Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 4
И.П. Мамий
КОНФУЦИАНСКАЯ МОДЕЛЬ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ:
ОТ АГРАРНОГО СЕКТОРА
ДО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Анализируются этапы реформирования отношений собственности в Китае по методу Дэн Сяопина. На первом этапе реформирования усилия были сосредоточены на решении проблем сельского населения, таких, как: нищета, голод, безработица, неграмотность. На втором этапе осуществлялось преобразование государственных предприятий. Третий этап связан с приватизацией энергетического комплекса. Особое внимание уделяется эволюционному характеру преобразования административно-командной системы.
Ключевые слова: Конфуцианская модель, реформирование китайской экономики, трансформация собственности, этапы приватизации, энергетический комплекс.
The article analyzes ownership transformations by Deng Xiaoping methods proposed. At the first stage, major efforts were concentrated on the solution of the problems hunger and unemployment. The transformation of state enterprises has gradually shifted on the second stage. A modernization of the management of the oil and gas industry was implemented at the third stage. The evolutionary method of the bloodless economics transformation is the first successful experience of this magnitude in modern history.
Key words: The Confucian model, reform, China's economy, the transformation of property, the stages of privatization, the energy sector.
Более ста стран мира начиная с 80-х гг. XX в. стали проводить разгосударствление национальной экономики. В странах Азии программы приватизации имели свои особенности, которые заключались прежде всего в эволюционном характере преобразований.
Китай выбрал такой путь реформирования экономики, который не сопровождался шоковыми приемами, руководствуясь конфуцианской мудростью, налагающей ограничения на политическую и идеологическую суету.
Мамий Ирина Петровна — кандидат экономических наук, доцент экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: mamiy@econ.msu.ru
Конфуций оставил в наследство две социальные утопии: управлять следует на основе «правил» и «долга». Если правитель не будет соблюдать правил и не будет следовать долгу, то народ его не признает. Это был его «сяокан»1.
Создавая концепцию реформирования экономики, вице-премьер Госсовета КНР Дэн Сяопин опирался на теорию управления «Конфуцианского капитализма», разработанную японским предпринимателем Сибусава Эйдзи на основе положений «Чет-верокнижия», или «Сы Шу»2.
Поведение экономических субъектов в условиях жестокой конкуренции, по его мнению, должно базироваться на учении Конфуция о справедливости: « Если ты хочешь, чтобы твои дела шли хорошо, то сделай так, чтобы и у другого они шли хорошо... Помоги другому, не души другого, если ты сам пошел в гору...» Эти положения, как и многие другие, стали основой конфуцианского капитализма и менеджмента — «если ты получил прибыль, ты богатеешь — обязательно поделись с государством! Если ты утаишь долю от государства, ты не бизнесмен...»3.
«Отец реформ» Дэн Сяопин провозгласил, что будет строить социализм с китайской спецификой, т.е. используя концепцию «сяокан», признающую необходимость положить конец бедности и начать рационально и упорядоченно распределять доходы с тем, чтобы люди со средними доходами составляли большинство населения. Он вернул страну к системе традиционных национальных ценностей и возвратил ее в конфуцианский культурный регион — знаменитый регион «Семи тигров». Внешне идеологию марксизма он сохранил, объединив тем самым и коммунистов, и не коммунистов.
Осуществляя преобразования, власти Китая избегали термина «приватизация», используя термин что в переводе на русский язык означает «трансформация».
1 Понятие «сяокан» впервые было упомянуто в известном сборнике песен «Шицзин», или «Книге песен». Отбор и редакция данного сборника, который содержит 305 песен и стихотворений, созданных в XI—VI вв. до н.э., приписываются Конфуцию. Древнекитайские мыслители использовали понятие «сяокан», для того, чтобы определить представление об «уютном, упорядоченном обществе», основанном на дружных семьях. В настоящее время понятие «сяокан» используется как модель идеального общества, уступающего лишь обществу разряда «да тун», в котором уже не будет классового расслоения и все будут равны и свободны.
2«Сы Шу» — свод конфуцианских канонических текстов, основа классического конфуцианского образования, оказавших огромное влияние на духовную культуру Китая, Кореи, Вьетнама и Японии.
3 Титаренко М. Постепенное создание многоукладной экономики — фактор успеха реформ в Китае // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.
