ЭКОНОМИКА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
Н.С. ШЕСТОПАЛОВА, доц. каф. экономики и орг-ции внешних связей ПЛКМГУЛ, канд. экон. наук
В современных условиях интернационализации хозяйственной жизни, усиления интенсивности конкуренции роль конкурентоспособности значительно возрастает. Увеличение масштабов международной торговли, возрастание размеров экспорта и импорта капиталов, рост числа стран, участвующих в международной торговле, приводят к тому, что конкуренция приобретает глобальный характер.
Проблема повышения конкурентоспособности весьма актуальна для производителей экспортной продукции, но и товары, реализуемые преимущественно на внутреннем рынке, также вовлекаются в процесс международной конкуренции, поскольку они конкурируют с импортными товарами. Кроме того, сохранение позиций на внутреннем рынке является важной предпосылкой высокого уровня конкурентоспособности на внешнем рынке.
Причинами выхода фирм на международный рынок являются возможность увеличения масштабов производства, получение доступа к ресурсам других стран, стремление использовать межстрановые преимущества, географическая диверсификация рынка.
Внешнеэкономическая деятельность имеет определенную специфику: она связана с более высокой степенью риска, необходимостью учета международного и национального законодательства стран, включая налогообложение, требования к импортным товарам, таможенное и валютное регулирование, а также особенностей культурной среды и уровня экономического развития страны.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности важной задачей является выбор формы присутствия на внешнем рынке. К моделям выхода на внешний рынок относятся экспорт, совместная предпринимательская деятельность и прямое инвестирование. Способы выхода на внешний рынок различаются в зависимости от уровня риска, величины затрат при вступлении на рынок,
доходности. Выбор способа выхода на внешний рынок должен обеспечить наилучшие условия функционирования для фирмы, исходя из мотивов выхода на внешний рынок, специфики товара, ее возможностей и состояния рынка. Прямое инвестирование является наиболее рискованным способом выхода на рынок. При этом фирма может лучше адаптироваться к условиям рынка, обеспечить меньшую себестоимость продукции за счет более дешевой рабочей силы или доступного сырья страны-реципиента, экономии на перевозках грузов, следовательно, обеспечить лучшие позиции на рынке.
Международная конкурентоспособ-
ность складывается из перечня стратегических преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных конкурентов.
Чем больший у предприятия набор преимуществ и выше их качественные характеристики, тем больше оно имеет возможностей для успешной деятельности на мировом рынке.
Конкурентоспособность рассматривается на нескольких уровнях: товара, фирмы, отрасли и страны.
Конкурентоспособность товара представляет собой комплекс потребительских, качественных и ценовых характеристик товара, определяющих успех его реализации на внутреннем и внешнем рынках.
Фирмы применяют определенные методы конкуренции: на основе повышения качества, снижения цены товара, улучшения сервиса, снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара. Акценты в конкурентной борьбе зависят от специфики продукции и предпочтений потребителей.
Ведущее место в международной торговле занимает продукция обрабатывающей промышленности, в объеме которой значительна доля машин, оборудования и транспортных средств. Наиболее динамичным
168
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2009
ЭКОНОМИКА
сектором международной торговли является обмен товарами наукоемких отраслей.
На мировом рынке наибольшее значение приобретают качество товара, его новизна, экологичность, наукоемкость при сохранении приемлемой цены товара.
В настоящее время большинство стран мира обеспечивают повышение товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций. Качество продукции в значительной степени зависит от технического уровня производства, применения прогрессивных технологий. Повышается роль ресурсосберегающих технологий в обеспечении эффективности производства на основе снижения материалоемкости и энергоемкости продукции. Важным фактором конкурентоспособности на мировом рынке является производительность труда, которая влияет на уровень цены и прибыльности.
Конкурентоспособность фирмы определяется как сравнительная характеристика ее способности к комплексному наращиванию собственных конкурентных преимуществ для достижения превосходства в области производства и сбыта продукции, удовлетворяющей потребности рынка, обеспечения прибыльной деятельности. Факторами конкурентоспособности фирмы являются: характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность управления, адаптивность, обеспеченность ресурсами, организация сбыта продукции, доля рынка, занимаемая фирмой. Основой обеспечения конкурентоспособности фирмы являются эффективное применение совершенных производственных процессов, повышение производительности труда, наилучшее использование возможностей рынка.
Конкурентоспособность отрасли влияет на успешность борьбы компаний данной отрасли на мировом рынке. Конкурентоспособность отрасли зависит от наличия и эффективности использования ресурсов, специфики производства, применяемых технологий, квалификации специалистов, уровня научного потенциала, емкости рынка сбыта.
В зависимости от конкурентоспособности конкретных отраслей экономики страны специализируются на производстве и экспорте определенной продукции на мировом рынке.
