Шеховцов Р.В.,
доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики региона, отраслей и предприятий Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: [email protected]
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА: ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье исследуется природа и эволюция представлений о конкурентоспособности регионов. При определении предметных областей конкурентоспособности регионов используется системоде-ятельностный подход Г. Щедровицкого. Рассматриваются вопросы формирования приоритетов социального - экономического развития регионов с учетом взаимосвязей между кластерной политикой и развитием конкурентоспособности региона (Гарвардская школа бизнеса). На основе системодеятельностного подхода разработана программа исследований конкурентоспособности на примере Ростовской области.
Ключевые слова: конкурентоспособность региона, приоритеты социально-экономического развития региона, кластерная политика, системодеятельност-ный подход, программа исследования кон-куреноспособсности региона.
Shekhovcov R. V.
REGIONAL COMPETITIVE CAPACITY: RESEARCH METHODOLOGY QUESTIONS
Origins and evolution of views on regional competitiveness are studied in the article. System and action approach of Mr. Shedrovitsky is used to define subject areas of local competitive elements. Priorities of social and economic development in consideration with cluster policy are also used for the topic (Harvard Business School). Finally the author presents research plan of Rostov re-
gion competitive elements based on the approaches stated.
Keywords: Regional competitiveness, social and economic development priorities, cluster policy, system and action approach, research program of local competitive elements.
Конкурентоспособность территорий и регионов как тема научных исследований и управленческая проблема имеет длительную историю. Однако в период динамизации процессов глобализации, начиная с конца 70-х годов 20 столетия, ее актуализация сильно повысилась. Первые известные работы в новейшей истории рассматривали вопросы международной и страновой конкурентоспособности, в контексте конкуренции на различных рынках, прежде всего товарных. Они были продиктованы в основном стремлением увеличения объемов международной торговли и соответственно необходимостью объяснений успеха лидеров международной торговли и поиска решений для увеличения доли заинтересованных национальных государств в общем объеме международного товарооборота.
На сегодняшний день в мире сформировались крупные научные школы1, разработан методологический и методический инструментарий, на основе которого ежегодно публикуются оценки и рейтинги международной конкурентоспособности различных стран2.
Вопросы пространственного развития и региональной политики социально-экономического развития имеют еще более глубокую историю3. Их проблематика в
1 Прежде всего Гарвардская школа бизнеса, представители М. Портер, О. Харт, Л. Саммерс и др.
2 «Отчет о глобальной конкурентоспособности» ежегодно публикуемый в рамках Мирового экономического форума (Geneva, Switzerland) -http ://www. weforum. org
и рейтинг конкурентоспособности стран под названием «Ежегодник мировой конкурентоспособности» Института менеджмента развития (IMD, Lausanne) - http://www.imd.org
3. Аврамчикова Н.Т (2006). Исторические аспекты эволюции региональной политики России и смена парадигмы пространственного развития на современном этапе // Вестник Сибирского государствен-
динамике также в той или иной мере тесно переплетается с процессом интенсификации международной торговли, снижения барьерных ограничений национальных правительств на движение товаров, капитала и рабочей силы. Региональная конкурентоспособность является одним из элементов и одновременно результатом региональной политики. Она обладает рядом специфических черт:
1. Региональная конкурентоспособность как феномен, система политик или объект управления является сложным социально-экономическим явлением, поэтому и при определении понятия авторы опираются на различные взгляды и подходы. Обобщив и выполнив их семантический анализ, можно отметить, что авторы определяют понятие «региональная конкурентоспособность» исходя из решаемых научно-исследовательских и управленческих целей и задач1. В частности, региональная конкурентоспособность рассматривается как результативность (эффективность) использования общественных и частных ресурсов в рамках определенной территории или как способность территории, точнее ОГМУ, в соперничестве с другими регионами, привлекать мобильные ресурсы (инвестиции, федеральные бюджетные трансферы, предприятия, организации и трудовые ресурсы и др.) на свою территорию.