Фактически в Китае трансформация государственных предприятий и системы управления экономикой в целом пошла диаметрально противоположным путем, нежели чем в большинстве стран с переходной экономикой на европейском континенте: государство, сохраняя свою собственность, реорганизовывало предприятия в интересах всего населения. После реструктуризации предприятий влияние государства на их хозяйственную деятельность постепенно сокращалось, а предприятиям предоставлялась большая свобода выбора хозяйственной и финансовой политики. При этом приватизация не рассматривалась как единственно эффективное средство подъема экономики.
Стратегические цели и принципы
реформирования экономики, по Ден Сяопину
В последние десятилетия XX в., т.е. в период, предшествующий началу реформ, экономика Китая находилась в стагнации. Более 600 млн человек проживали в сельской местности. Безработица среди сельского населения составляла более 240 млн человек. Средний уровень дохода крестьян был примерно в пять раз ниже среднего уровня дохода горожан. Реальные доходы крестьян не увеличивались более 10 лет. Вследствие политики, проводимой прежним руководством Коммунистической партии Китая (КПК), снижался жизненный уровень населения. Большинство детей, проживавших в сельской местности, не имели начального образования, не хватало квалифицированных кадров. Нарастало социальное расслоение и недовольство населения курсом партии. Само китайское руководство определило состояние экономики в этот период как «грань катастрофы».
Стратегические цели реформирования экономики были определены XIII съездом КПК в октябре 1987 г. Съезд дал оценку реального состояния экономики Китая и выработал стратегию экономических и политических реформ. Трехэтапный план развития экономики был рассчитан до середины XXI в. и содержал следующие конкретные социально-экономические ориентиры:
I этап (1987—1990) — удвоение валовой продукции промышленности и сельского хозяйства; решение проблемы обеспечения населения страны продовольствием и одеждой.
II этап (1991—2000) — увеличение валового внутреннего продукта в три раза. Согласно расчетам, на этом этапе в КНР должно быть создано общество «среднего достатка».
III этап (2001—2030) — увеличение валового внутреннего продукта до уровня среднеразвитых стран. Кроме того, планировалось завершить в основном комплексную модернизацию народного хозяйства.
Основной задачей политики модернизации Ден Сяопин считал подъем производительных сил посредством стимулирования материальных интересов, реализуемыгх через механизм рышочных отношений. Решение такой задачи потребовало создания механизма трансформации государственных предприятий Китая.
Основные цели трансформации были следующие:
— оптимизация структуры производства путем эффективного распределения ресурсов;
— определение и передача прав собственности;
— привлечение капитала для трансформируемые предприятий и компаний;
— сокращение государственный субсидий для поддержания неэффективных государственных предприятий;
— развитие внутреннего рынка и конкуренции.
Реформы в Китае проводились поэтапно, с всесторонним анализом результатов и корректировкой последующих решений.
Стратегические цели реформирования экономики были определены XIII съездом КПК в октябре 1987 г. Съезд дал оценку реального состояния экономики Китая и выработал стратегию экономических и политических реформ. Трехэтапный план развития экономики был рассчитан до середины XXI в. и содержал конкретные социально-экономические ориентиры.
Первый этап реформ —
трансформация отношений собственности
в аграрном секторе (1987—1990)
Первый этап реформ в Китае начался с аграрного сектора, в Китае традиционно преобладала основанная на общине земледельческая культура. Крупные коллективные хозяйства были разделены на более мелкие и более эффективные хозяйственные единицы. Предпочтение отдавалось семейному подряду. Достигнутый рост производительности труда имел колоссальные социально-экономические результаты, поскольку исторически основная часть населения страны проживала в сельской местности. Развитие крестьянских хозяйств, увеличение производства продукции способствовало созданию внутреннего рынка потребительских товаров. Повысился жизненный уровень сельского населения и стал развиваться негосударственный сектор в городах.
Одновременно началось массовое перемещение населения из села в город (крупнейшее переселение в истории человечества) и формирование огромного потенциала рабочей силы в городах.
Цель первого этапа реформ была достигнута. По мнению китайских аналитиков, этому способствовала всесторонняя поддержка государством зарождающегося класса собственников. «Государственный контроль над ценами на энергию, сырье и материалы, промышленное оборудование, производимые в государственном секторе, позволил негосударственному предпринимательству, занятому в основном производством потребительских товаров, получить весьма выгодное для себя соотношение цен (поскольку продукция негосударственного сектора продавалась по ценам свободного рынка)»4. При этом проводилось постепенное снижение доли государственных предприятий и увеличение доли предприятий частного сектора. Доля коллективного сектора практически остается неизменной. На начальном этапе проведения реформ коллективные предприятия можно рассматривать как переходную форму от государственной собственности к частной.
