экономические науки
Болдырев Кирилл Александрович КОНКУРЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ ...
УДК 330.117
КОНКУРЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ МОТИВАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОТНИКОВ
© 2018
Болдырев Кирилл Александрович, доктор экономических наук,
профессор кафедры государственного управления Луганский национальный университет имени Владимира Даля (91034, Луганск, кв. Молодежный, 20-а, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье предпринята попытка определения конкурентной направленности мотивации инновационной деятельности квалифицированных работников. В связи с этим, дано обоснование необходимости постоянного повышения конкурентоспособности инновационного применения предприятиями своего человеческого капитала, что предполагает внедрение каждым из них не только высоких технологий, но и эффективное использование инновационных действий собственных квалифицированных работников. В статье прослеживается инновационная логика совместного конкурентного действия рыночной мотивации и коммерческого стимулирования на повышение конкурентоспособности квалифицированных работников современных предприятий в качестве катализатора активной реализации ими своих не только профессиональных, но также творческих и интеллектуальных способностей. Аргументируется все большая конкурентная зависимость рыночной мотивации и коммерческого стимулирования инновационной деятельности квалифицированных работников современных предприятий от реализации ими своего творческого и интеллектуального потенциала. В статье инновационный диапазон конкурентного действия стимулирующих мотиваторов, побуждающих творческую деятельность, рассматривается по отношению к квалифицированным работникам, как участникам постиндустриальных форм современной конкурентной борьбы, мотивационной базой которых становится совместное влияние на них рыночной мотивации и коммерческого стимулирования. В результате этого, побуждающее действие рыночной мотивации и коммерческого стимулирования на повышение уровня конкурентоспособности квалифицированных наемных работников происходит в конкурентной борьбе на инновационных рынках труда, где каждый из них стремится реализовать, прежде всего, собственные интересы за счет выгодной продажи своих творческих и интеллектуальных способностей.
Ключевые слова: инновационная экономика, инновационная деятельность, квалифицированные работники, современные рынки труда, творческий потенциал, стимулирующие мотиваторы, инновационно-информационное развитие, рыночная мотивация и коммерческое стимулирование, интеллектуальный капитал.
COMPETITIVE EFFECT OF MOTIVATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF QUALIFIED WORKERS
© 2018
Boldyrev Kirill Alexandrovich, doctor of economic Sciences, Professor, Department of public administration Lugansk National University V. Dal (91034, Lugansk, Youth quarter, 20-a, e-mail: [email protected])
Abstract. The article attempts to determine the competitive orientation of the motivation of innovative activities of skilled workers. In this regard, the rationale for the need to constantly improve the competitiveness of innovative use of enterprises of their human capital, which implies the introduction of each of them not only high technologies, but also the effective use of innovative actions of their own skilled workers. The article traces the innovative logic of the joint competitive action of market motivation and commercial incentives to increase the competitiveness of skilled workers in modern enterprises as a catalyst for the active realization of not only professional skills, but also creative and intellectual abilities. The growing competitive dependence of market motivation and commercial incentives for innovative activities of skilled workers of modern enterprises on the realization of their creative and intellectual potential is argued. In the article, the innovative range of competitive action of stimulating motivators that encourage creative activity is considered in relation to skilled workers as participants in the post-industrial forms of modern competitive struggle, the motivational basis of which is the joint influence on them of market motivation and commercial incentives. As a result, the motivating action of market motivation and commercial incentives to increase the level of competitiveness of skilled employees occurs in the competitive struggle in innovative labor markets, where each of them seeks to realize, first of all, their own interests through the profitable sale of their creative and intellectual abilities.
Keywords: innovative economy, innovative activity, skilled workers, modern labor markets, creative potential, stimulating motivators, innovative information development, market motivation and commercial incentives, intellectual capital.
Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. На постиндустриальном этапе инновационно-информационного развития современной экономики особую актуальность приобретает проблема, связанная с созданием комплексной системы конкурентного действия не только рыночной мотивации, но и коммерческого стимулирования инновационной деятельности квалифицированных работников, в основе которой находится эффективная реализация ими своего творческого и интеллектуального потенциала. Теоретическая конфигурация этой проблемы представлена конкурентным превращением творческого и интеллектуального потенциала инновационной деятельности квалифицированных работников современных предприятий в их интеллектуальные ресурсы и интеллектуальный капитал [1;2].
Поэтому практические параметры решения проблемы совместного, комплексного применения современными предприятиями рыночной мотивации и коммерческого стимулирования интеллектуальной деятельности
своих квалифицированных наемных работников устанавливаются на уровне поддержания ими постоянного роста собственной конкурентоспособности, которым становится конкурентный уровень «цены квалифицированного труда». При этом движущей силой этого процесса являются инновационные формы современной конкурентной борьбы, в каждой из которых рыночная мотивация и коммерческое стимулирование оказывают интегрирующее воздействие на рост конкурентоспособности инновационной деятельности квалифицированных работников, побуждая при этом каждого из них к реализации своих творческих способностей и не только через уровень собственной квалификации, но и через другие их деловые качества, которые позволяют делать конкурентный выбор между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами профессионального самовыражения и коммерческим успехом [2].
Анализ последних исследований и публикаций в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на
Boldyrev Kirill Alexandrovich COMPETITIVE EFFECT ...
economic sceinces
которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В инновационной экономике не только коммерческие стимулы, но и рыночные мотивы являются основными катализаторами постиндустриальных форм современной конкурентной борьбы квалифицированных работников, побуждающих каждого из них к росту конкурентоспособности своей инновационной деятельности. Информационный характер инновационных форм развития современной конкурентной борьбы начал проявлять себя такими новыми содержательными признаками, как массовое распространение творческого и интеллектуального труда, качественное увеличение объема научных и практических знаний и информации, приоритетность в её структуре уровней профессионального образования, культуры и мышления. Все это является следствием происходящего интенсивно-воспроизводственного сдвига в инновационно-информационном развитии современных предприятий и, прежде всего, наукоемкой диверсификации их информационного производства.
Переход конкурентоспособных предприятий от массовых энерго-, трудо-, и ресурсоемких технологий к ресурсосберегающим и наукоемким технологиям обусловил более последовательное и рациональное исследование инновационного поведения квалифицированных работников в качестве целостного побуждающего сублимата стимулирующих и мотивационных характеристик, присущих этой быстрорастущей категории постиндустриальных работников. Именно обоснование степени соответствия стимулирующих и мотивирующих позиций инновационного поведения квалифицированных работников конкурентоспособных предприятий, а также взаимодействия стимулирующих и мотивирующих детерминант их инновационной деятельности явилось самыми проблемными аспектами многих научных исследований в области интеллектуального капитала [1;
3].
Проблемные вопросы интегративного применения современными предприятиями рыночной мотивации и коммерческого стимулирования в конкурентоспособной рыночной среде впервые стали центром комплексного анализа в работах таких видных ученых, как Пайк С., Феристем Л., Альберт М., Портер М., Котаер Ф., Норд Д., Вильямсон О., Хеддури Ф., Хентце Й, Стюарт Т., Эдвисон Л., Метцнери Й. и др.
В исследовании одновременного действия рыночной мотивации и коммерческого стимулирования на повышение конкурентоспособности инновационной деятельности квалифицированных работников приняли активное участие также такие отечественные ученые и специалисты, как: Акимова Е. В., Бобылев С.Н., Галимова И.И., Галкина А.Ф., Смирнова С.Б., Гостева О.В., Акен-тьева Е.И., Гурова И.М., Гурова О.В., Гурова Э.Ю., Кротов А.Ю. Хрусталев Е.Ю., Ларин С.Н., Лукьянченко Н.Д., Цибаева М.Л. и многие другие.
