Совершенствование
методики определения конкурентоспособности малых предпринимательских структур
В статье проведена оценка и определено положение предприятия на отраслевом рынке, а также рассматривается проблема совершенствования методики определения конкурентоспособности малых предпринимательских структур.
In clause the estimation is lead and position of the enterprise in the branch market is certain, and also the problem of perfection of a technique of definition of competitiveness of small enterprise structures is considered.
Оценка конкурентоспособности малого предприятия является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Важность проведения такой оценки обусловлена целым рядом обстоятельств. Среди главных можно назвать необходимость разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности, выбор предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции, привлечение средств инвестора в перспективное производство, составление программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и другие.
В любом случае проведение оценки преследует цель: определить положение предприятия на отраслевом рынке.
Для анализа конкурентоспособности малого предприятия предлагается методика, с применением следующей системы показателей:
1. Коэффициент рыночной доли.
2. Коэффициент предпродажной подготовки.
3. Коэффициент изменения объема продаж.
4. Коэффициент уровня цен.
5. Коэффициент доведения продукта до потребителя.
6. Коэффициент рекламной деятельности.
7. Коэффициент использования персональных продаж.
Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определяется итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы для конкретного продукта — коэффициент маркетингового тестирования конкурентоспособности (Кмтк):
Кмтк = (Крд + Кпп + Киоп + Куц + Ксб +
+ Крек. д. + ^ппУи (1)
где L — общее число показателей в числителе.
Следует отметить, что если малая предпринимательская структура занимается разными видами деятельности, то большинство коэффициентов имеют
И. А. Гусев,
ассистент кафедры
финансов, денежного
обращения и кредита
Новгородского
государственного
университета
им. Ярослава Мудрого
также разные величины для каждого вида деятельности. Тогда для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности предприятия нужно определить сумму коэффициентов (-Кмтк) для всех ее видов деятельности:
К = (2 КмТк)/гс, (2)
где п — количество видов деятельности малого предприятия.
Соответственно, если предприятие занимается одним видом деятельности, что в большинстве случаев распространяется на малые предпринимательские структуры, то: =Кмтк.
Для каждого рынка продукта идентифицируются наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Все конкуренты делятся на определенные группы в зависимости от преимуществ, завоеванных фирмами, и таким образом устанавливается их роль в конкурентной борьбе.
Для каждой группы конкурентов характерны конкретные концепции поведения на рынке. Для деления конкурентов на группы нами предложено использовать матрицу группового ранжирования конкурирующих фирм.
В качестве еще одного варианта оценки конкурентоспособности малого предприятия на базе теории эффективной конкуренции нами предлагается метод, в основе которого лежит оценка четырех критериев конкурентоспособности предприятия.
Эта методика применима для предпринимательской структуры, занимающейся каким-либо производством.
К первой группе нами отнесены показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом малого предприятия: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.
Ко второй группе относятся показатели, отражающие эффективность управления оборотными сред-
ИННОВАЦИИ № 3 (101), 2007
ИННОВАЦИИ № 3 (101), 2007
ствами; независимость малого предприятия от внешних источников финансирования, способность малого предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития малого предприятия в будущем.
К третьей группе отнесены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
И в четвертую группу — показатели конкурентоспособности товара; качество товара и его цена.
Для обеспечения репрезентативности оценки конкурентоспособности критерии и показатели, входящие в первые три группы, имеют коэффициенты весомости. Определение этих коэффициентов следует проводить экспертным методом способом последовательных сравнений.
Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности малого предприятия производится по формуле средней взвешенной арифметической
Ккмп = 0,15 Эп + 0,29 Фп + 0,23 Эс + 0,33 Кт, (3)
где Ккмп — коэффициент конкурентоспособности малого предприятия; Эп — значение критерия эффективности производственной деятельности малого предприятия; Фп — значение критерия финансового положения малого предприятия; Эс — значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке; Кт — значение критерия конкурентоспособности товара; 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 — коэффициенты весомости критериев.
Несмотря на актуальность вопроса оценки конкурентоспособности, разработок, касающихся количественной оценки надежности и конкурентоспособности малых предприятий недостаточно.
Как показал анализ существующих методов и научных разработок, вопросы оценки конкурентоспособности затрагивают в основном продукцию и в меньшей степени деятельность предприятий, фирм. Существующие методы оценки конкурентоспособности предприятий либо не дают ее конкретного численного значения, либо не принимают в расчет воздействия многочисленных производственных факторов.
Так как конкурентоспособность малого предприятия — это комплексная качественная характеристика его функционирования, то для ее оценки требуется использовать показатель, который рассчитывался бы как интегральный, включающий весь комплекс экономических, социальных и технических факторов.
Одним из важнейших условий при оценке конкурентоспособности малого предприятия является изучение рынка выпускаемой продукции, рынка инвесторов в соответствующем регионе (блок I, рис. 1) с целью определения возможности получения госзаказа или заключения прямых договоров. Вместе с этим анализируется наличие и характер цен на основные виды материально-технических ресурсов.
