ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
КОНТРАКТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРОНИКИ КАК СТРАТЕГИЯ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОГО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
М.Л. Лукашевич,
доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук [email protected]
Т.С. Малеванная,
аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития контрактных производств в отрасли электроники; предлагается классификация, критерии и модель оценки привлекательности стран для размещения контрактных производств; обосновываются меры по стимулированию и защите отрасли контрактного производства электроники, позволяющие реализовать стратегию сбалансированного импортозамещения и конкурентоспособности на мировом рынке.
Ключевые слова: конкурентоспособность, контрактное производство, импортозамещение, локализация, электроника
УДК 339.944 ББК 65.013.2
Российская экономика, остро нуждается в современных технологиях, позволяющих производить импортозамещающую высокотехнологичную продукцию, конкурентоспособную как на внутреннем, так и на внешних рынках. К высокотехнологичным отраслям относится и электронная промышленность. Не случайно Дэн Сяопин, начиная реформы в Китае, спросил у ведущих японских бизнесменов о приоритетности развития отраслей промышленности. И те рекомендовали в первую очередь развивать электронику, потому что, если у страны есть электроника, то она сможет делать все [8]. Встает вопрос о выборе с учетом мирового опыта и российской специфики эффективной модели развития отрасли.
Теоретик и практик конкуренции Майкл Портер считал, что источником конкурентного преимущества является цепочка ценности, объединяющая виды деятельности, необходимые для создания ценности. Поскольку компании сложно постоянно превосходить конкурентов во всех звеньях цепочки ценности, она должна сосредотачиваться на тех видах деятельности, где у нее уже есть, или может быть создано конкурентное преимущество. Другие же виды деятельности компания должна отдать на аутсорсинг другим фирмам, обладающим конкурентным преимуществом в этих видах деятельности. Глобализация дает возможность получить дополнительные конкурентные преимущества и за счет рассредоточения отдельных видов деятельности по разным странам.
Таким образом, согласно М. Портеру, цепочка ценности позволяет компаниям извлекать конкурентные преимущества из передачи отдельных видов деятельности на аутсорсинг в разные страны. Страны, принимающие эти виды деятельности и становящиеся для них странами базирования, в свою очередь, приобретают конкурентные преимущества за счет эффекта кривой опыта и экономии на масштабах выпуска. В последствии такие специализированные отрасли становятся движущей силой промышленного развития в странах базирования. К наиболее сложным и затратным в цепочке ценности
видам деятельности относится производство. Оно наиболее часто передается на аутсорсинг в другие страны. Именно такой аутсорсинг предлагают компании, специализирующиеся на контрактном производстве (контрактинге).
При определении контрактинга эксперты ЮНИДО делают акцент на выполнении технических процессов в соответствии с требованиями заказчика на производственных мощностях другого предприятия [11]. ЮНКТАД же определяет контрактное производство как один из видов организации международного производства без участия в капитале [13].
Таким образом, для предприятия-заказчика контрактное производство — это услуга по аутсорсингу производственных процессов и одна из стратегий проникновения на зарубежные рынки без значительных инвестиционных вложений, а для предприятия-исполнителя (контрактора) — это бизнес-модель, позволяющая достигать собственные цели.
На международном рынке контрактного производства работают компании, различающиеся по широте и объему предоставляемых услуг, степени вовлеченности в производственный аутсорсинг, национальной принадлежности, уровню глобализации и другим признакам.
Контрактные производители могут оказывать заказчику только производственные услуги, например финальная сборка, производство на давальческом сырье либо предоставлять широкий спектр услуг — разработка отдельных узлов продукции, закупка сырья и комплектующих, подготовка технической спецификации, логистика, испытания, производство «под ключ».
По национальной принадлежности контрактных производителей различают национальные предприятия, локализованные в стране производства иностранных компаний, а также совместные предприятия.
По степени вовлеченности предприятий в оказание услуг промышленного аутсорсинга можно выделить контрактные производства и контрактные предприятия. К первым относятся предприятия, производящие продукцию под собственным
© ПСЭ, 2018
брендом и использующие модель контрактного производства только для периодической дозагрузки своих производственных мощностей, с целью повышения эффективности производства. Ко вторым относятся контрактные предприятия — компании, оказывающие услуги контрактного производства на постоянной профессиональной основе. Контрактинг становится их основной бизнес-моделью, у них отсутствует продукция под собственным брендом. В процессе слияний и поглощений формируются контрактные транснациональные компании (ТНК), рассредоточивающие свои (в зависимости от местонахождения заказчиков) специализированные по продуктовым, технологическим или географическим критериям предприятия в разных странах.