2. Регионы находятся в определенной национальной макроэкономической и институциональной среде. В этой части регионы (точнее ОГМУ) не имеют возможности влиять на эти параметры, по сути, они могут только приспосабливаться к ним. Данные факторы не имеют значения в условиях межрегиональной (внутренней) конкуренции внутри одной страны или
ного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева, №6 (2006) - http://cyberleninka.ru/ article/n/istoricheskie-aspekty-evolyutsii-regionalnoy-politiki-rossii-i-smena-paradigmy-prostranstvennogo-razvitiya-na-sovremennom-etape
1 Барабанов А.С. (2014). Управление региональной конкурентоспособностью. Институт социально-экономического развития территорий Российская академия наук. - http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/ isedt/2015/1403589639BARAB ANOV.PDF
международного блока, в рамках которых реализуется единая денежная, бюджетная, налоговая, тарифная, таможенная и др. политики. Однако в сравнении с другими странами и международными регионами макроэкономические и институциональные условия оказывают фундаментальное влияние на конкурентоспособность региона. Важно, что в последние десятилетия регионы становятся активными участниками международной конкуренции. Отдельные регионы, особенно приграничные, являются даже в большей степени участниками международной, нежели межрегиональной, конкуренции, и, соответственно, это находит отражение в методах и инструментах конкурентной борьбы.
3. Конкурентоспособность региона в значительной мере определяется системой «стартовых» («нерукотворных») условий -территория, географическое и климатическое положение и др. , и в этой части регионы находятся в объективно неравных условиях. При оценке и сопоставлениях необходимо это учитывать. Одновременно при оценке и сопоставлениях необходимо учитывать и эволюцию самой конкуренции и конкурентных преимуществ. Как и каким образом они изменяются под влиянием глобальных научно-технологических и социально-экономических трендов. В качестве примера можно привести такой феномен, как «углеводородная зависимость», когда страны и регионы, располагая избыточными по отношению к внутреннему рынку запасами углеводородов, имеют не удовлетворительную, а, по сути, неконкурентоспособную энергоэффектиность. Такие же примеры имеют место и в отношении эффективности использования земельных ресурсов, в частности, по такому показателю, как продуктивность сельскохозяйственной пашни -они существенно отстают от регионов с дефицитом соответствующего ресурса.
4. Существует крупная проблема между оценкой текущей конкурентоспособности и конкурентоспособностью «в будущем». По сути, конкурентоспособность «сейчас» - это реализация потенциалов сформированных в прошлом, соответственно конкурентоспособность «завтра» -
это реализация текущего потенциала. Важно, что при динамичных структурных изменениях экономики текущие конкурентные преимущества могут не обеспечивать долгосрочных преимуществ, а часто даже создавать ограничения и сдерживать формирование новых отраслей, которые в будущем сформируют новую структуру экономики. Этот эффект обусловливается стремлением собственников максимально долго использовать преимущества своих прошлых инвестиционных решений. В отличие от текущей конкурентоспособности, которая опирается на ретроспективный анализ уже имеющихся и, как правило, количественно оцененных активов, институтов и др., объективно определить потенциал новых отраслей в будущем очень сложно. При этом, как правило, используются качественные методы оценок, типа сценарный, ФОРСАЙТ и др. Верифицируе-мость результатов таких прогнозов - практически всегда вызывает у специалистов сомнение, а если учесть, что эти прогнозы должны быть приняты за основу при формировании бюджетных обязательств в системе государственного управления, это становится сдерживающим фактором для их использования. При оценке и сопоставлениях факторы, определяющие будущую конкурентоспособность, должны быть измерены и учтены, необходимо учитывать также сбалансированность текущего потенциала и перспективных заделов.
5. Региональная конкурентоспособность как объект управления носит сложный интегральный характер. Конкурентоспособность является результатом действия системы факторов, условий и политик, управление которыми распределено между различными субъектами управления (ОГМУ). Поэтому управление конкурентоспособностью носит особый характер, требует согласования множественных интересов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Теперь к вопросу о программе исследований региональной конкурентоспособности. Почему мы обращаемся к теме региональной конкурентоспособности и какие программные положения исследования
мы должны определить прежде чем приступить к его реализации?
Региональная конкурентоспособность как качество и свойство региональной экономики является одной из ключевых целей стратегии социально-экономического развития регионов. В частности, повышение конкурентоспособности региональной экономики является одной из целей верхнего уровня Стратегии Ростовской области 2020 . При этом для нас очевидно, что данная цель будет присутствовать и в новой Стратегии 2030. Цели и задачи повышения конкурентоспособности отдельных элементов и составляющих социально-экономической системы, в частности промышленности, производственной и рыночной инфраструктуры, инвестиционной и инновационной сферы и сферы услуг, присутствуют во всех «отраслевых» государственных программах РФ на период до 2020 и более лет2.