Целесообразно также изучить внешнюю юридическую, среду, где находится зона хозяйствования, а также влияние внутренних экономических факторов,
I. Исследование рыночной конъюнктуры
I. Сбор и анализ данных о конкурентах
III. Изучение требований потенциальных покупателей
IV. Формирование стратегических целей и задач
V Определение перечня параметров, подлежащих оценке
VI. Определение параметров производственной и финансовой деятельности малого предприятия
г'ч
VII. Определение параметров сбыта, продвижения и потребительских свойств товара малого предприятия
II. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности малого предприятия
IX. Разработка мер по повышению конкурентоспособности и ее оптимизации с учетом затрат
Рис. 1. Методика оценки конкурентоспособности малого предприятия
включая процентные ставки, стоимость аренды помещения и т. д. Результат исследования условий хозяйственной деятельности в совокупности с внешней средой в регионе формирует стратегию и тактику поведения малого предприятия в условиях рынка.
Сбор данных о конкурентах (блок II) подразумевает получение сведений об объемах, качестве, цене, затратах на производство продукции, системе оплаты труда, рентабельности производства в соответствующем регионе и т. д.
Под требованиями покупателей (блок III) мы понимаем комплекс требований к качеству, количеству, цене выпускаемой продукции, срокам ее поставки. При этом следует учитывать, что определенные сведения имеют характер коммерческой тайны.
Для малого предприятия, функционирующего в условиях рыночной конкуренции, важнейшее значение имеет определение стратегии, основных задач и направлений его производственной деятельности (блок IV). Процесс разработки стратегии состоит в выборе соответствующей концепции функционирования исходя из анализа тенденций, выявленных в блоках !-Ш. С точки зрения достижения необходимого уровня конкурентоспособности необходим учет всего комплекса экономических, социальных и технических факторов, способных оказать влияние на результаты деятельности строительного предприятия.
Многообразие факторов, оказывающих влияние на деятельность малого предприятия, вызывает необходимость определения наиболее значимых параметров, подлежащих учету при оценке конкурентоспособности (блок V).
Блоки VI и VII включают в себя расчет производственных и финансовых параметров малого предприятия, а также параметров, характеризующих сбытовую политику предприятия и потребительские свойства товара.
Формирование потребности по и-параметру
Внешние
условия
Формирование идеи
П редварительное формирование модели
Анализ соотношения средств, условий и методов
Оценочные соотношения выбора
т;
Решение проблемы выбора
Оценочные критерии выбора компонентов
Вариант 1—г'-й по га-потребности
3
Снижение себестоимости Дифференциация продукции Сегментирование рынка Инновации Оперативное реагирование на потребности рынка
1 г 1 г ' г 1 г 1 г
Низкая себестоимость и цена продукции Уникальность продукции, ее высокое качество и(или)дизайн Комплексное обслуживание сегмента рынка Работа в новой рыночной нише, где отсутствует конкурент Опережение конкурента за счет более мобильной системы управления
Ключевые преимущества
И I И'
Программа действий
Рис. 2. Формирование механизма управления конкурентоспособностью малого предприятия
В блоке VIII происходит расчет общего интегрального показателя конкурентоспособности малого предприятия, представляющего собой численную характеристику по обеим группам показателей, приведенных в блоках VI и VII.
В блоке IX вырабатываются решения, направленные на повышение уровня конкурентоспособности малого предприятия путем оптимизации значений основных технико-экономических показателей. При этом необходимо учитывать величину затрат на проведение маркетинговых исследований и внедрение нововведений.
В общем виде расчет коэффициента конкурентоспособности малого предприятия нами предлагается проводить в три последовательных этапа.
1-й этап. Расчет единичных показателей конкурентоспособности малого предприятия и перевод в относительные величины (баллы).
Для перевода показателей в относительные величины следует произвести их сравнение с базовыми показателями.
В качестве базы для сравнения могут выступать: среднеотраслевые показатели, показатели конкурирующего малого предприятия или малого предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени.
В целях перевода показателей в относительные величины целесообразно использовать 15-балльную
шкалу: 15 баллов — показатель лучше базового, 10 баллов — на уровне базового, 5 баллов — хуже базового.
2-й этап. Расчет критериев конкурентоспособности предприятия.
3-й этап. Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия.
Таким образом,. необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности малого предприятия.
Предлагаемая нами методика оценки конкурентоспособности малого предприятия охватывает все наиболее важные оценки его хозяйственной деятельности, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения фирмы на отраслевом рынке.
Использование в ходе оценки сравнения показателей одного предприятия за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.
Обобщение практики конкуренции позволяет выделить базовые стратегии, на основе которых формируется механизм управления конкурентоспособностью.
ИННОВАЦИИ № 3 (101), 2007