УДК 796.01:378 ББК 75.1 X-15
Хазова Снежана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, т.: 89184244086.
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА)
(рецензирована)
Объектом исследования, результаты которого отражены в данной статье, является содержание разных видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности, а предметом - сходства и различия в данном содержании: представлена иерархия взаимосвязанных видов труда в сфере физической культуры и спорта и предложен способ достижения консенсуса между полипрофессионализмом и узкой специализацией как конкурентными преимуществами специалистов по физической культуре и спорту.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, полипрофессионализм, узкая специализация, взаимосвязанные виды профессиональной физкультур-но-спортивной деятельности.
Khazova Snezhana Alexandrovna, Candidate of Pedagogics, assistant professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education of the Institute of Physical Culture and Judo, Adygh State University, tel.: 89184244086.
COMPETITIVE ADVANTAGES OF A MODERN MAN AND THEORETICAL BASES OF THEIR ACHIEVEMENTS IN THE SYSTEM OF EDUCATION (EDUCATION IN PHYSICAL
CULTURE AND SPORT)
The object of the study has been the content of various types ofprofessional sports and athletic activities, and the subject - the similarities and differences in the content: the hierarchy of related types of work in the field of physical culture and sport has been presented and a way of achieving consensus among polyprofessionalism and narrow specialization as a competitive advantage of specialists in physical culture and sports has been suggested.
Keywords: competitive advantage, specialization, interrelated types of professional physical and athletic activities.
Обобщенным требованием нового времени к физкультурно-спортивным организациям является их конкурентоспособность, которое, в свою очередь, актуализирует проблему развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту как главного источника повышения эффективности деятельности организаций (Е.А. Галузо, Л.А. Емельянова, С.А. Кореневский, В.Н. Шувалов и др.). Конкурентоспособность представляет собой интегративную характеристику личности специалиста, обеспечивающую ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги (С.Я. Батышев, Н.В. Борисова, С.А. Потачев, С.Н. Широбоков и др.).
Становление конкурентоспособности предполагает наличие у специалиста выгодных отличий по сравнению с конкурентами - конкурентных преимуществ. Важнейшими конкурентными преимуществами современных специалистов являются «конфликтующие» между собой полипрофессионализм (владение несколькими специальностями, обеспечивающее работнику способность выполнять разные по содержанию виды деятельности) и специализированность (узкая специализация, во многом обусловливающая высокую квалификацию субъекта труда). Приобретение студентами указанных конкурентных преимуществ в системе профессионального образования обеспечивается, с одной стороны, предоставлением возможности получения дополнительной специальности на льготных условиях, с другой - узкопро-фильностью осваиваемых специальностей.
Несколько иная ситуация характерна для вузов, осуществляющих подготовку по специальности 022300 - Физическая культура и спорт (в двухуровневой системе профессионального образования -034300) с присвоением квалификации «Специалист по физической культуре и спорту». Для студентов, обучающихся по данным специальностям, достижение полипрофессионализма обеспечивается поли-предметной направленностью самих государственных образовательных стандартов; в соответствии с ними осуществляется подготовка студентов к выполнению сразу нескольких видов профессиональной дея-
тельности (педагогической: учителя физической культуры, тренера; научно-педагогической; управленческой; рекреационной). При этом возникает противоречие: освоение студентами всех видов профессиональной деятельности, обеспечивая полипрофессионализм будущих специалистов, создает опасность несколько поверхностного освоения каждого вида профессиональной деятельности в отдельности, что приводит к более низкой квалификации выпускников по сравнению с узкими специалистами. Основанием данного опасения является то, что для разных видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности характерны различные цели и ценности, предметы и средства, действия и операции, особенности профессиональной среды, что затрудняет качественное освоение их совокупности.
Мы предположили, что способом преодоления указанного противоречия может стать предоставление студентам возможности из всех предлагаемых к освоению видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности выбирать несколько, наиболее взаимосвязанных, приоритетных видов - для более полноценного овладения их содержанием в процессе профессиональной подготовки. Выделение таких коррелирующих (взаимосвязанных) видов профессиональной физкультурноспортивной деятельности составило цель нашего исследования.