Таким образом, выходя на рынок контрактного производства, компании преследуют различные цели. Для контрактных производств важным фактором становится сокращение удельных постоянных издержек, и как следствие повышение эффективности производства. Кроме того, при передаче производственных процессов компанией-заказчиком контрактору, как правило, передается и часть технологий, что способствует приобретению новых компетенций у контрактного производителя. Контрактные предприятия, специализирующиеся только на выполнении сторонних заказов, расширяя присутствие на рынке, преследуют цель увеличения конкурентоспособности за счет экономии на масштабе, а также приобретения новых компетенций как фактора создания потенциала для построения в будущем своего собственного бренда.
На мировом рынке услуг контрактного производства развитые страны преимущественно выступают в роли заказчиков, а развивающиеся страны — в роли контракторов. Размещая производственные мощности в отдельных странах, в зависимости от наличия необходимых для контрактного производства факторов успеха (ресурсов, уровня издержек, таможенно-налогового регулирования, политических рисков), контрактные ТНК могут оказывать влияние на экономику стран базирования путем развития в них или, наоборот, свертывания отраслевых кластеров.
Положительное влияние контрактных предприятий на отрасли страны базирования выражается в возможности развития технологий мирового уровня, обслуживающих отраслей и, как следствие, роста уровня занятости населения, налоговых поступлений в бюджет государства.
Локализация международного контрактного предприятия в стране, как правило, сопровождается созданием своеобразного кластера компаний, предоставляющих услуги контрактному предприятию — научные лаборатории, поставщики компонентов, логистические компании, т.е. в стране формируется современная экосистема отрасли. При этом, национальные контрактные предприятия и локализованные производства иностранных компаний могут рассматриваться как база для импортозамещения, которое в последствии может стать экс-портоориентированным, что будет способствовать усилению позиций страны на международном отраслевом рынке.
В качестве факторов риска для стран базирования можно отметить усиливающуюся конкуренцию на национальном рынке между отечественными контрактными предприятиями и локализованными производствами иностранных компаний. Часто международное контрактное предприятие становится доминирующим игроком отрасли на национальном рынке, и при изменении конъюнктуры или другим причинам, оно может перенести свои производственные мощности в другую страну, вызвав экономический кризис в стране базирования. Так на российском рынке телевизионной техники доминирует китайский контрактный производитель TPV Technology, организовавший в 2011 году на арендованных площадях сборочное производство LCD-телевизоров и мониторов под брендами Dexp, Doffler, Haier, Harper и Philips мощностью 2 млн телевизоров в год и отобравший заказы у калиниградских сборщиков. При этом объем инвестиций составил всего $30 млн, или 900 млн рублей [9].
Тем не менее, несмотря на имеющиеся риски, контрактное производство может рассматриваться как драйвер развития национальных отраслей для преодоления их «отставания» от мирового уровня.
Применение модели контрактного производства, в особенности в отрасли электроники, способствует снижению производственных издержек, ускорению жизненного цикла продукта, и как следствие, ускорению темпов развития отрасли в целом. Важно отметить, что отрасль электроники является стратегически важной для государства, так как она выступает драйвером развития других отраслей промышленности.
Для формирования стратегии развития контрактных предприятий в отрасли электроники, авторами была разработана модель оценки привлекательности России как страны базирования [7]. В качестве критериев привлекательности страны с точки зрения предприятий-заказчиков использовались две группы интегрированных показателей:
1. Показатели, характеризующие затраты при размещении контратного производства, а также определяющие макроэкономическую ситуацию в стране (стоимость и производительность труда, уровень производственно-логистической инфраструктуры, макроэкономическая и правовая среда);
2. Показатели, определяющие потенциал внутреннего рынка и экспорта страны базирования (объемы внутреннего рынка и импорта-экспорта электронных компонентов и устройств).
Далее с применением инструментария кластерного анализа был построен портфель стран фактически и потенциально привлекательных для размещения в них контрактных производств. В качестве представителей были выбраны страны, в которых уже имеются кластеры контрактных производителей электроники или идет процесс формирования таких кластеров. В выборку были включены страны Юго-Восточной Азии (ЮВА), Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Выбранные страны характеризуются высокими объемами контрактного производства электроники разного назначения и уровня сложности за исключением стран-производителей массовой электроники с низкой добавленной стоимостью (Китай, Тайвань). Россия, не являясь значимым производителем гражданской электроники, была включена в выборку исследуемых стран для оценки национальных показателей, и определения потенциала развития отрасли контрактного производства электроники в будущем.
