Данные официальной статистики подтверждают, что повысилось количество работников охваченных системой обязательного социального страхования риска потери работы, в отчетном периоде их доля от общей численности занятого населения составила 72,2 %.
Таким образом, чтобы управлять трудовыми ресурсами, и регулировать занятость населения на рынке труда предполагается на основе стратегических планов развития страны, именно таковым является план развития до 2020 г.: претворять в жизнь политику и следить за согласованностью действий клуба поиска работы, занятости и социальной защиты населения, добиваться сокращения разрыва ме^ду потребностями предприятий, нуждающихся в квалифицированной рабочей силе и наличными трудовыми ресурсами, обеспечивать в этой сфере необходимые собственные инвестирования в обучение и переобучение, повышение квалификации граждан, обращающихся за помощью в поиске работы.
В общем можно сказать, что развитие ситуации в сфере занятости населения и повышение использования и потребности в рабочей силе в основном зависит от повышения эффективности механизма регулирования занятости.
Список литературы:
1. Официальный сайт Агентства РК по статистике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stat.kz.
2. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения РК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.enbek.gov.kz.
3. Социальное развитие в Республике Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.unescap.org.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИХ МЕСТО НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКАХ
© Игнатьев А.С.*
Научно исследовательский институт автоматики, Московская финансово-промышленная академия, г. Москва
Опыт развитых стран и анализ тенденций показывает, что производство электронной техники и систем на ее основе является необходимым условием динамичной технологической модернизации экономики стра-
* Ведущий инженер-программист НИИ Автоматики, аспирант кафедры Информационного менеджмента и электронной коммерции МФПА.
ны, и основным источником средств для ее развития. Рассмотрение вопросов о достигнутых результатах по качеству выпускаемой продукции и возможностях конкурентоспособности отечественных предприятий на внешнем у внутреннем рынках, с учетом реализации государственных программ развития отрасли за последние годы, является необходимым условием понимания эффективности затраченных средств на развитие, перспектив и путей развития предприятий отрасли с целью увеличения их финансовых средств, и как следствия выживания предприятий в условиях рынка и инновационного развития.
Данный материал является частью работы (состоящей из нескольких частей) посвященных анализу состояния, проблемам и перспективам развития предприятий электронной промышленности Российской Федерации.
1. Конкурентоспособность продукции отечественной радиоэлектронной промышленности
Очевидно, что качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет спрос на ее продукцию, влияя на выживаемость предприятия в условиях рынка, а следовательно и на темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях, когда темпы роста мирового рынка электронной продукции постоянно снижаются, следует отметить, что конкуренция ме-^ду предприятиями развертывается главным образом на основе качества выпускаемой продукции [17, 35].
Как известно, покупатель считает качественной только ту продукцию, которая отвечает условиям его потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять. Качество продукции может быть только относительным, из чего следует, что для оценки качества продукции, потребитель сравнивает набор потребительских свойств товаров с каким-то эталоном, на текущий день таким эталоном выступают международные образцы [35].
Основываясь на выше изложенном и на данных исследований общественного мнения по вопросам предпочтения «отечественный товар - зарубежный товар» в области непродовольственных товаров и радиоэлектроники (данные опросов приведенных в табл. 2 [21-22]) проведенных в РФ, очевидно, что наряду с постепенным падением предпочтений на отечественную электронную технику наблюдавшимся в течении продолжительного времени, процессы глобальной интеграции хозяйственной деятельности, во-первых связанные с переносом производства электроники из развитых стран в третьи страны для снижения себестоимости, негативно сказались на их потребительских качествах, и во-вторых постепенная интеграция отечественных предприятий в международный рынок позволяю-
щий использовать иностранные технологии и ресурсы в выпуске электронной техники, в последнее время позитивно сказываются на отечественной промышленности, что как следствие, открывает дополнительные возможности увеличения доли рынка отечественными предприятиями микроэлектроники (изменения в предпочтениях потребителей отечественных и импортных непродовольственных товаров приведены в табл. 1).
Таблица 1
Предпочтения «отечественный товар - зарубежный товар, в % к числу ответов
Радиоэлектроника
Отечественная продукция Импортная продукция Безразлично
1997 19 81 -
2001 7,7 92,3 0,0
2006 25* 10 73*
Примечание: * - считают, что теперь производится на СП.
