Научная статья на тему 'Модернизация инструментария по стимулированию экспорта в условиях глобализации'

Модернизация инструментария по стимулированию экспорта в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ РЕГУЛЯТОР / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА / ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / EXPORT / ECONOMIC GROWTH / GLOBAL TRADE REGULATOR / WORLD ECONOMY / PROTECTIONISM / INTERNATIONAL COMPETITIVENESS / GLOBALIZATION / EXPORT PROMOTION / REGULATORY INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузубов Алексей Алексеевич

Отсутствие единой политики государственного стимулирования экспорта даже в условиях членства в ВТО обусловила выделение региональных торговых соглашений в отдельную группу инструментов повышения интенсивности и масштабов государственной поддержки экспорта с целью повышения конкурентоспособности предприятий-экспортеров и, как результат, национальной экономики. В условиях глобализации поддержка экспорта является одним из направлений современной экономической политики зарубежных стран. С целью повышения национальной конкурентоспособности экономически развитые страны и развивающиеся, существенно активизировали интенсивность и масштабы государственного содействия экспорту. В статье охарактеризованы правовые основы деятельности ВТО в части государственной поддержки экспорта. Определены основные причины возникновения конфликта интересов между странами с различной степенью экономического развития в вопросах использования отдельных протекционистских барьеров. Определены потенциальные долгосрочные последствия роста экспортной ориентированности в условиях открытости национальных экономик. Исследованы меры и инструменты экспортного стимулирования страны на зарубежных рынках. Обосновано, что для России в условиях дестабилизации глобальных торговых регуляторов эффективный экспорт является механизмом повышения конкурентоспособности национальной экономики. Перспективами дальнейших исследований является определение инструментов стимулирования экспорта, которые влияют на экспортную ориентированность отдельных видов экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF TOOLS TO STIMULATE EXPORTS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The absence of a single policy of state export promotion even in the context of WTO membership has led to the allocation of regional trade agreements in a separate group of instruments to increase the intensity and scale of state support for exports in order to improve the competitiveness of exporting enterprises and, as a result, the national economy. In the context of globalization, export support is one of the directions of modern economic policy of foreign countries. In order to enhance national competitiveness, the developed and developing countries have significantly increased the intensity and scope of state export promotion. The article describes the legal framework of the WTO in terms of state support for exports. The main causes of the conflict of interests between the countries with different degrees of economic development in the use of individual protectionist barriers are identified. The potential long-term consequences of export orientation growth in the conditions of national economies openness are determined. Measures and tools of export stimulation of the country in foreign markets are investigated. It is proved that for Russia in the conditions of destabilization of global trade regulators effective export is the mechanism of increase of competitiveness of national economy. The prospects for further research is to identify export promotion tools that affect the export orientation of certain economic activities.

Текст научной работы на тему «Модернизация инструментария по стимулированию экспорта в условиях глобализации»

экономические науки

Кузубов Алексей Алексеевич МОДЕРНИЗАЦИЯ ...

УДК 339.564(477)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ЭКСПОРТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© 2018

Кузубов Алексей Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя 41, e-mail: [email protected])

Аннотация. Отсутствие единой политики государственного стимулирования экспорта даже в условиях членства в ВТО обусловила выделение региональных торговых соглашений в отдельную группу инструментов повышения интенсивности и масштабов государственной поддержки экспорта с целью повышения конкурентоспособности предприятий-экспортеров и, как результат, национальной экономики. В условиях глобализации поддержка экспорта является одним из направлений современной экономической политики зарубежных стран. С целью повышения национальной конкурентоспособности экономически развитые страны и развивающиеся, существенно активизировали интенсивность и масштабы государственного содействия экспорту. В статье охарактеризованы правовые основы деятельности ВТО в части государственной поддержки экспорта. Определены основные причины возникновения конфликта интересов между странами с различной степенью экономического развития в вопросах использования отдельных протекционистских барьеров. Определены потенциальные долгосрочные последствия роста экспортной ориентированности в условиях открытости национальных экономик. Исследованы меры и инструменты экспортного стимулирования страны на зарубежных рынках. Обосновано, что для России в условиях дестабилизации глобальных торговых регуляторов эффективный экспорт является механизмом повышения конкурентоспособности национальной экономики. Перспективами дальнейших исследований является определение инструментов стимулирования экспорта, которые влияют на экспортную ориентированность отдельных видов экономической деятельности.

