной почты прием обращений Is е и к а в о р ум рир уе рд оо фм наличие флэш- , видео- , аудио- роликов дополнительные сервисы

http ://www.tfoms22.ru 0 0 1 1 0 1 1

http ://kraevoy.alt. sudrf.ru 0 1 1 1 0 0 0

http://www.altaisport.ru/ 0 0 1 0 0 0 0

http://www.gsn22.ru 0 0 1 0 1 0 0

http://www.admsln.narod.ru/ 0 0 1 1 1 0 0

http://www.kamen-na-obi.org 0 1 0 0 0 0 0

7. АНАЛИЗ ПОИСКОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

Для рассмотренных сайтов характерны невысокие показатели ТИЦ и PR. Исключение составляет сайт http://www.altaisport.ru/, для которого, очевидно, была проведена поисковая оптимизация. Для этого сайта характерны большое количество проиндексированных в поисковиках страниц, широкий круг поисковых запросов на первых позициях Yandex и Google. Вместе с тем, определенные проблемы создает отсутствие оптимизации изображений

(которых на сайте достаточно много). Последнее характерно и для всех остальных сайтов.

Анализ основных тегов страницы показывает, что на сайте http://kraevoy.alt.sudrf.ru отсутствует индексируемый заголовок, на этом же сайте, а также на http://www.altaisport.ru/, http ://www. gsn22.ru, http://www.admsln.narod.ru/ нет заголовков страниц, что влияет на ранжирование сайтов в поиске. Из анализируемых веб-ресурсов только на http://www.tfoms22.ru и http://www.kamen-na-obi.org есть и заголовок сайта (с релевантностью 100%), заголовки страниц (релевантность от 50 до 72%).

Сайт http://www.admsln.narod.ru/ построен на фреймах. Фреймы представляют собой группу независимых окон, в каждое из которых браузером могут быть загружены различные элементы. URL страницы сайта при переходе с фрейма на фрейм не меняется. Ресурсы, построенные на основе фреймов, недоступны поисковым системам для индексации, поэтому оптимизация и продвижение таких сайтов становится проблематичным.

Не все сайты используют такой эффективный способ продвижения и получения статистики, как регистрация в каталогах. Используются счетчики liveinternet и mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные по посещаемости сайтов очень неоднородны. Наиболее высокие данные демонстрирует сайт http://www.altaisport.ru/: при 400 посетителей ежедневно каждый из них в среднем заходит на 5 страниц сайта. Более скромные данные у сайтов http: //www.gsn22.ru (70 посетителей ежедневно просматривают 211 страниц) и http://www.admsln.narod.ru/ (9/13). Последние данные говорят о низком количестве целевых посетителей и о несоответствии сайта запросам целевых аудиторий.

Администраторы рассматриваемых сайтов не проводят оптимизацию страницы по ключевым словам: метатег Keywords не заполнен ни в одном случае, что влияет на привлекательность сайта для поисковых систем.

Вместе с тем, данные сайты занимают неплохие позиции по поисковым запросам, которые можно улучшать в дальнейшем. Например, сайт http://www.admsln.narod.ru/ занимает 1 позицию в Yandex по запросу «солонешенский район», но низкие позиции по ключевым словам «солонешенский район базы отдыха», «алтай где отдохнуть» (при том, что район относится к наиболее живописным местам Алтайского края и имеет большие перспективы в плане развития туризма). Сайт http: //www. kamen-na-obi.org занимает 1 позицию по запросам «камень на оби», «камень на оби официальный сайт», но низкие позиции по запросам: «камень на оби отдых», «камень на оби гостиницы», «камень на оби фото», «камень на оби недвижимость», «камень на оби карта города».

Анализ видимости сайта в поисковых системах Интернета показывает, что наиболее сильные позиции занимают сайты ТФОМС, краевого спортуправления и г. Камня-на-Оби.

Проанализированные сайты отличаются невысокой ссылочной массой: количество ссылок на другие сайты в среднем не превышает 12 (чаще всего, в формате баннеров, отсылающих на федеральные и региональные порталы органов власти, а также тематические ресурсы, сайты районных газет), внутренних - 106. Качество простановок внутренних и внешних ссылок на странице низкое, отсутствуют анкоры9, на сайте Солонешенского района отсутствуют индексируемые ссылки.