Анализируя характеристики, которые потребители считают наиболее важными и непосредственно связанными с потребительской стоимостью электронной техники, и прямо определяющих границы и уровень удовлетворения потребности, для реализации которой она приобретается, на основе работ отечественных ученных ясно, что основными критериями выбора (включены только те критерии, которые составили более 15 % от суммы опрошенных) являются качество исполнения, дизайн, удобство в использовании и комфортность, а так же надежность, по которым отечественные товары явно проигрывают западным аналогам (данные привлекательности потребителей приведены в табл. 2) [21-22].
Таблица 2
Что привлекает потребителей в импортных непродовольственных товарах
Показатели % к числу ответивших
Качество исполнения 87,6
Дизайн 46,0
Удобство в пользовании, комфортность 22,1
Надежность 65,2
Логично, что при взаимодействии таких экономических факторов, как потребительная стоимость изделия, уровень платежеспособного спроса и издержки на производство, появляется цена изделия - одна из важнейших его количественных характеристик. Из выше изложенного очевидно, что потребительская стоимость отечественных товаров по сравнению с импортными аналогами проигрывает им по параметрам качества / стоимости, что говорит о необходимости поиска решений для увеличения потре-
бительской стоимости отечественных товаров электронной промышленности Российской Федерации.
В тоже время, нужно отметить, что по версии института развития менеджмента рассчитываемого по 314 критериям для каждой страны, включающего такие показатели как - уровень производительности факторов производства и способность страны успешно конкурировать на международных рынках. Россия очень сильно отстает по уровню конкурентоспособности от других развивающихся и развитых стран, однако стабильно держится на 50-м месте (данные индекса конкурентоспособности международного института развития менеджмента для стран приведены в табл. 3), что главным образом свидетельствует, о том, что промышленность развивается, и как следствие, её составляющая электронная промышленность, поскольку РФ не опускается ниже по списку рейтинга с одной стороны, а с другой стороны развитие идет медленно [25, 27, 28].
Останавливаясь подробнее на конкурентоспособности отечественных предприятий электронной промышленности следует отметить, что из отчета о перспективах развития отечественной электронной промышленности до 2025 г. (выписка о областях конкурентоспособности российских компаний электронной промышленности приведена в табл. 4) вытекает, что большая часть конкурентоспособных предприятий на российском рынке собраны в области производства электроники для промышленности и инфраструктуры, и то лишь по несколько предприятий в приоритетных направлениях [1, 17].
Так же следует отметить, что в областях производства потребительской электроники, таких как: разработка электронной аппаратуры и программного обеспечения, производство компонентов и материалов - нет ни одного конкурентоспособного предприятия, т.к. из-за соотношения потребительской стоимости они не могут конкурировать с западными аналогами (данные областей конкурентоспособности отечественных предприятий приведены в табл. 4) [1].
Таблица 3
Индекс мировой конкурентоспособности Международного института развития менеджмента (IMP) рассчитанный по 314 критериям для каждой страны [25, 27, 29]
Страна Место в индексе 2004 Место в индексе 2005 Место в индексе 2010
США 1 1 3
Япония 22 21 27
Канада 3 5 7
Великобритания 22 22 22
Франция 30 30 24
Германия 21 23 16
Индия 34 39 31
Китай 24 39 18
РФ 50 54 51
В соответствии с проблемами конкурентоспособности отечественных товаров и предприятий, отечественные ученные выделяют три основных фактора влияющих на конкурентоспособность отечественной продукции в различной степени (данные факторы приведены в табл. 5), и как следствие их конкурентоспособность. К таким факторам, главным образом, относят: производственные, продуктовые и внешние [24].
Таблица 4
Области конкурентоспособности российских компаний электронной промышленности в 2009 г. [17, 33]
Электроника для промышленности и инфраструктуры Потребительская электроника
Разработка электронной аппаратуры и программного обеспечения Наличие единичных конкурентоспособных компаний в приоритетных направлениях Нет конкурентоспособных предприятий
Технологии производства электронной аппаратуры Высокая конкурентоспособность в приоритетных направлениях Наличие единичных конкурентоспособных компаний в приоритетных направлениях
Разработка и производство компонентов и материалов Наличие единичных конкурентоспособных компаний в приоритетных направлениях Нет конкурентоспособных предприятий
Определение причин, влияющих на перечисленные факторы, а так же перспективы их изменения в положительную или отрицательную сторону, и возможные варианты их изменения, очевидно, приведет к пониманию стоящих проблем и возможных способов их решения, что в конечном счете позволит повысить конкурентоспособность продукции отечественной электронной промышленности [24, 35, 38].
