Научная статья на тему 'Конкурентоспособность муниципального образования'

Конкурентоспособность муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1283
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность муниципального образования»

Система контроля, основанная на показателях социальной и экономической эффективности, позволяет органам местного самоуправления:

• принимать социально и экономически эффективные управленческие решения;

• проектировать траекторию социально-экономического развития территории при разработке программ социально-экономического развития и контролировать ее реализацию;

• определять уровень жизнеспособности муниципального образования в целом, сфер его жизнедеятельности, любого предприятия, организации и учреждения;

• ранжировать в соответствии с предложенной классификацией хозяйствующих субъектов территории и вырабатывать согласованную с органами государственной власти региона политику по отношению к хозяйствующим субъектам;

• стимулировать работников органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов территории по результатам работы.

Для систематического анализа социально-экономического положения и развития муниципального образования необходимо организовать систему сбора, обработки и анализа информации. Для этого, на наш взгляд, необходимо:

- определить массив первичной информации, необходимый для расчета показателей;

- разработать специальные формы для сбора первичной информации;

- проанализировать существующие информационные потоки;

- разработать схему информационных потоков, необходимую для организации системы мониторинга;

- назначить ответственное лицо по сбору информации, группировке и расчету показателей. Обязанности данного ответственного лица должны быть зафиксированы в четких и подробных должностных инструкциях;

- заключить с предприятиями договоры о социально-экономическом партнерстве, одним из пунктов которых будет порядок взаимного обмена информацией между муниципалитетом и предприятием о результатах хозяйственной деятельности.

Некоторые из этих пунктов администрацией города Карабаша совместно со специалистами НТЦ-НИИОГР уже выполнены или находятся на стадии выполнения.

Ю.Н. Старцев

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конкурентоспособность какого-либо объекта, как правило, рассматривают достаточно узко, то есть как обладание свойствами, создающими экономические преимущества перед другими родственными объектами, обеспечивающими более быстрый экономический рост объекта. Когда в роли таких объектов выступают территории, то в качестве экономических преимуществ обычно фигурирует то, что составляет «конкурентный ромб Портера» [1]:

- факторные условия производства, то есть известные базисные факторы (земля, труд и капитал), рассматриваемые достаточно широко и понимаемые как ресурсное обеспечение территории: природные, людские, финансовые, инфраструктурные ресурсы, ресурсы знаний, традиций, умений и навыков и др.;

- условия внутреннего спроса, то есть спрос на внутренних рынках данной территории на товары и услуги собственного производства, который характеризуется структурой или характером потребностей внутри территории, объёмами и механизмами передачи внутренних предпочтений на внешние рынки;

- конкурентоспособность на внешних рынках родственных отраслей, то есть выпускающих близкую по назначению продукцию, и поддерживающих отраслей, то есть выпускающих продукцию, служащую сырьём, полуфабрикатом или комплектующими изделиями;

- конкурентоспособность на внешних рынках стратегий отдельных предприятий, прогрессивность их внутренних структур и уровень соперничества внутри территории.

Есть и другие, близкие толкования экономических преимуществ (см., например, [2]). Однако когда речь идёт о муниципальных образованиях (МО), то можно дать и более широкое толкование конкурентоспособности как способности всех членов местного сообщества - органов местного управления, коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций, социальных групп, отдельных жителей и т.п. самостоятельно выбирать цели развития своего МО и стратегии их достижения [3]. Здесь важнейшим моментом является самостоятельность выбора, которая подразумевает отсутствие каких-либо дискриминаций в отношениях, отсутствие жёстких идеологических, религиозных и других доктрин, свободу исследований и обсуждений, рационализм как вызов различным корпоративным кодексам, религиозным догмам, традиционному укладу и т. д., то есть всё то, что составляет основу рыночных отношений.

Также расширенное толкование конкурентоспособности МО подразумевает наряду с экономическим ростом МО его социальное развитие: снижение социальной, межэтнической и межрелигиозной напряжённости, а также уровня безработицы; повышение уровня здоровья, физического развития, образованности, культуры жителей; формирование новых традиций и т.п. В итоге повышение конкурентоспособности населением воспринимается как снятие каких-то ограничений, появление новых свобод, открывающиеся возможности и т.д., что способствует появлению новых желаний, проявлению инициатив и предпринимательства.

