ББК 65.9(2)422-36
Н. М. Чечеткина
Волгоградский филиал
Российского государственного торгово-экономического университета
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ)
В современных условиях рынок насыщен огромным количеством разнообразной продукции, в том числе текстильной. Постельное белье является неотъемлемым атрибутом быта. Помочь покупателю ориентироваться в широчайшем море товаров, представленных на рынке, - главная цель каждого работника торговли. Для того чтобы оказать квалифицированную помощь потребителям, специалист торговли должен не только знать потребительские характеристики продукции текстильной отрасли, но и умело осуществлять действия, связанные с формированием структуры ассортимента, контролем и экспертизой качества продаваемой продукции. Специалист торговли должен знать, какие основные потребности способно удовлетворить то или иное изделие, какие проблемы можно решить, сделав правильный выбор.
Постельное белье в легкой промышленности шьет чуть ли не каждое третье предприятие - 300 из 999 предприятий швейной промышленности, и это несмотря на то, что их выпуск прекратило 145 предприятий (35 % предприятий, выпускавших белье в 2004 г.) Но в большинстве случаев это небольшие производства. Более половины предприятий (166 из 300) выпустили менее чем по 5 тыс. шт., 76 из них - менее чем по 1 тыс. шт. комплектов.
Несмотря на рост производства постельного белья, на 152 предприятиях (57 % предприятий, выпускавших постельное белье в 2004 и 2005 гг.) его выпуск снизился и лишь на 106 (39 %) - увеличился.
На 11 предприятиях (менее 4 % общего количества) выпуск превысил 300 тыс. шт. комплектов. Они произвели 71 % всего объема производства постельного белья в легкой промышленности.
Все возрастающая часть постельного белья приходится на производства, созданные на хлопчатобумажных предприятиях. В 2005 г. таких производств было 28. Выпуск на них увеличился на 51 % и составил 10 233 тыс. шт. комплектов, т. е. две трети всего выпуска постельного белья в легкой промышленности и 37 % общего его выпуска в стране.
Ассортимент постельного белья и особенности формирования его структуры рассмотрим на примере торговой компании ООО «Мидитекс» -одной из крупных оптовых компаний по торговле тканями на Северном Кавказе. Компания поставляет на рынок Южного федерального округа широкий ассортимент сорочечных и плательно-костюмных тканей, тканей
для комплектов постельного белья, интерьерных и декоративных тканей, скатертных и бытовых тканей, гобеленов и вафельного полотна, полотенца, полно представлены комплекты постельного белья, махровые изделия и многое другое из хлопка и льна, производимое ведущими комбинатами России.
Основными поставщиками постельного белья на ООО «Мидитекс» являются ведущие текстильные комбинаты России.
ОАО «Корпорация «Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат» -крупнейшее текстильное предприятие России и Европы с 50-летним опытом производства. По данным Госкомстата РФ, комбинат является лидером на рынке домашнего текстиля. ОАО «Корпорация «ЧХБК» является победителем конкурса «100 лучших товаров России» и «Золотой знак качества ХХ1 века», обладателем престижных наград: Международная Золотая Звезда, Золотой Меркурий, Гран-при Америки за качество, Золотой Орел и др. ОАО «Корпорация «ЧХБК» динамично развивается в сфере дизайна, качества и технологии продаж. В 2003 г. предприятие зарегистрировало собственную торговую марку «Хлопковый Рай®». Постельное белье под этой маркой сразу завоевало популярность среди потребителей изысканным дизайном и доступностью, благодаря чему успешно конкурирует с импортом. Постельное белье «Хлопковый Рай» - это натуральные хлопковые ткани европейского качества, стильный дизайн, устойчивые красители и отличный пошив. Коллекция «Хлопковый Рай» создана с учетом тенденций мировых выставок моды. Она обновляется к каждому сезону и включает в себя три линии: романтическая линия - нежные, светлые и прозрачные цветочные рисунки; актуальные европейские дизайны - со смелым подбором ритмов, гармоничным сочетанием холодных и теплых тонов; этническая линия представлена темой Востока, Греции, Центральной Америки с орнаментальными мотивами и оригинальной графикой элементов.
Качественная упаковка с фотографией, соответствующей уложенному комплекту, привлекает взгляд и делает легким выбор постельного белья. Чтобы сохранить товарный вид при транспортировке, постельное белье «Хлопковый Рай» доставляется в места торговли в коробах по 4-5 комплектов. Постельное белье производства ОАО «Корпорация «ЧХБК» - это высокое качество по российской цене.
ОАО «Хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы» - известное российское текстильное предприятие с богатой историей и традициями. Крупнейший текстильный комбинат Ивановской области стабильно занимает первое место среди родственных предприятий региона. Комбинат «Шуйские ситцы» - это современные производственные цеха, новейшее технологическое оборудование России, Германии, Голландии, Японии, богатый ассортимент широких и узких хлопчатобумажных тканей, швейных изделий.
Компании «ТДЛ «Текстиль» и ТДЛ «Полартекс» - две стабильные и процветающие компании, занимающиеся производством и реализацией текстильной продукции. Компания «ТДЛ «Текстиль» более 9 лет предлагает потребителям хлопчатобумажные ткани практически всех товарных групп - от марли до готовых тканей одежно-постельного ассортимента и изделий из них.
Компания «ТДЛ «Полартекс» является крупнейшим в Центральной России продавцом традиционных льняных и полульняных тканей.