Конкурентоспособность страны определяет ее позиции на мировом рынке. Показатель конкурентоспособности стран, разработанный Мировым экономическим форумом, учитывает следующие агрегированные факторы: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, кредитно-финансовая система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы. [2]
Структура и направления торговли стран складываются под влиянием изменения конкурентоспособности их товаров на мировом рынке. Ведущую роль в международной торговле играют страны: США, Германия, Китай, Япония, Франция и др. Доля России в мировом экспорте в 2007 г. составила 2,6 %, в мировом импорте 1,6 %. Увеличиваются объемы товаропотоков на мировом рынке из новых индустриальных стран.
Важным критерием конкурентоспособности является объем спроса на товары. В этом аспекте представляет интерес анализ показателей внешней торговли стран: масштабы экспорта и его структура, доля страны в мировом экспорте, сальдо торгового баланса, сальдо по отношению к каждому из центров международной торговли, сальдо в разрезе товарных групп.
Страны специализируются на производстве и экспорте продукции отраслей и сегментах рынка, где производители более конкурентоспособны, а импортируют товары и услуги, по которым преимущества имеют производители других стран.
Среда в стране базирования является основой для достижения успеха в международной конкуренции. Формирование конкурентных преимуществ зависит от системы факторов, которые создают благоприятную или неблагоприятную среду для их достижения и удержания. Согласно теории М. Портера, среду формируют четыре детерминанта: факторные условия, условия спроса, родственные и поддерживающие отрасли, стратегия фирм и их соперничество.
Наделенность страны факторами производства, несомненно, влияет на конкурентные преимущества предприятий страны. Од-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2009
169
ЭКОНОМИКА
нако получение конкурентного преимущества прежде всего зависит от эффективности использования факторов производства, что определяется применяемой технологией и направлением использования ресурсов. Устойчивых позиций на рынке можно достичь на основе преимуществ высокого порядка: передовой технологии, квалифицированных специалистов, уникальности продукции и т.д.
На формирование конкурентных преимуществ важное влияние оказывает спрос внутреннего рынка. Специфика спроса определяет характер и скорость внедрения новаций. Емкость рынка предопределяет возможность использования эффекта масштаба, а насыщение рынка стимулирует выход фирмы на внешний рынок и вынуждает совершенствовать товар и обновлять ассортимент.
Существенным аспектом является воздействие государственного регулирования на конкурентоспособность, которое осуществляется путем формирования конкурентной среды, усиления факторных условий, влияния на параметры спроса. Развитию экспорта страны способствует система поддержки со стороны государства. Страны используют различные стратегии в отношении государственного поощрения экспорта. Наряду с созданием благоприятных макроэкономических условий для экспортеров используются меры стимулирования экспортного производства и расширения экспорта. К таким мерам относятся налоговые и таможенные льготы, информационно-консультационное содействие, кредитование экспортеров и зарубежных покупателей, финансирование перспективных инвестиционных проектов.
Системой обеспечения конкурентоспособности фирмы является эффективное управление, направленное на применение ресурсов с максимальной эффективностью, оптимальное формирование стратегии, наилучшее удовлетворение потребностей рынка.
Разработка оптимальной стратегии является важнейшим условием успешной деятельности предприятия на рынке. Выбор стратегии осуществляется в зависимости от характера конкурентной борьбы, сильных и слабых сторон предприятия, характера спроса на продукцию.
Существуют следующие базовые стратегии конкуренции. Стратегия снижения издержек предполагает способность фирмы разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты, т.е. способность организовать весь цикл операций с товаром с меньшими затратами. Стратегия снижения издержек предполагает наличие следующих сильных сторон предприятия: высокий уровень технологической подготовки производства, передовые ресурсосберегающие технологии, оптимальные по размерам производства, доступ предприятия к дешевым ресурсам.
Стратегия дифференциации предполагает способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания, что позволяет назначать при этом цену более высокую, чем у конкурентов. Конкурентным преимуществом предприятия является уникальность и высокое качество продукции. Предприятие должно обладать значительным научным потенциалом, иметь технологическое превосходство и высокий уровень развития маркетинга.
Кроме выбора типа преимущества перед предприятием стоит выбор диапазона (сферы) конкуренции: конкурировать на всем рынке или определенном его сегменте.
Стратегия сегментирования направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в обособленном сегменте рынка. Осуществляя стратегию сегментирования, предприятие должно обладать ресурсами и квалификацией, необходимыми для работы в данном сегменте.
Важными источниками конкурентных преимуществ являются способность быстрее внедрять новые продукты и разработки и возможность быстро реагировать на изменения потребительского спроса.
Условия международной конкуренции в разных отраслях различаются. Отрасли экономики можно разделить на многонациональные и глобальные. Многонациональные отрасли имеют специфические особенности в зависимости от страны пребывания, конкуренция в этих отраслях ограничивается наци-
170
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2009