УДК 332.055
КОНКУРЕНТНАЯ КАРТА РЫНКА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ ТКАНЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
М.В. Мошкарина, И.Г. Кукукина, А.В. Сидоров
Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина
В статье обозначены актуальные проблемы текстильной отрасли Ивановской области. Ивановская область, несмотря на кризисные явления в экономике, является лидером в текстильном производстве России. Производители хлопчатобумажных тканей в Ивановской области выжили и продолжают конкурировать с импортной продукцией. Приведена классификация компаний-производителей хлопчатобумажных тканей по рыночной доле и темпам ее прироста на рынке Ивановской области. Построена конкурентная карта рынка, дающая возможность дифференцировать предприятия по занимаемой конкурентной позиции. Дана характеристика конкурентной позиции каждого анализируемого предприятия. Определены особенности конкурентной борьбы на данном рынке. Выявлена необходимость улучшения конкурентной позиции предприятий посредством управления лояльностью потребителей. Даны рекомендации по улучшению конкурентной позиции предприятий-производителей на региональном рынке.
Ключевые слова: текстильная промышленность, хлопчатобумажные ткани, конкурентная карта рынка, конкурентная позиция, лояльность потребителей.
Ивановская область, несмотря на кризисные явления в экономике, является лидером в текстильном производстве России. Доля предприятий Ивановского региона в объеме общероссийского выпуска текстильной продукции составляет около 80% [2]. Несмотря на проблемы с высокой степенью износа оборудования, сырьевой зависимостью, низкой рентабельностью продаж и проблемы с банковским кредитованием, производители хлопчатобумажных тканей в Ивановской области выжили и продолжают конкурировать с импортной продукцией. Конкурентная борьба сегодня осложнена проблемами с таможенным законодательством, которое не предусматривает практически никаких мер по защите внутреннего рынка страны. Большинство товаров из Китая, Пакистана, Турции и стран Европы ввозятся нелегально и продаются по низким ценам, с которыми сложно конкурировать отечественным производителям [1]. Однако с введением антироссийских санкций и некоторой экономической изоляции России от мировых рынков у отечест-
венных производителей текстильной продукции появляется возможность укрепить свои конкурентные позиции на внутреннем рынке за счет импорто-замещения. Отечественным предприятиям-производителям важно понимать структуру рынка и оценивать свою конкурентную позицию. Только изучив рынок и распределение сил на нем, предприятия смогут выстроить эффективный алгоритм повышения конкурентоспособности на основе управления лояльностью потребителей.
Самым наглядным методом исследования положения предприятий на товарном рынке является построение конкурентной карты рынка. Конкурентная карта рынка представляет собой классификацию конкурентов по двум ключевым параметрам: занимаемой ими позиции на рынке (рыночной доле); динамике доли рынка (темпам прироста доли рынка). Конкурентная карта позволяет определить соотношение сил между конкурентами на рынке, показывает типовые стратегические положения предприятий-конкурентов и
позволяет разработать рекомендации для каждой стратегической группы [3].
Для построения конкурентной карты рынка текстильной отрасли Ивановской области проведен анализ рынка с участием производственно-
торговых предприятий области по виду деятельности «Производство хлопчатобумажных тканей». Исходная информация по анализируемым предприятиям приведена в табл. 1.