В научных работах этих авторов из многих проблемных вопросов, связанных с повышением конкурентоспособности инновационной деятельности квалифицированных работников за счет одновременного побуждающего действия рыночной мотивации и коммерческого стимулирования на реализацию ими своих творческих и интеллектуальных способностей, самыми аналитически обоснованными являются те, которые результатируют конкурентной интерпретацией «интеллектуального капитала». Благодаря этому «интеллектуальный капитал» как новое понятие обрело не только научно-теоретический статус, но и было переведено в практическую плоскость корпоративного менеджмента вообще и конкурентоспособной инновационной деятельности современной квалифицированной рабочей силы, в частности [2].
В связи с этим дальнейшее исследование совместного использования современными предприятиями рыночной мотивации и коммерческого стимулирования ин-
новационной деятельности своих квалифицированных наемных работников предполагает:
- методологическую разработку понятий и категорий, характеризующих конкурентный синтез интегрированных элементов рыночных мотивов и коммерческих стимулов, направленных на повышение конкурентоспособности профессионализма квалифицированных работников;
- аналитическое рассмотрение структурно-логических положений, конкурентно выражающих единство и конкурентоспособную взаимозависимость рыночной мотивации и коммерческого стимулирования творческих и интеллектуальных действий квалифицированных работников.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является определение конкурентного диапазона совместного действия рыночной мотивации и коммерческого стимулирования на повышение конкурентоспособности инновационной деятельности квалифицированных работников современных предприятий через активизацию её творческой и интеллектуальной составляющих стимулирующих мотиваторов [4].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В современной экономике инновационная деятельность квалифицированных работников, прежде всего, характеризуется высоким уровнем неопределенности динамики основных побуждающих рыночных, конкурентных и коммерческих факторов, определяющих её практические результаты. С экономической точки зрения эти факторы формируются за счет инновационного развития не только предпринимательства и конкуренции, но и различных мотивационных детерминант (мотиваторов). К последним относятся не только мотивирующие, но и стимулирующие факторы, которые участвуют в любом инновационном процессе и которые активируют принятие конкурентоспособных решений в сфере инновационной деятельности наемных квалифицированных работников современных предприятий.
В частности, все это говорит о том, что реализация квалифицированными работниками любых нововведений связана не только с предпринимательством и конкуренцией, но и стимулирующими мотиваторами, так как все их инновационные действия должны приобретать крайне рискованный, а значит и высокомотивированный характер. Формирование такого характера определяется профессиональными возможностями, творческими и новаторскими способностями квалифицированной рабочей силы, её предприимчивостью, а они в свою очередь наличием сильной системы мотивационных ценностей
[5].
Мотивационные ценности и высокомотивированный характер конкурентоспособного развития современных предприятий начал проявлять себя в инновационной деятельности их квалифицированных работников. Все это превратило труд заметной части квалифицированных наемных работников в интеллектуальный вид инновационной деятельности, в средство творческой самореализации и профессионального самовыражения, которые содержательно определяют такие новые понятия, как «человеческий капитал», «интеллектуальный капитал» [1].
Конкурентная логика функционирования интеллектуального капитала целенаправляет инновационную деятельность современных предприятий по его использованию посредством создания благоприятных условий и достойных стимулов труда, активизирующих реализацию их квалифицированными наемными работниками своих творческих способностей, интеллектуального потенциала и практического опыта. Конкурентоспособные фирмы и компании, с одной стороны, создавая гуманизированные организационно-технологические условия на современных рабочих местах, минимизируют рыночное отчуждение квалифицированных наемных
экономические науки
Болдырев Кирилл Александрович КОНКУРЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ ...
работников от своего творческого труда и, с другой стороны, увеличивая материальные стимулы, формируют у каждого из них творческие мотивы к высокопроизводительному труду. В этом случае, увеличение затрат этих организаций в несколько раз компенсируется большим ростом производительности труда.
