‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 3, 2008 г.
Экономика
Конкурентоспособность региональной экономики и ее кластерное обеспечение
Ибатуллова Ю.Т.
Специалист «Татэкобанка»
Шакирова А.Ф.
Старший преподаватель кафедры экономической теории Академии управления «ТИСБИ»
В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности национальной экономики на различных уровнях и ее кластерное обеспечение в условиях глобализации экономических процессов; исследуются их региональные особенности и конкретные формы на микроэкономическом уровне.
Конкурентоспособность страны зависит, в первую очередь, от двух групп факторов: количества и качества имеющихся у нее ресурсов, а также от эффективности деятельности бизнеса, власти и социума, распоряжающихся этими ресурсами. Россия обладает первоклассными по качеству и количеству ресурсами. Однако на международных рейтингах конкурентоспособности Россия занимает позицию аутсайдера. По оценке Всемирного экономического форума, по рейтингу конкурентоспособности Россия в 2004 г. занимала 70-е место среди 102 стран, находясь среди развивающихся стран, а по инвестиционному климату - 90-е место в мире. В рейтинге конкурентоспособности, составленном Всемирным экономическом форумом, в 2005 г. Россия занимала 75 место из 117, причем за последние годы ее позиция ухудшилась. Наша страна проигрывает таким странам, как Китай (49 место), Индия (50 место), Польша (51 место), Бразилия (65 место), Турция (66 место) и другим странам с экономикой переходного периода.
Эти позиции обусловлены высокими рисками, неэффективным использованием потенциала, не-
удовлетворительными факторами конкурентоспособности РФ. Россия занимает низкие места не только по конкурентоспособности и качеству жизни, но и по эффективности использования ресурсов (в 2-3 раза более низкой, чем в развитых странах), инвестиционному климату, обновлению основного капитала (ежегодно он стареет примерно на 2,5 %), по воспроизводству населения (смертность выше рождаемости) и т.д.
В рейтинге Всемирного банка, составленном по результатам исследования 155 стран, Россия находится на 79 месте. Несмотря на улучшения в макроэкономической сфере и начало ряда структурных реформ, слабость институтов государства и банковского сектора, коррупция, неэффективность защиты прав собственности определяют низкую итоговую позиции России в рейтингах.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что перед Россией возникает необходимость повышения конкурентоспособности ее экономики. Здесь интересным и продуктивным может быть обращение к зарубежному опыту обеспечения конкурентоспособности
15
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 3, 2008 г.
Экономика
и инвестиционной привлекательности национальной экономики.
Как показывает международный опыт, в настоящее время наиболее конкурентоспособные корпорации мира большое внимание уделяют повышению точности технических и социально-экономических прогнозов на длительную перспективу за счет увеличения количества учитываемых внешних и внутренних факторов, применения современных методов оптимизации.
Ведущее место по конкурентоспособности занимают США, где в 1988 г. был введен в действие Федеральный закон «О конкурентоспособности и торговле». После принятия закона в США был создан ряд структур по различным проблемам конкурентоспособности, свыше 100 представительств в 70 странах, разработаны долгосрочные (до 2015 г.) стратегии и программы обеспечения безопасности, развития образования, информационных технологий, активизации инновационной деятельности, развития личности и т.д. При президенте США создан совет по конкурентоспособности.
Базируясь на концепции, разработанной Майклом Портером, множество развитых стран приступили к реализации так называемой кластерной политики, главная идея которой - переход к реализации новой фазы процесса повышения конкурентоспособности, созданию сильного микроэкономического фундамента национальной экономики.
Вследствие глобализации факторы производства становятся гибкими, усиливается конкуренция между странами, хозяйствующими субъектами, поэтому важными для развития и удержания превосходства над конкурентами являются не только инновации и образование, но и взаимосвязи между предприятиями, что привело к созданию кластеров.
Зарубежный опыт свидетельствует, что кластерный подход во всем мире признается как политика повышения конкурентоспособности региональных, национальных экономик.
В свое время, исследуя конкуренцию, Майкл Портер отмечал, что конкурируют не страны (регионы), а фирмы; регион или страна представляют собой лишь среду, способствующую (или не способствующую) конкурентоспособности фирм.
16
Перед присоединением России к ВТО проблема повышения конкурентоспособности специалистов, товаров, услуг, организаций, регионов, страны является актуальной, стоящей перед каждым хозяйствующим субъектом отечественной экономики.