Ключевые слова: экспорт, экономический рост, глобальный торговый регулятор, мировая экономика, протекционизм, международная конкурентоспособность, глобализация, стимулирование экспорта, инструменты регулирования.

MODERNIZATION OF TOOLS TO STIMULATE EXPORTS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

© 2018

Kuzubov Alexey Alexeyevich, candidate of economic sciences, associate professor of "Economy" Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street 41, e-mail: [email protected])

Abstract. The absence of a single policy of state export promotion even in the context of WTO membership has led to the allocation of regional trade agreements in a separate group of instruments to increase the intensity and scale of state support for exports in order to improve the competitiveness of exporting enterprises and, as a result, the national economy. In the context of globalization, export support is one of the directions of modern economic policy of foreign countries. In order to enhance national competitiveness, the developed and developing countries have significantly increased the intensity and scope of state export promotion. The article describes the legal framework of the WTO in terms of state support for exports. The main causes of the conflict of interests between the countries with different degrees of economic development in the use of individual protectionist barriers are identified. The potential long-term consequences of export orientation growth in the conditions of national economies openness are determined. Measures and tools of export stimulation of the country in foreign markets are investigated. It is proved that for Russia in the conditions of destabilization of global trade regulators effective export is the mechanism of increase of competitiveness of national economy. The prospects for further research is to identify export promotion tools that affect the export orientation of certain economic activities.

Keywords: export, economic growth, global trade regulator, world economy, protectionism, international competitiveness, globalization, export promotion, regulatory instruments.

Постановка проблемы. В условиях глобализации возрастает зависимость экономик подавляющего большинства стран мира от структурных изменений мировой экономики в целом и международной торговли в частности. Страны, участвующие в международной торговле, используют инструменты и принципы либерализма и протекционизма во внешнеторговой сфере в зависимости от векторов международной экономической политики. Исследование практики использования торговых барьеров свидетельствует о постепенном переходе национальных торговых режимов от жесткого протекционизма к растущей открытости национальных экономик. В то же время тенденции, в последние годы имеют место в сфере внешнеторговых отношений, которые обусловили появление региональных торговых соглашений и являются реакцией отдельных стран на необходимость обеспечения поддержки предприятий экспортера.

За последнее десятилетие количество таких сделок существенно выросла и в настоящее время распространяются на 50 % международной торговли рядом с многосторонними соглашениями в рамках ВТО.

Ключевая особенность таких сделок заключается во взаимных преференциальных торговых соглашениях между двумя и более партнерами.

Такие преференции могут касаться антидемпинговой политики, компенсационных пошлин, санитарно-техни-ческих барьеров, то есть тех сфер, на которые распро-

страняются правила ВТО, однако отдельные соглашения регулируют конкурентную политику, миграцию капитала и инвестиций, антикоррупционную политику, экологическое законодательство и др.

Для России эта проблематика особенно актуальна, учитывая ее высокий уровень внешнеторговой открытости. Учитывая вышесказанное, Россия должна идти в русле общемировых торговых трендов и адаптироваться к происходящим изменениям.

