Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / факторы конкурентоспособности / экономическая безопасность / конкуренция / предприятие / competitiveness / competitiveness factors / economic security / competition / enterprise

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л М. Капустина, М С. Агабабаев, Н М. Агабабаева

В статье рассматривается конкурентоспособность предприятия как фактор, обеспечивающий её экономическую безопасность. Рассмотрены сущность и факторы конкурентоспособности организации, проанализирована взаимосвязь конкурентоспособности и экономической безопасности предприятия. Авторами отмечается, что факторы конкурентоспособности могут положительно или отрицательно влиять на деятельность предприятия и её конкурентоспособность на рынке. При положительном влиянии эти факторы могут обеспечить создание и развитие конкурентных преимуществ организации, что может обеспечить её экономическую безопасность, а при отрицательном – стать препятствием для достижения успеха в конкурентной борьбе, следовательно, стать угрозой экономической безопасности. Отмечается, что снижение уровня конкурентоспособности предприятия может создать угрозу её экономической безопасности. Экономическая безопасность, в свою очередь, может являться условием, обеспечивающим успешность предприятия и повышающим её конкурентоспособность на рынке. Без обеспеченности экономической безопасностью предприятие не может удерживать высокие позиции на рынке в долгосрочной перспективе и обладать высокой конкурентоспособностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Л М. Капустина, М С. Агабабаев, Н М. Агабабаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS AS A FACTOR OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF ENTERPRISES

The article considers the competitiveness of an enterprise as a factor ensuring its economic security. The essence and factors of competitiveness of the organization are considered, the interrelation of competitiveness and economic security of the enterprise is analyzed. The authors note that competitiveness factors can positively or negatively affect the activity of an enterprise and its competitiveness in the market. With a positive influence, these factors can ensure the creation and development of competitive advantages of an organization, which can ensure its economic security, and with a negative influence, they can become an obstacle to achieving success in competition, therefore, become a threat to economic security. It is noted that a decrease in the level of competitiveness of an enterprise may pose a threat to its economic security. Economic security, in turn, can be a condition that ensures the success of an enterprise and increases its competitiveness in the market. Without economic security, an enterprise cannot maintain high positions in the market in the long term and have high competitiveness.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Естественно-гуманитарные исследования № 3 (47), 2023_117

Реализация процедуры трансформации бизнес-модели промышленного объединения, модельно представленной на рисунке 2, позволит путем параметрического отбора субъектов промышленной деятельности региона выявить три стратифицированные группы субъектов промышленной деятельности - обладающих потенциалом циркулярного развития; обладающих потенциалом инновационного развития; осуществляющих операционную деятельность в не технологичных отраслях экономики. Важным результатом является получение третей стратифицированной группы - выборки субъектов региональной промышленности, находящихся в нейтральном положении, так как это дает возможностьрегиональным властям своевременно предоставить стимулы и возможности для внедрения прогрессивных изменений.

Источники:

1. Müller, J.M., Buliga, O., Voigt, K.-I (2021).The role of absorptive capacity and innovation strategy in the design of industry 4.0 business Models - A comparison between SMEs and large enterprises// European Management Journal. 39(6). https://www.researchgate.net/publication/338979832.

2. García-Muiña, F.E., Medina-Salgado, M.S., Ferrari, A.M (2020). Sustainability transition in industry 4.0 and smart manufacturing with the triple-layered business model canvas//Sustainability. 2020. 12(6), 2364. https://doi.org/10.3390/. su12062364.

3. Accenture Technology Vision (2014 )Every Business Is a Digital Business. From Digitally Disrupted to Digital Disrupter. https://davidhoglund.typepad.com/files/accenture_technology_vision_2014.pdf

4. Висмет Х. Системные преобразования для бизнеса в контексте перехода к экономике замкнутого цикла. // Форсайт. 2020. №4. С.54.

5. Pieroni, M.P.P., McAloone, T.C., Pigosso, D.C.A. (2019). Business model innovation for circular economy and sustainability: A review of approaches/Journal of Cleaner Production. https://www.researchgate.net /publication/334711720.

6. Матвеева Л.Г. Инновационные бизнес-модели потребления водных ресурсов в промышленности: влияние циркулярной экономики// Естественно-гуманитарные исследования 2021. №37(5) C. 190-197.

7. Никитаева А.Ю. Цифровая поддержка различных этапов создания стоимости в циркулярных бизнес-моделях. // Концептуальные рамки и механизмы адаптации регионов России к внешним шокам. 2022.

8. Henry, M., Bauwens, T., Hekkert, M. (2019). A Typology of Circular Start-Ups: An Analysis of 128 Circular Business Models.September//Journal of Cleaner Production. DOI:10.1016/j.jclepro.2019.118528.