Почему именно эта цель является для региона и отдельных отраслей (видов деятельности) стратегической? Эта цель напрямую связана с реализацией долгосрочных приоритетов в условиях постоянно действующих ресурсных ограничений и изменяющихся внешних условий конкуренции. В качестве долгосрочных приоритетов региональной политики могут использоваться:
- вид экономической деятельности (отрасль, применительно к Ростовской области это может быть, например, обрабатывающая промышленность: «производство пищевых продуктов, напитков и табака» или, например, «производство машин и оборудования», причем в рамках этих приоритетных групп может быть выделена и отдельная подгруппа);
- территория (например, индустриальный парк, муниципальное образование или агломерация);
- институты (институты развития промышленности, инвестиций, инноваций, ВЭД и др.).
1 Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года -http ://www. donland. ru/Default. aspx?pageid=85416
2 http://programs.gov.ru/Portal
С позиции управления, чем конкретнее сформулированы цель и задачи, тем выше фокусировка, точнее может быть сформирована инструментальная база, меньше ресурсов необходимо для их реализации, и тем более вероятно их достижение. И, следовательно, выбор в качестве цели - развитие конкретного вида экономической деятельности или территории -наиболее правильно, реально и достижимо с позиции управления. Однако, учитывая сложность экономических связей и явлений, их изменчивость и проблемы с прогнозированием, очевидно, что быть уверенным в том, что выбранные в качестве приоритетов отрасль, территория, институт окажутся актуальными на длительном промежутке времени маловероятно. Учитывая, что выбор приоритета означает выбор и реализацию конкретных мероприятий и расходование соответствующих средств (прежде всего финансовые и др.), ответственность при принятии такого решения быстро возрастает. И то, что могут себе позволить ученые, анализируя прошлый опыт и моделируя будущее, обосновывая различным образом тот или выбор, вряд ли могут себе позволить государственные управленцы и предприниматели. Здесь собственно и кроется причина того, что в последние десятилетия в качестве приоритетов реже стали рассматривать конкретные виды деятельности, территории и институты. Точнее, можно сказать, что такие приоритеты выбирались исключительно при так называемой «тонкой» настройке экономики, когда социально-экономическая ситуация или очень позитивная или наоборот очень негативная. В первом случае выбор такого приоритета обусловливается накопленными резервами ресурсов, во втором это происходит с целью быстрого решения острых проблем, снижения рыночных трансакционных издержек и др. Соответственно, в первом варианте ошибки рассматриваются как следствия решений в условиях рыночной неопределенности и таким образом естественные, во втором случае ошибки есть непрофессионализм ЛИП и чреваты для них потерей занимаемых ими должностей,
а в некоторых случаях уголовным преследованием. Есть и другие точки зрения, поддерживающие выбор стратегической цели в пользу более общего приоритета -региональной конкурентоспособности. Конкурентоспособность, в принципе, единственно верная и естественная в условиях рынка, особенно в условиях его быстрых изменений, стратегическая цель, так как ее реализация в отличие от конкретных предметных приоритетов, не создает искусственных условий для каких-то конкретных бизнес-структур и территорий, которые (условия), очевидно, не могут поддерживаться извне бесконечно долго.
Конкурентоспособность как цель и как результат объединяет в себе совокупность политик, условий, результатов реализации частных приоритетов, и, соответственно, управление региональной конкурентоспособностью опирается на более агрегированные управленческие решения и инструменты, в основном связанные с созданием общих условий и правил, институты развития, поддерживающие не специализированных на конкретных видах экономической деятельности или сегментах рынка субъектов. Региональная политика в сфере конкурентоспособности часто в большей степени стимулирует развитие уже имеющих успешные практики, доказавших свою жизнеспособность бизнес-структуры. Таким образом, конкурентоспособность в этом смысле снимает комплекс противоречий, связанных с определением предметных (видовых и территориальных) приоритетов и постоянным обоснованием их изменений.