Так, например, в качестве конкурентоспособной основы побуждающего действия стимулирующих мотиваторов на инновационную деятельность квалифицированных наемных работников могут выступать, прежде всего, такие стимулы, которые инициируют рыночную мотивацию постиндустриальных форм современной конкурентной борьбы между ними.
К примеру, морально-психологические стимулы также в определенной мере следует включить в качестве не прямых, а опосредованных «стимулирующих» мотиваторов. Эти стимулы непосредственно не связаны с текущими коммерческими доходами, но в инновационных условиях они косвенно несут на себе отпечаток будущих конкурентных выгод. Морально-психологические стимулы не выпадают из поля действия принципа выгодности, так как их рыночная конструкция всегда мотивированно целенаправленна.
Поэтому такие стимулы также активируют конкурентное действие стимулирующих мотиваторов, которые проявляются в относительно не рыночной сфере -сфере духовно-нравственного, психофизиологического, культурного, социально-общественного самоутверждения [6-20].
Коммерческие стимулы в качестве конкурентного действия «стимулирующих» мотиваторов осуществляются в основном через материальную заинтересованность квалифицированных работников современных предприятий. В этой сфере своего мотивированного действия такие стимулы «снимают» многие рыночные противоречия, объективно возникающие в процессе творческой реализации частных интересов в постиндустриальных формах современной конкурентной борьбы рыночных контрагентов. Этот процесс синтезирован в установлении относительного соответствия рыночных потребностей - частным коммерческим интересам - рыночным мотивам - коммерческим стимулам - материальной заинтересованности - удовлетворению новых инновационных рыночных потребностей.
Например, коммерческие стимулы к творческому труду квалифицированных работников разрешают инновационные противоречия, обусловленные отчуждением их труда от частной собственности путем повышения заработной платы, выплаты премий за сложные условия труда, за высокоинтенсивный и производительный труда и т.д. Тем самым, они формируют стимулирующие мотиваторы к высокопроизводительному и высокоинтенсивному труду в рамках расширенного воспроизводства квалифицированной рабочей силы и наряду с этим способствуют повышению стимулирующей ценности творческого труда в общей структуре мотивационных ценностей современного творческого сознания и трудовой этики, конкурентной коммуникабельности и т.д. [21].
Однако внутреннюю логику конкурентного действия мотивации инновационной деятельности квалифицированных работников полнее раскрывает побудительный механизм стимулирующих мотиваторов этой категории работников современных предприятий. Побудительный механизм стимулирующей мотивации квалифицированных работников свое конкурентное действие осуществляет в постиндустриальных формах современной конкурентной борьбы, в которых он и предстает в виде трех основных конкурентных составляющих:
- конкурентный механизм материального вознаграждения, обеспечивающего возмещение рыночных затрат сложного и ответственного труда и коммерческого воспроизводства квалифицированной рабочей силы адекватно творческим усилиям и интеллектуальным резуль-
татам квалифицированных наемных работников;
- конкурентный механизм гуманизации условий и стимулирования квалифицированного труда;
- конкурентный механизм высокомотивированного осуществления творческих и интеллектуальных, а также социальных и институциональных мотивов, конкурентное действие которых направлено на активизацию инновационной деятельности квалифицированных работников современных предприятий.
В этом триедином состоянии побудительный механизм стимулирующих мотиваторов осуществляет конкурентную интеграцию стимулирующего действия рыночной мотивации и мотивирующего действия коммерческого стимулирования квалифицированных работников современных предприятий, равнонаправленную на реализацию ими своих творческих и интеллектуальных способностей. Это значит, что специфика интеллектуального действия стимулирующих мотиваторов квалифицированных работников может быть также проанализирована на уровне стимулирующей оценки конкурентных интересов всех участников инновационной деятельности. Побудительный механизм реализации этих интересов должен быть целенаправлен на устранение имеющейся на многих неконкурентоспособных предприятиях тенденции девальвации общетрудовых мотивов поведения личности, материальных и моральных стимулов к производительному труду, проявления инициативы и предприимчивости квалифицированных наемных работников, что наряду с другими инновационными факторами ведет к снижению производительности и качества труда.