9. Третьяк О.А., Климанов Д.Е. Новый подход к анализу бизнес-моделей // Российский журнал менеджмента. - 2016. - Том 14. - № 1. - С. 115-130.

10. Сергиевич Т.В. Влияние цифровизации экономики и общества на трансформацию бизнес-моделей промышленных предприятий. Технико-технологические проблемы сервиса. 2021. № 2 (56). С. 95-101.

11. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результа и обеспечить его устойчивость / Майкл Портер; Пер. с англ. - 4-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2016. 716 с.

12. Солодовников С.Ю. Понятие хаоса и его место в развитии сложных систем // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / БНТУ. - Минск, 2018. -Вып. 7. - С. 5-18.

13. Lacy P., Rosenberg D., Drewell Q., Rutqvist J. 5 Business Models that are Driving the Circular Economy / FastCompany. 2013. [Электронный ресурс]. URL: www.fastcoexist.

14. Валько Д. В. Циркулярная экономика: основные бизнес-модели и экономические возможности // Журнал экономической теории. - 2020. - Т. 17. - №1. - С. 156-163.

15. Circular Advantage: Innovative Business Models and Technologies to Create Value in a World without Limits to Growth / Accenture. 2014. - 24 p. [Электронный ресурс]. URL: goo.gl/sWNq7M

16. Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Ветрова М.А. Переход к циркулярной экономике и замкнутым цепям поставок как фактор устойчивого развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2017. - №2. - С. 244-268.

EDN: CQHPZE

Л.М. Капустина - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой маркетинга и международного менеджмента, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],

L.M. Kapustina - doctor of economics, professor, head of the department of marketing and international management, Ural state university of economics, Yekaterinburg, Russia;

М.С. Агабабаев - к.э.н, доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],

M.S. Agababayev - candidate of economics, associate professor of the department of marketing and international management, Ural state university of economics, Yekaterinburg, Russia;

Н.М. Агабабаева - обучающийся кафедры маркетинга и международного менеджмента, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],

N.M. Agababayeva - student of the Department of Marketing and International Management, Ural state university of economics, Yekaterinburg, Russia.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ COMPETITIVENESS AS A FACTOR OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF ENTERPRISES

Аннотация. В статье рассматривается конкурентоспособность предприятия как фактор, обеспечивающий её экономическую безопасность. Рассмотрены сущность и факторы конкурентоспособности организации, проанализирована взаимосвязь конкурентоспособности и экономической безопасности предприятия. Авторами отмечается, что факторы конкурентоспособности могут положительно или отрицательно влиять на деятельность предприятия и её конкурентоспособность на рынке. При положительном влиянии эти факторы могут обеспечить создание и развитие конкурентных преимуществ организации, что может обеспечить её экономическую безопасность, а при отрицательном - стать препятствием для достижения успеха в конкурентной борьбе, следовательно, стать угрозой экономической безопасности. Отмечается, что снижение уровня конкурентоспособности предприятия может создать угрозу её экономической безопасности. Экономическая безопасность, в свою очередь, может являться условием, обеспечивающим успешность предприятия и повышающим её конкурентоспособность на рынке. Без обеспеченности экономической безопасностью предприятие не может удерживать высокие позиции на рынке в долгосрочной перспективе и обладать высокой конкурентоспособностью.

Abstract. The article considers the competitiveness of an enterprise as a factor ensuring its economic security. The essence and factors of competitiveness of the organization are considered, the interrelation of competitiveness and economic security of the enterprise is analyzed. The authors note that competitiveness factors can positively or negatively affect the activity of an enterprise and its competitiveness in the market. With a positive influence, these factors can ensure the creation and development of competitive advantages of an organization, which can ensure its economic security, and with a negative influence, they can become an obstacle to achieving success in competition, therefore, become a threat to economic security. It is noted that a decrease in the level of competitiveness of an enterprise may pose a threat to its economic security. Economic security, in turn, can be a condition that ensures the success of an enterprise and increases its competitiveness in the market. Without economic security, an enterprise cannot maintain high positions in the market in the long term and have high competitiveness.

Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы конкурентоспособности, экономическая безопасность, конкуренция, предприятие. Keywords: competitiveness, competitiveness factors, economic security, competition, enterprise.

118

Международный журнал

На современном этапе развития экономики конкуренция определяет условия функционирования рынка, являясь её движущей силой. В условиях жесткой конкурентной борьбы основной задачей организаций является повышение своей конкурентоспособности, которая является фактором, отображающим успешность, инноваци-онность, а также краткосрочную и долгосрочную стабильность функционирования организации.

Всё чаще в экономической литературе в рамках определения экономической безопасности встречается фактор конкурентоспособности, что указывает на то, что между этими двумя понятиями существует взаимосвязь.