Трансформация государственных
промышленный предприятий —
второй этап реформ (1991—2000)
Масштабная трансформация отношений собственности в государственном секторе началась в Китае во второй половине 1990 г. и проходила в различных формах, таких, как:
— акционирование предприятий;
— выкуп акций менеджментом;
— банкротства или реорганизация существующих предприятий;
— создание совместных предприятий;
— продажа доли государственных предприятий на аукционах.
Статистическое изучение этого этапа реформирования форм собственности в Китае было затруднено разрозненностью и частичным отсутствием достоверных данных, что напоминает ситуацию в России на начальном этапе реформ.
Основные исследования этого процесса проводились учеными разных стран в основном на самостоятельном сборе информации непосредственно на предприятиях в различных провинциях Китая.
Результаты проведенных исследований показали, что выкуп акций менеджментом и дальнейшее управление предприятием являются успешной формой трансформации собственности. На их
4 Титаренко М. Постепенное создание многоукладной экономики — фактор успеха реформ в Китае // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.
долю приходится около половины всех приватизационных программ. Новый менеджмент обеспечил значительное повышение эффективности производства, позволил создать более прозрачные механизмы деятельности, ввести международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, привлечь профессиональный независимый аудит.
Подробный анализ этого способа приватизации представлен Я. Яо в работе «Обязательства правительства и итоги приватизации в Китае»5, где на примере города Шунде им проанализированы институциональные реформы, проводимые в муниципальных органах власти. Правительственные реформы были начаты в Шунде в 1993 г. и закончились в 1999 г. За шесть лет реформ было сокращено 50% государственный учреждений, произошло объединение параллельных департаментов в правительстве и партийные органах, что способствовало повышению прозрачности и эффективности действий правительственных органов. Доказательством демократизации этого процесса явился выпуск (впервые в Китае) ежемесячного бюллетеня, в котором публикуются последние законы и нормативные акты, принимаемые на различные уровнях государственного управления. Этот уникальный по отношению к другим китайским городам бюллетень стал связующим звеном между правительством и частным сектором.
Приватизация в Шунде показала, что реформа собственности создает условия для правительственных реформ. Местные власти проводили гибкую политику в отношении приватизируемые предприятий. Новая философия государственного управления сводилась к переходу от прямого участия в управлении предприятием к предоставлению им различные льгот и привилегий, т.е. к созданию условий для свободного предпринимательства. Предсказуемость действий властей и стабильность экономической политики способствовали эффективному менеджменту на предприятиях. При прочих равных условиях совокупная добавленная стоимость у приватизированные предприятий в Шунде увеличилась на 10 млн юаней, а прибыль возросла на 34 млн юаней по сравнению с другими городами.
Трансформация предприятий явилась катализатором развития фондового рынка Китая. Увеличение количества трансформированные предприятий и необходимость их дальнейшего экономического роста потребовали привлечения внешних инвестиционных ресурсов.
5 Yao Y. Government Commitment and the Outcome of Privatization in China // China Center for Economic Research Beijing University Beijing. 100871. China.
Важной вехой китайской экономической реформы было создание Шанхайской фондовой биржи в 1990 г. и Шеньчженьской фондовой биржи в 1991 г. К концу 2001 г. число зарегистрированных частных кампаний в Китае возросло в 116 раз (!). Компании акционировались путем продажи государственных пакетов акций на фондовых биржах не только в Китае, но и за рубежом. С 1992 г. по 2000 г. продажа государственных пакетов акций принесла правительству более 72 млрд долл. США6.
Следует отметить, что с целью повышения финансовой эффективности функционирования приватизированных предприятий менеджмент пытался проводить сокращение штатов сотрудников. Естественно, сокращение рабочих мест на приватизированных предприятиях негативно отражалось на социальной стабильности. Поэтому проводить сокращение штатов в Китае не разрешалось без согласования с государственными органами. Тем самым государство сохранило за собой инструменты влияния на поведение приватизированных предприятий с целью сохранения уровня занятости и др.
Третий этап. Реформирование
энергетического комплекса Китая (2001—2030)
Третий этап характеризуется преобразованием в сфере естественных монополий. Это связано с тем, что рост экономики Китая резко увеличил потребность в энергоресурсах.