Таблица 1
Основные показатели работы текстильных предприятий Ивановской области за 2014-2015 гг. по данным СБиС [4]
Наименование предприятия Выручка за 2014 г., млн руб. Выручка за 2015 г., млн руб. Доля рынка за 2014 г., % Доля рынка за 2015 г., % Темп роста доли рынка, д.е. Средний срок об-служива-ния клиентов, лет
1. ООО «ХБК «На-втекс» 0 156,422 0 1,34 0 1,0
2. ОАО ХБК «Шуйские ситцы» 2347,269 2335,171 22,24 19,96 0,8977 2,0
3. ООО «ТДЛ Текстиль» 5341,328 5015,649 50,60 42,87 0,8473 2,5
4. ООО «Текстильная компания «Красная Талка» 529,34 556,512 5,01 4,76 0,9486 1,5
5. ООО «Родники-Текстиль» 679,511 820,173 6,44 7,01 1,0891 1,0
6. ООО «Самойлов-ский текстиль» 628,93 433,761 5,96 3,71 0,6223 0,5
7. ООО «Производственное предприятие «Красный Октябрь» 173,909 281,605 1,65 2,41 1,4611 0,5
8. ООО «Текстильная компания Солидарность» 148,374 255,983 1,41 2,19 1,5567 1,0
9. ЗАО «Текстильная компания «Русский дом» 5,13 4,952 0,05 0,04 0,8710 1,0
10. ООО «Арт- дизайн» 27,007 13,608 0,26 0,12 0,4546 2,0
11. ООО «Вселенная текстиля» 40,427 64,217 0,38 0,55 1,4333 2
12. ООО «Ивекс» 6,097 0,646 0,06 0,01 0,0956 1,5
13. ООО «Край-текс» 225,756 89,701 2,14 0,77 0,3585 1,0
14. ООО «Текс-дизайн» 10,531 5,727 0,10 0,05 0,4907 2,0
15. ООО «Текстильные традиции» 26,415 0,156 0,25 0,00 0,0053 1,0
16. ООО «Флинт» 146,366 141,957 1,39 1,21 0,8751 1,5
17. ООО «Текстильный торговый дом» (Тейковский ХБК) 220,121 1523,308 2,09 13,02 6,2400 2,0
ИТОГО 10556,511 11699,548 100,00 100,00 18,2469 1,3
Проведем формирование групп слабых и сильных предприятий в зависимости от их рыночной доли. Для этого определим среднее значение доли рынка:
Ргр =
п
где п - количество компаний на рынке.
Ър = — = 0,0538 = 5,33%
В табл. 2 представлена группировка предприятий на слабые и сильные, в зависимости от размера их рыночной доли, по сравнению со средним значением рыночной доли (рср).
Таблица 2
Группировка предприятий по занимаемой рыночной доле
Слабые р;<рср Сильные р;>рср
ООО «ХБК «Навтекс» ООО «Текстильная компания «Красная Талка» ООО «Самой-ловский текстиль» ООО «Производственное предприятие «Красный Октябрь» ООО «Текстильная компания Солидарность» ЗАО «Текстильная компания «Русский дом» ООО «Арт-дизайн» ООО «Вселенная текстиля» ООО «Ивекс» ООО «Крайтекс» ООО «Текс-дизайн» ООО «Текстильные традиции» ООО «Флинт» ОАО ХБК «Шуйские ситцы» ООО «ТДЛ Текстиль» ООО «Родники-Текстиль» ООО «Текстильный торговый дом»
Определим среднее значение рыночной доли по группе слабых предприятий:
РсрлоаВ. С ' Рг{паб. )/ ^слв5. ' С^}
где рср слаб. - средняя рыночная доля по группе слабых предприятий; Р1 слаб. - рыночная доля 1-го слабого предприятия; п слаб. - количество слабых предприятий. Рср спае. = (1,34 + 4,76 + 3,71 + 2,41 + 2,19 + ,004 + 0,12 + 0,55 + 0,01 + 0,77 + 0,05 + 1,21)/13 = 0,0132= 1,32%. Определим среднее значение рыночной доли по группе сильных предприятий:
"сильн.
Рср СИЛЬН. ( / РгСНЛЬН.) / "ьшш'
ср сил
где рср сильн. - средняя рыночная доля по группе сильных предприятий; Р1 сильн. - рыночная доля 1-го сильного предприятия; п сильн. - количество сильных предприятий. Рср сильн. = С19'96 + 42,87 + 7,01 + 13,02)/4 = 0,2072 = 20,72%.
Проведем деление всех предприятий на 4 группы в зависимости от их рыночной доли по отношению к средним значениям рыночных долей: группа I - лидеры рынка (рыночная доля от Рср сильн. до Ртах); группа II - предприятия с сильной конкурентной позицией (рыночная доля от Рср до Рср сильн.); группа III - предприятия со слабой
конкурентной позицией (рыночная доля от Рср слаб. до Рср); группа IV - отстающие на рынке (рыночная доля от Ртт до Рср слаб.). Группировка предприятий по их рыночной доле по отношению к средним значениям рыночных долей по группам слабых и сильных предприятий приведена в табл. 3.