Определение содержания и особенностей видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности основывалось на анализе контекстной научной литературы (И.П. Андриади, Б.А. Ашмарин, Л.Е. Варфоломеева, В.М. Выдрин, Е.Н. Гогунов, Я. Корх, Н.В. Кузьмина, Б.И. Мартьянов, Г.И. Хозяинов и др.). В качестве оснований для сравнительной характеристики были определены: составные части (процессуально-содержательные компоненты) деятельности (цели, предметы, средства, мотивы, ценности) (М.С. Каган), подсистемы деятельности (преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность) (Д.В. Чернилевский), типы профессиональной среды (реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский, художественный) (Дж. Холланд), - классификационная формула профессия (в соответствии с ее типом, классом, отделом и группой) (Е.А. Климов).
Результаты сопоставительного контент-анализа и полных парных сравнений содержания видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности позволили констатировать следующее:
1. С точки зрения составных частей деятельности достаточно «близкими» являются деятельность учителя физической культуры, тренера и образовательная деятельность педагога высшей школы. Наиболее отличающимися от других являются: деятельность спортивного менеджера (данная специальность относится к иной профессии - менеджер), исследовательская деятельность педагога высшей школы, видимо, также относящаяся к другой профессии - профессии ученого. Физкультурно-рекреационная деятельность оказалась достаточно близкой по результатам, средствам и действиям к педагогической деятельности учителя физической культуры, а также к управленческой деятельности - по средствам и действиям.
2. Содержание подсистем деятельности свидетельствует о том, что:
- преобразовательный и познавательный компоненты наиболее похожим образом проявляются в деятельности учителя физической культуры, тренера и в преподавательской деятельности педагога высшей школы; к ним относительно близка физкультурно-рекреационная деятельность; исследовательский и управленческий виды профессионального физкультурно-спортивного труда достаточно обособлены;
- ценностно-ориентационный компонент имеет схожую направленность а) в деятельности учителя физической культуры и в преподавательской деятельности педагога высшей школы (ценности личности), б) в деятельности тренера и спортивного менеджера (ценности результата); исследовательская деятельность педагога высшей школы и физкультурно-рекреационная деятельность обособлены, хотя и можно провести некоторую аналогию между профессиональными ценностями организатора физкультурнорекреационной деятельности и учителя физической культуры; во всех видах деятельности общим является: формирование ценностного отношения к развитию сферы социальной действительности (реальной или идеальной), которой эта деятельность соответствует; ориентация на гуманистические ценности;
- коммуникативный компонент имеет общие характеристики для деятельности: а) учителя физической культуры, тренера, преподавателя (педагогическая деятельность педагога высшей школы), б) тренера, спортивного менеджера, организатора физкультурно-рекреационной деятельности.
Можно предположить, что наиболее серьезная дополнительная подготовка специалистам по физической культуре и спорту необходима для выполнения ими управленческой и научно-педагогической деятельности.
3. Для разных видов профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту характерны следующие иерархии типов профессиональной среды:
- учитель физической культуры: (1) социальный и интеллектуальный, (2) художественный, (3) конвенциальный и предпринимательский, (4) реалистический;
- тренер: (1) социальный и интеллектуальный, (2) конвенциальный, предпринимательский и художественный, (3) реалистический;
- педагог высшей школы: (1) социальный, интеллектуальный и художественный, (2) конвен-циальный и предпринимательский, (3) реалистический;
- спортивный менеджер: (1) социальный, интеллектуальный и предпринимательский, (2) конвенциальный и художественный, (3) реалистический;
- организатор физкультурно- рекреационной деятельности: (1) социальный, (2) интеллектуальный, предпринимательский и художественный, (3) конвенциальный, (4) реалистический.
По степени выраженности типов профессиональной среды в каждом виде профессиональной физкультурно-спортивной деятельности наиболее близкими являются: деятельность учителя физической культуры и педагога высшей школы, деятельность тренера и спортивного менеджера. Достаточно близки: деятельность учителя физической культуры и тренера, деятельность учителя физической культуры и спортивного менеджера, деятельность учителя физической культуры и организатора физкультурно-рекреационной деятельности, деятельность тренера и организатора физкультурно-рекреационной деятельности. Относительно разнородны: деятельность тренера и педагога высшей школы, деятельность спортивного менеджера и педагога высшей школы, деятельность организатора физкультурно-рекреационной деятельности и педагога высшей школы, деятельность организатора физкультурно-рекреационной деятельности и спортивного менеджера.