Таблица 5
Основные факторы влияющие на конкурентоспособность продукции [30]
Факторы Степень большого влияния Степень малого влияния
Производственные Износ технологического оборудования, несоответствие технологии повышенным требованиям к качеству, неудовлетворительный маркетинг, низкий уровень инвестиций в технологическое перевооружение Недостаточная квалификация персонала, несоблюдение технологической дисциплины, несовершенство контрольно измерительной аппаратуры и испытательного оборудования
Продуктовые Некачественное сырье, полуфабрикаты и комплектующие, высокие материале-, энерго-, топливоем-кость и расход воды, трудоемкость. Низкий уровень НИОКР, неудовлетворительные эргономические характеристики, дизайн, упаковка, ограниченность номенклатуры, длительные сроки окупаемости, отсутствие сервисного обслуживания.
Внешние Транспортные издержки, неудовлетворительная структура товарного рынка, снижение покупательной способности Высокий экономический риск, внеэкономические ограничения экспорта, несовершенство нормативно-правовой базы, другие причины.
Рассмотрев вопрос конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров электронной промышленности, необходимо проанализировать положение отечественных предприятий электронной промышленности, на международном и локальном рынках, с целью определения основных тенденций развития электронной промышленности в мире, и возможностях сбыта продукции как главного источника получения необходимых финансовых средств для выживания предприятий в условиях рынка и их инновационного развития.
2. Международный и локальный рынок электроники 2.1. Международный рынок электроники
Очевидно, что электронная промышленность - одна из важнейших для любого государства отрасль, поскольку она обеспечивает электроникой практически все остальные отрасли экономики.
Как показывают международные тенденции, главным направлением развития промышленности, в том числе и электронной, во всем мире является дальнейшее углубление интеграционных процессов, основанных на международной специализации и кооперации производств в единое мировое хозяйство, в основе которого лежит международное разделение труда, предусматривающее устойчивую концентрацию производства определённой продукции в отдельных странах [1, 17, 29].
Таким образом, на сегодняшний день следует выделить следующие наиболее важные процессы, оказывающие наибольшее влияние на развитие мирового рынка электроники [1, 17, 24]:
- глобализация отрасли;
- углубление специализации компаний и развитие рынка сервисных компаний;
- рост влияния рынка потребительской электроники на развитие отрасли;
- появление новых центров экономического и промышленного развития в «развивающихся» странах;
- увеличение влияния социальных потребностей на развитие отрасли;
- цикличность развития отрасли и периодические кризисы.
Как показывает опыт крупных международных компаний, наибольшие конкурентные преимущества получают только те компании, которые осуществляют продажи в глобальном масштабе и добиваются максимального масштаба деятельности и объема валовой прибыли, что позволяет им опережать конкурентов по объемам инвестиций в разработку новых технологий и срокам внедрения новой продукции. Как отмечается в исследованиях, большую роль в глобализации рынков и отрасли играют современные коммуникационные технологии, которые позволяют транснациональным
компаниям привлекать квалифицированные кадры и использовать лучшие научные школы в разных странах мира, управлять международной системой продвижения и продаж продукции [29, 36].
Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что следующим важнейшим вопросом, для предприятий отечественной электронной промышленности, требующим анализа, остается вопрос занимаемой доли на мировом рынке микроэлектроники и возможности её дальнейшего увеличения с целью улучшения конкурентных преимуществ перед западными компаниями.
16 14 12 10
3 6
4 2 О
1960-1970 1970-1980 1980-1990 1990-2000 2000-2010 Рис. 1. Рост мировой электронной промышленности, % [17, 34]
После бурного развития мировая электронная индустрия вошла в период зрелости, о чем свидетельствует замедление средних темпов роста (данные замедления темпов роста мировой электронной промышленности представлена на рис. 1) [17].
Несмотря на это электроника остается одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мировой экономике. В среднем темп роста мировой электронной промышленности значительно выше темпов роста общего промышленного производства. Как отмечается, неравномерность инновационного процесса приводит к периодическим кризисам в развитии мировой электронной промышленности. С периодичностью в 5-8 лет происходит внедрение крупных инноваций в электронной промышленности, сопровождающихся бурным ростом инвестиций, расширением рынка электроники, ростом объемов производства. В этот период компании, обладающие перспективными технологическими разработками, получают возможность привлечения необходимых инвестиций на наилучших условиях [3, 17].
