Заур АЛИЕВ
Конкурентоспособность в эпоху глобализации
Термин «конкурентоспособность» используется для характеристики не
только экономической сферы жизнедеятельности - соперничества предприятий, компаний, отраслей, экономик, но и в более широком контексте, охватывающем соперничество государств и цивилизаций. В последнем случае кроме сугубо экономических критериев учитываются уровень здравоохранения, демографические параметры, уровень образования и состояние системы образования, уровень науки, инфраструктура (дороги, транспорт, энергообеспечение, связь) и др. При этом и в рейтингах глобальной конкурентоспособности, и в рейтингах экономической конкурентоспособности стран занимаемые места отличаются, как правило, ненамного. К примеру, в 2005 г. Россия в так называемом индексе конкурентоспособности бизнеса занимала 74-е место, а в индексе глобальной конкурентоспособности находилась на 75-ом месте из 117 стран1.
Объясняется это тем, что основу и главную сферу глобализационных процессов, определяющих облик современного человечества, составляет именно экономика. По мнению политиков, глобализация представляет собой подъём на новый уровень взаимозависимого «многоцентрированного» мира, где государство уже не является главным субъектом. Как полагают географы, глобализацию можно характеризовать как процесс формирования на международном уровне пространства, являющегося продуктом совместного распространения, обмена и коммуникаций между различными частями человечества. С геополитической точки зрения глобализация представляет собой геостратегическое закрепление итогов «холодной войны», препятствование появлению новых (восстановлению прежних) глобальных центров силы, угрожающих американскому глобальному лидерству.
В процессе глобализации расширяется и углубляется международная кооперация, которая, однако, не уменьшает конкуренцию, так как сама является
1 См.: Сорокин Д.Е. Проблемы конкурентоспособности России как национальногосударственной целостности // Конкурентоспособность России в условиях глобализации / Под общ. ред. В.К. Егорова, С.В. Степашина. - М.: Изд-во РАГС, 2006, стр. 71.
результатом и инструментом конкурентной борьбы. Более того,
как пишет П.С. Завьялов, международная кооперация, являясь по своей объективной природе средством объединения усилий всё более дифференцирующегося производства для достижения совместных конечных результатов, зачастую превращается в свою противоположность, усиливая процессы разъединения производителей разных стран, приводя к ожесточенной конкурентной борьбе.
Следствием международного конкурентного соперничества стало то, что глобализация представляет собой сегодня социальную теорию, идеологию и практику, закрепляющую посредством глобализационных процессов позиции сильных государств и надгосударственных образований в экономической, финансовой, технологической, информационной сферах. Ареал стран - лидеров глобализации расширяется. Если в 1985 г. он, по мнению японского исследователя в области стратегии управления К. Омаэ, составлял воображаемый треугольник (названный им «триадой), образованный США, Японией и Западной Европой с прилегающими к ним географическими зонами, представляющий собой глобальный рынок с 600 млн потребителей, который поглощал более 3/4 мировой продукции технологий, то сегодня сюда можно смело добавить новых лидеров так называемой группы БРИК - Бразилию, Россию, Индию, Китай.
При этом, по данным международной статистики на начало III тысячелетия, доля ведущих держав в мировом ВВП распределялась следующим образом: США - 21%, Западная Европа - 20%, Япония - 7,5%, Китай - 12,5%, Россия - 2,4%. Согласно прогностическому исследованию ИМЭМО РАН, к 2015 г. США будут иметь 18% от мирового ВВП, Китай - 16,5%, Западная Европа -16%, Япония - 5,5%. Глобализация развертывается в интересах «сильных мира сего», она способствует концентрации богатства и власти в руках небольшой группы, нередко в ущерб подавляющему большинству остального населения планеты. По данным Всемирного банка, в 2000 г. на долю шестой части населения планеты - в основном жителей Северной Америки, Европы и Японии -приходилось около 80% мирового дохода, т.е. в среднем по 70 долларов в день. В то же время на долю 57% населения Земли в 63 беднейших странах мира приходилось всего 6% мирового дохода - в среднем, менее двух долларов в
день на человека. На доходы менее одного доллара в день жили 1,2
млрд человек. И это число оставалось практически неизменным в течение 12 лет - с 1987 по 1998 г., да и сейчас уменьшилось не намного. Всемирная комиссия по социальным аспектам глобализации, признавая факты не только позитивного, но и негативного влияния глобализации, подчеркивает, что «проблемы возникли не в результате самой глобализации, а являются следствием недостатков методов управления ею». Примечательно также мнение вице-президента Всемирного банка Й. Штиглица, сравнившего экономическую глобализацию с гигантской волной, способной вынести далеко вперёд или же погубить национальные экономики.