Анализ последних исследований и публикаций. Необходимость дальнейшего исследования проблематики поддержки экспорта обоснована рядом ученых, которые указывают на необходимость синтеза различных исследований для получения достоверных результатов по взаимозависимости экспортоориентированного развития, экспортной зависимости и стимулирования национальных производителей. Так, в частности, в трудах Н.А. Школяра [1] исследованы долгосрочные последствия экспортоориентированного развития для национальных экономик. В работах: С.Г. Дембицкий [2], Т.А. Осташко [3] проанализированы секторальные особенности экспорта России на рынки стран ЕС. Среди других ученых, которые занимались исследованием обозначенной проблематики, следует выделить: В.П. Шуйский [4], Т.В. Башкова [5], В.П. Оболенский [6], В.П. Бранский, С.П. Пожарский [7] и др.

Цель исследования. Цель исследования заключается

^149

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3(24)

Kuzubov Alexey Alexeyevich MODERNIZATION ...

economic sceinces

в изучении инструментов стимулирования экспорта в условиях глобализации.

Основные результаты исследования. Растущий интерес к экспортной деятельности обусловлен трансформацией мировой экономики, а также многогранностью проявлений интернационализации, которые находят отражение в распространении новых технологий, заключении новых торговых соглашений между странами, снижением торговых барьеров и тому подобное. Ускоренное развитие внешнеторговых операций по сравнению с динамикой экономических процессов является одним из ключевых признаков экономической глобализации. Статистика, которую предоставляет Конференция ООН по торговле и развития, убедительно свидетельствует о долгосрочном тренде опережения темпов прироста экспорта по сравнению с темпами прироста ВВП. Однако в 2015-2016 гг. состоялось уменьшение объемов экспорта на 13,23 % и 3,24 % соответственно на фоне роста ВВП в размере, что свидетельствует об уменьшении значимости экспорта как основного двигателя роста мировой экономики в основном вследствие уменьшения интенсивности инвестиционных процессов.

Структура мирового экспорта в течение более чем 50 лет претерпела существенные трансформации. Так, доля экономически развитых стран уменьшилась с 70,84 % в 1960 до 53,56 % в 2016, тогда выросла доля развивающихся стран, с 24,41 % до 43,65 %, представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Структура мирового экспорта товаров за 1960-2016 гг. по группам стран с разным уровнем экономического развития, %

Группа стран I960 1970 1980 1990 2000 2010 2015 2016

Экономически развитые страны 70,84 76,40 6634 72,41 65,77 53,94 52,23 53,56

Развивающиеся страны 24,41 19,03 29,46 24,17 31,85 41,99 44.59 43.65

Страны с переходной экономикой 4,76 4,57 4,20 3,41 2,39 4.06 3,18 2,79

Для стран, которые за последние десятилетия осуществили переход к рыночной экономике, в глобальном контексте структурных изменений в экономике открываются как беспрецедентную возможности, так и существенные риски. Потенциальная возможность в случае успешности экономической политики занять доминирующие позиции на мировом рынке (что продемонстрировано Китаем, Республикой Корея и другими странами Восточной Азии) зависит от целенаправленной государственной политики развития и активного осуществления инновационной деятельности.

Зато риски связаны прежде всего с отсутствием соответствующей реакции общества, власти и бизнес-элит на новые требования времени [8].

Среди других тенденций мировой торговли следует выделить опережающий рост торговли услугами (на 64 % за 2006-2016 гг.) в структуре мировой торговли услугами высокие темпы роста экспорта туристических и других коммерческих услуг (на 70 %); стремительный рост рынка компьютерных услуг, составляющих 72 % экспорта услуг ИКТ и достигают 353 млрд долл США; распространение сферы телекоммуникационных услуг благодаря тому, что мобильная связь стала доступна практически каждому; в сфере транспортных услуг, в 2008 имел самый высокий темп роста, с 2014 г. наблюдается нисходящий тренд, обусловленный наличием избыточных транспортных мощностей; дальнейшее распространение глобальных цепей создания стоимости с целью оптимизации условий производства товаров и услуг; внедрение новых форм организации торговли услугами на основе использования цифровых технологий [9]. Несмотря на общую тенденцию к либерализации внешней торговли товаров и услуг в большинстве стран мира, этот процесс характеризуется различным уровнем интенсивности в разрезе стран требует учета особенностей национальных и региональных моделей экономического развития.