Рост конкурентоспособности можно проследить на микроуровне (конкурентоспособность по отдельным товарам и услугам), мезоуровне (конкурентоспособность по производительности труда, капиталоёмкости, наукоёмкости, информационным и технологическим заделам и т.п.), макроуровне (конурентоспособность по объёмам инвестиций в новое строительство, новые технологии, «человеческий фактор», сальдо внешнеторгового баланса, договорам о социально-экономическом сотрудничестве с иными субъектами и т.п.) [4]. Поскольку каких-либо общепризнанных методик определения конкурентоспособности всё равно не существует, то рост конкурентоспособности МО можно отслеживать по таким стратегическим направлениям, как:

- приоритетное экономическое развитие;

- приоритетное социальное развитие.

Долгое время в СССР и затем в РФ считалось, что важнейшим является экономическое развитие. Причин этому много. Здесь и принципы построения планово-распределительной экономики, когда в столичных органах управления принимались решения о строительстве нового или реконструкции действующего производства, в основе которого лежали исключительно макро- и мезоэкономические соображения. Здесь и особенности исторического развития бывшего Советского Союза, включающие в себя Гражданскую и Великую Отечественную войны и послевоенное восстановление хозяйства, коллективизацию, индустриализацию, электрификацию, химизацию и другие программно-кампанейские мероприятия, требующие концентрации огромных усилий в достаточно узких направлениях, приоритетность которых выбиралась под сильным давлением идеологических соображений. Здесь и особенности государственного управления бывшего Советского Союза, в котором местного самоуправления просто не было и иерархические системы государственного управления пронизывали общество сверху донизу, в результате чего местные сообщества, играющие в некоторых вопросах решающую роль, просто нивелировались под давлением инструкций, принятых на более высоких уровнях.

Приоритетное узконаправленное экономическое развитие долгое время имело под собой рациональный фундамент, так как в результате удавалось «подтянуть» отстающие сферы производства. Однако, поскольку народное хозяйство росло и усложнялось, таких направлений и сфер становилось всё больше и больше. Достаточно вспомнить, что на рубеже 1970 - 1980-х годов в СССР было более ста союзных, союзно-республиканских и республиканских министерств и приблизительно столько же самостоятельных ведомств (комитетов, главков). «Уп -равленческий шум» от взаимодействия такого количества иерархических структур, вызываемый нестыковкой их целей, функций, методов работы и т.п., со временем только усиливался, вызывая всё большие трудности. Назревал системный кризис управления, который тогдашняя

правящая элита замечать не хотела, спасая экономическое положение страны всё возрастающими объёмами экспорта нефти, газа, угля, леса, рыбы и других сырьевых материалов.

Мировая практика даёт примеры других форм управления, дающих возможность развития конкурентоспособности территории. В первую очередь это демократизация всей системы управления, в частности переход от жёстких иерархических структур к другим (региональным, территориальным, матричным и т. п.), которые в принципе лишены способности усиления «управленческого шума» и чётко сориентированы на решение задач локального значения. Отказ от жёстких иерархических структур также приводит к социализации систем управления территорией, то есть в управление вовлекается всё большее количество местных физических и юридических лиц, благодаря чему управление начинает во всё большей степени выполнять местный социальный заказ и приоритетным становится социальное развитие конкретной территории.

В соответствии с вышесказанным можно рассматривать несколько уровней конкурентоспособности МО:

Нулевойуровень. Территория таких МО богата, иногда чрезвычайно богата природными ресурсами (нефть, газ, уголь, лес, золото, рыба и т.п.), которыми владеют лица, не имеющие отношения к данному МО. Основная производственная деятельность заключается в добыче и вывозе природных ресурсов, для чего используется достаточно современное, иногда новейшее оборудование. Сколь-нибудь значительного жилищного, социально-культурно-бытового и промышленного строительства, не связанного с добычей и вывозом природных ресурсов, не ведётся. Расположено такое МО вдалеке (сотни, тысячи километров) от областных, промышленных, культурных и иных центров, стоимость проезда до которых весьма высока, а иногда просто недоступна для большей части населения. Они расположены также вдалеке от оживлённых транспортных магистралей.