Выбор стратегической цели социально-экономического развития - конкурентоспособность региона - одновременно и объективная управленческая необходимость (учитывая трудности прогнозирования в высокодинамичной среде и ответственность за принимаемые решения) и одновременно вопрос доминирующих представлений в сфере экономической политики государства и региона.
Считаем необходимым привести здесь рассуждения по поводу классических работ в сфере международной конкурен-
ции М. Портера1. В частности, автор считает: для того чтобы национальная экономика обладала международными конкурентными преимуществами, для нее должно соблюдаться условие или она должна обладать обязательным признаком как кластеризация экономики. Несмотря на полиотраслевой характер кластеров, тем не менее в их основе лежит определенная отраслевая специализация (якорная специализация), которая, как правило, ориентирована на выпуск конечной продукции. Предприятия якорной специализации одновременно формируют рынки для промежуточной продукции и, соответственно, предпосылки для внутри- и межотраслевого развития. В результате взаимовлияния, а также в результате действия других факторов «ромба» М. Портера собственно и формируются условия и факторы вначале национальной, а затем и международной конкурентоспособности. Таким образом, государственная и региональная политика в сфере развития конкурентоспособности страны и региона должна быть напрямую связана с политикой кластерного развития. А учитывая, что кластеры имеют определенные отраслевые черты, - это означает, что политика развития конкурентоспособности напрямую связана с развитием конкретных отраслей или группы отраслей, чаще всего являющихся специализациями региона. Следовательно, при формировании стратегических целей социально-экономического развития: выбор между приоритетом общего характера - конкурентоспособность региона и частным приоритетом - развивать конкретные отрасли специализации не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Кроме того, при формировании системы господдержки, точнее, выборе направлений отраслевой поддержки надо опираться на результаты анализа национальной и международной конкурентоспособности отраслей специализации региона и через систему поддержки этих отраслей реализовывать кластерную политику, воспроизводя таким образом механизм развития региональной конкуренто-
1 Портер М. Международная конкуренция. - М., Международные отношения, 1993.
способности. Соответственно, оценка конкурентоспособности отраслей должна лежать в основе доказательства направлений и объемов господдержки.
Вероятней всего, данный вопрос более риторический, нежели утилитарный. Экономическую политику в части региональной конкурентоспособности необходимо строить, не только опираясь на результаты рефлексии прошлого удачного и неудачного опыта, но и учитывая глубокое понимание текущей ситуации, а точнее, понимание тенденций и факторов, которые находят свое проявления в текущей ситуации и в будущем будут определять ключевые параметры экономической системы региона, страны и мира.
Как уже было отмечено, конкурентоспособность региона как понятие имеет много определений2.
Определяя понятие, авторы акцентируют внимание на отдельных аспектах (процессах, объектно-субъектной структуре, целях и результатах) сложного феномена - региональная конкурентоспособность. Учитывая, что авторы решают конкретные научно-исследовательские или прикладные задачи, принимая такой подход и разделяя его жизнеспособность, считаем возможным предложить определение понятия - региональная конкурентоспособность, которое позволит решить наши исследовательские задачи.
Для этого сразу необходимо, учитывая правила дискуссии, определить гносеологическую систему координат, которая, наряду с другими, включает такие понятия, как конкуренция, конкурентоспособность и конкурентные преимущества.
При этом конкуренция отражает -действие (соперничество, «борьба» или иная форма), конкурентоспособность - состояние (определяемое способностью использовать ресурсы и другие условия получать доступ, контроль, влияние к рынкам, ресурсам и др., опережать в результа-
2 Барабанов А.С. (2014). Управление региональной конкурентоспособностью. Институт социально-экономического развития территорий Российская академия наук. - http://uisrussia.msu.ru/docs/ поу^е^2015/1403589639БЛЯЛБ ANOV.PDF
те соперничества, «борьбы» и др. форм, развитие по сравнению со своими конкурентами), конкурентные преимущества -условия, потенциалы (природно-климатические и пространственные условия, накопленные ресурсы - инфраструктура, промышленность, потребительский рынок и др.). В рамках данной работы конкурентоспособность региона мы понимаем как состояние региона, отражающее его способность, используя систему условий, политик и институтов в результате соперничества с другими регионами и странами за мобильные ресурсы - обеспечивать устойчивый рост результативности (эффективности) экономических ресурсов и агентов, а также привлекательность и устойчивость среды для жизни и самореализации населения.