Количество ссылок на данные сайты с внешних ресурсов (обратных ссылок) стремится к нулю. Это означает, что редакция сайта не сотрудничает со СМИ и другими организациями, не публикует уникальный контент, на который могли бы ссылаться другие интернет-ресурсы. То есть сайт превращается в закрытую «вещь в себе», не связанную с внешней PR-активностью организации. Это препятствует повышению его популярности у целевой аудитории. Исключением в этом ряду является сайт «Алтайский спорт», на

9 Анкор - это текст ссылки, расположенный между открывающим и закрывающим тегами <а> и </а>.

который имеется 59 ссылок с других интернет-ресурсов, ТИЦ которых доходит до 3600, что положительно сказывается на показателях анализируемого сайта.

Таблица 7

Анализ поисковой оптимизации сайтов

К н Р4 ей X < ключевые слова Ссылки на данный сайт (тах ТИЦ) Регистрация в каталогах /счетчики

://www.tfoms22.m 1 1 1 0 0 0

://kraevoy.alt. sudrf.ru 1 1 0 0 0 1

http://www.altaisport.ru/ 1 1 1 0 1 1

http://www.gsn22.ru 0 1 0 0 0 1

http://www.admsln.narod.ru/ 1 1 1 0 1 1

http://www.kamen-na-obi.org 1 1 1 0 0 0

Выводы

Таким образом, проведенное экспресс-исследование демонстрирует применимость предлагаемой композиционно-графической модели для сайтов государственных органов власти.

Анализ композиционно-графических параметров госсайтов показал, что на них содержится ряд ошибок дизайна и контента, которые возможно исправить силами редакции (администраторов) сайта. Это, прежде всего, концептуальная ошибка определения ключевых аудиторий, ошибки дизайна, содержания сайта.

Данные веб-ресурсы в большей степени ориентированы на самопрезентацию органов власти, а не презентацию возможностей города, района для жителей, инвесторов, туристов. Результатом является снижение посещаемости целевых посетителей.

На сайтах муниципалитетов (в особенности это касается районов) отсутствует (или нерегулярно обновляется) лента новостей. Слабым местом данных госсайтов является адекватность представления информации: редакторы представляют информацию в виде «сухих» нормативных актов, документов, используется официально-деловой канцелярский стиль, в том числе в новостях. Не всегда текст представляется удобочитаемым с точки зрения разбиения на блоки, абзацного членения, не соблюдаются авторские права при размещении информации с других ресурсов, фотографий. Следует публиковать новости, формировать повестку дня, в том числе с помощью сотрудничества с редакциями местных изданий.

Общими проблемами рассмотренных сайтов являются отсутствие индексации заголовков страниц, отсутствие оптимизации по ключевым словам, проблемы с качеством внутренних, внешних и обратных ссылок. Использование назойливой анимации, фреймов, всплывающих окон (pop-up) снижают позицию сайта в поисковых системах. Сайты требуют доработки с точки зрения улучшения навигации, юзабилити.

Список литературы

1. Ашманов И.С., Иванов А.А. Продвижение сайта в поисковых системах. М.: Вильямс, 2010. 304 с.

2. Брекенридж Д. PR 2.0: новые медиа, новые аудитории, новые инструменты. М. :Эксмо, 2010. 272 с.

3. Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала: Учебное пособие / Под ред. В.В. Волковой. - М.: Аспект Пресс, 2003. 224 с. с илл.

4. Джесс Г. Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия. М.: Символ-Плюс, 2008. 192 с.

5. Дизайн периодических изданий: Учебное пособие / Под ред. проф.

Э.А. Лазаревич. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2000. 152 с.

6. Зуев М.Б., Маурус П.А. Продвижение сайтов в поисковых системах. Спасательный круг для малого бизнеса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2000. 299 с.

7. Калиновский А.И. Юзабилити: как сделать сайт удобным. М.: Новое знание, 2005. 220 с.

8. Кирсанов Д. Веб-дизайн. СПб: Символ-Плюс, 1999. 376 с.

9. Костин А. В чем измеряется юзабилити? // ЮЗАБИЛИТИЛАБ.

29.06.2008. URL: http://www.usabilitylab.ru/press-center/?ID=2249 (дата

обращения: 20.08.2012).

10. Котттик А. Веб-аналитика 2.0 на практике. Тонкости и лучшие методики. М.: Диалектика, 2011. 528 с.