Представляется, что побудительный механизм конкурентного действия стимулирующих мотиваторов инновационной деятельности квалифицированных работников современных предприятий концентрируется и варьирует вокруг деловых интересов участников предпринимательского и профессионального бизнеса. Их доминирование в инновационной деятельности современных конкурентоспособных предприятий обуславливает необходимость сбалансированной синхронизации профессиональных интересов квалифицированных наемных работников с бизнес интересами предприятий. Мотивационной основой такого конкурентного действия побудительного механизма стимулирующих мотиваторов квалифицированных наемных работников может стать творческая «репрофессионализация» их инновационной деятельности, сопровождаемой творчеством каждого из них в установлении быстро меняющихся инновационных требований современных рабочих мест, в участии долевого распределения прибыли, в развитии партнерских отношений конкурентного сотрудничества на предприятии и т.д. Имеются в виду и другие инновационные формы конкурентного действия механизма стимулирующих мотиваторов квалифицированных наемных работников, способствующие его превращению в универсального регулятора инновационной деятельности всех её участников. Этот механизм побуждает не только квалифицированных работников, но и предпринимателей к конкурентной реализации своих творческих и интеллектуальных способностей на инновационных рынках высоких технологий и труда.
Как свидетельствует анализ интеллектуального действия внешних и внутриорганизационных факторов, среди них на любом современном рынке труда и инновационных рынках высоких технологий наибольшее конкурентное действие на формирование побудительного механизма стимулирующих мотиваторов инновационной деятельности всех их участников оказывает интеллектуальный характер этих факторов, так как они стимулируют мотивационное взаимодействие на этих рынках всех других рыночных, конкурентных и коммерческих факторов. В качестве такового интеллектуальное действие этих факторов выступает потому, что они, во-первых, позволяют осуществить выбор конкурентной
Boldyrev Kirill Alexandrovich economic
COMPETITIVE EFFECT ... sceinces
стратегии и обеспечить эффективность её реализации на различных этапах деятельности предприятия на инновационных рынках; во-вторых, конкурентное действие инновационных факторов на инициирование интеллектуального диапазона мотивационного роста конкурентоспособности делового потенциала рынков высоких технологий и современных рынков труда, что приводит к тому, что они оцениваются не только наличием неиспользованных профессиональных и предпринимательских способностей, но и, соответственно, побуждающего механизма стимулирующих мотиваторов интеллекта и инноваций [22].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
1. Неполный факторный анализ инновационной деятельности квалифицированных работников современных предприятий не представляет возможности комплексной оценки всех направлений мотивации этой категории работников. Такой анализ лишь только позволяет обозначить инновационный алгоритм мотива-ционных условий, необходимых для их конкурентных действий.
2. В условиях нестабильной внешней среды конкурентное действие мотивации инновационной деятельности квалифицированных наемных работников должно сопровождаться на предприятиях следующими мотива-ционными характеристиками:
- наличием высокомотивированных альтернативных решений конкурентных инновационных действий;
- вероятностным определением ожидаемых трудовых результатов от творческих действий в виде возникновения рыночных убытков или получения коммерческих доходов от инновационной деятельности;
- структурным улучшением деловой компетенции и конкурентной ответственности, связанных с выполнением квалифицированными работниками инновационных требований конкурентоспособных рабочих мест на основе «шкалы оценок» стимулирующего действия трудовых мотивов;
- ростом эффективности использования конкурентоспособных ресурсов и обеспечения конкурентоустойчи-вых резервов развития мотивации квалифицированных работников предприятия;
- получением конкурентных преимуществ (например преимуществ в налогообложении при инновационной деятельности, в инвестиционном участии в инновационных тендерах и т.д.) как основы формирования побудительных элементов механизма стимулирующих мотиваторов, который потенциально может инициировать инновационное поведение квалифицированных работников.