В последние годы интерес к развитию кластеров наиболее сильно возрос именно в странах с неустойчивой экономикой. Подобный рост интереса к развитию кластеров не случаен, так как в таких экономиках кластерные инициативы приводят к лучшим результатам практически по всем параметрам, оцениваемым в терминах организации и осуществления инициатив, а также экономического эффекта от их реализации. Правительства и социум играют самую скромную роль среди организаторов кластерных инициатив, а основное бремя ответственности за реализацию кластерных проектов ложится на бизнес. Между тем, роль органов власти и социума в развитии кластеров велика, особенно на ранних этапах становления кластеров. За период с 1999 по 2005 годы в таких странах частота участия правительств в кластерных инициативах возросла более чем десятикратно. Согласно М. Портеру, правительство должно ориентироваться на усиление и развитие, а также совершенствование всех кластеров. В то время как общая экономическая ситуация выступает определяющим фактором для конкурентоспособности, условия существования кластеров оказываются все более важными, чтобы позволить экономике развиваться за рамками конкуренции по факторным издержкам. Политика правительства естественным образом влияет на возможности совершенствования кластеров. В дополнение к совершенствованию собственной политики правительство может обеспечивать мотивацию, возможности, а также создавать стимулы для коллективных действий в частном секторе. Роль правительства в экономике состоит в разработке и внедрении положительной четкой и долгосрочной экономической стратегии, предусматривающей процесс изменений, мобилизующих правительство, бизнес, организации по сотрудничеству и граждан на достижение главной цели - процветание страны и ее граждан. Добиться этого можно благодаря совершенствованию общей
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 3, 2008 г.
Экономика
экономической обстановки и развитию всего массива местных кластеров. Таким образом, в условиях России, наряду с четко определенной позицией федерального центра относительно кластерной политики, представляется необходимым более активное участие местных органов власти.
Повышение конкурентоспособности посредством кластерных инициатив становится базовым элементом стратегий развития подавляющего большинства стран. Анализ более 500 кластерных инициатив, реализованных за последние 10 лет в 20 странах, подтвердил существенное повышение их конкурентоспособности. При этом эффект был достигнут за счет роста инвестиций и формирования новых компаний, усиления экспортного потенциала, повышения занятости населения, развития новых технологий, усиления конкурентоспособности и производительности корпораций - членов кластеров, развития тесных связей между наукой и производством, развития инфраструктуры, повышения образовательного уровня и компетенции сотрудников корпораций. Учитывая обоснованное смещение фокуса государственной политики с макроуровня на микроуровень и наличие определенных территорий как важнейшего фактора развития кластеров, в процессе разработки стратегии существенно повышается роль региональных администраций.
Сегодня, когда российские корпорации начинают всерьез конкурировать на международных рынках, правительство перед лицом негативных фактов вынуждено искать новые подходы к выработке государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности страны.
Для улучшения ситуации в стране законодательной и исполнительной властью был предпринят ряд мер, направляемых на повышение конкурентоспособности продукции, услуг и других объектов.
Россия в настоящий время переживает этап адаптации понятия «кластерная политика» к российским специфическим условиям функционирования государственной власти, науки и образования, бизнеса и общества. Сегодня считается, что кластерная политика стимулирует инициативу на региональном и местном уров-
не, что очень важно. Это прежде всего инструмент регионального развития, и функции федерального правительства здесь сводятся лишь к нахождению кластеров и созданию стимулов для регионов по их развитию. Здесь на первый план выдвинута задача развития регионов.
Под конкурентоспособностью региона как субъекта рыночных отношений понимается способность выступать на рынке наравне с конкурирующими субъектами.
Конкурентоспособность региона определяется как наличием тех или иных конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли, так и способностью региональных органов власти создать условия региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентного преимущества в определенных областях.
Ведущая роль в достижении конкурентоспособности региона принадлежит кластерам, то есть группе географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной форме, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Именно кластеры создают критическую массу, необходимую для конкурентного успеха в определенных отраслях.
Деятельность по реализации кластерного подхода может быть обозначена как кластеризация и представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными поддерживающими институтами с целью ассоциации предприятий в кластеры и установления между ними неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества.
Все кластеры предлагают возможности для повышения производительности и поддержания роста заработной платы. Каждый кластер не только вносит непосредственный вклад в производительность на уровне всей страны, но и способен влиять на производительность других кластеров. Кластеры возникают там, где есть база локальных преимуществ для их построения. Усилия по развитию кластера должны направляться на достижение конкурентных преимуществ и специализацию. Это требует построения кластеров с учетом местных различий и источников необычных преимуществ
17
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 3, 2008 г.