11. Макнейл П. Веб-дизайн. Идеи. Секреты. Советы. - СПб.: Питер, 2012. - 273 с.

12. Мациевский Н.С., Степанищев Е.В., Кондратенко Г.И. Реактивные веб-сайты. Клиентская оптимизация в алгоритмах и примерах. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 336 с.

13. Нильсен Я. Веб-дизайн. Пер. с англ. СПб.: Символ-Плюс, 2003. 512

с.

14. Сырых Ю.А. Современный веб-дизайн. Рисуем сайт, который продает. М.: Вильямс, 2009. 304 с.

15. Уайт Ян В. Редактируем дизайном. М.: Издательский дом «Университетская книга», 2009. 244 с.

References

1. Ashmanov I.S., Ivanov A.A. Prodvizhenie sajta v poiskovyh sistemah [Website promotion in search engines]. M.: Vil'jams, 2010. 304 p.

2. Brekenridzh D. PR 2.0: novye media, novye auditorii, novye instrumenty [2.0: new media, new audiences, new tools]. M. :Jeksmo, 2010. 272 p.

3. Volkova V.V., Gazandzhiev S.G., Galkin S.I., Sitnikov V.P. Dizajn gazety i zhurnala [Newspaper and magazine design]. M.: Aspekt Press, 2003. 224 p.

4. Dzhess G. Veb-dizajn. Jelementy opyta vzaimodejstvija [Web design. The elements of the experience of interaction]. M.: Simvol-Pljus, 2008. 192 p.

5. Dizajn periodicheskih izdanij [Design periodicals]. M.: Izd-vo MGU im. M. V. Lomonosova, 2000. 152 p.

6. Zuev M.B., Maurus P.A. Prodvizhenie sajtov v poiskovyh sistemah. Spasatel'nyj krug dlja malogo biznesa [Website promotion in search engines. A lifeline for small businesses]. M.: BINOM. Laboratorija znanij, 2000. 299 p.

7. Kalinovskij A.I. Juzabiliti: kak sdelat' sajt udobnym [Ease of use: friendly site]. M.: Novoe znanie, 2005. 220 p.

8. Kirsanov D. Veb-dizajn [Web Design]. SPb: Simvol-Pljus, 1999. 376 p.

9. Kostin A. Vchem izmerjaetsjajuzabiliti? [What is measured usability?]. http://www.usabilitylab.ru/press-center/?ID=2249 (accessed August 20, 2012).

10. Koshik A. Veb-analitika 2.0 na praktike. Tonkosti i luchshie metodiki [Web Analytics 2.0 in practice. Details and best practices]. M.: Dialektika, 2011. 528 p.

11. Maknejl P. Veb-dizajn. Idei. Sekrety. Sovety [Web design. Ideas. Secrets. Tips]. SPb.: Piter, 2012. 273 p.

12. Macievskij N.S., Stepaniwev E.V., Kondratenko G.I. Reaktivnye veb-sajty. Klientskaja optimizacija v algoritmah i primerah [Reactive sites. Customer optimization: algorithms and examples]. M.: Internet-Universitet Informacionnyh Tehnologij: BINOM. Laboratorija znanij, 2010. 336 p.

13. Nil'sen Ja. Veb-dizajn [Web design]. SPb.: Simvol-Pljus, 2003. 512 p.

14. Syryh Ju.A. Sovremennyj veb-dizajn. Risuem sajt, kotoryj prodaet [Modern web design. Draw a site that sells]. M.: Vil'jams, 2009. 304 p.

15. Uajt Jan V. Redaktiruem dizajnom [Editing the design]. M.: Izdatel'skij dom «Uni-versitetskaja kniga», 2009. 244 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Сидорова Анна Геннадьевна, доцент кафедры связей с общественностью и рекламы; кандидат филологических наук

Алтайский государственный университет

ул. Димитрова, д. 66, г. Барнаул, Алтайский край, 656049, Россия

e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Sidorova Anna Gennadjevna, Associate Professor of Public Relations and Advertising, Ph.D. in Philology

Altai State University

66, Dimitrova str., Barnaul, Altay Region, 656049, Russia e-mail: [email protected]

Рецензент:

Лукашевич Е.В., профессор, заведующая кафедрой теории и практики массовых коммуникаций, доктор филологических наук, профессор, Алтайский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.