Очевидно, что хоть электронная промышленность и развивается циклически, с постоянно меняющимися периодами подъема и снижения промышленного производства электроники, темпы роста все время замедляются, что указывает на то, что при последующем снижении роста общего промышленного производства, на первое место будут выходить вопросы качества продукции и снижение издержек, как основных конкурентных преимуществ.
Объем мирового рынка электроники на сегодняшний день оценивается приблизительно в 2 трлн. долл. США и является одним из крупнейших в мире рынков промышленной продукции. В большинстве экономически развитых стран основной объем производства электроники приходится на экспортируемую продукцию, однако доля России на мировом рынке электроники составляет лишь 0,5 %, в то время как доля ВВП Российской Федерации в мире составляет 3,1 % [1, 3, 17].
При этом следует отметить, что лишь 5 % российской электроники поставляется на экспорт, что характеризуется низким уровнем конкурентоспособности производимой электроники, а так же слабой интеграции российских разработчиков и производителей электроники в мировой рынок международной специализации и кооперирование производства, что подтверждается исследованиями отечественных ученных (данные интенсивности внутриотраслевой торговли России и отдельных стран ЕС продукцией машиностроения со всем миром в 2004 г. приведены на рис. 2) [8, 17, 34].
Основываясь на объемах производимой электроники и занимаемой доли на международном рынке, очевидно, что рост продаж электроники на экспорт обеспечило бы значительный рост финансирования разработок новых технологий и сроков внедрения новой продукции. Вместе с тем, хотя современная промышленность радиоэлектронного комплекса России и демонстрирует рост, однако по удельному производству электроники (в расчете на душу населения) отстает от США в 90 раз, Японии в 80 раз, Европы в 40 раз (данные производства электронной техники на душу населения и потребление приведены на рис. 3) [3, 17].
§0
60 40 20
ГШ
Германия Италия Россия Франция
Рис. 2. Интенсивность внутриотраслевой торговли России и отдельных стран ЕС продукцией машиностроения со всем миром в 2004 г. [25]
По продажам на внутреннем рынке электроники, Россия по этому показателю занимает 30-е место в мире из 52 стран со значимыми объёмами потребления. Что явно говорит о том, что внутренний рынок крайне мал по сравнению с рынками развитых стран, где потребление намного выше, в конечном счете можно отметить, что ориентация выхода и увеличения доли на международном рынке является логичным шагом для отечественных предприятий [3, 34].
В денежном эквиваленте объем производства электроники выше, чем объем нефтедобычи странами ОПЕК, из-за чего в развитых странах ежегодно инвестируют в электронику от 20 млрд. долл. (США, Япония) до 5 млрд. долл. (Южная Корея). Как пример, такие государства, как Китай, Тайвань, Сингапур, Малайзия ежегодно инвестируют в электронику до 2 млрд. долл. Еще несколько лет назад общий объем инвестиций в мире в полупроводниковую промышленность достигал 65 млрд. долл., при чем 87 % из них пошло на развертывание новых производств, которые должны обеспечить конкурентоспособность их электронной промышленности [12].
1500 1000 500 0
США Япония Европе. Россия И Долл.
Рис. 3. Производство электронной техники на душу населения и ее потребление [17]
Однако с учетом того, что в России годовые объемы бюджетных ассигнований, представляющих основу развития отечественной электроники низки (вместе с частными инвестициями составляют чуть менее 0,5 млрд. долл.), из-за чего микроэлектроника, будучи во всем мире одной из наиболее рентабельных отраслей, в нашей стране развивается медленно. Из-за падения заказов от государства, предприятия в большей степени ориентируются на экспортные рынки дешевой низко-технологичной продукции, в результате экспорт продолжается оставаться малой частью доходов отечественных компаний, которым приходиться довольствоваться только внутреннем рынком. Однако если учесть то, что для повышения технического уровня промышленного оборудования и потребительских товаров, производимых российской электронной промышленностью, и как следствие, повышение производительности труда в экономике страны до уровня развитых стран т.к. Япония и США, Россия должна закупать техники по стоимости, превышающей во много раз прибыли получаемые от импорта электроники в год, с учетом того, что это сумма постоянно увеличивается из-за физического и морального износа оборудования. В результате очевидно, что российским производителям придется выходить на международный рынок с конкурентоспособным товаром, способным занять значительную долю на международном рынке, чтобы суметь своевременно обновлять технологическую и научную базу [9-11, 13, 14].
