Научная статья на тему 'КОНФУЦИАНСТВО В XXI ВЕКЕ: ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ФИЛОСОФИИ НА СОВРЕМЕННУЮ ПОЛИТИКУ КИТАЯ'

КОНФУЦИАНСТВО В XXI ВЕКЕ: ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ФИЛОСОФИИ НА СОВРЕМЕННУЮ ПОЛИТИКУ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
19
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / КНР / конфуцианство. / China / PRC / Confucianism.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кочкина Марина Владимировна

статья посвящена исследованию влияния конфуцианства на политику Китайской Народной Республики в период с 2013 по 2024 годы. В работе рассматриваются конкретные примеры интеграции конфуцианских ценностей в политическую практику, а также их роль в формировании социальной гармонии и стабильности. Статья полезна для ученых и практиков в области международных отношений. Теоретическая значимость заключается в расширении знаний о взаимосвязи философии и политики, что способствует более глубокому пониманию современного Китая и его культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFUCIANISM IN THE 21ST CENTURY: THE INFLUENCE OF TRADITIONAL PHILOSOPHY ON MODERN CHINESE POLITICS

the article is dedicated to the study of the influence of Confucianism on the politics of the People's Republic of China from 2013 to 2024. The work examines specific examples of the integration of Confucian values into political practice, as well as their role in shaping social harmony and stability. The article is useful for scholars and practitioners in the field of international relations. The theoretical significance lies in expanding knowledge about the relationship between philosophy and politics, which contributes to a deeper understanding of contemporary China and its cultural heritage.

Текст научной работы на тему «КОНФУЦИАНСТВО В XXI ВЕКЕ: ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ФИЛОСОФИИ НА СОВРЕМЕННУЮ ПОЛИТИКУ КИТАЯ»

КОНФУЦИАНСТВО В XXI ВЕКЕ: ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ФИЛОСОФИИ НА СОВРЕМЕННУЮ ПОЛИТИКУ КИТАЯ

Кочкина М.В.

Кочкина Марина Владимировна - студент, кафедра международных отношений и регионоведения, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск

Аннотация: статья посвящена исследованию влияния конфуцианства на политику Китайской Народной Республики в период с 2013 по 2024 годы. В работе рассматриваются конкретные примеры интеграции конфуцианских ценностей в политическую практику, а также их роль в формировании социальной гармонии и стабильности. Статья полезна для ученых и практиков в области международных отношений. Теоретическая значимость заключается в расширении знаний о взаимосвязи философии и политики, что способствует более глубокому пониманию современного Китая и его культурного наследия. Ключевые слова: Китай, КНР, конфуцианство.

CONFUCIANISM IN THE 21ST CENTURY: THE INFLUENCE OF TRADITIONAL PHILOSOPHY ON MODERN CHINESE POLITICS Kochkina M.V.

Kochkina Marina Vladimirovna - student, DEPARTMENT OF INTERNATIONAL RELATIONS AND REGIONAL STUDIES, NOVOSIBIRSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY, NOVOSIBIRSK

Abstract: the article is dedicated to the study of the influence of Confucianism on the politics of the People's Republic of China from 2013 to 2024. The work examines specific examples of the integration of Confucian values into political practice, as well as their role in shaping social harmony and stability. The article is useful for scholars and practitioners in the field of international relations. The theoretical significance lies in expanding knowledge about the relationship between philosophy and politics, which contributes to a deeper understanding of contemporary China and its cultural heritage. Keywords: China, PRC, Confucianism.

УДК 93/94 (510): 221.7

Традиционная китайская философия продолжает оказывать значительное влияние на современную политическую систему Китайской Народной Республики (КНР). Конфуцианство формирует культурные и этические основы китайского общества, а также играет важную в формировании государственной идеологии. Несмотря на существующие исследования, недостаточно изучены конкретные примеры XXI века, где традиционные конфуцианские ценности были интегрированы в политическую практику. Данная статья направлена на анализ этих аспектов и выявление их роли в политической сфере жизни КНР. Практическая значимость работы заключается в ее полезности для ученых и практиков, работающих в области международных отношений. Теоретическая значимость заключается в расширении знаний о взаимосвязи между философией и политикой, что может способствовать более глубокому пониманию современного Китая.

Основные философские течения в Китае охватывают в том числе аспект государственного управления и политической системы. Чтобы выявить степень и механизмы влияния традиционной китайской философии на современную политическую систему Китайской Народной Республики, необходимо анализировать ключевые философские течения по отдельности.