Основываясь на работах Г.П. Щедро-вицкого1, понятие «система региональной конкурентоспособности» в данной работе рассмотрена исходя из позиций системо-деятельностного подхода (рис. 1).
Состав элементов системы региональной конкурентоспособности сформирован на основе анализа международных методик оценки конкурентоспособности и анализе работ по региональной конкурентоспособности.
Цель региональной конкурентоспособности.
Несмотря на сложность явления, тем не менее цель региональной конкурентоспособности должна быть определена в соответствии с такими атрибутивными свойствами, как конкретность, измеримость, достижимость, обеспеченность ресурсами с привязкой ко времени.
Целью региональной конкурентоспособности может рассматриваться, например, обеспечение долгосрочной (на протяжении свыше 5 лет) сравнительной (выше среднероссийских показателей или степень приближения к эталонному значению) результативности (эффективности) ресурсов и агентов региональной экономики и создание условий для устойчивого повышения качества жизни (включая расширение воз-
1 Щедровицкий Г.П. (1995). Избранные труды. -М.:Шк.Культ.Полит., 1995, 800 с.
можностей для самореализации) проживающего на данной территории населения.
Задачи региональной конкурентоспособности:
1. Повышение долгосрочной результативности (эффективности) мобильных ресурсов и агентов региональной экономики, опережающее по сравнению со средними значениями или максимальное сближение с эталонным регионом развитие.
2. Повышение долгосрочной результативности (эффективности) «стационарных» ресурсов. Необходимо обеспечить опережающее по сравнению со средними значениями или максимальное сближение с эталонным регионом развитие.
3. Устойчивое повышение качества человеческого капитала и качества жизни населения региона.
Средства обеспечения региональной конкурентоспособности включают условия, политики и институты. Условия региональной конкурентоспособности представляют собой совокупность эконом-географического положения, а также состояние и структуру экономики, инфраструктуры и др. сформированные в результате реализации государственной политики в прошлых исторических периодах. Эти условия материализуются в накопленные ресурсы, которые по своей субстанциональной природе состоят из двух частей: объективных (нерукотворных) - определены эконом-географическим положением региона, и ресурсы, сформированные в результате реализации определенной государственной политики в сфере экономики, социальной сферы, институтов и др. Состав условий включает:
- эконом-географические условия, прежде всего территорию и обеспечение энергосырьевыми ресурсами;
- макроэкономическое состояние;
- уровень развития рынков;
- инфраструктуру;
- человеческий капитал;
- развитие государства и институтов;
- уровень технологического развития.
Рисунок 1 - Методическое представление деятельности (Составлено на основе: Щедровицкий Г.П. (1995). Избранные труды, М.: Шк. Культ. Полит.,1995, с. 244)
Политики являются одним из ключевых средств (инструментов) управления региональной конкурентоспособностью. Политики позволяют, используя условия (ресурсы) посредством нормативов, мер, программ и др. , стимулировать необходимые и подавлять негативные факторы и достигать таким образом целей и задач региональной конкурентоспособности. По сути, они являются системой рычагов управления ОГМУ. Учитывая распределение полномочий между уровнями власти, для наибольшей эффективности необходима координация в выработке и реализации различных политик. ОГМУ располагает следующим арсеналом политик:
- бюджетной;
- налоговой;
- инвестиционной;
- в сфере малого бизнеса;
- ВЭД;
- тарифной;
- социальной и др.
Под институтами мы понимаем систему норм и обычаев в виде законов, организаций и учреждений1. Через систему законов (нормативной базы) - ОГМУ, в зависимости от необходимости, могут оказы-
1 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%БD% D1%81%D1%82%D0%Б8%D1%82%D1%83%D1%8 6%D0%Б8%D0%БE%D0%БD%D0%Б0%D0%ББ% D0%Б8%D0%Б7%D0%БC - дата обращения 17.08.2015
вать стимулирующее и/или сдерживающее воздействие на состояние и динамику региональной конкурентоспособности. Огромное значение имеет и правоприменительная практика, а также эффективность судебной системы, обеспечивающей реализацию функций правосудия, судебного контроля (надзора) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, толкованием правовых норм и др. Наличие и содержание нормативной базы, правоприменительная практика существенным образом определяют трансакци-онные издержки и систему рисков, в совокупности оказывающих влияние на предпринимательские в целом и инвестиционные, в частности, решения и, как следствие, конкурентоспособность региона.