2.2. Российский рынокэлектроники
Логично, что для увеличения доли на международном рынке отечественные производители должны уметь конкурировать на равных с иностранными поставщиками электронных компонентов на внутреннем рынке, удерживая его значительную долю и использовать прибыли для повышения конкурентоспособности своего товара, находясь в более благоприятных условиях, обеспечивающими их частичную протекцию со стороны государства.
Структура современного отечественного рынка электронной техники обусловлена не только потребностями экономики и сферы потребления страны, но и возможностями производства электронной техники отечественными предприятиями, которые значительно уступают возможностям импортных компаний из-за отсталости факторов производства и научно-технического потенциала отечественной электронной промышленности, в которой выработка на одного занятого сотрудника в ней, уступает практически всем развитым странам (данные по выработке на одного человека занятого в электронной промышленности приведены на рис. 4).
30000 ■ —
■+— Юж. Корея ■ РФ
Франция —♦— Германия
Рис. 4. Выработка на одного человека в долл. США [19]
Вместе с тем, структура продаж электроники в России демонстрирует, что реальный рынок пока не достигает потенциального объема продаж в 20 млрд. долл./год (данные по общей стоимости произведенной и проданной электроники в России приведены на рис. 5).
При этом как отмечается, емкость отечественного рынка радиоэлектронной аппаратуры в 2007 г. оценивалась в 8 млрд. долл., из которых продукция отечественного производства электронных изделий составляла
около 3,5 млрд. (47 %) долларов представленных на внутреннем рынке. Считается, что данный процент рынка, занимаемый отечественной электроникой, обусловлен значительным технологическим отставанием, которое характеризуется низкой конкурентоспособностью отечественной электроники [1, 6, 14].
Сегодня при производстве военной и специальной продукции используется 65 % импортных электронных компонентов (данные по соотношению долей отечественной и импортной электроники ЭКБ на отечественном рынке приведены на рис. 6). Очевидно, что большая часть элементной базы отечественного производства значительно устарела и технически отстала от мирового уровня [1, 2-5].
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Рис. 5. Стоимость произведенной и проданной отечественной электроники в России (млдр. руб.) [4, 6]
В последние годы в электронной отрасли России объемы промышленного производства начали расти после спада (данные производства электроники в России приведены на рис. 7), но за счет низкотехнологичной продукции.
■ Отечественная мнкраапеюронннка В Импортная _чньроэаектронника
Рис. 6. Соотношение долей отечественной и импортной ЭКБ
Рост обеспечивается примерно на уровне 10 %, и более 30 % этих изделий идет на экспорт. Вместе с тем российские электронные компоненты составляют только 40 % общего потребления данного вида продукции в ВПК и лишь 5 % - в производстве гражданской продукции, при этом ежегодные темпы роста потребления продукции электроники в России (20-23 %). Это больше, чем в среднем по миру [1, 3, 17, 34].
Таким образом, в обоих сегментах преобладают импортные ЭК, и как следствие, иностранные производители получают большую часть прибыли на отечественном рынке [34].
При этом надо отметить, что эксперты и аналитики считают, что значительный рост рынка электроники вызван не производством современной техники, а локализацией производства крупногабаритной бытовой электроники и контрактным производством электронных изделий, включая изготовление печатных плат, сборку и т.п., за счет роста числа контрактных производителей, повышения доверия к российским компаниям, сужением их специализации, а также приходом на наш рынок глобальных компаний-аутсорсеров [4].
40 30 20 10
о
2003 2004 2005 2006 2007 200S Рис. 7. Производство электроники в России (%) [4, 6]
С учетом того, что в настоящее время в денежном исчислении более 60 % мирового рынка электронной аппаратуры приходится на рынок потребительской электроники, в общем объеме поставок электронных компонентов на производителей потребительской электроники приходится более 70 % и эта доля растет вместе с проникновением электроники во все сферы жизни и деятельности человека, становиться очевидным, что отечественная электроника демонстрирует очень слабый рост в том сегменте, который обеспечивает максимальное потребление электроники. При этом так же отмечается в отчетах, что при стремительном росте российского рынка электроники в ряде отраслей, измеряемом двузначными цифрами в процентах, его объем в сравнении с аналогичными показателями развитых стран сравнительно мал, чтобы оказывать сколько-нибудь значимое влияние на мировой рынок [4].