Экономика
с превращением их в сильные грани данного кластера.
Суть кластерного подхода в политике развитых стран отражена достаточно точно: территориальные кластеры, как динамичные и внутренние конкурентоспособные сети близко локализованных предприятий, производящие одну и ту же или смежную продукцию, совместно обеспечивают хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий. В подразделе «Основные задачи регионального развития» среднесрочной программы Правительства РФ на 2006-2008 гг. указано на необходимость развития кластерного анализа, к числу основных направлений которого отнесены: долевое финансирование аналитических исследований структуры кластера, определение направлений развития кластера; реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований; повышение эффективности программ подготовки кадров и другое.
В Послании Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева Государственному Совету Республики Татарстан от 3 марта 2006 г. отмечается: «Повышение конкурентоспособности и эффективности экономики республики при сложившейся структуре возможно лишь при использовании новых, стратегических подходов, предусматривающих комплексное использование социально-экономического и научно-технического потенциала республики и создание на этой основе благоприятных условий для бизнеса. Одним из таких подходов является кластерный подход. Кластеры - это группы, «сгустки», конкурентоспособных предприятий в рамках отдельных отраслей, которые занимают лидирующие позиции на мировом рынке. Для эффективного функционирования в своем составе кластер должен иметь три основных взаимосвязанных элемента: ключевые фирмы - лидеры, экспортирующие свои товары или услуги за пределы республики, сеть внутриреспубликанских производителей-поставщиков, снабжающих лидеров сырьем, комплектующими, осуществляющие для них сервисные, логистические услуги и т.п., бизнес-климат - инфраструктура, система доступа к качественным человеческим ресурсам, к рынкам капитала, 18
система налогообложения, административные барьеры, транспортная инфраструктура, наличие научно-исследовательских институтов и центров. В республике сформировались ярко выраженные ключевые фирмы-лидеры в нефтегазохимической отрасли, энергетике, авиации, автомобилестроении, АПК. Для того, чтобы, с одной стороны, повысить их конкурентоспособность, и, с другой стороны, максимально полно использовать их потенциал для увеличения добавленной стоимости и обеспечения динамичного и эффективного роста национальной экономики республики, сегодня важно начать формирование в республике системы кластерного управления ведущими отраслями. Кластерное управление позволяет рационально сочетать преимущества и возможности вертикальной интеграции и конкуренции. Мировая практика показывает, что только таким образом, объединив усилия и преимущества всех участников, республика сможет достойно конкурировать не только на внутреннем, но и внешнем рынке».
7 июля 2006 года в технопарке «Идея» состоялась экспертная сессия «Реализация кластерной политики в Республике Татарстан». По результатам социологического экспертного опроса, создание системы стимулов для участников кластера, развитие «человеческого капитала» и формирование способов выявления кластеров и определения их конкурентоспособности являются, по мнению большинства экспертов, наиболее важными направлениями политики государственной поддержки кластеров. Экспертами в данном исследовании выступали работники производства, министерств и ведомств, ВУЗов, НИИ, Академии наук РТ, Инновационно-производственного технопарка «Идея», представители частных консалтинговых фирм, бизнес-структур.
В Татарстане на базе 14 крупнейших промышленных предприятий создаются образовательные кластеры. В каждый из образовательных кластеров войдут головной вуз, среднее и начальное профессиональные образовательные учреждения. Отныне работодатели республики будут непосредственно вовлечены в процесс образования своих будущих работников. Предполагается, что создание кластеров повысит
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 3, 2008 г.
Экономика
уровень и качество подготовки квалифицированных кадров, соответствующих потребностям работодателей. В свою очередь, предприятия обязуются обеспечить учащимся оплачиваемую практику на современном оборудовании и гарантировать последующее трудоустройство. Статус головного вуза в области машиностроения получили КГТУ имени А.Н. Туполева, Камская государственная инженерно-экономическая академия и Альметьевский государственный нефтяной институт, среди базовых предприятий были названы ОАО “Казанский завод “Электроприбор”, ОАО ПО ЕлАЗ”, ОАО “Алнас”, ОАО “Радиоприбор”, ОАО “Элекон”, ОАО ОМЗ, ОАО “Зеленодольский завод им. А.М. Горького”, ОАО “Инновационно-производственный технопарк “Восток” (Управляющая компания производственной площадки ОАО “ЧЧЗ “Восток”), ОАО “БЭНЗ”. В сфере легкой промышленности, а также нефтехимии и нефтепереработки головным вузом стал КГТУ (КХТИ), который будет координировать процесс образования с такими предприятиями, как ОАО “Нижнекамскнефтехим”, ОАО “Казанькомпрессормаш”, ОАО “Казаньоргсинтез”, ОАО “Нижнекамск-шина”, ОАО “Таиф-НК”, ЗАО “Нижнекамский НПЗ” (в области нефтехимии и нефтепереработки), ОАО “Адонис”, ОАО “1111 “Швейник”, ОАО Мелита”, ОАО “Обувная фабрика “Спартак”, ООО “Стиль” (в области легкой промышленности).