В результате произошедших в начале 1990-х гг. системных реформаций Россия оказалась перед лицом глобализации в довольно сложном положении. Во-первых, её включение в глобализационные процессы произошло достаточно неожиданно. Даже в лучшем случае (при ежегодном экономическом росте в 56%) она сможет повысить свою долю до 3% мирового ВВП. Иными словами, ей крайне трудно претендовать на роль одного из самодостаточных субъектов глобального экономического процесса. Учитывая специфику российской экономики и структуру её экспорта, доля РФ в мировом торговом обороте будет не более 1,5%, в совокупных иностранных инвестициях - около 1%.
Во-вторых, страна оказалась практически не готовой к достойному участию в её процессах. Глобальный характер российской экономики ограничен сырьевыми рынками (нефть, газ, редкоземельные металлы). России в глобализационных торгово-экономических процессах отведена сырьевая «ниша», доступ на рынок наукоёмкой продукции ограничен (доля страны на этом рынке сократилась до минимума). Как отметил председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин, «среднедушевой объём и структура нашего ВВП заметно отличаются от тех же показателей развитых стран. Структура экспорта за несколько десятилетий практически не изменилась. 57% в нём занимают топливноэнергетические товары, в том числе 32% - сырая нефть. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет менее 8%. Мы по-прежнему позиционируемся на мировом рынке, прежде всего, как поставщики даже не полу-
фабрикатов, а сырья. Структура нашего экспорта вполне адекватно
отражает структуру российской экономики и может служить показателем реальной конкурентоспособности (выделено нами - А.З.)... Российский экспорт высокотехнологичной продукции примерно в 14 раз меньше, чем Малайзии. ... По такому важнейшему показателю, как уровень развития человеческого капитала, наш отрыв от развитых стран в сравнении с советским периодом даже увеличился».
Между прочим, на факт лидерства России в добыче нефти можно посмотреть с несколько иной стороны. Занимая по объёму добычи первое-второе места (наряду с Саудовской Аравией), по объёму добычи на душу населения (2,5 т) мы значительно отстаём, особенно от Норвегии (35 т на душу), находясь на одном уровне с Анголой и Казахстаном (по 2,6 т).
Среди причин низкой конкурентоспособности российской экономики и трудностей, которые возникают при её преодолении, отмечаются: неразвитость институциональной системы инвестирования; слабость банковской и финансовой инфраструктуры; отсутствие надёжных механизмов по трансформации финансовых активов в инвестиционные проекты; отсутствие стабильного законодательства и его несовершенство; бюрократизм и коррупция; недостаточная прозрачность финансовых потоков и др.
Что касается России, в которой реальная рыночная экономика с соответствующей инфраструктурой только формируется, многое будет зависеть от того, какими окажутся её позиции в глобализирующемся экономическом пространстве. Например, существует опасность прямого вмешательства в экономику нашей страны глобальных экономических организаций, которые будут подталкивать российское руководство к уступкам, наносящим существенный ущерб российской экономике, например к чрезмерному открытию внутреннего рынка и полному отказу от государственного регулирования.
Известно, что стремление России к открытости своей экономики для всего окружающего мира несёт в себе как позитивные моменты, так и негативные. По мнению профессора Г арвардского университета Д. Родрика, «стратегия развития отдельных стран становится заложницей идеи интеграции в мировую
экономику. Открытость для торговли представляется как
наиболее потенциальная сила для экономического роста, хотя интеграция в мировую экономику требует наличия институциональных предпосылок, создание которых обходится недешево». Д. Родрик убежден в том, что «открытость не является адекватной подобной стратегии развития. Политические деятели должны оценивать глобализацию в рамках потребностей в развитии, а не наоборот». Иными словами, «открытость для открытости» нежелательна, открытость должна быть адекватной отношению к стране, готовности строить с ней отношения на паритетных основаниях, а не наоборот.
Г лобальная экономика - конкурентная экономика, в которой побеждают экономически мощные страны. В этих условиях, а также в ситуации снижения конкурентоспособности России крайне необходима выработка и принятие государственной конкурентной политики.
Как показывает анализ зарубежного опыта, во многих странах принимаются программы, концепции, стратегии повышения конкурентоспособности. К примеру, США, обеспокоенные снижением конкурентоспособности по ряду позиций, стремительным подъёмом других государств (прежде всего, Китая, Индии, Бразилии), приняли в 2006 г. стратегическую программу под названием «Американская инициатива по конкурентоспособности», изложенную в очередном послании президента Буша1. Тем самым стратегическая программа повышения конкурентоспособности была поставлена в число национальных приоритетов. Развернулась масштабная работа, в которую вовлечены интеллектуальные силы, подготовлен ряд законопроектов, в числе которых следует выделить законопроекты «О защите конкурентных преимуществ Америки» и «О национальных инновациях»2.