В построенной страновой матрице (рис. 1) Россия входит потенциально в кластер контрактных производителей стран ЦВЕ с относительно высокими издержками и средним уровнем емкости внутреннего рынка и экспорта электроники.
Рис. 1. Матрица позиционирования стран базирования контрактных производств
При этом у России имеется большой внутренний рынок, сравнительно развитые компетенции в области исследований и разработок, освоенные производства некоторых электронных компонентов, узлов и устройств, а также предприятия, уже оказывающие услуги контрактного производства. В этой ситуации Россия может конкурировать со странами ЦВЕ, для которых характерны высокие показатели экспорта, относительно низкая емкость внутренних рынков и низкий уровень издержек по сравнению со странами Западной Европы, где располагаются их основные компании-заказчики.
Анализ выявил факторы, сдерживающие развитие отрасли контрактного производства в нашей стране. Так для России пока характерны низкие объемы экспорта и высокие объемы импорта, слабая защита прав собственности и поддержка инвестиций, недостаточный уровень развития сервисных отраслей. В качестве положительных факторов, определяющих потенциал России на рынке международного контрактного производства электроники, можно выделить уровень оплаты труда, по которому Россия занимает промежуточное положение между странами ЮВА и ЦВЕ, высокий научный потенциал и квалификацию российских инженеров.
Мировое контрактное производство электроники имеет выраженную региональную специализацию. Сингапур специа-лизаируется на производстве жидкокристаллических экранов, жестких дисков [12]. В Тайланде, который стал своеобразным азиатским электронным хабом, производятся в большей степени электронные компоненты и интегральные платы. Мексика является мировым лидером по экспорту жидкокристаллических телевизоров. Страны ЦВЕ специализируются на контрактном производстве на мощностях ТНК Flextronics, Jabil, Kimbal и экспорте в страны Западной Европы жидкокристаллических экранов, аудио-видео аппаратуры, телекоммуникационного оборудования, электронных компонентов и устройств для автомобилестроения, энергетики, производителей медицинского оборудования и освещения.
Контрактное производство электроники получило определенной развитие и в России. Данные об объемах контрактного производства из разных источников разнятся из-за различия в базах исследования. По данным «Центра современной электроники», объем российского рынка контрактного производства в 2014 году составлял около 250 млн долл., включая контрактное производство в России для российских компаний (200 млн долл.) и контрактное производство в России по заказу зарубежных компаний (50 млн долл.). На заказы отечественных компаний, размещенных на контрактных предприятиях за рубежом, пришлось около 100 млн долл. Уровень проникновения контрактного производства составил около 12% при среднемировом — свыше 35% [5]. По данным же исследования компании Jabil объем российского контрактного производства электроники в 2014 г. равнялся 710 млн долл. — это всего 2,1% общего объема рынка электроники равного 34 млрд долл. Если объем мирового рынка электроники в том же году составлял примерно 1300 млрд долл., а доля мирового контрактного производства — 35-40%, то несложные расчеты показывают, что Россия, занимая в общем рынке электроники долю в 2,6%, в сегменте контрактного производства имеет долю меньше одного процента. Контрактное производство в России невелико и в сравнении с другими европейскими странами. Так уровень проникновения контрактного производства (доля в общем объеме рынка электроники) составил в Венгрии — 325,8%, в Болгарии — 195,5%, в Швеции — 16,8%, в Сербии — 13,0%, в Турции — 0,7%. Россия в рейтинге европейских контрактных производителей оказалась со своими 2,1% только на 27 месте [4].
Надежду на возрождение российской электроники и развитие ее контрактного производства дают постепенно набирающие темп процессы регионализации производства (размещение производств в региональных кластерах, расположенных вблизи рынков потребителей) и решоринга (возвращение на родину ранее выведенных за рубеж производств). Для России регионализация означает фактически реализацию стратегии импортозамещения, а решоринг, поскольку наша страна никаких электронных производств за рубеж практически не выводила, — приглашение к локализации своих производств в России зарубежных контрактных производителей и возврат на родину контрактных заказов российских предприятий.
По мнению экспертов, не стоит противопоставлять импор-тозамещение и локализацию. Во многих случаях локализация производства эффективнее обеспечивает перенос добавленной стоимости на территорию России, если только она не сводится к «отверточной» сборке продукции из импортных компонентов. В то же время есть направления, где локализацией не обойтись и нужно думать о создании не только собственных
продуктов, но и собственных технологий или об участии в развитии открытых технологий [3].