В Татарстане 15 марта 2007 года было подписано четвертое Соглашение о партнерстве в области подготовки квалифицированных кадров в образовательном кластере транспортного комплекса Республики Татарстан. Основной целью этого кластера является достижение устойчивого экономического развития и повышения конкурентоспособности отрасли транспорта и дорожного хозяйства за счет развития технологий, внедрения инноваций, повышения эффективности текущего использования ресурсов, повышение уровня профессионализма работников всех категорий области, решение образовательных, научных, социальных и управленческих задач в рамках реализации государственной кадровой и образовательной политики в отраслях экономики Татарстана. Кластер будет состоять из семи отделений: авиационно-
го, автотранспортного, дорожного, железнодорожного, речного, трубопроводного и электротранспортного. Свои подписи под соглашением поставили руководители всех госпредприятий транспортной отрасли и вузов, которые готовят для них кадры.
Правительство Татарстана намерено создать республиканский кластер по производству бытовой техники на базе зеленодольского ФГУП “ПО “Завод имени Серго” (POZIS) - одного из крупнейших предприятий в России и единственного в Татарстане, выпускающего бытовую холодильную технику. Предприятие планирует развивать продуктовый ряд. Помимо производства бытовых холодильников, в 2008-2009 годах предполагается наладить серийное производство газовых плит, стиральных и посудомоечных машин под торговой маркой POZIS. Для создания новых производств, по словам Первого вице-премьера Татарстана, будут привлечены как бюджетные средства (правительство республики уже выделило на реализацию данной программы 1 миллион долларов), так и средства частных инвесторов. Предприятие ведет переговоры о привлечении иностранного стратегического инвестора.
В Татарстане развита нефтедобыча, нефтехимия и автомобилестроение. Основные предприятия этих отраслей - «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез» и «КамАЗ». Реорганизация нефтегазохимического сектора Республики Татарстан (РТ) сразу строилась по кластерному принципу - все его отрасли рассматриваются как единый, целостный и взаимосвязанный комплекс. В основу Программы развития нефтегазохимического комплекса на период до 2008 года положена стратегия внутриреспубликанской интеграции, в рамках которой устанавливаются товарносырьевые потоки между крупными, средними и малыми предприятиями. Нефтегазохимический комплекс Татарстана динамично развивается. К 20102011 гг. в Нижнекамске будет запущен комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов стоимостью около пяти млрд. долларов (около 130 млрд. рублей). Новое нефтеперерабатывающее предприятие должно обеспечивать необходимым сырьем «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез». Нефтехимические компа-
19
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 3, 2008 г.
Экономика
нии республики реализуют проекты по созданию новых продуктов и увеличению объемов выпуска имеющихся. По мнению Премьер-министра РТ Рустама Минниханова, для переработки продукции этих предприятий на их основе могут быть сформированы технопарки. В структуру нефтегазохимического кластера также войдут Нижнекамский промышленный округ, где нефтехимическим переделом занимается малый бизнес, и технополис «Химград» в Казани.
26 апреля 2007 года в Набережных Челнах прошел Международный семинар-совещание «Перспективы развития автомобильного кластера в Республике Татарстан», организованный Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан при поддержке ОАО «КАМАЗ», ОАО «Камский индустриальный парк Мастер» и ОАО «Северсталь-Авто».
Автомобильный кластер в Республике Татарстан, в центре которого находится «КамАЗ», начинает работать. Кластер уже создан, но основное беспокойство вызывает отсутствие необходимой инфраструктуры. Основные структуры самого «КамАЗа» расположены в татарстанских городах Набережные Челны, Нижнекамск и Елабуга. И основной проблемой нормального их взаимодействия являются плохие дороги, отсутствие попутных объектов инфраструктуры. Работе кластера может помешать также и плохое образование.