Проблематика государственной поддержки экспорта в рамках ВТО сейчас регламентируется преимуществен-

но Соглашением о субсидиях и компенсационных мерах, а также Соглашением о сельском хозяйстве. Однако правовое поле ВТО в части экспортного стимулирования в значительной степени сужает возможности его применение в международной торговле для отдельных стран. При таких условиях страны вынуждены искать новые легальные пути поддержки отечественных экспортеров. Так, в частности, необходимость государственной поддержки экспорта во многих развивающихся странах, вызвана тем, что в мировой практике, несмотря на требования ВТО, имеют место противоречия между экономически развитыми странами и объединениями (США, ЕС) и странами которые развиваются. Разногласия национальных экономических интересов различных стран во внешнеторговой сфере приводят к конфликтам интересов, частота возникновения и острота которых обусловили необходимость институционального оформления возможности решения и согласования интересов в рамках ВТО. При этом, несмотря на приоритет государства как субъекта международной торговой деятельности, ряд ученых считают, что в этом процессе все же преобладают личные или групповые интересы. П. Хейне отмечал, что ни одна международная экономическая система не получит поддержки со стороны отдельного государства, если она не соответствует интересам тех сил, которые контролируют правительство этого государства [10].

По мнению П. Кругмана и М. Обстфельд, торговую политику на практике определяют интересы конкретных лиц и кругов, а не рассуждения о национальных выигрышах и расходов [11]. Таким образом, с учетом сказанного выше, следует указать, что на практике национальные интересы стран мира в иерархии стоят выше интересов глобальных.

Вопреки усилиям институтов многосторонней торговой системы и региональных торговых союзов перечень протекционистских барьеров, препятствующих перемещению товаров, услуг, капитала и людей через национальные границы, увеличивается. Подтверждением этому является практика использования традиционных пошлин и квот, технических ограничений импорта (путем внедрения норм безопасности или стандартов, которые отличаются от тех, которые практикуют страны-экспортеры), а также фискальных, законодательных и административных барьеров.

Среди ученых и представителей правительственных и неправительственных организаций господствует мнение, что свободная торговля не обеспечит экономический рост всем странам, а лишь приведет к дальнейшему обогащению экономически развитых стран [12].

Такие дискуссии особенно обострились после масштабных антиглобалистких протестов в Сиэтле, Вашингтоне, Брюсселе и Генуи в начале XXI века. В частности, профессор международной политической экономической школы государственного управления им. Дж. Кеннеди Д. Родрик считает, что в результате концентрации усилий на международной интеграции человеческие и другие стратегические ресурсы стран, перенаправляются из приоритетных направлений развития (образование, охрана здоровья, промышленный потенциал и социальное благополучие) на менее важные [13, с. 54-63]. В работе «Реформа торговой политики как институциональная реформа» он обосновывает мысль, что ни одна страна не в состоянии развиваться успешно, нивелируя международную торговлю, в то же время ни одна страна не может развиваться исключительно благодаря торговой либерализации. В 1999 г. Д. Родрик в соавторстве с Ф. Родригесов представили результаты совместного труда на основе ввиду последних эмпирических исследований по установлению связи между уровнем открытости экономики и ее ростом [14] и определили, что либерализация торговой политики сама по себе не может быть фактором экономического роста, которое определяется многими элементами госу-

экономические науки

Кузубов Алексей Алексеевич МОДЕРНИЗАЦИЯ ...

дарственной политики. То есть страны по определенной комбинации факторов, при реализации системного подхода к государственной политике могли бы достигать экономического роста и при сохранении определенных торговых ограничений, и наоборот, либерализация торговой политики сама по себе не обязательно приведет к экономическому росту.