Особое место в системе институтов занимают институты развития - организации и учреждения, которые решают конкретные задачи государственной политики. В Ростовской области к таким институтам развития относятся: НП РРАПП, Гарантийный Фонд Ростовской области, НП ЕРЦИР, НП АИР, НП Центр поддержки экспортеров и др.
Основными методами управления региональной конкурентоспособности являются:
- экономические, включая, финансово-кредитные, налоговые, тарифные и др.;
- организационные, связанные с формами и процессом управления. В частности, опыт таких стран, как США, Япония и Германия в этой части существенно отличается. Например, функции управления региональной и национальной конкурентоспособностью могут быть распределены между различными субъектами управления - как в США, так и жестко централизованы - как в Японии. В России вопросами конкуренции на рынках занимается УФАС, однако управление национальной и региональной конкурентоспособностью экономик существенно рассредоточено между различными ОГМУ и формирующимися общественными организациями предпринимателей и др.;
- нормативные, например, посредством технического и технологического регулирования, санитарно-эпидемиологического контроля и др. норм и нормативов ОГМУ могут стимулировать и/или сдерживать развитие как отдельных сегментов, так и в целом конкурентоспособность региональной экономики.
Процедуры - это взаимосвязанные последовательные действия. Процедуры материализуют систему средств и методов и направлены на реализацию целей и задач.
Исходный материал - это сочетание условий, политик и действующих институтов, характеризующих социально-экономическую систему региона в координатах измерения конкурентоспособности.
Конечный продукт - это состояние в конкретный момент времени, а также динамика этих состояний на определенном интервале времени, соответствующем целевым параметрам.
Принимая во внимание вышеизложенное, программу исследований в сфере региональной конкурентоспособности на примере Ростовской области можно сформулировать следующим образом.
Гипотеза
Конкурентоспособность региона низкая по сравнению с ведущими регионами России, а также международными странами и имеющимся потенциалом. В результате эффективность использования ресурсов ниже, чем это возможно, потенциал
региональных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке не реализован. Учитывая естественные процессы морального и физического износа производственных активов предприятий, инфраструктуры, структурные изменения на рынке труда - снижаются возможности для занятости, сравнительные возможности бюджета для реализации социальных программ и возможности для самореализации населения и соответственно привлекательность региона для проживания и др. Несмотря на положительные темпы роста и в целом благоприятную социально-экономическую ситуацию в Ростовской области, в долгосрочной перспективе возникают опасения с обеспечением устойчивого роста не ниже, чем в среднем в России, а также другими регионами и странами, с которыми у Ростовской области имеется схожая макроэкономическая структура. Низкий уровень конкурентоспособности по сравнению с ведущими регионами обусловливает низкий уровень объемов внешней торговли, низкий уровень прироста инвестиций, а также неудовлетворительное качество структуры внешней торговли и инвестиций. Условия жизни и самореализации растут меньшими темпами, чем это происходит в ведущих регионах России и странах, как следствие бегство капитала в другие регионы и страны, миграционный отток населения, снижение капитализации бизнеса и населения, увеличение количества и стабильность негативных факторов в проблемных территориях.
Проблема
1. Учитывая разнообразие и полемичность точек зрения на предмет региональной конкурентоспособности, необходимо сформировать собственное представление исходя из целей, которые мы должны решить в рамках исследования. Данная работа реализуется в рамках более общей темы, связанной с разработкой стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года.
2. Есть проблема с определением группы сопоставимых регионов и стран. в рамках которых необходимо выполнить
сравнительный анализ конкурентных преимуществ и оценить уровень конкурентоспособности Ростовской области. Кроме того, определения требуют и уровни (срезы) конкуренции региона: страны - регионы - виды экономической деятельности (отрасли) - товарные рынки, в рамках которых должны выполняться сравнения.