Автомобильный кластер Татарстана развивается на двух площадках - в Набережных Челнах и в особой экономической зоне (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Алабуга», созданной в рамках Федерального закона «Об особых экономических зонах». На территории бывшего завода микролитражных автомобилей его новый собственник - «Северсталь-Авто» — организует производство полного цикла автомобилей Ssang Yong Rexton, Ssang Yong Kyron, Ssang Yong Actyon, а также бюджетной модели класса В FIAT Albea, нового седана класса С — FIAT D200 — и многофункционального грузопассажирского фургона FIAT Doblo. В ОЭЗ «Алабуга» организуется выпуск коммерческих автомобилей FIAT Ducato. В июле 2007 года «Северсталь-Авто» и японский концерн Isuzu 20
подписали соглашение о создании в «Алабуге» СП по производству коммерческих грузовиков. «Северсталь-Авто - Isuzu» будет производить всю линейку коммерческой техники японской компании, в частности, легкие грузовики серии N, средние грузовики F, а также тяжелые грузовые автомобили серии С и Е (грузоподъемностью более 15 тонн). Но для формирования автомобильного кластера необходимо создать основу производства автокомпонентов. Татарстан имеет в этом отношении несколько преимуществ: расположение вблизи центров автомобилестроения России, наличие сильной сырьевой базы, в частности, полимерных материалов, которые выпускают местные нефтехимические предприятия.
Развитие и повышение конкурентоспособности хозяйствующих комплексов - кластеров - залог повышения конкурентоспособности республики, страны. В понятие конкурентоспособности предприятии вкладывается ее способность выпускать или продавать конкурентоспособную на конкретном рынке продукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны или за ее пределами. В масштабе страны конкурентоспособность означает эффективную интеграцию в мировое хозяйство, соответствующее функционирование всех его структур для обеспечения суверенитета и высокого качества жизни населения.
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров, а также правительство постоянно искать новые пути повышения качества выпускаемых продуктов, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема - экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения их конструкций и повышения качества.
Существующий мировой опыт разработки стратегий повышения конкурентоспособности с помощью кластеров невозможно экспортировать в российскую экономику без учета ее особенностей. Каждый хозяйствующий субъект должен самостоятельно разработать индивидуальную стратегию повышения своей конкурентоспособности, учитывая свои особенности и деятельность.
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 3, 2008 г.
Экономика
Кластеры представляют собой новый дополнительный способ понимания экономики, организации экономического развития и проведения государственной политики. Понимание состояния кластеров в конкретном регионе обеспечивает реальное видение внутренних свойств производственного потенциала экономики кластеров и ограничений, существующих для их будущего развития.
Решение вопросов теории и практики кластерного обеспечения конкурентоспособности региональной экономики позволит поднять деятельность ее хозяйствующих субъектов на мировой уровень.
Литература:
1. В Татарстане создан образовательный кластер в области транспорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rambler. ru/news/russia/volga (дата обращения: 16.03.2007).
2. В Казани обсуждают возможности формирования и развития кластеров в Татарстане [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rambler.ru/news/economy
3. Вьюжанина Н.Е., Оморова Н.И. Формирование и развитие кластеров в республике Татарстан (по результатам опроса участников экспертной сессии) // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2006. - №3.
4. Алексеева М. Завести и поехать. Созданию «Российского Детройта» может помешать отсутствие дорог и плохое образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vremya.ru/2007/156/8/185877. html (дата обращения: 30.08.2007)
5. Ларина Н.И., Макеев А.И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов // «ЭКО». - 2006. - №10.
6. Дурницына И. Кластер по производству бытовой техники будет создан в Татарстане на базе завода имени Серго [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// volga.rian.ru/ economy (дата обращения: 14.09.2007).
7. Яшева Г.А. Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальной экономики: методика формирования // Государственное управление. Электронный вестник. - 2007. - Июнь. - № 11.
8. Газизова Е. Кластеры вместо нефти [Электронный ресурс] // Эксперт Волга. - 2007. -17 сентября. - №34. - Режим доступа: http:// www.expert.ru/printissues/volga/2007/34/ klastery/print
9. Марков Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России [Электронный ресурс] // Научный эксперт. - 2007. - №4. - Режим доступа: http:// http://www.rusrand.ru/
10.Образовательные кластеры на базе промпредприятий создаются в Татарстане [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://info.tatcenter.ru (дата обращения: 13.03.2007).
11. Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.
12. Послание Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева Государственному Совету Республики Татарстан от 3 марта 2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anco-rt.ru
13. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: уч. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Competitive Strength of Regional Economics and its Cluster Provision
The article under review concerns a few aspects of competitiveness of national economics on various levels and its cluster provision in the context of globalization of economic proceedings. The authors analyze their regional peculiarities and concrete forms on the macroeconomic level.
21