Таблица 3
Четыре группы предприятий по занимаемой доле рынка
Группа I Лидеры рынка (Рср сильн. ^ Р — Ртах) Группа II Предприятия с сильной конкурентной позицией (Рср ^ Р — Рср сильн.) Группа III Предприятия со слабой конкурентной позицией (Рср слаб. ^ Р — Рср) Группа IV Отстающие на рынке (Ртш ^ Р — Рср слаб.)
ООО «ТДЛ Текстиль» ОАО ХБК «Шуйские ситцы» ООО «Родники-Текстиль» ООО «Текстильный торговый дом» ООО «ХБК «Навтекс» ООО «Текстильная компания «Красная Талка» ООО «Самойловский текстиль» ООО «Производственное предприятие «Красный Октябрь» ООО «Текстильная компания Солидарность» ЗАО «Текстильная компания «Русский дом» ООО «Арт-дизайн» ООО «Вселенная текстиля» ООО «Ивекс» ООО «Крайтекс» ООО «Текс-дизайн» ООО «Текстильные традиции» ООО «Флинт»
Проведем формирование групп предприятий, присутствующих на рынке, в зависимости от темпа роста их рыночной доли. Темп роста рыночной доли:
где Р1 - рыночная доля предприятия в отчетном периоде (2015 г.), %;
Р0 - рыночная доля предприятия в базовом периоде (2014 г.), %.
Определим средний темп роста рыночной доли фирм на рынке по следующей формуле:
где Тср - средний темп роста рыночной доли предприятия на рынке;
Т - темп роста 1-го предприятия на рынке;
п - количество предприятий на рынке.
Тср = 18,2469/17 = 1,0733.
Группировка фирм по уровню темпа роста рыночной доли предприятия приведена в табл. 4.
Определим среднее значение темпа роста рыночной доли по группе слабых предприятий:
«СМЬ
где Тср слаб. - средний темп роста рыночной доли по группе слабых предприятий; Ti слаб. - темп роста рыночной доли i-го слабого предприятия; пслаб. - количество слабых предприятий.
тер™в. ~ (0,3977 -I- 0,3473 -+ 0,9-136 4- 0,3710 4- 0,4546 -+ 0,0956 + 0,3535 4- 0,4907
-I- 0,0053 -I- 0,3751 -I- 0,6223)/12 = 0,5339. Определим среднее значение темпа роста рыночной доли по группе сильных фирм по формуле:
^срсильн. С / ^"г сильн, 3 / ^"с
ср сильн ^ / г сильн. сильн.'
[=1
где Тср сильн. - средний темп роста рыночной доли по группе сильных предприятий; Т сильн. - темп роста рыночной доли 1-го сильного предприятия; псильн. - количество сильных предприятий.
Тср сильн. = (1,0591-1- 1,4611 -I-1,5567 + 1,4333 4- 6,2442)/5 = 2,3568,
Таблица 4
Группировка предприятий по уровню темпа роста рыночной доли
Слабые Сильные
Т;<Тср Т;>Тср
ООО «ХБК «Навтекс» ООО «Текстильная
ОАО ХБК «Шуйские ситцы» компания Солидар-
ООО «ТДЛ Текстиль» ность»
ООО «Самойловский текстиль» ООО «Производствен-
ООО «Текстильная компания «Красная Талка» ное предприятие
ЗАО «Текстильная компания «Русский дом» «Красный Октябрь»
ООО «Арт-дизайн» ООО «Родники-
ООО «Ивекс» Текстиль»
ООО «Крайтекс» ООО «Текстильный
ООО «Текс-дизайн» торговый дом»
ООО «Текстильные традиции» ООО «Вселенная тек-
ООО «Флинт» стиля»
Проведем деление всех предприятий на 4 группы, в зависимости от темпа роста их рыночной доли, по отношению к среднему значению темпа роста рыночных долей. Выделим следующие группы предприятий: группа I - предприятия с быстрым улучшением конкурентной позиции (темп роста рыночной доли от Тср сильн. до Tmax); группа II - предприятия с улучшением конкурентной позиции (темп роста рыночной доли от Тср до Тср сильн. ); группа III - предприятия с ухудшением конкурентной позиции (темп роста рыночной доли от Тср слаб.