Нефтяная промышленность Китая до настоящего времени находится под жестким контролем центральной власти. В нефтяной промышленности доминируют четыре крупных государственных корпорации. Крупнейшая из них — Китайская национальная нефтегазовая корпорация (СМРС), комплексная промышленная организация, основанная в 1949 г. для организации и управления разведкой и разработкой шельфовых ресурсов нефти и природного газа.
СМРС контролирует более 95% нефти и природного газа, добываемого в шельфовой зоне Китая. Все морские нефтяные и газовые месторождения находятся под контролем второй по величине нефтяной компании — Китайской национальной оффшорной нефтяной и газовой корпорации (СМООС). Она была создана 1982 г. для представления интересов государства при проведении совместных разработок по добыче нефти и газа в Китае с участием иностранных компаний. Китайская национальная
6 Gan J., Guo Y., Xu C. What Makes Privatization Work? The Case of China // Hong Kong University of Science and Technology (HKUST), Peking University, Hong Kong University and Tsinghua University. 2008.
нефтехимическая корпорация (Sinopec) была образована в 1983 г. для разработки комплексной нефтеперерабатывающей и нефтехимической системы. Основным направлением деятельности Китайской Национальной Химической импортно-экспортной корпорации (Sinochem) является импорт и экспорт нефти и нефтепродуктов. Она же является и основным импортером в стране. С начала 1990-х гг. Sinopec возглавляет усилия по расширению потенциала и создания новых нефтеперерабатывающих комплексов путем децентрализации нефтеперерабатывающей промышленности.
В связи с возрастающей потребностью в энергоресурсах в Китае начали проводить аукционы для иностранных инвесторов по разработке месторождений в прибрежных районах, а также осуществлять масштабную реструктуризацию с привлечением иностранных инвесторов в нефтегазовой сфере. Основное внимание уделялось модернизации отрасли и приведению ее к международным стандартам. Такие меры привели к тому, что иностранные инвестиции в добычу нефти и газа в море превысили 4 млрд долл. В настоящее время открыто 12 морских нефтяных и газовых месторождений, пригодных для эксплуатации. Четыре из них осваиваются с участием иностранных партнеров, в частности таких, как: ACT, действующая группа Джип SpA, Amoco с партнерами, Chevron, JHN группы Японии, Phillips Petroleum и Texaco.
Продолжение экономического роста, увеличение численности и повышение уровня жизни части населения, модернизация промышленности, сельского хозяйства и транспорта увеличивают объемы потребления энергетических ресурсов. С 2007 г. Китайская экономика по объему ВВП является третьей после США и Японии. По данным Национального Бюро статистики КНР, в 2011 г. ВВП достиг 47,156 трлн юаней (7,4 трлн долл.)7.
Китай — второй глобальный потребитель энергетических ресурсов — свыше 2,3 трлн тонн условного топлива в год., а китайский рынок газа — самый быстрорастущий в мире.
По предварительным данным Министерства промышленности и информационных технологий Китая, в 2011 г. потребление нефти составило 468 млн т; потребление газа достигло почти 86 млрд м3 8.
Современная стратегия Китая в нефтегазовой сфере направлена, во-первых, на увеличение внутренней добычи нефти и газа в освоенных месторождениях восточного Китая. На вос-
7 http://jli.ru/novosti/VVP_Kitaya_po_itogam_2011_goda_vyros_na_9_2.html, http://www.stats.gov.cn/
8http://www.epochtimes.ru/content/view/50950/4/
токе Китая расположено большинство крупных месторождений нефти и газа. Добыча нефти в месторождениях этих районов составляет более чем 90% от общей добычи нефти (3 млн баррелей в день).
Во-вторых, она направлена на разведку и освоение новых месторождений в западных регионах страны. Основной акцент в этих разработках делается на создание оффшорных кампаний и совместных предприятий, хотя ранее Правительство Китая придерживалось политики ограничения приватизации в нефтегазовом секторе. Китай начал разведку и разработку месторождений в западных регионах страны, преимущественно на северо-западе в провинции Синьцзян. Большинство шельфовых месторождений, предложенных на инвестиционных аукционах для разработки иностранным инвесторам, находятся в этом районе. Из трех крупных бассейнов в регионе Синьцзян — Тарим, Турфан-Ха-ми и Джунгар — наиболее перспективным эксперты считают Тарим. Для привлечения иностранных компаний Китай приступил к реализации программы развития инфраструктуры этого региона. Программа включает строительство трубопроводов и транспортных магистралей.