А. Л. Оганесян отмечает, что наибольшее влияние на социально-политическое развитие стран региона имело философско-религиозное учение конфуцианства [1]. Точных данных по количеству китайцев, придерживающихся философии конфуцианства, нет. Одна из самых важных причин - распространенное явление поликонфессиональности. Однако, несмотря на сложность выявления количества последователей, можно обратить внимание на некоторые тенденции в политике Китая со времен Конфуция (По мнению многих ученых, включая Л. С. Переломова, - VI-V века до н. э [2]).

В основе китайского государства и общества лежат "порядок вещей и традиционный уклад жизни", основанные на религии и философии прошлого [1]. Один из ключевых параметров, описанных предположительно Конфуцием в произведении "Лунь Юй" (Беседы и суждения) - в произведении

подчеркивается, что залог правильного управления государством и жизни - это сохранение ритуалов и традиций: "Государь общается с подданными в соответствии с ритуалом, а подданные служат государю, основываясь на преданности". Он считал, что уважение к истории позволяет сохранить традиционные китайские ценности.

В XXI веке можно наблюдать развитие Китая, которое несмотря на свои интенсивные темпы, не отказывается от традиций и не принимает американизацию как замену своих внутренних черт, складывавшихся веками. Сейчас Китай отличается от многих Западных государств, которые в своем подходе к модернизации отказываются от традиций и обычаев. Ссылки на историю часто встречаются в риторике официальных лиц. Например, в новогоднем поздравлении 31.12.2024 года Си Цзиньпин сказал следующее: "Китайская цивилизация характеризуется родством поколений на протяжении более чем пятитысячелетия, ведь слово «Центральное государство», первое упоминание о котором обнаружено в надписях на дне древнего бронзового сосуда Хэцзунь, бесконечным эхом отзывается в сердцах сынов и дочерей Отчизны." Эти выражения направлены на создание чувства общности, а также само присутствие этого исторического контекста в речи отсылает к принципам конфуцианства, близкого китайской традиции.

В конфуцианстве выделяются несколько характеристик успешного государства: иерархичность, порядок, гармоничность. В политической системе Китая можно наблюдать данные характеристики в той или иной степени. Эти принципы обеспечивают государству стабильность, содействуют сохранению традиционного уклада, и отчасти способствовали высоким темпам экономического развития. При этом подход Китая к внешней политике также направлены на достижение гармонии, мира и порядка. Так, в новогоднем обращении 31.12.2024 года Си Цзиньпин сказал следующее выражение: "Китай готов объединить усилия со всеми странами в деле развития дружбы, сотрудничества, межцивилизационного обмена во имя единой судьбы человечества на общее благо планеты." - что отвечает ценностям конфуцианства и вызывает доверие у последователей этого философского течения.

Между конфуцианскими ценностями и демократией существует сложная взаимосвязь, которая не является прямой и взаимоисключающей [1]. Вновь обращаясь к основному тексту течения, нет ни прямых выражений о важности и необходимости демократии, но нет и выражений об исключении такой системы. В современности можно наблюдать симбиоз данных понятий - последователи конфуцианства не сопротивляются демократии, и в политической жизни Китая эти понятия спокойно сосуществуют.

Интерес к конфуцианству заметно вырос с приходом к власти Си Цзиньпина (2013 год). Мнение председателя Си Цзиньпина во многих вопросах сходится с понятиями и принципами конфуцианского учения. Он всячески поощрял этот интерес среди руководящих должностей и среди граждан [3]. В своем выступлении 2 мая 2018 года перед студентами Пекинского университета, он напомнил о необходимости развивать нравственность и быть близким к народу, что соответствует конфуцианским учениям. В выступлении он процитировал изречение «Хотя путь невелик, его не преодолеть без движения вперед; хотя дело ничтожно, его не завершить, бездействуя». <...> «Хотя дело ничтожно, чтобы выполнить его, -надо приложить усилия. <...> Если все время проводить в праздности и безделье, нельзя достичь поставленных целей и устремлений» [4]. Эти цитаты - фрагменты трактата «Сюнь-цзы», являющегося трудом древнекитайского философа Цюнь-цзы и его учеников. Важно, что цитируемый придерживался синтеза философской мысли, хотя само произведение обычно связывают с конфуцианской традицией.