до Тср); группа IV - предприятия с быстрым ухудшением конкурентной позиции (рыночная доля от Тт1п до Тср слаб.). Данная группировка приведена в табл. 5.
На основе приведенных выше группировок предприятий построим конкурентную карту рынка Ивановской области среди текстильных предприятий с основным видом деятельности «Производство хлопчатобумажных тканей» (табл. 6).
Конкурентная карта показывает, что на рынке производителей хлопчатобумажных тканей Ивановской облас-
ти имеется только один лидер - ООО «ТДЛ Текстиль». Однако и его конкурентная позиция ухудшилась в 2015 г. по отношению к 2014 г. Предприятиями с сильной конкурентной позицией являются ООО «Родники-Текстиль», ОАО ХБК «Шуйские ситцы» и ООО «Тек-
Группировка предприятий
стильный торговый дом». Они являются основными участниками текстильного кластера Ивановской области, на их базе созданы технопарки и сосредоточены основные производственные мощности.
Таблица 5 темпу роста их рыночной доли
Группа I Предприятия с быстрым улучшением конкурентной позиции (Тср сильн. ^ Т1 — Ттах) Группа II Предприятия с улучшением конкурентной позиции (Тср ^ Т1 — Тср сильн.) Группа III Предприятия с ухудшением конкурентной позиции (Тср слаб. ^ Т — Тср) Группа IV Предприятия с быстрым ухудшением конкурентной позиции (Тт1п ^ Т1 — Тср слаб.)
ООО «Текстильный торговый дом» ООО «Родники-Текстиль» ООО «Производственное предприятие «Красный Октябрь» ООО «Текстильная компания Солидарность» ООО «Вселенная текстиля» ОАО ХБК «Шуйские ситцы» ООО «ТДЛ Текстиль» ООО «Текстильная компания «Красная Талка» ЗАО «Текстильная компания «Русский дом» ООО «Флинт» ООО «Самойловский текстиль» ООО «ХБК «На-втекс» ООО «Арт-дизайн» ООО «Крайтекс» ООО «Ивекс» ООО «Текс-дизайн» ООО «Текстильные традиции»
Предприятие ОАО ХБК «Шуйские ситцы», имея серьезные финансовые трудности, теряет свою конкурентную позицию, снизив долю рынка до 19,96% в 2015 г. против 22,24% в 2014 г. ООО «Текстильный торговый дом», присутствующий на рынке всего 2 года, существенно увеличил свою рыночную долю - до 13,02% в 2015 г. против 2,09% в 2014 г., показав высокий темп прироста рыночной доли и попав в категорию предприятий с быстрым улучшением конкурентной позиции. Поскольку предприятие является правопреемником крупного предприятия ООО «Тейковский ХБК», сменившего юридическое лицо, это обстоятельство объясняет столь значительный рост
объемов продаж компании ООО «Текстильный торговый дом».
Слабой конкурентной позицией характеризуются ООО «Производственное предприятие «Красный Октябрь», ООО «Текстильная компания Солидарность», ООО «Текстильная компания «Красная Талка», ООО «Са-мойловский текстиль» и ООО ХБК «Навтекс». ООО «Производственное предприятие «Красный Октябрь» и ООО «Текстильная компания Солидарность» отнесены к категории предприятий, улучшающих свою конкурентную позицию. Они показали увеличение темпов роста рыночной доли в 2015 г.
ООО «Текстильная компания «Красная Талка» и ООО «Самойлов-ский текстиль», наоборот, снизили свои темпы роста рыночной доли и попали в
категорию предприятий с ухудшением конкурентной позиции. ООО ХБК «На-втекс» попало в категорию предприятий с быстрым ухудшением конкурентной позиции. Это новая компания, зарегистрированная в 2014 г. и начавшая свою деятельность только в 2015 г., поэтому рано говорить об ухудшении ее конкурентной позиции. Наоборот, входя в холдинг компаний ООО «ТДЛ Текстиль», данная компания
имеет существенные перспективы роста рыночной доли в сегменте производства хлопчатобумажных тканей.