Логично будет сказать, что 60 % соотношение специальной техники к 6 % потребительской электроники, отражает тот факт, что по соотношению цена / качество производимая отечественной промышленностью про-
дукция, значительно отстает от западной, и является мало конкурентоспособной и соответственно слабо востребованной (данные распределения по группам российской электронной продукции приведена на рис. 8).
■Промышленная электроника
ЯВоенная н аэр око смнческая электроника
□ Оборудование связи
И Авт ом о бил ьная ал ектроника
□ Системы безопасности
□Торговое оборудование
ШМедицинское оборудование
□Потребительская электроника
Рис. 8. Распределение по группам российской электронной продукции [2-5]
При этом происходит постоянное увеличение объемов производства продукции предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) приблизительно 8 %, однако доля инновационной продукции в общем объеме выпуска ОПК оказалась не велика - всего лишь на уровне 10 %, и увеличивается в среднем медленным темпом всего на 0,3 % в год [7, 9].
Как отмечается в публикациях и на основе материалов выставки «Неделя российской электроники» ряд российских компаний имеют интересные разработки в области электроники, правда все они ориентированы на нишевый рынок и в большинстве своем не являются конечными продуктами, но пользуются спросом на рынке. В результате из-за слабой конкурентоспособности, на текущий момент, только на нишевых рынках электронная продукция российских предприятий способна конкурировать с западными продуктами внутри страны, а в некоторых случаях и за рубежом, что подтверждается занимаемыми долями рынков рассмотренными ранее [16].
Даже если представить, что все импортируемое готовое электронное оборудование будет полностью производиться в России, объем отечественного рынка электронных компонентов не превысит 5 млрд. долл. Это годовой оборот одной микроэлектронной компании, находящейся в конце первой десятки мирового рейтинга. Очевидно, что по возможностям вложений в исследования, инфраструктуру и т.д., при такой выручке, отечественные компании не смогут составить конкуренцию достаточно крупным западным копаниям, которые в сумме держат большую часть наукоемкой продукции в мире.
Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что у российской электронной промышленности есть потенциал роста как на международном, так и на внутреннем рынке. Однако для того, чтобы повысить долю занимаемую на рынках, необходимо поднимать конкурентоспособность отечественной продукции, производимой отечественными предприятиями электронной промышленности. Так же нужно отметить, что принимаемые правительством РФ меры по развитию электронной промышленности хотя и дают результат, но довольно слабый. К тому же очевидно, что небольшой объем отечественного рынка электронных компонентов не даст возможности вкладывать значительные суммы в развитие и перспективные разработки наряду с конкурентами работающими на международном рынке, т.к. весь объем отечественного рынка равен обороту одной из многих крупных американских и японских компаний. Таким образом очевидно, что повышение уровня конкурентоспособности отечественной электроники до уровня импортных образцов является единственным решением, которое позволит России значительно расширить долю как отечественного, так и международного рынков.
Список литературы:
1. «Стратегии развития отечественной электронной промышленности» и подпрограммы «Развитие электронной компонентной базы» на период 2007-2011 гг. - Правительство РФ, 2007.
2. Левашов А. Цифровое телевидение и «ГЛОНАСС» взорвут рынок электроники [Электронный ресурс] // С№Ж8. - 2008. - Режим доступа: www.cnews.ru/news/top/index.shtml72008/04/07/295876.
3. Борисов Ю. Отечественная электронная промышленность и компонентная база. Перспективы развития [Электронный ресурс] // Электроника: наука, технология, бизнес. - 2006. - Режим доступа: www.electronics.ru/ issue/2006/2/21.
4. Чубуков А. Новая электроника России: тенденции развития [Электронный ресурс] // PCWEEK. - 2008. - Режим доступа: www.pcweek.ru/ themes/detail.php?ID= 108697.
5. Левашов А. Рынок российской электроники рухнет на 30 % [Электронный ресурс] // CNEWS. - 2009. - Режим доступа: www.cnews.ru/news/ top/index.shtml?2009/04/02/342908.
6. Чачин П. Радиоэлектронный комплекс страны борется за выживание [Электронный ресурс] // PCWEEK. - 2008. - Режим доступа: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID= 109415&ТНЕМЕ_ГО.