По прогнозам китайских специалистов, с учетом экономического роста к 2020 г. потребность страны в импорте нефти будет достигать около 450 млн т. К 2025 г. прогнозный объем потребления нефти в КНР составит уже 710 млн т в год9.
Повышение объемов потребления нефти вынуждает нефтяные компании Китая, такие, как 8торес, искать возможность доступа к месторождениям нефти и газа за пределами КНР, например в России, Казахстане, странах Африки и Латинской Америки.
Газовая промышленность Китая развивается по двум основным направлениям. Первое — расширение геологоразведочных работ и увеличение добычи газа в стране; второе — увеличение импорта. Только за последние шесть лет добыча газа в Китае возросла более чем в 2,5 раза — с 27,2 до 75 млрд м3. В результате интенсификации геологоразведочных работ сделан ряд открытий средних и мелких месторождений в Тариме, Ордосе, Сычуане и др. Перспективы открытия новых запасов также связаны с освоением месторождений на сверхбольших глубинах. Такой газ очень тяжело добывается, себестоимость его добычи чрезвычайно высока и, как следствие, экономическая целесообразность его добычи весьма сомнительна. Согласно планам потребления газа, объем его использования в стране составит в 2020 г. 176 млрд м3,
9 China's Economic Transformation over 20 Years. Chief Editor: Wang Mengkui Beijing: Foreign Languages Press. 2000. P. 79.
в 2030 г. — 260 млрд м3. Импорт газа должен составить в 2020 г. — 78 млрд м3, в 2030 г. — 125 млрд м3 10.
Согласно Конституции КНР является социалистическим государством, однако около 70% ВВП обеспечивается частными предприятиями11. Существующий экономический строй КНР официально называют «строительством социализма с китайской спецификой».
Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что китайская специфика социализма заключается именно в том, что в ее основе лежит Конфуцианская модель реформирования экономики. Процесс реформирования, начатый в аграрном секторе и проводимый до настоящего времени в энергетическом комплексе, признан учеными всего мира и отмечен как успешный, дающий впечатляющие результаты. Взвешенная и последовательная политика китайского правительства при проведении реформ, основанных на конфуцианской модели, способствовала бурному развитию промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства. Совершенствуется государственная система власти, развивается система государственного образования, поддерживается фундаментальная наука, поощряется инновационная деятельность. Китай проводит политику «открытых дверей» для внедрения новейших мировых технологий и иностранных инвестиций.
Существуют и проблемы, неизбежные во время реформ. Сказалось влияние мирового кризиса на состоянии современной экономики Китая.
Тем не менее если программа трансформирования более 200 млн государственных предприятий будет полностью завершена, то это будет самая гуманная смена собственников производительных сил за всю историю экономико-политических «переворотов» в мире.
Список литературы
Мамий И.П., Кожанова С.А. Трансформация собственности энергетического комплекса по-китайски // Обозреватель. 2010. № 6.
Титаренко М. Постепенное создание многоукладной экономики — фактор успеха реформ в Китае // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.
Щедрина А.М. Опыт Махатмы Ганди в свете проблем антикризисного управления // Вестн. Моск. ун-та. Управление (государство и общество). Сер. 21. 2010. № 4.
10 Там же.
11 http://jli.ru/novosti/VVP_Kitaya_po_itogam_2011_goda_vyros_na_9_2.html, http://www.stats.gov.cn/
Юдина Т.Н. Ломоносовская модернизация Российской империи // Вестн. Моск. ун-та. Управление (государство и общество). Сер. 21. 2011. № 3.
China's Economic Transformation over 20 Years / Ed. Wang Mengkui. Beijing: Foreign Languages Press, 2000.
Gan J., Guo Y, Xu C. What Makes Privatization Work? The Case of China // Hong Kong University of Science and Technology (HKUST), Peking University, Hong Kong University and Tsinghua University. 2008.
Yao Y. Government Commitment and the Outcome of Privatization in China // China Center for Economic Research Beijing University. Beijing. 100871. China.
http://jli.ru/novosti/VVP Kitaya po itogam 2011 goda vyros na 9 2.html, http://www.stats.gov.cn/
http://www.epochtimes.ru/content/view/50950/4/ http://www.strana-oz.ru/?numid=22&article=1012