Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами, регионами
УДК 339.137.2.009.12(477)
Л.Г. ЧЕРВОВА, д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник E-mail: [email protected]
ГУ «Институт Экономических Исследований», г. Донецк, ДНР
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ
Обосновываются необходимость формирования конкурентной среды и меры стимулирования развития регионов Республики.
Ключевые слова: конкуренция, преимущество, конкурентоспособность, потенциал, экономика, факторы.
Chervova L.G. Competitiveness as a development factor of the Republic's economy.
The need for the formation of a competitive environment and the incentive measures for the Republic's regional development are justified.
Keywords: competition, advantage, competitiveness, potential, economy, factors.
Конкурентоспособность в общем виде определяется как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие запросам мирового рынка. При этом повышается благосостояние государства и его граждан. Повышение конкурентоспособности национальной экономики является важнейшей задачей, которая стоит перед любым государством, т.к. этим определяется успех его экономического и социального развития.
Особенностью нынешнего этапа социально-экономического развития экономики Республики является ее блокада,
что привело к значительным изменениям (ухудшениям) условий работы предприятий. В этой связи первоочередным является определение приоритетных направлений восстановления и развития предприятий с учетом их значимости в экономике Республики. При улучшении экономической ситуации возрастет необходимость формирования и развития конкурентных преимуществ промышленных территорий Республики и на этой основе последовательного роста их конкурентоспособности.
Но ни один регион не может быть привлекателен для всех видов экономической деятельности.
Успех в конкуренции связан, прежде всего, с развитием тех из них, в которых у региона как субъекта хозяйствования есть конкурентное преимущество.
Категория «конкурентные преимущества» в экономической литературе используется в основном применительно к продукции либо к фирме. Но территориальное образование, обладающее статусом хозяйственного комплекса, может быть охарактеризовано и с позиций его конкурентоспособности на рынке.
Конкурентоспособность региона как предмет экономического анализа введена в научный оборот сравнительно недавно, результаты исследований опубликованы как в монографиях [1-3], так и в научной периодике [4-12].
© Л.Г. Червова, 2016
Известно несколько способов повышения конкуренции: рациональное использование инвестиций и инноваций, прямая поддержка бизнеса в отдельных отраслях и регулирование деятельности отраслевых рынков через законодательство. Последние два способа довольно тесно связаны между собой. В настоящее время в формировании стратегической конкуренции важную роль играет не только макроэкономическая политика и определенные преимущества (качество и количество трудовых ресурсов, природного сырья и капитала), но и эффективность, с которой на государственном уровне и уровне отдельных фирм используются мощности для производства товаров и услуг. Это свидетельствует о том, что преимущества в конкурентоспособности создаются на внешнем и внутреннем рынках.
Для оценки конкурентоспособности стран мира Всемирным Экономическим Форумом (WEF-ВЭФ) разработан сводный индекс конкурентоспособного экономического роста ^СГ), который позволяет судить о способности экономики страны достичь в средне- и долгосрочной перспективе устойчивого роста. Этот индекс рассчитывается на основе трех факторов, влияющих на экономический рост: макроэкономический климат, состояние государственных институтов, технологическое развитие. Каждый из факторов также представлен в расчетах в виде индексов.
Существует еще один индекс конкурентоспособности для бизнеса (ВС1), разработанный профессором М. Портером [13]. С его помощью оцениваются микроэкономические факторы, влияющие на текущий уровень производительности национальной экономики. Международный институт развития менеджмента (ПМИ-МИРМ) также рассчитывает рейтинг конкурентоспособности стран по своей методике. Конкурентоспособность страны по версиям ВЭФ и МИРМ определяется взаимодействием многих критериев и факторов.
Для повышения конкурентоспособности страны необходимо определить отрасли, на которых прежде всего предстоит сделать выбор. Это в первую очередь базовые отрасли экономики Украины: промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь. Причины, по которым выбираются эти отрасли, заключаются в следующем:
это отрасли, на развитии которых выгодно отражается специфика страны, ее географическое, климатическое, геополитическое положение и другие особенности;
отрасли должны отличаться опережающими, по сравнению с другими, темпами развития.
В ДНР есть минерально-сырьевые ресурсы, благоприятные климатические условия, выгодное территориальное местоположение, значительное количество плодородных земель.
Трудовые и интеллектуальные ресурсы не принято относить к базовым факторам конкурентоспособности, так как это не естественные конкурентные преимущества.
Более глубокий анализ соответствия базовых отраслей критериям ускоренного развития и естественно-конкурентных преимуществ позволяет сделать вывод, что таким отвечает, пожалуй, только промышленность.
Ввиду того, что набор промышленных отраслей сложился исторически, целесообразно сохранить преемственность при выборе критериев определения их конкурентоспособности. Во-первых, это наличие естественно-конкурентных преимуществ, т.е. что выгодно отличает данные отрасли и предопределяет их лидирующее положение, прежде всего на внешнем рынке. Во-вторых, наличие научно-технического задела как основа продвижения выпускаемой продукции на рынок (внешний в первую очередь), где реализация экспортных возможностей зависит от конкурентоспособности произведенной продукции. Таким образом, основным условием отнесения той или иной отрасли к категории конкуренто-
способной является наличие экспортного потенциала. Если продукция экспортируется, значит, у нее есть преимущества по сравнению с конкурирующими товарами-аналогами и отрасль в целом конкурентоспособна. Конкурентоспособность может обеспечиваться или ценовыми характеристиками (когда потребитель при прочих равных условиях выбирает более дешевую продукцию), или техническими характеристиками (потребительскими качествами).