Культурное и бытовое обслуживание населения находится на чрезвычайно низком уровне и сводится к просмотру фильмов в примитивных кино- и видеозалах и ремонту одежды и обуви. Время от времени руководство добывающих предприятий может приглашать эстрадных исполнителей среднего уровня и проводить какие-нибудь выставки.

Доходы персонала, работающего на добыче и вывозе сырья, достаточно высоки, однако расходуются они в основном за пределами этих МО, так как большая часть персонала - вахтовики. Доходы остальной части населения предельно низки, их хватает только на самое необходимое. Личное подсобное хозяйство практически отсутствует из-за сложных природно-климатических условий. Покупка относительно дешёвых товаров длительного пользования (бытовая техника) незначительна и совершенно не соответствует доходам. Покупка относительно дорогих товаров длительного пользования (квартиры, автомашины) практически отсутствует, так как население предпочитает жить во временном жилье (общежития, бараки и т.п.), а дорожной сети большей частью просто нет.

Состав населения, как правило, очень разнообразен, имеются выходцы из самых отдалённых мест страны. Средняя продолжительность жизни невелика. Детей практически нет. Местного сообщества не существует, так как отсутствуют причины для его формирования.

Субъекты маркетинга такого МО [5] достаточно чётко делятся на две конфронтирующие группы. Первая из них заинтересована исключительно в экономическом росте МО, а точнее -в увеличении объемов добычи и вывоза природных ресурсов, и состоит из предприятий, образующих территорию, то есть тех, которые этим и заняты, и административных органов и главы МО, которые фактически находятся на содержании у первых. Другая группа заинтересована в комплексном социально-экономическом развитии МО, то есть в развитии инфраструктуры, жилищном строительстве, организации новых видов деятельности, улучшении качества жизни, снижении социальной напряжённости и т. п.

Маркетинг в таких МО, как правило, отсутствует и, более того, иногда преследуется со ссылкой на коммерческую тайну и частные интересы.

Конкурентоспособность этих МО фактически нулевая, так как никакой самостоятельностью они не обладают и их судьба полностью зависит от решений владельцев предприятий,

добывающих и вывозящих природные ресурсы, а также региональных и федеральных властей, находящихся за пределами досягаемости рядового населения.

Первый уровень. Сколько-нибудь значительных природных ресурсов у таких МО либо вообще нет, либо они давно выработались. Территория МО освоена либо сто и более лет тому назад, либо во время Великой Отечественной войны, когда остро стоял вопрос размещения эвакуированных предприятий. В настоящее время эти территории в силу изменившихся стратегических приоритетов экономического интереса не представляют, так как находятся достаточно далеко от источников сырья, оживлённых транспортных магистралей, крупных промышленных центров. Производственное оборудование предприятий, расположенных на территории таких МО, морально и физически устарело (возраст 30 - 50 и более лет). Также сильно устарели технологии, идеологии и само руководство. Продукция, выпускаемая такими предприятиями, не менялась 20 - 30 и более лет, поэтому пользуется очень ограниченным спросом и только в силу дешевизны. Какого-либо нового строительства или реконструкции производственных объектов и объектов инфраструктуры не ведётся из-за отсутствия средств. Нередко в таких МО отсутствует развитая инфраструктура и элементарные коммунальные удобства (в непроезжем состоянии дороги, разрушены мосты; питьевая вода, электроэнергия, газ подаются с перебоями или вообще не подаются и т.п.).

Культурное и бытовое обслуживание населения находится также на чрезвычайно низком уровне и сводится к просмотру фильмов в примитивных кино- и видеозалах и ремонту одежды и обуви. Такие МО не посещают даже начинающие и малоизвестные эстрадные исполнители.