Г. Пребиш обосновывал тезис о том, что несбалансированное развитие и гипертрофированная экспортная ориентация менее развитых стран с привязкой к экономике развитых стран в сочетании с искривленными институтами и внутренними экономическими структурами порождают зависимость от «первого мира» (развитых стран с рыночными системами). В своем анализе Г. Пребиш использовал терминологию, что соответствует отношениям «центр-периферия», которая впоследствии активно использовалась в теории зависимости и теории мировых систем [15].

По его мнению, к детерминантам ухудшение условий торговли следует отнести, в частности, особенности международного разделения труда, дискриминационную торговую политику развитых стран и изменения, происходящие в результате научно-технического прогресса.

Основной идеей в модели Р. Пребиша является то, что импортозамещение как форма выборочного протекционизма может противодействовать проблеме ухудшения условий торговли и стать адекватной политикой самодостаточного развития.

Как следствие, индустриализация на основе импор-тозамещения (import-substituting industrialization) стала лейтмотивом экономической теории развития в течение 1950-1960-х гг.

В то же время мировой опыт показал важность своевременного переориентирования стратегии импортозаме-щения на экспортную ориентированность отраслей национальной экономики, что было продемонстрировано рядом новых индустриальных стран.

Увеличение степени экспортной ориентированности имеет положительное влияние на неразвитые экономики через инициирование действия механизма сравнительных преимуществ, что позволяет стране концентрировать свои производственные возможности на тех сегментах, для которых в ней сравнительно лучшие условия. Однако тот факт, что активное участие в международной торговле имеет значительные преимущества над моделью автаркии, еще не означает, что безграничное расширения экспорта страны является эффективным [16].

В свое время Дж. Бхагвати идентифицировал условия, при которых может возникать "беднеющий рост" в условиях международной торговли, в частности: ухудшение условий торговли, низкая эластичность спроса на товары - ключевые позиции экспорта страны, низкая эластичность спроса на импортный товар по цене, сокращение внутреннего производства товара в результате роста импорта высокая доля импорта в потреблении

[17].

Характерная для стран с неразвитым внутренним рынком гипертрофия экспортоориентированного сектора экономики существенно усугубляется в условиях неолиберальной глобализации, по которой под давлением глобальных организаций и правительств мировых стран-лидеров демонстрируются механизмы промышленной политики в менее развитых странах. Как следствие, усиливаются процессы замещения импортом нерентабельных с глобальной точки зрения видов экономической деятельности.

Однако с учетом того, что такие виды деятельности часто составляют важную предпосылку развития и удовлетворение базовых потребностей населения, такая эволюция структуры приводит к росту доли неэластичного по цене критического импорта, что усиливает вероятность наступления "условий Бхагвати". Механизм бед-

неющего роста - это не единственная угроза для стран с гипертрофированным экспортным сектором [17, с. 89].

Потенциальные риски для стран несет в себе и механизм «голландской болезни», который имел место во время переходного периода в ряде постсоветских стран.

Стимулирование экспорта представляет собой государственные мероприятия об упрощении процесса реализации продукции путем поощрения предприятий-экспортеров внутри страны и оказания им практической помощи за пределами страны. К таким мероприятиям следует отнести консультации по вопросам местного законодательства и практики ведения предпринимательской деятельности, предоставление экспортных кредитов и гарантий на выгодных условиях, информационную поддержку и т. д. Государственная поддержка экспорта направлена на укрепление конкурентоспособности национальных предприятий на международных рынках, создание благоприятных условий для продвижения интересов национального бизнеса на внешние рынки.[18]

Национальная поддержка экспорта должна играть важную роль в интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, способствуя росту международной конкурентоспособности страны.

Различными мерами правительства стран мира часто осуществляют поддержку предприятий-экспортеров продукции с высокой степенью добавленной стоимости, что стимулирует не только экспорт, но и экспортное производство, а следовательно, способствует развитию экономики в направлении ее высокотехнологичности и инновационности развития.