Аутсайдерами рынка оказались восемь текстильных предприятий: ООО «Вселенная текстиля», ЗАО «Текстильная компания «Русский дом», ООО «Флинт», ООО «Арт-дизайн», ООО «Ивекс», ООО «Крайтекс», ООО «Текс-дизайн», ООО «Текстильные традиции».
Таблица 6
Конкурентная карта рынка «Производство хлопчатобумажных тканей»
в Ивановской области
Позиция на рынке Лидеры рынка Предприятия с сильной конкурентной позицией Предприятия со слабой конкурентной позицией Отстающие предприятия
Предприятия с быстрым улучшением конкурентной позиции ООО «Текстильный торговый дом»
Предприятия с улучшением конкурентной позиции ООО «Родники-Текстиль» ООО «Производственное предприятие «Красный Октябрь» ООО «Текстильная компания Солидарность» ООО «Вселенная текстиля»
Предприятия с ухудшением конкурентной позиции ООО «ТДЛ Текстиль» ОАО ХБК «Шуйские ситцы» ООО «Текстильная компания «Красная Талка» ООО «Самойлов-ский текстиль» ЗАО «Текстильная компания «Русский дом» ООО «Флинт»
Предприятия с быстрым ухудшением конкурентной позиции ООО «ХБК «На-втекс» ООО «Арт-дизайн» ООО «Ивекс» ООО «Край-текс» ООО «Текс-дизайн» ООО «Текстильные традиции»
Большинство из рассмотренных предприятий попали в категорию предприятий с ухудшающейся и быстро
ухудшающейся конкурентной позицией. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство данных предприятий
переориентировалось с производства собственных хлопчатобумажных тканей на перепродажу импортных тканей, производя из них готовые изделия, что обусловлено низкой рентабельностью текстильного производства, кризисом банковского кредитования бизнеса и проблемами на сырьевых рынках. Именно поэтому они сократили свои доли рынка по производству хлопчатобумажных тканей, переместившись в более рентабельный сегмент рынка готовой продукции.
В условиях ужесточения конкуренции в текстильной промышленности со стороны иностранных производителей, проблем роста «серого» импорта, а также незащищенности внутреннего рынка страны наиболее острой проблемой является не конкуренция отечественных производителей друг с другом, а необходимость импортоза-мещения на основе повышения лояльности потребителей внутреннего рынка к товарам отечественных производите-
лей. Именно лояльность потребителей, являясь драйвером роста спроса, станет важнейшим конкурентным преимуществом отечественных производителей на внутреннем рынке, а также фактором повышения их конкурентоспособности и укрепления конкурентных позиций.
ЛИТЕРАТУРА
1.Кукукина И.Г., Мошкарина М.В. Методологические аспекты оценки влияния лояльности потребителей на рост стоимости текстильной компании // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2014. № 2. С. 62-67.
2. Официальный сайт Правительства Ивановской области [Электронный ресурс] -Режим доступа: www.ivanovoobl.ru (дата обращения 01.03.2017).
3. Савельева Н.А. Стратегический менеджмент: учебник Ростов н/Д: Феникс, 2012. 382 с.
4. Электронная база данных СБиС [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.sbis.ru (дата обращения 01.03.2017).
Рукопись поступила в редакцию 5.04.2017
COMPETITIVE CARD OF THE MARKET OF MANUFACTURERS COTTON FABRICS OF
THE IVANOVO AREA
M. Moshkarina, I. Kukukina, A. Sidorov
In article actual problems of textile branch of the Ivanovo area are designated. The Ivanovo area, despite the crisis phenomena in economy, is the leader in textile manufacture of Russia. Manufacturers of cotton fabrics in the Ivanovo area have survived and continue to compete to import production. Classification of the companies-manufacturers of cotton fabrics by a market share and rates of its gain in the market of the Ivanovo area is given. The competitive card of the market, giving the chance to differentiate the enterprise for a taken competitive position is constructed. The characteristic of a competitive position of each analyzed enterprise is given. Features of competitive struggle in the given market are defined. Necessity of improvement of a competitive position of the enterprises by means of management of loyalty of consumers is revealed. Recommendations about improvement of a competitive position of the enterprises-manufacturers in the regional market are made.
Key words: textile industry, cotton fabrics, competitive card of the market , competitive position, loyalty of consumers.