3. Необходимо определить и классифицировать ресурсы как условия конкурентоспособности и как предмет конкуренции. Важно сформировать исчерпывающий перечень мобильных ресурсов, за которые происходит конкуренция (соперничество) между регионами. С целью оценки результативности конкуренции, полнота описания мобильных ресурсов должна быть достаточной настолько, чтобы могли быть выполнены количественные оценки их объемных и динамических характеристик.
4. Учитывая проблемы п. 1-3 должен быть не сформирован исчерпывающий перечень системы измерителей (индикаторов) конкурентоспособности. Должна быть разработана методика оценки уровня конкурентоспособности Ростовской области.
5. ОГМУ испытывают потребность в системе оптимально сочетаемых политик и инструментов, необходимых для эффективного управления социально-экономическим потенциалом в условиях ограниченных ресурсов (финансового капитала, трудовых ресурсов, производственной и социальной инфраструктуры) для обеспечения устойчивого экономического роста и качества жизни населения, но объективного обоснования этих политики и инструментов у них нет.
Цель исследования
Необходимо определить уровень национальной и международной конкурентоспособности Ростовской области, а также разработать долгосрочную программу по ее развитию на период до 2030 года.
Задачи исследования
1. Уточнить понятие конкурентоспособности региона.
2. Определить, с кем (регионы РФ, страны) и где (виды экономической дея-
тельности, товарные рынки) конкурирует Ростовская область.
3. Сформировать систему (методику) измерителей (индикаторов) для оценки уровня национальной и международной конкурентоспособности Ростовской области с учетом российского и международного опыта.
4. Измерить национальную и международную конкурентоспособность Ростовской области.
5. Разработать рекомендации по повышению уровня национальной и международной конкурентоспособности Ростовской области в долгосрочном периоде в приоритетных направлениях (регионы, страны, виды экономической деятельности, товарные рынки) с учетом текущей ситуации, а также приоритетных направлений научно-технического развития и развития критических технологий в РФ.
Программные тезисы исследования
Конкурентоспособность региона -это способность региона посредством системы факторов, политик и институтов обеспечить устойчивый рост результативности (эффективности) экономических агентов, а также привлекательность и устойчивость среды для жизни и самореализации населения.
Конкурентоспособность региона -это соперничество за мобильные ресурсы и рынки сбыта посредством факторов, политик и институтов с целью обеспечения устойчивого экономического роста региона и его экономических агентов и роста качества жизни населения (через улучшение условия для жизни и самореализации).
Для населения, экономических агентов и региона в целом - развитие конкурентоспособности направлено на обеспечение:
- высоких доходов;
- постоянного устойчивого роста доходов;
- повышение качества жизни.
Конкурентоспособность проявляется,
а соответственно, может быть измерена через:
- результаты и результативность;
- условия и среду.
При оценке уровня конкурентоспособности в системе регионов и стран важно определить отметку, с которой происходит сравнение.
Проектное описание объекта исследования
1. Типизация Ростовской области
1.1. На основе индекса глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Report, GCR), осуществляющегося Всемирным экономическим форумом: ре-сурсо-ориентированная; производственно-ориентированная; инновационно-ориентированная.
1.2. На основе типологии использованной при ранжировании территорий (Распоряжение Правительства РФ от 15.06.2009 № 806-р).
1.3. Другие подходы.
2. Выбор регионов РФ для национального сравнения с Ростовской областью на основе типизации:
2.1. Группа наиболее развитых в социально-экономическом плане регионов.
2.2. Группа сопоставимых по структуре экономики и конкурентному потенциалу регионов.
2.3. Субъекты ЮФО.
2.4. Все регионы РФ.
3. Выбор стран для международного сравнения Ростовской области на основе типизации:
3.1. Ведущие мировые страны.
3.2. Страны - торговые партнеры Ростовской области.
4. Определение товарных рынков, на которых Ростовская область имеет сравнительные преимущества.
4.1. Анализ таможенно-тарифных барьеров.
4.2. Анализ стоимости и доступности факторов производства.
5. Определение товарных рынков, на которых Ростовская область не имеет явных преимуществ, но они имеют значение, учитывая потенциал развития рынка и си-нергетического межотраслевого и межрегионального развития, вопросов импорто-замещения или др.
5.1. Анализ таможенно-тарифных барьеров.
5.2. Анализ стоимости и доступности факторов производства.