Для того чтобы выдерживать конкуренцию в условиях наращивания мировыми лидерами (и не только лидерами) усилий по повышению своей конкурентоспособности, России также необходима государственная конкурентная стратегия (политика). Но при этом она должна быть не только частью государ-
1 См. : State of the Union: American Competitiveness Initiative. The White House, President George W. Bush, for Immediate Release, Office of the Press Secretary, 31.01.2006.
2 См.: Кочетков Г.Б. Конкурентоспособность США // США*Канада. 2007. № 10. С. 32.
ственной экономической политики, призванной «способствовать
развитию конкуренции на рынках, стимулировать создание и развитие конкурентной среды и конкурентных механизмов, обеспечивать равные конкурентные условия»1, как отмечается аналитиками Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при отделении общественных наук РАН. Это, так сказать, преимущественно внутренний экономический аспект. На наш взгляд, государственная конкурентная политика должна стать неотъемлемой частью стратегии развития государства, направленной на создание благоприятных внутренних и внешних условий для реализации интересов личности, общества и государства в условиях жесткой глобальной конкурентной среды.
Как представляется, для этого необходимо, во-первых, формирование ряда факторов, способных оказать серьёзное определяющее воздействие на состояние конкурентоспособности России, её экономики, отдельно взятых предприятий и компаний, таких как:
- геостратегический фактор конкурентоспособности России, значение которого усиливает трансформация глобального мироустройства и изменение геополитического статуса Российской Федерации, трансформация её геополитической и геоцивилизационной безопасности. При формировании данного фактора следует учитывать, что с геополитических позиций глобализация представляет собой новую форму реализации геополитической стратегии развитых стран и, прежде всего, США. Но если США и другие страны первой «десятки» и даже «двадцатки» уверенно чувствуют себя во всех основных компонентах глобализации - финансово-экономической, технологической и информационной, то Россия - нет. К примеру, доля США в мировом наукоёмком рынке, т.е. в инновационном потенциале, составляет 33,9%, России - менее 1%;
- конкурентоспособность экономики России в условиях глобализации. При формировании данного фактора следует учитывать, что глобальная экономика - конкурентная экономика, в которой выживают сильные государства, а
1 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К.Ю. и др. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации: монография в 2 т. Т. 1. - М.: Научный эксперт, 2008. С. 11.
доминируют и процветают мировые экономические лидеры - страны
«семерки», а также страны-сателлиты (ЕС в Европе, «азиатские тигры» в АТР) и подтягивающиеся к ним государства. Успех на открытом мировом рынке, который создает глобализация, возможен лишь для стран с конкурентоспособными экономиками, с высокой долей высокотехнологичной продукции. Экономические перспективы остальных стран проблематичны;
- государственный имидж России как фактор, оказывающий серьёзное влияние на состояние конкурентоспособности страны в глобальных мировых процессах. От восприятия страны, её национального бренда зависит создание благоприятного инвестиционного климата, решение внешнеполитических задач, создание благоприятных условий для бизнеса и т.п. Международный аспект государственного имиджа - важный инструмент решения конкурентных задач;
- образование и наука. Данный фактор требует серьёзного укрепления (и в то же время аккуратного, исключающего разрушение накопленных ранее позитивных традиций и основ в системе образования и фундаментальной науки). Здесь следует учитывать, что, к примеру, одной из главных причин резкого повышения конкурентоспособности Китая послужило значительное увеличение государственных расходов на науку: 29,4 млрд долл. США в 2006 г. по сравнению с 11,8 млрд долл. США в 2000 г. Более того, это стало тенденцией, т.к. Китай наращивает расходы на науку на 20% ежегодно, планируя довести их до 2% ВВП к 2010 г. и до 2,5% - к 2020 г. Кроме того, большое значение имеют региональная интеграция, профессионализация государственного управления, инфраструктура как факторы повышения конкурентоспособности страны в условиях глобализации.
Наконец, в целях обеспечения достойного российскому статусу места в жёсткой конкурентной среде глобализации целесообразно использование конкурентных преимуществ, которыми обладает Россия, применение ресурсов, механизмов и инструментов повышения конкурентоспособности страны, таких как уникальное евразийское геополитическое положение и богатейшие природ-
ные ресурсы; статус великой державы и духовно-культурные
традиции России, интеллектуальный потенциал страны и др.
Наша страна находится, можно сказать, в начале конкурентного соперничества за своё «место под солнцем» в условиях глобализирующегося мира. От того, сможет ли она повысить свою конкурентоспособность, сегодня явно недостаточную, зависит исход этого нелёгкого соперничества, затрагивающего интересы фактически всех граждан реформируемой большой страны.
АЛИЕВ Заур Табризович - соискатель кафедры государственного управления и политики Государственного университета управления