Таким образом, стимулирование экспорта тесно связано с промышленной политикой и политикой в сфере импорта, в частности в случае высокой импортозависи-мости страны в товарах для промежуточного потребления.

Опыт развития новых индустриальных стран (НИС) свидетельствует, что формирование системы поддержки экспорта является важной компонентой политики индустриального развития и усиления присутствия на соответствующих сегментах мирового рынка. Кроме того, важной детерминантой в приближении Китая к глобальному лидерству также была государственная поддержка экспорта промышленной продукции и комплекс мероприятий, направленных на повышение доли высокотехнологичного производства[19]. По объемам финансовой поддержки экспорта Китай в течение последних лет занимает первое место в мире, где этот показатель значительно превышает показатели стран ОЭСР.

Для продвижения экспортной продукции и увеличение объемов экспорта в современных условиях может использоваться целый ряд мер и инструментов. В научной литературе приведены различные подходы к классификации мероприятий такого стимулирования. В частности, выделяют: финансовую поддержку; кредитование экспорта и страхование экспортных кредитов; информационно-консультационную поддержку. На наш взгляд, приведенная классификация не в полной мере отражает весь спектр инструментов, что может быть им-плементирован с целью поддержки предприятий - субъектов экспорта.

На наш взгляд, к мерам продвижения экспорта следует отнести создание благоприятных геополитических и торгово-экономических условий для предприятий-экспортеров, целевые программы стимулирования экспорта, либерализацию валютного, налогового и административного регулирования, институциональное, финансовое и информационное содействие экспорту, представлено в таблице 2.

Вместе с тем, выбор тех или иных инструментов основывается на следующих критериях: уровень национальной безопасности страны; приоритетность внешнеторговой политики страны (либеральная, протекционистская ориентированность, политика импортозамеще-ние); дефицитность товара на внутреннем рынке.

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3(24)

151

Kuzubov Alexey Alexeyevich MODERNIZATION ...

economic sceinces

Таблица 2 - Мероприятия и инструменты экспортного стимулирования на внешних рынках

Группа мероприятий Инструменты

Создание благоприятных геополитических и торгово-экономических условий для предприятий-экспортеров - формирования национального бренда страны; - заключение региональных торговых соглашений на государственном уровне; - лоббирования интересов национальных товаропроизводителей и поставщиков услуг на зарубежных рынках; - заинтересованность и участие правительства страны в решении торговых споров; - борьба с любыми ограничениями на внешних рынках; - меры торгово-политического направления (активное участие в деятельности международных организациях, экономическая дипломатия и др.

Либерализация валютного, налогового и административного регулирование экспорта - упрощение налоговых и таможенных формальностей; - создания централизованных денежных фондов содействия экспорту; - ослабление требований в части административного и валютного законодательства

Целевые программы содействия экспорта - разработка отраслевых стратегий; - разработка и внедрение программ торговой экспансии; - организация торговых миссий; - поиск зарубежных контрагентов

Институциональное содействие экспорта - координация работы и поддержка министерств, ведомств и других организаций, регулирующих внешнеторговую политику; - предоставление в пользование экспортерам объектов государственной национальной инфраструктуры; - кооперация государственных учреждений и частных компаний в подготовке и осуществлении международных торговых операций и подготовка высококвалифицированных специалистов в этой сфере

Информационное содействие экспорту - выпуск информационных проспектов, справочников и других материалов; - предоставление пакета информационных услуг для предприятий-экспортеров; - рыночные исследования международных рынков, отраслей, видов экономической деятельности; - создание информационно-аналитических центров, предоставляющих информацию о банках, - страховые компании, торговые палаты и промышленные союзы в странах-потенциальных контрагентов

Меры финансового воздействия - обеспечение и облегчение доступа к финансовым ресурсам (экспортные кредиты, кредитное страхование, экспортные гарантии); - инвестиции в развитие инфраструктуры