Однако ограниченный перечень конкурентоспособных отраслей не означает, что в других отраслях не производится конкурентоспособная продукция. Такие производства и продукция есть практически в каждой отрасли. Даже в машиностроении, которое справедливо и уже традиционно не относят к конкурентоспособному, есть соответствующие производства.
Стратегия повышения конкурентоспособности должна базироваться на создании крупных отечественных компаний. Благоприятная среда предполагает налоговые каникулы, инвестиционные вычеты, снижение стандартных ставок налогов и платежей, формирование госзаказов. Реализация такой стратегии предполагает формирование новых форм отношений государства с частным бизнесом - частно-государственное партнерство, стимулирование хорошо зарекомендовавших себя форм (создание совместных предприятий с ведущими компаниями мира). Все это создаст условия для формирования новых отраслей высоких технологий и сервисных услуг, что позволит значительно повысить конкурентоспособность страны.
Конкурентоспособность территории можно рассматривать на двух уровнях: текущая конкурентоспособность - состояние, достигнутое регионом к настоящему моменту, и стратегическая конкурентоспособность. На этом уровне конкурентны те территории, которые могут генерировать конкурентные преимущества благодаря эффективной регио-
нальной политике вне зависимости от исходных предпосылок.
Вхождение региона в конкуренцию означает формирование в системе, называемой «регион», новых характеристик, свойств и новых стандартов качества этой системы.
В условиях конкурентной экономической среды особого внимания требуют такие ресурсы, формирующие региональный бизнес-климат:
развитость инфраструктурного комплекса;
состояние окружающей среды; качество рабочей силы; научно-исследовательский потенциал и степень его реализации в хозяйственной деятельности компаний;
политика власти на местах в сфере регулирования предпринимательской деятельности.
Это в совокупности и составляет то, что можно назвать конкурентным региональным преимуществом.
Конкурентоспособность региона определяется его экономическим потенциалом, представляющим собой способность, возможность региона по производству продукции и созданию определенных благ. Эта способность формируется и развивается на основе региональной экономической политики.
Экономический потенциал регионов характеризуют показатели, отображающие вклад региона, его эффективность в осуществляемых процессах. В литературе показатели экономического потенциала объединяют в основные группы:
овеществленный капитал (количество и качество земли, объем, структура, состояние и эффективность основных фондов);
человеческий капитал (численность и структура населения и занятых, их культурный уровень и профессиональная подготовка и т.п.);
финансовый капитал; неовеществленный капитал (интеллектуальная собственность, информация и т.д.);
состояние рыночной среды (уровень конкуренции, инфраструктура рынка и т.д.);
научный потенциал; организация хозяйственной жизни и управление;
система общественных отношений и политические факторы;
природно-климатические и географические факторы;
факторы исторического плана, культура и религия;
глобальные факторы и условия (состояние мирового хозяйства, глобализация экономики, внешние угрозы, участие или неучастие в международных организациях и союзах и т.п.) [10].
Обобщающим показателем достигнутого регионом уровня экономического развития является валовой региональный продукт (ВРП), приходящийся на душу населения этого региона. По отношению среднедушевого ВРП к среднему значению по стране можно судить об относительной конкурентоспособности региона.
Конкурентоспособность экономики региона обусловливается действием нескольких факторов. И отсутствие конкурентного преимущества по какому-то од-ному-двум факторам не означает неконкурентоспособность экономической системы в целом.
Список использованной литературы
1. Конкурентоспособность региона: новые тенденции и вызовы /под ред. А.И. Татаркина. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2003. - 208 с.
2. Перский Ю.К. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты. / Ю.К. Перский, Н.Я. Калюжнова, Ж.А. Мингалева. - М.: ТЕИС, 2003. - 472 с.
3. Беленов О.Н. Конкурентоспособность стран и регионов. / О.Н. Беленов, А.А. Анучин. - М.: Компания КноРУС, 2011. - 141 с.
4. Бусыгина И.М. Конкурентоспособность российских регионов: хорошие институты или хорошая география /
И.М. Бусыгина, М.Г. Филиппов // Общественные науки и современность. -2013. - № 6. - С. 5-14.
5. Ощепков В.М. Конкурентоспособность регионов: сущность, современные факторы повышения /
B.М. Ощепков, Ю.Д. Кузьмина // Вестник Пермского университета. Серия Экономика. - 2012. - № 31. - С. 6-12.
6. Худеева В.В. Управление конкурентоспособностью регионов на основе разработки технологии стимулирования социально-экономического развития территорий / В.В. Худеева // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2011. - № 1. - С. 203209.
7. Архипова Л.С. Пространственная дифференциация регионов РФ и их конкурентоспособность / Л.С. Архипова, Г.Ю. Гагарина // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2015. - Т. 25. - № 2-4. -
C. 22-27.
8. Голова И.М. Инновационная конкурентоспособность российских регионов / И.М. Голова // Экономика региона. - 2015.- № 3. - С. 294-311.
9. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации / Н.Я. Калюжнова. - М.: ТЕИС, 2004. - 526 с.
10. Казанцев С.В. Потенциал экономики регионов России как основа их внутренней конкурентоспособности / С.В. Казанцев // Регион: экономика и социология. - 2004. - № 1. - С. 191-199.
11. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и методы сознания / Л.С. Шеховцева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4. -С. 11-16.
12. Унтура Г.А. Регион как эпицентр зарождения конкурентоспособности / Г.А. Унтура // Регион: экономика и социология. - 2002. - № 1. - С. 3-16.
13. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
Статья поступила в редакцию 10.03.16