Экономическая безопасность предприятия характеризуется «состоянием корпоративных ресурсов хозяйствующего субъекта (ресурсов, капитала, персонала, информации и технологии, техники и оборудования, прав) и его предпринимательских возможностей, при котором гарантируется наиболее эффективное их использование для стабильного функционирования и динамического научно-технического и социального развития, предотвращения внутренних и внешних негативных воздействий» [9].

Цели системы экономической безопасности предприятия направлены на устойчивость и эффективность деятельности предприятия в существующих условиях рынка, а также обеспечение развития предприятия в долгосрочной перспективе [4].

Экономическая безопасность как отдельной организации, так и страны в целом основывается на совокупности определенных показателей, одним из которых является конкурентоспособность [3].

При анализе конкурентоспособности предприятия важно учитывать конкурентоспособность производимых товаров или услуг. Конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью его товаров или услуг, способностью соперничать с конкурентами на рынке, эффективностью деятельности организации. На современном рынке для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно совершенствовать свое производство, например, путем внедрения инновационных технологий или создания нового продукта. Также для получения объективных результатов при рассмотрении конкурентоспособности организации важно четко определить основу и базу сравнения. Стоит учитывать, что уровень конкурентоспособности предприятия может изменяться во времени, а также выражается способностью приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды [5]. Конкурентоспособность организации - сложный показатель, требующий в своем анализе комплексный подход.

Согласно вышеперечисленным аспектам, можно сделать вывод, что конкурентоспособность организации представляет собой сложный показатель, характеризующийся способностью организации обеспечивать свои конкурентные преимущества, получая прибыль и осуществляя эффективную деятельность, а также успешно адаптироваться в постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях рынка.

Снижение уровня конкурентоспособности предприятия может создать угрозу её экономической безопасности. Экономическая безопасность, в свою очередь, может являться условием, обеспечивающим успешность предприятия и повышающим её конкурентоспособность на рынке.

При оценке уровня конкурентоспособности предприятия стоит уделить внимание факторам обеспечения конкурентоспособность, которые определяются как «явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, вызывающие изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, и в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия» [2].

Факторы конкурентоспособности классифицируют по-разному. Ряд экономистов делят их на факторы внутренние и внешние. Внутренние факторы определяются возможностями организации, направленными на обеспечение конкурентных возможностей, отражающих уровень конкурентоспособности, руководители организации в силах управлять данными факторами. А внешними факторами, влияющими на конкурентоспособность организации, руководитель не в состоянии управлять (таблица 1).

Таблица 1 - Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности организации

Внутренние факторы конкурентоспособности организации Внешние факторы конкурентоспособности организации

технологические производственные маркетинговые управленческие информационные персонал факторы восприятия международные политические экономические социально-демографические факторы правовые экологические научно-технические культурные

Различные классификации внутренних и внешних факторов конкурентоспособности организации других авторов отличаются лишь уровнем детализации подходов.

На конкурентоспособность организации влияет совокупность факторов как внешних, так и внутренних, которые в определенный момент времени могут по-разному отражаться на её деятельности. При положительном влиянии они могут обеспечить создание и развитие конкурентных преимуществ организации, при отрицательном - стать препятствием для достижения успеха в конкурентной борьбе.

На конкурентоспособность предприятия большое влияние оказывает конкурентоспособность экономики страны в целом. В своих работах экономист М. Портер, рассуждая над этим влиянием, сформулировал основные факторы, определяющие успешность или неудачу организации в конкурентной борьбе. Эти факторы конкурентоспособности были разделены на три группы [7].

Естественно-гуманитарные исследования № 3 (47), 2023_119

В первую группу вошли факторы, предусматривающие наличие в стране человеческих, естественных и материальных, финансовых и информационных ресурсов, объектов инфраструктуры и др. Состояние этих ресурсов определяет условия для производства, развития или создания конкурентного преимущества.

Основой выделения второй группы факторов являются условия спроса. Интенсивный спрос побуждает производителей наращивать производство, стимулирует его развитие и использование новых технологий и т.д.

Последняя группа факторов характеризуется существованием смежных и поддерживающих отраслей, принимающих участие в формировании региональных кластеров.

Также факторы конкурентоспособности организации можно выделить на основе ресурсных и ценовых признаков, факторов среды [6].

Применительно к ресурсному фактору необходимо отметить следующе: производители товаров или услуг способны регулировать степень отдачи производственных ресурсов и эффективность деятельности. Таким образом происходит контроль ресурсных факторов и регулировка издержек на единицу выпускаемой продукции.

Среда как внешний фактор конкурентоспособности организации отражает способы воздействия государства на субъекты рынка, а также политическую и экономическую ситуацию в стране и в мире в целом. Ценовой фактор характеризуется тем, что в условиях рыночной экономики есть возможность влиять на уровень цен производимых товаров или услуг, а также ресурсов производства. Но стоит учесть, что уровень цен также зависит от экономической политики государства [8].