Эксперты также предупреждают, что российские контрактные производители не смогут вырасти в серьезных игроков, если будут выпускать технику только для местных заказчиков, необходимо становиться конкурентоспособным на мировом уровне. Пока же телевизоры российской сборки той же китайской TPV CIS востребованы только в странах СНГ. Российским контракторам необходимо найти свою нишу на мировом рынке контрактного производства. Это могут быть узкие, но глобальные сегменты электроники специального назначения [1].
По прогнозам экспертов отрасли и нашим расчетам, российский рынок конечных электронных устройств может вырасти к 2020 г. по сравнению с 2015 г. на 7%, а к 2025 г. — на 20%. При этом доля российских компаний в сегменте гражданской электроники, последовательно замещая импорт, вырастет с 14% в 2015 г. до 24% в 2020 г., и до 35% в 2025 г. А с учетом локального российского производства иностранных ОЕМ-компаний доля производства в России может достигнуть 67% в 2025 г. Такой рост отрасли даст и значительный народнохозяйственный эффект. Количество рабочих мест в отрасли вырастет с нынешних 275 тыс. до 1000 тыс. в 2020 г и 1600 тыс. в 2025 г. Если в качестве целевого показателя проникновения контрактного производства задать сегодняшний среднемировой уровень в 35%, то объемы рынка контрактного производства могут составить к 2025 г. около 10 млрд долл.
На начальном этапе для реализации потенциала импорто-замещения в сегменте потребительской электроники необходимо вернуть в страну:
• Российские ОЕМ-компании, которые заказывают производство или только контрактную сборку сейчас в Китае для последующей реализации продукции в России;
• Иностранные компании, достаточно широко уже присутствующие на российском рынке, но импортирующие продукцию из других стран;
• Иностранные компании, имеющие производство в Китае и задумывающиеся о переносе в другие страны.
По мнению экспертов, надо сделать так, чтобы любую бытовую технику было выгодно производить на территории страны, а не ввозить. А для этого необходимо постоянно и целенаправленно работать с регуляторами, структурами правительства РФ, лоббируя меры по защите внутреннего рынка производства бытовой электроники. Государству необходимо поддержать отрасль через ввозные и вывозные пошлины, субсидии, стимулирование внутреннего рынка потребления локального продукта. Гораздо большую роль, чем стоимость рабочей силы, в конкурентных преимуществах китайских фабрик играет поддержка, оказываемая таким фабрикам государством через финансирование необходимой инфраструктуры в технопарках, предоставление налоговых льгот и специальных постоянных гарантированных на 10 лет (это стандартный срок окупаемости электронного производства) цен на электроэнергию для их резидентов [8]. Пока же этого нет, ни российским, ни каким-либо другим производителям в России работать будет невыгодно.
По нашему мнению, для защиты отечественного рынка и создания условий для развития контрактного производства электроники и эффективного импортозамещения, целесообразно принять следующие меры:
• Ввести заградительные пошлины на импорт потребительской электроники из стран, в которых посредством пошлин и налогов защищается свой внутренний рынок;
• Скорректировать ТН ВЭД в направлении детализации кодов номенклатуры импортируемой массовой потребительской электроники по критериям ее стоимости. Ввести по низкоценовым группам комбинированные пошлины с установлением минимальной таможенной стоимости;
• Разработать действенные критерии признания электронного устройства российским (произведенным в России);
• Распространить на государственные учреждения и предприятия требования по приобретению за счет госбюджета только электроники, произведенной в России;
• Ввести налог на утилизацию импортной потребительской выпуск и продажу техники внутри страны российскими произ-электроники; водителями потребительской электроники [2, 6].
• Разработать по аналогии с автомобильной промышлен- Наряду с мерами защиты и поддержки для развития от-ностью «Соглашение об условиях промышленной сборки бы- расли электроники в целом и успеха модели контрактного товой техники и электроники в России»; производства, необходима разработка стратегии экспор-
• Распространить положение о возможности возмещения тоориентированного импортозамещения, охватывающая государством процентов по кредитам или ежегодной компен- все цепочки создания ценности в электронике и связанных сации в обмен на обязательства компаний наладить серийный отраслях.
Литература
1. Григорьев М. «Производить, а не ввозить» доказывают эксперты рынка контрактного производства электроники в России //Телеспутник - 2017 - №10. - С. 26 - 29.