7. Индикаторы инновационной деятельности, 2009 [Электронный ресурс]: стат. сб. - М., 2009. - Режим доступа: www.gks.ru/doc_2009/nauka/ ind_innov2009.pdf.
8. Суворов А. Итоги деятельности радиоэлектронного комплекса в 2007 г. и основные задачи на 2008 г. // Электроника: наука, технология, бизнес, 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.electronics.ru/issue/2008/3/3.
9. Федеральная служба государственной статистики. Промышленность России - Финансы организаций промышленности, Наука и инновации в промышленности, Технико-экономические показатели промышленности, производство основных видов промышленной продукции, экспорт и импорт [Электронный ресурс]. - 2005. - Режим доступа: www.gks.ru/bgd/regl/B05 _48/Main.htm.
10. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах, 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru/bgd/regl/ B03_11/Main.htm.
11. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах, 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru/bgd/regl/ b10_11/Main.htm
12. Авдулов А.Н., Кулькин А.Н. Наукоемкие технологии и их роль в современной экономике. - ИНИОН РАН, 2006 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.rfbr.ru/default.asp?doc_id=5767.
13. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах, 2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: wwwgks.ru/bgd/regl/ B06_11/Main.htm.
14. Рогов С. Россия должна стать научной сверхдержавой // S&TRF. -2009 10. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах, 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.courier-edu.ru/ cour1004/3500.htm.
15. Бендиков М.А., Фролов И.Э., Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - Режим доступа: www.dis.ru/ lib-rary/market/archive/2001/2/1452.html.
16. Материалы выставки «Российская неделя электроники - 2010» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.apeap.ru/files/exhib/EE_10_ PostShowReport.pdf.
17. Правительство РФ. Стратегия развития электронной отрасли России до 2025 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.schemov.com/ doc/Strategy_2025.pdf.
18. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: учебное пособие. - Петрозаводск: ПетрГХ 2002.
19. Key Indicators of the Labour Market (KILM) [Электронный ресурс] // The International Labour Organization, 1980-2008. - Режим доступа: www.kilm. ilo.org/KILMnetBeta/default2.asp.
20. Молчанов H.H. Инновационная фирма, инновационный рынок в России // Вестник СПбГУ - 1999. - Вып. 1 (№ 5).
21. Веденеев Д.С., Некоторые особенности потребительских предпочтений по импортным и отечественным товарам народного потребления // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 2 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.cfin.ru/press/marketing/2001-2/12.shtml.
22. Савельева Д. Россияне переходят на отечественные товары [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rb.ru/finance/finstory/story/ 2009/08/10/173609.html.
23. Отчет о работе ФГУП НИИ Автоматики за 2009 и 2010 г.
24. Гусев М.С. Анализ конкурентоспособности отраслей российской экономики на основе исследования межстранового обмена товарами: дисс.
- М., 2007.
25. Вальяно Д.В. Роль информационных технологий в повышении международной конкурентоспособности, диссертация. - М., 2007.
26. www.cfin.ru/press/marketing/2001-2/12.shtml.
27. The World Economic Forum. The Global Competitiveness Report, 2010-2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.weforum.org/ docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2010-11 .pdf.
28. The International Institute for Management Development. The World Competitiveness, Scoreboard, Geneva in Switzerland, 2000 [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: www.imd.org/research/publications/wcy/ upload/scoreboard.pdf
29. Ржевская М.С. Финансово-промышленные группы как фактор конкурентоспособности России: дисс. - М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2007.
30. Хардиков Ю.А. Инновационный потенциал развития промышленных предприятий и комплексов в России: дисс. - М., 2004.
31. Экономика предприятия: учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафроно-ва. - М.: Юристъ, 1998.
32. Николаева Т.П. МФПА финансы предприятия. - М., 2003.
33. Ракитов А. Развитие науки в России. - 2002 [Электронный ресурс].
- Режим доступа: www.nauka.relis.ru/06/0109/06109002.htm.
34. Минаев В. Итоги работы радиоэлектронной промышленности в 2008 г. и основные задачи на 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.electronics.ru/pdf/3_2009/1993.pdf.
35. Воронов А.А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия // Маркетинг в России и за рубежом». - 2003. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hr-portal.ru/article/otsenka-kon-kurentosposobnosti-produktsii.
36. Мусарский С.В. Теория и практика создания и организации деятельности ФПГ: дисс. - М., 2002.