Выводы и перспективы дальнейших исследований. В рыночных условиях хозяйствования государство должно выступать гарантом хозяйственной деятельности компаний, формировать нормативно-правовое поле ведения бизнеса и обеспечивать справедливую конкуренцию. Применение мер и инструментов государственного воздействия на экспортную деятельность должны быть направлены на укрепление конкурентных позиций национальных экспортеров на мировом рынке, сглаживание диспропорций, обусловленных нестабильностью политического, экономического характера. Опыт развитых стран свидетельствует о присутствии тесного сотрудничества государственных структур, осуществляющих поддержку экспорта, с предприятиями-экспортерами, торговыми и финансовыми организациями. Предприятия, которые используют государственную поддержку, имеют больше шансов для получения выигрыша в конкурентной борьбе на внешних рынках. В то же время экспортная деятельность находится под влиянием разного рода национальных и международных торгово-экономических факторов внешней среды, которые требуют системного изучения. Перспективами дальнейших исследований в этом направлении является определение инструментов стимулирования экспорта, которые в наибольшей степени влияют на экспортную ориентированность предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Школяр Н. А. Корректировка системы поддержки экспорта: принципы и подходы // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 2. С. 79-86.

2. Дембицкий С. Г. // Анализ экономических проблем после вступления России в ВТО // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2013. - № 2. - С. 21-30.

3. Осташко Т. А. экспорт агропродовольственных товаров в ЕС: перспективы и задачи. Экономика и прогнозирование. 2016. № 1. С. 83-94.

4. Шуйский В. П. Совершенствование системы поддержки экспорта в Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 9. С. 35-48.

5. Башкова Т.В. Государственная поддержка экспорта России в современных условиях // Молодой ученый. - 2015. - №1. - С. 181-186.

6. Оболенский В.П. Позиция России на мировых рынках готовой продукции // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 8. - С. 3-9.

7. Бранский, В. П. Глобализация и синергетиче-ский историзм / В.П. Бранский, С.П. Пожарский. - М.: Политехника, 2013. - 400 с.

8. Кузубов А.А. Конкурентоспособность машиностроительных предприятий как объекта стратегического управления // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2016. № 1 (77). С. 71-86.

9. Казаков, Ю. Н. Архитектура мегаполиса. Россия, Европа, США. Феномен интеграции и глобализации / Ю.Н. Казаков, В.В. Кондратенко. - М.: ДЕАН, 2017. -440 c.

10. Heyne P. T. Microeconomics: economic way of thinking. Highlighting, 1998. 362 p.

11. Krugman P., Obstfeld m. International Economy: Theory and Policy. Prentice Hall, 2008. 712 p.

12. Кузубов А.А. Анализ системы управления конкурентоспособностью предприятий // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-5. С. 1028-1031.

13. Rodrik D. Trading in illusions. Foreign Policy. 2001. № 123. P. 54- 63.

14. Rodrigues F., Rodrik D. Trade policy and Economic growth: a skeptic guide to the cross-national evidence. NBER working paper. 1999. № 7081. P. 82-103.

15. Модель Пребиша-Зингера // Всероссийская академия внешней торговли. - URL: http://www.vavt.ru/wto/ wto/Prebish-Singerthesis .

16. Глобализация сопротивления. Борьба в мире. -М.: Едиториал УРСС, 2015. - 304 c.

17. Bhagwati J. International trade and economic expansion. American Economic Review. 1958. Vol. 48. № 5. P. 941-953.

18. Оганисян Г.О. Механизмы стимулирования экспортной деятельности // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 4. С. 39-41.

19. Волчкова Н.А., Кузнецова П.О., Турдыева Н.А. Региональные инициативы экспортные возможности стран ЕАЭС. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 4. С. 127-148.

Статья поступила в редакцию 03.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.