Также стоит отметить, что «существенное место в формировании конкурентоспособности предприятия играет его персонал, который является главным ресурсом организации» [1].

Без обеспеченности экономической безопасностью предприятие не может удерживать высокие позиции на рынке в долгосрочной перспективе и обладать высокой конкурентоспособностью.

Таким образом, конкурентоспособность является одним из ключевых факторов, влияющих на экономическую безопасность предприятия. Поддержание высокого уровня конкурентоспособности является важной задачей предприятия, определяющей успешность функционирования на рынке и играющей ключевую роль в его экономической безопасности.

Источники:

1. Агабабаева Н. М. Конкурентоспособность персонала предприятия / Н. М. Агабабаева // Конкурентоспособность территории: материалы XXV Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2022. С. 186-188.

2. Борщева А.В. Разработка процедур совершенствования системы управления производством на промышленном предприятии: 08.00.05 : автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Алла Викторовна Борщева. — Московский финансово-юридический университет. Москва, 2012. 182 с.

3. Витебская А. В. Конкурентоспособность как фактор обеспечения экономической безопасности предприятия / А. В. Витебская, А. В. Хрисанфова // Молодой ученый 2022. № 43 (438). С. 237-238.

4. Калеменева Е. Е. Механизмы и инструменты создания эффективной системы экономической безопасности предприятия / Е. Е. Калеменева // Молодой ученый 2020. № 34 (324). С. 60-63.

5. Куган С. Ф. Конкурентные преимущества организации / С. Ф. Куган // Экономическая наука сегодня. 2015. №3. С. 107-112.

6. Мишин Ю. В. Слагаемые конкурентоспособности / Ю. В. Мишин // РИСК. 2014. №5-6. С.82-86.

7. Портер М. Конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. О. Л. Пелявского и др. Москва : Вильямс, 2005. 602 с.

8. Тарануха Ю. В. Конкуренция и конкурентоспособность: монография / Ю. В. Тарануха. Москва : Русайнс, 2017. 335 с.

9. Чвертко Л. А. Конкурентоспособность предприятия как фактор экономической безопасности / Л. А. Чвертко, Т. А. Корниенко // Вестник Академии знаний. 2016. №4 (19).

EDN: CTPZXH

Л. Касуха - аспирант Факультета технологического менеджмента и инноваций, Национальный исследовательский университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],

L. Kasouha - phd student of faculty of technological management and innovations, ITMO University, St Petersburg, Russia;

Е.А Янова - к.э.н., доцент Факультета технологического менеджмента и инноваций, Национальный исследовательский университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],

E.A. Yanova - candidate of economic sciences, associate professor of faculty of technological management and innovations, ITMO University, St. Petersburg, Russia.

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

INNOVATIVE ACTIVITY OF ORGANIZATIONS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE BANKING SECTOR

Аннотация. Инновационная активность играет важную роль в развитии банковского сектора. В данной статье рассматривается значение инновационной деятельности организаций, особенно банковского сектора, в повышении его эффективности, укреплении позиций на рынке, опережении конкурентов. Обозначены основные направления разработки и внедрения инноваций в банковской сфере, а также группы инновационных процессов в банковской сфере. Неотъемлемой частью данной статьи являются результаты стратегического анализа SWOT для анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в каждом из банков Объединенных Арабских Эмиратов и Сирийской Арабской Республики в 2022 году, которые были выбраны для исследования инновационной активности организаций. Чтобы подтвердить результаты этого анализа, показаны и проиллюстрированы некоторые примеры, которые доказывают, в какой степени обе страны способны внедрить искусственный интеллект и инновационную активность в своих институциональных секторах в целом и в своем банковском секторе в частности.

Abstract. Innovation activity plays an important role in the development of the banking sector. This article examines the importance of innovative activity of organizations, especially the banking sector, in increasing its efficiency, strengthening its position in the market, outperforming competitors. The main directions of development and implementation of innovations in the banking sector, as well as groups of innovative processes in the banking sector are outlined. An integral part of this article are the results of the SWOT strategic analysis to analyze the strengths and weaknesses, opportunities and threats in each of the banks of the United Arab Emirates and the Syrian Arab Republic in 2022, which were selected for the study of innovative activity of organizations. To confirm the results of this analysis, some realistic examples are shown and illustrated, which prove to what extent both countries are able to introduce artificial intelligence and innovation activity in their institutional sectors in general and in their banking sector in particular.

Ключевые слова: Инновационная активность, банковский сектор, Объединенные Арабские Эмираты, Сирийская Арабская Республика, SWOT-анализ.

Keywords: Innovation activity, banking sector, United Arab Emirates, Syrian Arab Republic, SWOT analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.