Доходы населения, работающего на производственных предприятиях, невысоки, нередко ниже, чем доходы бюджетников, и выплачиваются с многомесячными задержками. Значительный вклад в доходы населения дают личные подсобные хозяйства (сады, огороды, домашний скот), продукцию которых по бросовым ценам скупают мелкие перекупщики, а также сезонные работы (главным образом строительные и сельскохозяйственные) на других территориях. Доходов хватает только на самое необходимое. Покупка относительно дешёвых товаров длительного пользования (бытовая техника) редка, а относительно дорогих товаров длительного пользования (квартиры, автомашины) практически отсутствует.

Состав населения довольно однообразен - это люди, родившиеся здесь или приехавшие на постоянное жительство 30 и более лет тому назад. Средняя продолжительность жизни невелика, так как имеют место упаднические настроения и массовый алкоголизм. Детей и молодёжи практически нет. Местное сообщество формально существует (то есть все друг друга знают и осведомлены о делах и доходах друг друга), однако на какие-либо решительные групповые действия оно не способно и находится в ожидании каких-то внешних воздействий. Этим нередко пользуются различные авантюристы из промышленных и столичных центров, которые своими действиями (различные финансовые «пирамиды» и т. п.) способствуют ещё большему обеднению населения.

Субъекты маркетинга такого МО [5] заняты исключительно решением задач по спасению текущего положения, так как сколь-нибудь значительные средства в их распоряжении отсутствуют. Огромную роль в жизни МО играют трансферты из бюджетов вышестоящих уровней.

Маркетинг в данных МО фактически отсутствует и в лучшем случае идентифицируется как сбыт.

Конкурентоспособность таких МО чрезвычайно низка и проявляется в том, что все субъекты маркетинга ожидают каких-то внешних воздействий. В то же время готовых инвестиционных предложений и проектов подавляющее количество этих МО не имеют и вся конкурентная борьба в лучшем случае выливается в борьбу за привлечение на свою территорию коттеджного строительства.

Второй уровень. Такие МО, как правило, расположены на хорошо освоенных территориях, имеющих какие-то природные ресурсы, развитую перерабатывающую промышленность и достаточно высокую плотность населения. Производственные предприятия выпускают тра-

диционную продукцию, но пользующуюся устойчивым спросом внутри страны и за рубежом. Имеет место постепенное освоение новых видов продукции, новых производственных технологий и новых приёмов работы на рынке. Также идёт новое жилищное строительство и реконструкция действующих производств, однако их темпы очень скромны. Новое промышленное строительство не ведётся. Причины во всех случаях одни и те же - нехватка финансовых средств и осторожность руководства, переходящая в консерватизм. Данные МО имеют достаточно развитую инфраструктуру и нормально функционирующее коммунальное хозяйство.

Культурное и бытовое обслуживание населения находится на среднем уровне, имеются оборудованные киноконцертные залы, дворцы культуры, спортивные сооружения, ателье и различные ремонтные мастерские. МО включено в плановые маршруты гастролей областного киноконцертного объединения. Регулярно проводятся различные выставки местного уровня. Есть и другие формы обслуживания предприятий и населения: нотариальные, юридические и аудиторские конторы, могут быть даже кадровые и рекламные агентства и т.п.

Зарплата персонала, работающего на производственных предприятиях, выдаётся практически без задержек. Доходы населения достаточны, чтобы делать какие-то накопления, приобретать относительно дешёвые товары длительного пользования (бытовую технику), совершать недальние поездки в отпускной период, оплачивать дополнительное обучение детей и т. п. Покупки относительно дорогих товаров длительного пользования (квартиры, автомашины) достаточно редки, но на территории МО уже могут действовать риэлтерские конторы и дилеры по продаже новых автомашин. Личные подсобные хозяйства (сады, огороды, домашний скот) также играют заметную роль в доходах населения, однако их продукция потребляется главным образом внутри домохозяйств и продажа скупщикам не носит массового характера.

Состав населения типичен для промышленных центров. Средняя продолжительность жизни, состояние здоровья населения, количество детей и молодёжи близки к средним значениям по стране. Местное сообщество достаточно активно: имеются в небольшом количестве формальные и неформальные объединения, главным образом при производственных предприятиях и администрациях. Люди осознанно участвуют в выборах в органы власти и в критических случаях способны на серьёзные групповые действия.