4. Формулы (схемы) профессий у учителя физической культуры, тренера и организатора физкультурно-рекреационной деятельности совпадают по всем признакам: условиям труда (повышенная моральная ответственность за жизнь и здоровье людей), средствам труда (функциональные (психологические) средства), объектам труда (человек - человек), целям деятельности (преобразующие). По условиям труда отличается от них деятельность спортивного менеджера (работа в условиях, близких к бытовым); наиболее сложная формула профессии у педагога высшей школы: она характеризуется двойственностью условий труда (повышенная моральная ответственность за жизнь и здоровье людей и работа в условиях, близких к бытовым), целям деятельности (преобразующие и изыскательские) и объектам труда (человек - человек и человек - знаковая система).
Экспертная оценка, осуществленная 20-ю экспертами из числа опытных специалистов по физической культуре и спорту, с применением метода парных сравнений, подтвердила теоретические предположения о степени совместимости видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности. Согласованность мнений экспертов обоснована величиной рассчитанных коэффициентов конкордации (в пределах от 0,83 до 0,91) и их достоверностью (Р<0,05). В результате, учитывая данные всех использованных для сопоставительного анализа способов характеристики видов профессионального труда, по степени взаимосвязи виды профессиональной физкультурно-спортивной деятельности распределены следующим образом:
- взаимосвязи первого ранга: деятельность учителя физической культуры и деятельность педагога высшей школы, тренера и спортивного менеджера;
- взаимосвязи второго ранга: деятельность учителя физической культуры и тренера, деятельность учителя физической культуры и спортивного менеджера, деятельность учителя физической культуры и организатора физкультурно-рекреационной деятельности, деятельность тренера и организатора физкультурно-рекреационной деятельности;
- взаимосвязи третьего ранга: деятельность тренера и педагога высшей школы, деятельность спортивного менеджера и педагога высшей школы, деятельность организатора физкультурно-рекреационной деятельности и педагога высшей школы, деятельность организатора физкультурно-рекреационной деятельности и спортивного менеджера.
Учет выделенных взаимосвязей при проектировании содержания профессионального физкультурно-спортивного образования предполагает следующее. Для становления конкурентоспособности будущих специалистов студентам на начальном этапе профессионального образования следует выбрать для приоритетного освоения один основной вид будущей профессиональной деятельности (на основании собственных интересов, ценностных ориентации, способностей). Второй - дополнительный - вид труда должен выбираться из числа коррелирующих с первым (прежде всего, отнесенных к категории взаимосвязей первого ранга). В частности, для студентов, выбравших деятельность учителя физической культуры, тренера по спорту или организатора физкультурно-рекреационной деятельности, возможен выбор любой из двух оставшихся в качестве дополнительной специальности. При этом следует учитывать, что для учителя физической культуры и тренера более рационален выбор физкультурно-
рекреационного направления дополнительной профессиональной подготовки, нежели второй специальности из указанной пары, а для организатора физкультурно-рекреационной деятельности в равной степени подходят оба направления. Кроме того, существует несколько большая целесообразность выбора учителем физической культуры тренерского направления дополнительной профессиональной подготовки, нежели наоборот. Что касается научно-педагогической и управленческой деятельности, то для учителя физической культуры более целесообразным является первого (учитель физической культуры - педагог высшей школы), для тренера - второго (тренер - спортивный менеджер) направлений, тогда как для организатора физкультурно-рекреационной деятельности оба направления равновозможны.
Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить, что консенсус между полипрофессионализмом и узкой специализацией, как важными конкурентными преимуществами современных специалистов по физической культуре и спорту, может быть достигнут при условии обеспечения студентам возможности освоения коррелирующих между собой видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности. Такая возможность, на наш взгляд, обеспечивается конструированием индивидуальных образовательных маршрутов студентов на основе выделения наиболее значимого для конкретных видов труда содержания структурных компонентов конкурентоспособности, подлежащего освоению профессионального опыта и разработки методического инструментария освоения данного опыта.