Также существует концепция "общего процветания", в рамках которой китайское руководство стремится создать социальную стабильность и гармонию, а также сохранить моральные ценности, что является основными принципами конфуцианства, упомянутыми выше. Идеи общего процветания своими корнями уходят в древнюю историю Китая и опираются на работы великого мыслителя и философа Конфуция (551 г. до н.э. - 579 г. до н.э.) - «Великое единство», известного древнего китайского поэта -философа Тао Юаньмина (365 - 427) «Весна цветения персика» [5]. На практике это проявляется в инициативах по улучшению жизненных условий и повышению уровня жизни граждан.

Конфуцианству также уделяется внимание в политике в области образования, где изучение соответствующих ценностей является важной частью воспитания. Под влиянием конфуцианской традиции в Китае и других азиатских государствах профессия учителя пользуется большим уважением. <...> Известные слова, цитаты, изречения, а также основополагающие каноны поведения и идеи Конфуция в течение многих столетий были в Китае обязательным учебным пособием для всех учащихся. <...> И сегодня конфуцианство по праву является духовной основой обучения китайцев всех поколений. Ряд существенных черт, свойственных традиции конфуцианства, определяют современную систему образования, науки и культуры китайского общества [6]. Несмотря на ценность традиций и истории, внедряются современные технологии и методы обучения, которые сочетаются с конфуцианскими принципами.

В современном Китае существует концепция «китайской мечты», которая включает в себя идеи о великом возрождении китайской нации, основанные на конфуцианских ценностях благосостояния и социальной ответственности. Хотя об этой концепции говорили и до прихода Си Цзиньпина к власти, он

упоминает ее во многих речах, в том числе в упомянутых в данной статье обращениях 2 мая 2018 года и 31 декабря 2024 года. Ху Цзиньтао считал, что «китайская мечта» представляет собой мирное сосуществование китайской нации с другими народами мира, совместное созидание светлого будущего [7]. Часть выражения о внешней политике отвечает ценностям конфуцианства, изложенным ранее в статье. Концепция только отвечает конфуцианским ценностям, однако эти ценности являются частью китайской идеологии.

Конфуцианские ценности играют значительную роль в политической системе Китая, оказывая влияние на формирование государственной идеологии, социальные нормы и культурные практики. Конфуцианские ценности акцентируют внимание на социальной гармонии, что является важным аспектом политики Китая. Концепция «общего процветания» отражает стремление к предотвращению конфликтов и поддержанию стабильности, что является приоритетом для китайского руководства. В современном Китае образовательная политика, направлена на изучение конфуцианских текстов и философии, что способствует формированию гражданской ответственности и моральных норм. Восстановление интереса к конфуцианским ценностям в последние десятилетия подчеркивает стремление Китая сохранить свое культурное наследие и укрепить национальную гордость. Важно, что конфуцианские ценности не являются статичными; они адаптируются к современным условиям. Например, концепция «китайской мечты» сочетает традиционные ценности с современными экономическими и социальными целями, что позволяет интегрировать конфуцианство в контекст глобализации и экономического развития.

Список литературы /References

1. Оганесян А.Л. РОЛЬ КОНФУЦИАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ГЕОПОЛИТИКЕ // В сборнике: Религия и образование: социально-политический контекст сборник научных материалов, подготовленных по итогам круглого стола «Религия в координатах нового мирового порядка». Российский университет дружбы народов; под ред. М.М. Мчедловой. 2017. С. 144-153.

2. Переломов Л.С. "Лунь Юй": Восточная литература. - 1-е изд. - М.: Восточная литература, 2001. - 588 с.

3. Ветошкина С.А., Галиуллин М.З. Роль конфуцианских принципов в современной модернизации Китая // Сборник статей и докладов участников XV международной научно-практической конференции. -Казань: КФУ, 2018. - С. 56-63.

4. Китайская мудрость в изложении Си Цзиньпина 8 серия // REDIOMETRO URL: https://radiometro.ru/2021/03/11/kitajskaya-mudrost-v-izlozhenii-si-czi-3/ (дата обращения: 04.01.2025).

5. Концепция общего процветания Си Цзиньпина // Проза.ру URL: https://proza.ru/2023/05/14/363 (дата обращения: 04.01.2025).

6. Иващенко В.И., Капранов Г.А. ВЛИЯНИЕ КОНФУЦИАНСТВА НА СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ // Теория и практика современной науки. - 2015. - №6(6). - С. 535-547.

7. Скрипкарь М.В. Формирование концепции «китайская мечта»: от Сунь Ятсена до Си Цзиньпина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015, №8-2. С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.