Субъекты маркетинга такого МО [5] начинают заниматься решением перспективных задач, однако основная часть доступных ресурсов уходит на решение текущих задач и «латание дыр». Трансферты из вышестоящих бюджетов играют заметную роль, особенно в сферах образования, здравоохранения и соцзащиты.

Маркетинг в данных МО имеет место и проявляется в том, что отдельные предприятия в какой-то форме предпринимают исследования своих сырьевых рынков и рынков готовой продукции, впрочем, не делая из этого глубоких выводов и не создавая серьёзных программ развития.

Конкурентоспособность таких МО сколько-нибудь значительна только внутри страны на фоне других, менее конкурентоспособных МО. Все субъекты маркетинга в какой-то мере предпринимают действия, направленные на внедрение инноваций, построение программ стратегического развития, а также на усиление инвестиционной привлекательности, которая понимается как программа удержания денежных средств на территории МО. Внешние инвестиции в эти МО могут прийти только случайно.

Третий уровень. Такие МО, как правило, представляют собой города с числом жителей не менее 500 тысяч, имеющие разнообразные производственные предприятия, развитую инфраструктуру и социальную сферу. Большинство людей, родившихся на территории данного МО, может организовать свою достаточно комфортную жизнь (учёба всех уровней, разнообразная работа, медицинское и социальное обеспечение, отдых, пребывание на пенсии), не покидая её. Производственные предприятия, расположенные на такой территории, выпускают разнообразную продукцию, как традиционную, так и инновационную, но пользующуюся достаточно устойчивым спросом на внутренних и внешних рынках. Имеет место достаточно интенсивное освоение новых видов продукции, новых производственных технологий и новых при-

ёмов работы на рынке, а также жилищное строительство и реконструкция действующих производств. Появляются даже совершенно новые производства, но, как правило, в помещениях старых бездействующих предприятий. Ведётся достаточно активная работа по укрупнению и слиянию предприятий и вовлечению их в столичные финансово-промышленные группы и холдинги. Наличие природных ресурсов решающего значения не имеет. Такие МО имеют достаточно развитую инфраструктуру, хорошие транспортные и информационные связи с окружающими территориями и нормально функционирующее коммунальное хозяйство.

Культурное и бытовое обслуживание населения разнообразно и находится на высоком уровне. На этих рынках наблюдается достаточно серьёзная конкуренция. МО способно провести зрелищное или спортивное мероприятие практически любого уровня вплоть до чемпионатов мира и всегда включается в плановые маршруты гастролей столичных киноконцертных организаций. В таком МО всегда имеются спортивные команды достаточно высокого уровня и могут быть организованы выставки мирового уровня. Кроме нотариальных, юридических и аудиторских контор, кадровых и рекламных агентств, ведущих достаточно серьёзную конкурентную борьбу, появляются агентства по организационному и стратегическому развитию, различные модельные, маркетинговые, исследовательские, информационные и другие агентства.

Доходы населения достаточны, чтобы делать какие-то накопления, приобретать товары длительного пользования, включая дорогостоящие (автомашины, квартиры), совершать дальние поездки в отпускной период, в том числе за рубеж, оплачивать обучение детей в спецшколах и т.п. Население достаточно активно пользуется услугами различных посреднических (риэлтеры, дилеры, агенты и т.п.) и консультационных (юридические, кадровые, маркетинговые, инвестиционные и т.п.) контор. Личные подсобные хозяйства (сады, огороды, домашний скот) заметной роли в доходах населения не играют и служат больше для поддержания здорового образа жизни и времяпровождения.

Состав населения типичен для промышленных центров. Средняя продолжительность жизни, состояние здоровья населения, количество детей и молодёжи близки к средним значениям по стране. Местное сообщество достаточно активно: имеется большое число формальных и неформальных объединений при производственных предприятиях, администрациях, языковых, культурных, научных и других центрах. Люди осознанно участвуют в выборах в органы власти и способны на серьёзные групповые действия для отстаивания своих интересов.