3. Конкурентное действие мотивации инновационной деятельности квалифицированных работников конку-рентоустойчивых предприятий происходит в результате осуществления побудительного механизма стимулирующих мотиваторов на реализацию каждым из них своих творческих и интеллектуальных способностей, формирующих содержательную квинтэссенцию не только трудового, но также и производственного, инновационного, финансового, маркетингового, управленческого, коммуникационного и мотивационного потенциалов.
Поэтому побудительный механизм стимулирующих мотиваторов инновационной деятельности квалифицированных работников необходимо рассматривать как составную часть конкурентного действия мотивации, обеспечивающей эффективное влияние на интеллектуальные и инновационные факторы, от состояния которых зависит конкурентоспособный потенциал предприятий [5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гостева О.В., Акентьева Е.И. Интеллектуальные ресурсы как основа интеллектуального капитала организации // Международный научно-исследовательский журнал. - № 6 (37). — 2015. — Ч. 3. — С. 34-36.
2. Кротов А.Ю. Интеллектуальный капитал и организационное знание как инновационные факторы управления современными компа-
ниями //Креативная экономика. — 2013. — № 1 (73). — С. 51-58.
3. Гендлина Ю.Б. Человеческий капитал как ключевой риск проекта модернизации. «Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение». - №3 (55) 2018. — С. 51-55.
4. Гурова И.М., Гурова О.В. Зарубежный опыт мотивации и стимулирования трудовой деятельности // Экономика и социум: современные модели развития. 2017. №18.
5. Береговая И.Б. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия // Символ науки, 2015. - № 12. — С. 90-93.
6. Лобанова Т.Н. Современный мотивационный механизм // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 260-264.
7. Прокофьева У.Н. Трудовая мотивация и психологический климат в коллективе в сфере торгового бизнеса // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1 (6). С. 62-65.
8. Захаров А.Н. Зарубежный опыт мотивации и оплаты труда // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 19-30.
9. Патраков Э.В. Мотивация представителей помогающих профессий на основе акмеологического подхода //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 297-300.
10. Гайнутдинова Е.В. Когнитивный подход в понимании феномена мотивации //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 173-180.
11. Пипко Е.Г. Маркетинг инноваций как условие эффективной стратегии инновационного развития // Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 50-51.
12. Ординарцева Г.П. Особенности мотивации персонала в условиях экономического кризиса на примере военной службы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 127-128.
13. Щербаков И.В. Мотивация инновационной деятельности индивида с экономикоинституциональных позиций // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 154-157.
14. Карымова О.С. Опыт изучения лояльности сотрудников в коммерческой организации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 298-300.
15. Волков И.В., Шаманин Е.В. Эволюция понятия мотивация в трактовках зарубежных и отечественных ученых // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 206-209.
16. Шнайдер О.В., Федулова Н.Н. Основные пути повышения эффективности использования производственного потенциала предприятия //Балканско научно обозрение. 2017. № 1. С. 40-42.
17. Панина И.Н. Структура, формирование и развитие мотивации достижения успехов у сотрудников организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 477-480.
18. Воробьёва О.А., Шарафутдинов И.Р. Надомные и дистанционные работники: сравнительно - правовой аспект // Хуманитарни Балкански изследвания. 2017. № 1. С. 44-46.
19. Крюкова А.А., Гизатулина М.Ф. Инновационные подходы к мотивации персонала //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 67-68.
20. Марчук Н.Ю., Карапетян Л.В. Феноменологический анализ мо-тивационной готовности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 293-297.
21. Кошеленко В.О. Дифференциация факторов конкурентоспособности предприятия на основе временного фактора // Актуальт проблеми економти. — 2008. - № 3 (81). — С. 136-141.
22. Галимова И.И., Худайбергенов Т.Х. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала //Инновационная наука. 2017. №9.
Статья поступила в редакцию 29.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018