Большинство реализуемых тканей и изделий произведено промышленными предприятиями, имеющими многолетний опыт изготовления высококачественной текстильной продукции, которая включает в себя более чем 500 артикулов тканей и наименований швейных изделий. Для удовлетворения спроса рынка во вновь созданных подразделениях и с участием партнёров разрабатываются новые дизайны тканей: рисунки и структуры, сырьевые композиции; конструируются современные швейные изделия.
Компании «ТДЛ «Текстиль» и «ТДЛ «Полартекс» ежемесячно выпускают и продают более 1,5 млн м льняных и полульняных тканей, до 10 млн м высококачественной марли, 4 млн м бязи, около 5 млн м ситцев, более 40 млн м хлопчатобумажных и смесовых тканей, много разнообразного домашнего текстиля. Объем реализации превысил 100 млн долларов в год.
Прямые закупки сырья, собственное производство, профессиональная дизайн-студия, постоянное расширение ассортимента, увеличение объемов продаж внутри России, экспорт во многие страны Европы и слаженная работа квалифицированного персонала стали залогом успешной работы компании «ТДЛ «Текстиль».
ОАО «Карабановская швейная фабрика «Спартак» - современное частное предприятие, расположенное в городе Карабаново Владимирской области. Предприятие является ведущим производителем текстильной продукции на внутреннем рынке РФ. Торговую марку «Спартак» знают как марку качественного производителя швейных изделий для дома, а именно постельного и столового белья, постельных принадлежностей и т. д. Карабановская швейная фабрика выпускает свыше 1 млн комплектов постельных принадлежностей в год из тканей почти всех российских и некоторых зарубежных производителей тканей по российским и европейским стандартам. Вся продукция предприятия сертифицирована и проходит строгий технологический контроль. Ассортимент изделий, широкая гамма расцветок и фирменная упаковка могут удовлетворить самого взыскательного покупателя. Продукция швейной фабрики «Спартак» отмечена многими дипломами и наградами, полученными на Федеральной оптовой выставке в Москве, региональных выставках за организацию производства отечественных высококачественных товаров текстильной и легкой промышленности, за активное продвижение торговой марки и широкий ассортимент.
Таким образом, ассортимент постельного белья, поставляемого в ООО «Мидитекс», формируется за счет продукции самых крупных и известных производителей.
Основную долю в структуре ассортимента занимает постельное белье производства ОАО «Корпорация «ЧХБК» - 42,54 и 46,8 % в 2004 и 2005 гг. соответственно. Рост доли продукции ОАО «Корпорация «ЧХБК» в структуре ассортимента ООО «Мидитекс» неудивителен, поскольку за этот период корпорация изменила свою маркетинговую политику и сделала упор на производство и продвижение своей новой торговой марки «Хлопковый
Рай». При этом активным помощником корпорации в реализации нового маркетингового хода стала компания «Мидитекс». Усилия коллектива по активному продвижению торговой марки на территории Южного федерального округа были вознаграждены. ОАО «Корпорация «ЧХБК» удостоила ООО «Мидитекс» почетного звания «Партнер года-2004».
Как уже отмечалось ранее, продукция ОАО «Корпорация «ЧХБК» отличается высоким качеством и отличным дизайном, поэтому пользуется заслуженным успехом у покупателей и способна удовлетворить спрос широкого круга потребителей, несмотря на некоторый рост цен.
Третье место в структуре ассортимента компании «Мидитекс» занимают ивановские ткацкие предприятия (группа компаний «ТДЛ «Текстиль», «ТДЛ «Полартекс»). Продукция этих производителей пользуется повышенным спросом у потребителей с низким уровнем дохода за счет умеренных цен. Но производители в последние годы существенно расширили свой ассортимент и теперь поставляют на российский рынок качественную продукцию, отличающуюся высокой плотностью, современным дизайном, яркими модными расцветками, что повлияло на потребительский выбор и привлекло более широкий круг покупателей. ТДЛ «Текстиль» и «Полартекс» поставляют в компанию «Мидитекс» широкий ассортимент постельного белья различных размеров из бязи, ситца и развивают новое направление - постельное белье из поликоттона.
Продукция Ярцевского хлопчатобумажного комбината и остальных отечественных производителей пользуется меньшим спросом. Все комплекты постельного белья этих производителей отличаются высоким качеством, умеренной ценой, но при этом существуют некоторые упущения, в их числе - недостаточно привлекательная упаковка.
Покупатели компании смогли оценить качество, дизайн, стиль комплектов постельного белья из бязи и сатина турецкого производства. Но типовые размеры этих изделий не соответствуют российским стандартам, в связи с чем круг потребителей этого постельного белья довольно ограничен, тем более что цена этих замечательных европейских моделей достаточно высока.
В целом ассортимент постельного белья компании «Мидитекс» может характеризоваться как достаточно широкий и полный, способный удовлетворить потребности различных социальных групп.
Для более полного удовлетворения потребностей населения всем участникам рынка необходимо проводить регулярные маркетинговые исследования, разрабатывать новые современные подходы к системе сбыта, развивать и совершенствовать методы контроля и экспертизы качества, применять новые технологии, направленные на повышение уровня менеджмента.
Получено 1.06.06
THE TEXTILE MARKET RESEARCH (THE CONSUMER MARKET OF ROSTOV-ON-DON AS AN EXAMPLE)
N. M. Chechetkina
Nowadays the textile market has a great variety of products. The assortment of bedclothes, offered by different producers, is various. But not all the products are in the same demand, and moreover are useful for human health. This article represents in details the specification of every kind of bedclothes, and also advantages and disadvantages of the most famous textile producers. It was taken as an example the wholesale limited-liability company "Miditex" to make analysis of the market research of producers, and to emphasize the problems of their development in the challenging atmosphere.