Субъекты маркетинга МО [5] достаточно интенсивно занимаются решением перспективных задач, более-менее удачно сочетая их с решением текущих задач. Трансферты из вышестоящих бюджетов заметной роли не играют. Более того, данные МО нередко сами становятся донорами других бюджетов.

Маркетинг в таких МО - уже рядовое явление, хотя большинство субъектов использует его в упрощённом виде, ограничиваясь главным образом исследованиями рынков. Однако имеются случаи создания новых производств, обоснованные исключительно разработанными маркетинговыми стратегиями.

Конкурентоспособность таких МО внутри страны достаточно велика, свободные денежные средства этой территории большей частью расходуются на внутренние инвестиции (освоение выпуска новых товаров, покупка нового оборудования, реконструкция, реструктуризация, новое строительство и т.д.). В незначительной степени присутствуют и внешние инвестиции, то есть приходящие с других территорий и даже иностранные. Все субъекты маркетинга МО в какой-то мере предпринимают действия, направленные на внедрение инноваций, построение программ стратегического развития, а также на усиление инвестиционной привлекательности, в том числе через проведение РЯ-акций. Наблюдается заметный приток жителей с других территорий и из стран СНГ, главным образом молодёжи.

Четвёртый уровень. Такие МО, как правило, являются городами-миллионниками. Реально на этом уровне находятся города Москва, С.-Петербург и претендуют на него Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Челябинск, Самара, Ростов, имеющие разнообразные производственные предприятия, развитую инфраструктуру и социальную сферу. Чело-

век, родившийся на территории такого МО, как правило, уже не стремится сменить место жительства. Производственные предприятия, расположенные на этой территории, выпускают разнообразную продукцию в большинстве своём по современным и высоким технологиям, пользующуюся достаточно устойчивым спросом на внутренних и внешних рынках. Имеет место достаточно интенсивное создание новых производств, освоение новых видов продукции, новых производственных технологий и новых приёмов работы на рынке, а также жилищное строительство и реконструкция действующих производств. Ведётся достаточно активная работа по укрупнению и слиянию предприятий и формированию финансово-промышленных групп и холдингов. Наличие каких-либо природных ресурсов решающего значения не имеет, так как главным ресурсом таких МО является их географическое положение (они расположены в местах пересечения важнейших транспортных магистралей и сами формируют плотность движения по ним) и положение в системе управления другими территориями (как правило, это столичные города и центры своих регионов, обладающие максимальными объёмами административного, финансового, информационного и иных ресурсов). Данные МО имеют достаточно развитую инфраструктуру, хорошие транспортные и информационные связи с окружающими территориями и нормально функционирующее коммунальное хозяйство.

Культурное и бытовое обслуживание населения разнообразно и находится на высоком уровне, имеют место уникальные услуги, которые больше нигде не предлагаются, причём на этих рынках наблюдается достаточно серьёзная конкуренция. Хорошо развита сфера шоу- и спортивного предпринимательства. Такое МО способно провести зрелищное или спортивное мероприятие, профессиональный конкурс или художественную выставку практически любого уровня вплоть до гастролей мировых знаменитостей и чемпионатов мира. В МО всегда имеются исторические объекты, включённые в каталоги ООН и зарубежных туристических фирм; проживают люди, известные не только всей стране, но и миру; имеются спортивные команды достаточно высокого уровня, престижные и уникальные учебные заведения и многое другое, чего больше нигде нет. Кроме нотариальных, юридических и аудиторских контор, кадровых, модельных и рекламных агентств, ведущих достаточно серьёзную конкурентную борьбу, появляются агентства по организационному и стратегическому развитию, различные маркетинговые, исследовательские, информационные и другие агентства, центры политических технологий, оказывающие услуги для предприятий, социальных групп, политических партий и отдельных людей. Сфера услуг в таких МО занимает высокое положение и нередко по финансовым оборотам соизмерима с производственной сферой. Особое положение в сфере услуг занимают финансовые услуги и всё, что с ними связано.