2. Девальвация идет по приборам // Коммерсантъ — 23.03.2016 — №48
3. Калигин А. Объединяя российскую электронику //Телеспутник — 2017 — № 10. — С. 30-31.
4. Контрактное производство электроники в России в 2015 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ixbt.com/ editorial/ruselectr2015-overview.shtml (дата обращения: 22.12.17)
5. Контрактное производство электроники в России: упадет, но восстановится. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.osp.ru/news/articles/2015/14/13045501/ (дата обращения: 22.12.17)
6. Лукашевич М.Л. Концепция селективного протекционизма //Архитектура финансов: иллюзии глобальной стабилизации и перспективы экономического роста: Тезисы VIII Международной научно-практической конференции, СПб., 5-6 апреля 2017 г. — СПб., 2017.
7. Лукашевич М.Л., Малеванная Т.С. Анализ факторов и условий размещения контрактного производства электроники Отраслевая экономика | (100) Управление экономическими системами (УЭкС), Электронный журнал, 6/2017 Режим доступа: http:// www.uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=4462 (дата обращения: 29.07.17)
8. Покровский И. Электронная стратегия России (часть 1). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ntoa.ru/news/ elektronnaya-strategiya-rossii-chast-1 (дата обращения: 29.06.17)
9. Сологуб А., Мягченко О. Петербургский завод китайской TPV Technology отобрал у калининградских конкурентов заказы // Деловой Петербург — 2017. — 6 февраля.
10. EIM Business&Policy Research. EU SMEs and subcontracting, Final Report [Electronic resource]/European Union// EIM Business&Policy Research- 2008 URL: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/facts-figures-analysis/performance-review/files/ supporting-documents/2008/eu-smes-subcontracting-final-report_en.pdf (accessed: 10.10.2016)
11. Singapure Future Ready: Electronics Industry in Singapore [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edb.gov.sg/content/ edb/en/industries/industries/electronics.html (дата обращения: 29.07.17)
12. UNCTAD. World investment report 2011: Non-equity models of international production and development [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2011_en.pdf (дата обращения: 29.05.2017)
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕКТОР СФЕРЫ УСЛУГ КАК НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД
А.Н. Бардашевич,
зам. директора Колледжа туризма Санкт-Петербурга по развитию инновационной деятельности,
andrey_bardashevich@yandeх.ru
В статье рассматриваются изменения в сфере услуг под воздействием информационных и цифровых технологий. Обосновывается, что информационный сектор сферы услуг трансформируется в новый технологический уклад. Автор полагает, что блага, представленные в цифровой форме, имеют материальную природу. Они могут быть учтены и представлены как статистически, так и в виде экономико-математических моделей. Указывается, что непрерывный технологический прогресс, характерный для цифровой экономики, ставит индивидов перед необходимостью развивать свой творческий потенциал на протяжении всей жизни.
Ключевые слова: сфера услуг, технологический уклад, информационное общество, цифровая экономика, информационные технологии в сфере услуг
УДК 330.88 ББК 65.01
Информационный сектор экономики значительно вырос за последние 15-20 лет во многих странах мира. Существенно возросла и доля сферы услуг в валовом национальном продукте (ВНП). Если по России включить в показатель «доля высоких технологий в ВВП» телекоммуникации, некоторые консалтинговые и информационные услуги в сфере IT (information technology), то он составит примерно 8-10% ВНП, а по имеющимся прогнозам к 2020 году он будет порядка 10-15% валового национального продукта. Нужно отметить, что в настоящее время, учитывая совсем невысокую величину ВВП России в мировом производстве, отставание России от ведущих стран Запада в области высоких технологий является ощутимым, как в количественном, так и в качественном отношении [1].
Информационный сектор экономики опирается на высокие технологии, создаваемые в основном электронной промыш-
ленностью и составляет основу сферы услуг. Он представлен тремя релевантными позициями. Во-первых, теми, кто создаёт содержание и функционирование этого сектора, а именно деятели культуры, науки, образования, инженерно-техническая интеллигенция, организации, создающие новые виды информации и её распространение. Все они продуцируют новую информацию и обеспечивают приращение знания.
Во-вторых, это экономические агенты, тиражирующие информацию и оказывающие услуги по её нахождению, отбору, определению. Сюда, как правило, относят телевидение, Интернет, средства массовой коммуникации. Третьим элементом информационного сектора, который является, видимо, самым важным, выступает электронная промышленность, точнее разработчики соответствующего оборудования, создатели новых видов компьютеров, телекоммуникационных