6. Определение конкурентных возможностей и потенциала Ростовской области в приоритетных направлениях инновационного развития с учетом критических технологий.
Подходы к содержанию, составу и структуре измерителей
1. Суть первого подхода состоит в оценке условий, среды и факторов конкурентоспособности как основы для формирования и реализации конкурентных преимуществ региона. По сути, речь идет о том, что конкурентоспособность и уровень конкурентоспособности региона зависят от имеющихся объективных (например, пространственное, природно-климатическое положение, естественные ресурсные возможности территории) и управляемых (макроэкономические условия, уровень развития институтов (относятся к уровню страны) и инфраструктуры, человеческий капитал и др.) в совокупности сложившихся на момент анализа, условий. Регион, располагающий наилучшим сочетанием этих условий, факторов и ресурсов и реализующий наиболее эффективно политику, направленную на постоянное развитие этих условий и факторов, является наиболее конкурентоспособным, с высоким уровнем конкурентоспособности по сравнению с другими. Состав этих факторов, условий и ресурсов носит устоявшийся характер (см. индексы: 1. Ежегодник мировой конкурентоспособности (World Competitiveness Yearbook, WCY), осуществляющийся Международным институтом управленческого развития и 2. Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Report, GCR), осуществляющийся Всемирным экономическим форумом). Таким образом, оценка конкурентоспособности осуществляется через оценку условий и их изменений.
2. Суть второго подхода состоит в оценке результатов конкурентоспособности, которые отражают материализацию условий, факторов, ресурсов и политик. В
этом случае оценка конкретного региона, уровень его конкурентоспособности оценивается через его способность привлекать мобильные ресурсы, прежде всего трудовые, инвестиционные и аккумулировать товарные, реализуясь через емкость потребительского рынка, экспорт/импорт. При этом подходе необходимо и очень важно описать состав этих мобильных ресурсов, определить их размер (объем) в регионе и отнести к размеру (объему) всей группы регионов (стран), в рамках которых выполняется измерение уровня конкурентоспособности. Например, если доля занятого населения Ростовской области в общем объеме занятых в РФ выше доли численности населения Ростовской области в общем объеме населения, проживающего в РФ, можно говорить о том, что в Ростовской области созданы лучшие, чем в среднем по РФ, условия для приложения рабочей силы и соответственно по этому параметру Ростовская область является более конкурентоспособна, чем в среднем по РФ. Кроме того, при проведении оценки конкурентоспособности по способности региона привлекать мобильные ресурсы важно оценивать не только так называемые статические показатели, необходимо рассчитывать результаты динамических процессов, например, ввоз капитала, миграция, импорт/экспорт.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Аврамчикова Н.Т (2006). Исторические аспекты эволюции региональной политики России и смена парадигмы пространственного развития на современном этапе // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева, №6 (2006) - http://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie
-aspekty-evolyutsii-regionalnoy-politiki-
rossii-i-smena-paradigmy-prostranstvennogo-
razvitiya-na-sovremennom-etape
2. Барабанов А.С. (2014). Управление региональной конкурентоспособностью. Институт социально-экономического развития территорий (Российская академия наук). - http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/isedt/ 2015/140358963 9BARABANOV.PDF
3. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года - http://www. donland.ru/Default.aspx?pageid=85416
4. Портер М. Международная конкуренция. - М., Международные отношения, 1993.
5. Щедровицкий Г.П. (1995). Избранные труды. - М.:Шк.Культ.Полит., 1995, 800 с.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Avramtchikhova N.T. (2006). Historical evolution of Russian regional policy and its modern changes // State Aerospace Suberi-an Univercity n.a. M.F. Reshetneva, Issue #6 (2006) - http://cyberleninka.ru/article/n/ istoricheskie-aspekty-evolyutsii-regionalnoy-politiki-rossii-i-smena-paradigmy-prostranstvennogo-razvitiya-na-sovremennom-etape (In Russian).
2. Barabanov A.S. (2014). Regional competitiveness management. Social and Economic Territorial Development Institute, Russian Academy of Sciences -http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/isedt/2015/14 03589639BARABAN0V.PDF (In Russian).
3. Strategy of Social and Economic Development of Rostov region till 2020 -http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid= 85416 (In Russian).
4. Porter M. International competition. - M., International affairs, 1993 (In Russian).