Доходы населения весьма велики и нередко достигают европейского уровня, что позволяет не только приобретать товары длительного пользования, включая квартиры и автомашины, но и постоянно пользоваться личным автотранспортом, проживать в загородных коттеджах, регулярно выезжать в страны дальнего зарубежья, обучать детей в европейских учебных заведениях. Население ввиду острого дефицита времени активно пользуется услугами различных посреднических (риэлтеры, дилеры, агенты и т.п.) и консультационных (юридические, кадровые, маркетинговые, инвестиционные и т.п.) контор. Личные подсобные хозяйства (сады, огороды, домашний скот) заметной роли в доходах населения не играют и служат больше для поддержания здорового образа жизни и времяпровождения.

Состав населения типичен для промышленных центров. Средняя продолжительность жизни, состояние здоровья населения, количество детей и молодёжи близки к средним значениям по стране. Местное сообщество достаточно активно: имеется большое число формальных и неформальных объединений при производственных предприятиях, администрациях, языковых, культурных, научных и других центрах. Люди осознанно участвуют в выборах в органы власти и способны на серьёзные групповые действия для отстаивания своих интересов. Количественно население таких МО растёт не столько за счёт рождаемости, сколько за счёт людей повышенной активности, главным образом молодых, прибывающих из других МО.

Субъекты маркетинга такого МО [5] достаточно интенсивно занимаются решением перспективных задач, более-менее удачно сочетая их с решением текущих задач. Трансферты из вышестоящих бюджетов заметной роли не играют. Более того, данные МО постоянно сами являются донорами других бюджетов.

Маркетинг в этих МО - рядовое явление. Многие субъекты разрабатывают свои маркетинговые стратегии, и у агентств, предоставляющих эти услуги, достаточно много заказчиков. Имеются прецеденты разработки сложных маркетинговых стратегий, касающихся не только крупных производственных предприятий, но и финансово-промышленных групп, холдингов, отраслей, субъектов федерации и т.п., и их реализации. Маркетинг является жизненно важным для многих субъектов и затраты на него составляют значительную долю в общих затратах на развитие.

Конкурентоспособность таких МО имеет высшее значение в стране. В результате в данное МО не только возвращаются все местные свободные денежные средства в качестве внутренних инвестиций, но и средства других МО страны нулевого, первого, второго и даже третьего уровней конкурентоспособности в качестве внешних инвестиций. Все субъекты маркетинга таких МО осознанно предпринимают действия, направленные на внедрение инноваций, построение программ стратегического развития, а также на усиление инвестиционной привлекательности, в том числе через проведение РЯ-акций.

Приведённая классификация МО по уровням, не претендуя на завершённость, позволяет построить схемы движения материальных, финансовых, людских, информационных и иных потоков и формирования человеческих предпочтений, что в качестве обратной связи может быть использовано для усиления самой же конкурентоспособности.

Список использованной литературы

1. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

2. Хруцкий В.Е. Рыночные системы и варианты структурной перестройки в промышленности // Рос. экон. журн. 1992. № 1. С. 75 - 81; № 2. С. 72 - 75; № 3. С. 97 - 103.

3. Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. М.: Весь мир, 1997. 480 с.

4. Гельвановский М.И. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Рос. экон. журн. 1998. № 3. С. 67 - 77.

5. Старцев Ю.Н. Территориальный маркетинг: Учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Т. Лурье, 2003. 84 с.

С.Ю. Фоминых ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ГОРОДОВ

Вопрос формирования и исполнения бюджета всегда был основным для муниципальных органов власти. Одна из основных задач муниципальных органов - создание достойных условий для жизнедеятельности населения путем развития социально-экономической сферы. На данном этапе своего развития, в условиях переходного периода, основное внимание государство уделяет развитию экономики. В связи с этим основные бюджетные средства расходуются, в первую очередь, для создания условий эффективного экономического развития. При этом бюджетных средств на развитие социальной сферы, как правило, недостаточно. Существующая ситуация в нашей стране показывает возрастающую активность некоммерческого сектора, основной целью которого является как раз повышение социального благополучия населения, и прежде всего слабозащищенных малообеспеченных категорий. Представители третьего сектора - некоммерческие организации (НКО) - самостоятельно, независимо от государства за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.